Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КОНСЕРВАТИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНСЕРВАТИЗМ

КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme от лат. conservare - охранять, сохранять) - одно из основных направлений политической философии, которое выражается в исторически конкретной политической идеологии. Элементы консерватизма могут быть обнаружены у Аристотеля. С тех пор в западной мысли не прекращаются попытки сформулировать принципы консерватизма. К идеологам консерватизма относят Э. Бёрка и М. Оукшотта (1901-90).

Бёрк, будучи членом Нижней палаты британского парламента от партии вигов, формулировал принципы консерватизма в своих работах, посвященных конкретным проблемам британской, европейской и мировой политики 2-й пол. 18 в. Событием, позволившим ему с максимальной наглядностью представить кредо консерватизма, явилась Французская революция 1789. Для Бёрка она предстала в качестве максимума зла, которое способны причинить себе люди, лишенные правильного понимания своей природы и законов человеческого общежития. Основные принципы такого понимания могут быть сведены к следующим: 1) человек есть существо религиозное, и религия образует основу гражданского общества', 2) общество - продукт исторического развития, и его институты воплощают в себе мудрость предков; 3) человек как существо инстинкта, чувства и разума лучше руководим опытом, привычкой и предрассудками, нежели абстрактными теориями; 4) зло заключено в самой человеческой природе, а не в общественных учреждениях; сообщество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивида, а его права есть лишь следствие обязанностей; 5) люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право одних властвовать над другими; 6) наличный общественный строй необходимо оберегать, поскольку обычно попытки устранить зло ведут к причинению еще больше зла, что вовсе не означает отрицание необходимости изменений (Burke E. Reflections on the Revolution in France. L., 1790; рус. пер.1992,с. 85).

Следует отметить, что любая попытка абстрагировать эти принципы от контекста мысли и превратить их в своего рода "символ веры" или список обязательных верований, вызывает протесту представителей консервативной философии. Оукшотт в одном из своих эссе настаивал, что "предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны" (OakeshottM. On Being Conservative. - Kirk R. (ed.). The Portable Conservative Reader. N. Y, 1982, p. 585). Традиционное нежелание консерваторов сводить свое мировоззрение к универсальной теории, определять его скорее как "предрасположенность", но ни в коем случае как рассудочную доктрину ведет к тому, что консерватизм оказывается лишенным своей собственной динамики. Как констатировал С. Хантингтон: "Обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Т о., как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции. Консерватизм - этот призыв к истории, сам без истории" (Huntington S. Conservatism as an Ideology. - "The American Political Science Review", 1957, ¹ 51, p.469).

Такое понимание консерватизма позволяет рассматривать эту политическую идеологию функционально - как ответ на вызовы, обращенные к конкретному обществу с его конкретной экономической, политической и культурной проблематикой. Нет необходимости ни сводить его к всего лишь аристократической реакции на Французскую революцию 1789, ни превращать в надисторическую "вечную" философию. Консерватизм как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя (не существует "консервативной утопии"), определяется Хантингтоном как "институциональная", т. е. выступающая в защиту наличных социальных институтов, когда они оказываются под угрозой. В отличие от "идеационных" идеологий (либерализм и социализм), имеющих свой общественный идеал (Ibid., p. 458). Из этого следует, что предпочтительнее типологию строить на основе исторического своеобразия, как это сделал Н. 0'Салливан, предложивший различать "реакционный", "революционный" и "умеренный" консерватизм, представленный соответственно Францией, Германией и Великобританией/США (см.: O'Sullivan N. Conservatism. - Eatwell R., Wright A. (eds). Contemporary Political Ideologies. L, 1993, p. 52-53).

Ошибочно хоронить консерватизм лишь потому, что он на время передает свои функции либерализму как идеационной идеологии. Так поступил Дж. Вайс, завершивший свою работу выводом о том, что после 1945 "история европейского консерватизма закончилась" (Weiss J. Conservatism in Europe 1770-1945. Traditionalism, Reaction and Counter-Revolution. L., 1977, p. 173). Существует иное мнение. Напр., Дж. Грей, признавая необходимость сегодня "отвергнуть все те формы консерватизма, в которых фундаменталистский либерализм нашел себе политическую обитель" (Gray J. Enlightenments's Wake. Politics and Culture at the Close of the Modem Age. L.-N. Y, 1997, p. 119), предвидит передачу - с целью сохранения "либеральной цивилизации" в Великобритании - политической функции консерватизма левым силам. Им, надеется Грей, удастся сберечь и взрастить консервативные "зерна истины", к которьм теперь следует отнести лишь три принципа: 1) человек - не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры; 2) прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны; 3) культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам. И если такая трансформация с консерватизмом произойдет, то он в новом столетии окажется институциональным двойником "мультикультурализма" как идеационной идеологии.

В России основы консервативной политической философии впервые были заложены H. M. Карамзиным в "Записке о древней и новой России" (1811). В дальнейшем российский консерватизм наиболее ярко представляли К. Н. Леонтьев и К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров и В. В. Розанов. Классическим образцом консервативной критики большевистской революции является книга Н. А. Бердяева "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии" (1923), от которой он впоследствии отказался. Наиболее основательно с позиций "духовно свободного консерватизма" политическая философия была разработана С. Л. Франком в книге "Духовные основы общества" (1929).

Лит.: Месту Ж. де. Рассуждения о Франции. M., 1997; Манхейм К. Консервативная мысль. - В кн.: Он же. Диагноз нашего времени. M., 1994; Гормозер Г., френкин А. А. Новый консерватизм: вызов для России. M., 1996; Паинс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. M., 1970; Российские консерваторы. M., 1997; O'Sullivan N. Conservatism. L., 1976; Scruton R. The Meaning of Conservatism. L., 1980; Nisbet R. Conservatism. N. Y, 1986; Miner В. The Concise Conservative Encyclopedia. N.Y., 1996.

Л. В. Поляков

В начало энциклопедии