Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГУССЕРЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГУССЕРЛЬ

ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (8 апреля 1859, Просниц27 апреля 1938, Фрейбург в Брейсгау) - немецкий философ, создатель современной феноменологии как особого типа философии и как философского направления. Учился (с 1876 по 1887) математике, физике, философии в Лейпциге, Берлине, Вене и Галле. В 1882 защитил диссертацию по математике "Очерки по теории исчисления вероятностей" у К. Вейерштрасса и стал его ассистентом. Под влиянием прослушанных в Вене лекций Ф. Брентано увлекся философией и решил сделать ее профессиональным делом своей жизни. В 1886 Гуссерль по совету Брентано отправился к его ученику К. Штупфу в Галле, где написал и защитил габилитационную диссертацию "О понятии числа". Доцент в Галле (1887-1901), с 1901-экстраординарный профессор в Геттингене, с 1916-ординариус во Фрайбурге; с этой должности в 1928 Гуссерль ушел в отставку. При нацизме подвергся дискриминации как выходец из еврейской семьи.

Идеи Гуссерля постоянно уточнялись и модифицировались. Содержание основных этапов развития идей Гуссерля и его главные сочинения: 1) увлечение психологизмом, попытка вывести понятия числа, единства, множества из психологически истолкованных процессов человеческого сознания ("Философия арифметики. Психологические и логические исследования", 1891-из задуманных двух томов был написан и опубликован только первый); в конце 1890-х гг. - разочарование в психологизме, что отразилось в рецензиях на сочинения по логике; 2) разработка замысла "чистой логики" как наукоучения и первого проекта феноменологии ("Логические исследования", 2 т., 1900-01 ); 3) уточнение и дальнейшая разработка феноменологии как учения о "чистом сознании" и его феноменах, о пространстве и времени, о феноменологической редукции и других процедурах феноменологического метода ("Пять лекций по феноменологии", 1905; Husserliana, "Гуссерлиана",- собр. соч. Гуссерля, сокращенно: Hua, Bd II, Den Haag, 1950; "К феноменологии внутреннего сознания времени", лекции 1904-05, опубликованные Хайдеггером в 1928,- Hua, Bd IX, 1966; лекции "Вещь и пространство", 1907,- Hua, Bd XVI, 1973; антинатуралистическая, сциентистская программа в статье "Философия как строгая наука"; главное сочинение этого периода - "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии"-Hua, Bd III, 1976, к которым в "Гуссерлиане" тематически примыкают Идеи II-Hua, Bd IV, 1952, и Идеи III-Hua, Bd V, 1953); 4) уточнение проекта феноменологии - с разработкой нового обоснования логики ("Формальная и трансцендентальная логика", 1929 (Hua, Bd XVII, 1974); "Опыт и суждение. Исследование к генеалогии логики" (6 ΑυΠ. Hamb., 1985), вместе с концепцией трансцендентального Ego (эгология) и его конститутивных проблем, обработкой "поля трансцендентального опыта", проблем трансцендентальной субъективности ("Картезианские размышления", "Парижские доклады", 1929,-Ниа, Bd I, 1950 и примыкающие к ним рукописи 1920-30-х гг., частично опубликованные в разных томах "Гуссерлианы"); 5) разработка теории кризиса европейских наук, теории жизненного мира, конституирования (Konstitution), в т. ч. социального мира, проблематика философии истории (неоконченное сочинение "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология", 1936-Hua, Bd VI, 1956), а также тематические разработки, представленные в рукописных материалах "Гуссерлианы" (тема интерсубъективности - Hua, Bd XIV-XV, 1973; лекции по этике и учению о ценностях-Ниа, Bd XXVIII, 1988).

Основной вклад Гуссерля в философию и есть создание и разработка феноменологии как оригинального варианта учения о методе, теории познания и сознания, опирающегося (вопреки заявленным Гуссерлем требованиям "беспредпосылочности" философии и ее очищения от предрассудков) на методологические предпосылки, главная из которых-трансцендентальный идеализм. Несмотря на изменчивость феноменологии, ее многотемье, разноплановость, на наличие множества боковых ответвлений, известную фрагментарность разработок, ее можно рассматривать как относительно целостное и систематическое учение, объединяющее различные аспекты и повороты исследования. Методологический аспект связан с разработкой и применением к различным темам подготовительных процедур феноменологической редукции и собственно операций феноменологического метода, состоящих в оригинальном синтезировании интуиции, созерцания особого рода как "усмотрения сущности" и "чистого", сущностного описания, в осуществлении интенционального анализа (см. Интенциональность), т. е. вычленения интенциональных предметностей (ноэма) и их "чистого" исследования в пересечении с актами сознания (ноэзис). Гносеологический аспект-попытка Гуссерля объединить тяготеющий к логике анализ логических сущностей как всеобщих идеальных предметностей, а также предметностей самого различного типа с динамическим процессуальным подходом к теории познания ("динамическая феноменология"). Оригинальность гуссерлевского синтеза-в попытке добавить в этот и без того необычный сплав также и ингредиенты, ранее анализировавшиеся только в психологии ("переживания"-Erlebnisse), избегая при этом уклонов в эмпирический психологизм (движение к "чистому" переживанию). Онтологические и метафизические аспекты (ими Гуссерль вначале пренебрегал, но затем широко включил в феноменологическое поле исследования) состояли в стремлении специально проработать тему конституирования (Konstitution), т. е. "творения" сознанием широкоохватных целостностей - таких, как мир в целом, вещи мира, бытие как таковое и различные "регионы" бытия. Социально-философские, ценностно-этические, философско-исторические аспекты, выступившие на первый план в поздних работах Гуссерля под влиянием драматических событий 1920-30-х гг.,-это подробная проработка таких тем, как кризис европейского человечества, жизненный мир и его исторические a priori, "телос" всемирной истории и т. д.

Гуссерль принадлежит к числу классиков философии 20 в. Он оставил обширное, в т. ч. еще не опубликованное наследие-в частности, благодаря многолетней практике скрупулезной обработки с помощью ряда учеников рукописных материалов к лекциям и книгам, которые собраны, классифицированы, открыты для исследования в европейских архивах (в Лувене, Кельне, Фрайбурге). Эти материалы постоянно публикуются благодаря огромной работе ряда исследовательских центров и квалифицированных экспертов (издание многотомной Гуссерлианы, серии Phaemenologica, ряда периодических изданий в разных странах Европы, Америки, Азии). Влияние Гуссерля на философию 20 в. весьма глубоко и ощущается в постоянном существовании феноменологии как направления, или философского движения.

Соч.: Логические исследования, т. 1. СПб., 1909; Философия как строгая наука.-"Логос", 1911, кн. 1; Собр. соч., т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

Лит.: Гайденко П. П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансцендентальности.-В кн.: Современный экзистенциализм. М., 1966; Какабадзе 3. M. Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. Тбилиси, 1966; Мотрошилова И. В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1967; Она же. Гуссерль и Кант: проблема "трансцендентальной философии".-В кн.: Философия Канта и современность. М., 1974; Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988; Зотов А. Ф. Ранний Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии.-"Логос", 1991, № 2; Антология феноменологической философии в России. М., 1998; Breda H. L. van, Taminiaux J. Edmund Husserl. 1859-1959. Den Haag, 1959; Lapointe F. Edmund Husserl and His Critics. An International Bibliography (1894-1979). Bowling Green, 1980; BemetR., Kem 1., Afarbach Е. Edmund Hussert. Darstellung seines Denkens. Hamb., 1989; Husseriiana. Dokumente. Bd 1 (Husserl- Chronik). Den Haag, 1977; Edmund Husserl zum Gedächtnis. Zwei Reden von Ludwig Landgrebe und Jan Patocka. Prag, 1938; Molroshilova N. Delineation and Analysis of Objectivities in Edmund Husserl's Phenomenology (based on "Logical Investigations". Vol. H).-Analecta Husseriiana, Bd XXVII. См. также лит. к ст. Феноменология.

H. В. Мотрошилова

В начало энциклопедии