Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИДЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИДЕ")

И

Статья большая, находится на отдельной странице.

"И ЦЗИН"

"И ЦЗИН" - см. "Чжоуи".

ИБЕРВЕГ

ИБЕРВЕГ (Ueberweg) Фридрих (22 января 1826, Лайхлинген - 9 июня 1871, Кенигсберг) - немецкий философ и историк философии, преподаватель философии в Бонне (с 1852), проф. Кёнигсбергского университета (с 1862). Испытал влияние идей Ф. Бенеке и Ф. Тренделенбурга. В работе "Система логики и история логических учений" (System der Logik und Geschichte der logischen Lehren. 1857,5 Aufl. 1882) подверг критике логику Канта за отрыв форм мышления от форм бытия, а логику Гегеля - за их отождествление. Называл свои взгляды "идеал-реализмом". В последние годы жизни под влиянием дарвинизма склонялся к естественнонаучному материализму

Автор "Очерка истории философии..." (Grundriss der Geschichte der Philosophie... Tl. l 1-3, 1862-66; рус. пер. 3-й части под названием "История новой философии в сжатом очерке", вып. 1-2. СПб., 1890,2-е изд. 1898-99). Работа неоднократно переиздавалась при его жизни (до третьего издания, 1867-68) и после смерти (переработанная и дополненная сначала Хейнце, позднее Гейером и Эстеррейхом, 11-12-е изд. 1923-28, перепечатана в 1951-53); содержит большой справочный материал.

Соч.: Die Entwicklung des Bewusstseins durch den Lehrer und Erzieher. B., 1853; Ueber Idealismus, Realismus und Idealrealismus.-"Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik", 1859, Bd. 34; Schiller als Historiker und Philosoph. Lpz., 1884.

Лит.: Brasch M. Die Welt und Lebensanschauung Fr. Ueberwegs... Lpz., 1889; Lange F. A. Friedrich Ueberweg. В., 1871.

А. Г. Мысливченко

ИБН 'АРАБИ

ИБН 'АРАБИ Мухйй ад-Дйн (1165, Мурсия, Андалусия, Арабский халифат, совр. Испания - 1240, Дамаск) - суфийский философ, мистик и поэт. Известен также как "Великий шейх" (аш-Шайхал-акбар). Пиренейский полуостров, где родился Ибн 'Арабй, был в то время своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Окруженный с детства атмосферой мусульманского благочестия и подвижничества, будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. Стал суфием в 1184. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко - о беседах с мистиками прошлого или пророками. О его авторитете в суфийской среде говорит присвоенный ему титул "полюс полюсов", высший среди суфиев. Ибн 'Арабй много путешествовал: сначала по Андалусии и Северной Африке, затем (в 1200) совершил хадж в Мекку, посетил Египет и Малую Азию, а с 1223 жил в Дамаске.

Ибн 'Арабй был знаком с сочинениями ал-Харраза, ал-Мухасибй, ал-Халладжа, ал-Исфара'йнй. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи, а также полемику с идеями ал-Газали. Сохранились свидетельства его контактов с Ибн Рутдом и другими выдающимися мыслителями его времени. Влияние Ибн 'Арабй испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители, но и представители других течений мысли, более всего - ишракизма. Некоторые суфии, прежде всего ас-Симнанй (ум. 1336), выступили с альтернативными теориями, названными "единство свидетельствован™" (вахаат аш-шухуд) в противовес сложившемуся после Ибн 'Арабй именованию его концепции как "единство существования" (вахдат ал-вуджуд). Резкую критику и неприятие идеи Ибн 'Арабй вызвали со стороны известного факихаЖя Тачмиййи (1263-1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои тезисы к этому авторитету; в то же время такой известнейший факих, как ас-Суйутй (15 в.), выступил в защиту Ибн 'Арабй. Считается, что перу Ибн 'Арабй принадлежит более 100 трудов. Важнейшими для понимания его философии являются "Мекканские откровения" и *Геммы мудрости". Его поэзия представлена сборником "Тарджуман ал-ашвак" ("Изложение страсти"). Известность Ибн 'Арабй стала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов - двухтомный "Тафсйр ал-кур'ан" ("Толкование Корана"), "Шаджарат ал-кавн" ("Древо бытия"), "Калимат ал-лах" ("Божье слово"), "ал-Хикмаал-'илахиййа" ("Божья премудрость").

Лит.: Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Арабй). М., 1993; Он же. Философия Николая Кузанского и Ибн Арабй: два типа рационализации мистицизма.- В кн.: Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с. 156-75; СогЫп H. L'imagination créatrice dans le soufisme d'Ibn Arabi. P., 1958; Landau R. The Philosophy of Ibn Arabi. N. Y, 1959; Deladriere R. La profession de foi d'Ibn Arabi. 1975; DiyabA.N. The Dimensions of Man in Ibn Arabi's Philosophy Cambr., 1981; Chittick W. C. The Sufi Path of Knowledge: Ibn alArabi's Metaphysics of Imagination. Albany, 1989. См. также лит. к ст. Суфизм.

A. S. Смирнов

ИБН БАДЖЖА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ГЕБИРОЛЬ

ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон бенИегуда (араб. Абу АйюбСулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное - Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avi-cebrol)) (ок. 1021, Малага - фин). Пекин, 1982, с. 386-98; Cheng Chung-ying. OnYi as Universal Principle of Specific Application in Comiician Morality. - "Philosophy East and West", 1972, ν. 23, ¹ 3; Nikkila P. Early Confucianism and Inherited Thought in the Light of Some Key Terms of Confucian Analects, v. 1. Helsinki, 1982, p. 144-48 etc.

