Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "К" (часть 7, "КРО"-"КЮН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 7, "КРО"-"КЮН")

КРОПОТКИН

КРОПОТКИН Петр Алексеевич, князь (псевдонимы: Бородин, Левашев) [27 ноября (9 декабря) 1842, Москва - 8 февраля 1921,Дмитров] - русский теоретик анархизма, ученый-географ, социолог. Окончил Пажеский корпус (1862), участвовал в экспедициях по Восточной Сибири, Амуру, Маньчжурии, сделал несколько открытий, обосновал теорию оледенения Евразии. В 1867 подал в отставку, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1868 член Русского географического общества. В 1872 посетил Швейцарию, сблизился с бакунинским крылом I Интернационала. После возвращения в Россию за участие в движении народничества арестован (1874), бежал за границу (1876), где занимался пропагандой идей анархизма. Через 40 лет (1917) вернулся в Россию. В Октябрьской революции видел закономерный ход истории - ускоренную эволюцию в развитии общества, но отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата, считая любую власть злом. Социальным идеалом Кропоткина был безгосударственный (анархический) коммунизм. Условиями создания нового общества должны стать свобода и равенство людей, ликвидация частной собственности, передача в общее пользование средств производства, введение справедливых принципов распределения, возможность для всестороннего развития личности. Называя прогрессивную эволюцию общества "биологическим законом взаимной помощи", обосновывал свою концепцию фактами из истории и естествознания. Тесно связанный с взаимопомощью общественный инстинкт является источником этических норм и "всего последующего развития нравственности", способствующей укреплению солидарности людей. Анархистское мышление считал высшей ступенью общественной эволюции и неотъемлемой частью общефилософской системы. Соч.: Соч.,т. 1-7. СПб., 1096-07; Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков, 1919; Коммунизм и анархия. Пг., 1919; Этика. Избр. труды. М„ 1991.

Лит.: Ударнее С. Ф. Кропоткин. М., 1989; Маркин В. А. Петр Кропоткин. Иркутск, 1992; Miller M. A. Kropotkin. Chi.-L, 1976.

H. M. Северикова

КРОЧЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ

КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ - см. Логические ошибки.

КРУЗИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КСЕНАPX

КСЕНАPX (Ξέναρχος) из Селевкии (80/75 до н.э. - 10-е гг. 1 в. н.э., Рим) - античный философ-перипатетик. Преподавал в Афинах, Александрии и в конечном итоге в Риме, где подружился сначала с Арием Дидимом, а потом с цезарем Августом; учеником Ксенарха был знаменитый географ Страбон. Об учителях его ничего не известно. Согласно некоторым предположениям, ими могли быть перипатетики Боэт Сидонский и Андроник Родосский. Несмотря на то что античная традиция называет Ксенарха перипатетиком, в действительности он был скорее критиком Аристотеля, нежели его последователем. Единственное из известных нам его сочинений - «Против пятой сущности» - посвящено подробному опровержению аристотелевского учения об эфире. Одно за другим он опровергает все сформулированные Аристотелем в соч. «О небе» I, 2 доказательства существования пятого элемента, делая акцент на внутренней противоречивости и непоследовательности этих доказательств; при этом он не старается преодолеть вскрытые им у Аристотеля затруднения и предложить вместо ниспровергаемого учения какое-то другое. Книга Ксенарха была достаточно широко известна в античности, в частности, комментаторам Аристотеля: Александру Афродисийскому, который пытался разрешить высказанные в ней апории, Симпликию и Иоанну Филопону.

Литература:

Moraux P. Xenarchos (5), RE 1967, col. 1422-1435;

Idem. Der Aristotelismus bei den Griechen, 1984, Bd 1, S. 197-230;

Sambursky S. The physical world of late Antiquity, 1962, p. 122-132.

С.В.Месяц

КСЕНИАД

КСЕНИАД (Ξενιάδης) из Коринфа (1-я пол. 5 в. до н. э.) - древнегреческий философ, известен по упоминаниям у Секста Эмпирика (Adv. math. Vil 48; 388; VIII 5; Pyrrh. II 18, 3), на основании которых можно предположительно говорить об антипарменидовских элементах в учении Ксениада: допущение существования небытия, отрицание критерия истинности (тезис "все ложно") и т. п.

А. В. Пахомова

КСЕНОКРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КСЕНОФАН

КСЕНОФАН (Ξενοφάνης) из Колофона (ок. 570 - после 478 до н. э.) - древнегреческий поэт и философ. После покорения греческих городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вел жизнь "скитальца" в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в "Софисте", Ксенофан - основатель Элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и другой взгляд на Ксенофана (совпадающий с мнением большинства современных исследователей) как на "одиночку" (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель "мудрости", а также по своим просветительским установкам, этическому утилитаризму, гносеологическому релятивизму и эристическим приемам Ксенофан напоминает софистов 5 в. Он не выработал никакой философской системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю Ксенофан - полемист и сатирик, по своему этосу - ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религиозно-нравственный реформатор. Основное произведение - "Силлы" ("Сатиры") в 5 книгах, направленные "против всех поэтов и философов" его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет монотеистическую концепцию: "Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом"; "он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит", правит миром "силой ума" и вечно пребывает неподвижным. Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), Ксенофан отождествлял единого бога с универсумом. Его учение о боге есть, т. о., пантеизм в его классическом оформлении. Гносеологические высказывания Ксенофана - первая в истории греческой мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по Ксенофану, обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного "мнения" и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех философских систем этот тезис делал Ксенофана в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у него противопоставление мнения и знания имело программное значение для античной гносеологии. Утилитаризм Ксенофана имел не только социально-этические (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологические следствия: "солнце полезно... а луна не нужна".

Фрагм.: DK I, 113-139; Testimonianze e frammenti, introd., trad. e comm. M. Untersteiner. Firenze, 1967; Lesher J. H. Xenophanes of Colophon. Fragments: A Text and Translation with Commentary. Toronto, 1992.

