Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "М" (часть 5, "МИР"-"МОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МИР"-"МОН")

МИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МИР И ИНДИВИДУУМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИСКАВАЙХ

МИСКАВАЙХ (Ибн Мискавайх) Абу 'Алй Ахмад Ибн Мухаммад (ок. 930, Рей, Иран -1030, Исфахан) - арабо-мусульманский философ-энциклопедист, известный прежде всего своим этическим учением. Служил визирем, секретарем и книгохранителем у ряда буидских правителей. Среди сохранившихся сочинений - "Опыты народов" ("Таджариб ал-'умам") - объемистый труд по всеобщей истории; "Вечная мудрость" ("ал-Хикма ал-халида") - собрание изречений индийских, греческих, иранских и арабских мудрецов; собственно философское "Малое спасение" ("ал-Фауз ал-аргар"); "Улучшение нравов" ("Тахзйб ал-ахлак").

В "Малом спасении" Ибн Мискавайх придерживается учения Аристотеля, соединяя его с неоплатонической концепцией эманации. Но в отличие от Ибн Сины и других представителей арабоязычного перипатетизма располагает теоретические философские науки в следующем порядке: математика, логика, физика и метафизика; предпочитает аристотелевское доказательство бытия Бога как перводвигателя; считает Деятельный разум первой эманацией Бога.

В "Улучшении нравов" Ибн Мискавайх, следуя за Платоном, делит психические силы на разумную, аффективную и вожделеющую, а соответствующие им добродетели - на мудрость, храбрость и воздержанность, высшим синтезом которых выступает справедливость. Вслед за Аристотелем определяет добродетель как "середину" между избытком и недостатком. Развивая телеологическую концепцию добра и зла, Иби Мискавайх полагает, что благие дела - это те, которые человек совершает по своей воле и в осуществление того, к чему он предназначен, а дурные - те, которые препятствуют полной реализации его предназначения. Добродетельная жизнь, согласно Ибн Мискавайху, возможна лишь в социуме и реализуется только в общении с себе подобными. Конституирующим элементом ее выступает дружба между людьми. Счастье в посюсторонней жизни состоит в распространении власти человеческой на окружающий мир и управление им в соответствии с требованиями "практической философии".

Jtm.'.Arkoun M. Contribution à l'étude de l'humanisme arabe au 4-10-e siècle: Miskawayh philosophe et historien. P., 1970.

T. Ибрагим

МИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИТТЕЛЬШТРАС

МИТТЕЛЬШТРАС (Mittelstrass) Юрген (род. 11 октября 1936, Дюссельдорф) - немецкий философ науки. В 1962-70 преподавал в Эрлангенском университете, с 1970 - профессор университета г. Констанца. Главный редактор "Энциклопедии философии и теории науки" (Encyklopaedie Philosophie und Wissenschaftstheone, Bd. 1-3. Mannheim-Wien-Zürich, 1980-87). Митгельштрас - участник т. н. эрлангенской школы в философии науки (основана В. Камлахом и П. Лоренценом), которая исходит из конструктивистских позиций и разрабатывает концепцию теории науки как нормативной дисциплины, служащей для обоснования исследовательской практики конкретных наук. Свою версию конструктивизма Миттелыптрас противопоставляет фаллибилизму Поппера, исторической модели развития Куна и Фейерабенда и структуралистской модели научных теорий Штегмюллера. Он проводит различие между реальной (результативной) историей науки и ее обоснованной историей, преодолевающей ограниченности односторонних каузальных и структурно-теоретических концепций научной истории и показывающей, как в реальной истории происходят изменения в формах обоснования развития науки. В соответствии с этим различением задача философии науки, по Миттелыптрасу, - методологическая рефлексия относительно развития науки, в то время как задача науковедения состоит в исследовании социальных форм развития знания. Подчеркивая важность учета при исследовании науки социальных условий ее функционирования и развития, он, однако, не считает, что существует непосредственный переход от соответствующих социальных условий и запросов к определенным научным теориям. По его мнению, взаимоотношение между наукой как социальной формой развития знания и наукой как системой высказываний является диалектическим. Конструктивная теория науки, т. о., предполагает не только исследование теоретических взаимосвязей различных элементов знания, но и конструктивное обоснование практического взаимоотношения между целесообразным размышлением и реальным действием. Такая теория является, с одной стороны, конструктивной частью практики, а с другой - она зависит от практики и призвана быть теорией, реконструирующей практику. Историю науки Митгельштрас понимает как прогрессивное развитие научного знания, включающее в себя, в частности, и кумулятивные периоды развития знания. Суть прогресса в науке состоит в том, что мы способны все лучше ориентироваться в окружающем мире и достигать все более глубокой систематической структуризации научного знания. В ряде работ Митгельштрас применяет методологические и гносеологические принципы конструктивизма к анализу общефилософских проблем (к исследованию вопроса о демаркации философии и науки, а также понятий "априори", "природа", "монада" и т. п.), специальных вопросов истории науки (наука Кеплера, Галилея, Лейбница, Ньютона), проблем социологии науки и этики науки.

Соч.: Neuzeit und Aufklärung: Studien zur Entstehung der neuzeitlichen Wissenschaft und Philosophie. B.-N.Y, 1970; Das praktische Fundament der Wissenschaft und die Aufgabe der Philosophie. Konstanz, 1972; Die Möglichkeit von Wissenschaft. Fr./M., 1974; Wissenschaft als Lebensform. Fr./M., 1982; Fortschritt und Eliten. Analysen zur Rationalität der Industriegesellschaft. Konstanz, 1984.

B. H. Садовский

МИФ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

МИХАИЛ ПСЕЛЛ (Μιχαήλ Ψελλός), светское имя - Константин (1018, Константинополь - ок. 1078 или 1096, там же) - византийский философ, богослов и государственный деятель. Был секретарем императоров Михаила V и Константина К. Последний назначил его в 1045 руководителем высшей философской школы в Константинополе. Попав в опалу в 1054, постригся в монахи, но вскоре был возвращен ко двору Был воспитателем наследника престола (Михаила VII). Обладал энциклопедическими знаниями. Пселлу принадлежат трактаты по философии (в т. ч. "О всяческой науке", комментарии к Платону и Аристотелю), богословию, риторике, истории ("Хронография", которая охватывает события с 978 по 1078), грамматике, медицине, праву, математике, естествознанию, музыке и др. Значительную часть наследия составляют письма (более 500) и речи, посвященные крупнейшим политическим и культурным деятелям Византии 11 в.

Пселл усилил в преподавании роль античных классиков, в первую очередь Платона и неоплатоников, учение которых, как он считал, в своей основе сочетается с христианской догматикой и предваряет Откровение. Часто обвиняемый современниками в пристрастии к языческой философии, Пселл полагал, что необходимо отбирать из античного наследия все то, что согласуется с христианским учением, утверждал наличие двух философий: "высшей философии" - теологии, источник которой находится в Откровении, и "низшей философии" - научного, рационально постигаемого знания; между ними он помещал "науку о бестелесном" - математику В целом философские взгляды Пселла носят эклектический характер, многие его труды представляют собой компиляции из сочинений Прокла, Порфирия, Ямвлиха, Олимпиодора. Ключевая роль его творчества состоит в смене акцента с аристотелевской на платоновскую традицию. Тем самым византийская мысль возвратилась к платоновской ориентации ранней патристики в лице великих каппадокчйцев. Рационалистические элементы философии Пселла позже были развиты его учеником Иоанном Италом.

Соч.: Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4-5. Aliénai. P., 1874-76; Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita, v. 1-2. Mil., 1936-41; Michel Psellos, Chronographie ou histoire d'un siècle de Byzance (976-1077), v. 1-2. R, 1926-28; в рус. пер.: Хронография. М.,1978.

Лит.: Любарский Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978; JoannouP. Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos. Ettal, 1956; Zervos C. Un philosophe néoplatonique du XIe siècle. P., 1973.

A. В. Иванченко

МИХАЙЛОВСКИЙ

МИХАЙЛОВСКИЙ (псевдонимы - Гроньяр, Посторонний, Профан и др.) Николай Константинович [15 (27) ноября 1842, г. Мещовск Калужской губ. - 28 января (10 февраля), 1904, Петербург] - русский публицист, литературный критик, социолог. Учился в Петербургском институте горных инженеров; с 1868 ведущий сотрудник, затем соредактор журнала "Отечественные записки", фактически являвшегося рупором легального народничества; с начала 1890-х гг. до конца жизни соредактор журнала "Русское богатство", идейного выразителя оформившегося в легальном народничестве либерального направления.

В сфере философии Михайловский - преимущественно популяризатор; главным в его антропоцентрической концепции было антиметафизическое убеждение в несостоятельности любых, будь то материалистических или идеалистических, учений о безусловной сущности, лежащей за пределами опыта и наблюдения. Реальный мир не тождествен бытию вообще; центром Вселенной и мерой вещей является человек. К проблеме познания сущности мира Михайловский безразличен, отдавая дань феноменализму и агностицизму И. Канта и позитивизму О. Конта. В духе антропоцентризма доказывал, что нет абсолютной истины, но есть только истина для человека, что критерий истины следует искать в удовлетворении познавательных потребностей человеческой природы. В сфере социологии общефилософским установкам соответствует т. н. "субъективный метод", который он противопоставлял объективизму "органической теории" Спенсера, социал-дарвинизму, а также пассивносозерцательным мотивам в философии истории Г. В. Плеханова и "фатализму" и "крайнему детерминизму" марксистской теории.

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1-8, 10. СПб., 1906-14; Последние соч., т. 1-2. СПб., 1905; Литературная критика. Статьи о русской литературе 19-нач. 20 в. Л., 1989.

Лит.: Бердяев Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском. СПб., 1901; Чернов В. М. Памяти Н. К. Михайловского. СПб., 1906; Колосов Е. Е. Очерки мировоззрения Н. К. Михайловского. СПб., 1912; Виленская Э. С. Н. К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х - нач. 80-х гг. 19 в. М., 1979.

В. Ф. Пустарнакое

МИХЕЛЕТ

МИХЕЛЕТ (Michelet) Карл Людвиг (4 декабря 1801, Берлин - 16 декабря 1893, там же) - ученик Г. В. Ф. Гегеля, профессор Берлинского университета (с 1829). Основатель и редактор гегельянского журнала "Der Gedanke" (Bd. 1-9,1860-84). Автор работ о морали и праве, истории философии и истории этики. "Хранитель предания", знаток и популяризатор гегелевской философии. Как защитник философии своего учителя полемизировал с Ф. Шеллингом, А. Тренделенбургом, А. Шопенгауэром.

Соч.: Geschichte der letzten Systeme der Philosophie in Deutschland von Kant bis Hegel, Bd. 1-2. В., 1837-1838; Die Epiphanie der ewigen Persönlichkeit des Geistes, Bd. 1-3. В., 1844-1852; Esqisse de Logique. P., 1856; Das System der Philosophie als exakter Wissenschaft, 5 Bd. В., 1876-1881; Historisch-kritische Darstellung der dialektischen Methode Hegels. B., 1888. Лит.: Mader l. Zwischen Hegel und Marx. W.-Münch., 1975.

А. Б. Баллаев

МИХЕЛЬС

МИХЕЛЬС (Michels) Роберт (9 января 1876, Кёльн - 3 мая 1936, Рим) - немецкий социолог, в 1926 принявший итальянское гражданство. В 1900 защитил степень доктора наук по истории. Преподавал во многих университетах Европы и США, испытал влияние А. Лабриолы, Ж. Сореля, Г. Моски, В. Парето, М. Вебера. Используя личный опыт членства в германской социал-демократической и итальянской социалистической партиях, а также изучая профсоюзное движение, Михельс сформулировал "железный закон олигархии", согласно которому олигархические тенденции в разных формах существуют в политических, профсоюзных и др. организациях. Эти тенденции состоят в неизбежном возникновении профессионального лидерства, образовании постоянного оплачиваемого партийно-бюрократического аппарата, централизации власти, смещении целей от высших (построение социализма) к инструментальным (сохранение организации). Консервативные тенденции, сопровождаемые заботой об удовлетворении непосредственных материальных нужд партийной олигархии, превалируют над первоначальными революционными целями, ради которых создавалась организация. Возрастающий идеологический консерватизм, приверженность политике и идеям, которые уже не соответствуют требованиям времени, нетерпимость к попыткам ревизовать эту политику сопровождаются все большими различиями между интересами лидеров и рядовых членов партии, уменьшением возможности для последних участвовать в принятии решений. Программы становятся все более умеренными, растет число призывов к участию в правительствах. Взгляды Михельса эволюционировали от приверженности демократическому идеалу к утверждению олигархической природы самой демократии. Вначале негативно оценивая олигархические тенденции, впоследствии он стал рассматривать их как процесс, приводящий к власти "лучших". В его трудах стали заметны авторитаристские и профашистские симпатии. Тем не менее Михельс - признанный на Западе теоретик политической науки, представивший исходные пункты для анализа политических организаций.

Соч.: Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Demokratie. Lpz., 1911; Probleme der Sozialphilosophie. Lpz., B., 1914; Sozialismus und Faschismus in Italien. Münch., 1925.

E. В. Остова

МИШ

МИШ (Misch) Георг (5 января 1878, Берлин -10 июня 1965, Геттинген) - немецкий философ, ученик и последователь Дилыпея. В 1896-97 изучал философию и юриспруденцию в Берлине: диссертация "О становлении французского позитивизма" (1900). Приват-доцент с 1905, в 1917 занимает место экстраординарного профессора в Марбурге и в Геттингене (с 1917). В 1933 был вынужден уйти в отставку. В 1939-46 в эмиграции в Англии. Издатель собрания сочинений Дильтея, его предисловие к 5-му тому (1924) оказало влияние на рецепцию Дильтея Хайдеггером. В основном философском труде "Философия жизни и феноменология" ("Lebensphilosophie und Phänomenologie", 1930) полемизирует с феноменологией и экзистенциальной философией, выявляя их различия и общность, осмысляя суть расхождений между Дильтеем и Гуссерлем. В "Построении логики на основе философии жизни" ("Der Aufbau der Logik auf dem Boden der Philosophie des Lebens", 1929-30) попытался показать переход от до-логического к логическому, возникновение логического из жизни, исходя из того, что знание изначально присутствует в жизни. Миш привлекает данные языкознания, антропологии, логики, психологии (в особенности психологии поведения). Вслед за Дильтеем Миш полагает, что первичный доступ к реальности осуществляется не в мышлении, но в переживании. Логические формы связываются с жизненным поведением (что роднит Миша с Липпсом): суждение связано с заинтересованным определением того, чтовстречается человеку в мире, умозаключение - с практической очевидностью. Каждое (не только языковое) выражение имеет как субъективную сторону (некто выражает себя), так и объективную (всегда выражается нечто/ В своей первичной, слитой с телесностью форме выражение не разделено на внутреннее и внешнее - такое разделение отсутствует в реальном практическом поведении. Выражение не ограничено языком, "значение" как категория жизни присуще также жестам, мимике, которые мы понимаем или интерпретируем (понимание есть тот способ, каким нам доступно содержание). Выражение всегда связано с ситуацией. Схваченное в языке выражение отличается от более элементарных, дологических жизненных проявлений своей интенцтнальностью. В языке и дискурсивном мышлении значимость для человека того, что встречается в мире, противопоставляется ему посредством рефлексии. Автор многотомного труда по истории автобиографии. Соч.: Vom Lebens- und Gedankenkreis Wilhelm Diltheys. Fr./M., 1947; Studien zur Geschichte der Autobiographie, Bd. 1-4, 1954-57.