А.И.Кобзев

ИБН МИСКАВАЙХ

ИБН МИСКАВАЙХ - см. Мискавайх.

ИБН РУШД

ИБН РУШД Абу ал-Валйд Мухаммад Ибн Ахмад [латинизиров. Аверроэс (Averroës)] (1126, Кордова, Испания - 1198, Марракеш, Марокко) - арабо-мусульманский философ, представитель арабоязычного перипатетизма, ученый и врач, правовед. Родился в семье потомственных кадиев-судей, получил образование по мусульманским религиозным наукам, медицине и философии. По рекомендации Ибн Ууфаила в 1169 альмохадский халиф Абу Йа'куб Йусуф поручил Ибн Рушду составить комментарии к ряду работ Аристотеля, в этом же году он стал верховным кадием в Севилье. Два года спустя Ибн Рушд вернулся в Кордову, где занял пост верховного кадия. Затем по приглашению того же халифа прибыл в Марракеш, где был назначен придворным врачом вместо престарелого Ибн Туфайла. Ибн Рушд был приближен и к сыну халифа - Йа'кубу, который наследовал отцу в 1184. Незадолго до своей смерти Ибн Рушд попал в немилость к халифу, подвергся ссылке и, по некоторым сведениям, публичному осуждению, хотя вскоре и был возвращен ко двору.

Труды Ибн Рушда делятся на комментаторские и оригинальные. Им были составлены комментарии почти ко всем произведениям Аристотеля (кроме оставшейся недоступной для него "Политики"), к "Государству" Платона, а также кдругим сочинениям античных мыслителей и арабо-мусульманских перипатетиков. Толкование аристотелевских работ осуществлялось в виде малых, средних и больших комментариев, среди последних выделяются комментарии к книгам "Метафизика" и "О душе". Важнейшими из самостоятельных трудов Ибн Рушда являются "Опровержение опровержения", написанное в ответ на "Опровержение философов" ал-раади, a из теолого-философских- "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией" (с "Дополнением" о божественном знании) и "Книга об открытии путей аргументирования догм общины".

Разделяя в целом систему восточного перипатетизма, Ибн Рушд отстаивал более аутентичный аристотелизм (в частности, очистив его от примесей неоплатонической концепции эманации). Характерное же для него учение о едином общечеловеческом разуме он развивал как подлинно аристотелевское. Ибн Рушд оказал большое влияние на философскую мысль средневековой Европы, где стал известен как Великий Комментатор, оригинальный философ (автор теории двои ственной истины и концепции монопсихизма), а также (по недоразумению) как ниспровергатель всех богооткровенных религий (см. Аверроизм).

Лит.: Ренан Э. Аверроэс и аверроизм.- Собр. соч., т. 8. К., 1902; СагадеееА. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973; Multiple Averroés. P., 1978; Leaman 0. Averroés and His Philosophy. Oxf., 1988.

H. В. Ефремова

ИБН САФВАН

ИБН САФВАН Джахм Абу Мухриз (казнен 745) - арабомусульманский теолог, основатель и эпоним ранней школы калама - джахмизма. Родился в Самарканде, жил в Термезе, а затем в Куфе, где встретился с богословом Джа'дом Ибн Дирхамом (ум. 742/743) и стал проповедником его идей. Вернувшись на родину, Джахм Ибн Сафван вел ожесточенные споры с не разделявшими его взгляды богословами, в т. ч. с видным комментатором Корана Мукатилом Ибн Сулайманом (ум. 767), известным своими антропоморфистскими воззрениями. Позже принял участие в восстании против омейядского наместника Хорасана, был захвачен в плен и казнен в Мерве.

Вслед за своим учителем Джа'дом Джахм Ибн Сафван отстаивал положение о сотворенности Корана во времени (противоположный тезис об извечности Корана станет господствующим в исламе), о невозможности приписывания Богу каких-либо антропоморфных характеристик и вообще отличных от Его сущности положительных атрибутов. Это учение о Боге оппоненты джахмитов связывали с их пантеистической тенденцией: отрицание нахождения Бога в определенном месте означает его всеприсутствие; Богу нельзя присвоить свойства какой-либо твари, ибо Он есть целокупность их всех. Джахм Ибн Сафван развивал крайнюю форму джабризма-фатализма, приравнивавшего действия человека к природным процессам. Для его эсхатологии характерен финитизм - будущие события (движения) не могут быть бесконечны, откуда следует отрицание вечности Рая и Ада (вопреки общепринятому в исламе мнению). Видными последователями Джахма Ибн Сафвана былиДирар Ибн 'Амр (ум. 815), Бишр ал-Марйсй (ум. 833) и его ученик ал-Хусайн ан-Наджжар. Многие идеи джахмизма получили развитие в мутазилизме. Сочинения Джахма Ибн Сафвана и его приверженцев не сохранились.

Лит.: ал-АсалиХ. Джахм Ибн Сафван. Багдад, 1965; EssJ. van. Dirar b.'Amr und die "Gahmiya".- "Der Islam". (B.), 1967, 43, S. 241-79; 1968,44, S. 1-70.

