Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕЛ"-"ТЕХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕЛ"-"ТЕХ")

ТЕЛЕЗИО

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца - 2 октября 1588, там же) - итальянский философ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии. В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, илиConsentina). По распоряжению церковных властей академия была закрыта. Тслезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд - "О природе вещей согласно ее собственным началам" (De renim naturajuxta propria principia) (первый вариант- 1565, окончательный - 1586, в 9 книгах). Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Источник движения в природе - две великие стихии - тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса; она неподвижна, невидима, темна и "как бы мертва". Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод - свойства и форму Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода. Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования. Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе "жизненного духа" (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) - особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт - критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Телезио признавал существование у человека бессмертной души, "вдунутой" непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в его время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Декарта). Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики; его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.

Соч.: De rerum naturajuxta propria principia. Testo, traduzione e note a cura di L. De Franco. 3 vol. Cosenza-Firenze, 1965-76; àrii di naturalibus rébus libelli. Prima edizione intégrale. Testo critico di L. De Franco. rirenze, 1981.

Лит.: ГорфункельА. X. Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио.- В кн.: Итальянское Возрождение. Л., 1966; Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 233-248; Firpo L. Filosofia italiana e controriforma. Torino, 1951, p. 38-55; SaitaG. Il pensiero italiano nel' Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, vol. 3, 1951, p. 1-77.

Л. С. Чиколини

ТЕЛЕОЛОГИЯ

ТЕЛЕОЛОГИЯ - см. Целесообразность.

ТЕЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЛО-БЕЗ-ОРГАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЛОС

ТЕЛОС - см. Цель.

"ТЕЛЬ КЕЛЬ"

"ТЕЛЬ КЕЛЬ" (Tel Quel) - журнал, оказавший значительное влияние на развитие литературоведческой и философской мысли 2-й пол. 20 в., прежде всего во Франции. Основан в 1960 в Париже, просуществовал до начала 1980-х гг. Одним из инициаторов издания был Р. Барт. В круг "Тель Кель" входили Ф. Соллерс, Ю. Кристева, М. Плене, Ц. Тодоров, Ж. Женетт, Ж. Л. Бодри, Ж. Тибодо и др. В числе общих принципов, на которые опирались авторы журнала, - семиотизация проекта политической семиологии Барта, активное подключение проблематики "большой политики", признание примата литературной практики над любой рефлексией по поводу литературы. Участники проекта стремились, во-первых, к созданию общей теории знаковых систем; во-вторых, к формализации семиотических систем с точки зрения коммуникации, точнее, к выделению внутри проблематики коммуникации зоны производства смысла; в-третьих, к прямой политизации письма. Практическое приравнивание текстуального письма к "реальной истории" приводит авторов "Тель Кель", несмотря на их субъективную революционность и апелляцию к классикам марксизма, к растворению истории в семантике. В их трактовке любая политика в принципе производна от языковой политики, история приобретает статус метафоры текстуального письма (при этом остается неясным, какими независимыми социальными механизмами производится само письмо, чтоделает его возможным и необходимым одновременно). "Дурной", линейной историей оказывается та, которая вызывает к жизни "теологические категории" смысла, субъекта и истины, а подлинной - та, которая производит т. н. "тексты-пределы", воспринимаемые как совершенные аналоги социальной революции. Тем самым признается невозможность языка, который создавал бы дистанцию по отношению к текстуальному письму и сообщал последнему историческое измерение.

Лит.: Théorie d'ensemble. P., 1968.

M. К. Рыклин

ТЕМА

ТЕМА (в философии и истории науки) - термин, введенный Дж. Холтоном в качестве ключевого понятия тематического анализа. Термин "тема" используется Холтоном в трех различных аспектах: тематических понятиях, гипотезах и методологиях. Холтон не дает развернутого и достаточно концептуального разъяснения понятия темы, и большинство из тем он определяет индуктивно - через перечисление оппозиций (дублетов), таких, как эволюция и регресс, редукционизм и холизм, атомизм и концептуализм. Темы представляют собой неявные, т. е. скрытые, предпосылки или, точнее, эвристические правила, определяющие постановку вопроса, программу исследований, способ решения фундаментальных проблем, основу индивидуальных предпочтений, отдаваемых ученым той или иной гипотезе, проблеме и т. д. Сильное влияние, оказываемое определенными темами на ученого, позволяет объяснить приверженность ученого к определенной точке зрения, которая может в значительной мере расходиться с общепринятыми учениями и эмпирическими данными. Тематические компоненты, используемые в науке, в значительной степени являются имплицитными. Их присутствие наиболее заметно лишь в периоды созревания науки, когда еще не выработана сложная иерархическая структура из гипотез, ведущих от фактов к предельным тематическим обобщениям. Холтон отмечает, что его отношение к проблеме идентификации тематических элементов в чем-то аналогично подходам фольклориста или антрополога, выявляющих в эпических преданиях глубинные тематические структуры и повторы. В целом тематические структуры мышления практически не изменяются во времени и пространстве, а всего их можно насчитать, как полагает Ходтон, не более сотни. Появление же новой темы - событие крайне редкое. Большая часть тем уходит своими корнями в глубокую древность и постоянно воспроизводится в периоды эволюционных и революционных изменений в науке. Так, современная космогоническая теория имеет, согласно Холтону, свою порождающую модель в космологических представлениях милетцев. Проблему происхождения новых тем Холтон не считает существенной для историка науки, а поиск их истоков может завести в малоисследованную область когнитивной психологии.

В. С. Черняк

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕМИСТИЙ

ТЕМИСТИЙ - см. Фемистий, ТЕННИС (Теннис) (Tönnies) Фердинанд (26 июля 1855, Рип, близ Ольденсворта - 11 апреля 1936, Киль) - немецкий социолог. Читал лекции в университете в Киле в 1881-1933 до отстранения от должности нацистами.

Важнейшая его работа - "Общность и общество" (Gemeinschaft und Gesellschaft, 1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, он подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй - торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная - общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе - расчетливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже, во "Введении в социологию" (Einführung in die Soziologie, 1931), Теннис усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения "господства" и "товарищества", группы и объединения. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое значение имели многочисленные эмпирические исследования Тенниса. Он был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его "современным варварством".

Соч.: Die Sitte. Fr./M., 1909; Marx. Leben und Lehre. Jena, 1921; Kritik der öffentlichen Meinung. B., 1922; Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1-3. Jena, 1925-29; Das Eigentum. W.-Lpz., 1926; Fortschritt und soziale Entwicklung. Geschichtsphilosphiesche Ansichten. Karlsruhe, 1926; Geist der Neuzeit. Lpz., 1935.

Лиг.: История буржуазной социологии XIX- нач. XX в. Μ., 1979, гл. 8; F. Tönnies, ed. W. l, Cahnnian. Leiden, 1973.

"ТЕОДИЦЕЯ"

"ТЕОДИЦЕЯ", "Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла" (Essais de théodicée sur la bonté de Dieu, la liberté de l'homme et l'origine du mal) - свод философии Лейбница, созданный им после выхода в свет "Исторического и критического словаря" (1696-97) П. Бейля в полемике с ним и со всем религиозно-философским знанием эпохи. Лейбниц считал, что в современную ему эпоху Богопочитание деградировало до формальности обряда и догмата, тогда как в христианстве его основатель возвел в закон естественную религию всеобщего спасения. Важно достичь ровного расположения духа в любви, смирении и терпении, чему служит прояснение великого вопроса о свободе и необходимости. Ленивый разум ссылается на судьбу или на всевластие Бога; надлежит прояснить трудный, пока еще мало осмысленный путь самоопределения свободного деятеля. Преформация предопределила вещи природы и искусства как самодвижные автоматы; задача нашего познания - бесконечно продвигаться в развертывании семян этого самодеятельного устройства природы в нас самих.

"Предварительное рассуждение о согласии веры и разума" строится на различении между истинами Откровения, превышающими разум, и суевериями, противоречащими разуму.

1-я часть содержит учение о божественном оптимуме и максимуме (минимуме) как необходимом пределе, вне которого все тонуло бы в неопределенном равенстве. Упреки Богу происходят от трудности понять замысел наилучшего из миров, необозримо растянутого во времени и пространстве. Следует различать метафизическое зло, т. е. абсолютно неизбежное и общепризнанное несовершенство индивидов, физическое зло, т. е. их иногда неизбежное страдание, и моральное зло, избежать которого всегда в человеческих силах. Не человеку знать все основания, по каким Бог допускает зло для направления всего к добру.

2-я часть с той же энциклопедической широтой и с экскурсами в историю, этнографию и лингвистику тезис за тезисом разбирает философскую теологию Бейля. У зла нет своего особого начала, с которым Бог находился бы в борьбе. Любые недостатки малых миров обращаются творящим началом в благо, хотя творец не имел изначально частных определений воли, оставив т. о. свободу своему бытию. Постоянство и преемственность божественной воли объясняется неизменной оптимальностью, простотой и единообразием его путей. Утверждение, что эта закономерность всего происходящего ограничивает Бога, равносильно упреку, что Он не в состоянии провести от одной точки к другой линию короче прямой.

3-я часть касается физического зла (природных дисгармоний) и сохранения нравственной вменяемости разумного создания в условиях причинной детерминации. Человек обладает большей властью над своей волей, чем склонен думать. Ему принадлежит божественная способность избрать действенным решением одну из возможных последовательностей вещей (один из образов мира). Назначение философского труда в том, чтобы допустить деятельность души как духовного автомата, способного к бессознательному творчеству идеальных вещей. "Теодицея" сопровождается приложениями и дополнениями на темы свободы, необходимости и случайности, зла. Рус. перевод К. Истомина (1887-92). Лит. см. к ст. Лейбниц.

В. В. Бибихин

ТЕОДИЦЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОЛОГИИ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОЛОГИЯ АПОФАТИЧЕСКАЯ

ТЕОЛОГИЯ АПОФАТИЧЕСКАЯ - см. Апофатическая теология.

"ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ"

"ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ" -арабское переложение ряда текстов Плотина (из "Эннеад" IV 3,4, 7, 8, V 1, 2, 8, VI 7), возможно, сделанное на основе парафразы Порфирия. Различается т. н. "вульгата" (версия большинства манускриптов) и пространная версия (иудео-арабские фрагменты и латинский перевод). Арабский перевод выполнил христианин сирийского происхождения (из Эмесы) Абд ал-Маших ибн Абдаллах ибн Найма, перевод был выправлен ал-Кинди (ум. сер. 9 в.). В латинском переводе вплоть до 17 в. издавалась в составе сочинений Аристотеля. Была источником неоплатонического влияния на арабскую и еврейскую средневековую философию и западноевропейскую схоластику. По-видимому, тому же переводчику принадлежит и т. н. "Послание о божественной мудрости", содержащее отдельные главы из "Эннеад" (V 3, 4, 5, 9). Ряд сентенций из Плотина, отчасти совпадающих с текстом "Теологии Аристотеля", переведены в составе т. н. "Речений мудрого грека".

Лит.: BadaviA. Plotinus apud Arabes. Cairo, 1955, 1966; Koweït, 1977, p. (43)-(55), 1, 255; Idem. La transmission de la philosophie grecque au monde arabe. P., 1968; 2 ed., 1987, p. 29-30, 46-59, 85-86; Plotini pera, ed. P. Henry et H.-R. Schwyzer, t. II. P.-Brux., 1959 (p. XXXIVXXXVI: сведения о рукописях, изданиях и, отчасти, составе данных арабских переложений Плотина; в этом же томе в качестве параллели к соответствующим местам греческого текста Плотина дан английский перевод арабского текста); AuoadM. La Théologie d'Aristote et autres textees du Plotinus Arabus.- "Dictionnaire des philosophes antiques". P., 1989,1, p. 541-590.

Ю. А. Шичалин

ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОН

ТЕОН (θέων) из Смирны (1-я пол. 2 в.) - греческий философ-платоник, автор "Изложения математических сведений, необходимых для изучения Платона" (лат. сокр. Expositio) - составленной в духе среднего платонизма популярной сводки разного рода математических фактов (из области арифметики, гармоники и астрономии). Текст Теона является компиляцией в основном работ двух авторов - перипатетика Адраста Афродисшского и платоника Трасиляа; кроме того, в тексте упоминается некий Деркиллид, чьим текстом Теон также, возможно, пользовался. В целом он предлагает читателю сведения, обычные для школьных текстов такого рода (ср. Никомах из Герасы), но некоторые его интерпретации выдают интерес автора к религиозно-мистической литературе. Так, традиционное платоническое определение философии как "уподобления богу" и пять обсуждаемых в диалоге "Государство" математических наук, необходимых для философского образования, он интерпретирует как пятиступенчатый процесс инициации от "очищения" до "радостного соединения с богами" (Expos. 14,18-16,2). Имеются свидетельства о том, что у Теона был комментарий на "Государство" и трактат, в котором он обсуждал порядок чтения платоновских диалогов, исходя из их деления на тетралогии согласно Трасиллу. Соч.: Theonis Smirnaei Philosophi Platonici Expositio Rerum Mathematicarum ad Legendum Platonem Utilium, ed. Е. Hitler. Lpz., 1878. Лит.: Dillon ]. The Middle Platonists. L., 2 ed., 1996, p. 397-399.

M. А. Солопова

ТЕОРЕМА ДЕДУКЦИИ

ТЕОРЕМА ДЕДУКЦИИ - см. Дедукции теорема.

ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ В ЛОГИКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ (Theory of Moral Sentiments, 1759; рус. пер. 1997) - первое крупное произведение А. Смита. В этом сочинении Смит продолжает изучение природы человеческого духа с позиции теории внутренних чувств Хатчесона и Юма, которых считал своими учителями. Книга выдержала при жизни Смита 6 изданий.

Тлавная проблема этики - объяснение морального одобрения и неодобрения - формулируется Смитом как решение двух задач: 1) как понималась и как следует понимать добродетель, 2) какие способности души побуждают нас предпочитать достойное поведение. В своей теории нравственных чувств Смит выдвигает понятие симпатии как главное. Важную роль играет также понятие беспристрастного свидетеля (наблюдателя). Не будучи чувством, а скорее резонансом чувств, именно симпатия лежит в основе морального поведения, ибо на ее основе составляются ценностные суждения о характерах и действиях других людей. По Смиту, эгоизм, присущий человеку, восполняется чувством участия к другим. Это чувство основано на воображении о том, что чувствуют другие, на подстановке себя на их место. Сопереживание включает человека в общественные связи. Так от рассмотрения внутреннего мира человека Смит переходит к изучению человека в его отношениях к другим людям. Вне всякого общения с людьми у человека не было бы никакого понятия о приличии и неприличии своих поступков и чувствований, о достоинствах и недостатках своей мысли, а также о красоте или безобразии своего лица. 6-е издание работы Смит дополнил критическим обзором предшествующих и современных этических доктрин.

М. А. Абрамов

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ (от греч. θεός - бог и σοφία - мудрость, знание) - 1) в широком смысле слова - мистическое богопознание. У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним теологии. Позднее теософией, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16-18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, - Я. Бёме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин "теософия" для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие "свободной теософии" у Вл. Соловьева; 2) религиозно-мистическое учение Е. П. Блаватской (1831-91; соч. "Тайная доктрина" - The Secret Doctrine, v. 1-2,1888, рус. пер. т. 1-3. Л., 1991) и ее последователей. Сложилось под влиянием религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме - перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и элементов гностицизма. Отбрасывая "исторические формы религии", теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека - достижение оккультного "знания" и сверхъестественных способностей - осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции "посвященных", или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в НьюЙорке Блаватской и американским полковником Г Олкоттом. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (с 1882 - в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, которая объявила Кришнамурги новым "спасителем" человечества, после чего произошел раскол и из теософии выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики теософия свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.

Лит.: Ледбитер Ч. Краткий очерк теософии, пер. с англ. Калуга, 1911; Шахнович М. И. Современная мистика в свете науки. М.-Л., 1965; Guenon R. Le théosophisme. Histoire d'une pseudoreligion. P., 1921; BichimairG. Christentum, Theosophie und Antroposophie. W, 1950.

ТЕОФРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРЕЗА ИИСУСОВА

ТЕРЕЗА ИИСУСОВА (Teresa de Jesus), ТересадеСепедаи Аумада (Teresa de Cepeda y Ahumada) (28 марта 1515-15 октября 1582) - испанский мистик, основательница ордена босых кармелиток. В 1970 причислена к учителям Церкви. Родилась в знатной семье. Уже в детстве отличалась живым умом, пылкостью нрава и личным благочестием. 2 ноября 1536 она поступила в кармелитский монастырь в г. Авила (год предположителен). Около 20 лет Тереза провела в мучительных духовных борениях и с 1560 лелеяла мысль основать другой монастырь, где жизнь больше соответствовала бы Евангелию. После многих испытаний в 1567 ушла с несколькими сестрами и до конца жизни основывала свои обители т. н. босых кармелиток. По велению духовника написала несколько книг, главные из которых - "Книга [о] моей жизни" (1562-65, опубл. 1588), "Путь совершенства" (1573) и "Внутренний замок" ("Семь обителей",1577; рус пер. Брюссель, 1992).

Первое видение было у нее, по-видимому, в 1558. Видения эти были чисто духовными (по ее словам, "не глазами тела и не глазами души"). Дальнейший опыт существенно отличался от мистики эллинского типа, сближаясь с боговидением пророков. Общения ее с Христом лишены того "имманентизма", в котором ее нередко обвиняют. Описывая свою мистическую жизнь, Тереза пытается выразить невыразимое; отсюда-и мнимые противоречия, и развернутые метафоры в истинно библейском духе. Уровни молитвы ("молитва покоя", "молитва единения") или попытка сказать о вечности ("навек", "para siempre") и т. п. не поддаются формализации.

Терезу нельзя назвать философом в обычном смысле слова; попытки связать ее с определенной богословско-философской традицией, томистской или августино-францисканской, весьма натянуты. Роль ее в истории мистики и в истории испанского языка огромна. Детскую покорность Богу она сочетала с исключительной свободой. Мысли и слова о том, что христианин должен нравиться людям (букв. "развлекать" или "привлекать людей"), полное неприятие важности и фальши являются совершенно евангельскими по своему духу Ее юмор сочетает детскую непосредственность со взрослой зоркостью, а главное - со смелым и смиренным взглядом на себя. По слову ее первого агиографа, она была "как бы стеклянной", обладая той повышенной чувствительностью, которую западная аскеза сублимирует, но не уничтожает. Тереза причислена к лику блаженных в 1614, святых - в 1622. Лит.: Peers A. Mother ofCannel. L., 1945; FlorisooneM. Esthétique et mystique d'après sainte Thérèse d'Avila et saint Jean de la Croix, éd. du Se, 1956; Auclaire M. La Vie de sainte Thérèse d'Avila, la Dame Errante de Dieu, éd. du Se, 1963.

Я. Л. Трауберг

ТЕРМИН

ТЕРМИН (лат. terminus - граница, предел, конец) - 1) вузком, логическом смысле термин - это элемент простого категорического суждения, его субъект (подлежащее, subjectum) или его предикат (сказуемое, piaedicatum). Эти элементы суждения (его начало и конец) названы так, по-видимому, потому, что субъектом и предикатом суждения обозначены пределы (tennini) утверждения или отрицания, выражаемые суждением. Со времен логики Пор-Рояяя каждому термину сопоставляется его объем. В результате истинность и ложность суждений наглядно выражаются отношением объемов между терминами. Поскольку изучение этих отношений образует предмет силлогистики, ее нередко называют "логикой терминов". Правда, в тех традиционных курсах, которые ставят логику в зависимость от психологических актов мышления, слово "термин" обычно заменяют словом "понятие". Но, предлагая современные трактовки силлогистики, все же желательно следовать исходному, введенному Аристотелем (см.: Аристотель. Аналитики. М.-Л., 1952, с. 10), обычаю и сохранять за субъектом и предикатом суждения название "термин": "Мы должны быть осторожны и не отождествлять это логическое слово с такими психологическими и метафизическими словами, как "идея", "представление", "понятие"..." (ЛукасевичЯ. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959, с. 36-37).

Слово "термин" в современной литературе употребляется и в смысле объекта нулевого уровня (индивида или функционального выражения); в частности, в языке логики отношений и в формальных языках прикладных логико-математических исчислений - в качестве имени для возможных значений предметных переменных (при этом класс переменных включается в класс терминов). В этих случаях обычно вместо слова "термин" пишут (в русском) слово "терм", т. е. французское tenue и английское term используются без перевода; 2) в широком смысле термин - это языковое выражение (слово или сочетание слов), называющее конкретный или абстрактный объект (или группу объектов) какой-либо специальной отрасли знания. Следовательно, основная функция термина в этом смысле - знаковая. Объекты, обозначаемые (денотируемые) термином, называют его предметным значением, а понятие об этих объектах - смысловым значением термина. Смысловые значения термина обычно устанавливаются по определению и редко совпадают с их словарным значением, если такое имеется. По установившейся традиции в логике принимают определенную классификацию терминов. По предметному значению их делят на пустые (с нулевой денотацией; напр., "круглый квадрат"), единичные (приложимые только к одному объекту) и общие (приложимые к многим объектам), а по смысловому значению - на положительные и отрицательные ("красивый" - "некрасивый", "добрый" - "недобрый"), собирательные ("экипаж" как легкая повозка) и разделительные ("экипаж" как команда корабля) - вообще в реальных высказываниях один и тот же термин может выступать как в собирательной, так и в разделительной роли. Наконец, по тому же смысловому значению термины подразделяют на абстрактные и конкретные, хотя оправдать дихотомию "абстрактное - конкретное" очень нелегко не только по отношению к терминам, но и к самим абстрактным объектам. Лит.: ЧелпачовГ. И. Учебник логики. М., 1946.

M. M. Новосёлов

ТЕРМИНИЗМ

ТЕРМИНИЗМ в широком смысле - то же самое, что номинализм Оккама и его последователей (см. Оккамизм); направление в средневековой философии и теологии, получившее развитие в 14-15 вв., в рамках которого уделялось особое внимание логико-эпистемологическим аспектам обсуждаемых проблем. В слове "терминизм" отражена отличительная черта номиналистических концепций: анализ функций терминов в высказываниях является в них отправным пунктом и важной составной частью анализа любых философских проблем.

В узком смысле слова понятие "терминизм" относится к логической теории подстановки (suppositio) (см. Оккам).

В. П. Гайденко ТЕРПИМОСТЬ - см. Толерантность.

ТЕРПИМОСТЬ

ТЕРПИМОСТЬ - см. Толерантность.

ТЕРРОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРРОРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРТУЛЛИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕТЕНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕУРГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНИКИ ТЕЛА

ТЕХНИКИ ТЕЛА - понятие, предложенное французским социологом и антропологом М. Моссом, для характеристики техники, которая передается от человека к человеку (или от поколения к поколению) как некий инструментальный навык. Он ввел классификацию техник тела, разделив их на техники тела между полами, указал на их изменение в зависимости от возраста и эффективности, а также на значение передачи форм техники (традиция). Анализируя, в частности, техники тела, связанные с возрастом, Мосс дал почти исчерпывающую классификацию, указав на техники родов и акушерства, детства, юности, взрослого возраста (техники сна, движения, отдыха, сексуальные техники, танца, прыжков, силовых движений, ухода за телом, питания и гигиены). К. Леви-Строс предложил создать "интернациональные архивы техник тела". Мосс и Дюркгейм исходили из узкого понимания человеческого тела, по сути дела рассматривая его как ограниченный естественный инструмент. Идею техник тела разрабатывали: французский синолог М. 1ране ("техники дыхания" в древнекитайской культуре), М. Элиаде - историк культур и религий в области древнейших религиозных практик ("техники экстаза"), которые придавали техникам тела намного более широкое значение, чем только инструментальное. Ранее 3. Фрейд в "Толковании сновидений" (1900) предложил правила психоаналитической техники. С развитием и расширением влияния психоанализа от него отделились все новые, конкурирующие между собой техники тела (напр., "телесно ориентированная" психотерапия В. Райха, "психодрама" Морено).

Лит.: Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996; Элиаде Э. Шаманизм, Архаические техники экстаза. М., 1984; faux В. Функция оргазма. Основные сексуальноэкономические проблемы биологической энергии. СПб.-М., 1997.

В. А. Подорога

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - взаимообусловленное, взаимостимулирующее развитие науки и техники. Понятие было введено в 20 в. в контексте обоснования, использующего потребительное отношение к природе, и традиционной научно-инженерной картины мира. Цель технического прогресса определяется как удовлетворение постоянно растущих потребностей человека; способ удовлетворения этих потребностей - реализация достижений естественных наук и техники. В техническом прогрессе различаются предпосылочный этап медленного опытного и независимого друг от друга развития науки и техники и этап научно-технических революций, первая из которых приходится на 16-17 вв. В настоящее время концепция технического прогресса подвергается серьезной критике в связи с общим переосмыслением ценностей современной техногенной цивилизации.

В. М. Разин

Предыдущая страница Следующая страница