Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
АЛЬТЮСЁР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АЛЬТЮСЁР

АЛЬТЮСЕР (Althusser) Луи (16 октября 1918, Бирмандрейс, Алжир - 22 октября 1990, Париж)-французский философ. В 1930 переехал во Францию, где в 1936 окончил среднюю школу. В 1937 становится в Марселе католическим деятелем. В июле 1939 поступил в Высшую нормальную школу (Париж). В сентябре 1939 был мобилизован, а в июне 1940 попал в плен, где находился по май 1945 в Германии. С 1945 по 1948 учился в Высшей нормальной школе, защитил диплом по философии Гегеля под руководством Башляра. С 1975-доктор философии. В 1948-член Французской коммунистической партии. 16 ноября 1980 в состоянии душевного расстройства Альтюсер убивает свою жену. Последние десять лет своей жизни (с перерывами) провел в психиатрической клинике. В 1961-65 опубликовал статьи в марксистском журнале "La Pensée", которые принесли ему громкую известность. Он резко выступил против повального увлечения марксистов человеческо-гуманистической проблематикой, связанного с возвратом к "молодому" Марксу и заимствованием ряда немарксистских концепций. Сторонник научной строгости марксизма, Альтюсер предлагал очистить марксизм от остатков гегельянства и фейербахианства, а также от эмпиризма и идеологии (каковой, с его точки зрения, является гуманизм) с тем, чтобы развивать исторический материализм не как философию, а как конкретную науку. В первый период своей деятельности (1960-67) Альтюсер предлагал сделать диалектический материализм строгой наукой, но позже, опираясь на Ленина, он строго разграничил науку и философию: первая дает знания, вторая же связывает научные знания с классовыми идеологиями ("классовая борьба в теории"). С точки зрения Альтюсера, "Экономическо-философские рукописи 1844 года" Маркса-это вовсе не марксизм. Наоборот, понадобился "эпистемологический разрыв" с заключенной в них телеологической гуманистической концепцией для того, чтобы создать исторический материализм, а точнее - науку об истории с ее совершенно новыми понятиями (производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка и т. д.). В настоящее же время гуманизм-это разновидность идеологии, имеющая свою ценность, но не могущая претендовать на статус теории-так же, как мораль, искусство и т. п. Как и всякая идеология, это выражение интересов, желаний, надежд и не более того. И именно идеология, по Альтюсеру, формирует человека как воображаемого субъекта, который считает себя свободным, не будучи на деле таковым. История- это "процесс без субъекта и цели". В ней действуют диалектические закономерности, но совсем не такие, как у Гегеля, диалектика которого телеологична. Марксистская диалектика отличается от гегелевской не просто материалистическим "переворачиванием" (что лишь заменяет телеологизм на фаталистический экономический детерминизм), а прежде всего иным пониманием целостности и ее внутренних связей. Общество - это не "выражающая" целостность, где каждая сфера так или иначе выражает исходный принцип, будь то дух или экономика; это изначально сложное "артикулированное" целое, которое может развиваться лишь в результате взаимодействия всех его сфер. Экономика, детерминирующая в конечном счете другие сферы общества, сама ими "свервдетерминируется" или "недодетерминируется". Только при условии такой "сверхдетерминации", прежде всего со стороны политики и идеологии, может разрешиться основное экономическое противоречие. Однако одно противоречие не может быть движущей силой развития, оно лишь самовоспроизводится. Движущая сила - это комплекс противоречий с меняющимися внутренними связями (наложение, сгущение, смещение и т. д.). Поэтому революции случаются не там, где экономическое противоречие наиболее развито, а там, где на него накладываются другие противоречия (Россия, Китай, Куба и др.). Выступая против эмпиризма, Альтюсер выдвинул концепцию научного познания как синтетической переработки прежнего знания, как перехода от "плохих" абстракций к "хорошим", опираясь при этом на французских эпистемологов Койре, Башляра, Кангийема. Особое внимание он обратил на научные революции- создание математики в Древней Греции, классической физики в 17-18 вв., науки об обществе Марксом, объясняя их как скачкообразный переход к новой "проблематике", понимая под ней структурированное поле проблем, обусловливающее саму возможность их постановки. В двухтомной работе "Читать "Капитал"" (Lire "Le Capital", 1965), написанной вместе со своими учениками, Альтюсер объяснил научную революцию Маркса как переход от одноплоскостной проблематики преднаучного знания к многоуровневой, сложно структурированной проблематике подлинной науки. Альтюсер предложил "антигегельянскую" интерпретацию "Капитала". Он также дал оригинальную трактовку вклада Ленина в марксистскую философию, по-своему разработал вопрос о роли философии в научном познании и др. В 1970-х гг. язык Альтюсера становится более понятным. Он выдвигает идею, что массы "делают историю", а философия проводит "разделительную линию" между истинными идеями и ложными идеями, между народом (пролетариат и его союзники) и врагами народа. Т. о., философия не имеет в качестве объекта реальные объекты, она не имеет объекта в том смысле, в каком наука имеет объект, но существуют "философские объекты", "объекты", внутренние по отношению к философии. Основная ее функция-это проводить демаркационную линию между идеологическим в идеологиях и научным в науках. В последних работах ("Le 22e Congrès du PCF". P., 1977; "Ce qui ne peut plus durer dans le parti communiste". P., 1978) Альтюсер выступает против руководства партии, которое остается равнодушным к тому, что марксизм оказывается в кризисе во всем мире. Наконец, в работе "Sur la philosophie" (вышедшей в свет после его смерти, в 1992) он намечает новый поворотфилософию "случайного материализма". У Альтюсера осталось много учеников, особенно в Латинской Америке.

Соч.: Pour Marx. P., 1965; Lénine et la philosophie. P., 1968; Réponse a John Lewis. P., 1972; Eléments d'autoctitique. P., 1973; Positions. P., 1976; "L'avenir dure longtemps" suivi de "Les faits": Autobiographie. P., 1992; Ecrits philosophiques et politiques, t. I-II. P., 1994-1995.

Лит.: Грецкий M. H. Наука-философия-идеология. M., 1978; Xaмидулин Э. Г. О книге Л. Альтюсера "Позиции". М., 1978; Гобо309 И. А. Ленинское философское наследие в трудах французских марксистов. М„ 1981; Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993; Dialectique marxiste et pensée structurale (à-propos des travaux d'Althusser). P., 1968; Macciocchi M.-A. Lettere dall'intemo del PCI a Louis Althusser. Milano, 1969; Harnecker M. Los concepios elementales del materialismo historico. Mexico, 1970; Schmidt A. Geschichte und Struktur. Munch., 1971; Arent H., BischoffJ., /eaggi U. (Hrsg). Was ist revolutionärer Marxismus? Westberlin, 1973; Karst S. Theorie et politique: Louis Althusser. P., 1974; Rändere i. La leçon d'Althusser. P., 1974; Contre Althusser. P., 1974; Schaff A. Structuralisme et marxisme. P., 1974; Poster M. Existential Marxism in Postwar France. From Sartre to Althusser. Princeton, 1975; Callinicos A. Althusser's Marxism. L., 1976; Cotten J.-P. La pensée de Louis Althusser. Toulouse, 1979; One-dimensional Marxism: Althusser and the Politics of Culture. L.-N. Y., 1980; Smith S. B. Reading Althusser: An Essai on Structural Marxism. Ythaca-L, 1984; Benton T. The Rise and Fall of Structural Marxism: Althusser and his Influence. L., 1985.

M. H. Грецкий

В начало энциклопедии