Т. Ибрагим

ИБН СИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ТАЙМИЙЙА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ТУФАЙЛ

ИБН ТУФАЙЛ (Ибн Туфейль) Абу Бакр Мухаммад Ибн Абд ал-Малик (латинизиров. Абубацер (Abubacer)) (нач. 12 в., Вади-Аш, ныне Кадис, Испания - 1185/86 Марракеш, Марокко) - арабо-мусульманский философ, представитель арабоязычтго перипатетизма (фалсафы), ученый и врач. Изучал философию и медицину в Севилье и Гренаде. С 1154 жил в Северной Африке, был секретарем правителя Септы и Танжера, затем визиром и придворным врачом альмохадского халифа Абу Йа'куба Йусуфа, а состарившись, уступил (в 1182) место лейб-медика халифа Ибн Рушду, оставив за собой пост визира. В похоронах Ибн Туфайла участвовал сам халиф.

Ибн Туфайл был человеком широких интеллектуальных и художественных интересов (в частности, в астрономии им высказаны идеи, шедшие вразрез с общепринятой в его время Птолемеевой системой). Из его научно-философского наследия сохранилась лишь "Повесть о Хайе, сыне Якзана". В этой аллегорической робинзонаде сначала рассказывается, как на необитаемом острове самопроизвольно, из недр самой природы, возникло дитя человеческое - Хайй и как он своим разумом постигал мир, сначала физический, а затем метафизический, вплоть до Первопричины, Бога. Вторая часть книги повествует о знакомстве Хайя с обитателями соседнего острова, живущими по ниспосланному Богом закону. В общении с ними Хайй убедился в том, что философская истина, хотя по сути и тождественна богооткровенной, является уделом "избранных", но не "широкой публики", не способной к аллегорическому толкованию священных текстов и абстрактному мышлению, а потому перед ней было бы вредно и губительно разглашать сокровенное, философское знание.

Переведенный на латинский, а затем на многие европейские и восточные языки роман Ибн Туфайла стал после "Тысячи и одной ночи" одним из самых популярных в мире произведений арабской литературы. На русском языке опубликован впервые в 1920 (в переводе И. П. Кузьмина), неоднократно переиздавался (в 1978 с предисловием И. М. Фильштинского; в 1985 с предисловием Б. Шидфар); в 1988 издан новый перевод А. В. Сагадеева с его обстоятельной вступительной статьей.

Н. В. Ефремова

ИБН ХАЗМ

ИБН ХАЗМ Абу Мухаммад 'Алй Ибн Ахмад (994, Кордова, Испания - 1064) - арабо-мусульманский теолог, видный представитель захиритской школы мусульманского права (фикха), поэт и историк. Родился в семье визиря, получил хорошее образование, изучив религиозные науки, литературу и поэзию. Поддерживал Омейядов в их борьбе с восставшими берберами, дважды или трижды занимал пост визиря и, когда берберская партия брала верх, подвергался тюремному заключению и ссылке. Разочаровавшись в своем политическом опыте, Ибн Хазм отстранился от общественной жизни, с 1047 жил в родном поместье на юго-западе страны, посвятив себя литературному творчеству. Там он и умер.

Из ранних сочинений Ибн Хазма особую известность получило "Ожерелье голубки" (рус. пер. М., 1957), представляющее собой собрание прозаических пассажей и поэтических иллюстраций на тему любви. К этому богатому глубокими наблюдениями по человеческой психологии трактату примыкает составленный впоследствии объемистый этический труд "Характеры и нравы" ("ал-Ахлак ва-с-сийар"). В правоведческих сочинениях ("ал-Ихкам фй 'усул ал-ахкам" и обширном "ал-Мухалла") Ибн Хазм, следуя захиритской традиции, настаивал на буквальном ("захйр") толковании священных текстов, в качестве первоисточников права-фикха признавал лишь Коран и сунну, отвергая принятые в других юридических школах рациональные методы (в т. ч. "кийас" - суждение по аналогии, "ра'й" - личное усмотрение; "иджма'"-консенсус он ограничил единогласием сподвижников Пророка). Одновременно Ибн Хазм выступал против "таклйда" (следование авторитетам), допуская следование лишь Пророку (что, по его мнению, не является таклйдом); пытался легитимизировать логику (аристотелевскую), иллюстрируя ее примерами правового и богословского характера (книга "ат-Такрйб лихадд ал-мантик"). Ибн Хазм известен также как автор большого доксографического труда "ал-Фисал" ("Разбор"), в котором он апологетически отстаивает преимущество ислама над другими религиями, одновременно подвергая суровой критике всех представителей мусульманской спекулятивной теологии - калама (включая ашаритов), а также восточных перипатетиков и суфиев.

Лит.: Йафут С. Ибн Хазм ва-л-фикр ал-фалсафи фи ал-Магриб вал-Андалус. Касабланка, 1986; ArnaldezR Grammaire et théologie chez Ibn Hazm de Cordou. P., 1956; Goldyeherl. The Zahiris. Leiden, 1971.

