Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia - "провидение") - западно-христианское, католико-протестантское ис

толкование истории и политики как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле. В этом смысле показательны труд Августина "О граде божием" и сочинение Лютера "О рабстве воли". В кальвинизме провиденциализм неотделим от предопределения. При этом постоянно Предпринимается попытка (в т. ч. и в современной протестантской теологии) примирения фатализма со свободой человеческой воли в политике и социально-исторической сфере. В православно-христианской традиции провиденциализм - это не построение "земного рая", а промысел Божий, сохранение мира и сохранение абсолютной самоценности человеческой жизни как "образа и подобия Бога" и направление человечества "к стяжанию даров Духа Святого". Свою конкретизацию эти взгляды найдут в концепции "Симфонии" (созвучия) Церкви и государства в известной 6-й новелле "Номоканона" императора Юстиниана (6 в.) и в "Эпанагоге" (9 в.). Церковь и государство не должны быть враждебны друг другу. Кесарево и Божие не должны быть в конфликте, но в полной гармонии и согласии, друг другу помогая, но не упраздняя свободы и самостоятельности каждого. Церковь в этом смысле всегда "теократична", властвуя только над сердцами людей, тогда как государство - над телами. В этом иерархическом моменте "Симфонии" особо показательна халкидонская доктрина (7 в.) восточного христианства. В православии утверждается моральное (но не юридическое, социально-политическое или торгово-промышленное) первенство-харизма не просто за церковью, а за ее Невидимой Главой, Единым Истинным Царем - Иисусом Христом. Только с такой энтелехией (целеустремленным активным началом) государство внутренно и инициативно становится орудием Промысла Божия. В дальнейшем этот взгляд на провиденциализм и Промысел Божий будет продолжен в русской религиозно-метафизической, а также социально-политической и правовой традициях 19 - нач. 20 вв. Особо пристально метафизика и право будут рассмотрены П. И. Новгородцевым в работе "Об общественном идеале". По мнению С. Н, Булгакова, через папизм иудейский хилиазм (мечта о земном граде) возродился в западном "социально-экономически активном" учении, а затем и в среде "светско-гуманистического мировоззрения". Впрочем эта же тенденция, свойственная католицизму и протестантизму, проникает и в православие в учение о мистическом самодержавии, будто бы призванном осуществить земной град. Однако в православии это мнение никогда не получало характера догмата, оставаясь лишь частным мнением или плодом злоупотребления. В отличие от К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева Булгаков и позднее А. В. Карташев отвергли мистическую связь между православием и самодержавием: эта связь была создана историей и ею же на наших глазах медленно, но верно разрушается. Кроме того,самостоятельный подход к подобного рода проблемам в русской религиозно-философской мысли был намечен у И. В. Киреевского'и А. С. Хомякова, продолжен В. С. Соловьевым, затем В. В. Зеньковским, В. Н. Лоеским и др. Русские мыслители отмечали догматическую неясность установки, благословенной в 13 в. Фомой Аквинским, на автономную силу "естественного света разума", независимого от откровения веры в связи с провиденциально-промыслительными вопросами. С тех пор прослеживается довольно ясное движение от "избранного первосвященника"-политика, к "избранной общине" экономически удачливых верующих, а затем и к избранному обществу, государству, классу. Социализм, социализация как обобществление, обмирщение, "провиденциальное" стремление к тоталитарному мещанству обличается русскими мыслителями совершенно определенно. Вслед за Ф. Достоевским Булгаков указывает на то, что это явления одного порядка, порождение одной и той же сущности, которая выразилась в иудейском хилиазме. Подобного рода критика, предъявленная католичеству и протестантизму в связи с вопросами Провиденциализма - Промысла Божия в русской православной традиции еще Хомяковым, оставалась и до сих пор остается без ответа.

Jim;: Булгаков С. Н. Два Града. М., 1996; Вебер М. Избр. соч. М., 1990; Ильин И. А. Соч. в 2 т. М., 1993, т. I; Хомяков А. С. Соч. в 2 т. М., 1994, т. 2; Шамшурин В. И. Христианская социология R А. Орбели.- "Соц. исследования", 1991, № 11.

В. И. Шамшурин

В начало энциклопедии