И. А. Михайлов

МИШЛЕ

МИШЛЕ (Michelet) Жюль (21 августа 1798, Париж - 9 февраля 1874, Йер) - французский историк романтического направления. Считая себя духовным наследником Дидро и энциклопедистов, Мишле верил в "единство науки", прогресс сознания искал в проявлениях жизни наций. Отвергая как исторический провиденциализм, так и чисто хронологический подход (уделяющий слишком много места индивидуальным действиям исторических личностей), Мишле выступал за создание новой истории, объединяющей историю народов и философское осмысление исторического процесса. В этом отношении серьезное влияние на Мишле оказали взгляды Дж. Вико, его трактовка истории как смены человеческих общностей, каждая из которых наделена собственной судьбой, верованиями, разумом.

Уже в одной из первых работ ("Римская история", 1830) Мишле применяет метод изучения истории народа через интерпретацию его легенд, религиозных верований, языка. Во "Введении к всеобщей истории" ("Introduction à l'histoire universelle", 1831) формулирует свою главную историко-философскую идею: последовательность столетий и культур представляет собой арену борьбы человека против природы, свободы против фатальности, и героем этой борьбы выступает народ. Идея народа, рожденного из смешения различных рас, укорененного на родной земле, подчиняющего ее своим законам и постепенно превращающегося в единую нацию, это "чудо братства" людей, ярко звучит в многотомной работе "История Франции" ("Histoire de France", 1833-44). Народ - это прежде всего простые люди, составляющие основу французской нации. Перед лицом буржуазии, утратившей свое движение, народ является сувереном Будущего ("Народ", "Le peuple", 1846).

В последние годы жизни Мишле оставляет занятия историей. В серии книг этого времени ("Птица", 1856; "Насекомое", 1856; "Любовь", 1858; "Женщина", 1859; "Море", 1861; "Гора", 1868) он подчеркивает близкое родство человека и природы; ряд работ посвящен проблемам воспитания.

Соч.: Oeuvres complètes, t. 1-40. R. 1890-99; Histoire de la Revolution française, v. 1-2. P., 1962. Лит.: MoiiodG. La vie et la pensée de J. Michelet, v. 1-2. P., 1923; BanhesR. Michelet par lui-même. R, 1954; Viallaneix P. La "voie royale". Essai sur l'idée du peuple dans l'oeuvre de Michelet. P., 1971; Michelet, cent ans après. Grenoble, 1975.

M. M. Федорова

МЛАДОРОССЫ

МЛАДОРОССЫ - см. Евразийство.

МНЕНИЕ

МНЕНИЕ (греч. δόξα) - суждение, выражающее чувственное отношение к чему-нибудь - оценку, взгляд и т. п. В античной философии докса была противопоставлена логосу как истинному знанию. Считалось, что с помощью "очей разума" открывается подлинная реальность, а докса является "темным", "неразумным" знанием, искажающим истину. Согласно Демокриту, мнение принадлежит к "незаконнорожденному" знанию; у Платона и у Аристотеля - мнение - это нечто случайное, быстротекущее. В определении мнения изначально фигурирует внутреннее отрицание: указывается на наличие черт, прямо противоположных содержательным характеристикам логоса. Подмечается также и асимметричность в способах освоения реальности. Погруженность в практику жизни обеспечивает мнению конкретность, импульсивность, нестандартное "поштучное" существование, "следование" за реальностью, возможность бессловесной трансляции и др. Скептическое отношение к мнению повлияло на историческую судьбу "неинтеллигибельного" знания, которое вплоть до кон. 19 в. оставалось слабоизученным, не имело развернутых концепций. Такое положение объясняется не только приоритетом рацио, но и принципиальными трудностями, встающими на пути артикуляции мнения - неосознанных чувств, восприятий, намерений и др. компонент внерационального сознания.

Лишь в сер. 20 в. (в лингвистике обыденного языка) начался поворот, переломивший инерцию в отношении к мнению. Данные лингвистики, психо-, нейролингвистикиидр. показали, что мнение самодостаточно и обладает возможностью особого жизнепонимания.

Н. Т.Абрамова

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНЕСАРХ

МНЕСАРХ (Μνήσαρχος) (сер. 2 в. до н.э.) - греческий философ- стоик, возможно, ученик Панэтия. Пользовался таким же авторитетом, как Диоген Вавилонский и Антипатр из Тарса (Сіс. De fin. I 2,6). Сочинения утрачены.

Лит. к ст. Стоицизм.

А.А.Столяров

МНОГОЗНАЧНЫЕ ЛОГИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОЖЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МО ДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МО ЦЗЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕЛЕЙ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕРАТ

МОДЕРАТ (Μοδέρατος) из Гадеса (финикийское поселение в Испании) (2-я пол. I в. н. э.) - философ-пифагореец, автор сочинения "Пифагорейские учения" в 10/11 книгах, которое используется Порфирием в сочинениях "Жизнь Пифагора" (48-53) и "О материи" (ср.: Simpl. In Phys., p. 230, 34 ff. Diels). Сводка мнений Модерата о душе дается Ямвлихом (De Anima, ар. Stob. Anth. 1364). Приписываемые Модерату рассуждения о числе (Stob. Anth. I р. 21 Wachsm.) сходны с пассажами из Теона Смирнского (р. 18, 3 ff. Hiller). На основании интерпретации сохранившихся фрагментов можно предположить (Долдс), чтоМодерат в ходе толкования платоновского "Парменида" предвосхитил ряд основных инноваций Плотина (сверхбытийное Единое, а также - на примере числа - описание процесса разворачивания единства во множество и обратно) или же во всяком случае что существовала традиция, для которой был характерен отказ от среднеплатонического отождествления единого с нусом и которая могла оказать влияние на Плотина (или Аммония).

Лит.: Dodds E. R. The "Parmenides" of Plato and the Origin of the Neoplatonic "One".- "Classical Quarterly" 22, 1928, p. 129-142; WhittakerJ. Epekeina nou kai ousias.- "Vigiliae Christianae" 23, 1969, p. 91-104; Он же. Neopytliagoreanism and Negative Theology.- "Symbolae doensis" 44, 1969, p. 109-125; Он же. Neopythagoreanism and the Transcendent Absolute.- Ibidem. 48, 1973, p. 77-86.

А. В. Пахомова

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕРНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДУС

МОДУС (лат. modus- мера, способ, образ, вид) - философский термин, обозначающий случайное, несущественное свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, способ бытия, действия, переживания, мышления. В схоластике различались modus intelligendi, modus significandi, modus punis, modi absoluti. Декарт называет модусами атрибуты и качества, которые "воздействуют на субстанцию или вносят в нее различные оттенки" (Соч., т. 1. М., 1989, с. 336). Порядок, число и длительность - модусы мышления (modi cogitandi). В логике Пор-Рояля модусом называется "субстанция, когда она рассматривается как определенная известным способом" (АрноА., Оста П. Логика, или искусство мыслить. М., 1997, с. 32). Субстанцию можно ясно и отчетливо помыслить и без модуса, но не наоборот. Для Спинозы модус - это "состояние субстанции", "то, что существует в другом и представляется через это другое" (Этика. М.- Л., 1932, с. 1), это необходимое следствие атрибутов (теорема 23), а отдельные вещи - состояние или модус атрибутов Бога (теорема 25); интеллект и воля - модусы мышления (теоремы 31 и 32), Д. Локк называет модусами понятия, которые, не обладая самостоятельным существованием, зависимы от субстанции. Он проводит различие между простыми и смешанными модусами (напр., красота). Лейбниц причисляет к смешанным модусам понятие "отношение". Брентано говорил о модусах представлений (modus rectus, modus obliquus) в зависимости от их чистоты и смешанности с предметом. Понятие модуса выражает зависимость единичных вещей от субстанции; модус, т. о., трактуется как состояние, единичное проявление субстанции, это то, что существует в другом и представляется через это другое, в отличие от субстанции, существование которой не зависит ни от какой другой вещи. Каждый модус включен в бесконечную цепь причин и следствий. Постижение вещей как модусов означает постижение необходимых проявлений единой и вечной субстанции. Модус отличают от атрибута - неотъемлемого свойства предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. В формальной логике модусами называют возможные разновидности фигур силлогизмов, отличающиеся друг от друга по количеству и качеству суждений, составляющих его посылки (modus ponens, modus tollens).

О. А. Останина

МОИЗМ

МОИЗМ - см.Мхря.

МОКША

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛЕШОТТ

МОЛЕШОТТ (Moleschott) Якоб (9 августа 1822, Хертогенбос, Нидерланды - 20 мая 1893, Рим) - немецкий философ, медик, популяризатор естественнонаучного знания. Изучал медицину в Гейдельбергском университете, с 1847 - приватдоцент там же. С 1856 - эмигрант в Швейцарии, преподавал физиологию в Цюрихе. По ориентации - материалист; преувеличивал значение медико-физиологических процессов для объяснения феноменов духовной жизни, мышления. Познавательный процесс понимал как индивидуальное свойство. Благодаря прогрессистским установкам, культу науки, антиклерикализму сочинения Молешотта были популярны в Европе, а также и в России во 2-й пол. 19 в.

Соч.: Für meine Freunde. Lebens-Erinnerungen. Giessen, 1894; Der Kreislauf des Lebens. Giessen, 1852 (рус. изд.: СПб., M., 1867); Причины и действия в учении о жизни. М., 1868. Лит.: Бакрадзе К. С. Вульгарный материализм.- В кн.: Бакрадзе К. С. Иэбр. философские труды, в 4 т. Тбилиси, 1973, т. 3, с. 17-39.

А. Б. Баллаев

МОЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛИТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНАДА

МОНАДА (от греч. μονάς, родит, падеж μονάδος - единица, единое; лат. monas) - неделимое несоставное единство, мера и прообраз числа. Монада - начало бытия, материей которому служит другое, "неопределенная двоица", диада (Диог. Л. VIII 25); но материю можно считать также ее аспектом. С монадой связана проблематика неделимой несоставной точки (там же, III 107; Аристотель. "Метафизика", Χ l, 1953a 27; XIV 2,1089b 25; Марциан Капелла К). Трактат Аристотеля "О монаде" не сохранился. Неоплатонизм развернул теологию монады в благочестивом мифологизирующем ключе: четнонечетная, она есть самопорождающее семя всех логосов, начало и предел, божественная связь противоположностей, ум, истина (Ямвлих. Теологумены арифметики 1). Монада "не знает начала и конца" {Макробий. Сон Сципиона 6), молниеносно проблескивает прежде всех вещей (ante cuncta vibrantem, Марциан Капелла VII). У Николая Кузанского монада - простой минимум, совпадающий с абстрактным максимумом ("Наука незнания"), сродни точке ("Простец об уме" 4,74-75). Его мысль развертывает Дж. Бруно ("Книга о монаде, числе и фигуре"). Возрождение теории монады в монадологии Г. В. Лейбница непосредственно и через Хр. Вольфа имело огромный резонанс в философии (И. Ф. Гербарт, Р. Г. Лотце, ΙΠ. Ренувье, Э. Гуссерль) и различных науках от психологии и генетики до математики (Н. В. Бугаев).

Лит.: Pai E. Il problema délia monadologia da Leibniz a Husserl. Mil., 1978.

В. В. Бибихин

Предыдущая страница Следующая страница