T. Ибрагим

ИБН ХАЛДУН

ИБН ХАЛДУН Вали ад-Дйн 'Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад (1332, Тунис - 1406, Каир) - арабо-мусульманский философ, историк и государственный деятель. Получил образование в Тунисе. С 1354 сменил много городов Магриба и Испании, занимая пост секретаря и посла у ряда правителей. После 1382 жил в Египте, где был назначен верховным кадием-судьей маликитского толка. Совершил паломничество в Мекку (1387-88), в священные города Палестины (1400). Знаменитым событием египетского периода жизни Ибн Халдуна стала его встреча в Дамаске с Тимуром (1401), пытавшимся склонить философа перейти к нему на службу.

Наряду с "Автобиографией" перу Ибн Халдуна принадлежат "Лубаб ал-Мухассал" ("Суть Мухассала") - компендиум сочинения Фахр ад-Дйна ар-Разй "ал-Мухассал" по каламу-богословию и фалсафе-философии и "Исцеление вопрошающего" ("Шифа* ас-са'иль"), посвященное мистическому (суфийскому) пути познания. Прославился Ибн Халдун как автор "Большой истории", особенно "Введения" ("Мукаддима") к ней. В этой теоретической вводной части, представляющей собой энциклопедию культурной жизни арабо-мусульманского средневековья, Ибн Халдун ставит задачу превратить историю из хроники царей и пророков в строгую научную дисциплину, долженствующую образовать одну из важнейших отраслей философии. Отсюда его стремление создать особую науку об обществе, опирающуюся на представление о закономерном характере социального развития, которое обусловлено действием таких материальных факторов, как хозяйственная деятельность людей ("способ добывания жизненных средств") и естественно-географическая среда. Ибн Халдун подверг критике исходящие из платонического учения общественно-политические взгляды арабоязьгчных перипатетиков, усматривая в них своего рода мистику ("соединение" человека с Деятельным разумом) и утопию, отвергая которую, он обратился к конкретному изучению развития общества, его культуры и нравов.

Соч.: Введение (фрагменты).- В кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. Лит.: Бои/лева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна "Мукаддима". М., 1965; Иенатенко А. А. Ибн Халдун. М., 1980.

Т. Ибрагим

ИБН ЭЗРА

ИБН ЭЗРА Авраам (1089/93, Тудела, Сарагосский эмират - 1164/67, Калаорра) - испано-еврейский философ-неоплатоник, поэт, экзегет, математик и астроном, филолог. Жил и работал в мусульманской Испании, в 1138/39 вынужденно покинул ее и странствовал от Египта до Британии. Писал на еврейском, арабском, латинском языках. Самый объемный труд Ибн Эзры - актуальный до сих пор комментарий к книгам Иова, Даниила, к Псалмам, затем ко всему Пятикнижию. Как в экзегетике, так и в лирике, в философских поэмах, в корпусе аетрономо-астрологических трактатов "Начало мудрости" (Re'sit hokmah), в теории чисел, алгебре, тригонометрии, грамматике Ибн Эзра увлечен неоплатонически-кабаллистическими умозрениями влияний и соответствий, пронизывающих все бытие от небесных сфер до буквы Писания. Его спекуляции о божественных именах (Sefar has-sem) вошли в состав Каббалы. Великая загадка для Ибн Эзры человек: он микрокосм и, постигая себя, познает мир. Индивидуальная душа, отделяясь от вещества как плод от дерева, воссоединяется с душой Вселенной на пути через 9 духовно-космических сфер к уму и божественному единству. Образный стиль Ибн Эзры допускает эманативистское и даже пантеистическое прочтение его космологии; его называют первым рационалистическим критиком Библии, ранним гуманистом. Вопреки ревнителям традиционного иудаизма он стал признанным авторитетом для последующей средневековой еврейской религиозной философии. В 13 в. его переводили на старофранцузский, латинский, испанский языки. Спиноза, продолживший начатую им критику библейского текста, называет его человеком свободного ума и незаурядной эрудиции. Соч.: Buch der Einheit, übers, von E. Miller. B„ 1921. Лит.: Greife H. Studien zum jüdischen Neuplatonismus: Religionsphilosophie des Abraham ibn Ezra. B.-N. Y„ 1973.

В. В. Бибихин

ИВАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВ-РАЗУМНИК

ИВАНОВ-РАЗУМНИК (наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов; псевдонимы: Ε Новосельский, В. Холмский, Скиф, Тугарин, Ипполит Удушьев, Р. Корсаков) [13 (25) декабря 1878, Тифлис - 9 июня 1946, Мюнхен] - русский ис

торик общественной мысли, литературный критик, публицист. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Петербургского университета (1897-1902), одновременно посещал лекции наисторико-филологическом факультете, занимаясь в семинаре у профессора А. С. ЛаппоДанилевского. Активно участвовал в революционном движении, неоднократно арестовывался, солидаризовался с партией эсеров. Сотрудничал в радикальных и либеральных общественно-политических изданиях: газ. "Трудовая Россия", "Знамя труда", "Дело народа", "Земля и воля", журн. "Русская мысль", "Заветы", "Наш путь" и др. Иванов-Разумник - идеолог "неонародничества". Главные постулаты его "философии смыслотворчества": ангимещанство, этический индивидуализм и социализм, трактуемые не в марксистском, ав народническом духе. Свою мировоззренческую систему, центральное место в которой отведено ценностям свободной личности и благу народа, называл "имманентным субъективизмом". Исторический процесс в России представлен у него дихотомией оппозиционных "общественных групп": интеллигенции и мещанства. Выдвинул концепцию основополагающей роли интеллигенции в жизни русского общества, отвергнутую позже веховцами. Основатель и лидер литературной группы "Скифы" (1917-18), идеи которой повлияли на становление идеологии евразийства. Организатор Вольной философской ассоциации ("Вольфила", 1919-24), где возглавлял культурнофилософский и литературный отделы. В духовном максимализме, катастрофизме и динамизме "скифства" видел возможность преодоления кризиса гуманизма западной культуры. Приветствовал Октябрьскую революцию как первый этап на пути к чаемой им духовной революции, обновлению культуры и настоящему освобождению человечества, которое не удалось христианству. С кон. 1920-х гг. отстранен от активной литературной и общественной жизни. В 1933-39 арестовывался и находился в ссылке. С 1941 попал в зону немецкой оккупации, в 1942-43 содержался в лагере для перемещенных лиц. Остаток жизни провел в Германии. Одним из первых зафиксировал и осудил в печати большевистский террор 1920-30 гг.

