Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЬЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЬЕ")

ПРОЛЕТАРИАТ

ПРОЛЕТАРИАТ (лат. proletarius - пролетарий) - понятие, в Древнем Риме обозначавшее принадлежность к неимущему слою, к безземельному свободному населению, которое не платило налогов и не могло приобрести оружие для военной службы; основное содержание - совокупность работающих по найму - понятие "пролетариат" получило в кон. 1-й трети 19 в. в трудах консервативных философов Ф. фон Баадера и Л. фон Штайна. Пролетариат в их представлении не столько связывался с массовым обнищанием, сколько отражал структурную проблему индустриальной эпохи - противоречие между трудом и капиталом. Наряду с бедственным положением его отличал и рост осознания общности своих интересов как интересов рабочего класса. Решение проблемы пролетариата и предотвращения социальной революции консерваторы видели в создании касс рабочей взаимопомощи и развертывании социальной политики государства.

Марксистская трактовка термина исходит из тезиса об обнищании широких масс при капитализме и превращении большинства населения в пролетариат. Последний в работах К. Маркса выступает в роли субъекта социальной революции, который завоевывает политическую и экономическую власть у буржуазии для строительства бесклассового общества. В качестве основного отряда пролетариата Маркс рассматривал промышленных рабочих. Становление слоя "рабочей аристократии" привело к кризису понятия пролетариата в марксистской литературе, в результате которого в качестве родового понятия утвердился термин "рабочий класс".

В ходе Октябрьской революции и строительства социалистического общества в России пролетариату не довелось сыграть отводимую Марксом роль в силу своей малочисленности и вследствие доминирующего положения коммунистической партии. В большевистской литературе место пролетариата постепенно занимают понятия "массы", "рабочие и крестьяне" или "рабочий класс". В дальнейшем термин "пролетариат" употребляется довольно редко.

В 1-й трети 20 в. ряд социологов, напр. В.Зомбарт и Г. Брифс, использовали понятие "пролетариат" без револю

ционной эмфазы, в качестве категории научного анализа. В него включался широкий слой наемных работников - от асоциального люмпен-пролетариата до мелких предпринимателей. Термин распространялся также на низшие категории служащих, которые ведут борьбу за свои экономические права. Требования в духе социального реформизма и в направлении "депролетариазации" содержались в социальных энцикликах Ватикана.

Материальная нужда низших социальных слоев в развитых странах на протяжении 20 в. постепенно исчезала благодаря экономическому росту и связанному с ним повышению заработной платы и уровня жизни. Создание в этих странах после 2-й мировой войны "государства благосостояния" в значительной степени лишило смысла три основных измерения пролетариата как массового явления: роль заработной платы как определяющего социоструктурного признака, бедность и нищету в материальном смысле и осознание ущемленности интересов в психологическом плане. В настоящее время понятие потеряло свою актуальность, в т. ч. и для левых.

А. Н. Родионов

ПРОЛЕТКУЛЬТ

ПРОЛЕТКУЛЬТ - направление в культуре России первых лет советской власти, развиваемое союзом пролетарских культурно-просветительских организаций. Организационное оформление произошло на 1-й Петроградской конференции 16-19 октября (29 октября-l ноября) 1917 с включением союза в систему Наркомпроса. Пролеткульт имел свои отделения в ряде городов и развернул активную деятельность, в которой попеременно то продуктивно сотрудничал с Наркомпросом, то яростно ему оппонировал. Руководителями и теоретиками пролеткульта были А. А. Богданов, П. И. Лебедев-Полянский, Ф. И. Калинин, В. Ф. Плетнев и др. Пролеткульт стремился создать особую "пролетарскую культуру" на пренебрежительном отношении к культурным ценностям прошлого. Его характерной особенностью было соединение в своих рядах старой интеллигенции и рабочей молодежи. В 1918 было зарегистрировано 147 губернских, районных и фабрично-заводских организаций пролеткульта. 1-я Всероссийская конференция пролеткульта (Москва, 15-20 сентября 1918) приняла устав, избрала Центральный комитет, который создал Всероссийский совет и отделы: организационный, литературный, издательский, театральный, библиотечный, школьный, клубный, музыкально-вокальный, научный, хозяйственный. К 1919 в пролеткультовском движении участвовало уже ок. 400 тыс. человек. Культурная политика пролеткульта пропагандировалась в журналах "Пролетарская культура", "Горн", "Грядущее", "Зарево заводов". Задачу воспитания в рабочих массах пролетарской культуры ставила перед собой также организованная Богдановым, ведущим теоретиком пролеткульта, литературная группа "Вперед". В статье "Методы труда и методы науки" он недвусмысленно писал: "Одна из основных задач нашей новой культуры - восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествовавшего развития... Эту идею надо последовательно провести во всем изучении, во всем изложении науки, преобразуя то и другое, насколько потребуется. Тогда царство науки будет завоевано для пролетариата" ("Пролетарская культура", 1918, № 4, сентябрь).

Теоретические основы и практика пролеткульта оценивались, как правило, в связи с его совпадениями или отклонениями по отношению к официальной доктрине марксизма, что было зафиксировано в проекте резолюции "О пролетарской культуре", написанным В. И. Лениным для обсуждения в ЦК РКП(б), а также в письме ЦК РКП(б) "О Пролеткультах", выработанном при его же участии, с разъяснением отношения партии к пролеткульту и критикой ошибок его руководителей.

В 1920 московские поэты В. Д. Александровский, М. П. Герасимов, В. В. Казин, С. А. Обрадович и др. покинули пролеткульт и образовали идеологически близкую группу "Кузница". Письмо "О Пролеткультах", опубликованное 1 декабря 1920 в официальной партийной газете "Правда" и воспринятое как руководство к действию, привело к распаду большинства организаций пролеткульта, который в 1925 перешел в ведение профсоюзов, а в 1932 прекратил свое существование. Лит.: Богданов А. А. О пролетарской культуре. 1904-1924. Л., 1924; Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. Сб. ст. М., 1925; Волкова Н. Материалы пролеткульта в ЦГАЛИ.- "Вопросы литературы", 1958, №1.

А. И. Абрамов

ПРОПАГАНДА

ПРОПАГАНДА (от лат. propagare - распространять) - распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию (любого состава-от нескольких человек до масс и даже общества в целом) и стимулировать ее реакции в желательном направлении. Термин "пропаганда" появился в 18 в. и толковался как пропаганда веры, для чего Ватикан учредил специальную конгрегацию пропаганды. В эпоху формирования социалистических и рабочих, а затем коммунистических партий кон. 19-20 вв. пропаганде политических идей революционных и впоследствии правящих социалистических и коммунистических партий придавалось исключительное значение. Г. В. Плеханов, а затем В. И. Ленин отличали пропаганду от агитации - первая должна носить систематический разъяснительный и воспитательный характер, вторая служит быстрой и эффективной ситуативной мобилизации приверженцев простыми и яркими лозунгами, не подвергающимися непосредственному анализу и критической оценке. Пропагандой присущих им взглядов, идей, целей занимались и занимаются политические партии, ассоциации и неполитические организации (экологические, творческие и пр.), но в тоталитарных режимах 20 в. пропаганда стала государственной задачей и была поручена специальной сети партийно-правительственных учреждений, обеспеченных специально обученными кадрами. Такая сеть охватывала все слои общества, предприятия, учреждения, учебные заведения, армию и т. д. (см. Тоталитаризм). Просветительская пропаганда позитивных знаний (научных, технических, производственных, культурных) принципиально отличается от идеологической и политической пропаганды, она может и должна иметь общественно значимые функции и соответствующее содержание, но так же как политическая пропаганда может оказаться и чисто манипулятивной по самой технике интеллектуального принуждения, т. е. служить цели вытеснения одних представлений и убеждений и замещения их другими, навязывания мнений и стереотипов поведения. Крайние формы такой пропаганды с подавлением ее критического восприятия - демагогия, шантаж, стимуляция индивидуальных и массовых идеологических неврозов и психозов (охоты на врагов, шовинизма и пр.).

Неполитическая пропаганда может также принимать превращенные, хотя в основном безвредные формы. Она легко переходит в сферу повседневности (пропаганда стиля жизни, спорта, различных форм досуга и т. п.) и в рекламу, которая вся строится по принципам пропагандистского внушения так же как и распространение различных видов моды.

Общая тенденция современной пропаганды - относительное сокращение ее политических форм и расширение неполитической пропаганды

Лит.: Lasswell H. D., Lettes N. The Language of Politics. Studies in Quantitative Semantics. N.Y, 1949; Smith B. L. Propaganda.- International Encyclopedia of Social Sciences. N. Y, 1968.

И. И. Кравченко

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. προπαιδεύω - предварительно обучаю) - подготовительные занятия, учебное изложение философской системы, позволяющее перейти к более глубокому усвоению основных дисциплин. В системе культуры, ставящей целью воспитание и образование человека, пропедевтике всегда отводилось важное место. Содержание пропедевтики изменялось на протяжении истории философии.

В Академии Платона пропедевтикой в философию считались математические науки (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). В Средние века пропедевтическое значение имело обучение логике и ее правилам, методам рассуждения. Для лучшего запоминания изобретались искусные аббревиатуры и мнемотехнические упражнения. В период немецкой классической философии пропедевтика выделяется и в качестве самостоятельного жанра философской литературы. Кроме фундаментального изложения философской системы издаются вспомогательные учебные труды (напр., Кант пишет "Пропедевтику" своей метафизики, Гегель создает пропедевтический вводный курс по философии для нюрнбергских гимназистов). В 19-20 вв. пропедевтику в философию издают Гербарт, О. Вильман, П. Натори и др.

М. А. Кузнецов

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСОПОГРАФИЯ

ПРОСОПОГРАФИЯ - см. Биографический метод.

ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСТРАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСТРАНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ПРОСТРАНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Как и в понимании времени, в понимании пространства различаются атомистическая и континуалистская концепции. Первая выработана в каламе и принята в суфизме, вторая выдвинута в арабоязычном перипатетизме как воспроизведение аристотелевского учения и воспринята в исмаилизме и ишракизме.

Хотя мутакаллимы не развивают специального учения о пространстве, оно легко реконструируется из их понимания атомистического строения вещества и теории движения. Ими признается возможность существования одномерного (хатг- линия), двумерного (сата, басит - плоскость) и трехмерного (джисм - тело) пространства и соответствующих объектов - конфигураций атомов, в сочленении которых и возникают эти три вида пространства (см. Атомизм). Соответственно определяется наименьшее количество атомов, необходимых для построения трехмерного тела: либо восемь, если каждое большее измерение пространства возникает как результат сочленения двух элементов, существующих в меньшем измерении, либо шесть, если каждая пространственная ось образована независимо двумя атомами. Кроме того, одиночный атом признавался некоторыми не имеющим пространственных характеристик и потому не существующим отдельно. Другие считали, что атом имеет только одну "сторону" (джиха) и этой стороной соединяется с другим атомом. Пространство, понимаемое фактически как функция атома вещества, оказывается зависимым от понятия "место" (макан) тела. Тело может занимать в два последовательных момента времени два разных места, причем движение определяется как их несовпадение, а значит, не ставится вопрос о том, как тело "попало" из первого места во второе: пространство принципиально дискретно.

Арабоязычные перипатетики в полемике против атомизма мутакаллимов выдвигают аристотелевскую континуалистскую теорию пространства. Они считают, что пространство потенциально делимо до бесконечности, но актуально деление всегда имеет предел. Тело понимается как имеющее три измерения, существование объектов в меньших измерениях не признается. Каждое меньшее измерение пространства возникает как "предел" (сечение) большего. Пространство мыслится как условие тела и его движения, а не наоборот: тело движется вдоль уже наличной "линии", а не линия создается отдельными точками, занимаемыми телом. Три "измерения" (аб'ад, ед. ч. бу'д, также бу'д микдарийй) пространства не пересекаются, вследствие этого взаимное проникновение тел невозможно. Измерение определяется как нечто имеющееся между телами, более абстрактным оказывается понятие "протяженность" (имтидад). "Направление" (джиха) определяется как "предел" (хадд), или"край" (тараф), протяженности. Из шести направлений два абсолютны (верх-низ), четыре конвенциональны (право-лево, вперед-назад). Наличие направлений является априорным условием движения, которое не может совершаться не в направлении чего-то. Направления задаются абсолютным объемлющим телом, ограничивающим место мира.

А. В. Смирнов

ПРОСТРАНСТВО В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСТРАНСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТАГОР

ПРОТАГОР (Πρωταγόρας) изАбдер (ок. 480-410 до н. э.) - древнегреческий философ, один из инициаторов софистического движения. 40 лет вел жизнь странствующего "учителя мудрости", долго жил в Афинах, был близок к кругу Перикла, работал над демократическим законодательством Фурий в Юж. Италии (основаны в 443); в 411 по обвинению в "нечестии" был изгнан из Афин (за книгу "О богах"). Принимая учение Гераклита и Парменида об относительности и противоречивости "человеческого" (т. е. основанного на чувственном опыте) знания, Протагор отказался от противопоставления этого знания "божественному", проникающему в скрытую сущность явлений. Нет никакой "сущности явлений" помимо самих явлений, феноменальный же мир противоречив, и "относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса" (фр. В 6а). Оппозиция истины-мнения оказывается снятой: всякая истина есть чье-то мнение, и всякое мнение истинно. Этот принцип сформулирован в начальных главах основного философского сочинения Протагора "Об истине" (другое название - "Опрокидывающие (друг друга) речи"): "Человек есть мера всех вещей: для реальных - их реальности, для нереальных - их нереальности" (фр. В l DK). Человек - это индивидуальный субъект восприятия, поэтому "каким что является мне, таково оно для меня и есть, а каким тебе - таково для тебя" (Платон. Теэтет 152а). Согласно Дидиму Слепому ("Толкование на Псалмы", опубл. в 1968), Протагор говорит, что для всего, что есть, "быть" значит "явпяться"; "когда ты присутствуешь, то я являюсь тебе сидящим, а отсутствующему не являюсь сидящим; неясно, сижу ли я, или нет". Притязания прежней метафизики на статус рациональной теологии оказываются для феноменализма Протагора несостоятельными: "О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность (предмета), и краткость человеческой жизни (фр. В 4 из "О богах"). Однако осторожный религиозный агностицизм не спас Протагора от обвинений в атеизме. Его трактат "О первобытном состоянии" не сохранился, но некоторые идеи его, вероятно, переданы в мифе о происхождении человека, который Платон вкладывает в уста Протагора в одноименном диалоге (Prot. 320с sqq.): переход от дикости к цивилизации интерпретируется как компенсация биологических недостатков.

Фрягм. и свидетельства: DK II, 253-271; Untersteiner M., Sofisti. Testimonianze e frammenti, fasc. I. Firenze, 1967, p. 14-117; Gronev/aldM. Ein neues Protagoras-Fragment.- "Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik", 1968, Bd. 2, p. 1-2; в рус. пер.; Маковельский А. О. Софисты, вып. 1. Баку, 1940, с. 5-21.

Лит.: Иерсесянц В. С. Политические учения Др. Греции. М-, 1979, с. 93-101; Богомолов А. С. Диалектический логос. М., 1982, с. 183-192; Koch H.-A. Homo mensura. Studien zu Protagoras und Gorgias. Tub., 1970 (Diss.); Bodin L. M. J. Lire Ie Protagoras: introduction a la méthode dialectique de Protagoras. P., 1975; Mansfeld/. Protagoras on epistemological obstacles and persons.- KerferdG. B. (ed.). The Sophists and their legacy. Wiesbaden, 1981, p. 38-53; Woodruff. Protagoras on the unseen. The evidence of Didymus.- The sophistic movement. Athens, 1984, p. 80-87; Huss B. Der Homo-Mensura-Satz des Protagoras. Ein Forschungsbericht.- "Gymnasium" 1996,103, S. 229-257. См. также лит. к ст. Софисты.

А. В. Лебедев

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО.МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Различаются два типа противоположности, накйд и дидд. Первая - противоположность между вещью и ее отсутствием, т. е. абсолютным отрицанием типа "не-А", неважно, понимается ли вещь в субстанциальном ключе или как действие. Такое отрицание выражается частицами 'адам (для отглагольных существительных - масдаров) и ла- (для имен и, реже, для масдаров). Вторая - противоположность между двумя существующими вещами, выраженными каждая самостоятельным термином, которые не являются вербальным отрицанием друг друга и имеют разные корни. Т. о., вещь "А" имеет две противоположности - "не-А" и "Б", причем "Б" и "не-А" не включают друг друга, хотя "Б" предполагает "не-А". Это выражается в терминах указания на смысл как "сопутствие" (илтизам) или "влечение" (истилзам) смысла "не-А" смыслом "Б", но не "включение" (таламмун) второго в первое. Такое понимание противоположности имеет прямое отношение к особенностям трактовки закона исключенного третьего в арабо-мусульманской мысли. Устойчивым мотивом философии и теоретической мысли в целом в классический период было образование пар понятий по типу "А" и "Б", а не "А" и "не-А", или троек "А", "Б" и "не-А", причем в последнем случае оговаривалась смысловая разница между двумя противоположностями, "Б" и "не-А". Пара противоположностей, как накйд, так и лидд, характеризуется взаимным отрицанием (танафин). Характер этого отрицания служил предметом дискуссии: одни считали, чтодля первых это отрицание "самостное", а для вторых - "по сопутствию", т. е. благодаря тому, что противоположность-дидд влечет противоположность-накйд, тогда как сами противоположности-дидд не отрицают друг друга; другие утверждали, что и противоположности-дидд отрицают друг друга самостно. В любом случае признавалось, что противоположности не могут "собраться" (иджтима') вместе, поскольку уничтожают друг друга. Если этого не происходит, напр., в смешении первоэлементов, наличествует что-то третье, что охраняет одну противоположность от действия другой.

В наиболее общем виде отношение между противоположностями именуется "противолежанием" (такабул). Различают несколько видов противолежания противоположностей: "истинное" (хакйкийй, напр., вечность и возникновение) и "применительное" (и'тибарийй, напр., жизнь и смерть, противоположные применительно к одному субъекту в одно и то же время, но не иначе); "свойства и лишенности" (напр., зрячесть и слепота); "сопряженного" (напр., отцовство и сыновство) и др. Если противолежат противоположности-дидд, такое противолежание именуется также тададд, а если противоположности-накйд - танакуд. Противолежать могут не только противоположности, но и изоморфные структуры, в таком случае противолежание является также "уравновешенностью" (тавазун). В поэтике противолежание противоположностей в одном бейте (стихе) именуется также "совпадением" (мутабака, тибак).

A.B. Смирнов

ПРОТИВОРЕЧИЕ

ПР'ОТИВОРЕЧИЕ - см. Единство и борьба противоположностей.

ПРОТИВОРЕЧИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ - утверждение одновременного наличия некоторой ситуации А и отсутствия этой ситуации. В языке выражается утверждением А и не-А: (Α&'-Α), которое является тождественно-ложным. Методологическое значение логических противоречий состоит в том, что их обнаружение в некоторой теории, основанной на какой-либо стандартной, напр. классической, логике означает, что в такой теории нельзя отличить ложные утверждения от истинных, т. к. в ней из противоречия оказывается доказуемым все что угодно. Поэтому для науки важную роль играют метатеоретические доказательства непротиворечивости теорий. Впервые научное значение логических противоречий было подчеркнуто Аристотелем. Он показал, что любое подлинно научное знание должно быть непротиворечивым, т. е. в нем не должно одновременно утверждаться предложение А и неА. Противоречие в некотором рассуждении или теории означает либо некорректность в применении логических правил, либо, если правила применялись корректно, противоречивость исходных посылок рассуждения. Часто противоречие строится сознательно в ходе т. н. софистических рассуждений, имеющих целью запутать противника в ходе спора, сбить его с толку (см. Софизм). В большинстве случаев логические ошиб ки, ведущие к софизмам, достаточно очевидны и легко устраняются.

Однако получение логического противоречия в ходе рассуждения не всегда является софистическим приемом. Так, в косвенных рассуждениях от противного (см. Доказательство косвенное) противоречие специально вводится для доказательства требуемого утверждения. В то же время, в истории познания известны многочисленные случаи, когда обнаружение логических противореий в той или иной теории затрагивало столь фундаментальные основания всего нашего знания, что вызывало коренную его перестройку. К числу таких противоречий можно отнести парадокс Лжеца, парадоксы наивной теории множеств, в частности парадокс Рассела и многое другие, известные как логические и семантические парадоксы (см. Парадокс логический. Парадоксы семантические). Собственно говоря, они указывают на то, что наши интуиции, которые первоначально казались такими прозрачными и ясными и не вызывали никаких сомнений, на самом деле при ближайшем рассмотрении оказываются некорректными. Поэтому обнаружение парадоксов указывает на необходимость введения в теории некоторых ограничений на способы их построения.

В настоящее время под влиянием логических работ П. А. Васильеве строятся системы т. н. паранепротиворечивых логик, в составе которых допускается наличие логических противоречий. Однако сами эти исчисления строятся т. о., чтобы метатеоретическое свойство непротиворечивости для них сохранялось.

В. А. Бочаров

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЦЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. ОЧЕРК КОСМОЛОГИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЯВЛЕНИЕ

ПРОЯВЛЕНИЕ (араб. таджаллин) - одно из центральных понятий философии суфизма, связанное с пониманием смыслов вещей (см. Смысл) не как дискретных, а как образующих континуальное поле. В модели "явное-скрытое" (см. Явное) смысл понимается как точно соответствующий явленности вещи, что конституирует отношение "истины" (хакйка) между ними, при этом смысл оказывается ограничен столь же, сколь ограничено "явное" (захир) вещи. Смыслы различных вещей, составляя их "скрытое" (батин), различны между собой и столь же раздельны, как различны и раздельны "явные" стороны вещей. В отличие от этой концепции, выработанной в ходе предшествующего развития арабо-мусульманской философии, в суфизме смыслы вещей рассматриваются как принадлежащие единому континууму - вечностной стороне миропорядка, где они различены как "небытийные" (ма'дума), т. е. не отделенные действительно друг от друга. Поэтому каждая вещь в ее временном существовании по-прежнему может рассматриваться как "воплощение" (та'аййун), или"явление" (зухур), своего и только своего смысла, благодаря чему отношение между ее явленным и скрытым остается "истинным" (хакйка), но вместе с тем и как "проявление" всего континуума смыслов, т. е. как неотделенная в своем "скрытом" ни от какой другой вещи мира и от мира в целом, а потому способная воплотиться, или явиться, как любая другая вещь в другом атомарном моменте времени. Т. о., отдельная вещь как "явление" оказывается действительной данной вещью, а как "проявление" - виртуальным миром в целом и любой его частью. Весь мир в целом является и "явлением", и "проявлением" одновременно, поскольку выявляет континуум смысла целиком как действительный. Смысловой континуум, или вечностная сторона миропорядка, именуется также "Истиной" (ал-хакк), или"божественной самостью" (зат илахиййа), а каждый вд бесконечных смыслов - "божественным именем", поэтому мир в целом как проявление Бога имеет характеристику "божественности" ('улухиййа), т. е. выявления всех "божественных имен".

А. В. Смирнов

ПРУДОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСЕЛЛ

ПСЕЛЛ - см. Михаил Пселл.

ПСИХОАНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПТОЛЕМЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУАНКАРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУББАНТАКАППИКИ

ПУББАНТАКАППИКИ (пали pubhantakappika - рассуждающие о прошлом, космогонисты) - обобщенное обозначение выразителей космологических доктрин брахманов и шраманов в важнейшем тексте Палийского канона (см. Трипитака) "Брахмаджала-сутте" (Дигха-никая 1.13-30). Первая доктрина пуббантакаппиков - "этернализм", по которому Атман и мир вечны; "Безначальны Атман и мир, "бесплодны", как вершины гор, и прочны, как колонны, и хотя те существа блуждают, перевоплощаются и исчезают и появляются вновь, [все] существует навечно". Суть этой позиции в различении двух уровней истины - эмпирического, когда все существа считаются такими, какими они предстают обычному наблюдению, и аутентичного, когда обнаруживается, что их изменение и "становление" иллюзорны, а подлинное бытие неизменно. При этом различаются четыре отправных пункта, из которых приходят к этой доктрине: три связаны с достижением истины через аскетическое "усердие" и такую "концентрацию сознания", при которой вспоминается не имеющая начала серия предыдущих рождений (отсюда и вера в безначальность Атмана и мира), четвертая - с изысканием "дискурсиста и исследователя", который приходит к тому же выводу средствами "одного только разума". Вторая доктрина - "полуэтернализм" - учение о том, что Атман и мир частично вечны и частично невечны. Здесь первые три позиции также соотносятся с "припоминанием" аскетами их прежних существований - на этот раз в мире небожителей, четвертая - с дискурсом и исследованием тех, кто различают Атман душевно-телесный как подверженный изменениям и Атман, "которого зовут мыслящим, умом, различающим" и который изменениям не подвержен. Третья доктрина космогонистов включает сразу четыре позиции, связанные уже не с длительностью, но с измеримостью мира. Первые три позиции также основываются на концентрации сознания, в результате которого одни видят мир бесконечным, другие - конечным, третьи - и тем, и другим (вторые отрицают "видение" первых, третьи - вторых), а четвертая - снова "дискурсивная и исследовательская" - позволяет считать все три первые заблуждениями, а мир и не конечным, и не бесконечным. Последняя из доктрин пуббантакаппиков - учение "окказионалистов" - представление о случайном происхождении Атмана и мира. Она является прямой оппозицией "этернализму" и также опирается в одном случае на концентрацию сознания аскета ("увидевшего", что его не было), в другом - на умозрение. Буддисты включают в класс пуббантакаппиков и "скользких угрей" (см. Амаравиккхепики), однако большинство последних интересуются проблемами не космологическими, но этическими, и являются в отличие от предыдущих мыслителей не "догматиками", а как раз их оппонентами - "агностиками". Схематичность обнаруживается и в калькуляции "отправных пунктов" космогонистов (классическая модель 3 +1), однако в целом изложение взглядов пуббвнтакаппиков достоверно отражает и предметы начального индийского философствования, и методы (не только "исследователи", но и "визионеры" в одинаковой мере являются аргументаторами), и некоторые определяющие для индийской философии модусы ментальности (различение двух уровней истины, юры с тетралеммами - см. Чатушкотша).

В. К. Шохин

ПУБЛИЧНОСТЬ

ПУБЛИЧНОСТЬ - открытость, доступность и коллективность. Понятие "публичность" характеризует открытую пониманию и вниманию общественную политику и иные виды деятельности (напр., творческую), доступные наблюдению и контролю процедуры принятия решений, гласность дискуссий, открытость "политической сцены" ("театрократии" у Платона), выступлений лидеров и т. д.

Публичность образует сферу коллективности, ассоциативное пространство, в котором по разным признакам группируются члены общества, коллективизируются взгляды, эмоции, возникают и функционируют партии политические, общественные организации, творческие и иные союзы (публичное пространство, по определению Ю. Хабермаса). В этом пространстве встречаются и взаимодействуют либо противостоят друг другу организованные, институциональные, формализованные и спонтанные общественные формирования (общественные движения, "народные фронты" и т. п.). В нем сочетаются процессы организации и самоорганизации, управления и самоуправления.

В публичном пространстве расположена периферия центральной государственной власти - "правящие силы", "политические элиты", аппараты государственных учреждений, партий, органы местного самоуправления, вся совокупность властей "среднего уровня" (мезовласти), связывающей микропроцессуальные отношения приватной сферы (см. Прчватность) с высшими уровнями государственной макровласти.

Характер публичности, ее облик определяются интенсивностью ассоциативной жизни общества, ее организованностью, демократической открытостью самого общества. Минимальная в авторитарных и тоталитарных политических системах публичность выразительнее, многообразнее, ярче в демократических странах. Жизнь публичной сферы включает спонтанные и организованные формы. Публичность - предмет борьбы за права человека (за право собраний). Ассоциативная жизнь общества гарантируется демократическими конституциями и законами (закон 1832 в Англии, 1902 во Франции и т. д.). Лит.: HabermasJ. L'espace public. P., 1978.

И. И. Кравченко

ПУГАНА КАССАПА

ПУГАНА КАССАПА (пали Pürana Kassapa - [Претендующий] на полноту [знания] из [рода] Кашьяпов) - философадживик (см. Адживика), воззрения которого открывают изложение взглядов шести "диссиденствуюших" учителей в "Саманапхала-сутте" (Дигха-никая 1.52-53). По учению Пураны, какие бы преступления ни совершал человек - вплоть до превращения посредством острого диска всех живых существ в месиво, - его действия не будут злом и не дадут "приращения зла", равно как и дела благочестия и милосердия не суть добро и не дают "приращения добра". Помимо этой основной "доктрины", Пурана настаивал на конечности мира и бесконечности своего знания (отсюда и его имя). За циничным эпатажем "откровений" Пураны можно видеть продуманное до логического конца учение об "отсутствии действий". Обе буддийские интерпретации его учения - в качестве отрицания причинности (в человеческих действиях) и в качестве детерминизма (ни-яти-вада) адекватны и отражают внутренний и внешний ракурсы этого учения. Джайны характеризуют учения, близкие Пуране, как "отрицание деятеля".

В. К. Шохин

ПУДГАЛА

ПУДГАЛА (санскр. pudgala; пали puggala- человек, личность, индивид) - понятие философии буддизма, обозначающее реальное, хотя и неопределимое единство личности (пудгала не тождественен скандхам - группе элементов, из которых составлен, но и не отличен от них, он не в них, но в то же время и не вне них). Поскольку анатма-вада отрицала отсутствие в человеке чего-либо постоянного, в буддизме возникла проблема объяснения тождества личности в разные моменты времени, напр. в процессе перерождения. Сторонники доктрины пудгалы (лудгала-вады), ссылаясь на то, чтоБудда назвал пудгалу носителем бремени (пяти скандх), утверждали, чтов отличие от неодушевленных вещей он сохраняет свое тождество в течение времени перерождения, выступая субъектом не только перерождения (саясары) и кармического воздаяния (действующего и вкушающего плоды действия), но и любого психического состояния ("кто" страдания, радости, сострадания). Однако, с точки зрения ортодоксальных буддистов, пудгала не более чем "именование", условное "обозначение" временной конфигурации физических и психических элементов, не имеющей длящейся объективной реальности.

В джайнизме пудгала выступает как "материя", составляющая одно из пяти первоначал вселенной. Образуемая атомами, она формирует тела перерождающихся существ. См. также Джайнекая философия.

В. Г. Лысенко

ПУДГАЛА-ВАДА

ПУДГАЛА-ВАДА (санскр. pudgalaväda - учение об индивиде) - общее название группы буддийских школ, разделявших "персоналистическую" доктрину нудгалы. В нее входили: ватсипутрш, дхармоттария, бхадарания, саннагарика, авантака и др. Большинство современников и тем более поздние поколения буддистов - сторонников пудгала-вады оценивали как "внутренних аутсайдеров" (antarasaratirthika). Обстоятельный разбор и критику их позиций содержат важнейшие тексты тхеравады ("Катхаватху"), вайбхашики и саутрантики ("Абхидхармакоша"). Среди махаянских авторов, критиковавших пудгала-ваду, - Нагарджуна, Асанга, Чандракиртч, Шантидэва и Камалашива. Из собственных текстов этой школы сохранилось небольшое сочинение по винае (дисциплине) в китайском переводе, трактат по абхидхарме и трактат "Саммития-никая-шастра" (плохо поддающийся переводу). В поддержку своей доктрины приверженцы пудгала-вады ссылались на некоторые известные фразы Будды, где пудгала упоминается в значении некой неделимой целостности, объекта референции для слова "я", напр.: "Я буду учить вас бремени, его возложению, его снятию и носителю бремени. Пять скандх, образующих сферу восприятия, суть бремя. Носитель бремени есть пудгала: тот почтенный человек, которого зовут так-то и так-то, рожденный так-то и так-то, из такого-то и такого-то клана, питающийся такой-то и такойто пищей, живущий столько-то и столько-то, пребывающий здесь столько-то и столько-то, оканчивающий свой жизненный путь так-то и так-то".

По мнению Э. Конзе, буддийский "персонализм" был реакцией на абсолютизацию деперсоналистических тенденций - подчеркивание реальности только изолированных мгновенных состояний - дхарм и отрицание даже их относительного единства в определенные промежутки времени (аншпма-вада).

β. Γ. Лысенко

ПУРВА-МИМАНСА

ПУРВА-МИМАНСА - см. Миманса.

ПУРИТАНИЗМ

ПУРИТАНИЗМ (от лат, purus - чистый) - сложившееся на почве кальвинизма реформационное движение в Англии и Шотландии 16-17 вв., настаивавшее на "очищении" англиканской церкви от "папизма" - элементов католической догматики и обрядности. Социальная база пуританизма была неоднородной: новое дворянство и буржуазия, мелкобуржуазные слри и часть крестьянства, выступавшие против .феодально-абсолютистского режима и государственной церкви. Поэтому по мере обострения социально-классовых противоречий пуританистское движение расслаивалось, в нем выделялись все более последовательные течения. Первоначально пуритане представляли собой крайнее течение внутри англиканской церкви и добивались преимущественно упрощения пышной церковной обрядности, а также отказа от литургии. К нач. 17 в. в пуританизме складываются два основных направления: умеренное, представленное пресвитерианами (кальвинистами), требовавшими конфискации у церкви прежних монастырских земель, упразднения епископата и церковных судов, упрощения богослужения, отказа от постов, почитания святых и т. п., и радикальное (конгрегационалисты, индепенденты или сепаратисты), последователи которого выступали за отделение церкви от государства, полную независимость религиозных сообществ от светской власти, выборность пасторов и проповедников. Более решительные требования выдвигали приверженцы сектантства (менониты, баптисты, квакеры, методисты, адвентисты), отказавшиеся от понятия "приход" в пользу "общины", состоящей из людей, принявших крещение во взрослом возрасте, устранившие традиционный культ и символику в богослужении. Пуританизм представлял собой массовую форму выражения антифеодальных социальных требований, он сыграл решающую роль в идеологической подготовке Английской революции 17 в. Его политическим выразителем стала партия индепендентов.

Жестокие преследования пуритан в Англии после реставрации монархии (1660) заставили многих из них эмигрировать в Северную Америку, где они обрели вторую родину. Здесь нашла свое продолжение конфронтация между умеренным и радикальным течениями в пуританизме, в первую очередь между пресвитерианами, стремившимися установить теократический режим, и сектантскими объединениями, выступавшими за веротерпимость и свободу совести. Культурно-историческое значение пуританизма состояло прежде всего в утверждении специфической пуританской этики, которая осуждала расточительство, праздность, социальный паразитизм и в качестве проявления благочестия и свидетельства избранности человека к спасению провозглашала культ трудолюбия и делового успеха, упорство и непреклонность в осуществлении поставленных целей, стоическое отношение к жизненным неудачам. Эти качества сыграли огромную роль в становлении раннего капитализма, прежде всего в США, что убедительно показал в своих исследованиях М. Вебер. Пуританизм оказал большое влияние на европейскую литературу, а также на формирование американского национального характера (см. Протестантизм, Англиканство, Кальвин).

А. М. Каримскш

ПУРУША

ПУРУША (санскр. puru.sa, букв. - муж, человек) - второе космическое первоначало в дуалистической онтологии санкxw, находящееся в отношении взаимодополнения с Пракритя и соответствующее духовному началу в качестве "чистого субъекта". Пуруша в "Санкхья-карикеи- "конструируется" через отрицание родовых характеристик гун и их модусов: он лишен самой гунности, неразличения, объектности, общности, бессознательности и способности к порождению чего-либо (ст. 11). Доказательства существования Пуруши: 1) предназначенность всего составного (структурность мира и психофизического агрегата индивида) для "другого"; 2) необходимость наличия противоположности всему трехгунному; 3) необходимость наличия "управляющего" начала; 4) необходимость в существовании "вкушающего" (бхоктри), илисубъекта опыта; 5) наличие деятельности, направленной на "освобождение" (ст. 17). Доказательства множественности Пуруши: 1) неодновременность рождений, смертей и "распределенность" способностей индивидов; 2) несовпадения в их деятельности; 3) преобладание у различных индивидов той или иной гуны (ст. 18). Собственные же характеристики Пуруши - сама его субьекгность, "изолированность", индифферентность, созерцательность и бездеятельность (ст. 19). По комментаторам, Пуруша совершенно пассивен при "работе" гунных начал, подобно тому как отшельник, зашедший на поле, непричастен работающим там земледельцам. Пуруша - это "световое" сознание-присутствие: чувствование, ведение, и само познание осуществляется не им, но гунными психическими способностями, но без него они, как бессознательные, также не способны осуществлять эти функции. Созидание космоса обусловливается тем, что он каким-то образом выводит из "равновесия" гуны, составляющие Пракрит, а закабаление Пуруши - тем, что он каким-то образом ассоциирует себя с названными и реально непричастными ему функциями. Цель миросозидания - освобождение Пуруши от этого закабаления, которое осуществляется также не им, но самой Пракриги.

В. К. Шохин

ПУРУШАРТХА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУФЕНДОРФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПФЕНДЕР

ПФЕНДЕР (Pfänder) Александр (7 февраля 1870, Изелон - 18 марта 1941, Мюнхен) - немецкий философ и психолог, представитель мюнхенской школы феноменологии. С 1930 - Профессор в Мюнхене. Пфендеру осталось чуждым стремление Гуссерля возвести для обоснования логики фундамент "чистой феноменологии". С его точки зрения, Гуссерль постоянно пренебрегает спецификой логики и ее идеализации в пользу таких психологизированных сфер и состояний, как акты мысли и интенциональные переживания. Логика должна оставаться в рамках лишь мыслительных формообразований (Gedankengebilde); ее не следует считать частью феноменологии или надстройкой над ней. Логика и феноменология на равных правах входят в теорию познания. Начав свой путь с психологии, Пфендер занимался психологическими проблемами восприятия, воления (Das Bewußtsein desWollens, 1898; Phänomenologie desWrflens. Eine psychologische Analyse, 1901) и для обозначения специфики разрабатываемой им концепции использовал термин "понимающая психология" (Einführung in die Psychologie, 1904,2 Aufl., 1920). В поздних работах видел в "феноменологии" универсальный метод философии, функции которого: 1) прояснять смысл выражений обыденного языка; 2) заключать в скобки (Meinen) повседневного мира человека; 3) осуществлять феноменологическую верификацию посредством приведения интересующих нас феноменов к "самоданности". Разрабатывал феноменологию ценностей, борясь с тенденцией их релятивизации.

Лит.: Pfänder-Studien, hrsg. von H. Spiegelberg und A. Ave-Lallernent. Den Haag, 1982; Spiegelberg H. Pfanders Philosophie. Den Haag, 1972.

H. В. Мотрошилова

ПЬЕР ОРИОЛЬ

См. Петр Ауреоли.

Предыдущая страница Следующая страница