Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛАМБЕРТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛАМБЕРТ

ЛАМБЕРТ (Lambert) Иоганн Генрих (26 августа 1728, Мюльхпузен - 25 сентября 1777, Берлин) - немецкий философ, логик, математик, физик и астроном. Активно переписывался с Кантом, высоко ценившим его философские идеи, а также гипотезу о происхождении и устройстве мироздания, изложенную в "Космологических письмах" (Kosmologische Briefe über die Einrichtung des Weltbaues, 1761). Автор серьезных исследований и самостоятельных открытий в области метеорологии, фотометрии, акустики, геометрии, теории вероятностей ит. д. Будучи последователем логических weu Лейбница, достиг значительных результатов в области анализа языка науки, семиотики и семантики; стал одним из основателей логики классов и отношений, нетрадиционного понимания теории силлогизмов и других новаторских принципов и подходов, предвосхитивших будущие разработки математической логики, ряд идей логического позитивизма и аналитической философии 19-20 вв.

Ламберт явился одним из самых значительных предшественников кантовского критицизма. Усматривая основной недостаток локковского эмпиризма в отсутствии строгих методов и неспособности обосновать возможность всеобщего и необходимого теоретического знания, Ламберт вместе с тем резко критиковал и вольфианскую метафизику за ее чрезмерный логицизм, увлечение абстрактными принципами и формальными дефинициями понятий и т. п. В силу этого, по его мнению, метафизика превратилась в набор темных слов, недостоверных и оторванных от опыта понятий, а потому нуждается в серьезном пересмотре ее оснований и принципов. Рассмотрению этих вопросов был посвящен главный труд Ламберта "Новый Органон" (Neues Organen, Bd. 1-2,1764), ставший одним из первых исторических очерков по логике, теории и методологии научного познания от античности до Нового времени.

Решение проблемы достоверности научной картины мира Ламберт связывал с обнаружением "простого в познании", или "реальных понятий", которые "навязываются" нам самой природой, позволяют "схватывать" вещи "как они есть сами по себе" и выражаются посредством "корневых слов". Последние служат основанием и материалом для построения системы знаний о мире с помощью "понятий отношений", логических правил и грамматических связок, "вспомогательных" слов и знаков искусственного языка и т. д. Совпадение границ и логическое равенство объемов "теории вещей" и "теории знаков" допускает их "взаимозаменимость", возможность их "смешения" и даже "превращения" друг в друга, что и является, согласно Ламберту, необходимым основанием соответствия вещей и понятий, реального мира и его научной картины. В более поздней "Архитектонике..." (Anlage zurArchitectonik, oder Theorie des Einfachen und Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis, Riga, 1771) основанием указанного соответствия оказывается некая "метафизическая истина", которая и служит связующим звеном между действительным и логически мыслимым мирами, причем творцом этих миров, равно как и гарантом совпадения их порядков, объемов и границ в конечном счете выступает Бог.

Наиболее важным достижением Ламберта в области гносеологии стала его теория экспериментального метода, где он на многочисленных примерах из истории науки предложил развернутую типологию и классификацию экспериментов, анализ их видов и структуры, их роли в процессе проверки и уточнения существующих знаний и т. д. В эксперименте Ламберт усматривал наиболее эффективный метод получения достоверного, аподиктического и объективного научного знают: процесс познания начинается с предварительного "вопрошания" природы, с выдвижения гипотезы и осуществляется как поиск ответа с помощью заранее придуманных приемов и процедур, специально созданных приборов или инструментов и т. д. Такого рода эксперименты позволяют "вмешиваться" в естественный ход вещей, а главное, изменять их и подчинять своим целям и задачам. В этих идеях можно найти несомненное сходство с кантонской идеей "коперниканского переворота", однако их значение, как и общее содержание философского наследия Ламберта, выходит далеко за рамки всего лишь "подготовки" критической философии Канта.

Соч.: Philosophische Schriften, hrsg. von H. W. Amdt, Bd. I-IX. Hildesheim, 1968; Texte zur Systematologie und zur Theorie der wissenschaftlichen Erkenntnis. Hamb., 1988; Neues Organon oder Gedanken über die Erforschung und Bezeichnung des Stiren und dessen Unterscheidung vom Irrtum und Schein, hrsg. v. G. Schenk. B., 1990 (библиогр. и индексы); в рус. пер.: Система мира славного Ламберта, изданная г. Мерианом. СПб., 1797.

Лит.: Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М., 1967, с. 260-262; Роговой Ю. П. Логические исследования Ламберта. - "Вестник Ленинградского ун-та", 1974, № 17, вып. 4, с. 139-143; Жучков В. А. Гносеология И. Г. Ламберта как философское осмысление методологии экспериментальной науки. - В кн.: Он же. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996, с. 144-180; Baensch О. l. H. Lamberts Phiolosophie und seine Stellung zu Kant. Tiib.-Lpz., 1902; AmdtH.-W. Der Möglichkeitsbegriff bei Chr. Wîiffund J. H. Lambert. Gott., 1960; Ciafardone R. S. H. Lambert e la fondazione scientifica délia filosofia. Urbino, 1975.

В. А. Жучков

В начало энциклопедии