Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КЮНГ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КЮНГ

КЮНГ (Küng) Ганс (род. 1928, Люцерн, Швейцария) - теолог, представитель католического обновленчества. Изучал философию и теологию в Папском григорианском университете, в Сорбонне и в Католическом институте в Париже, где подготовил докторскую диссертацию "Оправдание: доктрина Карла Барта и католическая мысль". С 1960 - профессор теологии в Тюбингене, а с 1963 - также директор Института экуменических исследований. Основные работы: "Быть христианином" (Christ sein, 1974); Церковь (Die Kirche, 1977); "Существует ли Бог?" (Existiert Gott? Antwort auf die Gottesfrage der Neuzeit, 1978); "Богословие для третьего тысячелетия" (Theologie im Aufbruch. Eine ökumenische Grundlegung, 1988). Главный вопрос всех работ Кюнга - как можно сегодня верить в Бога и что значит быть христианином в современную эпоху, которую он определяет как "постсовременную" или "экуменическую". Эта эпоха "трансцендирующего себя просвещения" не отвергает, но критически переосмысливает свои отправные принципы и приоритеты. Она сохраняет веру в науку, свободу, демократию, справедливость, но науку - теперь ограниченную этической ответственностью; технику - поставленную на службу человеку; демократию - только "истинную", примиряющую равенство, справедливость и свободу. Этой эпохе нужна "очищенная религия", помогающая избегать соблазнов и опасностей поклонения ложным кумирам. Пробуждение глобального сознания приводит к тому, что религия переживает повторное рождение, стираются древние привычные границы между религиями.

Кюнг полагает, что граница, отделяющая истину от заблуждения, пролегает не между христианством и нехристианскими религиями, а внутри каждой религии; поэтому нельзя отрицать ничего ценного в других религиях, равно как нельзя некритически принимать все устаревшее в самих христианских исповеданиях: католические притязания на привилегии и прерогативы по отношению к другим христианским церквам, протестантский региональный провинциализм и библеистский фундаментализм, православный традиционализм и "обрядоверие". Среди католических ортодоксов Кюнг снискал репутацию отступника, особенно за критику догмата о папской непогрешимости. В 1979 Конгрегация вероучения объявила, что Кюнг не может считаться католическим богословом и учить в качестве такового. Этот шаг церкви способствовал росту влияния идей Кюнга, его призыва к экуменическому единению христиан.

Кюнг имеет в виду не создание унифицированной единой церкви, но "взаимопримиренность в различиях" христианских церквей, не жертвующих своими конфессиональными, региональными и национальными особенностями. Экуменизм, межрелигиозный диалог, растущее сближение и взаимообогащение религий, он рассматривает как залог реализации самой глубокой религиозной интенции - служения благу человека. Кюнг обращается к истории европейской философии и теологии, с тем чтобы показать, как существует и на чем держится вера в христианского Бога, но главное - показать, что истинная вера в свободу, справедливость, братство, в торжество гуманности возможна лишь на основе и благодаря вере в Бога. Его вывод заключается в том, что в "постсовременную" эпоху христианское бытие есть истинно гуманное человеческое бытие. Теология Кюнга - "теология диалога", поиск взаимопонимания не только между разными исповеданиями, но также между религией и философией, религиозной традицией и современным сознанием.

Соч.: Религия на переломе эпох. Тринадцать тезисов. - "Иностранная литература", 1990, №11, с. 223-229; Куда идет христианство? - "Путь. Международный философский журнал", 1992, № 2, с. 144-159; Теология на пути к новой парадигме. - Там же, с. 160-182; Projekt \\feltethos. Eine Zeitanalyse. Munch., 1990.

Лит.: Кузмицкас Б. Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982, гл. VII; Руткевич А. М. Фрейд и проблема бога. - "ВФ", 1982, № 3, с. 145-148; Григорьев А. О Гансе Кюнre. - "Путь. Международный философский журнал", 1992, № 2, с. 137-143; HaringH., Kuschet K.-J. Hans Küng. Weg und Werk. Münch., 1981; Nowell R. A. Passion for the truth. Hans Küng and his theology, 1981.

В. И. Гараджа

В начало энциклопедии