Лит.: Лебедев А. В. Фалес и Ксенофан. - В сб.: Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М-, 1981, с. 1-16; Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1968; Fränkel H. \\fege und Formen friihgriechischen Denkens. Miinch., 1968; Lesher J. H. Xenofanes' Scepticism. - Essays in ancient Greek philosophy, v. 2. N. Y, 1983; Lebedev A. V. A new fragment of Xenofanes. - Studi di filosoria preplatonica. Napoli, 1985, p. 13 sqq.

А. В. Лебедев

КСЕНОФОНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУАЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЗЕН

КУЗЕН (Cousin) Виктор (28 ноября 1792, Париж- 13 января 1867, Канны) - французский философ, основатель философского течения эклектизма. Преподавал в ведущих учебных заведениях Франции - лицее Карла Великого, Эколь Нормаль и Сорбонне, министр общественного просвещения (1840), член французской Академии и пэр Франции. На формирование его взглядов большое влияние оказала философия Мен де Бирана, представителей шотландской школы и немецкой классической философии (в особенности Шеллинга и Гегеля, с которыми его связывали личные дружеские отношения).

Эклектизм Кузена представляет собой попытку соединения различных философских доктрин (сенсуализма, идеализма, скептицизма и мистицизма). Философия его строится на основе психологии, поднимаясь затем до онтологии, утверждающей тождество бытия и мышления ("Истина, Прекрасное и Благо" - Du vrai, du beau et du bien, 1853). Соглашаясь с учением Канта о взаимоотношении априорного и опытного знания, Кузен принимал учение Мен де Бирана о тождестве личности с волей, подчеркивая, что человеческому сознанию изначально присуща спонтанность. Под влиянием Гегеля усматривал критерий истины в абсолютном разуме, получаемом индивидом от высшего Бытия.

Свое учение о нравственности Кузен основывал на понятии свободы, существо которой он связывал с долгом, а ее основание видит в бессмертии души. Философия и религия выступают для него в качестве "двух бессмертных сестер". Политическим идеалом Кузена была конституционная монархия, и он крайне негативно относился к революционным идеям и принципам всеобщего равенства ("Справедливость и Милосердие", 1848).

В своих курсах лекций и целой серии работ ("Курс истории философии", в 5 т., 1841; "Курс истории моральной философии в 18 в.", в 4т., 1839-42; "Философские фрагменты", в 4т., 1826) Кузен выступил основателем историко-философской науки во Франции. Широкую известность ему принесли его исторические сочинения, в частности "Французское общество в 17 в.", "Юность Мазарини" и др. Соч.: Oeuvres complètes, v. l-16. Р., 1846-51. Лит.: Janet /'.V.Cousin et son oeuvre. P., 1885; Barthélémy Saint-Hilaire, V Cousin. Sa vie, sa correspondance, 2vol. P., 1895 ;0dy H.J. V.Cousin. Karlsruhe, 1933.

M. M. Федорова

КУЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ

КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. cultus-почитание, поклонение) - в широком смысле богопочитание вообще; в узком - комплекс религиозных акций, выражающих почитание Бога или богов со стороны приверженцев той или иной религии. Каждая религия имеет особый культ. Вместе с тем можно выделить общие элементы в различных культах: молитвы, жертвоприношения, общественные богослужения, посты, религиозные праздники, процессии, паломничества к "святым местам", а также частные действия, связанные с религиозным оформлением значимых событий человеческой жизни (рождение, совершеннолетие, вступление в общину, брак, болезнь, смерть). Внешней формой культа является ритуал - индивидуальные или совместные действия, преследующие религиозные цели. Религиозный ритуал (обряд) имеет двойной смысл: с одной стороны, он соотносит события и факты человеческой жизни с Богом как трансцендентной реальностью, имеющей решающее значение для человека; с другой - формирует и поддерживает социально-психологические структуры сознания на основе общепризнанных в данном сообществе религиозных ценностей. Т о. религиозный культ имеет одновременно "вертикальное" и "горизонтальное" измерения, будучи выражением как глубинной религиозной потребности человека, так и его нужды в том, чтобы его индивидуальная и общественная жизнь получила сакральное обоснование и оправдание. Секулярная культура сохранила многие ритуалы и праздники, имеющие религиозное происхождение, однако отношение к религиозному культу может служить критерием для различения религиозного и пострелигиозного сознания. Для первого ритуал является одним из способов вступления в контакт с Божественным, тогда как для второго он имеет сугубо земное, функциональное значение, соответствующее потребности человека во внешнем выражении и закреплении его психологических переживаний. Так, сегодня инаугурация президента или рождественская семейная трапеза для большинства людей остаются полностью светскими событиями, хотя в прошлом подобные события воспринимались участниками как религиозные акции. Таким же образом для многих крестины и церковное погребение являются лишь архаичным и традиционным способом ритуального оформления событий естественного характера. В настоящее время религиозный культ в собственном смысле существует только внутри религиозных сообществ.

А. И. Кырлежев

"КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КУЛЬТУРА И ЭТИКА"

"КУЛЬТУРА И ЭТИКА" (Kultur und Ethik.Münch.-Bem, 1923) - основное философское произведение А. Швейцера. Является второй по порядку и основной по содержанию частью обширного труда "Философия культуры". В первой части "Упадок и возрождение культуры" (также опубликована в 1923, обычно печатается вместе с "Культурой и этикой") Швейцер связывает кризис европейской культуры с превалированием материального прогресса над духовным, общества над индивидом; основную причину упадка он видит в утрате этических идеалов. "Культура и этика" состоит из двадцати двух глав. В первых четырех главах Швейцер анализирует связь культуры, мировоззрения и этики и приходит к выводу, что "среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой" (гл. 3. М., 1973, с. 115), а усилия мышления постичь эту силу сводятся к поиску основного - нравственного - принципа (закона), который должен быть глубоким, всеохватывающим и одновременно элементарным. Значительную часть работы составляет очерк европейской этики. Классифицируя различные этические учения по способу разрешения в них проблемы нравственной основы мировоззрения и культуры, Швейцер выделяет три варианта этики: 1) этика разумного удовольствия, свойственная античному мышлению; оценивается как совершенно неудовлетворительная, т. к. она игнорирует существенный для морали факт самоотречения; 2) этика самоотречения, получившая развитие в Новое время; ее основной недостаток связан с неспособностью объяснить, почему индивид жертвует собой ради других; 3) этика самосовершенствования, представленная именами Платона, Спинозы, Фихте, Шопенгауэра и др.; была ближе всех к истине, однако не смогла раскрыть нравственную основу самосовершенствования. Отрицательные результаты этических исканий, по мнению Швейцера, связаны с тем, что философы ошибочно ставили этику в зависимость от гносеологии, видели в морали продолжение естественного процесса в человеке и рассматривали ее как выражение общественной воли. В последних двух главах труда излагается собственное жизнеучение Швейцера - этика благоговения перед жизнью. Не ограничиваясь взаимоотношениями людей, Швейцер утверждает ответственность за все, что живет, рассматривая в качестве морального зла всякий вред жизни (даже сорванный полевой цветок); его этическое учение драматизирует существование человека непризнанием "взаимной компенсации этики и необходимости" и тезисом о том, что чистая совесть является изобретением дьявола.

Рус. пер. (Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского): 1973; см. также в кн.: Благоговение перед жизнью, 1992.

А. А. Гусейнов

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

В политической науке этот термин появился достаточно поздно, в 50-е гг. 20 в., благодаря работам американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы. Политическая культура выполняет в обществе целый ряд важных функций: когнитивную (политические знания), эмоциональную (политические чувства), оценочную (политические ценности и идеалы как основа политических оценок), регулятивную, коммуникативную, защитную, интегративную.

При сравнении политических культур разных цивилизаций возникает проблема создания таких общих моделей, которые позволили бы проводить сравнения и интерпретацию, не внося опасных упрощений в сложную структуру цивилизационных феноменов. До последнего времени западные политологи предпочитали выстраивать иерархию мировых политических культур, ставя западную (особенно часто американскую) модель на первое место в качестве мирового эталона и даже общечеловеческой перспективы. Напр., Алмонд и Верба выделили четыре основных типа политических культур: англо-американскую (основные черты: светский, прагматический характер, понимание политики как процесса столкновения интересов, которые всегда можно примирить; общенациональный консенсус по поводу основополагающих ценностей, что придает культуре выраженную гомогенность; тяготение электората к политическому центру; линейный характер политического времени); континентально-европейскую (основные черты: поляризованный политический спектр, ценностно-ориентированный электорат, циклический, прерывистый характер политического времени, сочетание гетерогенных начал в политике); авторитарно-патриархальную (основные черты: в политике воспроизводится патриархальный архетип "большой семьи" во главе с "царем-батюшкой", высокая значимость традиций и ценностных ориентации); тотал итарную (основные черты: ключевыми в политике являются представления о политическом "механизме" и специфической "рациональности", что уподобляет человеческое действие действию автомата; полный политический контроль над всеми сторонами жизни общества; использование насилия в качестве инструмента политического регулирования). С 80-х гг. в политологии начинает укрепляться концепция неперархичности политической культуры, признание самоценности политического разнообразия мира. Современное развитие стран АЗ! итско-Тихоокеанского региона свидетельствует о том, что формы западной политической культуры не являются не11 збеж! 1ым следствием перехода к высокоиндустриальному обществу. Напротив, индивидуализм, введение светского образования, признание особой роли средних классов, защита "прав человека" и множество других особенностей, которые неотделимы от уклада жизни и культурных традиций ряда европейских стран и США, следует рассматривать как одну из возможных альтернатив перехода к постиндустриальному обществу, но не обязательно как более совершенную или более нравственную. В разных политических культурах сходные результаты могут достигаться разными способами. При этом каждая культура разрабатывает свою концепцию определенной согласованности между "правилами игры" и политическими действиями, с одной стороны, и тем, что ожидает от них народ, что он признает легитимным - с другой.

И. А. Василенко

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ - культура, рассчитанная на "избранных". Понятие элитарной культуры получило права гражданства в 20 в. в связи с широким распространением ее антипода - массовой культуры, охватившей все, в т. ч. и необразованные, слои населения.

Классическая светская культура Нового времени была по преимуществу культурой просветительской по направленности и культурой для богатых и образованных по социальному составу своей аудитории. В 19 в. именно просветительский импульс наряду с господствовавшим позитивистским типом мировоззрения диктовал реалистическую установку на объективистский тип повествования. Распад классической модели художественного творчества на рубеже 19-20 вв., чередование импрессионизма, кубизма, абстракционизма в изобразительных искусствах, возникновение литературы "потока сознания" и "потока жизни", додекафония в музыке и другие авангардистские, экспериментальные тенденции в художественной жизни общества привели к существенным трансформациям в самосознании творческой интеллигенции, которая стала воспринимать себя как элиту, прокладывающую путь в неизвестное сопротивляющемуся человечеству.

Становлению и распространению элитарной культуры способствовала теория и практика т. н. модернизационных элит - движущей силы широких социальных процессов модернизации, перехода от традиционного общественного уклада к современному. Колыбелью модернизации и художественных течений модернизма стала европейская цивилизация, интенсивно распространявшая свое влияние вширь. Здесь у "высокой" элитарной культуры были собственные традиции, в первую очередь в теории и практике классицизма, строго разграничивавшего "высокие" и "низкие" жанры, "высокий" и "низкий" штиль. Хотя эта иерархия неоднократно критиковалась и пересматривалась, в начале 20 в. она была узаконена и гипертрофирована в "вертикальной" типологии культуры, ее делении на высокую (элитарную) и низкую (массовую).

Наиболее откровенно и последовательно идею элитарности отстаивал X. Ортега-и-Гассет в своей теории дегуманизации искусства. "В ходе этого процесса наступает такой момент, когда "человеческое" содержание произведения станет настолько скудным, что сделается почти не заметным. Тогда перед нами будет предмет, который может быть воспринят только теми, кто обладает особым даром художественной восприимчивости. Это будет искусство для художников, а не для масс; это будет искусство касты, а не демоса" (Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - В кн.: Он же. Эстетика. Философия культуры. М., 1991, с. 226).

Постмодернизм в последней трети 20-го столетия разрушил иерархические представления о культуре и соответственно поколебал всевластие элитарной культуры. Из законодательницы мод она превратилась лишь в один из элементов принципиально плюралистической картины мира, одну из субкультур (субкультуру творческой интеллигенции) наряду с другими (этническими, демографическими, региональными и др.).

К. Э. Разлогов

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - исследовательское направление, признающее факторы культуры определяющими в ходе исторических изменений общества. Среди предшественников культурно-исторической школы следует упомянуть Дж. Вико с его концепцией исторических циклов в развитии всех наций (см. Цикличности теории), И. Гердера, утвердившего просветительский подход к изучению многообразия человеческих обществ, Г. В. Ф. Гегеля и Ф. Шлегеля, создавших обширные философские концепции развития универсалий человеческого духа. Другим важным источником для культурно-исторической школы стали достижения в области сравнительно-исторического изучения культуры и судеб различных цивилизаций. В 19 и 20 вв. сложились отдельные исследовательские отрасли, ориентированные на изучение отдельных регионов незападных обществ: востоковедение, африканистика, латиноамериканистика и т. д. Пересмотр общих парадигм мировой истории содержали труды О. Шпенглера и А. Тойнби, хотя по многим вопросам их концепции были подвергнуты критике. Как для Шпенглера, так и для Тойнби мировая история - арена самостоятельного появления, развития и угасания великих культур. Развернутую аналитическую концепцию исторических изменений (флуктуации) типов культуры создал П. А. Сорокин.

Сорокин, как бы подводя итоги сделанного в рамках культурно-исторической школы в изучении цивилизаций как социокультурных общностей, выделил ряд положений, предполагаемых в любых разновидностях исследований такого типа. 1) В безграничном "океане" социокультурных явлений существуют крупные культурные системы (цивилизации), которые функционируют как реальное единство. Обычно границы этой культурной сущности перекрывают географические границы национальных, политических или религиозных образований. 2) Общее число больших культурных систем в истории человеческой культуры невелико (у Н. Я. Данилевского, Шпенглера и Тойнби их не более 30). 3) Каждая из больших культурных систем и суперсистем зиждется на какой-то основной предпосылке, получившей выражение в философском принципе, прасимволе или конечной ценности, которую данная цивилизация реализует во всех своих основных компонентах или подсистемах на протяжении своей истории.

4) Каждая культурная суперсистема после завершения своего формирования (создания развитой системы социальных институтов) становится причинно-смысловым единством.

5) Каждая из культурных суперсистем сохраняет свою самобытность, свою самотождественность вопреки изменениям, происходящим в составляющих ее компонентах. 6) Развитие цивилизаций имеет циклический характер. 7) Жизненный цикл всех культурных суперсистем, или цивилизаций, содержит сходные "фазы": генезис, рост, расцвет, увядание, упадок и возрождение (Sorokin P. Sociological Theories of Today. N. Y, L., 1966, p. 378-382).

Лит.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. 3. Возрасты этноса. М., 1994; ЕрасовБ.С. Культура, религия, цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. М., 1990; ШпенглерО. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993; Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations, v. 1. Oxf., 1978; Eisenstadt S. Tradition, Change and Modernity. N.Y, 1973; Toynbee A. A Study of History, vols. 1-12. L., 1934-1961; TainierJ. The Collapse of Complex Societies. Cambr 1988.

Б. С. Ерасов

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРОЦЕНТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУМАРИЛА БХАТТА

КУМАРИЛА БХАТТА (ок. 600-700) - индийский религиозный деятель и философ, один из крупнейших представителей мимансы. С именем Кумарила Бхатты связаны многие стороны брахманистского ренессанса, и прежде всего победа ортодоксии над буддизмом, непримиримым врагом которого Кумарила оставался на протяжении всей жизни. Основные произведения - "Шлокаварттика" ("Критическое разъяснение в шлоках"), "Тантраварттика" ("Критическое разъяснение учения"), "Туптика" ("Малое толкование") и "Брихаттика" ("Большое толкование") - представляют собой комментарии на "Миманса-сутры" и "Миманса-сутрабхашъю".

В острой полемике с буддистами Кумарила отстаивал непогрешимость Вед как единственного источника знания о дхарме. В трактовке шрути Кумарила проявлял особый радикализм: по его мнению, все без исключения истинные положения, напр. установления Манусмрити, восходят к ведийским текстам. Если же ведийский аналог обнаружить не удается, то это означает лишь, что он утерян.

С именем Кумарилы связана концепция сватах-прамаиья - априорной истинности каждого вида познания. Он полагал, что истинность сама по себе не требует проверки. Доказывать необходимо, напротив, наличие ошибки, допущенной в том или ином частном случае. Если бы знание не было истинным само по себе, то один его вид приходилось бы обосновывать посредством другого, другой - с помощью третьего, и так до бесконечности. Кумарила критиковал буддийское учение о всезнании (сарваджняна) будд и бодхисаттв, противопоставляя ему тезис о ведийском тексте, содержащем универсальное и абсолютно истинное знание в силу своей несотворенности. В контексте антибуддпиской полемики Кумарила отстаивал и традиционную для мимансы реалистическую концепцию восприятия {пратьякша). По его мнению, восприятие имеет двухступенчатое строение: на первом, низшем уровне индрчч запечатлевают предмет, а на втором происходит осознание его посредством понятия. Отнесение этой ступени познания к пратьякше свидетельствует о близости Кумарилы к старому представлению о последней как об эмпирическом несакральном знании вообще, выраженном еще в сутрах Джаймини. Одновременно Кумарила отрицал признаваемую некоторыми ортодоксальными школами возможность экстраординарного восприятия, т. е. тезис о том, что душа, достигшая освобождения, может созерцать настоящее и будущее. Эти философские построения имеют своей целью обосновать брахманистский ритуал, в противовес всем иным формам религиозности. Кумарила признает концепцию мокши как конечной цели обряда. Отвергая буддийские и джайнские представления об ахимсе, он считает допустимым ритуальное убийство животных.

Несмотря на победу ортодоксии над буддизмом, в произведениях Кумарилы звучит явный пессимистический мотив, связанный с его резко отрицательным отношением к остальным "ортодоксальным" школам: и санкхья, и йога, и вишнуизм, и шиваитская пашупата не менее чужды брахманистской традиции. Аргументируя свой тезис о существовании утерянных ведийских текстов, он с горечью отмечает, что в их исчезно

вении нет ничего невозможного. Потери шрути происходят постоянно, т. к. остается все меньше людей, которым доступен его смысл.

А. В. Пименов

КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ

КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ, рукописи (свитки) Мертвого моря - рукописи 3 в. до н. э. - 1 в. н. э. на иврите и арамейском языке, обнаруженные начиная с 1947 в пещерах Хирбет - Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря. Рукописи принадлежали т. н. Кумранской общине, которую большинство исследователей отождествляет с ессеями, описанными Иосифом Флавием, Филоном Александрийским, Плинием Старшим, Ипполитом Римским и др. По содержанию Кумранские рукописи подразделяются на три группы: библейские тексты, апокрифы и псевдоэпиграфы, тексты, созданные в самой общине. Тексты Кумранской общины (Устав, Дамасский документ. Свиток гимнов. Война сынов Света с сынами тьмы, Храмовой свиток, Благословения, Благодарственные гимны. Комментарии к библейским книгам и др.) отражают религиозные воззрения кумранитов и являются ценнейшим источником по истории и организации этого эсхатологического движения. Члены общины порвали как с жречеством Иерусалимского Храма, так и с фарисеями и удалились в пустыню, считая себя "сынами Света", заключившими новый Завет с Богом, в то время как остальное человечество рассматривалось как "сыновья тьмы". Жизнь общины строилась на коллективистских началах (общая собственность, совместный труд, коллективное потребление). Общинники готовились к эсхатологическим временам, когда Бог искоренит дух беззакония, "сыны Света" получат вечное вознаграждение, а "сыны тьмы" - вечное наказание. Важное место в кумранских текстах занимает образ Учителя праведности (возможно, основателя общины), который погиб по вине Нечестивого жреца (историческая идентификация обоих персонажей затруднена), но, согласно вере общинников, должен вернуться на землю, чтобудет означать начало мессианской эпохи. Община прекратила свое существование в результате Иудейской войны 66-74. Кумранские тексты важны для прояснения вопроса о происхождении христианства и изучения первоначального христианства. Прослеживается определенная близость между идеологией Кумрана и проповедью Иоанна Крестителя. Ряд терминов и идей этих текстов имеют параллели в новозаветной литературе (в частности, в Евангелии от Иоанна), а также в мировоззрении иудео-христианства и некоторых гностических сект.

Изд. и пер.: Тексты Кумрана, вып. 1. М., 1971; Тексты Кумрана, вып. 2. СПб., 1996; Eisenman R. H., Robinson J. M. Facsimile Edition of the Dead Sea Scrolls, v. 1-2. Wash., 1991; VermesG. The Dead Sea Scrolls in English, 4 ed. L., 1995. Лит.: Аллегро Д.. М. Сокровища Медного свитка, пер. с англ. М., 1967; Елизарова М. М. Обшина терапевтов: (Из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н. э.). М., 1972; Старкова К. Б. Литературные памятники Кумранской общины. Л., 1973 (Палестинский сб., вып. 24); Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983; Тантлевскш И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

Н. В. Шабуров

КУМУЛЯТИВИЗМ

КУМУЛЯТИВИЗМ (от лат. cumulatio - увеличение, совершенствование) - основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствии с которым прогресс науки состоит в добавлении новых неизменных истин к массиву приобретенного ранее знания. При этом возникшее новое не представляет собой изменения ранее приобретенного знания, а является лишь приращением и добавлением к нему. Т. о., открытые в прошлом истины составляют неотъемлемую часть современной науки. Открытие новых истин и доказательство их абсолютной истинности (неопровержимости) гарантировалось правильным применением научного метода-логики открытия и логики обоснования. Гносеологической основой кумулятивизма явились описательное естествознание (минералогия, ботаника и т. д.) и математика. В истории философии и науки кумулятивизм представлен двумя основными ветвями, берущими начало в учениях Декарта и Бэкона. Оба эти направления (рационализм и эмпиризм) при всем их различии имеют две общие черты: 1) отрицание предшествующей традиции и 2) замещение ее новой традицией, основанной на подлинном методе. Картезианцы изображали рост науки как следствие развития определенных истин, лежащих в основании научного знания. Индуктивистский вариант кумулятивизма, представленный Бэконом и его последователями, сводился к открытию бесспорных фактов и сделанных на их основе правильных обобщений. Поскольку кумулятивизм идентифицировал науку с доказанным знанием, постольку заблуждения не рассматривались в качестве необходимой составной части ее прогресса. Это Обстоятельство оказало негативное влияние на историографию науки, которая вплоть до недавнего времени не учитывала сложную диалектику истины и заблуждения, отводя последнему роль второстепенного психологического фактора. Кумулятивизм был поставлен под сомнение в начале 20 в. в связи с появлением некумулятивных концепций, основанных на отрицании классического понятия истины (инструментализм, конвенционализм, верификационизм, конфирмационизм). Важную роль в вытеснении кумулятивизма сыграли разработанные философами и историками науки концепции научных революций. Кумулятивизм следует отличать от эволюционного подхода, восходящего к Лейбницу, который не разрывает с традицией, идушей от античности, а рисует современное состояние науки как историческое завершение ее предшествующих состояний. В то же время эволюционная модель не сводится лишь к непрерывному наращиванию только истинного знания, а включает в себя также вероятное (правдоподобное) знание и заблуждения, которые постепенно преодолеваются методом истор1гческой критики. В отличие от кумулятивизма эволюционизм представляет прогресс наук как исторический процесс.

В. С. Черняк

КУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУНДАКУНДА

КУНДАКУНДА (санскр. Kundakunda) (между 2 и 4 вв.) общепризнанный авторитет в джайнской философии, которому приписывается не менее 84 сочинений на пракрите, из которых аутентичны 6. Основное - "Панчастикайя" ("Пять образований сущего") - содержит каноническое для джайнов определение субстанций как того, что, "протекая" сквозь свои атрибуты и проявления, не "отклоняется" от существования, т. е. самоидентичности. Здесь же даются нормативные характеристики всех пяти субстанций - души, материи, условий движения и покоя и пространства. "Паваяна-сара" - наставление новоначальным, в котором обстоятельно излагаются объекты познания (с их атрибутами и проявлениями), ответственность души за формирование кармы и природа медитативных "экстазов"; "Самая-сара" - стратегия преодоления незнания, препятствующего "реализации" истинной природы души; "Бараса-анупеккха" - 12 упражнений для медитации, начиная с созерцания вечности души и завершая размышлениями о самих средствах ее "пробуждения".

В. К. Шохин

КУНИЦЫН

КУНИЦЫН Александр Петрович [1783, с. Кой Кашинского у. Тверского наместничества -1(13) июля 1840, Петербург] - русский правовед, социальный мыслитель. Происходил из семьи священнослужителя. Получил начальное духовное образование. Окончил Петербургский педагогический институт (1803-07), Гейдельбергский и Гёттингенский университеты <1808-11).С 1811 адъюнкт-профессор нравственной философии и правоведения в Царскосельском лицее, где оказал влияние на формирование взглядов А. С. Пушкина и будущих декабристов. В 1817-21 профессор Петербургского Главного педагогического института. В 1821 уволен с запрещением преподавательской деятельности, экземпляры книги Куницына "Право естественное" были изъяты и сожжены. С 1826 служил в различных ведомствах, в т. ч. с 1838 председателем Комитета по надзору за печатанием "Полного собрания законов". С 1840 директор Департамента иностранных исповеданий. Восприняв отдельные просветительские идеи, основывал свои труды "Изображение взаимной связи государственных сведений" (1817), "Право естественное" (ч. 1-2,1818-20), а также учебные курсы по теории права на принципах теории естественного права, общественного договора, народоправства и просвещенного абсолютизма. Однако в целом его мировоззрение непросветительское. Природное, первоначальное, "естественное" равенство людей означает формальное равенство всех перед законом. Закон должен предоставлять гражданам "равные права и обязанности", но при этом формально-юридическое равенство перед законом не совпадает с реальными правами: Куницын выступал против имущественного, экономического равенства, равного распределения земли. Разделяя всех граждан на "свободных" ("владельцев" частной собственностью) и "несвободных жителей", считал, что последние не могут иметь политических прав. Развивая в теоретических курсах идеи народоправства, фактически Куницын был противником демократической республики и всеобщего политического равенства. Теорию происхождения общества выстраивал, исходя из убеждения, что человек по своей природе стремится улучшить свое собственное положение. Но при объединении людей для совместного преодоления трудностей появляется и общая цель - достижение "общего блага". Именно договорный принцип устройства общества позволяет не ущемлять свободу личности, сочетая ее со свободой и равенством членов общества. Свобода и равенство являются неотъемлемыми правами человека. В истории философии развивал идею прогрессивного развития общества через первобытную и пастушескую к земледельческой форме хозяйствования. Теоретически признавая превосходство конституционной монархии над самодержавием, выступал против тирании и республики, против революции, принимая только постепенные, мирные пути развития и совершенствования общества. Умеренная критика Куницыным крепостного права сводилась к указанию на нравственное зло и экономическую невыгодность подневольного труда.

Соч.: Право естественное. - В кн.: Русские просветители, т. 2. M., 1966; Энциклопедия прав. - В кн.: Избр. социально-политические и философские произведения декабристов, т. 1. M., 1951; Изображение системы политических наук. - "Красный Архив", 1937. № 1(80). Лит.: Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.

И. Ф. Худушина

КУРБСКИЙ

КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 - 1583, м. Миляновичи близ Ковеля, Литва) - русский политический и военный деятель, публицист. Принадлежал к одному из самых знатных боярских родов. Получил для своего времени хорошее образование (изучал риторику, грамматику, астрономию,; философию), знал латинский язык. Участвовал во многих военных кампаниях, в т. ч. в Ливонской войне. В 1556-57 член Избранной рады - правительства Московской Руси. Не желая пасть жертвой гонений, начатых Иваном IV против бояр, бежал в Литву к королю Сигизмунду II Августу. Своим духовным учителем считал Максима Грека. Подобно ему, боролся за сохранение чистоты православной веры, был ярым критиком католицизма и протестантизма. В многочисленных посланиях касался различных догматических и философских вопросов, соединяя приверженность ортодоксальному учению с уважением к знанию и просвещению. В Литве вел большую пропагандистскую и просветительскую работу, организовал переписку и перевод сочинений многих восточнохристианских мыслителей и проповедников: Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Василия Великого, Симеона Метафраста, Григория Богослова и др. Курбскому принадлежат ряд переводов и работа по логике. По своим политическим взглядам был сторонником ограниченной монархии. Защите и обоснованию своей позиции посвятил несколько посланий Ивану Грозному и памфлет "История о великом князе Московском".

