Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ИВАНОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИВАНОВ

ИВАНОВ Вячеслав Иванович [16(28) февраля 1866, Москва - 16 июля 1949, Рим] - поэт, мыслитель, теоретик русского символизма, переводчик Эсхила, Данте, Петрарки, Новалиса и др. В 1886 по окончании двух курсов историко-филологического факультета Московского университета уехал в Берлин, где написал исследование о системе откупов в римском Египте, одобренное Т. Моммзеном. С 1891, увлекшись Ницше, специально изучает в Афинах культ Диониса. В 1895 соединяет свою судьбу с Л. Д. Зиновьевой-Аннибал (1865-1907). В 1896 знакомится с оказавшим на него сильное влияние В. С. Соловьевым. После публикации в России первой книги стихов ("Кормчие звезды", 1903), вызвавшей восторженные отзывы, Ивановы переселяются в 1905 в Петербург, где на "башне" проводятся знаменитые "Ивановские среды". У Иванова завязываются тесные (хотя и довольно сложные) отношения с Бальмонтом, Белым, Бердяевым, Блоком, Брюсовым, Эриом и др. Он становится одним из лидеров русского символизма и активно влияет на его развитие. Проявляет спорадический интерес к теософии. С 1913 живет в Москве; сближается с Флоренским и Скрябиным, интересуется православной догматикой. В 1921 Иванов переезжает с детьми в Баку, где преподает в местном университете, а в 1924 навсегда покидает Россию и обосновывается в Италии. В 1926 Иванов, говоривший о необходимости дышать в религии "обоими легкими", присоединился к католичеству восточного обряда, не отрекаясь от православия (на что понадобилось специальное разрешение Ватикана).

В символизме Иванов различал идеалистическую и реалистическую тенденции, отстаивая последнюю; в теории творчества, используя собственную концепцию соотношения аполлонического и дионисийского, обосновывал оппозицию мистического восхождения и нисхождения, лежащую в основе творческого процесса. Считал необходимым реформировать современный театр, возродив его изначальную мистериальность; аналогичные идеи развивались по отношению к роману, который должен вернуться к трагедии как своему истоку ("Достоевский и роман-трагедия"/ В нравственной сфере утверждал приоритет диалогизма, основывая его на религиозной формуле "Ты еси". В 1910-е гг. констатировал глубокий кризис русского символизма (сб.: "По звездам", 1909; "Борозды и межи", 1916; "Родное и вселенское", 1918). Иванову принадлежит оригинальная научная концепция о языческой мифологии как о "предутотовлении" к христианству ("Дионис и Прадионисийство", 1923). На Западе в связи со своеобычной трактовкой гуманизма широкую известность приобрела книга "Переписка из двух углов" (1921; совместно с М. О. Гершензоном).

Будучи поэтом-философом интеллектуально-мистического склада, Иванов стремился "систематически" выразить органичную связь эпох посредством "переклички" универсальных символов; даже в лирике преимущественно пользовался сложными формами (циклы, "венки сонетов", триптихи и др.). Поэзия Иванова, изобилующая сложно организованной символикой разных эпох, трудна для восприятия, однако смысловая ткань его поздних стихов стала прозрачней (сб.: "Cor ardens", 1911-12, "Нежная тайна", 1912 идр.; мелопея "Человек", 1915-19; трагедии "Тантал", 1905, "Прометей", 1919). В последние годы жизни (1928-49), внешне отойдя от символизма, работал над принципиально новым по художественным задачам произведением - "Повестью о Светомире Царевиче", написанной оригинальной ритмической прозой и преломляющей эллинско-византийскую традицию в национально-русской жанровой форме.

Соч.: Собр. соч. под ред. Д. В. Иванова и О. Дешарт, т. 1-4. Брюссель, 1971-87 (им. продолжается).

Лит.: Вяч. Иванов. Материалы и публикации (составитель Н. В. Котрелев).- "Новое литературное обозрение", 1994, № 10; Аверинцев С. С. Разноречия и связность мысли Вяч. Иванова.- В кн.: Иванов Вяч. Лик и личины России. М., 1995; Вяч. Иванов. Материалы и исследования. М., 1996; Cultura e memoria. Atti del terzo Simposi Internazionale dedicate a Vjaceslav Ivanov (a cura di F. Malcovati). Firenze, 1988.

Л. А. Гоготишвили

В начало энциклопедии