Соч.: История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни 19 в., т. 1-2. СПб., 1906; О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. СПб., 1908; Литература и общественность, СПб., 1910; Русская литература 20 века (1890-1915). Пг., 1920; Что такое интеллигенция, Берлин, 1920; Заветное. О культурной традиции. Пг., 1922; Писательские судьбы. Нью-Йорк, 1951; Тюрьмы и ссылки. Нью-Йорк, 1953.

Лит.: Переписка А. Блока с Ивановым-Разумником. Вступ. статья, публ. и комм. А. В.Лаврова.- "Литературное наследие", 1981, т. 92, кн. 2; Иванов-Разумник: личность, творчество, роль в культуре. СПб., 1996; Huffman St. Scythian Theory and Literature.- Art, Society, Revolution: Russia. 1917-1921. Stokh., 1979; Dobrmger E. Der Literaturkritiker R. V. Ivanov-Razumnik und seine Konzeption des Scythentums. Münch., 1991.

Архивы: РГАЛИ, φ. 1782; ИРЛИ, φ. 79, φ. 377; ГПБ, φ. 124,211,326, 634,1000,1029; OP РГБ, φ. 109,135,167,251,356,358,369,371,386, 453,633.

Ю. В. Синеокая

ИВАНОВСКИЙ

ИВАНОВСКИЙ Владимир Николаевич [25 июля (6 августа) 1867, Вышний Волочек Тверской губ. - 4 января 1939, Минск] - русский философ, деятель университетского образования. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1890), работал ученым секретарем журнала "Вопросы философии и психологии". Приват-доцент Московского (с 1899), Казанского (1904-12), профессор Самарского (с 1919) и Белорусского (1921-27) университетов. Сторонник "научной философии", которую понимал как общую методологию, выявляющую наиболее общие основания знания и культуры. Автор одной из первых книг по философии науки в России "Методологическое введение в науку и философию" (т. 1. Минск, 1923). Был знатоком учений об ассоциации идей в британской гносеологии и психологии. В последние годы жизни занимался переводами сочинений Декарта и Я, А. Коменского.

Соч.: Движение за распространение университетского образования в России. М., 1900; Ассоциационизм психологии и гносеологии, ч. 1. Казань, 1905; Введение в философию. Казань, 1909; К вопросу о генезисе ассоциационизма. Казань, 1910; Логика истории как онтология единичного.- "Труды Белорусского университета", кн. 1-3. Минск,1922.

Лит.: Красновский A.A. Памяти проф. В. Н. Ивановского.- "Советская педагогика", 1939, № 3.

В. П. Филатов

ИГНАТИЙ

ИГНАТИЙ (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) [5 (17) февраля 1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. - 30 апреля (12 мая) 1867, Николо-Бабаевский монастырь Костромской губ.] - русский церковный деятель, богослов, религиозный писатель. В 1988 канонизирован Русской Православной Церковью. По окончании Главного инженерного училища в Петербурге познакомился с о. Леонидом (Наголкиным), будущим основателем оптинского старчества. В 1831 принял монашество, в 1834 по указанию Николая I поставлен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, где провел 23 года и создал большинство своих произведений. В 1857 поставлен епископом Кавказским и Черноморским, в 1861 ушел на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Духовно-учительная проза Игнатия собрана в «Аскетических опытах» (т. 1-2. СПб., 1865). Опираясь на творения святых отцов, Игнатий развивает православное учение о человеке. В учении о спасении уделяет большое внимание идее духовно-нравственного возрождения человека, объективным условием которого полагает искупительный подвиг Христа, а субъективными условиями - свободное произволение, совесть, веру и несение креста. Совесть оценивал как показатель духовной свободы человека и его нравственного состояния. По своей природе она есть чувство человеческого духа, различающее добро и зло яснее, чем ум и естественный закон, руководивший человеком до закона письменного. Философское значение имеет сочинение «Слово о смерти» (1863), где со ссылкой на Макария Египетского и др. отцов Церкви высказывается мысль о наличии у ангелов, души и духов особого эфирного тела, бестелесность признается лишь за бесконечным Богом, что вызвало оживленную полемику. Свое утверждение Игнатий основывал на критике учения Декарта о дуализме материи и духа. Выступал за союз богословия с положительными науками, выше всего ставя среди них математику и химию; объясняя отношение твари к Творцу, обращался к математической теории о бесконечном. Ссылаясь на авторитет Платона, рассматривал Вселенную и ее составные части как числа. Все, что существует в природе, подвержено изменению, как и числа; неизменным является лишь бесконечное, представляющее собой единственное существо в отличие от многообразных явлений видимого мира.

Сочинения:

Соч. епископа Игнатия Брянчанинова, т. 1-5. СПб., 1905 (М., 1991);

Плач мой. СПб., 1865;

Отечник, составленный епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1891 (М., 1992).

Литература:

Еп. Феофан (Говоров). Душа и ангел не тело, а дух. М., 1891;

Соколов Л. Епископ Игнатий. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения, ч. 1-2. К., 1915;

Афанасьев В., Воропаев В. Святитель Игнатий Брянчанинов и его творения. - «Литературная учеба», 1991, № 4.

А.П.Козырев

ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ

ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ , противопоставленная серьезной, неигровой действительности, имеет специфическую символическую условность, позволяющую человеку в пределах игры быть свободным. Существуют различные типологии игр, напр., в психологии выделяют игры маленьких детей, сюжетно-ролевые, подростковые, игры взрослых, деловые игры. В философии исследуются природа (сущность), основные функции и место игры в культуре и жизни человека.

Сущность игры можно понять, анализируя ее роль в онтогенезе и филогенезе, а также распространение игровых форм сознания и поведения в современной культуре. Исследования показывают, что игра - это культурный артефакт. Становление игры в онтогенезе обусловлено характером социализации (воспитания) человека и образцами игрового поведения, которые демонстрируют взрослые. Детские игры выполняют несколько важных функций: дают возможность с помощью игрушек в символической форме реализовать «блокированные» (т.е. неосуществленные в обычной детской жизни) желания, позволяют создать и прожить (как правило, в символической форме) интересные, значимые для человека события, создают условия для реализации свободы человека. С помощью игры ребенок упорядочивает и осваивает все увеличивающийся поток символической информации, учится жить в символических мирах. Фактически он сначала осваивает сказочные и игровые события, а затем уже - реальные. Игра - это способ детского освоения и познания мира, она вовсе не условна, а, напротив, неотличима от других серьезных занятий ребенка - еды, общения с родителями и т.д. С подросткового возраста можно говорить о специфической рефлексии игры, когда начинают различаться два слоя действительности - реальных отношений (событий) и игровых. В сюжетно-ролевых играх подросток учится действовать по правилам (а с правил, утверждал Леви-Строс, начинается культура), брать на себя и проводить игровые роли, договариваться, спорить, командовать, подчиняться, участвовать в разрешении конфликтов, неизбежных в коллективной игре. В сюжетно-ролевых играх формируются предпосылки психических реальностей и личности человека. Если для детей, как писал Фридрих Фребель, игра - основная стихия жизни, то для взрослых - не более, чем одна из сфер жизнедеятельности, помогающая отдохнуть, развлечься, реализовать блокированные желания. Игра для взрослого - это, как правило, средство, облегчающее решение определенных личностных задач: реализации себя, влияния на другого, поднятия своего престижа и т.п. Одновременно сохраняются и иные функции игры - создание интересной реальности, реализация потребности в свободе, осуществление блокированных желаний.

В современной культуре значение игры существенно возросло. Не в последнюю очередь это связано с переосмыслением значения символических форм жизни (искусства, игры, сновидений, фантазий и т.п.), а также с культивированием ценностей свободы в самых разных ее значениях. Исследования последних десятилетий в философии и гуманитарных науках показывают, что символические формы жизни - это не просто мимезис, т.е. вторичное выражение и изображение чего-то существующего, но, напротив, самостоятельная действительность и реальность, в лоне которой рождаются и изменяются как события, так и сам человек. Все возрастающая роль семиотического опосредования, возможность полноценно жить в сфере искусства, игры, фантазии, сужение зоны опирающихся на опыт форм жизни, новые представления о существовании и реальности, включающие смену и «игру» позиций и точек зрения - эти и многие другие моменты современной культуры, отмеченные, в частности, в философии постмодерна, создают благоприятную почву как для нового интереса к феномену игры, так и для ее изучения.

В.М.Розин

ИДЕАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА

ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Ideal der reinen Vernunft) - термин кантовской философии, используемый в "Критике чистого разума" для обозначения "теологической идеи" как понятия всереальнейшей сущности. Терминологическое отграничение Кантом идеала от идей (психологической и космологической) связано с уникальным свойством представления о всереальной сущности определять себя в качестве индивида, так как понятие о подобной сущности исключает всякую множественность. Идеал трактуется Кантом в качестве необходимого продукта человеческого разума, что гарантирует непротиворечивость понятия высшего существа (а это, в свою очередь, объективно затрудняет для Канта критику онтологического доказательства бытия Бога). Генезис этого понятия связан с логической функцией разума в дизъюнктивных умозаключениях, структура большей посылки которых содержит схему реальных отношений между Богом и вещами. Вещи (аналоги членов альтернативной дизъюнкции) мыслятся нами через ограничение бесконечной совокупности возможных положительных предикатов и стало быть предполагают эту совокупность реального, так же как геометрические фигуры предполагают охватывающее их пространство. При этом Кант отрицает, что идеал чистого разума должен мыслиться как конгломерат реальностей (тогда ему, за нехваткой единства, недоставало бы и целостности - неотъемлемого качества идей). Любая дифференциация всереального касается лишь следствий его единой сущности. Идеал чистого разума играет важнейшую регулятивную роль в познании, направляя рассудок на поиски систематического единства всех природных законов. Правильное применение идеала состоит в том, чтобы рассматривать мир так, "как если бы" (als ob) он был творением высшего существа. Однако в силу неизбежной иллюзии человеческий разум склонен приписывать объективность идее верховной сущности. Идеал сначала "реализуется", затем гипостазируется и, наконец, персонифицируется. Естественным поводом для такого неправомерного умозаключения (которое Кант иногда тоже называет идеалом чистого разума) является структура опыта, в котором присутствует как совокупность ощущений, являющаяся необходимым условием предметов чувств, так и единство их в апперцепции. Смешение этой реальной совокупности ощущений с мыслимой совокупностью предикатов сущего вообще и создает видимость реальных оснований объективации идеала чистого разума. Эта видимость подкрепляется рациональными доказательствами бытия Бога, критике которых посвящена большая часть главы "Идеал чистого разума" в рамках диалектической части "Критики". Кант обнаруживает три типа доказательств бытия Бога, сводит их к онтологическому и отвергает его на основании тезиса о том, что "бытие не есть реальный предикат".