Соч.: Сочинения князя Курбского. - "Русская историческая библиотека". СПб., 1914, т. 21; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М„ 1993.

Лит.: Гаврюшин Н. К. Научное наследие А. М. Курбского. - "Памятники науки и техники. 1984". М., 1986.

Ε. Η. Бутузкша

КУРИЦЫН

КУРИЦЫН Федор Васильевич (15 в.) - русский политический деятель, дипломат, один из лидеров реформационного движения в России 2-й пол. 15 в., т. н. ереси "жидовствующих". Был прекрасно образован, служил дьяком по посольским делам, участвовал в нескольких успешных и важных для Московского государства дипломатических миссиях. В 1436 вернулся в Москву из крымского плена. Вокруг него образовался кружок единомышленников, разделявших еретические, с точки зрения официального православия, взгляды. Ереси сочувствовали сын Ивана III Иван Иванович, митрополит Зосима и, в определенной степени, сам Иван III. Признавая авторитет Ветхого и Нового Заветов, Курицын отвергал святоотеческие предания и основанный на них институт монашества. Главным источником истины и мудрости считал пророческое откровение. В "Лаодикийском послании" пишет о самовластии человеческой души, для которой вера, "страх Божий" являются "заградой", т. е. ограничением ее произвола. В "Написании о грамоте" утверждает, что грамота - это дарованный Богом неоскудеваемый источник знания, искореняющий невежество, дающий возможность понимания прошлого и настоящего, возможность предвидеть будущее. В разуме - подлинная сила человека. Разумный человек - это образ Божий и Его подобие. Курицына, очевидно, постигла та же участь, что и всех еретиков: он вынужден был сойти с политической арены и был либо сожжен, либо бежал за границу. После 1500 о его судьбе ничего не известно.

Соч.: <Лаодикийское послание", подг. текста, пер. и комм. Я. С. Лурье. - В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина 15 в. М., 1982.

Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 -нач. 16 в. М.-Л., I960.

Е. Н. Бутузкина

КУРТЦ

КУРТЦ (Kurtz) Пол (род. 1925, Ньюарк, США) - философ, культуролог, теоретик и практик светского (секулярного) гуманизма. один из представителей современного американского свободомыслия. Окончил Колумбийский университет (1949). почетный профессор Университета штата Нью-Йорк (Буффало, США). Куртц принадлежит к натуралистической и прагматической традиции, испытал влияние идей К. Маркса, Дж. Дьюи, ученик С. Хука.

В работах "Полнота жизни" (1974), "Изобильность: философия счастья" (1978), "Евпраксофи: жизнь вне религии" (1989) разработал концепцию "евпраксофи" (Eupraxsophy, где eu - добро: praxis - поведение; sophia - мудрость) - этическое и социально-философское учение, основанное на сочетании общечеловеческих нравственных норм и рационально осмысляемых дилемм экзистенциального выбора. Курты - сторонник новой гуманистической реформации, призванной противостоять новому и старому иррационализму и медиократии (власти глобальных финансово-информационных конгломератов, владельцев масс-медиа) и господству усредненных стандартов поведения и вкуса, пошлости и посредственности. Центральный принцип этики человечности Куртца - "мужество стать", т. е. решимость преодолевать трудности, творить и гуманистически совершенствоваться. Вместе с заботой о себе и о других как главной личностно-социальной ценностью этот принцип составляет основу достойной жизни человека ("Мужество стать. Добродетели гуманизма", 1977).

Куртц - активный критик антирационализма в культуре, науке, этике и образовании, оппонент традиционных и новейших религий и паранормальных верований. Методология Куртца - селективный и методологический скептицизм, основу которого составляет признание социального плюрализма и многообразия стилей жизни, мышления и моральных кодексов, а также рациональный анализ; он инициатор практического использования достижений и экспериментальных возможностей естественных и поведенческих наук для расследования заявлений о сверхъестественных явлениях.

Куртц - видный общественный деятель, президент Международной академии гуманизма, основатель Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (CSICOP) и Центра исследований (Center for Inquiry), председатель Совета по секулярному гуманизму и др.

Соч.: Decision and the Condition of Man. Seattle, 1965; Humanist Manifesto 11. Amherst-N. Y. 1973; The Fullness of Life. N. Y, 1974; Exuberance: A Philosophy of Happiness. Los Ang., 1978; A Secular Humanist Deckir.ition. Amherst-N. Y, 1980; The Transcendental Temptation: A Critique of Religion and the Paranormal. Amherst-N. Y, 1986; Forbidden Fruit: Trie Fillies of Humanism. Amherst-N. Y, 1988; Eupraxophy: Liing without Religion. Amherst-N. Y, 1989; Philosophical Essay in Pragmatic Natunilisin. Amherst-N. Y, 1990; The New Skepticism: Inquiry ,ind Reli.ible Knowledge. Amherst-N. Y, 1992; The Courage t Become: The Virtues of Humanism. Wesiport (Conn.)-L., 1997; Imbra ting llic Power of Human. Oxf, 2000; Sceptizism and Human. Oxf, МП); Запретный плод. Этика гуманизма. M., 1993; Искушение потусторонним. M., 1999: Мужество стать. M.. 2000. Лит.: Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz. New Brunswick-N.Y. 1993; Современный гуманизм. M., 2000.

В. А. Кувакин

КХЬЯТИ-ВАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КШАНИКА-ВАДА

КШАНИКА-ВАДА, кшаникатва (санскр. - ksanikaväda, ksanikatva) - буддийское учение о моментарности всего сущего; фундаментальная онтологическая концепция, появляющаяся в буддизме хинаяны. Согласно кшаника-ваде, физический мир не имеет никакого длящегося бытия, никакой реальности; он вспыхивает на один момент (кшана) и тут же погибает. Возникающие красочные картины мира, как кадры на движущейся кинопленке, так быстро сменяют друг друга, что у воспринимающих их живых существ создается полная иллюзия стабильного и длящегося окружающего мира со всеми его обитателями. На самом деле существуют только вспыхивающие дхармы, поток которых не хаотичен, а подчинен определенному порядку: каждый его элемент-дхарма появляется в соответствии с законом взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада) и поэтому связан с определенным элементом в предшествующем "кадре".

Н. А. Панаева

КЬЕРКЕГОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЭРД

КЭРД (Caird) Эдвард (22 марта 1835, Гриннок, Шотландия - 1 ноября 1908, Оксфорд) - британский философ-неогегельянец. Профессор моральной философии в университете Глазго (1866-93), руководитель ("мастер") Баллиол-колледжа Оксфордского университета (1893-1907). Младший брат Дж. Кэрда - шотландского гегельянца, ректора университета в Глазго. В фундаментальной двухтомной работе "Критическая философия Иммануила Канта" (The Critical Philisophy of Immanuel Kant, v. 1-2,1889) трактовал философию Канта в гегельянском духе, а самого Канта рассматривал как предшественника грандиозных систем спекулятивного идеализма 19 в. При этом критиковал кантовское понятие "вещи-в-себе". В книге "Гегель" (Hegel, 1883; рус. пер. 1898) центральными в учении немецкого философа считает его теологические воззрения, представляющие адекватную теоретическую форму для христианства. Гегелевскую диалектику понимал как метод примирения противоположностей, считая главными ее составляющими идею "тождества в различии" (при этом подчеркивал взаимозависимость субъекта и объекта) и учение о конкретности понятия. Наука и религия, по Кэрду, примиряются в высшем духовном единстве, которое он зачастую называл Богом. Все в мире пронизано идеальным, духовным, ценностным. Научные законы также имеют духовный характер, поэтому в науке устанавливается единство мысли и ее объектов. Кэрд высоко ценил идею развития, представленную у таких разных мыслителей, как Гегель, О. Конт и Ч. Дарвин. Применял эволюционный подход к изучению религии ("The Evolution of Religion", v. 1-2,1893; "The Evolution of Theology in the Greek Philosophers", v. 1-2, 1904), различая стадии "объективной религии", "субъективной религии" и "абсолютной религии". В последней субъект и объект находятся в гармоническом единстве.

Соч.: A Critical Account of the Philosophy of Kant. Glasgow, 1877; The Social Philosophy and Religion of Comte. Glasgow, 1985; Essays on Literature and Philosophy, v. 1-2. Glasgow, 1992. Лит.: Jones H.. MuirheadJ. H. The Life and Philosophy ofEdvard Caird. Glasgow, 1921.

А. Ф. Грязное

КЭРРОЛЛ

КЭРРОЛЛ (Carroll) Льюис (настоящее имя Чарлз Латуидж Доджсон (Dodgson)) (27 октября 1832, Дарсберн - 14 января 1898, Гилфорд)- профессор математики Оксфордского университета (1855-81). Приобрел всемирную известность своими сказками "Алиса в Стране Чудес" (1865) и "Алиса в Зазеркалье" (1871), которые Б. Рассел предлагал издавать с грифом "Только для взрослых". Книга "Логическая игра" (The Game of Logic) (1887) была опубликована под псевдонимом, чтобы привлечь широкую читательскую аудиторию. В ней Кэрроллу удалось оживить схоластическую (школьную) логику методом диаграмм, который позволил свести умозаключения к передвижению фишек на игровой доске. Г. К. Честертон называл метод диаграмм Кэрролла "геометрией мысли будущего". Кэрролл предвосхитил то, что теперь называется интерактивными методами. Сегодня любой пользователь без всякой подготовки может играть в логическую игру Кэрролла на компьютере. В другой его книге - "Символической логике" (Symbolic Logic) (1889) правила вывода были сформулированы в виде словесных правил-формул, которые позволяют сразу, без диаграмм выводить заключение. Взаимное уничтожение одноименных координат для разных знаков реализует первая формула, для одинаковых знаков - вторая формула. Координатный метод Кэрролла в логике аналогичен синтезу, осуществленному при создании аналитической геометрии, возникшей из координатного метода Декарта. Вторая часть "Символической логики", которая была опубликована посмертно, включает в себя метод деревьев, применимый к полисиллогизмам.

Соч.: Логическая игра. М„ 1991; Символическая логика. - В кн.: Кэрролл Л. История с узелками. М., 1973. Лит.: Bariley W. W. Editor's Introduction. - Symbolic Logic. N. Y., 1977; Bakhlyarov C. An Age Ago & Less Then Zero. - Международная конференция "Мир Льюиса Кэрролла". M., 1998; Бахтчяров К. И. Логика и время: Трехмерная логика: силлогизмы. - "Математика",

т8,№9;БахтияровК. И. Интерактивная игра "КЭРРОЛЛ" и калькулятор "АРИСТОТЕЛЬ". - В кн.: Логические исследования. М., 1999, вып. 6.

К. И. Бахтшров

КЮЛЬПЕ

КЮЛЬПЕ (Külpe) Освальд (3 августа 1862, Кандава, ныне Тукумского р-на Латвии - 30 декабря 1915, Мюнхен) - немецкий психолог и философ. В философии - представитель критического реализма. Основная тема его работ - психологические основания теории познания. По Кюльпе, акт сознания способствует "реализации" объекта, т. е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной рефлексии. Впервые в психологии он обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов - мышления и воли. На выявление специфического содержания мышления были направлены основные усилия вюрцбургской школы, созданной Кюльпе.

Соч.: Die Realisierung, Bd 1-3. Lpz., 1912-23; Vorlesungen über Psychologie. Lpz., 1922; в рус. пер.: Введение в философию. СПБ., 1901; Современная философия в Германии. М., 1903; Современная психология мышления. - В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.

КЮНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница