Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИО"-"ДОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИО"-"ДОС")

ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ

ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ (Διογένης ό Βαβυλώνιος) (ок. 240-150 до н. э.), или Диоген из Седевкии,-греческий философ, ученик Хрисипца и пв^мник 3cH9tW из Тарса во главе стоической школы. Сочинения Диогена служили источником каноничных школьных формулировок (Diog. L. VII 55 ел.): "О звучащей речи" (грамматика и логика); "Учебник диалектики" (логика в узком смысле); "О ведущем начале души" (антропология). Как и Зенон из Тарса, Диоген сомневался в учении о "воспламенении" (fr. 27). Специально занимался аллегорией (трактат "Об Афине", fr. 33-34), мантикой (Cic. De div. I 6 cf. II 90), музыкой и риторикой ("О музыке", fi . 54-90; "О риторике", fr. 91-126), теорией общества и государства ("О законе", Athen. XII 526 С, и "О благородстве" (ib. IV 168 E). В этике (названия сочинений не сохранились) попытался уточнить ряд пунктов, определив конечную цель как "благоразумный выбор (εΰλογος εκλογή) того, что отвечает природе" (Diog. L. VII 88; Stob. Ed. Il p. 75, 11 sq. W.). В этом можно усмотреть характерное для послехристианской Стой стремление расширить понятие блага за счет "первичного по природе". Фрагм.: SVF III 1-126. Лит. см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

ДИОГЕН ИЗ ЭНОАНДЫ

ДИОГЕН (Διογένης) из Эноанды (Ликия, М. Азия) (1-я пол. 2 в.) - греческий философ, последователь Эпикура. О нем известно по уникальному прижизненному тексту, который Диоген приказал выбить на стенах портика, стоявшего на главной площади Эноанды (открыт в кон. 19 в.); этот текст - важнейший источник сведений об эпикуреизме первых веков н. э. В надписи, достигавшей более 50 м в длину, Диоген прославлял Эпикура и излагал основные положения его этики и физики; в ней приводились отрывки из "Главных мыслей" Эпикура, его избранные изречения, письмо к Антипатру о множественности миров, письмо к матери, а также сочинение о "золотом веке", вероятно, написанное самим Диогеном. В надписи упоминаются Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Аристипп, Платон, Аристотель, Диагор. Диоген критиковал представления Пифагора и Эмпедокла о метемпсихозе, полемизировал со стоиками, стремился оградить эпикуреизм от обвинений в безбожии, выступал против дивинации и веры в пророческую силу снов. Диоген полагал, что все люди могут обрести мудрость, став эпикурейцами, и жить как боги во взаимной любви и справедливости.

Фрагм.: Diogenes of Oinoanda. The Epicurean Inscription, ed. with introd., transi, and notes by M. F. Smith. Napoli, 1993; Casanova A. (ed.). 1 Frammenti di Diogene d'Enoanda. Firenze, 1984; Chilton C. W. (ed.). Diogenis Oenoandensis fragmenta. Lpz., 1967.

Лит.: Smith AI. F. A Bibliography of Work on Diogenes of Oenoanda (1892-1981).-ΣΥΖΗΤΗΣ1Σ. Studi suU'epicureismo Greco e Roman flerti a Marcello Gigante, vol. 11. Napoli, 1983, p. 683-95; Gordon P. Epicurus in Lycia: The Second-Century World of Diogenes of Oenoanda. Univ. of Michigan Pr., 1996; Clay D. The Philosophical Inscription of Diogenes of Oenoanda: New Discoveries 1969-1983, ANRW II 36, 4, 1990, p. 2446-2559; Casanova A Contributi per un'editione commentata dei frammenti di Diogene d'Enoanda.-"Prometheus", 1981, 7, p. 225-46.

M. M. Шахнович

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ (Διογένης Λαέρτιος) (1-я пол. 3 в.)-автор единственной сохранившейся биографической истории греческой философии, близкой к жанру "преемств" и содержащей также доксографический материал (см. Доксографы). Полное заглавие в Парижском кодексе: "Жизни и мнения прославленных философов вместе с сокращенным сводом воззрений каждой философской школы". Структура сочинения определяется искусственным разделением всех философских школ на две цепочки "преемств": "ионийскую" (от Анаксимандра до стоицизма, кн. Il-Vil) и "италийскую" (от Пифагора до Эпикура, кн. VIII-X), выпадающие из этой схемы Гераклит и Ксенофан трактуются как "спорадические" философы (кн. IX, гл. 1-2). "Жизни и мнения"-компиляция, сотканная из цитат многочисленных предшественников Диогена, часто вставленных одна в другую и нарушающих связность изложения или даже ошибочно приписывающих взгляды одних философов другим. Диоген цитирует (часто из вторых и третьих рук) свыше 200 авторов и 300 произведений. Историческая ценность компиляции неравномерна; содержащие много доброкачественного материала жизнеописания Пифагора, Эмпедокла, Платона, Аристотеля и стоиков контрастируют с карикатурной биографией Гераклита, уникальная своими аутентичными письмами и фрагментами Эпикура Χ книга несравнима со стоической адаптацией учения Аристотеля (кн. V) или подложными письмами досократиков. Возможно, что сам Диоген был философски индифферентен: судя по его эпиграммам на смерть философов, он мыслил свой труд как произведение изящной словесности (ср. повышенный интерес к анекдотам, скандальной хронике и пикантным историям). Сочинение Диогена-один из важнейших источников информации о греческих философах.

Соч.: Diogenis Laertii Vitae philosophorum, ed. H. S. Long, v. 1-2. Oxf., 1964; Lives of Eminent Philosophers, ed. and transi, by R. D. Hicks. L., 1925; в рус. пер.: О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М. Л. Гаспарова, 2-е изд. М-, 1986 (переизд. 1995). Лит.: Лосев А. Ф. Диоген Лаэртий-историк античной философии. М., 1981; Hope R. The book of Diogenes Laertius; its spirit and its methods. N. Y., 1930; Meier J. Diogenes Laertius and his Hellenistic Background. Wiesbaden, 1978 (лит.); Giannanloni G. (ed.). Diogene Laerzio: Storico del pensiero antico. Napoli, 1986; ANRW 11 36, 5-6, 1992, p. 3556-4301 (статьи: J. Mejer, G. Giannantoni, L. Brisson, T. Dorandi, M. G. Sollenberger, M.-O. Goulet-Caze, D. Hahm, B. Centrone, F. Decleva Caizzi, J. Barnes).

А. В. Лебедев

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (Διογένης Σινωπεύς) (ум. ок. 330-320 до н. э.)-древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками был прозван собакой, а его последователи- киниками (от греч. κύων - "собака"). До нас не дошли сочинения Диогена (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письменной форме.

Диоген отвергал всякое знание, лишенное этической направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, "Пестрые рассказы", X, 11). Он стремился к самодостаточности "царственного мудреца", жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Диогена, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Хрисостом VIII 27-35; VI 1, 7, 31, 35). Диоген считал, что у друзей-мудрецов все должно быть общим. Он жестоко высмеивал всех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, отвергал законы полисов, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя "гражданином мира" (Диоген Лаэртий VI 24-29, 32, 38, 63; Лукиан, "Распродажа жизней" 8; Арриан, "Беседы с Эпиктетом" III, 22, 24, 27, 66). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей; разум и воспитание должны, по его мнению, помочь человеку вернуться к природе. Соч.: Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 114-144.

Лит.: Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981; Он же. Философия киников. М., 1982; Dudley D. R. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century. L., 1937; Sayre F. The Greek cynics. Bait., 1948; Niehiies-Proebsting H. Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus. Munch., 1979.

А. И. Зайцев

ДИОГЕНИАН

ДИОГЕНИАН (Διογενιανός) (2 в.) - греческий философэпикуреец. Евсевий цитирует большие фрагменты из полемики Диогениана против учения о предопределении Хрисиппа (Praep. Euang. IV 3; VI 8). Его не следует отождествлять с Диогенианом из Пергама, отцом и сыном, фигурирующими в сочинениях Плутарха из Херонеи. Фрагм.: Isnardi Parente М. Stoici antichi. Torino, 1989, p. 381-84, 577, 587 sq.; Long A. A., Sedley D. N. The Hellenistic Philosophers. Cambr., 1987, vol. l, p. 338, 389; vol. 2, p. 339, 385. Лит.: Isnardi Parente M. Diogeniano, gli epicurei e la τύχη, ANRW II 36, 4, 1990, p. 2424-45; Schroeder H. 0. Fatum (Heimarmene).- "Reallexicon für Antike und Christentum", 1969, VII, p. 550sq.

А. В. Пахомова

ДИОДОР КРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИОКЛ МАГНЕСИЙСКИЙ

ДИОКЛ МАГНЕСИЙСКИЙ (Διοκλής ο Μάγνης) (возможно, 1 в. до н. э.)- античный историк философии, автор сочинений "Жизни философов" и "Обзор философов", одного из основных источников Диогена Лаэртия. Хронология Диокла - предмет дискуссионный. Не доказано, что именно этого Диокла имел в виду Сотион в сочинении "Опровержение Диокла" (Diog. L. X, 4). Лит.: Egli U. Das Diodes-Fragment bei Diogenes Laertius. Konstanz, 1981.

Af. А. Солопова

ДИОН ХРИСОСТОМ

ДИОН ХРИСОСТОМ (Δίων ό Χρυσόστομος, "Златоуст") из Прусы (ок. 40-после 112)-греческий ритор и философ, разделявший идеи кинизма и стоицизма. Будучи уже известен, Дион по прибытии в Рим познакомился со стоиком Музонием Руфом и стал его приверженцем; до этого он философию изобличал (ср. названия его речей "Против философов" и "Против Музония Руфа"-не сохранились). После того, как в 85 Дион был изгнан из Рима Домицианом и стал вести скитальческую и материально стесненную жизнь, ему стали близки идеи киников. От этого периода, продолжавшегося 14 лет, сохранились речи, представляющие интерес как источник по истории древнего и эллинистического кинизма. В них изображается жизнь и учение Диогена Синайского (or. 6, 8, 9, 10), социальнонравственный идеал киников , моральное воспитание и просвещение, отказ от ложных ценностей цивилизации с ее погоней за наживой и удовольствиями и возврат к необходимому для жизни минимуму "природы" (см. речи "Эвбейская", 12 и "Борисфенитская", 36). В речах "О рабстве и свободе" (or. 14-15) Дион выступал против всякой формы порабощения человека человеком. Всего сохранилось 80 речей Диона. В 96 (после смерти Домициана) он вернулся в Рим и, сблизившись с императорами Нервой и Траяном, сменил антимонархические настроения периода изшания на лояльное отношение к монархии. Посвятил Траяну четыре речи "О царской власти".

Соч.: Dionis Pmsaensis quern vocant Chrysostomuro quae extant omnia, ed. J. von Arnim, vol. 1-2. В., 1896; в рус. пер.: Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 270-296 ("Диоген, или О тирании", "Диоген, или О доблести", "О состязаниях". "Диоген, или О слугах"); Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества, пер. Н. Брагинской, М. Грабарь-Пассек; Троянская речь, пер. Н. Брагинской.-В сб.: Ораторы Греции. М., 1985, с. 283-336.

М. А. Солопова

ДИОНИСИЙ

ДИОНИСИЙ (Διονύσιος) Гераклейский (2-я пол. 3 в. до н.э.) - стоик, ученик Зенона из Кития; прозван «Перебежчиком» за то, что примкнул к киренской школе и объявил конечной целью наслаждение. Профессионально занимался только этикой (9 известных сочинений практически полностью утрачены) и, вероятно, первым из ранних стоиков стал широко использовать термин ἀπάθεια (см. апатия) - в сочинении «О бесстрастии».

Фрагменты:

SVF I 422-434;

Столяров, Фрагменты, I, с. 146-150.

Литература: к ст. Стоицизм.

А.А.Столяров

ДИОНИСИЙ ГЕРАКЛЕЙСКИЙ

ДИОНИСИЙ (Διονύσιος) Гераклейский (2-я пол. 3 в. до н.э.)- стоик, ученик Зенона из Кития; прозван "Перебежчиком" за то, что примкнул к киренской школе и объявил конечной целью наслаждение. Профессионально занимался только этикой (9 известных сочинений практически полностью утрачены) и, вероятно, первым из ранних стоиков стал широко использовать термин απάθεια (см. апатия) - в сочинении "О бесстрастии". Фрагм.: SVF I 422-434; Столяров, Фрагменты, I, с. 146-150. Лит. см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

ДИОНИСИЙ КИРЕНСКИЙ

ДИОНИСИЙ (Διονύσιος) Киренский (сер. 2 в. до н. э.) - греческий философ, стоик, ученик Панэтия, последний заметный логик стоической школы. Возможно, учился также у Антипатра из Тарса. Сочинения Дионисия (не сохранились) написаны в связи с антиэпикурейской полемикой по теории познания, в которой затем принял участие Посидоний. Концепция Дионисия реконструируется по сочинению Филодема "О логических знаках и умозаключениях" (Περί σημείων και σημειώσεων, col. 1 sq. De Lacy). Против эпикурейского индуктивизма Дионисий отстаивал отношение строгого аналитического следования: лишь при аналитическом сочетании посылок логический "знак" (ση μείον) способен раскрывать смысл следования (быть "эндейктическим"). И только такой способ построения умозаключений (о κατ' άνασκευήν τρόπος) корректен.

Фрагм.: Philodemus, On Methods of Inference, ed. by Ph. and E. De

Lacy. Phil., 1941.

Лит. см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

ДИСКУРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИССЕНТЕРЫ

ДИССЕНТЕРЫ (от англ. dissent-разногласие, расхождение во взглядах)-общее обозначение членов религиозных объединений, оппозиционных в отношении к государственной церкви и действующих вне ее (синоним: "нонко нформисты"). Первоначально в это понятие включались различные протестантские течения, возникшие в ходе Реформации 16 в. в Англии и выступавшие за дальнейшее "очищение" официального англиканства от элементов католицизма ("папизма"). Мера радикальности такого протеста была различной, начиная от недвусмысленно теократических претензий пресвитериан (кальвинистов), добившихся доминирующего положения при протекторате Кромвеля, и кончая сектантскими организациями, требующими абсолютной независимости от светской власти и правового закрепления принципа свободы совести (напр., баптисты, еще решительнее выступали квакеры, которые отстаивали пацифистские позиции и отказывались служить в армии). С самого начала диссентеры подвергались постоянным и жестоким преследованиям со стороны светских и церковных властей. В результате многие нонконформисты вынуждены были эмигрировать, преимущественно в Северную Америку, где после долгой борьбы за веротерпимость они превратились в легально действующие деноминации. Гонения на диссентеров особенно усилились после реставрации монархии в Англии в 1660. Репрессии в отношении верующих неангликан были смягчены при принце Оранском, после принятия Акта о веротерпимости (1689), сохранившего, впрочем, все ограничения для деятельности католиков, иудеев и атеистов. Окончательно дискриминационные законы в отношении диссентеров были отменены лишь в 19 в.

Наряду с понятием "диссентеры" в истории религии существует наименование "диссиденты" (от лат. dissidens- несогласный). Изначально в последнее вкладывался более общий смысл: верующие, не подчиняющиеся церковной дисциплине, и шире-религиозные организации, выступающие против всякой господствующей и принудительной церкви. В наше время оно приобрело весьма широкое значение, вышедшее далеко за религиозные рамки. В сер. 1970-х гг. "диссидентами", или "инакомыслящими", западная, а позже и советская печать стала называть граждан, которые, наблюдая, как внушившая надежды хрущевская "оттепель" сменяется возвратом к прежней тоталитарной организации общества и государственной идеологии, выступили против конформизма, с утверждением суверенности личности, идеала плюрализма и свободы взглядов. Не формулируя каких-либо конкретных политических программ, они требовали соблюдения на практике Всеобщей декларации прав человека ООН, прекращения преследований за убеждения (в том числе и религиозные). Немногочисленные группы диссидентов развернули активную информационную деятельность, тщательно фиксируя все случаи нарушения прав граждан, постоянно информируя о них советскую и зарубежную общественность, стоически перенося обрушившуюся на них волну преследований и клеветы, не останавливаясь перед действиями, грозившими им арестами, заключением, высылкой из страны. Мировоззренческие установки и ценности диссидентов ярко проявились в творчестве писателей, поэтов, историков, публицистов, художников, композиторов, создавших динамичный и, как выяснилось позже, влиятельный компонент тогдашней духовной жизни. Участники диссидентского движения выражали идеи, которые так или иначе разделяло большинство советской интеллигенции. А поэтому даже одиночные выступления воспринимались как проявления гражданского и нравственного мужества, становились точками кристаллизации демократических убеждений, прямо или косвенно способствуя их торжеству. Л. Н. Митрохин

ДИССИДЕНТЫ

ДИССИДЕНТЫ - см. Диссентеры.

ДИСЦИПЛИНА НАУЧНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА - понятие, введенное Т. Куном идя уточнения смысла термина "парадигма". Необходимость указанной экспликации была вызвана тем, что в книге Куна "Структура научных революций" (1962) понятия парадигмы и научного сообщества определяются друг через друга. Чтобы избежать логического круга, Кун счел целесообразным отделить понятие парадигмы от понятия научного сообщества. Анализ парадигмы должен начинаться с определения группы ученых, связанных с проведением научного исследования. Научное сообщество состоит из специалистов, связанных общими традициями образования и работающих в определенной области. Парадигма или семейство парадигм обеспечивают прочность профессиональных связей членов научного сообщества и относительное единодушие их суждений и оценок. Понятие дисциплинарной матрицы учитывает, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной деятельности, которые состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; "общепринятых образцов"- схем решения конкретных задач ("головоломок"), дающих ученым методику разрешения проблем в их повседневной научной работе. Понятие дисциплинарной матрицы позволяет ответить на вопрос, каким образом осуществляется проецирование символических конструкций на сферу опыта. Абстракции могут соотноситься с реальностью посредством аналогий, т. е. использования уже решенных задач в качестве эвристических моделей для решения задач в других областях науки. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Б. Г. Юдин

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИФФУЗИОНИЗМ

ДИФФУЗИОНИЗМ - направление в этнографии, культурологии и социологии, объясняющее социокультурное развитие отдельных народов процессами заимствования и распространения социальных, политических, культурных образцов из одних географических центров в другие через международные контакты (торговлю, завоевание, переселение, добровольное подражание). При таком подходе внешнее влияние рассматривается в качестве доминирующего фактора социокультурного развития общества. Опираясь на понятие культурной диффузии, т.е. пространственного перемещения культурных явлений, диффузионизм представляет культурно-исторический процесс как явление столкновения, заимствования и переноса культур. Центральной проблемой при изучении развития общества становится в этом случае проблема взаимодействия между отдельными социокультурными общностями, их способность к усвоению культурных нововведений, к адаптации опыта других культур, т.е. проблема межкультурного общения и диалога.

Становление и развитие диффузионистских теорий в нач. 20 в. можно рассматривать как реакцию на доминирование в социальных науках эволюционизма, объясняющего развитие общества законами органической эволюции и недооценивающего значение межкультурных связей. В качестве основных направлений диффузионизма выделяют теорию культурных кругов Ф.Гребнера, «морфологию культуры» Л.Фробениуса, теории культурного центра У.Перри и Г.Эллиота-Смита, а также культурно-историческую школу В.Шмидта. Диффузионистские концепции повлияли на становление современных евроцентричных теорий модернизации развивающихся стран (см. Европоцентризм, Вестернизация). Но, акцентируя внимание на межкультурном общении как основе социального развития, диффузионизм ставит задачей сравнительное исследование различных культур и пытается ответить на вопрос о конкретных культурно-исторических связях между народами. Поэтому наработанные в рамках диффузионистских теорий знания имеют в современных условиях особую познавательную ценность.

Н.И.Шастик

ДИХОТОМИЯ

ДИХОТОМИЯ (греч. Οιχοτομία- сечение на два)- 1) название одной из апорий Зенона Элейского; 2) метод классификации ОЁЛСНШМ объема понятия (класса, множества-totum divisum) на два соподчиненных его вида (membra divisionis) по схеме "противоречивой противоположности". При этом одним из видовых отличий (differentia) служит само основание деления (fündamentum divisionis), а другим-его логическое дополнение. Т.о., при дихотомии члены деления не только исключают друг друга, но и логически несовместимы. Очевидно, что дихотомия является исчерпывающим делением и обладает идеальным "запасом прочности"-любой новый объект из объема делимого понятия не может фальсифицировать классификацию, а ее логический характер исключает ошибки, возможные при других видах деления: неполный охват универсума, деление по разным основаниям, совместимость соподчиненных видов деления и пр. В общем случае результат дихотомии имеет вид "лестницы", где каждая ступенька несет в точности одну единицу информации о принадлежности объекта к соответствующему классу деления. Поэтому дихотомическая классификация обеспечивает сравнительно простой информационный поиск (идентификацию объектов). От дихотомии следует отличать родственную ей двучленную политомию, в которой признаки соподчиненных классов, вообще говоря, логически не противоречат друг другу. Такой тип классификации (ввиду аналогии "деление на два") называют иногда псевдодихотомическим. С точки зрения результатов оба типа деления могут совпадать, и их различие в ряде случаев обусловлено характером принимаемых допущений. Так, в рамках принципа двузначности (в двузначной логике) псевдодихотомическое деление высказываний на истинные и ложные (основание деления - истинностное значение высказывания) равносильно их дихотомическому делению (видовые отличия "истинно-неистинно"). Но если принцип двузначности не принимать, то с точки зрения результата эти два типа деления также различны: в универсуме высказываний могут оказаться и неразрешимые высказывания (которые нет оснований считать истинными или ложными). Очевидно, что в дихотомии один из соподчиненных видов определяется всегда только отрицательно (отрицательным признаком), ав псевдодихотомии оба вида определены положительно. Но заменить отрицательное определение положительным не всегда возможно. Поэтому не всякую дихотомию можно преобразовать в псевдодихотомию, тогда как обратное преобразование mutatis mutandis всегда возможно.

М. М. Новоселов

ДИЦГЕН

ДИЦГЕН (Dietzgen) Иосиф (9 декабря 1828, Бланкенберг-15 апреля 1888, Чикаго) - немецкий философ, самоучка, по профессии рабочий-кожевник. Самостоятельно развил философскую концепцию, близкую к идеям Л. Фейербаха. После изучения работ К. Маркса и личных контактов с ним стал марксистом, деятелем немецкой социал-демократии. Одним из первых предпринял попытку дополнить марксистскую философию соответствующей гносеологией. Представления Дицгена о познавательной деятельности человека, о "родовой сущности" мышления сочетают наивный "космизм" с характерными для 19 в. упрощенными моделями эмпирически-индуктивистского образа действий естествоиспытателя. Типичны для Дицгена и уподобления мышления телесным, физиологическим типам деятельности, идущие от работ Л. Бюхнера. Соч.: Sämtliche Schriften, Bd. 1-3. Stutt., 1920. Лит.: Волкова В. В. Иосиф Дицген. М., 1961.

А. Б. Баллаев

ДИЭРЕЗА

ДИЭРЕЗА (от греч. διαίρεσις- отделение, разделение, расчленение, различение)-один из технических методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отдельные виды один от другого ("Софист" 253 d-e), выделять вид и давать ему определение путем дихотомического членения рода ("Политик" 262 b-e); противоположен методу возведения (συναγωγή) к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей ("Федр" 265 d-e). Наиболее яркие образцы использования диэрезы у Платона-в диалогах "Софист" и "Политик". Напр., софистическое искусство определяется так: творческое искусство подразделяется на божественное и человеческое, человеческое-на создающее вещи и их отображения, отображения - на реальные и призрачные, призрачные-на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подражание-на умелое и мнимое, мнимое-на наивное и притворное, притворное-перед толпой (ораторское искусство) и отдельным человеком (софистическое искусство).

Отсюда определение софистики: "творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком" ("Софист" 267 а-268с). Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения существа (τί) данной вещи, которое невозможно дать без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности ("Вторая Аналитика" 96 b - 97 b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме ("Анонимные пролегомены к платоновской философии"). Знаменитое "древо" Порфирия построено на основе метода диэрезы (см.. Дихотомия). В этике термин "диэреза" применял Эпикгет. Лит.: Fragstein A. von. Die Diairesis bei Aristoteles. Arnst., 1967.

Ю. А. Шичалин

ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ

ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ (нем. Das Fürsichsein) - категория "Науки логики" Гегеля. Вводится в 3-й главе 1-й книги ("Бытие"). Предшествующее движение категорий уже оставило позади и стадию бытия (Sein) как такового (бытие-ничто-становление), и стадию наличного бытия (Dasein) (наличное бытие-конечность-бесконечность). Категория "для-себя-бытие" отражает то, что качественное бытие завершено, что оно есть "бесконечное возвращение в себя" (Наука логики, т. 1. М., 1970, с. 224). Если бытие начала ("чистое бытие") лишено определенностей, а наличное бытие является "непосредственно снятым бытием", осуществляющим лишь первое, предварительное отрицание, то для-себя-бытие есть негативное, обращающееся на самое себя и тем самым "бытие абсолютной определенности" (absolutes Besümmtsein). Оно включает три категориальных стадии: 1) для-себя-бьггие как таковое (с различением моментов бесконечной отнесенности к себе и "быгия-для-одного", Für-eines-sein); 2) негация бытиядля-иного (Anderssein) как отношение к себе, равенство с собой, что приводит к различению моментов для-себябытия и для-одного-бытия; 3) их единство-"идеальность". Итак, бесконечное отношение к себе существует только как отрицание отрицания; отношение к себе предполагает другое лишь в качестве снятого. Из становления для-себя-бытия и бытия-для-одного рождается тот момент бытия, который Гегель называет "одно" (das Eins)-исследование качества тем самым переходит в рассмотрение количества. См. также ст. Бытие-для-иного и в-себе-бытие. Н. В. Мотрошилова

ДОБРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБРОДЕТЕЛЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБРОЛЮБОВ

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород- 17 ноября (29 ноября) 1861, Петербург] -русский литературный критик, публицист, поэт, философ. В 1853-57 учился в Главном педагогическом институте в Петербурге. Кружок, который образовался вокруг него в институте, первоначально вырабатывал критическое отношение к религии, но вскоре основное внимание его сосредоточивается на политических вопросах. Именно в студенческие годы Добролюбов формируется как революционный демократ. В 1856 он познакомился с Н. Г. Чернышевским, стал его учеником и единомышленником, начал сотрудничать в журнале "Современник", с 1857-один из его ведущих сотрудников. Последние годы своей недолгой жизни тяжело болел. В 1860-61 лечился за границей, но продолжал писать и печататься в журнале. Публикации в "Современнике" составляют основное наследие Добролюбова. Важнейшие работы посвящены анализу различных литературных произведений. Добролюбова интересовали не столько свойственные им эстетические достоинства и недостатки, сколько поднятые в литературе общественные проблемы. Он считал, что существующие в стране общественные отношения не отвечают целям высшей справедливости и требуют коренных изменений. Соч.: Собр. соч., т. 1-9. М.-Л., 1961-1964.

Лит.: СедовМ. Г. Изучение наследия Н. А. Добролюбова в прошлом и в наше время.-"Вопросы истории", 1987, № 6, с. 24-37; Творческое наследие Добролюбова. М., 1988. Архивы: РГАЛИ, ф. 166; ПД, ф. 97.

А. Д. Сухов

"ДОБРОТОЛЮБИЕ"

"ДОБРОТОЛЮБИЕ" (Φιλοκαλία) - пятитомный сборник творений 24 отцов Церкви, посвященный аскетическому любомудрию и практике христианского подвижничества. Наиболее полное издание осуществлено Иоанном Маврокордато (Венеция, 1782). Подобный же сборник был издан на греческом языке Никодимом Святогорским и Макарием Коринфским. Именно его взяли за основу для перевода на славянский язык будущего "Добротолюбия" св. Паисий Величковский и иноки переводческой школы Нямецкого монастыря в Молдавии. Огромную помощь им оказал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), которому св. Паисий посвятил свой труд. Окончательную редакцию "Добротолюбия" сделал учитель греческого языка Троице-Лаврской семинарии Я. Д. Никольский. В 1793 сборник был напечатан в Московской Синодальной типографии под непосредственным присмотром митрополита Московского Платона (Левшина). В 1822 и 1832 стараниями св. Филарета Московского "Добротолюбие" выдержало 2-е и 3-е издания, затем было переведено на русский язык и издано св. Феофаном Затворником. Появление отечественной "Филокалии" ознаменовало собой возрождение в России традиции исихазма. "Добротолюбие" стало, по определению А. В. Карташева, "настольной книгой" русского старчества. Являясь энциклопедическим сводом патрологической мысли, оно также послужило основой для развития "визаитинистского" направления в русской философии. Современное изд.: М., 1993, т. 1-6.

П. В. Калитин

ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ

ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ (греч. ?όγμα-μнение, решение, постановление) - в широком смысле существенные элементы христианского вероучения, абсолютно авторитетные для всех верующих; в узком смысле - особые вероопределения по конкретным вопросам, принятые церковными соборами (напр., христологический догмат-ем. Христология, догмат об иконопочитании). Согласно церковному учению, догматы суть богооткровенные истины веры (и потому называются догматами Божиими), которые формулируются богословами и утверждаются на церковных соборах (и потому они-церковные догматы). Догматы касаются теоретических установок, определяющих учение о Боге и человеке и религиозное мировоззрение в целом. Они играют роль основополагающих метафизических и богословских утверждений, на которых в свою очередь строится нравственное учение, а также различные христианские концепции-социальные, политические, эстетические и т. д., являющиеся по существу производными от догматического учения. В комплексе богословских дисциплин "догматика" - синоним "систематического богословия". Догмат как общеобязательную истину веры, от которой зависит адекватное понимание пути спасения, отличают от частного богословского мнения по тем или иным вопросам (теологумена), не имеющим определенного ответа в Священном Писании и Предании. Вместе с тем сама догматическая формулировка (даже соборно утвержденная), необходимая для того, чтобы отсечь ложные пути богословской мысли, не является адекватным вербальным выражением той духовной реальности, которую она описывает. С богословской точки зрения для человеческого разума Бог остается, в строгом смысле слова, непознаваемым. Рациональное богопознание ограничивается утверждениями, которые делаются на основе Откровения (Священного Писания), а также исследования природного мира, несущего на себе печать Творца. Таким путем идет позитивное (катафатическое) богословие, ключевыми моментами которого являются христианские догматы. Его необходимо дополняет негативное (апофатическое) богословие, идущее путем последовательного отрицания всех утверждений о Боге, поскольку в конечном счете любое словесное обозначение Бога есть не что иное, как создание его идола. Подлинное богопознание с христианской точки зрения возможно только в опыте непосредственного общения человека и Бога. Поэтому догмат - не дефиниция божественной реальности, но скорее ее "логическая икона" (Г. Флоровский), задающая направление и пределы для богословского созерцания. Вместе с тем, будучи сформулирован и принят церковью, догмат становится "правилом веры". Православная церковь считает достаточными древние христианские догматы, Римско-католическая практикует принятие новых (напр., в 1950 догмат о взятии в небесную славу Девы Марии). Многие современные богословы, особенно протестантские, не отрицая значения древних догматических формулировок, настаивают на необходимости выражения и истолкования догматов на новом богословском языке, с учетом эволюции теологической и научно-философской мысли. Целью такой реинтерпретации является достижение адекватного понимания христианства в контексте современной постхристианской культуры.

А. И. Кырлежев

ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОЙССЕН

ДОЙССЕН (Deussen) Пауль (7 января 1845, Обердрейс ο июля 1919, Киль) - немецкий философ и историк философии. Учился в Боннском университете (вместе с Ницше); диссертация о "Софисте" Платона (1869). С 1872 начал систематически изучать индийскую философию; в 1881-89 преподавал в Берлине, с 1889-профессор в Киле. Испытал сильнейшее влияние Ницше, выразившееся в его обращении к философии Шопенгауэра и к научной индологии. В 1911 Дойссен опубликовал четырнадцатитомное критическое издание сочинений Шопенгауэра (до сих пор наиболее авторитетное), в 1912 основал Шопенгауэровское общество. В духе шопенгауэровской этики видел цель индивида в преодолении "воли к жизни" или эгоизма естественного существования посредством "самоотрицания" как реализации надындивидуального существования; божество в понимании Дойссена носит безличный характер. Дойссен стоял у истоков философской компаративистики; он считал, что истина раскрывается в архетипе "вечной философии", основное ядро которой - увение об иллюзорности феноменального мира-было намечено в Упанишадах, разрабатывалось представителями элейской школы и Платоном, получило научную формулировку в "Критике чистого разума" Канта и окончательную - в философии Шопенгауэра. Труд жизни Дойссена - "Всеобщая история философии" (Allgemeine Geschichte der Philosophie, Bd. I, Abt. 1-3, Bd. U, Abt. 1-3. Lpz., 18941917), в которой по существу впервые материал индийской философии (три тома из шести) был введен в общефилософский контекст. Дойссену принадлежат образцовые переводы на немецкий язык Упанишад, мировоззренческих текстов "Махабхараты" и ""Брахмасутрабхашьи" Шанкары.

Соч.: Die Elemente der Metaphysik. Aachen, 1877; Das System des Vedanta. Lpz., 1883; Die Sutras der Vedanta oder die Sari rakanu шагай des Badarayana. Lpz., 1887; Sechzig Upanishads des Veda. Lpz., 1897; Vier philosophische Texte des Mahabharatam. Lpz., 1906.

В. К. Шохин

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КОСВЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОКСОГРАФЫ

ДОКСОГРАФЫ (новолат. Doxographi, от греч. δόξα- мнение, воззрение и γράφω-описываю)-термин, введенный в сер. 19 в. Г. Узенером для обозначения древних авторов, работавших не в жанре "жизнеописаний" (биографы), ав жанре "взглядоописаний" философов, и закрепившийся в науке благодаря классическому труду Г. Дильса "Греческие доксографы" (1879), в котором сохранившиеся (в основном фрагментарно) образцы доксографической литературы были впервые собраны и критически изданы. Доксографами в собственном смысле называют только авторов сборников типа Δόξαι (лат. Placita), в которых "мнения" философов группировались по тематическим рубрикам и излагались в проблемно-систематическом порядке, противопоставляя их прежде всего авторам "Преемств" (греч. Διαδοχαί, лат. Successiones), т. е. историй философских школ, дававших наряду с биографиями целостные описания отдельных философских систем. Но поскольку авторы "Преемств" пользовались первоисточниками доксографов, такие описания называют также "доксографией". Термин "доксография" шире, чем термин "доксографы": напр., можно говорить о "доксографии" у Аристотеля, но неправильно называть его "доксографом". Наконец, доксографию как описание взглядов какого-либо философа (часто в терминах другой философской системы) противопоставляют дословным цитатам из его сочинений-фрагментам, вместе они составляют два основных класса источников для реконструкции учений тех философов, сочинения которых утрачены. Термин "свидетельства" (testimonia) часто употребляется для обозначения косвенных свидетельств-совокупности доксографических и биографических сообщений, и в этом смысле противопоставляется фрагментам.

Систематическая доксография зародилась в 4 в. до н. э. в Ликее (так же, как и биография,- Аристоксен); ее теоретической основой было методологическое требование Аристотеля предпосылать собственному исследованию предмета изложение и критику "мнений предшественников". Теофраст составил первый доксографический компендий - "Физические мнения" были если не единственным (вопреки Дильсу), то все же основным источником по досократовской мысли для последующих доксографов. В 1 в. до н. э. материал Теофраста был использован в "Мнениях философов" (Placita philosophinun, т. н. Аэтий) - единственном (не считая зависящей от него "Истории философии" Псевдо-Галена) сохранившемся доксографическом компендии. Помимо фрагментов "Физических мнений" Теофраста и компендия т. н. Аэтия в корпус "Греческих доксографов" входят: эксперты из 1-й книги "О природе богов" и 1-й книги "О благочестии" Филодема; 1-я книга "Опровержения всех ересей" ("Философумены", до сер. 19 в. неправильно приписывались Оригену) епископа Ипполита Римского (170-236); сохраненный Евсевием отрывок из "Стромат" Псевдо-Плутарха (ок. 150)и др.

Доксография имеет важное значение для реконструкции досократовской, в меньшей мере-эллинистической философии (напр., Милетская школа известна только из доксографии). Часто это не просто описание, а перевод на язык той философской школы, к которой принадлежат доксографы.

Лит.: Diets H. Doxographi Graeci. В., 1929 (на русском языке краткое изложение теории Дильса в кн.: Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, с. 19-30); МаковельскииА. О. Досократовская философия, ч. 1: Обзор источников. Казань, 1918; McDiarmid J. В. Theophrastus on the presocratic causes,-"Harvard Studies in Classical Philology", 1953, 61, p. 85-156; Giusla AI. Î dossografi di etica. Torino, 1964.

А. В. Лебедев

ДОЛГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОЛЖНОЕ И СУЩЕЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОМЕНАК

ДОМЕНАК (Domenach) Жан-Мари (род. 13 февраля 1922, Лион) -французский философ, журналист, директор персоналистского журнала "Esprit". В 1956-76-профессор Центра образования журналистов и Политехнической школы. С его именем связан т. н. реформистский период в истории французского персонализма. Подчеркивая непреходящее значение проблемы личности для становления и эволюции человеческой цивилизации, Доменак критикует рационализм и особенно учение Гегеля, где человек в своем мышлении и деятельности освобождается от ответственности. Заявляя о верности идеям Э. Мунье, Доменак трактует деятельность человека как воплощение и утверждение конкретного смысла личностного существования, связывающего воедино теоретическое познание, эстетическое видение и любовь к другому, а сознание как порыв личности к истине и справедливости. Он разделяет и мысль Мунье о планетарном единстве человечества, единстве человеческой цивилизации, которое тесно связано с личностньм началом. Задачу персонализма в сер. 20 в. он видит в том, чтобы объединить личностную устремленность и коллективный опыт, обеспечить человечеству возможность для одновременного продвижения вперед в познании и достижении счастья, гармонично связать рост материальных потребностей с духовными запросами личности. Сближаясь с идеями сторонников "общества потребления" и "неокапитализма", Доменак говорит о новом характере труда, ценность которого усматривает в творчестве, творческом проектировании будущего, которое одухотворяет деятельность человека и сообщает ей личностный и коллективистский смысл. Здесь он ссылается на Фурье, в творчестве которого его привлекает причудливое сочетание поэтического вымысла и гуманистических предсказаний, идеи мистического проникновения в тайны мироздания и культа цивилизованного человека. Опираясь именно на утопическое сознание, считает Доменак, можно преобразовать общество потребления в "гармоничное сообщество". Для этого необходимо изменить отношение к "неистовству потребления" - победа над обществом потреблении должна быть психологической. В Этой связи Доменак резко отрицательно относится к идее революции как кардинальному переустройству общества, к марксистскому пониманию пролетариата как единственному субъекту исторического развития. Соч.: Le retour du tragique. P., 1967; Emmanuel Mounier. P., 1972; Enquête sur les idées contemporaines. P., 1981.

В. С. Вдовина

ДОМНИН

ДОМНИΗ (Δομν'ινος) из Ларисы (нач. 5 в.-470-е гг.)- представитель Афинской школы неоплатонизма, философ и математик. Сведения о нем у Марина ("Жизнь Прокла") и Дамаския ("Жизнь Исидора"). Происходил из Сирии; вместе с Проклом учился у Сириана (ок. 430-432). Фигура Домнина дает представление о формах отклонения от "ортодоксии" в Афинской школе как в сфере философии, так и в математике. Прокл (In Tim. I, p. 109, 30-110, 22) замечает, что предложенное Домнином "физическое" толкование мифа о Фаэтоне уступает предлагаемому им "философскому", хотя не отвергает другое его толкование, близкое к тому, которое дают "математики" (Ibid. p. 122, 18). Дамаский (V. Isid. fr. 227, 4-8) отмечает поверхностный характер его философствования. Авторитет Домнина основывался на его "Вводном курсе арифметики" (Έγχειρίδιον αριθμητικής εισαγωγής); оригинальность его состояла в том, что Домнин стремился вернуться к евклидовской традиции, в то время как в позднем платонизме явно доминировала традиция Никомаха из Герасы. В заключении "Вводного курса" Домнин говорит о намерении написать "Начала арифметики" (не известно, было ли написано). Дошло также небольшое сочинение "Как можно вывести одно соотношение из другого" (Πώς εστί λόγον εκ λόγου άφελειν).

Соч.: Tannery Ρ. (éd.). Le Manuel d'introduction arithmétique du philosophe Domninusde Larissa. - "Revue des Études Grecques", 1906, 19. p. 360-382 (= Mémoires scientifiques, t. III. P.-Toulouse, 1915, p. 255-281); Ruelle C. E., Riemann 0. (éd.). Texte inédit de Domninus de Larissa sur l'arithmétique avec traduction et commentaire.-"Revue Philosophique", 1883, 7, p. 82-92.

Лит.: Segonds A. Domninus de Larissa.-"Dictionnaire des philosophes antiques", li. P., 1994.

Ю. А. Шичалин

"ДОМОСТРОЙ"

"ДОМОСТРОЙ"- памятник русской публицистической и социально-этической мысли 16 в. Впервые опубликован Д. П. Голохвастовым в 1849 ("Временник Общества истории и древностей российских", кн. 1). Содержит детальную регламентацию различных сторон жизни христианина, начиная с изложения Символа веры, обрядов и установлений Русской Церкви, обязанностей верующего по отношению к ней, к царю, к власти вообще, к своим ближним, вплоть до наставлений по ведению домашнего хозяйства. Известно несколько списков "Домостроя". В окончательной редакции, принадлежащей видному общественному деятелю сер. 16 в. священнику Сильвестру Медведеву, домостроительство понимается в широком смысле не как строительство жилища, а как "строительство мира" - "земного дома" человека. Главной обязанностью в этом делании для православного христианина является следование божественным заветам: вера в Святую Троицу, в воплощение Иисуса Христа-Сына Божьего, в воскресение мертвых и т. д. Одной из главнейших сторон жизни человека является также "строительство" собственного дома, своей семьи. Подобно тому как в обществе в целом необходимо беспрекословно подчиняться царю и властям (т. к. цари и князья есть посланники Божьи для борьбы со злом мира и, кто им противится, противится самому Богу), так в семье-ее главе, "господину". Хозяйственность, рачительность, бережливость рассматриваются как христианские добродетели. "Домострое-своеобразный "кодекс морали и поведения" православного жителя Московского царства времен Ивана IV Грозного. Оказал огромное влияние на общественную мораль и русский быт в последующие века.

Изд.; Орлов А. С. Домострой по Кетлинскому списку и подобным. "Чтения в Обществе истории и древностей российских", 1908, кн. 2; Домострой.-В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Сер. 16 в. М., 1985; Домострой. СПб., 1992.

Лит.: Некрасов И. С. Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя. "Чтения в Обществе истории и древностей российских", 1872, кн. 3; Буланин Д. М., Колесо" В. В. Сильвестр.-В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси, в. 2, ч. 2. Л., 1989.

Ε. Η. Бутузкина

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОСОКРАТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница