Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЦИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЦИ

I.

ЦИ - орудие (кит., буквально - конкретное явление, способность) - категория классической китайской философии. Термин "ци" первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности, в частности культовой утилитарности ("Лунь юй", "Си цы чжуань", "Дао дэ цзин", "Мэн-цзы").

Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци ("орудий" и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) "благородного мужа" - цзюнь цзы ("Лунь юй"), так и первозданной простоте (пу) мироздания ("Дао дэ цзин"). Последняя в "Дао дэ цзине" выступает ипостасью дао, которое тем самым противопоставляется ци. В качестве "отсутствия/небытия" дао определяет главную функцию ци как сосуда - способность вмещать в себя, т. е. ци представляется "орудием" дао. Фундаментальная оппозиция дао - ци терминологически была впервые оформлена в "Си цы чжуани" (4 в. до н. э,). Эволюция ци как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао.

А. И. Кобзев

II.

ЦИ - пневма (кит., буквально - эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя) - одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции. Этимологическое значение - "пар над варящимся [жертвенным] рисом". Стандартную терминологическую оппозицию ци составляет лв-принцип. Предельно общее понятое "ци" конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и психологическом. В первом случае ци - универсальная субстанция Вселенной; во втором - связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог "жизненных" или "животных духов" европейской философии), способный утончаться до состояний "семенной души" и "духа"; в третьем - проявление психического центра, "сердца" (синь), управляемое волей и управляющее чувствами. Общепризнанным в китайской философии было представление о ци как бескачественном первовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой "Хаосом" (хуньдунь), "Великим пределом" (тай цзи), "Великим единым" (тай и), "Великим началом" (тайчу) или "Великойдустотой" (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества - инь т и "пять элементов" (у сан).

Философской категорией термин "ци" стал в 4 в. до н. э. в таких классических памятниках, как "Гуань-цзы", "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы" и др. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание ци в "Го юй" (5 в. до н. э.), где появление термина отнесено к 8 в. до н. э.: Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия ци Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, "пронизывающим тьму вещей", ци предстает в "Дао дэ цзине". Положение о преобразовании ци в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в китайской классической философии, впервые прозвучало в "Чжуан-цзы", где указанные процессы применительно к ци осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания "пневменных" субстанций с психоэмоциональной сферой. В "Цзо чжуани" (4 в. до н. э.) человеческие эмоции и "вкусы" (горечь, сладость и т. п.) объявляются порождением, а "воля" - воплощением ци. Духовная сущность ци-пневмы обозначена в "Гуань-цзы" термином "лин ци" - "одухотворенная пневма", "подвижная пневма". Она присутствует в "сердце" - сознании и психике человека (ср. наименование "сердца" в "Чжуан-цзы": "вместилище духовности", или "души", - лин фу), способна спонтанно "приходить и уходить", ей присуща диалектическая атрибутика дао - такая "малость", что она не имеет ничего "внутри [себя]", и одновременно такая "огромность", что "ничто [не остается] вне [ее]" (гл. "Нэй е" - "Внутренняя работа").

В "Си цы чжуани" (4 в. до н. э.) ци соединено с понятием <и(эин" (в значении "семя", "семенная душа"), выражающим в "Дао дэ цзине" порождающую потенцию дао: "осемененная (утонченная) пневма (цзин ци) образует вещи" благодаря тому, что "мужское и женское [начала] связывают семя". Содержащиеся в "Си цы чжуани" высказывания о цзин как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из "Гуань-цзы", где цзин ци фактически отождествляется с "духом" (шэпь) как психическим началом. В "Мэн-цзы" представлено положение о единении телесного и духовного ци в "сосредоточенности на должной справедливости", что рассматривалось как выражение безбрежности мировой "пневмы".

В "Хэ Туань-цзы" (4 в. до н. э.?) или, возможно, в трудах Дун Чясуншу (2 в. до н. э.) впервые появляется понятие "изначальная пневма" (юань ци), из которой "образуются Небо и Земля". Дун Чжуншу отождествил "изначальную пневму" с качествами, полученными человеком от родителей, и с общемировой субстанцией. В "Хуайнань-цзы" (2 в. до н. э.) ци рассматривается в космологическом и антропологическом плане как одно из порождающих начал наряду с "духом" и "семенем" и одновременно объединяющее их - "то, что наполняет все сущее".

Ван Чун интерпретировал воплощенное в ци духовное начало - шэнь ци как "утончение" цзин ци, а сгущение и разрежение "пневмы" сравнил с образованием льда и его таянием: человек порождается "духовной пневмой" (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие "шэнь ци" у Ван Чуна может быть истолковано как синоним "изначальной пневмы", в которой "отсутствует разделение [на мутное и чистое]". Ван Су (3 в.) отождествил "изначальную пневму" с "Великим единым" (тай и) -состоянием, предшествующим космогенезу в космогонической схеме "Ле-цзы" (4 в. до н. э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.) - с "Великим началом" (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай связал ци с понятиями "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия" (у цзи, см. Тай цзи) и "Великая пустота" (тай сюй), акцентировав неуничтожимость "пневмы", сгущение и разрежение которой реализуется в мировых трансформациях, образующих преходящие "формы" и "образы".

Особое значение термин "ци" приобрел в неоконфуцианстве, главной проблемой которого стало выяснение соотношения двух начал: материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного ци со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным ли-принципом. Чэн Иъ отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения ци с разрушением "принципов". Чжу Си отстаивал вечность существования "принципов", с которыми неразрывно связано ци.

Ван Янмин трактовал ли и ци как нерасчленимое единство, а ци, "дух" и "семя" как "одну вещь": "распространяющаяся активность - это пневма, сгущенное скопление - это семя, а чудесное (утонченное) применение - это дух". Выражение этого единства Ван Янмин находил в "благосмыслии" (ляп чжи) - врожденном "благом" и интуитивном знании. Ван Фучжи усматривал в концентрации и рассеивании ци причины "видимости" или "невидимости" чего-либо, позволяющие говорить о "наличии/бытии", "форме", либо об "отсутствии/ небытии", "неоформленности". Янь Фу (19 в.) объяснял западное понятие "эфир" (итай) как "имя самого чистого ци". Фэн Юлань отождествил ци с платоновско-аристотелевой материей как полным отсутствием форм, т. е. коррелятивных "принципов" (ли) или "Беспредельным" (у цзи) "ничто". Современные исследователи сближают ци с понятием "поле" (Фэн Ци и др.).

Традиционные концепции ци в настоящее время играют большую роль в теории китайской медицины.

А. И. Кобзев

В начало энциклопедии