Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КУАЙН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КУАЙН

КУАЙН (Quine) Уиллард ван Орман (25 июня 1908, Экрон, шт. Огайо) - американский философ и логик. Профессор Гарвардского университета (с 1948), где в 1931 он закончил докторантуру под руководством А Н. Уайтхеда. На формирование концепции Куайна большое влияние оказали М. Шлик, Р. Карнап и в целом идеи логического позитивизма, с которыми он познакомился во время поездки по Европе (1933) и, в частности, при встречах с членами Венского кружка. С 1934 Куайн в течение многих лет работал над одной из центральных проблем Венского кружка - вопросом о роли логики в обосновании математики. Куайн приложил немало усилий для того, чтобы помочь обосноваться в США многим членам Венского кружка и другим выдающимся европейским философам, которые вынуждены были покинуть континент незадолго до начала 2-й мировой войны. Куайн участвовал в войне в качестве добровольца, служил в морской пехоте.

Основные работы Куайна в области логики посвящены построению аксиоматической системы, которая включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Куайну также принадлежит оригинальная формулировка натурального исчисления. В своих работах по формальной логике Куайн подчеркивал преимущества экстенсионального подхода перед интенсиональным (включая модальную логику), в философии языка критиковал лингвистический нативизм Хомского, которому противопоставляет учение о языке как комплексе приобретенных диспозиций к вербальному поведению.

В философии математики Куайн придерживался позиций крайнего номинализма. Он ставил вопрос о возможности выразить все естественные науки на языке, в котором идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях и т. п. Куайн допускал возможность использования абстрактных понятий лишь в тех случаях, когда они слу

жат вспомогательным средством, т. е. когда окончательный результат не содержит сами эти абстракции.

При разработке своего философского учения Куайн испытал влияние логического позитивизма, прагматизма и бихевиоризма. Появление в 1951 его статьи "Две догмы эмпиризма" (Tw Dogmas of Empiricism, 1951), содержавшей критику ряда основополагающих неопозивистских идей, усилило в США интерес к новым тенденциям в аналитической философии, привнесло в нее элементы прагматизма. Куайн выступил, во-первых, против разграничения т. н. аналитических предложений, т. е. предложений логики и математики, зависящих только от значения составляющих их терминов, и синтетических (эмпирических) предложений, основывающихся на фактах. Во-вторых, против редукционистского тезиса о том, что каждое осмысленное предложение эквивалентно некоторой конструкции из терминов, указывающих на непосредственный чувственный опыт субъекта. Источник этих "догм" Куайн видел в ошибочной установке рассматривать изолированные предложения, отвлекаясь от их роли в контексте языковой системы или теории. Данной установке он противопоставил холистскую установку прагматизма. По Куайну, проверке в науке подлежит система взаимосвязанных предложений теории, а не отдельные предложения, гипотезы. Этим объясняется устойчивость теории как таковой при столкновении с опытом и ее способность к самокоррекции на основе соглашений ученых (конвенционализм). Философия, согласно Куайну, принципиально не отличается от естественных наук, выделяясь лишь несколько большей степенью общности своих положений и принципов. Собственную позицию Куайн квалифицирует как натурализм, или "научный реализм". Он доказывает, что "концептуальная схема" языка определяет структуру онтологии. При экспликации онтологической проблематики на языке экстенсиональной логики он формулирует свой знаменитый тезис: "Быть - значит быть значением связанной переменной". Предпочтение одних онтологических картин другим объясняется сугубо прагматическими мотивами. С этим связан и тезис "онтологической относительности", в соответствии с которым наше знание об объектах, описываемых на языке одной теории, можно рассматривать лишь на языке др. теории, который, в свою очередь, должен рассматриваться в отношении к языку следующей теории, и так далее до бесконечности. Т. о., онтологическая проблематика связывается с вопросом о переводимости языков (естественных или искусственных). Но "радикальный перевод", по Куайну, является принципиально неопределенным, ибо предложения любого языка способны обозначать самые разные объекты и способ их референции (указания на объекты) остается "непрозрачным" (неясным). В своей философии Куайн широко использует данные лингвистики, антропологии, бихевиористской психологии (критикуя при этом психологический ментализм). Язык рассматривается им как важнейшая форма человеческого поведения, а наука - как один из путей приспособления организма к окружающей среде. Куайн вводит понятие "стимульного значения" - совокупности внешних стимулов, которые вызывают согласие или несогласие с произносимой фразой, и в этой связи исследует проблему синонимии как тождества таких значений для говорящих на одном языке.

Соч.: A System of Logistic. Cambr. (Mass.), 1934; Mathematical Logic. N. Y, 1940; Elementary Logic. Boston, 1941; From a Logical Point of View. A logico-philosophical Essays. Cambr. (Mass.), 1953; Method of Logic. N.Y, 1955; Word and Object. Cambr. (Mass.)-N.Y. -L., I960; Ontological Relativity and Other Essays. N. Y.-L., 1969; The Roots of References. Li Salle, 1973; Tlie Ways of Paradox and Other Essays. N. Y, 19&6; Theories and Things. Cambr. (Mass.), 1981; The Time of My Life. Cambr. (Mnss.). 1985; Pursuit ofTruth. Cambr. (Mass.), 1990; From Stimulus to Science. Cambr. (Mass.)- L.. 1995, в рус. пер.; Слово и объект. СПб., 2000.

Лит.: Хи.1.1 Т. И. Современные теории познания? М., 1965; Вещи и их место в теориях. - В кн.: Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998; Kiing G. Ontologie und logistische Analyse der Sprache, Wien, 1963; \\brds and Objections: Essays on the Wark of W. V. Quine. Dordrecht - Boston, 1975; Can Theories Be Refuted? Dordrecht - Boston, I976; Orestein A. Willard van Orman Quine. Boston, 1977; Essays on the Philosophy ofW. v. O. Quine. Hassocks (Sussex). 1979; The Philosophy ofW. v. O. Quine, ed. by L. E. Hahn, P.A. Sehillp. La Salle, 1986.

О. А. Назарова

В начало энциклопедии