В. В. Васильев

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (от греч. Ιδέα, англ. idealization, фр. idéalisation, нем. Idealisierung) - гносеологическое понятие, означающее представление чего-либо в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле, которому реальные прообразы могут быть указаны с большей или меньшей степенью приближения. Идеализация является такой же естественной способностью человеческого мышления, как способности к абстракции и обобщению, и, подобно им, представляет собой акт мысленного освобождения реальности от некоторых ее черт, признаков, связей. Однако, в отличие от обычных общих понятий, получаемых в результате абстракции или обобщения (напр., "жидкость" или "твердое тело"), объем которых составляют объекты реальной действительности, в понятиях, получаемых в результате идеализации (напр., "идеальная жидкость" или "абсолютно твердое тело"), мыслятся идеализированные объекты, которые в реальности не существуют. Характерное для идеализации уподобление действительности некоторому идеальному образцу и соответствующее мысленное ее преобразование способствуют более глубокому пониманию этой действительности.

Идеализация используется в самых разных сферах умственной деятельности. При этом могут быть различны и те мотивы, которые побуждают прибегать к ней. Под влиянием чувств (напр., любви, вообще пристрастного отношения) идеализируются реальные лица, события, обстоятельства и т. п. К идеализации прибегают поэты и художники, поскольку в своем творчестве формируют жизненный материал сообразно идее, изображают действительность не только по законам жизни, но и по законам красоты, создавая образы наделенные качествами эстетической нормативности и художественного совершенства.

Идеализация играет важную роль в научном познании, прежде всего в математизированном естествознании. Идеализация здесь выступает в качестве допустимого упрощения, позволяющего исключить из рассмотрения те свойства и связи изучаемых объектов, учет которых существенно затруднил бы или сделал бы невозможным усмотрение и формулировку естественных закономерностей. Между тем использование идеализации и введение идеализированных объектов позволяют выйти за пределы собственно эмпирического рассмотрения и подняться на уровень теоретического описания, где естественные законы можно выразить на языке математики и в результате осуществить целостное и связное дедуктивно-математическое построение соответствующей области знания (как это делается, напр., в классической механике, термодинамике и других физических теориях).

А. Л. Субботин

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, составляющий объем понятия, полученного в результате акта идеализации. Примерами таких объектов в науке являются: точ ка, прямая линия - в геометрии; материальная точка - в механике; идеальный газ, абсолютно черное тело - в физике; идеальный раствор - в химии. Введение такого рода фиктивных, несуществующих и неосуществимых в действительности объектов в качестве предмета научного исследования оправдывается тем, что, являясь предельными случаями определенных реальных объектов, они служат основой для построения теорий, которые в конечном счете оказываются способны описать закономерности реальной действительности. Это обстоятельство является вместе с тем критерием, который отличает указанные идеализированные объекты от пустых, бессодержательных фикций.

А. Л. Субботин

ИДЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛИЗМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

ИДЕАЛИЗМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - см. Трансцендентальный идеализм.

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"

"ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit. Bd. 1-4, 1784-91, рус. пер. А. В. Михайлова, 1977) - неоконченная работа И. Г. Гердера. Он изложил в ней основные идеи гуманистической философии истории и культуры, в частности идею прогресса.

В первой части Гердер обращается к истории природы, начиная вслед за кантовской "Всеобщей естественной историей и теорией неба", с истории происхождения Земли и зарождения жизни на ней, которое, в отличие от Канта, он описывает как естественный процесс, не требующий "чудесного вмешательства": "...в известняке... образовались первые существа моря..,". Это процесс постоянного развития к высшему, все большего усложнения организмов, завершением которого предстает "человек - вершина организации на нашей Земле".

Во второй части Гердер рассматривает естественную историю народов в единой непрерывной цепи. Отдельная книга посвящена опровержению географического детерминизма Монтескье: природные факторы ("климат") формируют различные специфические черты внешности, привычек и т. п., которые мы находим, напр., у южных и северных народов. Они могут способствовать культурному развитию или тормозить его, однако определяющее значение имеет внутренняя генетическая сила, проявляющаяся в сплачивающей народ культуре. Культура создает общество как целое, как некий единый организм: "Ни один из нас не стал человеком лишь благодаря самому себе", "человек рожден для общества". В культуру Гердер включает и искусство, и язык, и религиозные верования, и ремесло, и государство. Важнейшим фактором развития культуры является механизм управления (Regierung):

"естественное первой степени" - семья, "второй степени" - предводительство и "третьей степени" - правление (часто наследуемое) и отношения неравенства. Государство не является естественным с точки зрения природы и поэтому имеет временный характер. Самым древним проявлением культуры Гердер считает религию, благодаря ей появляются и язык, и искусство, и наука. Специальный раздел отведен истории возникновения христианства - "революции в нравах".

Третья и четвертая части посвящены собственно истории человечества, в т. ч. мало изученным древним культурам Китая, Индии, Кореи, Индокитая и Японии, а также общему обзору имеющихся данных по истории Двуречья и Древнего Египта. Появление древнейших языков и письменности, Гердер объясняет здесь "нуждой и случаем", а также торговой деятельностью.

Итогом философско-исторической концепции Гердера выступает понятие "гуманность": "...охватить все, что я до сих пор говорил о человеке, о воспитании его благородства, разума, свободы, высоких помыслов и стремлений, сил и здоровья, господства над силами Земли".

А. А. Костикова

"ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА

ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Ideen der reinen Vernunft) - термин, используемый И, Кантом в сочинениях критического периода для обозначения основных понятий чистого разума. Под идеей Кант понимает "необходимое понятие разума, которому не может быть дан в чувствах точно соответствующий ему предмет" ("Критика чистого разума", А 327 / В 383). Идеи, в отличие от первоначальных понятий рассудка, категорий, не являются элементарными понятиями. Они состоят из notiones, т. е. понятий чистого рассудка, и представляют собой доведенные до безусловного категории.

Напр., понятие причины - категория, первопричины - идея. Всякая идея есть предельное понятие и в качестве такового может стимулировать расширение и углубление всегда незавершенного эмпирического познания. Стягивая к себе ряды обусловленного, идеи вносят единство в наше знание. Систематика идей основана на привязке последних к формальным моментам трех основных видов умозаключений, способностью к которым является чистый разум в его логическом применении, - категорического, гипотетического и дизъюнктивного. Форма первого порождает идею абсолютного субъекта (предмет рациональной психологии), второго - мира (предмет рациональной космологии), третьего - идею Бога (предмет рациональной теологии). Кант предлагает и другой принцип систематизации идей, приводящий к тому же результату, но основанный на различении трех возможных типов отношения представлений, а именно: к субъекту, явлениям и вещам вообще. Идея в таком случае оказывается представлением о целокупности условий в данной области сущего. Сами По себе идеи играют немаловажную регулятивную роль в познании, однако приписывание им объектов неправомерно, так как при этом осуществляется запрещенный, по мнению Канта, выход познания за пределы возможного опыта (границы опыта можно преступить только в виде практических постулатов). Такой ход мысли, вызванный почти неизбежной трансцендентальной видимостью. Кант называет "диалектическим умозаключением". Критика подобных выводов, основанных на неправильной трактовке идей, составляет главную задачу "Трансцендентальной диалектики". Идеям чистого разума противоположны "эстетические идеи" - чувственные образы, не могущие быть исчерпанными никакими понятиями.

В. В. Васильев

ИДЕНТИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ

ИДЕНТИЧНОСТЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ - комплекс географических признаков государства, которыми, несмотря на исторические изменения его границ, определяются не только его место на карте, но и основные особенности его внутренних и внешних связей.

Геополитическая идентичность государства не всегда гармонирует с его актуальной геополитической ролью: последняя может иногда эту идентичность вуалировать. Напр., английские короли, боровшиеся в Столетнюю войну за французскую корону, видели свою страну не островной державой с особой "морской" судьбой, а частью французского политического региона Европы, каковой и пытались подчинить своей власти. В 30-х гг. 20 в. Британская империя расценивалась рядом геополитиков, прежде всего, как "империя Индийского океана"; на этом океане усматривался ее конструктивный фокус, а английская метрополия у берегов Европы виделась чуть ли не придатком индоокеанского "большого пространства". Оба случая частично затемняют подлинную геополитическую идентичность Англии. В первом случае недооценивалась ее идентичность как острова, которая после вытеснения англичан в 15-16 вв. с европейского континента обратила их к заокеанской колонизации, к функции "хозяев морей".

Во втором случае игнорировалась ее идентичность как великого острова Европы, толкающая Англию на сопротивление любьм попыткам паневропейской гегемонии и определившая ее вклад в мировые войны против Второго и Третьего рейхов. Все случаи разрушения империй в истории сводятся к двум вариантам. При одном исчезает сама позиция, которую империя занимала в мировом раскладе, т. к. не остается государства, которое унаследовало бы от нее геополитическую идентичность (так погибли Римская империя, держава Чингисхана, Австро-Венгрия, также выглядело дробление России в гражданскую войну 1919-20 гг.). В др. варианте отслоившиеся периферии империи обретают особую судьбу, но ее ядро (метрополия) сохраняет, при всем ослаблении своих мировых позиций, свою опорную геополитическую идентичность, и это существенно смягчает переход к новому международному порядку (напр., ликвидация колониальных империй европейских государств, демонтаж Оттоманской Порты, роспуск в 1991 СССР - переоформленного продолжения Российской империи).

В. Л. Цымбурский

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница