Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛЕВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛЕВ")

ЛАБРИОЛА

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (2 июля 1843, Кассино - 2 февраля 1904, Рим) - итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Познакомившись с трудами К. Маркса, к нач. 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербартианства (см. Гербарт} перешел на позиции марксизма. С 1890 вел оживленную переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в итальянском и международном рабочем движении; содействовал основанию Итальянской социалистической партии (1892), хотя и не участвовал в ее деятельности.

В своих работах Лабриола рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историческим материализмом. В их числе проблемы: определяющего фактора в историческом развитии; классов и классовой борьбы; роли народных масс и личности в истории; закономерностей развития буржуазного общества; государства; революции и др. Основные положения исторического материализма он рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы. Значительное внимание Лабриола уделял политическим проблемам, вопросам тактики и организационным принципам пролетарской партии, развивал мысль о необходимости связи социалистического движения с марксистской теорией.

Идейное наследие Лабриолы послужило отправной точкой для дальнейшего развития итальянской марксистской мысли.

Соч.: Opère complète, t. 1-3. Mil., 1959-61; Lettere a Engels. Roma, 1949; Scritti filosofici e politic!, v. l-2. Torino, 1973; в рус. пер.: К "кризису марксизма". К., 1906; О социализме. СПб, 1906; Очерки материалистического понимания истории. М., I960.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 312-13; т. 38, с. 205; т. 39, с. 161; Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 500; т. 55, с. 59-60; Плеханов Г. В. О материалистическом понимании истории. - Избр. филос. произв., т. 2. M., 1956; Тольятти П. Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в. - "ВФ", 1955, № 5; Никитич Л. А. Лабриола. М, 1980; Berti G. Per uno studio della vita e del pensiero di A. Labriola. Roma, 1954.

А. С. Эфиров

ЛАБРЮЙЕР

ЛАБРЮЙЕР (La Bruyère) Жанде (16 августа 1645, Париж - 10 мая 1696) - французский моралист. Работал в семье принца Конде в качестве наставника и библиотекаря. В 1688 в качестве приложения к переводу "Характеров" древнегреческого философа Теофраста издал книгу "Характеры, или Нравы нынешнего века", представлявшую собой сборник афоризмов и коротких нравоучительных заметок, сгруппированных в соответствующих главах: "О достоинствах человека", "О женщинах", "О вельможах" и т. п. Благодаря успеху книги (9 прижизненных изданий) в 1693 Лабрюйер был избран членом Французской академии. В наиболее полном варианте содержатся 1120 характеристик. Лабрюйер рассматривал характеры как результат влияния внешней среды, а основное зло видел в неравенстве сословий и власти денег. Первый русский перевод книги появился в 1812.

Соч.: Oeuvres complètes. P., 1934; Характеры, или Нравы нынешнего века. М.-Л., 1964.

Лит.: MichautG: La Bruyère. P., 1936.

О. В. Суворов

ЛАВДЖОЙ

ЛАВДЖОЙ (Lovejoy)Артур Онкен (10 октября 1873, Берлин -12 декабря 1962) - американский философ и историк идей. Получил степень бакалавра в Калифорнийском университете (1895), учился в Гарвардском и Пенсильванском университетах. Преподавал в различных университетах - Стенфордском (1899-1901), Вашингтонском, Миссури, Джона Гопкинса (1910-38). Президент Американской ассоциации университетских профессоров (1919). С 1920 примыкал к группе критических реалистов. Предложил собственную версию "темпоралистического реализма", согласно которой познавательное отношение субъекта и объекта опосредовано ментальными образами; каузально обусловленные внешним миром, они являются эмердженциями. В акте познания физические вещи и их образы имеют разную пространственную локализацию и разорваны во времени. Поэтому всякое знание внешнего мира является репрезентативным. В книге "Восстание против дуализма" (The Revolt Against Dualism, 1930) Лавджой доказывал неустранимость психофизического и субъект-объектного дуализма. Лавджой занимался проблематикой философской историографии как истории идей, был основателем "The Journal of the History of Ideas". В книге "Великая цепь бытия: исследование истории идеи" (The Great Chain of Being: The Study of the History of an Idea, 1936) развивал мысль о том, что идея, однажды родившись, порождает новые смыслы, а развертывание идей образует "великую цепь бытия", связывающую движение культуры. Поэтому историю философии следует изображать как историю не систем, а трансформации смысла идей.

Соч.: Bergson and Romantic Evolutionism. Berk., 1914; Essays in the History of Ideas. Bait., 1948; Reflections on Human Nature. Bait., 1961; The Reason, the Understanding and Time. Bait., 1961; The Thirteen Pragmatisms and Other Essays. Bait., 1963. Лит.: ReckA. J. The Philosophy of A. 0. Lovejoy (1873-1962). - "The Review of metaphysics", 1963, v. XVII, ¹ 2, Dec., p. 257-285.

H. С. Юлина

ЛАВЕЛ

ЛАВЕЛ Ь (Lavelle) Луи (15 июля 1883, Сен-Мартен-де Виллераль - 1 сентября 1951, Париж) - французский философ, глава школы философии духа в современном неоавгустинианстве.

Общая идея философии Лавеля - возрождение философии на основе реабилитации докантовской метафизики как учения о глубинных основах и источниках бытия, которые он усматривает в духе. Дух определяется им как «единственная деятельность в полном смысле этого слова», как активное и независимое начало и как «самосознание, способное постичь себя в процессе собственной деятельности» (La philosophie française entre les deux guerres. P., 1942, pp. 268-269).

Философия духа мыслится как всеохватывающая система, призванная объяснить и описать все сферы его деятельности, от низших до высших. Она подразделяется на теоретическую и практическую. Методом философии духа выступает диалектика, которая рассматривается как путь, посредством которого индивид, поднявшись над цепью причинно-следственных связей мира феноменов, погружается в сердце бытия и непосредственно познает его смысл. Ее этапами выступают рефлексия, назначение которой состоит в приведении человека к единому источнику всего сущего - Богу, и анализ, постигающий воплощение мысли в существовании, в частности в материальном мире. Открытие - механизм осуществления познания. Сознание интенционально, т.е. оно направлено на данность, материальный мир. Однако истинное познание должно быть направлено не столько на материальный мир, сколько на порождающую его духовную причину. Это дело интуиции, выступающей в качестве первоначального и фундаментального онтологического опыта.

