Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАС")

РАБАН МАВР

РАБАН МАВР ([Hirabanus Maurus) (ок. 780, Майнц 4 февраля 856, Майнц) - франкский теолог, пастырь, экзегет, поэт. <[H]rabanus" на древневерхненемецком - "ворон", прозвище "Мавр" - от монашеского имени любимого ученика св. Бенедикта. Ученик Алкуина, глава школы Фульдского монастыря, с 822 аббат Фулвды, с 847 архиепископ Майнца. За педагогические и энциклопедические труды назван потомками Praeceptor Germaniae (наставник Германии). Почти все его работы предназначены для воспитания образованных пастырей. Пространные библейские комментарии - продуманные компиляции мнений отцов Церкви. Как автор Рабан Мавр намеренно вторичен; в "De institutione clericorum" ("О воспитании клириков", до 819) и "De rerum naturis" (" природах вещей", после 842) дается свод христианского знания. У современников пользовались популярностью собрание его 28 стихотворений "De laudibus sanctae crucis" ("Хвалы святому кресту") и cannina figurata (фигурные стихи).

Соч.: MPL, 1.107-112; De institutione clericorum, ed. A. Knoepfler, 1900; Liber de computo, ed. J. McCulloh, W. Stevens.- Corpus Chrictianorom Continvatio Medievalis 44 (1979); фрагменты в рус. пер.: в кн.: Антология педагогической мысли христианского Средневековья, т. l. M., 1994. Лиг.; Tiimau D. W. Rabanus Mauros, der Praeceptor Germaniae. Munch., 1900; Hagele P. Hrabanus Maurus als Lehrer und Seelsorger. Fulda, 1972; HeyseE. Hrabanus Maunis' Enzyklopädie "De rerum naturis". Münch., 1969.

В. В. Петров

"РАБОЧИЙ. ГОСПОДСТВО И ГЕШТАЛЬТ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВЕССОН-МОЛЬЕН

РАВЕССОН-МОЛЬЕН (Ravaisson-МоШеп) Феликс, наст. фамилия Лаше (Lacher) (23 октября 1813, Намюр - 18 мая 1900, Париж) - французский философ, представитель спиритуалистического реализма. С 1838 профессор в Ренне. 1лавное сочинение "Философия во Франции в XIX в." (La philosophie en France au XIX siècle, 1868) посвящено анализу задачи философии в постижении абсолютной и высшей реальности - духа - как подлинной основы мира. Под влиянием витализма Монпелье и философии Шеллинга выступил против картезианского дуализма, отделяющего душу от материи и отказывающегося от идеи длящегося характера реальности. Единство материи и духа он усматривал в лоне самого сознания - в привычке, понимаемой им как единство постоянства и изменчивости ("О привычке" - De l'Habitude, 1838). Сознание предполагает разрыв между целью и ее реализацией, но именно в привычке преодолевается этот разрыв. Выступая в качестве осмысленного, но неосознанного действия, привычка играет большую роль в воспитании. В "Опыте о метафизике Аристотеля" (Essai sur la Métaphysique d' Aristote, v. 1-2,1837-46) Равессон возвращается к обоснованию идеи тождества мышления и бытия. Он способствовал возрождению спиритуалистического направления во французской философии (Лашелье, Бугру, позднее Бергсон).

Лит.: DoppJ. Felix Ravaisson, la formation de sa pensée d'après des documents inédits. Louvain, 1933.

M. M. Федорова РАДЖАС-СМ..СЗДМ.

РАДЖАС

РАДЖАС - см. Гуны.

РАДИКАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИЩЕВ

РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31) августа 1749, Москва - 12(24) сентября 1802, Петербург] - русский писатель, философ. В 1766-71 учился на юридическом факультете Лейпцигского университета. В 1790 издал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (в личной типографии, небольшим тиражом), в которой было критически изображено "чудище" - социально-экономический и политический строй России (крепостное право, самодержавие). В книге шла речь и о том, что церковь и деспотизм служат одной цели и гнетут общество: первая сковывает рассудок людей, второй подчиняет себе их волю. Сам Радищев в мировоззренческом плане придерживался материалистически ориентированного деизма, отождествлял Бога с природой. Радищев не отрицал значимости общественных реформ, но сомневался в том, что правящие верхи пойдут на них. Освобождение, по его мнению, может последовать снизу, от самой тяжести порабощения. После выхода книги в свет Радищев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Екатерина II посчитала, что Радищев - бунтовщик хуже Пугачева. Она нашла также, что идеи, изложенные в его произведении, противны закону Божию, Священному Писанию, христианству вообще и православию в частности. Смертный приговор, вынесенный палатой уголовного суда и утвержденный Сенатом, императрица заменила на десятилетнюю ссылку в Илимск, где Радищев находился в 1792-96. Там им был написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии". В 1797-1801 Радищев жил под надзором в дер. Немцове (близ Малоярославца). В 1801 возвращен в Петербург, но, участвуя в комиссии по составлению законов, вновь навлек на себя недовольство и кончил жизнь самоубийством, приняв яд. Соч.: Поли. собр. соч., т. 1-3. М.-Л., 1938-52; Соч. М., 1988. Лит.: Бабкин Д.С. Процесс А. Н. Радищева. М.-Л., 1952; Старцев А. И. Радищев. М., 1990. Архив: РГАЛИ, φ. 1719.

