Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "А" (часть 4, "АЛЕ"-"АНА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АЛЕ"-"АНА")

АЛЕКСЕЕВ ИГОРЬ СЕРАФИМОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСИН

АЛЕКСИН ('Αλεξίνος) из Элиды (кон. 4-нач. 3 в. до н. э.)-греческий философ, представитель Мегарской школы, преемник Евбулида (Diog. L. II 109). Судя по сообщаемым у Диогена Лаэртия сведениям. Алексин был прежде всего эристиком, как и его коллега по школе Менедем из Эретрии,- главным содержанием его сочинений (не сохранились) были споры, за увлечение которыми его прозвали ΈλεγξΙν (Опровергатель, в пер. М. Л. Гаспарова Укусин). Излюбленной мишенью Алексина был стоик Зенон из Китая, чьи доказательства разумности и одушевленности космоса (см. SVF lll=Sext. Emp. Adv. Math. DC 104) он пародировал следующим образом: "Способный к поэтическому творчеству лучше неспособного, а грамотный-неграмотного, и так же в случае со всеми остальными искусствами: тот, кто в них разбирается, лучше того, кто не разбирается; но нет ничего лучше космоса. Следовательно, космос способен к поэтическому творчеству и грамотен" (Adv. Math. К 108-9). Секст называет этот силлогизм Алексина "передергиванием" "παραβολή". Но сами стоики внимательно отнеслись к критике,- Аристон Хиосский написал специальное сочинение "Против возражений Алексина" (SVF I 333 [12]).

Лит.: Giannantoni G. (ed), Socratis et Socraticorom Reliquiae, vol.2. Naples, 1991; During K. Die Meganker: Kommentierte Sammlung der Testimonien. Amst., 1972.

M. А. Солопова

АЛЕН

АЛЕН (Alain) (псевд.; наст. фам. и имя Шартье Эмиль Огюст (Chartier Emile Auguste)) (3 марта 1868, Мортань-оПерш, Франция-2 июня 1951, Везине)-французский философ, литератор, публицист. Получил философское образование в Эколь Нормаль, с 1893 по 1933 преподавал философию и риторику в ряде учебных заведений, в т. ч. в Лицее Анри-IV в Париже; выступал как публицист в различных периодических изданиях; в 1951 был удостоен высшей премии Франции в области литературы. Для Алена назначение философии-научить человека мудрости и искусству жить достойно. Он излагает свою концепцию в форме эссе, изречений (propos) и трактатов, посвященных широкому кругу проблем философии, морали, науки, искусства, педагогики, актуальным социально-политическим вопросам. Продолжая традицию рефлексивной философии Декарта и Канта, Ален уделяет особое внимание теории суждения. Благодаря суждению разум создает порядок из хаоса; способность суждения лежит в основе мышления, познания и моральных поступков. С точки зрения Алена, важнейшими характеристиками человеческого бытия являются свобода духа и способность к творчеству. Высшая этическая добродетель -^мудрость в стоическом смысле, позволяющая личности добиться независимости от внешних обстоятельств и собственных страстей, прийти к состоянию душевного равновесия и счастья. В морали не существует вечных и безусловных норм, единственное абсолютное этическое требование-стремиться быть свободным.

Соч.: Oeuvres complètes en 4 volumes dans la collection de la Pléiade. P., 1958; Système des beaux-arts. P., 1920; Eléments de philosophie. P., 1941; Lettres sur la philosophie première. P., 1955; Les Passions et la Sagesse, 1960.

Лит.: Maurois A. Alain. P., 1952; Pascal G. Pour connaître la pensée d'Alain. P., 1957; Alain éducateur. P., 1964; Brutaux A. Alain. P., 1964; Reboul 0. L'Homme et ses passions d'après Alain. P., 1968; L'Idée de philosophie chez Alain. P., 1970; Hyppolite J. L'existence, l'imaginaire et la valeur chez Alain. Alain et les dieux. P., 1971; L'éducation selon Alain. P., 1974; Compte-Sponville A, Alain entre Jardin et Portique. Une éducation philosophique. P., 1989.

О. И. Мачульская

АЛ-ИДЖИ

АЛ-ИДЖИ - см.Иджи.

АЛ-КИНДИ

АЛ-КИНДИ; - см. Кинди.

АЛКИНОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛ-КИРМАНИ

АЛ-КИРМАНИ - см. Кирмани.

АЛКМЕОН

АЛКМЕОН ('Αλκμαίων) из Кротона (акме ок. 500 до н. э.)-древнегреческий натурфилософ-пифагореец; принадлежал также к знаменитой кротонской школе врачей (ср. DK 19). Античная традиция о том, что Алкмеон был пифагорейцем, не раз оспаривалась, но без серьезных оснований. Аристотель, написавший трактат "Против Алкмеона", считал его младшим современником Пифагора, но отличал его учение от "пифагорейской" таблицы 10 противоположностей (А 3), которая в действительности принадлежит Академии. Книга Алкмеона "О природе" посвящена трем пифагорейцам (В 1), а сам он фигурирует в списке пифагорейцев Аристоксена.

В пифагорейской и досократовской мысли в целом Алкмеон был основателем нового направления, ориентированного на проблемы устройства и жизнедеятельности человеческого организма (физиология, анатомия, эмбриология, психология). Идея качественных противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была перенесена с космоса на человека ("большинство человеческих дед двоично", А 1) и стала основой учения о том, что "здоровье сохраняется при равновесии сил (Ισονομία των δυνάμεων) - влажного, сухого, холодного, горячего, горького, сладкого и других,-а господство (μοναρχία) одной из .них вызывает болезнь" (В 4). Он учитывал также внешние факторы (свойства местности, воды и пр.) и в отличие от более поздних схем не фиксировал число противоположных качеств. Сохранять и восстанавливать их баланс должна была рациональная диететика, которая стала основой пифагорейской медицины, а через авторов гиппократовского корпуса оказала мощное влияние на всю греческую медицину, Будучи пионером анатомических исследований, Алкмеон обнаружил глазные нервы, ведущие к мозгу (А 10). На этом открытии основан его гениальный вывод о том, что все органы чувств связаны с мозгом, который является центром сознания. Созданная им теория ощущений оставалась непревзойденной несколько столетий (А 5-9). Алкмеон считал, что душа бессмертна и, подобно Небесным телам, находится в вечном круговом движении (А 12); связана ли эта идея с метемпсихозам, неясно. Вслед за Ксенофаном он настаивал на ограниченности человеческого познания: полная ясность доступна лишь богам, люди же могут судить на основании "свидетельств" (В 1). Алкмеон первым разделил мышление и ощущение; оба они свойственны людям, животным-только ощущения. Его эмбриологические взгляды более наивны: мужское семя происходит из головного мозга (ср. Гиппон, который многое перенял у Алкмеона); зародыш - из соединения мужского и женского семени, пол ребенка зависит от того, чьего семени больше (А 13-14). Фрагм. и свидетельства: DK I, 210-16; Лебедев А В. Фрагменты, с, 267-273.

Лит.: Жмудь Л Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; Beare J. Greek Theories of Elementary Cognition from Alcnueon to Aristotle. Oxf., 1906; Lloyd G. E. R. Alcmaeon and the Earty History of Dissection. -"Sudhoffs Archiv" 59, 1975, S. 113-147; Longrigg f. Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L., 1993. См. также лит. к ст. Пифагореизм.

Л. Я. Жлудь

АЛКУИН

АЛКУИН (Alcuin, Ale-win) (ок. 730, Нортумбрия -19 мая 804, Typ) - педагог, богослов, ученый. Учился в Йорке. Один из идеологов каролингских реформ - церковной, библейской, образовательной. Причастен к составлению программного циркуляра Карла Великого "De litteris colendis" ("О необходимости занятий науками"). Преподавал тривий и элементы квадривия, считая их введением к наукам божественным. В 782-96 возглавлял дворцовую школу в Ахене. В "De vera philosophia" ("Об истинной философии") возродил схему семи свободных искусств, заимствовав из "Institutiones" ("Наставлений") Кассиодора параллель между искусствами и семью столпами храма Премудрости Соломона. Алкуин рассматривает мирскую мудрость как элемент христианской Премудрости, в персонификации которой совмещены черты Христа и Философии из "Утешения" Боэция. С Алкуина начинается возрождение логики. Он ввел в оборот каролингских ученых "Dccem categoriae" ("Десять категории-сделанную в 4 в. латинскую переработку "Категорий" Аристотеля, приписав ее Августину. Его "De dialectica" ("О диалектике") - введение в логику. В научном кружке Алкуина, куда входили Кандид, Лейдрад и др., рассуждали о предикабилиях, приложимости аристотелевых категорий к Богу, рассматривали категории "сущность", "время", "место". Сохранившиеся манускрипты содержат "Введение в категории" Порфирия, "Об истолковании" Псевдо-Апулея, первый комментарий Боэция на "Об истолковании" Аристотеля и т. д. С 796 и до своей смерти Алкуин был аббатом монастыря св. Мартина в Type, где продолжал учить, расширил библиотеку и скрипторий.

Соч.: MPL, t. 90-101; поэзия: Monumenta Gennaniae Historica, Poetae latini I (1881; герг. 1978), 160-350; письма: Monumenta Gennaniae Historica, Epistolae IV (1895) и V (1899); в рус. пер.-В кн.: Памятники средневековой латинской литературы. М., 1970, с. 257-269; Антология педагогической мысли христианского Средневековья, т. 1. M., 1994.

Лит.: Allot S. Alcuin of York, с. A. D. 732 to 804: his life and letters 1974 (пер. на англ. яз. Писем Алкуина); Ducket! E. S. Alcuin, Friend of Charlemagne. His World and His Work. N. Y., 1951; Godman P. Alcuin: The Bishops, Kings, and Saints of York. Oxf., 1982; Bullough D. A. Alcuin and the Kingdom of Heaven: Liturgy, Theology, and the Carolingian Age.-Carolingian Essays: Andrew W. Melton Lectures in Early Christian Studies, ed. U.-R. Blumenthal. Wash., 1983; Marenbon }. From the Circle ofAleuin to the School ofAuxerre, L., 1981.

В. В. Петров

АЛЛАФ

АЛЛАΦ Абу ал-Хузайл Мухаммад ибн ал-Хузайл, ал (ок. 749/753, Басра, Ирак-ок. 840/849, Самарра^ там же)- арабо-муеульманский философ, крупнейший представитель мутазилитской школы калама. В 818 перебрался в Багдад, где был близок аббасидским халифам, особенно ал-Ма'муну (правил 813-33), при котором ряд теологических положений мутазилизма был включен в поддерживаемую государством доктрину. Доксографы упоминают о более чем 50 сочинениях ал-'Аллафа, из которых ни одно не сохранилось. В большинстве своем они носили полемический характер и отражали дискуссии, которые ал-'Аллаф активно вел с другими религиями (иудаизмом, христианством, зороастризмом), с различными мусульманскими школами (хашавитами-буквалистами, мушаббихитами-антропоморфистами, джабритами-фаталистами, мурджиитами и др.) и со своими единомышленниками-мутазилитами (особенно аи-HaffaMOM).

Мугазилитская традиция приписывает ал-'Аллафу разработку "пяти принципов", общих для всех мутазилитов и служащих критерием их идентификации(в кавычках даются традиционные краткие названия этих принципов): "единство" Бога; божественная "справедливость"; обязанность для Бога осуществлять Свои "обещание и угрозу" (что исключает какое-либо заступничество или прощение); квалификация мусульманина, совершившего тяжкий грех как находящегося в "промежуточном состоянии" между верующим и неверующим (он сохраняет свои права как член мусульманской общины-безопасность жизни и имущества, наследование другим мусульманам, но не может стать халифом или имамом; в потусторонней жизни-если он не успел покаяться до своей кончины-обречен на адские муки вместе с неверующими, однако, наказание его будет несколько мягче, чем для последних); "повеление добра и запрещение зла". Ал-'Аллаф заложил основы мутазилитской философии. По-видимому, он был первым мутазилитом, который в противовес ан-Наззаму отстаивал финитизм (утверждение о существовании предела делимости тел, т. е. о существовании атома). Финитистский подход ал-'Аллаф распространял на эсхатологические реалии, полагая (вслед за Дж. Ибн Сафваном) конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. Согласно некоторым источникам, ал-'Аллаф придерживался прошиитской ориентации.

Лит.: ал-ГурЬби A. M Абу ал-Хузайл ал-'Аллаф. Каир, 1949; Frank К. M. The Metaphysics of Created Being According to Abu-1Hudhayl al-Allaf. Istanbul, 1966.

Г. Ибрагим

АЛ-МАВАРДИ

АЛ-МАВАРДИ - см. Шварди.

АЛ-МАТУРИДИ

АЛ-МАТУРИДИ - см. Матуриди.

АЛ-ФАPАБИ

АЛ-ФАPАБИ - см. Фараби.

АЛХИМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБЕРТ

АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (род. 8 февраля 1921, Кёльн)- немецкий философ, социолог, экономист, профессор университетов Мангейма (с 1963) и Гейдельберга.

Он исходит из проблемы связи познания и деятельности, т. е. проблемы рациональности человеческой практики. Первоначально стоял на дуалистических позициях, трактуя познание как анализ вероятностей, представляющий собой рациональную сторону практик. Другую сторону составляет выбор, имеющий экзистенциальную природу, а потому принципиально не рационализируемый. Наука, стремящаяся рационально подойти к анализу ценностных проблем (социология, политология, политэкономия), рассматривается им как идеология. Под влиянием Поппера Альберт радикально пересматривает свою дуалистическую концепцию практики. Стремясь преодолеть дихотомию познания и выбора, он утверждает, что познание само по себе пронизано выбором, а выбор зиждется на рациональном основании. Поэтому проблема рациональности рассматривается им как "всеобщая проблема методической практики" и не может быть ограничена сферой познания. Т. о., открывается возможность рационального исследования и критики буквально всех сфер деятельности, любого рода норм, оценок, решений. Для этого необходима выработка "принципов перехода" (Uberbruckungsprinzipien) - методов преодоления "пропастей", разделяющих нормативные системы, существующие в различных областях познания и деятельности. Средством такого преодоления является просвещение. Альберт сформулировал модель критики принципа достаточного основания ("трилемма Мюнхаузена"). Идея обоснования предполагает одну из трех равным образом неприемлемых логических стратегий: 1) бесконечный регресс обоснований, где каждая вновь обнаруженная ступень в свою очередь требует обоснования и так ad infinitum; 2) остановка процесса в некоем определенном пункте; такая стратегия не ведет к рациональному обоснованию, ибо выбор конечного пункта, где обрывается процесс рациональной аргументации, произволен, т. е. в конечном счете иррационален; 3) логический круг, который также не может вести к обнаружению автономного фундамента познания. Идея обоснования оказывается парадоксальной. Парадоксы обоснования, формулируемые таким образом, возникают в силу абсолютизации формальнологических моментов, следующих из трудности интерпретации принципа достаточного основания. Концепция Альберта представляет собой абсолютизацию попперовской логики исследования как универсальной методологии и распространение ее на широкий круг философских и социально-научных проблем.

Соч.: Marktsoziologie und Entscheidungslogik. В., 1967; Konstruktion und Kritik. Hamb., 1972; Aufklärung und Steuerung. Tub., 1976; Traktat über rationale Praxis., Tub., 1978; Wissenschaft und Fehlbarkeit der Vernunft. Tub., 1982.

Лит.: Ebeling G. Kritischer Rationalismus? Zu Hans Alberts Traktat über kritische Vernunft. Tub-, 1973; Keurth H. Realität und Wahrheit. Zur Kritik des kritischen Rationalismus. Tub., 1982; Spinner H. Ist der kritische Rationalismus am Ende? Weinheim u. a;, 1982; Kuhlmann W. Reflexive Letzbegriindung. Untersuchungen zur Transzendentalpragmatik. Freiburg, 1985.

Л. Г. Ионин

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБЕРТ САКСОНСКИЙ

АЛЬБЕРТ САКСОНСКИЙ (Albert von Sachsen; Albertus de Saxonia, de Ricmestorp, de Helmstede) (ок. 1316, возможно Хельмштедт, Саксония-8 июля 1390, Хальберштадт, Саксония) - философ-номиналист и естествоиспытатель. Сторонник идей Ж. Буридана и Н. Орема, автор комментариев к трудам Аристотеля, трактатов по логике, математике, естественной философии. Магистр искусств (1351) и ректор (1357) Парижского университета; первый ректор Венского университета (1365). Епископ Хальберштадта (1366-90).

В логике Альберт Саксонский различал категорематические (categoremata) и синкатегорематические (syncategoremata) термины, материальную и формальную импликацию, разрабатывал теорию семантических парадоксов (sophismata). В естествознании занимался проблемами смеси (mixtum), импетуса как особого качества движущегося тела; пропорциональной зависимости между скоростью, расстоянием и временем движения, гравитации (различал центр объема и центр тяжести Земли и утверждал, чтоименно последний является центром универсума), эрозии земной поверхности.

Соч.: Sophismata. Р., 1502 (repr. Hüdesheim - Olms, 1975); Perutilis logica. Venise, 1522 (repr. Hüdesheim-Olms, 1974); Quaestiones in artem veterem, ed. A. Munoz Garcia. Maracaibo, 1988.

Лит.: Busard H. L. L, Der "Tractatus proportionum" von Albert von Sachsen.-Denkschriften der Österreichischen Akademie der Wissenschaften., math.-nat. Klasse, 116, 2te. Abhandlung, 1972, S. 43-72; BeidingsfelderG. Albert von Sachsen,- "Beitrage zur Geschichte des Philosophie des Mitteralters", Bd XXII, H. 3-4. Münster, 1921; Maier A.-L. Studien zur Naturphilosophie der Spätscholastik, t. 1-3. Rom, 1949-52; Verbes cognitifs et appellation de la forme selon Albert de Saxe.-"Knowledge and the Sciences in Medieval Philosophy". II, Helsinki, 1990, p. 427-435.

A. M. Шишков

АЛЬБЕРТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБИН

АЛЬБИН ('Αλβίνος) (сер. 2 в.)-греческий философплатоник, ученик Гая, учивший в Смирне ок. 150, где его слушал Гален; автор дошедшего сочинения "Введение к диалогам Платона" (в котором дается определение диалога, классификация и порядок чтения платоновских диалогов, качества ученика, приступающего к их чтению,

и цель их изучения), а также ряда утерянных сочинений: "Лекции Гая о платоновском учении" в 11 кн., "Мнения Платона", "О бестелесном", а также комментариев к "Тимею", "Государству", "Федону". Его упоминают и на него ссылаются Гален, Тертуллиан, Ямвлих, Ефрем Сирин, Прокл и Прискиаи. Прокл называет его в числе "платоников-корифеев" (in Remp. t. II, р. 9,11-12 Kroll). Дошедший текст "Введения" и свидетельства о связи Альбина с Гаем говорят о принадлежности его к среднеплатонической традиции школьного толкования Платона.

Соч.: 'Αλβίνου εισαγωγή είς τους Πλάτωνος διάλογους.-Platonis Dialogi, rec. C. Fr. Hermann, vol. VI. Lpz., 1853, p. 147-151; Mullach F. W. A. Fragmenta philosophorum graecorum, t. III. P., 1881, p. 20-27 (repr. Dannstadt, 1968); Le Carre R. Le prologue d'Albinus "Revue philosophique", 146, 1956, p. 28-38; в рус. пер.: Введение к диалогам Платона, пер. Ю. А. Шичалина.-В кн.: Учебники платоновской философии. М.-Томск, 1995, с. 7-10.

Лит.: Anonymer Kommentar zu Platon's Theaetet..., heart), von H. Diels und W. Schubart. B., 1905, S. XXVI-XXX (подборка свидетельств); Whittaker J. Platonic philosophy in the early centuries of the Empire.- ANRW II 36, 1. В., 1987, р. 81-123; Diefz L. Bibliographie du platonisme impérial antérieur à Plotin: 1926-1986.-Ibid., p. 135-37.

Ю. А. Шичалин

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - собирательное название современных общественно-политических сил, которые отличает негативное отношение к существующим социальным системам, формам осуществления политических процессов, стандартам поведения и образа жизни индустриального общества. Появление альтернативных движений было реакцией на снижение авторитета представительных органов власти, усиление ее исполнительного звена и тенденцию к бюрократизации. Эти движения противопоставляют себя "традиционным" участникам политической борьбы и выдвигают в качестве ориентира идеалы пацифизма, гармоничного развития каждой человеческой личности, а также наиболее полного и всестороннего развития се потенциала. Исторически альтернативные движения возникли в 70-80-е гг. 20 в., наследуя и продолжая в новых условиях многие традиции "молодежной революции" 60-х гг. В их идеологии заметно влияние утопического социализма (А. Сея-Симон, Ш. Фурье), анархизма {П. А. Кропоткин) и радикализма (Ж-Ж Руссо, Г. Марку зе, Э. Фромм). Теоретиками альтернативных движений считаются И. Иллич, И. Хубер и А. Горц.

В число альтернативных входят самые разные по содержанию своей деятельности движения: экологические, антивоенные, феминистские и различные социальные инициативы. Их ядро составляют образованные представители средних слоев. С точки зрения политической ориентации альтернативисты тяготеют к левому флангу, однако среди них есть и приверженцы консервативного мировоззрения. Общая ориентация на ценности, находящиеся "по ту сторону" от традиционного размежевания между правыми и левыми, служит основой для взаимодействия и объединения альтернативных движений разного профиля. Особенной целеустремленностью выделяются движения гражданских инициатив-группы, нацеленные на реализацию конкретной цели (закрытие вредного производства, обустройство территории и т. д.), альтернативные проекты, предполагающие переустройство той или иной сферы общественной жизни (организация молодежной коммуны, альтернативное школьное образование и т. д.), и политические движения, вырастающие в партии. После периода радикальной "антипартийности", в кон. 70-х гг. среди альтернативистов возникли партии экологической ориентации, которые в ряде европейских стран выступают на парламентском уровне. Именно экологические партии и альтернативные движения обосновали необходимость новой формы политического устройства-"базисной демократии", альтернативной представительному правлению. Альтернативные движения склонны поддерживать акции внепарламентского политического протеста. Динамика парламентских выборов последних десяти лет показала, что идейно и организационно связанные с альтернативными движениями политические партии достигли пределов своего роста. В рамках существующих политических систем они выполняют важную функцию по выявлению потенциальных проблем. В России наиболее активны инициативы экологической ориентации, которые в настоящее время на федеральном уровне не имеют своего представительства.

А. Н. Родионов

АЛЬТРУИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬТЮСЁР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМАЛЬРИК БЕНСКИЙ

АМОРИ, АМАЛЬРИК (Amaury, Amalricus, Amauricus) Бенский (ок. сер. 12 в., Бен близ Шартра-между 1205 и 1207, Париж)-магистр логики и теологии Парижского университета до своего осуждения в 1204 за тезис о том, что каждый христианин должен верить в свою принадлежность к телу Христа и причастность к его крестному страданий. Учение Амори гадательно реконструируется по полемике Иоанна Тевтоника, Фомы Аквинского, Альберта Великого, Г. Сую, Гильома Бретонского, у церковных историков. Амори прочитывал слова ал. Павла "будет Бог все во всем" и Псевдо-Дионисия Ареопагита "Бог бытие всего" в том смысле, что Бог есть сущность всех тварей и мировое бытие; поскольку все вернется к нему, а он вечно неизменен, то уже сейчас "все едино и любая вещь есть Бог"; люди по своей слепоте не видят это, зло есть плод невежества. Амори ожидал "третьей эпохи" мира, откровения Св. Духа. Его вынудили отречься от своих учений, в 1209 был эксгумирован и сожжен его труп. Начав крестовый поход против альбигойцев, церковь посмертно отлучила Амори; заодно с ним были осуждены Давид Динанстй, Годен Амьенский, (отчасти) Эриугена, запрещено (на время) преподавание "Метафизики" и натурфилософии Аристотеля.

Лит.: Трахтеиберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М, 1957, с. 95-98; Capelle О. С. Autour ilu décret de 1210, III. Amauly de Bêne. P., 1932; Atverny M.-Th. d'. Un fragment du procès des Amauriciens.- "Archives d'histoire doctrinale et littéraire du moyen âge", vol. 22 (1950-51), p. 325-336; Dal Prä M. Amalrico di Bene, MU., 1951.

В. В. Бибихин

АМАЛЬРИКАНЕ

АМАЛЬРИКАНЕ - сторонники мистической христианской секты, северофранцузский вариант катаров (альбигойцев). Названы по имени Амври (Амальрика) Венского, на которого они ссылались. Буллой Гонория III от 23 января 1225 предписывалось сожжение всех экземпляров сочинений Амальрика, известных лишь в изложении противников. Фома Аквинский приписывает амальриканам отождествление Бога с идеей мира ("Сумма теологии" I q. 3, а. 8 с). Из вездесущего Бога они якобы выводили неразличение добра и зла, ненужность покаяния: знающий Бога должен не плакать, но смеяться; он носитель рая, как грешник-носитель ада. Амальрикане якобы считали любые излишества допущенными природой, по другим сведениям, они были крайними аскетами. Возвышение знания над верой сближает их с древними гностиками. С историософией Иоахима Флорского перекликается убеждение амальрикан, что как Бог-Отец воплотился некогда в Аврааме, а Бог-Сын-в Иисусе, так Св. Дух скоро вселится в них, даруя свободу от закона и церковного канона и неспособность поступать неверно. Амальрикане были частью общеевропейского подъема народной религиозности, грозившей в кон. 12 - нач. 13 в. самому существованию Католической церкви. 19 ноября 1209 и в 1215 было сожжено соответственно 10 и 80 амальрикан.

В. В. Бибихин

АМАРАВИККХЕПИКИ

АМАРАВИККХЕПИКИ (пали amaravikkhepika-скользкие угри) - в буддийских палийских текстах обозначение философов, уклоняющихся от ясных и определенных ответов на мировоззренческие вопросы (Дигха-никая I. 24-28). Ответ амаравиккхепиков на такие вопросы инвариантны: "Это не мое [суждение]. Я не говорю, [что дело обстоит] так, не говорю, [что] иначе, что не так или что не не так", но предметы и мотивировки их "уклонения" распределяются по четырем позициям. В первых трех позициях амаравиккхепики отказываются от этических, точнее "агатологических" (от греч. το αγαθόν-αлаго) оценок, когда им предлагается оценить что-то в качестве благого (kusala) или неблагого (akusala). Одна мотивировка выражается в нежелании давать подобные оценки из-за'боязни обнаружить к чему-либо склонность или антипатию, которые ведут к ложным суждениям, затем к унынию и, наконец, к препятствиям для духовного "продвижения". Вторая почти идентична первой, отличается тем, что в ней акцентируется нежелание поддаться "привязанности" вследствие оценочного суждения. Третья мотивировка значительно прагматичнее: выносить подобные суждения не стоит уже потому, чтоможно попасть впросак и потерпеть поражение в споре с профессиональными диалектиками, "способными расщепить даже волос" и подвергнуть любое суждение экзамену. Амаравиккхепики четвертого класса отказываются отвечать уже не на "агатологические", но на нормативные "онтологические" вопросы шраманской эпохи: существуют ли другой мир (не существует; и существует, и не существует; ни то, ни другое), "нерожденные существа" другого мира и плоды добрых и злых дел, а также существует ли "совершенный" (tathâgàta) после смерти? Отвержение каждого из четырех вариантов решения "тетралеммной ситуации" открывает возможности "антитетралеммы" (см. Чатушкотика). Эти позиции амаравиккхепиков совпадают с дискурсом Санджаи Биаттхипутты.

В. К. Шохин

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo- оба и valentia - сила)-наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. п.) либо одновременное присутствие двух взаимно непримиримых, исключающих одно другое желаний. Термин "амбивалентность" ввел швейцарский психоаналитик Э. Блейлер в нач. 20 в. Ныне часто используется и за пределами психологии (напр., в социологии и философии науки) в более широком смысле, когда речь идет о противоречивости, неоднозначности того или иного действия, оценки, установки и т. п.

Б. Г. Юдин

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 340, Трир - 4 апреля 397, Милан) - отец Церкви, христианский неоплатоник. Происходил из знатного рода (отец - префект в Галлии). В Риме получил хорошее литературное и юридическое образование и уже в молодости заявил о себе ораторскими способностями. В 370 назначается консуляром двух северных областей Италии, Эмилии и Лигурии, а в 374 становится миланским епископом. С этого времени главная его забота - защита интересов ортодоксальной христианской церкви от нападок еретиков и проведение религиозной политики, направленной на максимальную христианизацию имперских институтов: в 381 он выступает на церковном соборе в Аквилее против епископовариан, в 381 и 382 возглавляет соборы, осудившие аполлинаризм; проявляет себя умелым дипломатом, отстаивая интересы династии перед узурпатором Максимом в 383 и 386, а в 388 и 390-в целях утверждения христианской морали-выступает с осуждением императора Феодосия. Амвросий знал греческую и латинскую философскую литературу, а также сочинения Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена, Дидима, Василия Великого, других каппадокийцев, что несомненно повлияло на формирование его символически-аллегорического метода экзегетики. Сочинения этого рода написаны преимущественно в жанре гомилии. Самым известным из них считается комментарий на "Шестоднев" (Hexaemeron), вдохновленный Василием Великим. К другим сочинениям этого рода относятся: "О рае" (De paradiso), "О Каине и Авеле" (De Cain et Abel), "О Ное и ковчеге" (De Noe et area) и др. Немалая часть сочинений посвящена морально-практическим вопросам. Среди них особенно известен трактат "Об обязанностях священнослужителей" (De officüs ministrorum); он написан под сильным влиянием этики Цицерона, что характерно для многих латинских сочинений патриотического периода. Среди сочинений догматического характера следует выделить "О вере к Грациану Августу" (De fide ad Gratianum Augustum). Амвросию принадлежат также многочисленные проповеди, письма, духовные гимны (он считается на Западе одним из создателей христианской гимнографии).

Амвросий известен как учитель Августина, которого он познакомил с христианским неоплатонизмом (в его переводе Августин читал некоторые сочинения греческих неоплатоников).

Соч.: MPL, t. 14-17; в рус. пер.: Об обязанностях священнослужителей, пер. Прохорова. Казань, 1908 (переизд. М.-Рига, 1995); Творения по вопросу о браке и девстве. Казань, 1901; Две книги о покаянии. М., 1901; Две книги о покаянии и другие сочинения. М., 1997 (библиогр. с. 37-44).

Лит.: Адамов И. И. Учение Амвросия Медиоланского о Троице. М., 1910; Dudden-Homes F. The Life and Times of St. Ambrose, 2 vol. Oxf., 1935; Palanque J. R. Saint Ambroise et l'Empire Romain. P., 1933; Courcelle P. Recherches sur les Confessions de St. Augustin. P., 1950; Angela Paredi. S. Ambrogio e la sua eta, 2 ed. 1960 (англ. пер. - Saint Ambrose: his Life and Times. 1964).

О. В. Голова

АМЕЛИЙ

АМЕЛИЙ ('Αμέλιος) Гентилиан из Этрурии (сер. 3 в. н. э.)- философ-неоплатоник, ученик Плотина, первый из его постоянных слушателей (с 246). До Плотина учился у стоика Лисимаха, возможно (Целлер) последователя Нуменчя Апамейского; во всяком случае восторженным почитателем последнего был сам Амелий, собравший и выучивший наизусть почти все сочинения Нумения (Porph. V. Plot. 3); в 269, покинув Плотина, он отправился в Апамею (ib. 2). Сделанные им записи плотиновских лекций составили ок. 100 книг; против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения Амелий написал "Об отличии учения Плотина от учения Нумения"; в Афины Лонгину Амелий отправил письмо-трактат "О характере плотиновой философии"; разъясняя Порфирию учение Плотина о том, что вне ума нет умопостигаемого, Амелий написал книгу "О недоумениях Порфирия", а в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков-40 книг против гностика Зостриана (ib. 3,4,16,17,18, 20). Амелию, вероятно, принадлежали комментарии к платоновским "Государству", "Тимею", "Пармениду" и "Филебу" (ссылки в комментариях Прокла и Дамаския) и рассуждение о справедливости у Платона (ibid. 20). Амелий отличался от Плотина склонностью к схематизации и к расчленению основных философских понятий (особенно к трихотомиям); так, он признавал три ума (см. нус): собственно ум, второй ум - умопостигаемое первого, и третий ум-умопостигаемое второго, отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями 2-го письма Платона, которые (в соответствии с Tim. 39е) определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков (Procl. In Tim. 93d). Признавая единую мировую душу, Амелий приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически (κατά την μονάδα) душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада демонов, как тетрада (22) и эннеада (32) человеческую жизнь, как октада (23) и эйкосигептада (33) доходит до низших пределов мира и с помощью "нечета" и "чета" всему придает совершенство (Stob. Eel. I 888; Prod. In Tim. 205с).

Как толкователь Платона Амелий нашел продолжателя в Феодоре Азинском, а критика в Ямвлихе (Procl. In Tim. 226b). Порфирий отмечает религиозность Амелия (V. Plot. Ю): вероятно, как и Нумений, он был увлечен восточными вероучениями; согласно Евсевию (Praep. Evang. XI 18-19), Амелий сочувственно ссылался на учение о Логосе в начале "Евангелия от Иоанна" и сопоставлял его с Душою Мира платонической традиции.

Фрагм.: Zoumpos А. N. (éd.) Amelii Neoplatônici Fragmenta, [s. 1.]. 1954; Idem. Amelius von Etrurien. Sein Leben und Seine Philosophie. Beitrag zur Geschichte des Neuplatonismus. Munch., 1954.

Лит.: Dôrrie H. Une exégèse néoplatonicienne du Prologue de l'Évangile selon Si. Jean (Amelius chez Eusèbe, Prép. év. 11. 19, 1-4).- "Epektasis. Mélanges Patristiques offerts au Card. Jean Daniélou", 1912, p. 75-87; Idem. Platonica Minora. Munch., 1976, S. 491-507; Brisson L. Amelius. Sa vie, son oeuvre, sa doctrine, son style. -ANRW II, 36.2. В., 1987, S. 793-860; Corrisan К. Amelius, Plotinus and Porphyry n Being, Intellect and the One. A reappraisal.-Ibid. S. 975-993.

Ю.А.Шичалин

АММОНИЙ

АММОНИЙ ('Αμμώνιος), сын Гермия (между 435-445-между ' 517-526, Александрия) - представитель Александрийской школы неоплатонизма, преподаватель философии, не пренебрегавший геометрией и астрономией. Комментарии Аммония к Аристотелю пользовались исключительным авторитетом и оказали непосредственное влияние на Иоанна Филопона, Аскяепия, Олимпиодора, Симпликия, Дамаския. Единственное из дошедших сочинений, написанное им самим,-комментарий к трактату "Об истолкований" Аристотеля. Помимо этого Аммоний писал сочинения по отдельным проблемам (по поводу платоновского "Федона" 69d-защита Платона от обвинений -в скептицизме; о гипотетическом силлогизме и др.). Однако Аммоний предпочитал, чтобы его лекции издавали ученики (ало φωνής-"с голоса"): четыре комментария изданы под именем Аммония (на "Введение" Порфирия, на "Категории", "Об истолковании" и "Аналитику I" Аристотеля); одйи (на "Метафизику") - под именем Асклепия, который контаминировал лекции Аммония и комментарии Александра Афродисчиского; остальные (на "Категории", "Аналитики I и II", "Физику", "О возникновении животных") "О возникновении и уничтожении", "Метеорологику", "О душе") издал Иоанн Филопон, снабдивший их своими замечаниями. Симпликий знает рассуждения Аммония об идее бога у Аристотеля. Помимо этого Аммоний читал лекции по платоновской философии (на них ссылается Асклепий, их-а также лекции по астрономии Птолемея - между 475-485 слушал Дамаский) и толковал отдельные платоновские диалоги (Олимпиодор слушал толкования на "Горгия" я ссылается на его сочинение, посвященное "Федоиу" 65d5-6, Асклепий слушал рассуждение о "Теэтете"), По ряду свидетельств можно предположить, что Аммоний принял христианство: Захарий Схоластик написал диалог "Аммоний", герой которого защищает возникновение мира во времени и рассуждает о Троице; вероятно, это отражает историческую реальность (в связи с чем Аммоний повлиял на Боэция); однако в сочинениях Аммония и в его лекциях представлены традиционные платонические воззрения на вечность мира, мировую душу, предсуществование отдельных душ и метемпсихозу. Благодаря переводу на армянский в нач. 7 в.-под именем Давида Непобедимого-комментария Элиаса на "Аналитики" Аристотеля (где есть ссылки на Аммония) и переводу на грузинский комментариев АММОНИЯ к "Введению" Порфирия и "Категориям" Аристотеля Аммоний был известен грузинским и армянским неоплатоникам.

Соч.: CAG ГУ 3-6; Pelletier Y. Les attributions (Catégories) de texte aristotélicien et les prolégomènes d'Ammonios d'Henneias. P., 1983; Âmmoniiis. On Aristotle's Categories, transi, by Cohen S. M. and Matthews G. В. 1991; Idem. On Interpetation 1-8, transi, by D. Blank. L.,1996.

Лит.: Рапава M. Сочинения Аммония, сына Гермия, в грузинской литературе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз. с резюме на нем.); Idem. Traditions et innovations dans l'école néo-platonicienne d'Alexandrie: Ammonius Hennias et David l'Invincible.-Bedi Kattlisa 40. P., 1982, p. 216-227; Wisterink L. G. The Alexandria School since Hennias.- Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy, Introd., text, transi. and indices by L. G. Westerink. Anist., 1962, p. X-XHI; lénycken K. The metaphysics of Ammonius son of Hermeias.-5o/ ae/7 R. (ed.). Aristotle transformed: the ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 199-231,

Ю. А. Шичалин

АММОНИЙ САККАС

АММОНИЙ САККАС ('Αμμώνιος Σακκάς) (умер после 242) -- преподаватель философии в Александрии, в котором Плотин после долгих странствий от одного профессора кдругому обрел наставника (Порфирий, "Жизнь Плотина", 3,13: "вот кого я искал"). Вероятно, не без влияния Аммония Плотин отправился на Восток за мудростью персов и индийцев (там же, 13-17). Согласно тому же источнику, у Аммония учились Геренний и Ориген-платоник (вместе с Плотином, причем все трое уговорились не разглашать учение Аммония, каковой договор двое последних нарушили.-Там же, 24-30), Лонгин (который слушал также и Оригена.-Там же, 20, 36-39); некоторое время у Аммония учился Олимпий. Другой источник (Евсевий Кесарийский, "Церковная история" VI 19, где приводится выдержка из сочинения Порфирия "Против христиан", фрг. 39 Hamack), согласно которому Аммоний был христианином, но вновь обратился в язычество, вызывает множество исторических затруднений. Нельзя также сказать, откуда берет начало традиция, приписывающая Аммонию прозвище Саккас (Аммиан Марцеллин, Феодорит, Суда; о вероятном происхождении путаницы см. R. Goulet). У нас нет оснований восстановить учение Аммония, и мы можем только доверять Плотину, питавшему признательность и почтение к своему учителю.

Лит.: Schwyyr H.-R. Ammonius Sakkas, der Lehrer Plotins. Opiaden, 1983; Schroeder F. M. Ammonius Sakkas.-ANRW II 36, l. B., 1987, p. 493-526; Goulet R. Ammonios dit Saccas.-Dictionnaire des philosophes antiques, t. l. P., 1989, p. 165-168.

Ю. А. Шичалин

АМОРИ, АМАЛЬРИК

АМОРИ, АМАЛЬРИК (Amaury, Amalricus, Amauricus) Венский (ок. сер. 12 в., Бен близ Шартра - между 1205 и 1207, Париж) - магистр логики и теологии Парижского университета до своего осуждения в 1204 за тезис о том, что каждый христианин должен верить в свою принадлежность к телу Христа и причастность к его крестному страданию. Учение Амори гадательно реконструируется по полемике Иоанна Тевтоника, Фомы Аквинского, Альберта Великого, Г.Сузо, Гильома Бретонского, у церковных историков. Амори прочитывал слова ап. Павла «будет Бог все во всем» и Псевдо-Дионисия Ареопагита «Бог бытие всего» в том смысле, что Бог есть сущность всех тварей и мировое бытие; поскольку все вернется к нему, а он вечно неизменен, то уже сейчас «все едино и любая вещь есть Бог»; люди по своей слепоте не видят это, зло есть плод невежества. Амори ожидал «третьей эпохи» мира, откровения Св. Духа. Его вынудили отречься от своих учений, в 1209 был эксгумирован и сожжен его труп. Начав крестовый поход против альбигойцев, церковь посмертно отлучила Амори; заодно с ним были осуждены Давид Динанский, Годен Амьенский, (отчасти) Эриугена, запрещено (на время) преподавание «Метафизики» и натурфилософии Аристотеля.

Литература:

Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957, с. 95-98;

Capelle G.С. Autour du décret de 1210, III. Amaury de Bène. P., 1932;

Alverny M.-Th. d’. Un fragment du procès des Amauriciens. - «Archives d’histoire doctrinale et littéraire du moyen âge», vol. 22 (1950-51), p. 325-336;

Dal Pra M. Amalrico di Bene, Mil., 1951.

В.В.Бибихин

АМОРИ БЕНСКИЙ

АМОРИ, АМАЛЬРИК (Amaury, Amalricus, Amauricus) Бенский (ок. сер. 12 в., Бен близ Шартра-между 1205 и 1207, Париж)-магистр логики и теологии Парижского университета до своего осуждения в 1204 за тезис о том, что каждый христианин должен верить в свою принадлежность к телу Христа и причастность к его крестному страданий. Учение Амори гадательно реконструируется по полемике Иоанна Тевтоника, Фомы Аквинского, Альберта Великого, Г. Сую, Гильома Бретонского, у церковных историков. Амори прочитывал слова ал. Павла "будет Бог все во всем" и Псевдо-Дионисия Ареопагита "Бог бытие всего" в том смысле, что Бог есть сущность всех тварей и мировое бытие; поскольку все вернется к нему, а он вечно неизменен, то уже сейчас "все едино и любая вещь есть Бог"; люди по своей слепоте не видят это, зло есть плод невежества. Амори ожидал "третьей эпохи" мира, откровения Св. Духа. Его вынудили отречься от своих учений, в 1209 был эксгумирован и сожжен его труп. Начав крестовый поход против альбигойцев, церковь посмертно отлучила Амори; заодно с ним были осуждены Давид Динанстй, Годен Амьенский, (отчасти) Эриугена, запрещено (на время) преподавание "Метафизики" и натурфилософии Аристотеля.

Лит.: Трахтеиберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М, 1957, с. 95-98; Capelle О. С. Autour ilu décret de 1210, III. Amauly de Bêne. P., 1932; Atverny M.-Th. d'. Un fragment du procès des Amauriciens.- "Archives d'histoire doctrinale et littéraire du moyen âge", vol. 22 (1950-51), p. 325-336; Dal Prä M. Amalrico di Bene, MU., 1951.

В. В. Бибихин

АМФИБОЛИЯ

АМФИБОЛИЯ (нем. Amphibolie)-- термин кантовской философии, означающий двусмысленность рефлексивных понятий, т. е. понятий, посредством которых осуществляется сравнение представлений (тождество-различие, согласие-противоречие, внутреннее-внешнее, определяемое-определение). Двусмысленность связана с кардинальным различием познавательных способностей, постигающих то или иное сравниваемое представление. Так, с позиции рассудка идентичность содержания мыслимых объектов означает их нумерическое тождество, тогда как с точки зрения чувственности допустимы совершенно одинаковые вещи в разных местах пространства и т. п. Смешение различных смыслов рефлексивных понятий служило, полагает Кант, основанием для построения несостоятельных философских систем, к примеру лейбницевской. Предотвращать порождение иллюзий должна "трансцендентальная рефлексия", соотносящая сравниваемые представления со сравнивающей их способностью.

В. В. Васильев

АН ВАЯ

АН ВАЯ В ЬЯТИ ΡΕ ΚΑ (санскр. anvaya'vyatireka - связь отдельность)-термины индийской философии и логики, обозначающие принцип постоянной связи между двумя явлениями, отвечающий двум требованиям: 1) неизменного со-присугствия (если есть А, то есть и В) и 2) неизменного со-отсутствия (если нет А, то нет и В). Принцип анвая-вьятирека берет начало в грамматике, где использовался для установления смысла суффиксов и основ (если имеется суффикс А, то есть и смысл В, если нет суффикса А, то нет и смысла В). В последующих лингвофилософских теориях служил для определения смысла слова и фразы (там, где есть предмет А, он всегда обозначается словом В, если нет А, то нет и В). Утвердился как общеметодологический принцип ньяи и вайшешики и привел к созданию известной логической доктрины неизменного сопутствия (вьяпти). Применялся для определения содержательной истинности логического Вывода (анумана). Напр., умозаключение о наличии огня по признаку дыма считалось истинным, поскольку огонь и дым связаны как отношением анвая, так и отношением вьятирека.

В. Г. Лысенко

АН-HAЗ̣З̣АM

АН-HAЗ̣З̣АM - см. Наз̣з̣āм.

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500428 до н. э.)-греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов-главным образом благодаря Симпликию. Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или "семян", всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь Приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом-умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли ("вечный перводвигатель" Аристотеля, идея "первичного толчка" в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как "легчайшую" из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он "содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу". Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо "во всем имеется часть всего", каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо "никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется". Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование "гомеомерий"), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.

Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагм.: DK II, 5-44; Lanw D. Anassagora. Testimonianze e franunenti. Firenze. 1966.

Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972; Он же. Анаксагор. М., 1983; Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12; Schoßeid M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.-N. Y., 1980; Guthrie W. K. C. History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971; Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981; Furth М. A. "Philosophical Hero"? Anaxagoras and the Eleatics.- "Oxford Studies in Ancient Philosophy", 9, 1991, p. 95-129; Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial.-"Mnemosyne", 32, 1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

И. Д. Рожанский

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР (Αναξίμανδρος) из Милета (ок. 610540 до н.э.)-древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель Милетской школы, согласно доксографам, "ученик", "товарищ" и "родственник" Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненаучный прозаический трактат "О природе" (название, возможно, позднейшее), основное содержание которого составляли космогония, космография, этиология метеорологических феноменов. Представление об Анаксимандре как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибочно (сам термин архе- начало - скорее всего был неизвестен Анаксимандру, как и всем милетцам) и основано на некритическом следовании перипатетической доксографии. Для метода Анаксимандра характерна фундаментальная роль бинарных оппозиций и аналогий. В космологии он исходит из общемилетского представления о "бесконечном объемлющем"- пространственно безграничном телесном континууме, "объемлющем" космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа "объемлющего" Анаксимандра была неясна уже античным читателям его книги, возможно, ввиду архаического стиля. Термин апейрон (бесконечное), которым в доксографии обозначается "начало" Анаксимандра, неподлинен: Анаксимандр употреблял прилагательное "бесконечный" как один из атрибутов "вечной и нестареющей природы", "объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них". Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069b22; Phys. 187a21) и Теофраста (ар. Simpi. Phys. 27, 11-23), Анаксимандр мыслил "вечную природу" как "смесь" всех качественно различных веществ, предвосхищая, таким образом, анаксагоровскую концепцию материи. Космогония Анаксимандра: 1-я фаза-"выделение" из "объемлющего" мирового "зародыша" (аналог "мирового яйца"); 2-я фаза - "разделение" и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная "кора"), 3-я фаза-взаимодействие и борьба "горячего и холодного" порождает оформленный космос. В единственно сохранившемся фрагменте (В l DK) Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи: "Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию ущерба в установленный срок времени". В космологии (космографии) Анаксимандр создал первую геометрическую модель Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало геоцентрическая гипотеза и "теория сфер" в астрономии, связанные с открытием Южного небесного полушария, он создал первую географическую карту (возможно, по вавилонскому образцу). Учение Анаксимандра о происхождении "первых людей" "из животных другого вида" (типа рыб), при всех существенных различиях, делает его античным предшественником Дарвина.

Фрагм.: DK I, 81-90; Maddalena A. (ed.). lonici. Testirnonianze e ftammenti. Firenze, 1970; Со/и G. La sapienza greca, v. 2. Mil., 1977, p. 153-205; Conche M. Anaximandre. Fragments et témoignages. P., 1991; Лебедев. Фрагменты, с. 116-129.

Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the origins of Greek cosmology. N. Y I960; Classen C. J. Anaximandros, RE, Suppl. 12, 1970, col. 30-69 (библ.); Лебедев А. В. ТО ΑΠΕΡΟΝ: не Анаксимандр, аПлатон и Аристотель.-Вестник древней истории, 1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58; Он же. Геометрический стиль и космология Анаксимандра.-В сб.: Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100-124.

А. В. Лебедев

АНАКСИМЁН

АНАКСИМЕН (Άναξιμένης) из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.)-древнегреческий философ, третий и последний представитель т. н. Милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) сочинении развил строго монистическую концепцию, согласно которой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации ("порождения"), образующиеся путем его сгущения или разрежения. Другие изменчивые свойства вещей (например, тепло и холод) являются производными от этого основного процесса. В космогоническом учении Анаксимена в результате сгущения воздуха (наглядно сопоставляемого с валянием шерсти) первой возникла очень плоская ("столообразная") Земля, которая висит в воздухе как бы "оседлав" его. Затем образуются моря, облака и другие вещи. Небесные светила возникают из земных испарений, которые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу. Неподвижные звезды вбиты в твердый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также Солнце и Луна, плавают в воздухе, подобно огненным листьям. "Беспредельный" воздух у Анаксимена-источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой. Анаксимен широко пользовался методом аналогий.

Фрагм.: DK I, 90-96; Лебедев. Фрагменты, с. 129-135; Mihrie ϋ. Anaximenes von Milet. Die Fragmente zu seiner Lehre. Stuttg., 1993.

Лит.: Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Guthrie W. К. С. A History of Greek Philosophy, v. l. Cambr., 1971; Kirk G. S., Raven J. E. The presocratic philosophers Cambr., 1957, p, 143-162.

А. В. Лебедев

Предыдущая страница Следующая страница