Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГРИ"-"ГЮЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГРИ"-"ГЮЙ")

ГРИГОРИЙ ИЗ РИМИНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ СИНАИТ

ГРИГОРИЙ СИНАИТ (Γριγόριος ό Σιναίτης) (ок. 1255 или в 1265, Кукула, у Клазомен, Лидия-27 ноября 1346 в монастыре Парории)-византийский монах, мистик. Стал монахом (скорее всего, после 1337) на Кипре, куда бежал юношей после турецкого плена; вступил в монастырь на Синае, посетил св. места в Палестине. На Кипре учился у аскета Арсения, затем до 1325 находился в монастыре Филофея, который покинул лишь в связи с угрозой нападения османов. Основал монастырь в горах у Странжи во Фракии ок. 1330 (при поддержке болгарского царя Ивана Александра), куда собирались как греческие, так и славянские монахи. Житие св. Григория, написанное его учеником-будущим константинопольским патриархом Каллистом I, было рано переведено на славянские языки (древнейший славянский список относится к началу 15 в.).

Предтеча исихазма; главное сочинение-т. н. "Весьма полезные главы в акростихах" - представляет собой собрание афоризмов, догматических сентенций, советов по теории и практике исихастской молитвы. Исповедовал особую практику "сердечной молитвы", сочетавшую молитву с особым дыхательным тренингом. Автор литургических гимнов и других богословских сочинений, развивающих традиции Иоанна Лествичника и Симеона Нового Богослова. "Беседа о Преображении" Григория Синаита характеризует видимый мистиком свет как Фаворский свет Преображения. Среди неизданных сочинений-тропари на св. Троицу, литургические каноны св. Кресту, св. отцам, Иисусу Христу и др. Соч.: MPG, t. 150.

Лит.: en. Алексий. Византийские церковные мистики XIV века: препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит. Казань, 1906; Культура Византии. XIII - первая половина XVB. M., 1991, с. 427-429.

M. В. Бибиков

ГРИГОРЬЕВ

ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович [16 (28) июля 1822, Москва - 25 сентября (7 октября) 1864, Петербург] - русский литературный критик, поэт, публицист. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 1850-56 ведущий критик т. н. молодой редакции "Москвитянина", по своим принципам близкой славянофильству. Сотрудничая в журналах братьев М. М. и Ф.М.Достоевских ("Время" и "Эпоха", 1861-64), выступает с позиций почвенничества. Философские воззрения формировались под влиянием эстетики романтизма (Т. Карлейль, Р. Эмерсон, Ф. Шеллинг) и славянофильской традиции понимания культуры (прежде всего идей А. С. Хомякова). Генетическая связь общественных взглядов Григорьева с учением славянофилов (признание определяющего значения патриархальных и религиозных начал в народной жизни) сочеталась в его творчестве с критикой абсолютизации значения общины и невнимания к новым жизненным силам российского общества (городское мещанство, купечество). Наиболее полно философское мировоззрение Григорьева представлено в созданной им теории "органической критики", связанной с признанием органичности самого искусства, в произведениях которого находят синтетическое воплощение "органические начала жизни". Искусство не отражает жизнь (в смысле ее копирования), а само есть часть жизненного процесса, его "идеальное выражение". Опираясь на Шеллинга, видел в художественной деятельности единство бессознательного творчества и "идеального миросозерцания" глубоко осознанного, органического восприятия художником действительности. В понимании Григорьевым культурно-исторического процесса проявились черты, сближающие его воззрения с последующими теориями культурного циклизма в русской мысли {И. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев}: критика "идеи отвлеченного человечества" и концепции прогресса ("идея Сатурна-прогресса, постоянно пожирающего чад своих"), определение исторической реальности как совокупности своеобразных "органических типов" общественной и культурной жизни. Соч.: Собр. соч., в. 1-14. М., 1915-16; Эстетика и критика. М., 1980; Искусство и нравственность. М., 1986.

Лит.: Сакулин П. Органическое мировосприятие.-"Вестник Европы", 1915, № 6; Носов С. Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М., 1990; Дал W. Dostoevsky, Grigorev and Native Soil Conservatism. Toronto, 1982.

В. В. Сербчненко

ГРИН

ГРИН (Green) Томас Хилл (7 апреля 1836, Биркин, Йоркшир-26 марта 1882, Оксфорд) - английский философ, представитель неогегельянства. С 1878 - профессор моральной философии в Оксфорде. Под влиянием немецкого классического идеализма, в особенности философии Гегеля, выступил против господствовавшего в Великобритании позитивизма (Дж. Милль, Спенсер), призывая от традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к философии абсолютного идеализма. Грин утверждал, что действительность-это система отношений, продуцируемая "всеобщим сознанием". Богом, по отношению к которому индивидуальное сознание является вторичным. В этике, признавая свободу воли, он выступал против утилитаризма, понимая мораль как самоопределение индивидуальной воли, соотносящей себя с требованиями существующего общества. Прогресс общества Грин сводил к прогрессу самосознания личностей. Его сочинения опубликованы посмертно.

Соч.: Works, v. 1-3, L., 1906.

Лт .: Дебольский Н. Г. Грин, как метафизик.-В сб.: Новые идеи в философии, сб. 17. СПб., 1914; Богомолов А. С. Буржуазная философия США 20 в. М., 1974; Lamont W. D, Introduction to Green's moral philosophy. L., (1934]; Richter M. The politics of conscience: T. Н. Green and his age. Cambr., 1964.

A. Ф. Грязное

ГРОТ ДЖОН

ГРОТ (Grote) Джон (l 813-66)-британский философ. Профессор моральной философии в Кембридже (1855-66). При жизни издал лишь одно произведение - "Философское исследование" (Exploratio Philosophica, v. l, 1865; 2-й том вышел посмертно в 1900). Известен как критик многих современных ему философов, включая Дж. С. Милля. Выступал против перенесения Миллем методологии естествознания на гуманитарные науки, критиковал его феноменалистическую теорию познания за исключение субъект-объектного отношения и недооценку конструктивной роли сознания. Грот утверждал, что познаваемость вещей обусловлена их приспособленностью для разума. Считал, что сами вещи во вселенной несут на себе частицы сознания. Критикуя учения современников, он в то же время искал в них элементы истины для более полного философского синтеза, в основе которого видел сочетание позитивизма и рационалистического идеализма. Своей неформальной манерой письма, опорой на обыденный язык предвосхитил философский стиль другого кембриджского философа -Д. Э. Мура. Различал два вида знания: "знание-знакомство с вещью" и "знание о вещи", в чем предвосхитил одно из главных положений ранней эпистемологии Б. Рассела. В области этики критиковал гедонистические аспекты утилитаризма, недооценку последним роли высоких моральных идеалов. При жизни Грота влияние его идей и личности ограничивалось узким академическим кругом.

Соч.: An Examination of the Utilitarian Philosophy, 1870; A Treatise on the Moral Ideals, 1876.

А. Ф. Грязное

ГРОТ НИКОЛАЙ

ГРОТ Николай Яковлевич (18 (30) апреля 1852-23 мая (4 июня) 1899, с. Кочеток, Харьковская губ.]-русский философ. Родился в семье академика-филолога Я. К. Грота. Окончил историко-филологический факультет СанктПетербургского университета, где получил золотую медаль за сочинение "Опровержение Платона и пифагорейцев по метафизике Аристотеля". После заграничной командировки в Германию получил профессорское звание и работал в Историко-филологическом институте в Нежине. С 1883-профессор Новороссийского университета в Одессе, с 1886-профессор Московского университета, где и преподавал философию до конца жизни. Один из создателей Московского психологического общества, первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). В 1879 защитил магистерскую диссертацию "Психология чувствований", в 1882-докторскую "К вопросу о реформе логики". В начале своего философского развития Грог-позитивист, испытавший влияние идей Г. Спенсера, отрицательно относившийся к философий и тяготевший к психологии. Его первые исследования посвящены психологии сновидений и чувствований. Он отстаивает даже физиологический подход к психике, определяя чувствование как субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой веществ в нашем организме и их накоплением. Психика возникает как интериоризация внешнего, как переход во внутреннюю деятельность, движения и волевые усилия того, что затем вновь выражается во внешнем действии. С позиций психологизма Грот пытается реформировать логику, которая совпадает у него с теорией познания, с учением об умственных процессах (ассоциация, диссоциация, дизассоциация, дезинтеграция, дифференциация).. Философия чувства привела Грота к переосмыслению роли метафизики, что совпало с сильным воздействием на него эстетического пантеизма Д. Бруно. Грот приходит к идее мировой души, мирового субъекта и радикальному изменению своих философских взглядов. Из эволюциониста и психологиста он становится метафизиком, от позитивистского отрицания метафизики он переходит к утверждению надэмпирической реальности, от отрицания свободы воли - к ее защите. В статье "Что такое метафизика?" (1890) последняя рассматривается как научный элемент в философии, ее задача-умозрительное определение абсолютно достоверных и обязательных качественных отношений опыта, как внутреннего, так и внешнего, ума и объективной деятельности. Закон однообразия природы признается критерием истины. Центральным понятием метафизики Грота является понятие силы, которое объединяет в себе силы духа и силы материи. Всякая активная сила-порождение духа, материя-проявление пассивной силы. Развитие последней от природных сил к единой, силе жизни, а затем к силе сознания приводит его к утверждению познаваемости духовной силы, причем познаваемости с помощью эмпирической психологии. Под влиянием философии А. Шопенгауэра Грот отстаивает примат "мировой воли", вложенной Богом в природу и исполненной нравственным содержанием. В статьях о времени он развертывает концепцию человека как воплощения мирового разума и одновременно своеобразной индивидуальности, обладающей сверхвременным бытием. Соч.: Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879-80; К вопросу о реформе логики. 1882; Отношение философии к науке и искусству. К., 1883; Философия и ее общие задачи. СПб., 1904.

Лит.: Н. Я. Грот в очерках, воспоминаниях, письмах... СПб., 1911. А. П. Огурцов

ГРОФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОЦИЙ

ГРОЦИЙ (Grotius) Гуго (10 апреля 1583, Делфт-28 августа 1645, Ростов-голландский юрист, ученый и государственный деятель. Родился в семье бургомистра г. Делфт и куратора Лейденского университета. В 11 лет - студент Лейденского университета. После поездки во Францию стал интересоваться юридическими и политическими проблемами. В 1601 получает должность историографа Голландии и пишет ряд исторических работ. В 1607 назначается прокурором провинции Голландия. В 1618 Греция приговаривают к пожизненному заключению в замке Ловестайн за его позицию в споре между провинцией Голландия и Генеральными Штатами Нидерландов. Три года спустя ему с семьей удалось бежать в Париж, где в 1625 он публикует труд, принесший ему всемирную известность: "О праве войны и мира" (De Jure Belli ас Pacis, рус. пер. 1956). В 1631 возвратился в Голландию.

В своем труде Греции исходит из убеждения, что "мать естественного права есть сама природа человека", а не воля Бога. Понятие "человеческая природа" у него приобретает более глубокое содержание, чем у античных и средневековых мыслителей, определяя "стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными: т. е. то, что стоики называли "ойкейосис" (приобщение)" (О праве войны и мира. М., 1956, с. 45). Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. "Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро" (там же, с. 72). Реализуя принципы естественного права, воля человека создает право человеческое, которое разделяется на внутригосударственное и международное (jus gentium). Человеческое право в отличие от естественного изменчиво; законы человеческого права и само государство есть результат соглашения. "Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" (там же, с. 74). Т. о., по Грецию, полная реализация человека как разумного и общественного существа возможна только в условиях гражданского порядка, и управление гражданским обществом столь же необходимо и естественно, как необходимо и естественно господство разума над телом. Однако хотя обязанности верховной власти в государстве и возникают как результат соглашения, реально они ограничены законами природы и законами человеческих сообществ, особенно законами, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости. Эти нормы одинаковы по отношению и к индивиду, и к государству, и к верховной власти. Идеи, высказанные Гроцием, сыграли огромную роль в возникновении либерально-демократической идеологии эпохи Просвещения в европейских странах и в Северной Америке и легли в основу современной теории международного права.

Лит.: Knight W. S. M. The Life and Works of Hugo Grotius. L„ 1925; WeelandH. Hugo Grotius, Little, 1986.

В. Ф. Коровин

ГРЭМ УИЛЬЯМ

ГРЭМ (Graham) Уильям (Билли) (род. 7 ноября 1918, Шарлотта, США) - баптистский пресвитер и проповедник в США. Окончил богословский колледж в Кливленде и Флоридский библейский институт (1940); в 1938 принял сан пресвитера. Основатель и глава Всемирной евангелической ассоциации, владеющей многомиллионной недвижимостью, издательствами, журналами и радиостанциями. Наследуя традиции ривайвилизма, Грэм регулярно выступал в громадных аудиториях с театрализованными религиозными шоу, которые завершались сценами "второго рождения" присутствующих. Считается, что под влиянием проповедей Грэма в баптизм обратилось около 10 млн человек во многих странах мира. Его излюбленная тема - обличение духовной нищеты и безнравственности, царящей в современном обществе, запугивание скорым концом света и неизбежностью мук ада, требующей безотлагательного обращения к Богу. Свой агрессивный эсхатологиэм Грэм подкрепляет ссылками на демографические и экологические угрозы, вспышку наркомании, организованной преступности и терроризма, возможность применения средств массового уничтожения, которые он объясняет всеобщим засильем греха. Социальные недуги, согласно Грэму, не могут быть решены средствами "воспитания, политики, техники, военной силы или науки", а только "у основания креста, где мы объединимся в братской любви, отождествив себя с распятым Христом". Политический консерватизм Грэма, заостренный против любых радикальных общественных движений, сделал его едва ли не официальным духовником Белого дома. При всей своей социологической поверхностности моралистика Грэма способствует мобилизации нравственного протеста против общественного зла. Грэм-авторитетный выразитель тенденции превращения религии в разновидность массовой коммерсализированной культуры, лишенной духовной глубины и драматизма.

Соч.: Peace with God. N. У., 1963; The Secret of Happiness. N. Y„ 1963; World Aflame. N. Y., 1965; The Faith of Billy Graham. Andeison, 1968; My Answers. N. Y„ 1973.

Лит.: Митрохин Д. Η. Социальная терапия Билли Грэма.-В кн.: Баптизм: история и современность. СПб., 1997, с. 333-355.

Л. Н. Митрохин

ГРЭМ ЭНГЬЮНС

ГРЭМ (Graham) Энгьюс Чарльз (1919-91)-английский китаевед, философ. Профессор Лондонского университета (до 1988), член Британской Академии. Сотрудничал в Школе азиатских и африканских исследований (Лондон), преподавал в Йельском, Энн Арборском, Гонолулском и др. университетах. Труды Грэма, оставаясь в рамках классической западной философской традиции, неизменно учитывали и достижения новейших ее направлений (аналитическая философия, логико-терминологические исследования и т. д., вплоть до постмодернизма). Докторская диссертация Грэма (1958) посвящена изучению становления неоконфуцианства в Китае, трудам его основоположников Чэн И и Чэн Лео. Последующие работы касаются более древних этапов классической китайской философии. Переводя и комментируя древнекитайские тексты (в т. ч. трактат "Ле-цзы"), Грэм создает особую (совершенствовавшуюся на протяжении всей его исследовательской практики) методологическую систему филолого-логико-философской интерпретации древних источников. Выявляя специфику древнего даосизма и его подхода к антропо-космической проблематике, он акцентирует отличие восточной логики мышления от привычных западных норм при сходстве рассматриваемых проблем (мизерность человека в соотнесении с окружающим миром; предначертанность путей бесконечных изменений во Вселенной, независимых от целей и нужд человека; краткосрочность жизни и непостижимость посмертного бытия; относительность жизненных ценностей; "фатализм, очень близкий детерминизму, вплоть до представления, что человеческий организм подобен машине"). В монографиях "Проблема ценностей" (1961), "Рассудок и наитие" (1985) Грэм анализирует различные социальные модели ценностных ориентации, проблемы бытия, разума, возникновения и функционирования мысли. Крупнейшим успехом его интерпретационной методологии является исследование "Поздняя моистская логика, этика и наука" (1978), ряд работ о трактате "Чжуан-цзы", в т. ч. о семи его аутентичных основных главах. Итоги своим исследованиям Грэм подвел в монографии "Полемисты (по вопросу) Дао" (1989), где рассматривается понимание дао в разных школах классической мысли (конфуцианстве, даосизме, мо цзя, иньян цзя, софистов и т. д.).

Соч.: The Book of the Liehtzu. L., 1960; The Problem of Values. L., 1961; Later Mohist Logic, Ethics and Science. L., 1978; The Seven Inner Chapters and other Writings.-"Chuang-tzu". L., 1981; Reason and Spontaneity. L.-Dublin, 1985; Disputers of the Tao. Philosophical Arguments in Ancient China. La Salle (Illinoice), 1989. Лит.: Chinese Texts and Philosophical Contexts: Essays Dedicated t A. C. Graham. La Salle (Illinoice), 1991.

П. М. Кожин

ГРЮНБАУМ

ГРЮНБАУМ (Gnienbaum) Адольф (род. 15 мая 1923, Кельн)-американский философ науки, ученик К. Гемпеля. С 1956-профессор университета в Бентелеме, с I960- профессор Питтсбургского университета и руководитель Центра по философии науки в этом университете. Грюнбаум внес вклад во многие разделы современной философии науки, прежде всего в философию физики. Одна из его основных работ - "Философские проблемы пространства и времени" (рус. пер. 1969)-представляет собой систематическое изложение эмпирико-реалистической концепции пространства и времени. Опираясь на идеи Рейхенбаха, Грюнбаум считает, что в основе философской теории пространства и времени лежит вопрос о гносеологическом статусе отношений пространственной и временной конгруэнтности. При решении этого вопроса вслед за Б. Риманом и X. Рейхенбахом он выступает в защиту реляционного подхода, утверждающего, что физическое простран

ство и время не имеют внутренне присущей им метрики. Выдвинутый Грюнбаумом тезис о геохронометрическом конвенционализме, т. е. о конвенциональном характере отношений конгруэнтности и одновременности, хорошо согласуется с его общей реалистической философской позицией. Опираясь на обобщения понятия времени, он принимает в качестве основного временного отношения отношение "между" (а не "раньше" и "позже"), нейтральное к конструкциям замкнутого и открытого времени.

Грюнбауму принадлежит ряд важных результатов в философии науки: он предложил теоретико-множественное решение апории Зенона о метрической протяженности для случая континуума пространства и времени; сформулировал критические аргументы против тезиса Дюэма- Куайна; выдвинул ряд возражений против концепции К. Поппера, утверждая, в частности, что метод смелых предположений и решительных опровержений является подлинным методом науки и т. п. В последние годы активно занимается философским исследованием психоаналитической теории 3. Фрейда.

Соч.: Geometry, Chronometry and Empiricism.- Scientific Explanation, Space and Time. Minneapolis, 1962, p. 405-526; Modern Science and Zeno's Paradoxes. L., 1968; Geometry and Chronometry in Philosophical Perspective. Minneapolis, 1968; Can We Ascertain the Falsity of a Scientific Hypothesis? - M. Mandelbaum (ed.). Observation and Theory in Science. Baltimore-L., 1971, p. 69-129; Philosophical Problemsof Space and Times, 2 enlarged ed.-Boston Studies in the Philosophy of Science, v. 12. Dordrecht-Boston, 1973; Is Falsifiabilily the Touchstone of Scientific Rationality? Karl Popper Versus Inductivism.-Essay in Memory of 1. Lakatos. Dordrecht-Boston, 1976, p. 213-52; The Foundations of Psychoanalysis: a Philosophical Critique, Berkeley, 1984; Теория Фрейда и философия науки "ВФ", 1991, ¹ 4, с. 90-106.

Лит.: Feyerabend P. К. Comments on Grunbaum's "Law and Convention in Physical Theory".-Current Issues in the Philosophy of Science. N. Y., 1961; Putnam H. An Examination of Gruenbaum's Philosophy of Science.-The Delaware Seminar, v. 2. N. Y.-L., 1963, p. 205-55, B. H. Садовский

ГУ ЯНЬУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГУАНЬ-ЦЗЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУДМЕН

ГУДМЕН (Goodman) Генри Нелсон (род. 7 августа 1906, Соммервилл, штат Массачусетс, США) - американский философ и логик. Профессор Гарвардского университета (с 1967). Разработал систему строгого номиналистического .языка для описания мира, достоинства которого видит в том, что он наиболее адекватно эксплицирует основные логические допущения. Гудмен критикует логико-математический платонизм за использование общих понятий (напр., понятия "класс"). Анализируя понятие "сходство", он приходит к выводу, что в результате объективации сходств возникает ошибочное мнение, будто свойства и качества существуют так же, как и остальные вещи. Согласно Гудмену, выбор исходных терминов той или иной системы описания мира определяется чисто прагматическими соображениями, прежде всего требованием простоты и удобства. В отличие от близкого ему по многим вопросам У. Куайна, Гудмен предпочитает в качестве отправного пункта для описания структуры мира феноменалистический, а не физикалистский язык. Вместе с тем он рассматривает чувственные данные как результат рациональной реконструкции и интерпретации. По Гудмену, сравнение описаний мира с самой "реальностью" неосуществимо, а возможно лишь сравнение одних версий описания мира с другими. Вместо классического понятия истины как корреспонденции Гудмен вводит понятие правильности как соответствия убеждениям и принципам той или иной системы описания. Он исходит из плюрализма систем, считая, что не только наука и обыденное знание, но и разновидности искусства (напр., музыка или абстрактная живопись) представляют собой допустимые версии описания мира. Эстетический опыт обладает не только эмоциональным, но и когнитивным содержанием. Искусство, как и наука, способствует общему прогрессу понимания и знания. В области формальной логики Гудмен занимается построением экстенсионалистской теории значения как теории референции для решения проблемы синонимии. Он исследует роль диспозиционных предикатов в описании мира, формулирует "парадокс подтверждения", свидетельствующий о том, что отношение подтверждения не имеет точного дедуктивного характера. Предпочтение применения некоторого предиката (напр., предиката "зеленый" предикату-монстру "зелубой", образованному в результате слияния "зеленого" и "голубого", по отношению к такому объекту, как изумруд) в новых случаях объясняется его регулярным и успешным применением в прошлом. Гудмен осуществляет экспликацию фундаментальных принципов для построения индуктивной логики. В этой связи он также исследует логические аспекты проблемы предсказуемости.

Соч.: The Structure ot'Appearance. Cambr. (Mass.), 1951; Fact, Fiction and Forecast. L., 1954; Language of Art. Indianapolis, 1968; Ways of Worldmaking. Indianapolis, 1978. Лит.: PassmoreJ. Recent Philosophers. L., 1985, p. 87-91.

А. Ф. Грязное

"ГУЙГУ-ЦЗЫ"

"ГУЙГУ-ЦЗЫ"-один из "неаутентичных" даосских текстов. Традиционно "Гуйгу-цзы" датируется 4 в. до н. э., впервые упоминается в суйской истории, где он отнесен к произведениям т. н. школы "союзов по вертикали и горизонтали" (цзунхэн цзя). Существует предположение, что под псевдонимом Гуйгу-цзы ("Учитель из ущелья духов предков") скрывается Су Цинь (4 в. до н. э.), один из основателей школы цзунхэн цзя. По другой версии. Су Цинь, предлагавший союз "по вертикали", т. е. расположенных с севера на юг царств Янь, Чжао, Хань, Вэй, Ци и Чу против царства Цинь, и его соперник Чжан И, выступавший за союз царств "по горизонтали", т. е. с востока на запад, возглавляемый царством Цинь,-оба ученики Гуйгу-цзы. Современный текст в трех книгах сопровождается комментарием Тао Хунцзина (456-536). Основное содержание "Гуйгу-цзы" может быть истолковано как описание традиционных даосских техник продления жизни (ян шэн), связанных с медитативной практикой (чуай мо); через нее достигается познание собственной "истинной природы" (сил), определяемой актуальной конфигурацией в мире и в теле индивида (макрокосме и микрокосме) энергий инь ян, действие которых здесь описывается в натурфилософских терминах "открывания- закрывания" (бай-хэ) всепорождающего лона неба-природы. Все эти натурфилософские концепты, по мысли авторов "Гуйгуцзы", могут быть успешно применены и в сфере политического планирования.

Г. А. Ткаченко

ГУМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМБОЛЬДТ

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (22 июня 1767, Потсдам - 8 апреля 1835, Тегель) - немецкий эстетик, языковед, философ, государственный деятель и дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Взгляды Гумбольдта отражали идеалы гуманистического мировоззрения, сложившегося в Германии к концу 18 в. (Гёте, Шиллер, Гердер); в ряде своих работ разъяснял этический и эстетический смысл поэзии немецких классиков (статьи о поэме Гёте "Герман и Доротея", о Шиллере). В философии истории перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту установления границ деятельности государства" (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen, 1792, опубл. 1851)-рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. Для Гумбольдта характерен преимущественно интерес к культуре как целостному органическому единству, к "духу" народов, действующему в истории (работы 1790-х-1800-х гг., посвященные древнегреческой истории и культуре). Вершина научной деятельности Гумбольдта-его работы о языке, в которых начала сравнительного языкознания неотделимы от философии языка и культуры ("О сравнительном изучении языков..." - Über das vergleichende Sprachstudium... 1820; "О различии строя человеческих языков..."-Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...-введение к работе "О языке кави на острове Ява" - Über die KawiSprache auf der Insel Java, Bd 1-3, 1836-39, и мн. др.). Подчеркивая творческую природу языка, он рассматривал его в тесной связи с мыслительной деятельностью индивида и народа; язык-не только готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа; язык как "непроизвольное средство" выражения и обретения истины; в самой структуре языка воплощено определенное воззрение на мир. Гумбольдт явился по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. (X. Штейнталь, А. А. Потебня и др.).

Соч.: Gesammelte Schriften, hrsg. v. A. Leitzmann, Bd 1-17. В., 1903-36; Ibid. В., 1968; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1-5. Darmstadt-В., 1960-65; Der Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd 1-2. В., 1962; в рус. пер.: Избр. труды по языкознанию. М., 1984; Язык и философия культуры. М., 1985.

Лит.: Гшм Р. Вильгельм фон Гумбольдт... пер. с нем. М„ 1898; Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М., 1927; Постовалова В. И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М., 1982; Spranger E. W. v. Humboldt und die Humanitätsidee. B., 1928; Scwla H. W. v. Humboldt. Werden und Wirken. B., 1975.

А. В. Михайлов

ГУН

ГУН (кит., буквально-обобщение, а также совмещение, обобществление, генерализация)-термин китайской философии и логики; этимологически восходит к изображению сведенных вместе рук. Гун означает обобщение не посредством абстрагирования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта или имени этого объекта ("общего имени" - гун мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов: так Полярная звезда объединяет (гун) остальные звезды ("Лунь юй"), а ступица-спицы в колесе ("Дао дэ цзин"). Репрезентант, которому приписываются свойства всех других элементов множества, обозначается иероглифом гун [2] - частичным синонимом и омонимом гун, совмещающим значения "общественный, публичный, альтруистический" и "правительственный, высший, главный". Термин "гун [2]" играл важную роль в утопических концепциях: "колодезных полей" (цзин тянь - обозначал общее поле, расположенное в центре системы девяти полей и предназначенное для налоговых отчислений в казну), "Великого единения" {Да тун - трактовался как подобное телесному здоровью состояние органичной гармонии, достигаемой Поднебесной в централизованной социальной иерархии). В *Чжуан-цзы" вселенская функция гун [2], раскрываемая в понятиях "центра/предела" (цзи) и "предельно большого" числа 10000 (тьмы), приписывается дао.

Логико-гносеологическое истолкование гун как объединения множества объектов единым именем, противопоставленного их различению (бе) посредством разных имен, содержит "Сюнь-цзы", где максимально обобщающее "большое объединяющее имя" (да гун мин, соответствует "большому имение-да мин - в "Мо-цзы") - "вещь" (у) не является ни универсалией в европейском смысле, т. к. не распространяется на Небо, Землю и дао, ни абстрагированием "вещности". В современном китайском языке иероглиф гун используется, в частности, для передачи понятий "коммунизм" (гунчаньчжуи), "республика" (гунхэго).

Лит.: Кобзе" А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, с. 178-209.

А. И. Кобзев

ГУНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУНСУНЬ ЛУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУРВИЧ

ГУРВИЧ (Gurwitsch) Арон (17 января 1901, Вильно-" 25 июня 1973, Цюрих)-немецко-американский философ, историк науки, социолог, представитель феноменологии. Учился в Берлине, Франкфурте, Геттингене, ассистент М. Гайгера. Испытал влияние неокантианства (Э. Кассирер) и гештальтпсихологии. С 1933-ассистент в Сорбонне (Институт истории науки), с 1940 - в США. С 1959 - профессор в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). Отправляясь от идей Э. Гуссерля, развил своеобразный "неэгологический" вариант феноменологии сознания: в отличие от Гуссерля, Гурвич считал, чтонет особого "трансцендентального сознания" (чистого Ego), можно говорить только о "трансцендентальной функции" сознания. Сознание едино; однако его уникальной характеристикой является "двусмысленность" (ambiguity), делающая возможным сосуществование естественной и трансцендентной установок. Трансцендентальное "поле сознания", конституирующее предметность, исследуется феноменологией. При этом натуралистический традиционно-психологический подход к сознанию не отрицается феноменологическим, но сосуществует с ним.

В социологии Гурвич опирался на заимствованное у М. Шелера понятие среды (Milieu) как совокупности того, что "переживается человеком непосредственно в противоположность тому, что объективно воздействует на него" ("Die mitmenschlichen Begegnungen in der Milieuwelt". B.-N. Y., 1977, S. 86). Совокупность индивидуально значимых "сред" образует социальный мир (Milieuwelt)- функциональное единство устойчивых структур человеческих взаимодействий.

Оказал значительное воздействие на развитие феноменологии в США, а также (наряду с А. Шюцем) на становление и развитие феноменологической социологии. Соч.: The Field of Consciousness. Pittsburg, 1964; Studies in Phenomenology and Psychology. Evanston, 1966; Phenomenology and the Theoiy of Science. Evanston, 1974; Leibniz: Philosophie des Panlogismus. В., 1974.

Лит.: Metraux A. Aron Gurwitchs Non-egological Conception of Consciousness.-"Research in Phenomenology", 1975, ¹ 5; Sozialität und Intersubjektivität. Phänomenologische Perspektiven der Sozialwissenschaften in Umkreis von A. Gurwitsch und A. Schütz. Münch., 1983.

Л. Г. Ионин

ГУС

ГУС (Hus) Ян ( 1370, местечко Гусинец в Богемии - 6 июля 1415, Констанца, сожжен) - чешский религиозный реформатор. Образование получил в Пражском университете, где в 1394 ему была присвоена степень магистра "свободных искусств". В 1401 становится деканом теологического факультета, а затем (до 1403) - ректором университета в Праге. В 1402 был назначен проповедником при Вифлеемской часовне, свою задачу видел в призыве чешского народа к благочестивой жизни и в обличении нравов духовенства. В университете Ян Гус познакомился с сочинениями Дж. Уиклифа, оказавшими на него большое влияние: в отличие от Англии, где работы Уиклифа были осуждены в начале 15 в., в Праге они пользовались большой популярностью. Не все взгляды Уиклифа Гус разделял (в частности, им отрицалась идея о транссубстанциации, пресуществлении); его внимание было в большей степени сосредоточено на церковно-политических вопросах. Наиболее приемлемыми для него были аргументы Уиклифа к проведению церковных реформ (прежде всего сокращение церковной власти в пользу светской). Так же как и Уиклиф, Гус был сторонником предестинационизма и выступал против церкви, присвоившей себе право отлучения еретиков-ведь только Богу, в конечном итоге, известно, насколько грешен человек, и только Он предопределяет праведников ко спасению. Папская схизма, начавшаяся с 1378, привела к обострению отношений между королевской и церковной властью в Чехии; Пражский университет встал на сторону короля. В 1409 Ян Гус вновь-ректор университета в результате изменений устава и ухода из университета немецких профессоров и студентов. 1412 год был отмечен резким выступлением Гуса против продажи индульгенций, сопровождавшимся народными выступлениями; по просьбе короля он покинул Прагу. Два следующих года ознаменованы большой литературной активностью Гуса: он написал ряд трактатов, в т. ч. по-чешски, самый известный из которых "De ecclesia" ("О церкви"). По настоянию короля Сигизмунда в 1414 Гус прибыл в Констанц, где был арестован. В 1415 собор осудил учение Уиклифа, а вместе с ним-и "его последователя" Яна Гуса.

Последователи Гуса, гуситы, продолжили его дело: их выступления привели к возникновению в Европе гуситского движения, а впоследствии-к гуситским войнам, продолжавшимся 11 лет. Вслед за Уиклифом Ян Гус считается предшественником Реформации. Соч.: Послания магистра Яна Гуса. М, 1903.

Лит.: Серебрянский Н. Ян Гус, его жизнь и учение. Псков, 1915; Кратохвил М. В. Ян Гус. М., 1959; Matthew Spinka. John Hus Concept of the Church, 1966.

О. В. Голова

ГУССЕРЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУТТЕН

ГУТТЕН (von Hütten) Ульрих фон (21 апреля 1488, замок Штекельберг близ Фульды, Германия - 29 августа 1523, о. Уфнау на Цюрихском озере, Швейцария)-немецкий гуманист. Потомок старинного дворянского рода, воспитывался в монастырской школе в Фульде, учился в университетах Кельна, Эрфурта, Ростока и др., а также в Павии и Болонье. В 1512-17 в Италии Гуттен был нетипичным для немецкого рыцарства поборником гуманистического просвещения и пропагандистом античного наследия, одним из главных создателей "Писем темных людей" (Epistolae obscurorum virorum, 1515-17), сатиры на невежество, аморальность и нетерпимость к инакомыслию монахов и теологов. В своей поэзии, речах и диалогах (стихотворение "Никто" - Nemo, 1518; диалог "Фортуна"- Fortuna, 1519), как и в обширной переписке Гуттен восхвалял могущество разума человека, его волевую активность, выступал за свободу слова и независимость светской культуры от церковной цензуры, против засилия авторитетов схоластики. В занятиях науками видел путь к нравственному совершенствованию личности.

Накануне и в начальный период Реформации Гуттен стал крупнейшим политическим публицистом страны и одним из основных выразителей формировавшегося немецкого национального самосознания. Он призывал к освобождению Германии от поборов и власти Рима и централизации страны. Резко критикуя церковную иерархию во главе с папой, Гуттен впервые опубликовал трактат Л. Ваяли о подложности "Константинова дара" и антиримские документы по истории Германии. В 1519-20 он решительно поддержал Лютера, но выступил с собственной программой действий. В борьбе против папства и духовных князей призывал к объединению сил оппозиции, союзу дворянства и городов, к открытой войне с Римом, надеясь на усиление в этом случае роли рыцарства и возрождение мощи империи (диалоги "Лихорадка II", "Вадиск, или Римская троица", "Разбойники" - Febris II, Vadiscus, Praedones, 1519-20). Эти политические планы Гуттена провалились, как и его утопические расчеты на успех восстания части рыцарства в 1522-23. Он был вынужден бежать в Швейцарию, где вскоре умер.

Соч.: Opera quae reperiri potuerunt omnia, vol. l-7.Lipsiae, 1859-70; в рус. пер.: Письма темных людей. М.-Л., 1935; Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959.

Лит.: Володарский В. М. Ульрих фон Гуттен в зарубежной историографии 20 в.-В кн.: Культура Возрождения XVI века. М., 1997; Kalkoff P. Ulrich von Hütten und die Reformation. Lpz., 1929; Holbom H. Ulrich von Hütten and the German Reformation. L., 1937; Bernstein E. Ulrich von Hütten. Reinbeck bei Hamburg, 1988; Штраус Д. Ф. Ульрих фон Гугтен. СПб., 1896.

В. М. Володарский

ГУТЬЕРРЕС

ГУТЬЕРРЕС (Gutierres) Густаво (род. 1928, Лима, Перу) - перуанский католический священник, теолог. Изучал психологию в Лувенском университете (Бельгия), теологию в Лионском, стажировался в Мюнстерском у профессора теологии И. Б. Метца, основателя "политической теологии". В настоящее время Гутьеррес-профессор теологии в Католическом университете г. Лимы. Он заслужил репугацию одного из наиболее авторитетных представителей латиноамериканской теологии освобождения, радикального направления в теологии, получившего свое развитие в 1970-80-х гг. 20 в. На идеи Гутьерреса большое влияние оказали взгляды представителей европейских радикальных теологии, таких, как "политическая теология", "теология революции", "теология надежды", персоналистская доктрина Ш. Мунье и марксизм, который он считал важным инструментом для познания социальной действительности и разработки путей ее преобразования. Гутьеррес пересмотрел традиционную для христианства трактовку предмета теологии, ее задач и методов. Вся предшествующая христианская теология, считает он, была идеологией господствующих классов, а в современном мире нужна теология, наполненная конкретным социально-политическим содержанием. История-место самореализации человека, и Царство Божие создается "здесь" и "сейчас".

В своей первой программной работе "К теологии освобождения" (Hacia una teologia de la liberacion), опубликованной в 1969 в Монтевидео, Гутьеррес подверг критике господствующую в то время в Латинской Америке идею "развития" и обрисовал свое понимание идеи "теологии освобождения", как соединения теологии, достижений социальных наук и социальной практики, выявляющей интересы широких народных масс. Самая крупная его работа - "Теология освобождения" (Teologia de la liberacion, 1971) переведена на основные европейские языки, много раз переиздавалась и оказала заметное влияние не только на латиноамериканскую, но и на теологическую мысль Европы, Азии и Африки. Соч.: Apuntes para una teoiogia de la liberacion. Lima, 1970; Liberacion: opcion de ia iglesia en la decada del 70. Bogota, 1970; Teologia de la liberacion. Salamanca, 1973; Aus der eigenen Quelle trinken. Münch.- Mainz, 1986.

3, А. Заритовская

ГХОШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЭ У

ГЭ У (кит., буквально- выверение вещей, а также постижение вещей, изучение объектов, классификация предметов)-основополагающий термин китайской гносеопраксиологии. Гэ у-одно из 8 "основоположений" (тяо му) первой книги конфуцианского Четверокнижия "Да сюэ" (5-3 вв. до н. э.), т. е. гл. 42/39 "Ли цзи", связанное прежде всего со следующим "основоположением" - "чжи чжи": "доведение знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей". Древнейший комментатор текста Чжэн Сюань (127-200) определил "гэ" как "привлечение", подразумевая адекватную реакцию "вещей", уподобленных им "делам", т. е. всех объективных явлений, на правильное знание. С превращением в неоконфуцианстве "Да сюэ" в самостоятельное произведение, первое в Четверокнижии, особое значение приобрел и термин "гэ у". Чэн И интерпретировал его с помощью тезиса "Чжоу в" об "истощающем [исследовании] принципов" (цюн ли). Чжу Си развил и канонизировал эту интерпретацию. Воспользовавшись определением "гэ" как "достижения" в каноническом словаре "Эр я" ("Приближение к классике", 3-2 вв. до н. э.), он отождествил гэ у с постижением заключенных в "делах и вещах" принципов (ли). Его главный оппонент в неоконфуцианстве Ван Ячмин предложил понимать "гэ" как "выправление" (чжэн), имея в виду правильное отношение к "вещам" (у), которые в свою очередь сводились к делам, а те - прежде всего к помыслам, заключенным в "собственном сердце" (шэнь синь) и направленным на "усовершенствование своей личности" (ею шэнь).

В ходе начавшегося в 17 в. развития критики как чжусианства, так и янминизма на первый план выдвинулось истолкование гэ у в качестве практического отношения к вещам, по выражению Янь Юаня (1635-1704), их "выверения руками" (шоу гэ ци у). В конце 19 в. этим термином стали обозначаться западные естественные науки, в современном языке он имеет значение "естествознание, природоведение".

Лит.: Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Lau D. A Note on Ke Wu.-"Bulletin of the School of Oriental and African Studies", 1967, v. 30.

А. И. Кобзев

ГЭ ХУН

ГЭ ХУН [283, уезд Цзюйжун (современная провинция Цзянсу) - 343 или 363] - один из первых китайских "алхимиков" - систематизаторов духовных практик, целью которых было достижение адептом индивидуального телесного бессмертия. Родился в семье, многие представители которой занимали важные государственные посты в царстве У. В молодости успешно участвовал в боевых действиях против мятежников, но затем служил неохотно и стремился оставить военную карьеру. Прослышав, что на юге, в Цзяочжи добывают киноварь (даньша), необходимую для алхимических занятий, он добился назначения главой уезда Гоулоу и до конца жизни оставался на юге, в Гуанчжоу. Основным произведением Гэ Хуна считается "Баопу-цзы", трактат, заглавие которого происходит от прозвища автора-"Объявший простоту мудрец". Текст описывает способы регулирования индивидуальных циклов жизненной энергии яв-пневмы с целью их "включения" в общекосмический цикл с помощью снадобий, известных под именем "эликсира бессмертия" (дань) - "философского камня" китайских алхимиков. Трактат свидетельствует о глубоких познаниях автора в различных науках. "Баопуцзы" подразделяется на "внешние" и "внутренние" главы, первые из которых считаются более ранними. Во "внутренних" главах провозглашается приоритет даосизма по отношению к конфуцианству ("даосская наука-корень, конфуцианская-кончики веток"), важность веры в "астрологическую" судьбу (су мин) и необходимость любви к "сокровенному" (сюань). Последнее трактуется как высшая реальность, исследование и познание которой возможно при помощи духовных практик, в частности - "хранения единого" (шоу и). Аналогичные способы упоминаются уже уЛао-цзы (*Дао дэ цзин", 39), Чжуан-цзы (*Чжуан-и,зы", 12) и Лю Аня ("Хуайнань-цзы", 14), однако Гэ Хун различает "хранение сокровенного единого" и "хранение подлинного единого". Совершенствование в "хранении единого и сохранении подлинного" (шоу и цунь чжэнь) в конечном счете приобщает адепта к знанию божеств-предков, после чего он становится "настоящим человеком", недоступным ни для свирепых зверей на суше, ни для зловредных драконов в воде. Его сторонятся неприкаянные духи, ему не страшно даже направленное на него оружие ("Баопу-цзы", 18). Достижению этого состояния также способствует употребление "великого снадобья из золота и киновари", которое, орошая "киноварные поля" в теле адепта, приближает его к телесному бессмертию. "Баопу-цзы" приводит рецептуру изготовления алхимического золота (сернистой ртути) из реальгара, описывает процесс получения свинцовых белил и других химических соединений. Специалисты по китайской медицине считают, что Гэ Хун внес существенный вклад в методы распознавания и лечения инфекционных заболеваний. Его наследие внимательно изучается историками традиционной науки Китая.

Г. А. Ткаченко

ГЮЙО

ГЮЙО (Guyau) Жан-Мари (28 октября 1854, Лаваль31 марта 1888, Ментон) - французский философ-спиритуалист, исследователь проблем этики и эстетики. Приемный сын А. Фулье, рано проявил интерес к проблемам философии и морали; в 19 лет получил почетную премию от Академии моральных и политических наук за работу, посвященную истории утилитаристских взглядов в морали от Эпикура до современных философов; с 1874 преподавал философию в парижском лицее Кондорсе. Тяжелое заболевание заставило оставить начатую преподавательскую карьеру и переселиться сначала в Италию, а затем в Прованс, где он и умер от туберкулеза в возрасте 33 лет.

В центре философии Гюйо-идея жизни как фундаментального принципа всех философских ценностей, основы и движущей силы человеческого бытия. Этико-эстетический витализм Гюйо близок философии жизни: человеком управляет слепая, морально индифферентная жизненная сила, происходящая из скрытых глубин его бытия; ей свойственна постоянно возрастающая интенсивность. "Сознание является разлагающей силой", поскольку может "при помощи ясности анализа разрушать все то, что накоплено неясным синтезом наследственности" ("Esquisse d'une morale sans l'obligation ni sanction". P., 1885, p. 245). Цель морали - восстановление гармонии между рефлексией и спонтанностью, мораль способна выполнить эту задачу, поскольку "наиболее интенсивная и наиболее экстенсивная жизнь" объединяет в себе эгоизм и альтруизм. Эгоизм для Гюйо - это мутация жизни, поэтому долг каждого человека соотносим с жизненной энергией этого человека.

Прекрасное, по мнению Гюйо, есть все то, что усиливает нашу жизненную силу. Эстетическое переживание носит общественный характер, так искусство пытается возвеличить индивидуальную жизнь, чтобы позволить ей соприкоснуться с всеобщей жизнью ("Искусство с социологической точки зрения"-L'art au point de vue sociologique. P., 1889; рус. пер. 1900).

В своей последней работе "Иррелигиозность будущего" (Irréligion de Г avenir. P., 1887) Гюйо высказывает уверенность, что со временем религия освободится от догм и перестанет зависеть от веры в трансцендентную силу; от этого она не перестанет существовать, ибо связана с чувством физической, моральной и социальной зависимости от Универсума и распространяющегося от него источника жизни; религия понимается Гюйо как универсальный социоморфизм.

Соч.: Les problems de l'esthétique contemporaine. P., 1884; La Genèse de l'idée de Temps. P., 1890; Éducation et Hérédité. P., 1889; в рус. пер.: Нравственность без обязательств и без санкции. М., 1923. Лит.: fbullièA. La Morale, l'art et la religion d'après Guyau. P., 6 éd., 1906; Guyau and the idea of time, ed. by J. A. Michon et al. Amst., 1988.

M. M. Федорова

Предыдущая страница Следующая страница