Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "У" (часть 1, "У"-"УНИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 1, "У"-"УНИ")

У

Статья большая, находится на отдельной странице.

"У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (ЧЕРТЫ КОНКРЕТНОЙ МЕТАФИЗИКИ)"

Статья большая, находится на отдельной странице.

У ВЭЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"У ЦЗИН"

"У ЦЗИН" ("Пять канонов", "Пятикнижие") - появившееся во 2-1 вв. до н. э. обозначение пяти книг, признанных каноническими для конфуцианства: "Ши и^ин" ("Канон песен"), "Шу цзчн" ("Канон писаний"), "Ли цш" ("Записки о правилах] благопристойности"), "Чжауи" ("Чжоуские перемены"), "Чунь цю" ("Весны и осени"). "Ли цзи" в разных списках канонов могли заменяться на "Чжоули" ("Чжоуские правила] благопристойности") либо на "И ли" ("Образцовые церемонии и [правила] благопристойности", именовались также "Ли цзин" - "Канон благопристойности"). Название "цзин" (букв. - нить основы) обозначило основополагающую роль этих книг в упорядочении общества посредством перенесения на него совершенной космической структуры, которая воплощается в "письменности/культуре" (вэнь). Упорядочивающая роль канонического свода подчеркивалась его пятеричным составом, соответствущим основополагающей для китайской культуры пятеричной матрице (см. Усш). Каноны (кроме пятого) обычно именовались не полным названием, а первым иероглифом. Т. о. имя книги отождествлялось с той сферой общественно необходимого опыта, к которой она приобщала: ши - "стихи/песни" в единстве их эстетической и воспитательной функций; шу - "писания", гл. о. исторического и ритуально-дидактического характера; ли - "[этико-ритуальная] благопристойность", "ритуал"; и - космические "перемены", бесконечные трансформации вещей и явлений, спонтанные и закономерные одновременно. Название "Чунь цю" ("Весны и осени") стало нарицательным обозначением летописи и подразумевало в т ч. непрерывную хроникальную фиксацию исторических событий, прежде всего дел государственной значимости, таким образом, чтобы она служила в назидание потомкам. Императорским указом в 136 до н. з. было введено звание боши ("доктор", "главный эрудит"), которое присваивалось за знание канонов. "Пять канонов" легли в основу конфуцианской философии, системы образования, воспитания и государственных экзаменов в императорском Китае. См. лит. к ст. "Ши сань цзин", Цзин сюэ.

А. Г. Юркевич

УАЙТХЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

УАРТЕ

УАРТЕ Хуан (Huarte de san Juan) (ок. 1530, Сан Хуан-деПье-дель-Пуерто, Наварра - не позднее 1592, Баэса) - испанский врач и философ, учился в Баэсском университете, в 1559 получил степень доктора медицины в университете Алькала. С 1571 жил в Баэсе, где в 1572 получил должность городского врача. Его труд "Исследование способностей к наукам" (Examen de ingeniös para las ciencias, 1575) ставит перед собой задачу объяснить: 1) "какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой"; 2) "какие виды дарования имеются в человеческом роде"; 3) "какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности"; 4) "по каким признакам можно узнать соответствующее дарование" (Исследование способностей к наукам. М-, 1960, с. 20). Уарте объясняет качественное различие вещей набором количественных комбинаций одной и той же первичной субстанции, которая представляет собой совокупность четырех элементов - огня, земли, воздуха и воды, обладающих четырьмя первичными качествами (жар, холод, сухость и влажность). Эти элементы и качества, по его мнению, определяют свойства всех предметов и явлений природы, в т. ч. и человека. Особый интерес представляет предложенная Уарте классификация наук, в основе которой лежат познавательные способности человека - память, разум и воображение.

Лит.: Abellan José Luis. Los médicos-filosofos Juan Huarte, Viguel Sabuc y Francisco Vales.- Historia critica del pensamiento espanol, t. 2. Madrid, 1992, p. 141-261.

M. A. Буреете

УВАРОВ

УВАРОВ Сергей Семенович [25 августа (5 сентября) 1786, Москва - 4 (16) сентября 1855, там же] - русский государственный деятель, философ. Крестник императрицы Екатерины II. Получил образование в Гёттингенском университете. Александр I назначил его секретарем русского посольства в Вене, затем в Париже. Последовательно занимал важные государственные должности: был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, директором департамента мануфактуры и внутренней торговли, товарищем министра народного просвещения, министром народного просвещения (1833-49). Президент Императорской Академии наук (1818-55), член ряда иностранных научных обществ.

В истории русской философии традиционно характеризуется как просвещенный консерватор в начале карьеры и реакционер (создатель теории "православие, самодержавие и народность") - в конце. Как мыслитель Уваров в работах советских исследователей оценивался пренебрежительно ("образованный дилетант"), современники же оценивали его высоко. Ж. де Местр считал, что Уваров является первым оригинальным русским философом, осмелившимся подвергнуть ревизии наследие просветителей 18 в. Основные философские работы - "Проект Азиатской академии" (1810), "Опыт об Элевсинских мистериях" (1812) (обе на франц. языке). Испытал влияние идей Ф. Шлегеля, с которым был лично знаком, а также Гёте и И. Гердера. Придерживался пессимистического взгляда на судьбы человечества, его концепция диаметрально противоположна теории прогресса, выдвинутой М. Кондорсе. Считал, что человеческий род постепенно деградирует, удаляясь от источников всеобъемлющего знания, которые существовали на Востоке, в частности в Индии. Вместе с тем полагал, что с развитием просвещения (понимаемого им как распространение наук и смягчение нравов) противоречия западноевропейской цивилизации могут быть сглажены. России отводилась ведущая роль как посреднице между Востоком и Западом. Идеи Уварова в русском обществе не получили распространения.

Соч.: Études de philologie et de critique. СПб., 1843. Лит.: Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902). СПб., 1902; Дурылин С. Н. Русские писатели у Гёте в Веймаре.- "Литературное наследство", 1932, № 4-6; Степанов M. Письма Жозефа де Местра к С. С. Уварову- Там же, 1937, № 29-30.

А. В. Панибратцев

УДАЯНА

УДАЯНА (санскр. Udayana) (10-11 вв.) - систематизатор и диалектик "старой ньяи" и признанный авторитет для ньяявайшешики и "новой ньяи". Удаяна всю жизнь странствовал, непрерывно участвуя в диспутах: одержал победу над адвайтистом Шрихирой и над буддистом в Митхиле (после чего местный царь уничтожил буддийские тексты); ему принадлежала инициатива в вытеснении остатков буддийской философии из Индии. Удаяна написал 7 сочинений, два из которых, "Лакшанавали" и "Лакшанамала", - изощренные дефиниции категорий и основных понятий ньяя-вайшешики, а также их классификации. Так, 7 категорий вайшешики распределяются на те, что присущи другим вещам, те, коим присущи другие вещи, и те, коим другие вещи присущи быть не могут: универсалии, "индивидуаторы" и сама присущность. Предметы "Атмататтвавивеки": доказательство существования Атмана (против буддистов), обоснование бытия Бога и авторитетности Вед, концепция конечного освобождения. Основной труд Уцаяны - большой стихотворный трактат в пяти разделах "Ньяя-кусуманджали" ("Букет цветов ньяи") - построен как опровержение пяти аргументов отрицателей бытия Бога. В последнем разделе приводятся 8 доказательств бытия Бога (см. Ишвара-вада), обращенные в одном смысле против санкхьяиков, в другом - против мимансаков: 1) мир, имея природу следствия, предполагает производящую первопричину; 2) мир, состоящий из атомов, предполагает перводвигателя; 3) мир, имеющий тенденцию к разрушению, предполагает поддерживающего; 4) должен быть первый "установитель имен"; 5) безошибочность положений Вед предполагает их сведущего автора; 6) Веды должны иметь Автора как такового, подобно медицинским трактатам и т. п.; 7) Веды должны быть творением разумного существа, подобно прочим сочинениям; 8) в начале каждого мирового цикла атомы производят вещи, соединяясь в диады, триады и т. д., но само знание этих чисел предполагает разумное существо. Лит.: Атта К. V. Udayana and his Philosophy Delhi, 1985.

В. К. Шохин

УДДЙОТАКАРА

УДДЙОТАКАРА (санскр. Uddyotakara) (6-7 вв.) - индийский философ, автор субкомментария к "Ньяя-сутрам" (комментарий к "Ньяя-бхашье" Ватсьяяны) под названием "Ньяяварттика". Называл себя жителем Шругхны (Пенджаб) и учителем шиваитов-пашупатов. Уточнения положений "Ньяябхашьи" у Уддйотакары отличаются утонченностью: так, он пытается показать, чтоВатсьяяна говорит не о бесконечном множестве вещей в мире, но о бесчисленных задачах, решаемых с помощью источников знания. Уодйотакара демонстрирует подробнейшую систематизацию тем и доктрин ньяи в постоянной полемике с ее оппонентами, прежде всего с идеалистической буддийской школой Дигнаги, который в свое время критиковал положения Ватсьяяны. Для схоластического мышления Уддйотакары характерна система развернутых делений предметов дискурса ньяи: он различает две задачи человеческой жизни - удовольствие и прекращение страданий, 21 "опору" страдания, видимое и невидимое конечное благо, два вида "освобождения"; 6 видов связи чувства и объекта, составляющих основу восприятия (в которых варьируются сочетания внешнего контакта и внутреннего - ингеренции); ошибочных же позиций среднего термина силлогизма он насчитывает 2032 разновидности. Полемизируя с определениями логического вывода у буддистов и санкхьяиков, Уддйотакара отвергает одно из важнейших достижений школы Дигааги - концепцию вьяпти. Более конструктивной была его критика буддийской концепции апоха-вады и обоснование существования Атмана.

В. К. Шохин

УДДХАМАГХАТАНИКИ

УДДХАМАГХАТАНИКИ (пали uddhamäghatanika - рассуждающие о будущем) - обозначение в "Брахмаджала-сутте" Палийского канона (см. Трчпитака) философских течений эпохи Будды, представители которых, в отличие от пуббантакттшюв, занимались изысканием не того, что уже есть, но того, что будет или должно быть. Составитель "Брахмаджала-сутты" (Дигха-никая 1.30-38) распределяет их на рефлектирующих относительно существования индивида после смерти и рассуждающих о возможности достижения высшего блага уже при жизни. Среди первых, далее, различаются те, кто настаивал на существовании Атмана после смерти, и тех, кто это существование отрицал. Наконец, среди "эсхатологистов" различаются настаивавшие на посмертной сознательности Атмана (в 16 позициях), настаивавшие на его посмертной бессознательности (8 позиций) и на его полусознательности-полубессознательности (8 позиций). Позиции обозначаются в связи с предицированием Атману после смерти тела сознательности/бессознательности в контексте признания наличия у него "формы" или ее отсутствия, а также способности/неспособности различать единство или множественность объектов или испытывать счастье/несчастье (дистрибуция этих позиций осуществляется за счет атрибуции Агману соответствующих характеристик через схему тетралеммы-см. Чатушкотика). Оппозицию "эсхатологистам" составляют "аннигиляционисты", отстаивающие в 7 позициях смертность Атмана (эти позиции обеспечиваются поэтапными отрицаниями существования Атмана как способного к определенным, "прогрессирующим" стадиям буддийской медитации - дхьяна). Оптимисты, считающие возможным достижение высшего блага уже в этой жизни (оно обозначается как nibbäna), представлены в 5 позициях (обеспечиваемых возможностью получения обычных чувственных удовольствий, а также блаженством в результате овладения одной из четырех классических дхьян).

Несмотря на явные элементы нумерологической схематизации в распределении позиций уддхамагхатаников, бесспорно принадлежащие редакторам канонических текстов, сами дискутируемые "доктрины" вполне историчны. Индия эпохи Будды знала и различные способы решения вопроса о существовании Атмана после распада тела (о чем свидетельствуют тексты Упанишад), в т. ч. и материалистическую, и разночтения в связи с возможностью достижения summum bonum еще при жизни индивида. Последняя из названных проблем активно обсуждалась и в классической индийской философии (ср. ведантийская концепция jîvanmukti - "освобождения при жизни", противостоявшая концепциям ряда других школ).

В. К. Шохин

УДОВОЛЬСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"УЕДИНЕННОЕ"

"УЕДИНЕННОЕ" - книга размышлений и заметок В. В. Розанова (СПб., 1912, тираж 2400 экз.; в 1916 вышло 2-е изд. тиражом 1500 экз.). Этой книгой Розанов начал совершенно новый тип неформального философствования, продолженный затем в "Опавших листьях" (1913-15, 2 т.). На титульном листе стоят слова "почти на праве рукописи", словно это не обычная типографским образом отпечатанная книга, а чисто личные, интимные рукописные записки. В книгу входят записи в основном 1911, причем нередко он указывает даже обстоятельства и место создания записи "на обороте письма", "за нумизматикой" и даже "на подошве туфли; купанье". Получилась некая стенография духовной жизни свободного писателя. Если можно говорить о каком-то "сюжете" в "Уединенном", то это, пожалуй, постоянные мысли о жене Варваре Дмитриевне (которую Розанов называет "другом"), ее болезни и приближающейся смерти, обесценивающей все усилия спасти спутницу жизни. По грустной иронии судьбы Варвара Дмитриевна пережила Розанова почти на пять лет (умерла 15 июля 1923). В "Уединенном" Розанов продолжает борьбу с засильем позитивистской и либеральной идеологии в русской литературе и жизни. Вот некоторые из записей: "Конечно, не Пестель - Чацкий, а Кутузов - Фамусов держит на плечах своих Россию, "какая она ни есть", Пестель решительно ничего не держит на плечах, кроме эполет и самолюбия". "Связь пола с Богом - большая, чем связь ума с Богом, - выступает из того, что все а-сексуалисты обнаруживают себя и а-теистами. Те самые господа, как Бокль или Спенсер, как Писарев и Белинский, о "поле" сказавшие не больше слов, чем об Аргентинской республике, и, очевидно, не более о нем и думавшие, в то же время до того атеистичны, как бы никогда до них и вокруг них не было никакой религии". "Церковь есть единственно поэтическое, единственно глубокое на земле. Боже, какое безумие было, что лет 11 я делал все усилия, чтобы ее разрушить. И как хорошо, что не удалось. Да чем была бы земля без церкви? Вдруг обессмыслилась бы и похолодела". Последняя запись, датированная 29 декабря 1911: "Никакой человек недостоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости".

Есть три комментированных издания "Уединенного", составленных в одно и то же время, но независимо друг от друга - под редакцией А. Николюкина (Уединенное. М.: Республика, 1990), E. Барабанова (Соч. в 2 т. М.: Правда, 1990, т. 2) и В. Сукача (О себе и жизни своей. М.: Московский рабочий, 1990).

С. Б. Джимбинов

УЗНАДЗЕ

УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич [20 декабря 1886 (1 января 1887), с. Сакаша Кутаисской губ. - 12 октября 1950, Тбилиси] - грузинский философ и психолог. В 1896-1905 учился в Кутаисской классической гимназии; окончил философский факультет Лейпцигского университета; занимался, в частности, у В. Вундта и X. Фолькельта. В 1909 защитил докторскую диссертацию о мировоззрении Вл. Соловьева; в 1913 сдал экстерном экзамены за историко-филологический факультет в Харьковском университете; заведовал кафедрами психологии Тбилисского университета (1918-50) и Кутаисского педагогического института (1933-42); директор Института психологии АН Грузинской ССР (1941-50).

Первые работы Узнадзе посвящены истории философии; с 1920-х гг. он сосредоточивается на психологических исследованиях, и в первую очередь на создании оригинальной "теории установки" как специфическом акте "объективации", которым субъект обращает предмет или явление в специальный объект наблюдения. "Установка" есть некое общее состояние деятельности субъекта как целого, которое, не составляя содержания сознания, оказывает решающее на него влияние. Соч.: Труды, т. 1-51. Тбилиси, 1956-67 (на груз. яз.); Психологические исследования. М., 1966; Wladimir Solowiow. Seine Erkenntnistheorie und Metaphisik. Halle, a. s., 1990.

Лит.: Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н.Узнадзе. Тбилиси, 1973; Дмитрий Узнадзе (1886-1950). Биобиблиография. Тбилиси, 1984; Д. Н. Узнадзе - классик советской психологии. Тбилиси, 1986.

В. Ф. Пустарнаков

УИЗДОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УИКЛИФ

УИКЛИФ (Wyclüie, Wyclü) ВиклифДжон (ок. 1320-3 декабря 1384) - английский теолог, философ, реформатор церкви. Образование получил в Королевском колледже Оксфорда. С 1357 по 1360 - регент факультета искусств, а с 1361 становится викарием в Филингхейме, близ Оксфорда. С 1372 - доктор теологии. Последние годы жизни был настоятелем в Лестершире. В 1382 осужден собором английских епископов. В 1415 Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком и постановил сжечь его останки, что и было осуществлено в 1428. Уиклиф известен прежде всего своей общественно-политической деятельностью, к которой он обратился в 1374, когда был назначен одним из членов комиссии, проводившей переговоры в Брюгге с представителями Римской курии о праве папы назначать кандидатов на церковные должности в Англии и об уплате церковных налогов. Переговоры не привели к реальным результатам, однако благодаря резким и ярким выступлениям Уиклифа событие имело общественный резонанс. Свои взгляды на церковь Уиклиф последовательно изложил в двух сочинениях - "О божественной власти" (De domini divino) и "О светской власти" (De civili dominio): с первородным грехом человек потерял право на владение чем-либо на земле; властью (как, впрочем, и богатством) человека наделяет Бог, и только праведники имеют законное право на обладание ею; у человека нет другого закона и другого права, кроме любви к ближнему. Церковь, по мнению Уиклифа, погрязла в грехе и роскоши, ее следует вернуть к евангелической бедности; заставить же ее сделать это должен король, справедливо получивший власть от Бога. В 1377 папа 1ригорий XI отправил в Англию 5 булл с осуждением некоторых положений из сочинений Уиклифа. В Оксфорде вызвало раздражение вмешательство папы в дела университета: профессора не нашли ничего еретического в сочинениях. В его нападках на церковь прослеживается сильное влияние предестинационализма (см. Предопределение), позволявшего ему верить в незримую церковь избранных, предопределенных ко спасению Уиклиф испытал сильное влияние августинианства, по-видимому, через Григория из Римини и Томаса Брадвардина Он подверг критике католическую догму о транссубстанциации универсальные понятия, считал он, имеют реальное существование, и, счедовательно, исчезновению субстанции хлеба и вина должно означать исчезновение их бытия Следствием философского платонического реализма Уиклифа является также его утверждение о реальном присутствии в бестелесной форме, развиваемое им в сочинении "Диалоги" Он был организатором первого полного перевода Библии на английский язык (1380-81) Взгляды Уиклифа были восприняты лоллардами - священниками, проповедовавшими евангельск^то бедность и равенство, они также оказали влияние на Я. Гуса и Иеронима Пражского, что позволяет считать Уиклифа одним из предтеч Реформации

Лит.: Workman И В John Wyciif a Study of the English Medieval Church, 2 v, 1926 Siacey J John Wyclifand Reform, 1964

О В Голова

УИЛБЕР

УИЛБЕР (Wlber) Кен ( род 30 января 1949) - американский психолог и философ, один из виднейших теоретиков трансперсональной психологии Учился в Дьюкском университете (Duke) и университете Небраски по специальности биохимия и биофизика В книге "Спектр сознания" (The Spectrum of Consciousness, 1977) впервые изложил "интегративный подход", согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии понимаются не как взаимно исключающие дисциплины, а как дополняющие друг друга подходы в определенных частях "спектра сознания" С 1979 по 1984 опубликовал книги и эссе об интегральных моделях индивидуального развития, о культурной и социальной эволюции, по эпистемологии и философии науки, социологии и разнообразным проблемам психопатологии и психотерапии В сочинении "Секс, экология, духовность" (Sex, ecology, spirituality, 1995) попытался проследить физическую, биологическую, человеческую эволюцию и понять ее в контексте "вечной философии" великих духовных традиций Выдвинутый Уиябером проект интеграции различных школ и направлений антропологии, психологии и психотерапии, духовно-религиозных традиций Востока и Запада стал предметом оживленных дискуссий

Соч No Boundary Los Ang, 1979, The Atman Project Wheaton, 1980, Up From Eden N Y, 1981, A Sociable God Ν Υ, 1982, Eye to Eye N Y, 1982, The Holographic Paradigm Boston, 1982 (ed ), Transformations of Consciousness Conventional and Contemplative Perspectives on Development Boston, 1986 (совместно с J Engler, D Brown), Quantum Questions Boston, 1987 (ed). Grace and Gnt Boston, 1991 (совместно с Т К Wilber), A Brief History of Everything Boston, 1996, The Eye of Spirit An Integrated Vision for a Wwld Gone Slightly Mad Boston, 1997, The Marriage of Sense and Soul Integrating Science and Religion Boston, 1998, Ken Wilber in Dialogue, ed by D Rothberg and S Kelly Wheaton, 1998

В В Майков

"УКАЗАНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ"

"УКАЗАНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ" (араб ал-Ишарат ва-т-танбйхат) - одно из последних произведений Ибн Саны, в котором он полностью отказался от жанра комментирования Аристотеля Состоит из четырех частей "Логика", "Физика", < Метафизика", "Суфизм" В разделе логики определяется ее цель как орудия, ограждающего мысль от ошибок при по пучении нового знания, рассматриваются темы понятия, высказывания, определения, описания, суждения, силлогизма Далее излагается понимание проблем бытия (вуджуд), его ступеней, творения, отмечается, что сущее (мавджуд) - это не только чувственное тело, но и не воспринимаемое чувствами (умопостигаемая сущность) Благодаря нетелесной субстанции, душе, человек может приблизиться к постижению Первого (ал-'аввая), но поскольку Первое "не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни границы", постижение его есть лишь возможность указать на него через непосредственное усмотрение его разумной субстанцией ('ирфан) В этом сочинении Ибн Сйна вновь возвращается к аргументу "парящего человека", к которому он обратился в "Книге о душе" и которым иллюстрировал непосредственное познание самости (зат) Представив себя свободным от тела, даже "сбросив свою кожу, ты остаешься все равно самим собой" Подробнее, чем в других сочинениях, здесь анализируется мистическое знание, а также таинства чудес, для объяснения которых необходимо "раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы" Русский перевод M Диноршоева,Н РахматуллаеваиТМардонова - В кн. Ибн Ста. Избр философские произведения Μ,1980.

E А Фролова

УЛЬРИХ СТРАСБУРГСКИЙ

УЛЬРИХ СТРАСБУРГСКИЙ, Ульрих Энгельберт (Ulnch von Straßburg, Ulnch Engelberti, Ulncus Engelbrecht) (ок. 1220/25, Страсбург - ок. 1277, Париж) - немецкий теолог и философ; ученикА"ьбфя"а&;<икого Монах-доминиканец, провинциал ордена в Германии (1272-77). Его главная работа - "Сумма о благе" (или "О высшем благе" - De summo bono) развивает своеобразный вариант метафизики света в духе христианского неоплатонизма.

Согласно Ульриху, человеческий разум имеет естественную склонность к признанию бытия Бога в результате мысленного процесса отрицания несовершенств тварного мира и утверждения трансцендентности всех совершенств в Боге - их единственной первопричине. Бог же как высшая Истина просвещает всякого человека светом разумения вечных идей, тождественным, по Ульриху, самой божественной природе

Метафизическая структура универсума есть нисходящая иерархия световых форм, от абсолютного бытия первоначала в небытие и тьму материи. Первая причина всех форм - чистый, формальный и интеллектуальный свет, благость и красота вещей Ему причастно все сотворенное, и ничто не лишено природы прекрасного. Но чем больше формы затемняются материей, тем менее образуемые ими субстанции обладают бытием, а единая и абсолютная красота божественного света дробится на множество причастных ей сущностей, образующих иерархию согласно степени чистоты пребывающего в них света. При этом, чем менее разнородны форма и воспринимающий ее объект, тем более он прекрасен

Соч.: De summo bono hbn l, 2,3, Corpus Philosophorum Teutonicorum Medii Aevi, I Hamb , t 1-3, 1987-89, в рус пер Сумма о благе (кн II, тр 3, гл 4 О красоте) - В кн История эстетики Памятники мировой эстетической мысли, т 1 Μ , 1962, с 291-301 Лит.: Бычков ? В Эстетические представления средневековой схоластики в трактате Ульриха Страсбургского "О прекрасном" - В кн Историко-философскийежегодник'91 M.I 991, с 5-1S,DagmllonJ Ulnch de Strasbourg, Ο Ρ, la "Summa de Bono", Lib l P, 1930, Grabmann M Des Ulrich Engelberti von Strassburg, О Рг (1277) Abhandlung "De pulchro" Untersuchungen und Texte Munch , 1926

A M Шишков

УМЕРЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - процедура непосредственного выведения некоторого высказывания из одного или нескольких высказываний. Высказывания, из которых делается вывод, называют посылками умозаключения, а высказывание, которое выводится из посылок, - заключением. Умозаключение представляет собой познавательный прием, с помощью которого осуществляется преобразование содержащейся в посылках информации. Оно является простейшей разновидностью рассуждения - процедуры обоснования высказывания посредством пошагового выведения его из других высказываний; в умозаключении переход от аргументов (их роль играют посылки) к обосновываемому тезису (заключению) происходит в один шаг. В логике умозаключение принято формулировать следующим образом: Αι,Α2,...,Αη

---В--- где над чертой записываются посылки, под чертой - заключение, а сама черта выражает акт выведения заключения из посылок.

По степени обоснованности выведения заключения из посылок умозаключения принято делить на демонстративные и недемонстративные. В демонстративных умозаключениях одновременная истинность посылок обеспечивает получение истинного заключения, информация заключения составляет в них часть совокупной информации посылок. В недемонстративных умозаключениях, напротив, при переходе от посылок к заключению имеет место приращение информации, однако одновременная истинность посылок не гарантирует истинности заключения.

Наиболее важной и обширной разновидностью демонстративных умозаключений являются дедуктивные умозаключения. Между их посылками и заключением имеет место отношение логического следования, т. е. сама логическая форма этих умозаключений обеспечивает сохранение истинности при выведении заключения из посылок.

В демонстративных умозаключениях других типов (к ним относятся, напр., математическая индукция, полная индукция, строгая аналогия) достоверность вывода, получаемого из истинных посылок, обусловлена не только логической формой входящих в умозаключение высказываний, но и значениями содержащихся в них дескриптивных терминов, особенностями универсума рассуждения.

Среди недемонстративных умозаключений наибольший интерес представляют т. н. правдоподобные умозаключения, к которым относятся, напр., обратная дедукция, неполная индукция, нестрогая аналогия, статистические выводы. Правдоподобные умозаключения характеризуются наличием отношения логического подтверждения между посылками и заключением. Данное отношение имеет в современной логике множество различных экспликаций. Так, широкое распространение получила трактовка отношения подтверждения в соответстыш с критерием позитивной релевантности: посылки подтверждают заключение, если и только если вероятность истинности заключения возрастает (но не становится равной единице) при условии одновременной истинности посылок. Основной сферой применения дедуктивных умозаключений являются точные науки (прежде всего математика и логика), в которых особые требования предъявляются к строгости доказательств. Правдоподобные умозаключения, гл. о., используются в эмпирических науках для выдвижения и верификации гипотез, получения законоподобных утверждений, относящихся к исследуемой предметной области.

В. И. Маркин

УМОЗРЕНИЕ

УМОЗРЕНИЕ - спекулятивно ориентированное философское мышление, абстрагирующееся от чувственного опыта. Умозрение, по выражению Шеллинга, "конструирует" бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого из исходных категорий. В истории идеализма выявились два типа умозрения - рационалистический и интуитивистский. В первом преобладает понятийная работа с абстракциями по типу математического мышления. Второй тип характеризуется стремлением к непосредственному, интуитивному "созерцанию" идеи как эйдоса, т. е. некоего духовного образа; он перерождался в мистику (напр., у Плотина, Я. Бёме).

УНАМУНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНИВЕРСАЛИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНИВЕРСАЛИИ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНИВЕРСАЛИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница