Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЭКХАРТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭКХАРТ

ЭКХАРТ (Eckhart), Мейстер Экхарт Иоганн (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы - конец 1327 - начало 1328, Авиньон) - немецкий теолог, проповедник, мистик; монах-доминиканец. Около 1277 учился в Париже, позднее изучал в Кёльне у Альберта Великого теологию. В 1293-94 читал лекции в Сорбонне, комментировал "Сентенции" Петра Ламбардского, впоследствии - приор Эрфурта и викарий Тюрингии. В 1302-03 вновь преподавал в Париже как magister actu regens (отсюда прозвище "Мейстер"). В 1311-13 - в Париже, затем в Страсбурге, с 1323 руководил "Studium Generale" доминиканцев в Кёльне; проповедовал по-немецки. В 1326 кёльнский архиепископ назначает комиссию для проверки правоверности воззрений Экхарта, через год материалы направляются в Авиньон; туда же, чтобы защитить себя, едет Экхарт. В "Оправдательной речи" он отвечает на примерно 80 выдвинутых против него обвинений. В 1329, после его смерти, папа Иоанн XXII объявляет еретическими 28 его высказываний, добавляя, что перед смертью Экхарт подчинился этому приговору и отказался от еретических мыслей. Наибольшую известность Экхарту принесла его богословская и проповедническая деятельность. Главное его произведение на латинском языке "Трехчастный труд" (Opus Tripartitum, издан в 1924).

Бог есть абсолютное бытие, а творение либо идентично с божественным бытием, либо есть "чистое ничто" (purum nihil). Поскольку вне Бога бытия нет, а образы мира не находятся в отношении подобия к Богу, необходима отрешенность и последовательное освобождение от всего, созданного в пространстве и времени: быть "пустым" (или "нищим") значит быть "полным Бога". Сложились две традиции толкования этих воззрений Экхарта. Первая, воспринимающая Экхарта как мистика, видит в нем продолжателя традиции неоплатонизма, в "отрешенности" (Abgeschiedenheit) его воспроизводится негативное отношение неоплатонизма к чувственному и материальному миру. Оставление душой самой себя ("смерть души"), своей тварности есть одновременно отказ от созданного человеком образа Бога и тем самым - освобождение самого Бога. Экхарт различает "Бога" и "Божество" (Gottheit), которые так же несхожи, "как небо и земля" (Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991, с. 29-30). Единство с Богом возможно только там, где царят единство и простота (нищета духом и "отрешенность").

Сторонники второго подхода (К. Флаш, Б. Мойзиш и др.) считают термин "мистика" неадекватным для характеристики Экхарта, отмечая, что у него нет речи о переживании "экстазов", "видений", "особых состояний" и способов "единения с Богом"; Экхарт рассматривается как один из (наряду с Бертольдом Моозбургским иДитрихом Фрейбергским) представителей аристотелевской традиции понимания ума-нусв (интеллекта). Экхарт отождествляет Бога с разумом-интеллектом: "Бог есть разум и разумное познание... есть основа Его бытия" (Lateinische Wferke, Bd. V, S. 40). В парижский период деятельности (1302-03) он заявляет, что более не придерживается мнения, будто Бог познает, потому что существует. Наоборот: "Бог есть, потому что познает". Утверждая, т. о., приоритет разума по отношению к любому бытию (в т. ч. бытию Бога), Экхарт освобождает разум от всего, что ограничивает его абсолютность: поскольку разум есть не соотнесенное ни с чем "не-бытие", то в своей абсолютной отделенности (Geschiedenheit) от любого бытия он может познавать все бытийное и служить ему основой. "Интеллект как интеллект" всегда един и различается только как "божественный" (intellectus agens) и "человеческий" (intellectuspossibilis), так что причастность Богу дана уже онтологически. Единение человеческого интеллекта с божественным предполагает "смерть души" и "отрешенность", которые могут быть истолкованы и как требование свободы божественного ума-интеллекта.

В 1267 проповедникам Доминиканского ордена было вменено в обязанность заниматься духовным воспитанием слушательниц женских монастырей: это потребовало перехода с латинского языка на немецкий. Проповеди Экхарта на немецком языке сыграли видную роль в становлении немецкой богословской и философской терминологии. Учениками Экхарта были Таулер, Сузо, он оказал влияние на Николая Кузанского. К идеям Экхарта обращались представители русской религиозной философии (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Фрацк).

Соч.: Die Deutschen und die Lateinischen Werke: Die Deutschen Werke, Bd. I-III, V., hrsg. v. J. Quint. Stuttg., 1958-76; Die Lateinischen Werke, Bd. I, IV. Stuttg., 1956; Meister Eckhart und seine Jünger. B., 1972;

Проповеди и рассуждения. M., 1912; Книга Божественного утешения.- "Диалог. Карнавал. Хронотоп". М., 1998, № 2; О человеке высокого рода.- Там же, № 3; Речи и наставления.- Там же, № 4. Лит.: HaasA. M. Geistliches Mittelalter. Freiburg (Schweiz), 1984; Mojsisch B. Meister Eclchart. Hamb., 1983.

И. А. Михайлов

В начало энциклопедии