А. Д. Сухов

РАДКЛИФФ-БРАУН

РАДКЛИФФ-БРАУН (Radclifie-Braun) Алфред Реджиналд (17 января 1881, Бирмингем- 24 октября 1955, Лондонанглийский этнограф, создатель социальной антропологии, изучающей примитивные общества при помощи структурнофункционального анализа. Теоретические корни социальной антропологии уходят в социологическую теорию Э. Дюркгейма и эволюционизм Г. Спенсера. В своих полевых исследованиях Радклифф-Браун основное внимание уделял изучению семейно-родственных отношений и социальных институтов в небольших племенных обществах. Согласно ему, культура - это один из аспектов социальной жизни, поэтому изучение ее является частью социальной антропологии. Все виды социальных феноменов - мораль, право, этикет, религия, экономика, образование, язык и др. - должны исследоваться в их отношении к социальной структуре, под которой он понимал совокупность социальных отношений, сконцентрированных в социальных институтах как "сгустке" социальных норм. Социальная структура как целое может быть исследована только в процессе ее функционирования, т. e. через наблюдение социальной активности ее участников. Объяснение достигнуто, когда показано, какой функциональный вклад вносит каждая часть системы в существование и сохранение определенного типа социальной структуры. Исследуя социальные функции культурных и социальных феноменов, РадклиффБраун подчеркивал их связь с требованиями общества, а не отдельных индивидов с их потребностями, как это имело место у Б. Малиновского. Особое значение Радклифф-Браун придавал социальной интеграции и социальному равновесию. Он не отвергал идею социального детерминизма, подчеркивая, что ценности и интересы детерминируют социальные отношения, т. e. социальную структуру.

Соч.: A Natural Science of Society. Glencoe, 1948; Structure and Function in Primitive Society. L., 1952.

Ε. В. Остова

РАДЛОВ

РАДЛОВ Эрнест Леопольдович (20 ноября 1854, Петербург - 28 декабря 1928, Ленинград) - историк философии. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, учился в Берлинском и Лейпцигском университетах, но главным своим учителем считал Вл. С. Соловьева. Работал в Петербургской Публичной библиотеке заведующим философским отделом, с 1917 по 1924 был ее директором. В 1921-22 - председатель Философского общества при Петроградском университете. С 1920 - член-корреспондент Российской Академии наук. Редактировал философский отдел в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона, был автором "Философского словаря" (СПб., 1904). Перевел на русский язык "Этику" Аристотеля (СПб., 1887), под его редакцией вышел новый русский перевод "Феноменологии духа" Гегеля (1913). Совместно с Н. О. Лосским редактировал непериодическое издание "Новые идеи в философии" (в 1912-14 вышло 17 выпусков). В 1920-е гг. участвовал в работе над изданием "Полного собрания творений Платона". В различные годы преподавал философию в Александровском лицее, Училище правоведения, на Высших женских курсах. Большую известность получил его "Очерк истории русской философии" (СПб., 1912). Отличительными чертами русской философии считал преимущественный интереск этическим вопросам и стремление к объективному.

Соч.: Этика Аристотеля. СПб., 1884; Очерк истории историографии философии. М-, 1899; Учение Вл. Соловьева о свободе воли. СПб., 1911; Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб., 19)3; Мистицизм в современной философии.- "Новые идеи в философии", сб. 5. Теория познания. СПб." 1913; Этика. Пг., 1921.

В. В. Ванчугов

РАДХАКРИШНАН

РАДХАКРИШНАН (Radhakrishnan) Сарвепалли (5 сентября 1888, Тирутанй- 17 апреля 1975, Мадрас) - индийский философ и историк философии, общественный деятель, президент Республики Индия (1962-67). Создатель философской системы "вечной религии", или "религии духа", претендующей на статус универсальной. Во многом следовал философской системе веданта, разделяя ее положение о единстве всего сущего. Считал, что идея Бога априорна и присуща любому человеку, а все религии суть равноценные пути к Богу. В следовании универсальным нравственным нормам видел средство достижения человечеством нравственного и духовного совершенства. Выполнил комментированные переводы с санскрита важнейших памятников религиозно-философской мысли Индии {"Брахма-сутры" Бадараяны, Упанишады, *Бхагавадгита", "Дхаммапада"}. Соч.: An Idealist View of Life. L., 1932. Лт.:ЛитманА.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М., 1983.

O.B. Мезенцева

РАЗВИТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НАУКЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - принцип построения и функционирования государственного управления в современных демократических государствах, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений. Впервые в классической форме идея разделения властей сформулирована Ш. Монтескье в книге "О духе законов" (1748).

Автор предупреждал, что самой большой опасностью, порождающей деспотизм и бесправие, является сосредоточение всей полноты политической власти в одних руках. Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо чтобы одна власть сдерживала другую. Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью.

При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в одних руках. Одновременно разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции. В федеративных и конфедеративных государствах роль контрвласти по отношению к центру выполняют властные инстанции субъектов федерации (конфедерации).

В системе разделения властей главенствующее положение принадлежит парламенту (см. Парламентаризм), поскольку именно законодательная власть обладает правом определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями. В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на законодательные акты или требовать их доработки. В свою очередь парламент способен отменить или затормозить решения исполнительной власти.

Все исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с парламентом: отчитываться перед ним, а если речь идет о парламентских республиках, то даже получать от парламента мандат на осуществление своих функций. Парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинения против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности (процедура импичмента), если они своими действиями наносят ущерб национальным интересам.

Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности исполнительной и законодательной власти, арбитром в случае возникновения каких-либо противоречий между ними, выступает судебная власть. Без независимой судебной власти невозможно разделение властей. В большинстве стран надзор за соблюдением Конституции, за соответствием актов законодательной и исполнительной власти основным ее положениям возлагается на специально созданное, организационно обособленное судебное учреждение. Во Франции это Конституционный совет, в ФРГ - Федеральный конституционный суд, в США - Верховный суд, в России - Конституционный суд. Эти институты следят за правомочностью действий президента и парламента, за соответствием Конституции международным договорам и соглашениям, разрешают споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Сюда могут обращаться политические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с решениями государственных органов или видят в них угрозу нарушения Основного закона государства.

Проверка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит логическим разрешением системы сдержек и противовесов, призванной стоять на страже конституционной демократии.

И. А. Василенко

РАЗИ АБУ БАКР МУХАММАД

РАЗИ Абу Бакр Мухаммад Ибн Закарийа, ар- (латинизиров. (Разес/Rhazes); ок. 865 - ок. 925 или 932) - арабо-мусульманский философ, ученый-энциклопедист и врач. О его жизни достоверно известно лишь то, что он родился в Рее (в окрестностях современного Тегерана), руководил там клиникой, а затем жил в Багдаде. В автобиографии ар-Разй упоминает о более чем 200 своих сочинениях, посвященных различным естественным и философским наукам (за исключением математики). Из них сохранилось менее трети, в т. ч. ок. 20 небольших трактатов по философии.

Если в логике ар-Разй следовал за Аристотелем, то в метафизике и этике он отдавал предпочтение Платону. Ядром его онтологии является учение о пяти вечных началах: Творце, универсальной душе, первоматерии, времени и пространстве (месте). При этом ар-Разй различал абсолютное и частичное пространство, а также абсолютное и частичное время. По ар-Разй, Творец создал мир по милости к душе, тяготевшей к наслаждениям и желавшей соединиться с материальными формами. Сотворив человека. Бог даровал ему из Своей сущности разум, с помощью которого (через философию) душа может вернуться к горнему, умопостигаемому миру. На этом пути душа проходит через разные этапы перевоплощения.

Ар-Разй вошел в историю ислама как самый ярый противник понимания Откровения и пророков в качестве посредников между Богом и человеком. Пророчество, по ар-Разй, излишне, поскольку для постижения истины достаточен свет дарованного Богом разума. Оно и вредно, ибо приводит к конфликтам и войнам между одной группой людей, верующих в свою избранность божественным Откровением, и другой группой, не удостоенной такой милости.

Соч.: Раса'ил фалсафиййа, под ред. П. Крауса. Каир, 1939; Бейрут, 1973; в рус. пер.: КаримовУ.И. Неизвестное сочинение ар-Разй "Книга тайны тайн". Ташкент, 1957.

Т.Ибрагим

РАЗИ ФАХР АД-ДИН

РАЗИ Фахр ад-Дин Абу 'Абдаллах, ар- (1149, Рей, Иран - 1209, Герат, Афганистан) - арабо-мусульманский философ, представитель ашаритского калама, видный комментатор Корана. Обучался в Рее религиозным и философским наукам. Находился при дворах гуридских султанов, много путешествовал по городам Средней Азии. Последние годы ар-Разй провел в Герате.

Автор около 100 сочинений, из которых 5 посвящены коранической экзегетике, 40 - каламу, 26 - философии, 5 - фикху, 7 - арабскому языку и литературе, 7 - медицине, 5 - талисманам и геометрии, 2 - истории. Полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, некоторое время - с исмаилитами и особенно каррамитами. Тенденция к сближению калама и арабоязычного перипатетизма прослеживается в комментарии ар-Разй к "Указаниям и наставлениям" Ибн Сины ("Шарх ал-Ишарат") и компендиуме к нему ("Лубаб ал-Ишарат"), а также в его сочинении по метафизике и физике, построенном по модели "Исцеления" ("аш-Шифа'") Ибн Сйны, - "ал-Мабахис ал-машрикиййа", равно как ив "Мухассал" - первой в ряду характерных для 13-14 вв. "сумм" по перипатезирующему каламу. В монументальном комментарии к Корану - "Мафатйх ал-гайб" (или "ат-Тафсйр ал-кабйр") предпринял синтез философии и религии в рамках экзегетики.

Согласно средневековым источникам, к концу жизни ар-Рази отказался от калама и перешел в суфизм (сохранился текст послания к нему от Ибн 'Араби, в котором упоминается этот факт).

Лет.: Наймов Н, Фахриддин Рази.- В кн.: Из философского насде. дия народов Ближнего и Среднего Востока. Ташкент, 1972; КулнатовН. Фахриддин Рази. Душанбе, 1980.

Т, Ибрагим

РАЗЛИЧИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗУМ И ВЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗУМ ЧИСТЫЙ

РАЗУМ ЧИСТЫЙ (нем. die reine Vernunft) - одно из основных понятий критической философии Канта, сделавшего предметом философии не предметы познания, а способности субъекта и различные типы и формы их применения (познавательное, нравственное, эстетическое и т. д.). В отличие от рассудка как конечной и ограниченной чувственностью способности судить и создавать единство явлений опыта согласно правилам, разум чистый выступает как способность, создающая безусловно априорные принципы для подведения материала созерцания и правил рассудка под высшее единство мышления. Согласно трем видам умозаключений (категорическим, гипотетическим и разделительным), разум создает три принципа такого единства: безусловное единство субъекта (идея души), абсолютное единство ряда условий для данного явления (идея мира) и абсолютное единство всех предметов мышления вообще (идея Бога). Эти идеи соответственно составляют предметы рациональной психологии, космологии и теологии, но поскольку в этих идеях разум выходит за пределы опыта и стремится к познанию безусловного, то он впадает в неизбежные иллюзии и противоречия. Поэтому основной задачей трансцендентальной диалектики Кант считает критику этих иллюзий в форме опровержения паралогизма, антиномии и идеала чистого разума, т. е. опровержения традиционных метафизических доказательств бытия Бога, свободы и бессмертия души. Вместе с тем идеи чистого разума могут иметь "полезное" применение в качестве регулятивных принципов рассудка, расширяя его эмпирическое применение и открывая ему новые и неизвестные пути познания. Кроме того, с критикой диалектического применения чистого разума и его иллюзий Кант связывает и возможность решения "самой существенной задачи метафизики", а именно, обоснования трансцендентальной идеи свободы как "основания существования" морального закона и условия перехода от "естественных понятий к практическим", т. е. от теоретического разума к практическому или от его познавательного применения к нравственному.

В. А. Жучков

"РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ"

"РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ" (De la recherche de la vérité) - главный трактат H. Мальбранша. Вышел в Париже в 1674-75 (т. 1-2). Однако Мальбранш постоянно его пере

рабатывал, и окончательным вариантом стало лишь 6-е издание, вышедшее в Париже в 1712. За неортодоксальный характер христианских воззрений Мальбранша, трактат был внесен в "Индекс запрещенных книг" (рус. пер. - т. 1-2. СПб., 1903-06).

Исходная идея трактата - абсолютное различение двух субстанций - материи и мыслящего духа, что делает невозможным их взаимодействие. Единственная действующая причина в мире - это Бог, все остальные причины - лишь поводы, за которыми скрывается воля Божья. Через сами вещи мы познаем Бога, через идеи вещей - материальные тела, через внутреннее чувство - собственную душу, через предположения или аналогии - души других людей и чистых духов. Ясное и отчетливое знание мы имеем лишь о материальных телах, остальное знание смутное и является областью не разума, а веры. При разыскании истины следует отказаться от привычки руководствоваться своими чувствами, поскольку она дается лишь рациональным познанием идей. Бог содержит в своем разуме идеи всех сотворенных существ, душа человека приобретает идеи через общение с Богом, поэтому знание есть видение в Боге. Отсюда следует вывод Мальбранша: "Нужно думать только о Боге, видеть Бога во всем, поклоняться Богу во всем, бояться и любить Бога во всем" (Антология мировой философии, т. 2. М-, 1970, с. 445). См. лит. кет. Мальбранш. О. В. Суворов

РАЙЛ

РАЙЛ (Ryle) Гильберт (19 августа 1900, Брайтон - 5 октября 1976, Оксфорд) - английский философ, представитель аналитической философии, ведущая фигура в "оксфордской школе" анализа языка. Окончив Королевский колледж в Оксфорде (1924), посвятил себя педагогической деятельности. В 1945-68 - профессор метафизической философии. В 1948-71 - редактор журнала "Mind". Философское развитие Райла прошло под влиянием Аристотеля, 1уссерля. С 1920-х гг. был приверженцем аналитической философии. Работы Райла созвучны идеям Л. Витгеншгейна.

Основное внимание Райл уделял разработке проблемы устранения логических ошибок, возникающих из-за отнесения фактов, соответствующих одной категории, к другой категории. В работе "Понятие сознания" (1949) он оспаривает традиционное разграничение души и тела, критикует картезианскую концепцию "духа-в-машине" как логически непоследовательную и некорректную. Характерной категориальной ошибкой, ведущей к дуализму, Райл считает смешение при характеристике сознания функции с субстанцией. Так, словесное описание актов сознания с помощью существительных приводит к ошибочному пониманию сознания (духа) как особой таинственной вещи, якобы находящейся в теле, но, в отличие от тела, не подвластной механическим законам и не поддающейся наблюдению. В целях прояснения возникающих в связи с этим особых проблем (концептуальных ловушек, замешательств) Райл предложил сводить все относящееся к духовной жизни человека к наблюдаемым действиям и объяснять "внутренний мир" в терминах поведения. Такой подход отчасти сближает концепцию сознания Райла с бихевиоризмом.

Райл показал, что многие философские проблемы носят характер дилемм - напр., фатализм противопоставляется свободе воли ("фатализм - индетерминизм" и др.). Анализируя выражающие эти дилеммы контрадикторные предложения, Райл приходит к выводу, что возникающие противоречия разрешимы путем уточнения значений слов, выражений и смысла высказываний, т. е., при устранении последствий концептуального смешения языка логики и языка событий. Соч.: The Concept of Mind. L., 1949; Dilemmas. Cambr., 1954; Philosophical Arguments. Oxf., 1945; A Rational Animal, 1962; Plato's Progress, 1966; The Thinking of Thought, 1968; Дилеммы (гл. 1-2).- "ВФ", 1996, № 6; Обыденный язык.- В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. М., 1998, с. 155-173. Лит.: Lyons W. О. Ryle: An Introduction to His Philosophy. Brighton (Sussex) - Atlantic Highlands (N. 3.}, 1980.

M. С. Козлова

РАЙХ

РАЙХ (Reich) Вильгельм (24 марта 1897, Добжциница, Галиция - 3 ноября 1957, Льюисбург, шт. Пенсильвания, США) - австрийский психолог и психоаналитик, основоположник фрейдо-марксизма. С 1939 - в США.

Райх в значительной мере испытал влияние Фрейда, Маркса, Ницше, Бергсона и Адлера. На основе ранних работ Фрейда Райх разработал собственную концепцию невроза, согласно которой его причина заключается в невозможности разрядки сексуальной энергии. Способность к разрядке сексуального напряжения и переживанию наслаждения ("органистическая потенция") являются, с его точки зрения, главными атрибутами психического здоровья. Райх разошелся с Фрейдом в трактовке сексуальности; он отказался от психологического подхода в пользу соматического и натуралистического и тем самым возвратился к взглядам характерным для прежнего биологизаторского направления в сексологии. В 1927 Райх написал основополагающую работу "Функция оргазма", где изложил свою т. н. "теорию оргазма", ставшую ключом ко всем его дальнейшим построениям.

Райх развивал идею Фрейда о том, что предписания культуры, сдерживающие сексуальный инстинкт, являются коренным источником неврозов. Он утверждал, что "невротический характер" - личность, сформированная в условиях подавления сексуальности, - склонен к слепому подчинению, неспособен к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. Процесс запечатления репрессивной социальной системы в психологии людей осуществляется в патриархальной семье, которую Райх называл "фабрикой структуры общества". В дальнейшем понятие "невротический характер", фиксирующее связь общественного порядка с некоторыми типичными психологическими чертами, было развито Э. Фромом и Т. Адорно.

Изучение социальных причин невроза привело Райха к марксизму. Считая фрейдизм и марксизм взаимодополнимыми, он пытался интерпретировать на основе психоанализа взаимоотношения между экономическим базисом и идеологией. Данная методология была применена им к анализу фашизма. По мнению Райха, фашизм как определенный тип общественного порядка продуцируется "невротическим характером" и коренится в деструктивном слое личности современного человека. Для устранения "общества невротических характеров" необходимо раскрепощение сексуальности, сексуальная революция, которая является, по мнению Райха, предпосылкой революции пролетарской. Учение Райха о сексуальной революции приобрело популярность в 1960-е гг., будучи воспринято движением "новых левых".

В последний период творчества (1940-50-е гг.) Райх развивал учение об "оргоне" - уникальной энергии, свойственной не только сексуальности, но всем проявлениям жизни. Он трактовал "оргон" как поток витально-психической энергии; эта универсальная всепроникающая энергия является источником развития галактических систем и в то же время тождественна биологической энергии живых существ. Эти воззрения, по мнению самого Райха, созвучны индуистским представлениям о единстве брахмана и атмана. Соч.: Selected Writings. N. Y, 1968; Функция оргазма. СПб.-M., 1997; Психология масс и фашизм. СПб.-М., 1997.

Лит.: Cohen I. Ideology and Unconsciousness: Reich, Freud and Marx.

N.Y., 1982; Bunan W. Psychoanalyse und Marxismus. Fr./M., 1972; Wilson С. The Quest for Wilhelm Reich. L., 1982.

T. П. Лифтцева

РАЙХЕНБАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАМАНУДЖА

РАМАНУДЖА (Ramänuja) (1017-1137) - индийский религиозный философ, создатель учения вишашта-адвайта (недвойственность, определяемая различиями) в рамках веданты. Родился в Шриперумбудуре, недалеко от Мадраса, и уже в ранней юности стал учеником ведантиста Ядавапракаши. По преданию, был призван мудрецом Ямуной, но не успел прибыть в Шрирангам до его смерти; однако во время похоронной процессии Рамануджа увидел три согнутых пальца на руке Ямуны и истолковал это как приказание соединить в своем творчестве идеи "Брахма-сутр", эротико-мистическую традицию поэтов-альваров и доктрину бхакги. Основные труды: "Шри-бхашья" ("Прекрасное толкование") - Комментарий на "Брахма-сутры", Комментарий на "Бхагавадгиту", трактаты "Ведартха-санграха" ("Совокупность [речений] о смысле Вед"), "Веданта-сара" ("Сущность веданты"), "Веданта-дипа" ("Свет веданты") и др. Начиная с учения Рамануджи все последующие школы веданты развиваются внутри вишнуитского направления. В целом Рамануджа выстраивает свою систему в постоянной полемике с адвайта-ведантой Шанкары. Знаменитые "семь возражений" (сапта-анулапатга), с которых начинается "Шри-бхашья" Рамануджи, касаются проблемы источника и основы авидьи (неведения) и проблемы принципиальной невыразимости, неизреченности (анабхилапья) Аммана как чистого знания. С точки зрения Рамануджи, представление адвайты о бескачественном Брахмане и "космической иллюзии" {майе} слишком сближается с шунья-вадой мадхьямиков; поэтому и сам Шанкара всегда казался ему "праччханна-бауддха" - "скрытым буддистом". Для Рамануджи высший Брахман - это Господь, наделенный множеством благих качеств, майя толкуется не как "космическая иллю

зия", но скорее как способность Бога бесконечно творить "удивительные вещи", а единство души и Брахмана выступает не как абсолютное тождество, но всего лишь как неразрывное отношение, которое связывает целое и его части, а суб* станцию нераздельно соединяет с ее атрибутами. Наконец, вместо ориентации на чистое знание, которое в адвайте совпадает с освобождением, в учении Рамануджи на первое место выходит "бхакги", или любовь, "сопричастность" Богу, которая одна лишь способна обеспечить адепту истинное спасение - возможность вечного пребывания в божественном мире - Вайкунтае.

Соч.: Srîbhasya with Srutaprakäsikä of Sudarsanasuri, v. 1-2, ed. by Vrraraghaväcärya. Madras, 1989; Rämänuja's Nfedaithasangraha, ed by J. B. van Buitenen. Poona, 1956; Commentary on the 'vedanta S iras, transi, by G. Thibaut. Delhi, 1962.

Лит.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983; Srinivasacari D. N. Sankara and Ramänuja. Madras, 1913; BharaäwajK. D. The Philosophy ofRämänuja. New Delhi, 1958; SrinivasachariP. N. Advaita and Visistädvaita. Bombay, 1961; EsnoulA. M. Ramänuja et la mystique vishnouite. R, 1964; MoellerM. Die Mythologie der vedischen Religion und der Hinduismus. Stuttg., 1966; Carman J. B. The Theology of Ramänuja. L., 1974.

Я. В. Исаева

РАМЕ

РАМЕ Пьер де ля (Петр Рамус, Pierre de la Ramée, Petrus Ramus) (1515, деревня Кю в Пикардии - 26 августа 1572, Париж) - французский философ, математик, физик, богослов и филолог. Происходил из старинного, но обедневшего рода. Двенадцати лет он стал слугой дворянина де ла Бросса, чтобы иметь возможность слушать лекции в Парижском университете, по окончании которого сам стал преподавать в нем. Издание книг "Подразделение диалектики" (Dialecticae partitiones) и "Замечания на Аристотеля" (Aristotelicae animadversiones) в 1543 с нападками на освященную именем греческого философа систему наук и образования привело к осуждению этих сочинений Раме и запрещению их автору заниматься преподаванием философии. С 1551 был профессором Коллежа де Франс, где специально для него была открыта кафедра красноречия и философии. "Диалектика" (Dialectique. Р., 1555) - первая философская книга на французском языке. В 1559 издал латинскую грамматику, в 1560 - греческую, в 1562 - французскую. В 1561 перешел в кальвинистское вероисповедание. В 1568-70 путешествовал по Германии и Швейцарии, читая в университетах этих стран курсы по философии, математике, филологии. Вернувшись в Париж, Раме как гугенот не был допущен к преподаванию. Убит в Варфоломеевскую ночь. Раме настаивал на том, что метод есть отличительная черта науки, логику рассматривал как инструмент познания истины, для чего ее главным предметом должно быть не выяснение значения слов, но постижение законов мышления.

Лит.: Матвиевская Г. П. Рамус. 1515-1572. М., 1981; Nelson N. E. Reter Ramus and the confusion of logic, rhetoric, and poetry. Ann Arbor, 1947.

О. Ф. Кудрявцев

РАМОС

РАМОС (Ramos) Самуэль (8 июня 1897, деревня Ситакуаро, штат Мичоакан - 1959) - мексиканский философ. Изучал философию в Сорбонне, позднее - преподаватель философии в Национальном автономном университете Мехико. Испытал влияние X.Васконселоса, А.Касо и особенно X.Ортеги-и-Гассета. Наиболее известны работы Рамоса «Образ человека и культура в Мексике» (1934) и «История философии в Мексике» (1943). Опираясь на идеи «перспективизма» Ортеги, утверждавшего, что каждый человек и каждый народ существуют в единстве с окружающим его миром и, как представитель этого мира, является незаменимым органом познания истины, Рамос, признавая за мексиканской культурой право на собственную истину, ставил задачу выяснить особенности мексиканской философии и, в первую очередь, мексиканца как ее субъекта. В образе типичного мексиканца отмечал психологические характеристики «побежденных рас»: пассивность, медлительность, консерватизм, инертность, из которых он выводил и сам способ бытия мексиканца, особый ритм мексиканской жизни и истории.

В работе, посвященной истории национальной философии, выдвинул мысль о том, что в идеях мексиканских мыслителей не следует искать оригинальность, важно «понять, какие идеи или учения способствовали развитию... нашей национальной культуры, какие философские идеи были ассимилированы и превратились в жизненные элементы нашего существования». Полагал, что идеалом мексиканской философии должна стать социология философского познания, определяющая место философии в национальной жизни. Эти идеи, в отличие от характеристики мексиканцев, вызвавшей критику, получили дальнейшее развитие в работах мексиканских философов (см. Л.Сеа).

Сочинения:

Hacia un nuevo humanismo. Мех., 1940;

Historia de la filosofia en Mexico. Мех., 1943;

El perfil del hombre y la cultura en Mexico. Мех., 1963.

Литература:

Бургете Р. Самуэль Рамос и проблемы истории философии в Мексике. - В кн.: Из истории философии Латинской Америки XX века. М., 1988.

А.Б.Зыкова

РАНЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАНК

PAHK (Rank) OTTO (22 апреля 1884, Вена - 31 октября, 1939, Нью-Йорк) - австро-американский психоаналитик, психолог и психотерапевт. Учился в ремесленном училище. После знакомства с Фрейдом в 1906 стал членом и секретарем его психоаналитического кружка ("Общества психологических сред"). По настоянию Фрейда поступил в Венский университет и в 1912 получил степень доктора философии. Занимался приложением психоаналитического метода к исследованию разнообразных феноменов культуры, таких как мифы и легенды, искусство и религия, литература и поэзия, что нашло отражение в его книге "Миф о рождении героя" (Der Mythos von der Geburt des Helden, 1909, рус. пер. 1997). В книге "Мотив инцеста в литературе и легендах" (1912) утверждал, что Эдипов комплекс - универсальный принцип для объяснения древних мифов, а также литературных и поэтических произведений позднейших эпох. В 1912 стал секретарем Венского психоаналитического общества и оставался на этом посту вплоть до своего разрыва с Фрейдом в 1924. Был одним из организаторов журнала "Imago", редактором журнала "Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse", a после 1-й мировой войны работал директором Международного психоаналитического издательства в Вене. Был членом созданного Фрейдом т. н. "тайного комитета" - неофициального руководящего органа мирового психоаналитического движения. Помимо Ранка в него входили: Ш. Ференци, Э. Джонс, К. Абрахам, М. Эйтингон, X. Закс. К концу 1923 совместно с Ференци опубликовал книгу "Развитие психоанализа" (Entwicldungsziele der Psychoanalyse). Главной темой в ней являлась склонность пациентов отреагировать действием на свои бессознательные импульсы. В 1924 вышла основная работа Ранка - "Травма рождения" (Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung für die Psychoanalyse), в которой он утверждал, что вся жизнь человека состоит из сложных попыток преодолеть или вытеснить страх, вызванный травмой рождения, и что неудача в такой попытке ответственна за появление невроза. На основании теории травмы рождения Ранк построил особый тип терапии, которая с самого начала сосредоточивалась на навязчивом побуждении пациента повторять в ситуации переноса драму рождения, что позволило Ранку унифицировать и сократить анализ. В 1926-35 жил и работал в Париже. С 1935 - в США, где занимался психоанализом и преподавал в университетах Нью-Йорка, Филадельфии и других. В 30-е гг. порвал с биологической ориентацией Фрейда и разработал оригинальную концепцию "волевой терапии", основные положения которой изложил в книге "Волевая терапия, воля и реальность" (Will Therapy and Truth and Reality, 1936).

Лит.: Progoffl. The Death and Rebirth of Psychology. An Integrative Evaluation of Freud, Adler, Jung and Rank and the Impact of Their Culminating Insights on Modern Man. N.Y, 1956.

В. В. Старовойтов

РАПОПОРТ

РАПОПОРТ (Rapoport) Анатоль (Анатолий Борисович) (род. 22 апреля 1911,Лозовая, Россия) - американский и канадский философ, психолог, специалист в области математической биологии. Один из основателей (1955) и президент (1965-66) Общества по исследованию проблем общей теории систем. С 1955 (с перерывами) - профессор Торонтского университета. Философские взгляды Рапопорта формировались под влиянием идей Бриджмена, Уайтхеда, А. Кожибского и др. Рапопорт- один из виднейших представителей операционализма, придавший ему реалистическую интерпретацию и последовательно проводящий мысль о том, что человек, опираясь на принципы эмпирической гносеологии, способен по крайней мере приближаться к истинному описанию реальности. Вслед за Кожибским и С. Хаякавой Рапопорт принял активное участие в разработке проблем общей семантики. Его основные интересы в этой области лежат в сфере анализа взаимоотношений между языком, мышлением и действием и в нахождении способов использования языка для решения конфликтных человеческих ситуаций. Значительным его достижением является разработка проблем общей теории систем, которую он трактует не как теорию в узком смысле, а как общий взгляд на мир или методологию. Рапопорту принадлежит большое число теоретических и экспериментальных исследований в области математической физики, психологии, анализа человеческого поведения в конфликтных ситуациях. Большинство из них представляют собой практическую реализацию идей общей теории систем. Рапопорт одним из первых стал .применять теорию игр для психологического анализа и широко использовать математические модели для исследования проблем войны, мира и безопасности. Рапопорт критически относится к моральному релятивизму и трактует мораль как нормативную науку, в рамках которой человеческие оценки способны подвергаться конструктивной критике. С нач. 1960-х гг. Рапопорт сыграл большую роль в установлении научных контактов между советскими (российскими) и американскими философами.

Соч.: Operational Philosophy. N.Y, 1953; Prisoner's Dilemma. Ann Arbor, 1965 (совм. с A М. Chanunah); Strategy and Conscience. N. Y, 1969; The Big Two: Soviet-American Perceptions of Foreign Policy. N. Y, 1971; Philosophie heute und morgen. Darmstadt, 1971; Senantics. N. Y, 1975; "General Systems", v. XXIII, 1978 (сб. избр. статей; библиография); General System Theory: Essential Concepts and Applications. Cambr. (Mass.), 1986; Экспериментальное исследование параметров самоорганизации в группах из трех испытуемых.- В кн.: Принципы самоорганизации. М., 1966; Замечания по поводу общей теории систем.- В кн.: Общая теория систем. М., 1966; Математические аспекты абстрактного анализа систем.- В кн.: Исследования по обшей теории систем. М., 1969; Различные подходы к обшей теории систем.- В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1969. М., 1969; Принцип матемагического изоморфизма в общей теории систем.- Там же. Ежегодник 1973. М., 1973; Различные подходы к построению обшей теории систем.- Там же. Ежегодник 1983. М., 1983; Единство в разнообразии - наследие европейской культуры.- Там же. Ежегодник 1997. М., 1997.

Лит.: БлаубергИ. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974; Boufding К. E. A Note on A. Rapoport as a Philosophen- "General Systems", V.XXIII, 1978.

В. Н. Садовский

РАСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАССЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАССУДОК

РАССУДОК - тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности. В то же время абсолютизация в рассудке определенности и устойчивости форм мысли и их упорядочивающей функции приводит к известной скованности рассудочного мышления, опасности его догматизации, необходимости коррекции этих недостатков в реальном, живом познании многообразия действительности. В философской традиции рассудок как начальная, низшая стадия мышления противопоставлялась разуму как более высокой познавательной способности. Наиболее детально типология рассудка и разума была проанализирована в немецкой классической философии у Канта и Гегеля. Они исходят из того, что рассудок выступает как мыслительная деятельность в рамках определенных фиксированных мыслительных структур, "конечных определений мысли", по выражению Гегеля, Основная функция рассужа в процессе этой деятельности - упорядочивание, структуризация внешнего материала, заданного чувственностью, способностью созерцания. По Канту, все определения рассудка как спонтанности знания (в противоположность восприимчивости, чувственности), как способности мыслить и образовывать понятая или суждения сводятся к одному. - способности рассудка давать правила (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3, с. 716-717). Осуществляя нормативно-ассимиляционную функцию по отношению к материалу чувственности, рассудок привносит форму в знание, содержание которого задается чувственным созерцанием. При этом Кант считает, что применение правил рассудка в реальном познании должно обязательно опосредствоваться т. н. способностью суждения - возможностью живого человеческого сознания применять общее нормативное правило в конкретной ситуации.

В своей концепции рассудка как нормативно-ассимиляционной функции мышления Кант по существу фиксирует специфику работы мышления в режиме "закрытой рациональности", предполагающей познание в рамках заданной системы предпосылок. В отличие от Гегеля, признавшего, хотя и с значительными оговорками, роль рассудка в познании, но настаивавшего на том, что мышление в наибольшей степени реализует свой творческий потенциал в разуме. Кант ограничивал познавательные возможности мышления только деятельностью рассудка на основе выделенных им в "Критике чистого разума" неизменных априорных предпосылок, представлявших канонизацию традиционной системы философских категорий и исходных основоположений современной ему научной картины мира. Признавая за Кантом несомненную заслугу выявления особой функции исходных предпосылок познавательных систем (научных картин мира, парадигм, исследовательских программ и пр.), современная методология науки в то же время отвергает абсолютизацию любых таких исходных посылок в духе кантовского априоризма, предусматривая возможности их совершенствования или даже отбрасывания. Т. о., "закрытость" мысли как рассудка должна рассматриваться в более широких контекстах и перспективах ее "открытости".

В. С. Швырев

"РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ"

"РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ" (араб. "Фасл ал-макал фй-ма байн аш-шарй'а ва-л-хикма мин ал-иттисал") - произведение Ибн Рушда (Аверроэса), посвященное легализации философии (античного типа) с точки зрения мусульманской религии. "Рассуждение" было составлено, по-видимому, около 1177. В начале произведения цитируется ряд аятов - стихов Корана, поощряющих изучать окружающий мир в поисках знамения Божьих промысла и всеблагости, откуда делается вывод, во-первых, о философствовании как обязанности мусульманина, во-вторых, о необходимости изучать труды античных философов (хотя они и язычники), ибо они преследуют те же цели, к которым призывает мусульманская Священная Книга.

Как подчеркивается в трактате, философия с ее рациональными доказательствами не может противоречить богооткровенным данным, поскольку "истина не противополагает себя истине", и поэтому в случае, когда философские выводы не согласуются с буквальным смыслом священных текстов, необходимо прибегать к аллегорическому толкованию последних. В свете этого подхода Ибн Рушд анализирует такие "крамольные", с точки зрения некоторых богословов, тезисы философов, как утверждение об извечности мира, о невозможности телесного воскресения и т. п.

Правом на аллегорическое толкование священных текстов автор "Рассуждения" наделяет лишь философов, ибо только они используют "аподиктические" (доказательные) методы рассуждения (силлогизмы), в то время как теологи-мутакаллимы (представители калама) прибегают к "диалектическим" (в аристотелевском смысле) методам, а широкая публика удовлетворяется "риторическими". Перед простым народом было бы пагубно разглашать содержание аллегорических толкований и вообще философских доктрин: с ним следует делиться только теми учениями, смысл которых не противоречит ходячим воззрениям, коль скоро они направлены на благо общества. Мутакаллимы же (как мутазилиты, так и ашариты), не останавливающиеся перед таким разглашением, постоянно угрожали и угрожают смутой, ввергая общество в пучину взаимной ненависти и войн.

"Рассуждение" впервые опубликовано М. Мюллером (Мюнхен, 1859). Лучшие критические издания - Л. Готье (Алжир, 1942); M. Амара (Каир, 1972). На русский язык впервые переведено А В. Сагадеевым в качестве приложения к его книге "Ибн-Рущд (Аверроэс)". М., 1973.

H. В. Ефремова

"РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница