Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ТАЙ ЦЗИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТАЙ ЦЗИ

ТАЙ ЦЗИ (кит. - Великий предел) - категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бы тия, антонимичная категории "у цзи" - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Общий для обоих антонимов иероглиф "цзи" несет понятие предела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: "край" ("оконечность", "полюс", "конец крыши") и "центр". Термин "тай цзи" впервые встречается в "Чжоу и" ("Си цы чжуань"), где сказано, что изначальные и универсальные "перемены имеют тай цзи", из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - иньян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тай цзи как синоним тай чу ("Великого начала"), тай и ("Великого единого") и дао, т. е. обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей "пневмы" (ци), и в то же время как Конец пракосмического единства, начало космогенеза и его Причину. Ян Сюн (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил тай цзи альтернативным понятием "тай сюань" ("Великая тайна"), которому посвятил специальное сочинение - "Тай сюань цзин" ("Канон Великой тайны"). Мыслителями философского течения сюань сюэ, в т. ч. Ван Би, тай цзи отождествлялся с "отсутствием/небытием" (см. Ю-у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть тай цзи с помощью понятия "юань ци" - "изначальная пневма". В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате "Тай цзи ту шо" ("Изъяснение плана Великого предела") ЧжоуДуньи сопряг тай цзи с понятием "у цзи", восходящим к "Дао дэ цзину", где оно означает неисчерпаемую первозданность или "Предел отсутствия/небытия". Описав космогенез как следствие движения самого тай цзи, Чжоу Дуньи фактически положил начало трактовке последнего китайской традиционной наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань истолковал сопряжение у цзи и тай цзи как отношение соответственно первичного и вторичного, а Чжу Си - как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех "принципов" (ли), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен использовал термин "тай цзи" для передачи западного понятия "эфир" (итай). Существует предположение, что известное ныне графическое изображение тай цзи в виде т. н. монады, т. е. темного и светлого зародышей (или "рыбок"), соединенных в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7-8 вв. под влиянием буддийских мандал. Схемология тай цзи обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиционной науке.

Лит.: КобзевЛ И Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, Чжан Даинянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основоположения китайской философии). Пекин, 1982, с. 25, 38; Ли Дэюн. Ван Фучжи лунь тай цзи (Ван Фучжи о тай цзи).- "Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань)", 1982, № 6; Чжзч Ваньгэн. Тай цзи.- "Чжунго чжэсюэ яньцзю", 1986, № 3; ß Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 39-57.

А. И. Кобзев

В начало энциклопедии