Одно из важнейших понятий его философии духа - понятие бытия, которое определяется как нераздельное единство субъекта и объекта, открывающееся человеку в иррациональном «чистом опыте». Единое и универсальное Бытие, по Лавелю, - это бесконечно развивающиеся возможности, постоянное саморазвитие и самопорождение, выражаемое в понятии акта. Взаимодействие индивидуального Я с универсальным Бытием рассматривается как партиципация: Бог творит ex nihilo, так как он творит духовную сущность человека, призывая человека к соучастию и предоставляя человеку условия для реализации какой-либо из бесконечного числа возможностей.

В рамках практической философии Лавель создает аксиологию как учение о ценности, благе и идеале, а также этику как учение о взаимосвязи человека с окружающим его миром, выделяя несколько уровней в этом взаимоотношении (Я-Я, Я-Другой, Я-Бог). Здесь ощутимо влияние экзистенциализма: бытие индивидуальной личности Лавель характеризует как экзистенцию, определяя ее как становящееся, изменчивое бытие, находящееся в ситуации постоянного выбора. Важнейшие черты личности - деятельный, активный ее характер и свобода. Свобода для философа является той сферой человеческого духа, которая, позволяя человеку соприкасаться с Богом, вместе с тем замыкает его во внутреннем мире: человек должен принять внешние условия, посылаемые ему судьбой, и, повернувшись лицом к Богу, стать внутренне свободным.

Сочинения:

De l'Etre. P., 1928;

De l'Acte. P., 1937;

Manuel de méthodologie dialectique. P., 1962;

Morale et religion. P., 1960;

La Présence totale. P., 1934;

Traité des valeurs, т. 1-2. P., 1951-1955.

Литература:

Федорова M.M. Метафизика бытия Лавеля. - В кн.: Человек, общество, познание (историко-философские очерки). М., 1981;

Grasso Р. Lavelle. Brescia, 1949.

M.M.Федорова

ЛАВЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАВРОВ

ЛАВРОВ Петр Лаврович (2 (14) июня 1823, с. Мелехове Псковской губ. - 25 января (6 февраля) 1900, Париж] - русский философ, публицист, политический деятель. В 1837-42 обучался в Петербургском артиллерийском училище. С 1846 профессор математики Петербургской военной академии. В 1858 произведен в полковники. По приговору военного суда в связи с покушением Каракозова был сослан в Вологодскую губернию, где написал свое самое известное произведение - "Исторические письма". После побега из ссылки в 1870 - в эмиграции.

В философских работах Лавров выступал против религиозного мировоззрения и умозрительной философии. Признавая заслуги материализма в борьбе с религией и идеалистической метафизикой, разделял позитивистское представление о нем как о разновидности метафизики. Вместе с тем критиковал позитивизм за отсутствие в нем "философского принципа". По Лаврову, человек есть принцип, который служит центром философской системы. Свою философию определял как антропологизм. Деятельность личности в сфере природы ограничивается объективными законами, но в социально-исторической области человек преследует цели, соответствующие выработанным идеалам. Исторический процесс в общем виде представляет собой переработку критической мыслью стабильных и застойных форм культуры в прогрессивные общественные формы цивилизации. Движущая сила истории - критически мыслящие личности. Борьба за дальнейший прогресс понимается как борьба за социализм. Соч.: Философия и социология, т. 1-2. M., 1965. Лит.: Володин А. И., Итенберг Б. С. Лавров. М., 1981. Архивы: ΓΑΡΦ,φ. 1762; РГБ.ф. 178; International Instituut voor Sociale Geschiedenis. Amsterdam (л. ф.).

С. И. Бажов

ЛАИН

ЛАИН Энтральго, Педро (1908) - испанский философ экзистенциально-феноменологической ориентации и общественный деятель. С 1936 член фаланги, занимавший в ней неортодоксальную позицию. В 50-х гг. в оппозиции к режиму Франко. С 1951 по 1955 ректор Мадридского университета, отправлен в отставку из-за либеральных взглядов. С 1962 член Испанской реальной академии истории. Основные работы - "Испания как проблема" (Espana como probiema, 1942), "Поколение 98 года" (La generacion del 98, 1945), "Теория и реальность другого" (Teoria у realidad del otro, 1961), "О дружбе" (Sobre la amistad, 1972), "Человеческое тело" (El cuerp humano, 1987-89).

Получив медицинское образование, он написал ряд работ по истории медицины, выступил редактором коллективного труда "Всеобщая медицина" (1972). Исследовал историю испанской культуры, ее раскол во время гражданской войны, возможные пути ее интеграции, ведущие к созданию целостной и интегрированной Испании. Особое внимание уделяет идеям "поколения 98 года".

Размышления о способах совместной жизни людей, в том числе разной политической ориентации, привели его к постановке проблемы общения, проблемы "другого", включая понимание "другого" как "ближнего". Он (вслед за Гуссерлем) обращается к исходному моменту встречи с "другим", рассматривая ее как встречу сознаний, в которой возникает опыт "мы", личному опыту, феноменологически несводимому к опыту "я" и опыту "ты". Он сосредоточивается на анализе личностной встречи как встрече двух свобод, которая начинается с момента свободного ответа "другому". Межличностное общение Лаин связывает со смыслотворческой деятельностью, с созданием личностных смыслов и их взаимодействием. Средством такого взаимодействия является "личностный диалог".

А. Б. Зыкова

ЛАКАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАКАТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАКИД

ЛАКИД (Λακύδης) из Кирены (ум. ок. 207 до н. э.) - глава платоновской Академии после смерти Аркесилая в 241/40; передал руководство Академией еще при своей жизни (что случилось впервые) Телеклу и Евандру из Фокеи. Лакида иногда считают родоначальником Новой Академии (Diog. L. 114,1 19, Суда о Лакиде: δς της νέας "Ακαδημίας κατήρξεν), но более верно относить основание Новой Академии, вслед за Секстом Эмпириком (Pynh. I 220), ко времени схолархата Карнеада. В чем состояло скептическое учение Лакида - судить трудно. Наиболее пространное свидетельство о нем - у Евсевия, Praep. Eu. XIV 7,1-13 (цитата из истории философии Аристокла из Мессены), но там, как и у Диогена Лаэртия, преимущественно рассказы о его жизни; Лакид считал, что философское учение (букв. "школьные разговоры") и жизнь - это разные вещи, что для позднейшей традиции стало очередной иллюстрацией несовместимости теоретического скепсиса и практического поведения.

Лит.: Mette H. J. Weitere Akademiker heute: von Lakydes bis zum Kleitomachos. - "Lustrum", 1985. 27, p. 39-148. См. также лит. к ст. Скептицизм.

М. А. Солопова

ЛАКРУА

ЛАКРУА (Lacroix) Жан (23 декабря 1900, Лион - 27 июня 1986) - французский философ, один из ведущих представителей французского персонализма. Преподавал философию в лицеях Дижона и Лиона, с 1968 - почетный профессор философии, руководитель серии "Presses Universitaires de France", член директората "Semaines sociales". Рассматривал персонализм не как отдельное течение в философии, а в качестве фундаментального проекта подлинно философского анализа. Истоки личностной позиции в философии находил в античности - у Сократа, а позднее у Августина, считая его наследником сократовской мудрости. По Лакруа, современными концепциями, наиболее одухотворенными личностными идеями, наряду с персонализмом являются экзистенциализм и марксизм. В центре внимания экзистенциализма - внутренний мир человека; марксизм интересует "внешний мир" человека, его обусловленность социально-экономическими, политическими и т. п. условиями; в соединении этих позиций и их переработке в персоналистском плане Лакруа видел путь к построению подлинно современного учения о человеке. Последнее не должно ориентироваться на науку, идеологию и даже на философию, коль скоро все они тяготеют к систематизации и схематизму; персонализм - это некое вдохновение, интенция, его предмет - человечество в целом, "универсальное в человеке и человечестве". Лакруа - автор работ по истории философии (о Канте, Конте, Блонделе).

Соч.: Marxisme, existentialisme, personnalisme. P., 1955; Le personnalisme comme anti-idéologie. P., 1972; Le désir et les désirs. P., 1975. Лит.; Вдовича И. С. Французский персонализм. М., 1977.

И. С. Вдовина

ЛАКТАНЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАКУ-ЛАБАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАКШАНА

ЛАКШАНА (laksana - характерная черта, признак) - понятие индийской эстетики. Впервые встречается в Натьяшастре ("Наука театра", компендиум, сформировавшийся ко 2-3 вв.), где перечисляются 36 видов лакшаны. Примерами лакшаны являются витиеватость, сжатость, великолепие, причинность, дополнительное разъяснение, различение и т. д.

Перечисление лакшаны показывает, что речь идет о признаках поэтического языка или, точнее, о приемах, позволяющих трансформировать обычную речь в художественную. В этом смысле категории лакшаны оказывается близкой понятию аланкары, или украшению речи, также встречающемуся в Натьяшастре, но гораздо менее разработанному Средневековые теоретики, напротив, предпочли систему аланкар, практически предав забвению более раннюю концепцию лакшаны, включив при этом в число аланкар ряд конкретных разновидностей лакшаны. Реабилитировать понятие лакшаны пытался комментатор Натьяшастры Абхинавагупта (кон. 9 - нач. 10 в.). Соглашаясь с тем, что данная категория уже не имеет самостоятельного значения, он тем не менее считал, что поэзия, исполненная аланкар, но лишенная лакшаны, не может считаться прекрасной.

Н. Р. Лидова

ЛАМАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМАРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМЕННЕ

ЛАМЕННЕ (Lamennais) Фелисите Роберде (19 июня 1782, Сен-Мало - 27 февраля 1854, Париж) -французский публицист и философ, аббат, один из основоположников христианского социализма. В творчестве Ламенне можно выделить два периода. В ранних произведениях он критиковал просветительскую философию 18 в., выступал как убежденный католик и монархист ("Опыт о равнодушии в вопросах религии" - Essai sur l'indifférence en matière de religion, v. 1-4, 1817-23). Во время революции 1830 совместно с аббатом Лакордером основал журнал "L'Avenir" ("Будущее") с программой свободы совести, отделения Церкви от государства, свободы образования, свободы прессы, объединений и собраний, а также всеобщего избирательного права. Взгляды Ламенне были осуждены папской энцикликой "Mirari vos" от 15 августа 1832, издание журнала прекращено. В 1834 Ламенне пишет работу "Слова верующего" (Parole d'un croyant; рус. пер. 1906), имевшую большое влияние, где критикует существующий экономический и политический строй как противоречащий христианским принципам (работа осуждена парской энцикликой от 15 июля 1834). В работе "Книга народа" (Le livre du peuple,1838) выступил с идеей возвращения орудий труда всем. Автор 4-томного "Эскиза философии" (Esquisse d'une philosophie, 1840-46).

Соч.: Oeuvres complètes, vol. Ι-ΙΟ,Γ, 1843-44; в рус. пер.: Современное рабство. Нижний Новгород, 1905.

Лит.: Le Guillou. L'évolution de la pensée religieuse de Félicité de Lamennais. P., 1966; Duine F. M. Essai de bibliographie de F. R. Lamennais. P 1923.

Ю. H. Попов

ЛАМЕТРИ

ЛАМЕТРИ (Lamettrie, La Mettrie) Жюльеи Офре де (25 декабря 1709, Сен-Мало - 11 ноября 1751, Берлин) - французский философ-материалист и атеист. Учился на медицинском факультете Парижского университета; работал в больнице в Сен-Мало, в качестве полкового врача принимал участие в военных действиях. В 1748 по приглашению короля Фридриха II прибыл в Берлин, где стал членом Академии наук и придворным врачом. Основные сочинения: "Трактат о душе" (Traité de l'âme, другое название - "Естественная история души" - Histoire naturelle de l'âme, la Haye, 1745), "Человек- машина" (1747, рус. пер. 1925), "Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье" (Anti-Seneque, ou Discours sur le bonheur, 1748), "Система Эпикура" (Système d'Epicure, 1751). В онтологии отстаивал учение о материи как единственной субстанции, которой присущи три важнейших атрибута: протяженность, движущая сила, способность чувствовать. Механическими свойствами материи, зависящими от протяженности, являются величина, фигура, состояние покоя и положение. В гносеологии придерживался сенсуализма. Представление о нематериальной душе считал "химерой": термин "душа" можно использовать лишь для обозначения некоторых способностей нашего тела, поскольку мышление человека зависит от устройства мозга, от болезней, возраста и пищи. Согласно Ламетри, "человеческое тело - это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения" (Соч. М., 1983, с. 199). Объясняя происхождение жизни, отстаивал эволюционистские воззрения: высыхание первичного океана сопровождалось развитием многообразных зародышей, из которых возникли все виды живых организмов. По мнению Ламетри, философы должны способствовать улучшению общественной жизни путем просвещения правителей. Оказал влияние на Гельвеция, Дидро, Гольбаха и других материалистов.

Соч.: Oeuvres philosophiques, ν. 1-3. Β.-Ρ., 1796; Textes choisis. P., 1954; в рус. пер.: Избр. соч. М.-Л., 1925; Соч. М., 1976,2-е изд., 1983. Лит.: Богуславский В. М. Ламетри. М., 1977; Du Bois-Reymond E., La Mettrie. В., 1875; PorilîkyJ. F. S. 0. de Lamettrie: В., 1900; LeméeP. 1.0. de La Mettrie. Mortain, 1955; Mendel L. La Mettrie: Arzt, Philosoph und Schriftsteller. Lpz., 1965.

А. А. Кротов

ЛАНДГРЕБЕ

ЛАНДГРЕБЕ (Landgrebe) Людвиг (9 марта 1902, Вена14 августа 1991) - немецкий философ, представитель феноменологии. Изучал философию во Фрайбурге, где стал ассистентом Гуссерля (1923-30). С приходом к власти нацистов покинул Германию, преподавал в Праге и Левене. После окончания войны - проф. в Гамбурге, Киле; с 1956 - в Кельне, где был также директором Гуссерлевского архива. Читал лекции в университетах Чикаго, Вашингтона и др. Полемизируя с гуссерлевским пониманием бытия как "бытия объектом" для дающего его акта сознания, Ландгребе считал, что трансцендентальная субъективность должна включать также и то измерение, которое не может быть ни объективировано, ни подведено под понятие объективного бытия. Под влиянием Хайдеггера он интерпретирует это измерение как ютенциональность в смысле "бытия-уже-вперед-себя". Будучи таковым "заступанием", трансцендентальная субъективность не может быть постигнута в объективирующей рефлексии; Ландгребе не приемлет идею "абсолютной анонимности" трансцендентального Это, поскольку Эго мотивировано феноменологической редукцией, которая свободна в своем отношении к объективному бытию. Трансцендентальная субъективность есть субъект, сознающий свою свободу; не будучи абсолютной, она является тем "местом", где абсолютное становится достоянием опыта. Ландгребе пытался показать, что с помощью феноменологического метода может быть построена трансцендентальная философия истории, делающая выводы из конца традиционной метафизики (время истории как интерсубъективность, телеогия как максима действия в истории и др.).

Соч.: Wilhelm Diltheys Theorie der Geisteswissenschaften. - "Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung", hrsg. v. E. Husserl. 1924, Bd. 9, S. 237-366: Philosophie der Gegenwart. Bonn, 1.952; Phänomenologie und Metaphysik. Hainb., 1949; Der Weg der Phänomenologie. Gutersloh, 1968; Phänomenologie und Geschichte, 1968; The Phenomenology of Edmung Husserl (Essays). Ithaka-N. Y, 1981; Faktizität und Individualion. Studien zu den Grundproblemen der Phänomenologie. Hamb., 1982; в рус. пер.: Размышления по поводу слов Гуссерля: "История является великим фактом абсолютного бытия".- В кн.: Мегафизические исследования, вып. 3. СПб., 1997.

И. А. Михайлов

ЛАНДСБЕРГ

ЛАНДСБЕРГ (Landsberg) Пауль Людвиг (3 декабря 190), Бонн - 2 апреля 1944, Ораниенбург) - представитель философской антропологии и персонализма. Происходил из семьи профессора права. Увлекшись феноменологией, Ландсберг становится учеником и последователем М. Шелера. В 1928-33 приват-доцент Боннского университета; в 1934-36 профессор философии университета Барселоны. В 1930-х гг. Ландсберг плодотворно сотрудничает с французскими персоналистами из группы журнала "Esprit". С приходом в Германии к власти нацистов Ландсберг, еврей по происхождению и католик по вероисповеданию, был вынужден эмигрировать сначала во Францию, затем в Испанию. Вскоре возвращается на юг Франции. В феврале 1943 был схвачен гестапо и отправлен в лагерь Ораниенбург, где и погиб.

Анализируя в работе "Введение в философскую антропологию" (1934) феномен человека, Ландсберг приходит к выводу о несводимости "человеческого" к "историческому" В экономической, социальной, культурной реальности, в которой действует и через которую характеризуется человек, он проявляет себя не только как конечное, но и как бесконечное существо, демонстрируя возможность человека как "универсального прафеномена" и ориентируясь как на "ситуацию времени", так и на "вечный образ человека". Не только трансцендирующая сущность человека, которую Ландсберг называет "личностью", но и его существование как человека не сводится к историческому существованию. Историческое в человеке, по мнению Ландсберга, этим не опровергается, но, наоборот, опыт людей каждой эпохи приобретает смысл и ценность для людей иных эпох. В книге "Мир средневековья и мы" (1922) он показывает, как человек освобождается от пут обезличенных исторических законов и обстоятельств. Наиболее полно специфически человеческое раскрывается в опыте смерти, так как смерть (Tod), в отличие от умирания (das Sterben), лишена какой-либо интенциональности и не принадлежит имманентному миру, оставаясь полностью трансцендентной ("Опыт смерти", 1935). Способность человека переживать и свободно выбирать смерть ("Моральная проблема самоубийства", 1946) свидетельствует о его трансцендентальной сущности, преодолевающей границы существования человека в рамках жизни и умирания. Опыт смерти открывает человеку его вечность.

Соч.: Die Welt des Mittelalters und wir. Bonn, 1922; Wîsen und Bedeutung der platonischen Akademie. Bonn, 1923. Einführung in die philosophische Anthropologie. Fr./M., 1934; Essai sur l'expérience de la mort. P., 1935; Problèmes du personnalisme. P., 1952; Problème moral du suicide. P., 1946.

M. Л. Хорьков

ЛАО-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАПЛАС

ЛАПЛАС (Laplace) Пьер Симон (23 марта 1749, Бомон-анОж - 5 марта 1827, Париж) - французский математик, физик, астроном. Член Парижской академии наук, почетный член Петербургской АН. В период Директории - министр внутренних дел. Внес выдающийся вклад в теорию вероятностей, в разработку космогонической гипотезы Канта - Лапласа. В фундаментальном труде "Трактат о небесной механике" (Traité de mécanique céleste, ν. 1-5. P., 1799-1825, популярный вариант - "Изложение системы мира", Exposition du système du monde, ν. 1-2. R, 1796, рус. пер. 1861) подвел итоги всех предшествующих исследований в этой области. Используя аппарат математики и физики и опираясь на закон всемирного тяготения, Лаплас развивал идеи о происхождении Солнечной системы из охлаждающейся туманности под действием вращения. "Аналитическая теория вероятностей" (Théorie analytique des probabilités. P., 1812) и ее популярное изложение в "Опыте философии теории вероятностей" (Essai philosophique sur les probabilités. P., 1814, рус. пер. M., 1908) содержат идеи о полной детерминированности всех явлений природы и о вероятностном характере всей системы человеческого знания. Согласно Лапласу, всякое явление связано с предшествующим на основании принципа причинности; настоящее состояние Вселенной необходимо рассматривать как следствие ее предыдущего и причину последующего состояния; для ума, если бы он знал все силы природы и, подвергнув их математическому анализу, мог охватить единой формулой, не осталось бы ничего не познанного - ни в будущем, ни в прошлом. Механику Лаплас рассматривал как образец всякой науки.

Соч. в рус. пер.: Изложение системы мира. Л., 1982.

Лит.: Ворои^ов-Вельяминов Б. А. Лаплас, 2-е им. М., 1985.

Л. А. Микешина

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич [15 (27) января 1863, с. Удачное Екатеринославской губ.- 7 февраля 1919, Петроград] - русский историк, философ. С сер. 1890-х ГЕ преподавал в Петербургском университете. С 1899 - действительный член императорской Академии наук. В 1916 в Кембридже получил почетное звание доктора права. Один из членов-учредителей Социологического общества им. М. М. Ковалевского (1916).

Разработал оригинальную концепцию методологии истории, в основе которой - своеобразно истолкованные идеи неокантианства. Важнейший труд - "Методология истории" (в. 1-2. СПб., 1910-13). Цель гуманитарной науки считал двоякой: выяснение психического содержания социальных и культурных фактов, затем построение типологической конструкции. Подобно М. Веберу, полагал, что эта задача не может быть решена средствами одного из двух методов научного исследования - идеографического или номотетического. Недостатком первого является противопоставление субъективно-смысловой интерпретации объективному объяснению, основывающемуся на общенаучных понятиях. Второй игнорирует специфику общественных явлений, представляющих собой объективацию психического взаимодействия индивидов. Необходим синтез позитивных сторон путем методологического осмысления различия и границ их плодотворного использования, что позволит сформулировать основы теоретической социологии. Подверг критике позитивистскую социологию за недооценку ею роли личности.

ПеруЛаппо-Данилевского принадлежат крупные научные труды по истории государства, права, общественной и научной мысли в России. Важнейшее из них - монография "История русской общественной мысли и культуры 17-18 вв." (М., 1990; второй том до сих пор не опубликован), в которой предпринята оригинальная попытка рассмотреть взаимовлияние различных идейных и культурных систем в России 17-18 вв. Соч.: Основные принципы социологической доктрины О. Конта. М., 1902.

Лит.: Материалы для биографии Лаппо-Данилевского. М., 1929; /ö.юсенко И. А. Социологические воззрения русского неокантианства. - В кн.: Социологическая мысль в России. Л., 1978.

С. И. Бажов

ЛАПШИН

ЛАПШИН Иван Иванович [11 (23) октября 1870, Москва - 17 ноября 1952, Прага] - русский философ-неокантианец, ученик А-ра И. Введенского. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, после защиты докторской диссертации "Законы мышления и формы познания" (СПб., 1906) становится в 1913 экстраординарным профессором, а позднее заведующим кафедрой философии Петербургского университета. В 1922 вместе с группой ученых выслан из Советской России, жил в Чехии.

Для философских взглядов Лапшина характерна жесткая антиметафизическая направленность, приводящая к отказу переносить законы мышления на вещи вне всякого отношения к нашему сознанию. Познаваемы лишь предметы, обладающие чувственным содержанием, оформленные временем, пространством и др. категориями, т. е. явленные в опыте. Метафизические построения и проблемы (в т. ч. и проблема "чужого я") есть лишь "рабочие гипотезы", имеющие эвристическую ценность. Творчество, изобретение, имея истоком "философскую страсть удивления", осуществляются за счет идейной и стилистической комбинаторики.

Соч.: Проблема "чужого я" в новейшей философии. СПб.. 1910; Гносеологические исследования, в. 1, Логика отношений и силлогизм. Пг., 1917; Художественное творчество. Пг, 1922; Философия изобретения и изобретение в философии, т. 1-2. Пг., 1922; Философские взгляды Радищева. Пг, 1922; Эстетика Достоевского. Берлин, 1923; Феноменология. Прага, 1937; Спор о свободе воли в современной философии. Прага, 1941; О своеобразии русского искусства. Прага, 1944; Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. Прага, 1945; La synergie spirituelle. Praha, 1935. Лит.: Зеньковскчй В. В. История русской философии, т. 2, ч. I. Л., 1991 ; Лосский Н, О. История русской философии. М., 1994.

О. В. Марченко

ЛАРОШФУКО

ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld) Франсуа де (15 декабря 1613, Париж - 17 марта 1680, там же) - французский моралист, аристократ. В 17 лет появился при дворе, где принял сторону Анны Австрийской против кардинала Ришелье. Попав в опалу, был выслан в свои владения в Ангумуа. В 1648 принял активное участие во Фронде, за что был подвергнут повторной опале. После этого начал писать "Мемуары", которые были изданы без его ведома в 1662, после возвращения его в Париж. Однако подлинную славу принесли Ларошфуко его блестящие "Максимы и моральные размышления" (Réflexions ou sentences et maximes morales, 1665). При жизни автора книга выдержала 5 изданий, последнее (1678) содержало 504 максимы. Отточенность формы, изящество, остроумие и глубокое знание человеческих нравов сделали "Максимы" одним из шедевров мировой литературы.

Соч.: Oeuvres complètes. P., 1957; в рус. пер.: Мемуары. Максимы. Л., 1971.

Лит.: Разумовская М. В. Ларошфуко, автор "Максим". Л., 1971; Bourdeau J. La Rochefoucauld. Р., 1895.

О. В. Суворов

ЛАСК

ЛАСК (Lask) Эмиль (25 сентября 1875, Вадовице, Австрия - 26 мая 1915, Галиция) - немецкий философ, представитель неокантианства. Во Фрайбурге изучал юриспруденцию и у Рчккерта философию. В 1902 защищает диссертацию "Идеализм Фихте и история". В Гейдельберге габилитируется под руководством Виндельбанда ("Гегель и мировоззрение Просвещения"). Профессор в Гейдельберге, преемник К. Фишера. Развивает "логику философии", которая должна стать основой научного мировоззрения. Ключевая идея Ласка, являющаяся его новацией в неокантианстве, - теория об изначальном отношении (Urverhältais) между материей и категориальной формой; эта идея сущностной "иррациональности" материи, данной мышлению, близка философии жизни. Свою концепцию взаимоотношения формы и материи Ласк строил, основываясь на теории "категориального созерцания" из 2-го т. "Логических исследований" Туссерля. Чисто логическая дедукция категорий в духе Канта невозможна: начало категорий находится в а-логическом. Категории Аристотеля не составляют, по Ласку, всей тотальности категорий, но образуют только особый их класс - класс реальных категорий. Чтобы стать объектами знания, категории должны иметь некие метакатегории, но такие "категории категорий" ("формы форм") требуют некоего до-теоретического момента, предшествующего категориальному познанию мира. В этот до-теоретический момент изначальные формы предстают в качестве просто данных, становятся достоянием непосредственного опыта, переживаются, прежде чем оказываются познанными. Формы нуждаются в наполнении (erfüllungsbedürftig), если они не могут быть отделены от своего материала, "нуждаются" в нем, то сущность формы можно определить как "указывание-на-" (Hinweisen), "бытие-значимым-для-" (Hingelten) - для своей материи. Т. о., категории являются не чем иным, как отношением, "направленностью-на-" (Ласк предлагает здесь оригинальную интерпретацию проблемы интенufioHci.wiocnm). В этом смысле область первичных форм (категорий пли логического) есть совокупность направленных отношений, проливающих свет на свое множественное "нечто" (мотивы платонизма и неоплатонизма). Равным образом ценность характеризуется "значимостью-к" (Hingeltungauf): ценность не есть, но "ценноствует" (ср. "значимость не есть, но значит" Риккерта), так что значение (Bedeutung) не есть нечто отдельное от его "исполнения" (Гуссерль), а представляет собой плод единства формы и материи. Поскольку мы "уже" живем во всеохватывающих формах, в категориях, в которых и посредством которых мы знаем вещи, то становится возможным говорить о самой этой "жизни-в-категориях" (ср. "бытие-в-мире" Хайдеггера).

Соч.: Die Logik der Philosophie und die Kalegorienlehre. Tub., 1911; Die Lehre vom Urteil. Tub., 1912; Gesammelte Schriften, Bd. 1-3. Tub., 1923-24.

И. А. Михайлов

ЛАССАЛЬ

ЛАССАЛЬ (Lassalle) Фердинанд (11 апреля 1825, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша - 31 августа 1864, Женева) - деятель немецкого рабочего движения, философ, публицист и адвокат. Объявляя себя сторонником К. Маркса и Ф. Энгельса, Лассаль, однако, остался на позициях гегельянства. Историческое развитие он рассматривал как развитие идеи свободы, государство считал надклассовой нравственной категорией, утверждал, что право есть выражение народного духа. В 1862 начал создание политической организации немецкого пролетариата; в мае 1863 был избран президентом Всеобщего германского рабочего союза (ВГРС), цель которого борьба за всеобщее избирательное вправо. Идеи Лассаля о всеобщем избирательном праве как универсальном политическом средстве освобождения работников, о производительных ассоциациях, которые с государственной помощью должны обеспечить "введение социализма" и мирное преобразование капиталистического государства в "народное государство", стали программой действий ВГРС, что придало союзу реформистский характер, принятая в 1875 на съезде в Готе программа единой Социалистической рабочей партии ("Готская программа") содержала ряд лассальянских положений и была подвергнута Марксом резкой критике. Соч.: в рус. пер.: Соч., т. 1-7. СПб., 1908; Соч., т. 1-3. М„ 1925. Лит.: Миркг Λ'., Энге.1ьсФ. Соч., т. 28-30, письма (см. Указатель имен); Маркс К. Критика Готской программы. - Там же, т. 19; Энгельс Ф. Военгып вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия. - Там же, т. Ь: Ленин В. И. Протест российских социал-демократов.- Полн. соОр. соч.. т. 4; Он же. Август Бебель. - Там же, т. 23; Он же. Под чужим флагом. - Там же, т. 26; Плеханов Г. В. Ф. Лассаль. Его жизнь и деятельность. - Соч., т. 4. M, 1923, ч. l ; Himmler H. Opposition gegen Lassalle. B.. 1963; F. Lassai. [Bibliographie]. Bonn, 1981.

H. M. Ланда

ЛАССУЭЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАУДАН

ЛАУДАН (Laudan) Ларри (р. 1940) - американский философ и методолог, представитель постпозитивистской философии науки. Предложил неорационалистический вариант методологии науки, опирающийся на ряд идей И. Лакатоса и С. Тулмина. Важное место в его концепции занимает аксиологическое (ценностное) измерение научной деятельности. Критически оценивая социологизм и релятивизм в философии науки (Т. Кун, П. Фейерабенд), Лаудан стремится восстановить в правах научную рациональность, критикует тезис несоизмеримости теорий и формулирует "сетчатую модель обоснования", призванную объединить крайности дискретности и непрерывности в развитии научного знания. Вопреки Куну он считает, что выбор между парадигмами, или теориями, - рациональный процесс, поскольку когнитивные нормы и ценности, принимаемые учеными, могут быть подвергнуты критической оценке. Научную рациональность он понимает как способность теории решать проблемы. В этом смысле разные теории могут быть сравнимы по количеству и качеству решаемых проблем, а рост научной рациональности означает прогресс науки. Развивая интерналистский подход к науке, он критикует социологию знания и пытается показать, что реконструкция научного знания не может быть достигнута социологическими методами и требует методологического анализа целей и ценностей исторически развивающейся науки.

Соч.: Progress and its Problems. L., 1977; Science and Hypothesis, Dordrecht, 1981; Science and Values, Berk., 1984; Главы из книги "Наука и ценности". - В кн.: Современная философия науки. М., 1994, с. 197-230.

И. Т. Касавин

ЛАШЕЛЬЕ

ЛАШЕЛЬЕ (bachelier) Жюль-Эспри-Николя (27 мая 1832, Фонтенбло - 16 января 1918, там же) - французский философ, соединивший философию Канта с французским спиритуализмом. После окончания Эколь Нормаль (1854) преподавал логику в Тулузе (1857-58), в 1864-75 читал курс философии в Эколь Нормаль; с 1875 - инспектор, с 1879 - генеральный инспектор общественного образования.

Лашелье отрицал как эмпиризм, который, по его мнению, неизбежно приводит к скептицизму, так и эклектизм, отделяющий мысль от объекта. В работе "Об основаниях индукции" (1871) он придает равное значение каузальности и целевой причине: в природе существует и механическая необходимость, и свобода, присущая человеческой деятельности. Предпочтение он отдавал спиритуалистическому реализму, исходящему из понятия цели и необходимости свободы выбора. Высшим вопросом философии является переход от формального абсолюта к абсолюту реальному и живому, от идеи Бога к Богу ("Замечание о пари Паскаля"). Внутренняя жизнь человека состоит в приобщении к живому Богу, который и есть подлинная реальность; моральная жизнь - символ этого приобщения.

Соч.: Du Fondement de l'Induction, suivi de Psychologie et Morale et de Note sur le pari de Pascal, 8 ed. R, 1924; La Nature, l'esprit. Dieu, textes choisis par L. P. Millet. P., 1955.

Лит.: SéaillesG. La philosophie de Lachelier. P., 1920: Robberechts L., Essai sur la philosophie reflexive, vol. 1. De Main de Biran à Brunschvicq. Brux., 1971; Millet L. Le symbolisme dans la philosophie de Lachelier. P., 1959; MauchassantG. L'idéalisme de Lachelier. P., 1961.

M. M. Федорова

ЛЕ ПЛЕ

ЛЕ ПЛЕ (Le Play) Пьер-Гийом-Фредерик (11 апреля 1806, Ла-Ривьер-Сеш-Совер, Кальвадос - 5 апреля 1882, Париж) - французский социолог, экономист, инженер. Получил техническое образование и профессию инженера-металлурга (1831), которой посвятил последующие 25 лет своей жизни: по просьбе Демидовых руководил горными разработками на Урале, получил звание главного инженера и профессора металлургии в Металлургической школе (1840), организовывал всемирные выставки 1855 и 1857 в Париже; был государственным советником, сенатором.

Наблюдая условия жизни и труда сельскохозяйственных и промышленных рабочих, Ле Пле пришел к выводу о том, что путем внимательного анализа и сравнения институтов и нравов различных категорий рабочих можно сформулировать общие правила, которыми следует руководствоваться при организации всех человеческих обществ. В 1855 выходит его 6-томная работа "Европейские рабочие" - образец социальной статистики, в 1864 - "Социальная реформа во Франции" (в 2 т.), которую Сен-Бев назвал "самым оригинальным, смелым и сильным произведением века"; в 1881 Ле Пле публикует "Главную конституцию человечества" (Constitution essentielle de Г humanité), подводящую итог его социологическим и философским размышлениям.

Считая, что целью общества должно быть материальное и моральное благополучие его членов, основу этого благополучия Ле Пле видит в семье, религии, собственности. Только религия способна гарантировать общественный порядок; наилучшей из религий Ле Пле представляется христианство, но оно должно стать независимым и толерантным, для этого церковь следует отделить от государства. Собственность должна носить индивидуальный характер, отмена статьи конституции, постулирующей принудительный раздел собственности после смерти владельца, обеспечит прогресс сельского хозяйства и промышленности. Вообще должен быть открьп широкий простор для проявлений индивидуальной инициативы. конкуренции, свободного обмена. Форма правления не имеет особого значения для Ле Пле, главное для него - создание условий для развития частной инициативы. Основное препятствие на этом пути - чрезмерная централизация, которая во Франции привела к упадку все общины и провинции. Дух мира, привнесенный Спасителем, должен упразднить дух насилия, присущий Французской революции, и социальный мир следует вернуть прежде всего в семью, в домашний очаг, затем в общины и в провинции.

Идеи Ле Пле положили начало "школе социального мира" (А. Фосийон, Ш. де Риббе, К. Жанне и др.).

Соч.: Textes choisis. P., 1947.

Лит.: Pequignof L. F., Le Plav et l'école de la paix sociale. Besançon, 1888; АиЬчпт F. F. Le Play. P., 1891.

M M. Федорова

"ЛЕВИАФАН, ИЛИ МАТЕРИЯ, ФОРМА И ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА ЦЕРКОВНОГО И ГРАЖДАНСКОГО"

"ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (Leviathan, or the Matter, Form and Power of a Commonwealth Ecclesiatical and Civil. L., 1651; рус. пер. в кн.: Гоббс Т. Соч. в 2 т., т. 2. M., 1991) - произведение Г. Гоббса. Левиафан - ветхозаветное чудовище, которое у автора символизирует государство - величайшее из "искусственных тел". Сочинение состоит из 4 частей. В первой части рассматриваются вопросы психологии и гносеологии, обыденное и научное знание, важнейшие антропологические и этические понятия, общие вопросы религии, естественного права и естественного состояния, естественные законы как интеллектуальное достояние людей, выводящие их к государственности на путях общественного договора. Вторая часть трактует принципы государственности как искусственного организма, различные виды государства, права подданных как элементов единого целого, гражданские законы и т. п. Главная цель сочинения Гоббса - устойчивость государства и порядок в обществе. Проблема Бога и религии рассматривается в заключительной главе. Третья и четвертая части - "О христианском государстве" и "О царстве тьмы" - содержат резкую критику церкви (в особенности католической), претензии которой на власть - одно из главных зол, приводящих к разрушению государства и к гражданским войнам. В этих частях содержится множество ссылок и цитат из Библии, свидетельствующих о рационалистическом и критическом отношении к ним автора, ставшего здесь предшественником Спинозы, а также о просветительских настроениях Гоббса. В кратком обозрении и заключении автор призывает граждан, поскольку революция завершилась, подчиниться новой власти лорда-протектора Кромвеля.

После реставрации Стюартов в условиях роялистской и клерикальной реакции Гоббс в 1668 опубликовал (в Амстердаме) латинский перевод "Левиафана". Не меняя его общих идей, автор, однако, заменил употребляемый здесь принципиально важный термин Commonwealth (английский эквивалент латинского термина respublica) на греческий термин "монархия". В. В. Соколов

ЛЕВИ-БРЮЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВИНАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВИ-СТРОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВИТ

ЛЕВИТ (Löwith) Карл (9 января 1897, Мюнхен- 24 мая 1973, Гейдельберг) - немецкий философ. Добровольцем принимал участие в 1-й мировой войне. В 1918 в Мюнхене начал обучение биологии, впоследствии - философии (у Гайгера, Пфендера, Вебера). В 1919-22 слушал лекции Гуссерля и Хайдеггера, под руководством которого в 1923 защитил диссертацию о Ницше. В том же году последовал за Хайдеггером в Марбург, где завязалась дружба и знакомство с Гадамером. До 1934 - приват-доцент. Спасаясь от преследований националсоциалистов, перебирается в Италию, а в 1936-41 получает профессуру в Японии. В 1930-х гг. исследования Левита посвящены историко-философским проблемам (Кьеркегор, Ницше, Буркхард, Гегель). С 1941 работает в США; до 1949 - на теологическом факультете Хартфорда (Коннектикут), в 1949-52 - в Новой школе социальных исследований (New School for Social Research). Опираясь на Буркхарда, занимался исследованием теологических предпосылок философии истории ("Смысл истории" - Meaning of History, 1949, нем. вариант, 1953). При содействии Гадамера в 1952 получил приглашение в Гейдельберг. В работе "Хайдеггер - мыслитель в скудное время" (Martin Heidegger - ein Denker in dürftiger Zeit, 1953) Левит продолжил начатую еще в 1930-х полемику со своим учителем. В марксизме, историзме и экзистенциальной философии Левит видел пример апорий, в которые попадает философия, следующая традиции исторического мышления, определенной христианской теологией. Антропоцентризм в христианской антропологии, представление о мире, созданном для человека и предоставленном в его распоряжение, открыли путь к профанации природы в естественных науках и технике. Христианское мировоззрение заменило цикличное понимание времени античности, ориентированное на природу, линейным, телеологическим представлением о времени и представлением о необратимости исторического процесса. Такие мыслители, как Ницше, Маркс, Хайдеггер, К. Шмитт, абсолютизировали человеческое существование, видя в нем сферу "подлинного бытия". Современный историзм знаменует собой окончательный разрыв между историей человека и природой. В своих трудах Левит посредством деструкции исторического миросозерцания пытается восстановить непосредственность "доисторического" сознания. Как и Бенытин, он руководствуется идеей самоистолкования исторического материала, который необходимо не "интерпретировать", но "заставить говорить" с помощью сравнительного метода. Человеческая культура и моральная деятельность в качестве опоры и масштаба требуют сознания "неизменной и для себя сущей природы". К неизменной природе человека принадлежат, по мнению Левита, кроме биологических данностей также язык, культура и бытие с другими людьми.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd. 1-9. Stuttg., 1981-88; Mein Leben in .Deutschland vor und nach 1933. Stuttg., 1986; Der Mensch inmitten der Geschichte. Philosophische Bilanz des 20. Jahrhunderts. Stuttg., 1990.

И. А. Михайлов

ЛЕВИЦКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница