Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
РАСИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАСИЗМ

РАСИЗМ - доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представлений, что человеческий род не яв

ляется единым, но состоит из принципиально отличных друг от друга видов, как правило, иерархически соподчиненных между собой (см. Раса).

В социально-психологическом плане расизм связан с ксенофобией (ненавистью и страхом) перед чужими; но если ксенофобия носит спонтанный характер, то расизм притязает на теоретическую обоснованность, апеллируя к науке (антропологии, генетике и др.). То обстоятельство, что современное знание о человеке дезавуировало "расовые теории" как ненаучные, не мешает развитию расизма как идеологии.

В социально-философском плане расизм связан с абсолютизацией и натурализацией различий в расовых таксономиях. Фиксируя внимание на действительных фенотипических различиях между большими человеческими группами (цвет кожи, густота волосяного покрова, форма носа, разрез глаз и т. д.), расизм интерпретирует эти различия в качестве источника социокультурных различий. Между внешним обликом той или иной группы людей - их "расовой" принадлежностью - и их "цивилизационной" принадлежностью расистская доктрина устанавливает отношения детерминации: предполагается, чтотот или иной антропологический тип с необходимостью выражает себя в строго определенных социальных и культурных формах.

Идеология расизма возникла в эпоху великих географических открытий. Неравномерность социально-экономического развития в различных частях суши, приведшая на рубеже 15-16 вв. к колонизации одними народами других, была закреплена и искусственно поддерживалась на протяжении столетий. Институционализация господства - прежде всего <жоннубий" (запрет на браки между представителями властвующих и покоренных народов) - имела своим следствием фиксацию культурных различий также и на внешнем уровне. Технологическое преимущество европейцев Предстало как их естественно-природное превосходство. Доктрины, обосновывающие последнее в биологических терминах, были сформулированы сравнительно поздно (крупнейший теоретик биологического расизма Ж. А. де Гобино жил " 19 в.), однако проторасизм, исходивший из данного Богом или природой права одним народам относиться к другим как к "низшим* или "неполноценным", возник с самого начала западноевропейской экспансии на др. континенты (см. Вестернизация, Европоцентризм). С крушением колониальной системы, интенсификацией миграционных процессов и ростом числа межэтнических браков мифы расизма (прежде всего "чистота крови") утратили даже видимость убедительности. К середине 20 в. расизм дискредитировал себя в глазах общественности как идеология, производящая на свет одиозные режимы (нацизм в Германии, апартеид в ЮАР). Поэтому открытая приверженность расизму в настоящее время - маргинальное явление. Однако в скрытой и неявной форме он продолжает проявлять себя как на уровне массового сознания, так и в академической среде. В этой связи некоторые исследователи ставят вопрос о "новом", или "современном" расизме: последний, в отличие от традиционного, апеллирует не к крови, ак культуре. Хотя термин "раса" при этом полностью исчезает из обращения, система допущений, характерная для расизма, остается здесь в силе. К Числу этих допущений относится интерпретация межгрупповых различий в качестве естественных, а также убеждение в определенности (предопределенности, заданности) мышления и поведения ивдивиаов сущностными (первичными, "примордиальными") характеристиками групп, к которым эти индивиды принадлежат.

Лит.: BarwnJ. Race: A Study in Modern Superstition. L., 1938; Bariton M. Racial Theories. Cambr., 1987; Balibar E„ Wallerslein I. Race, nation, classe: les identités ambiguïs. P., 1988; Geiss l. Geschichte des Rassismus. Fr./M., 1988; Miles R. Racism, L.-N. Y., 1989; Малахов В. С, Скромное обаяние расизма.- "Знамя", 2000, № б.

Б. С. Малахов РАСКАЯНИЕ - см. Покаяние.

В начало энциклопедии