Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БЕРДЯЕВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЕРДЯЕВ

БЕРДЯЕВ Николай Александрович [6 (18) марта 1874, Киев-23 марта 1948, Кламар, близ Парижа] - русский философ, публицист. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе. С 1894 учился на естественном, потом на юридическом факультете университета Св. Владимира (Киев). Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения его из ун-та (1898). Правда, уже в первой крупной работе "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском"

(1901) признание марксистского историзма соседствует с критическими характеристиками "философского материализма". Участие Бердяева в сб. "Проблемы идеализма"

(1902) ознаменовало окончательный переход мыслителя на позиции метафизики и религиозной философии. В 1904-05 он редактирует религиозно-философские журналы "Новый путь" и "Вопросы жизни". В годы после первой рус. революции выступает против российского радикализма как "левого", так и "правого" толка (ст. "Философская истина и интеллигентская правда" в сб. "Вехи", 1909; "Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии", 1910). Главными в этот период для определения философской позиции Бердяева стали книги "Философия свободы" (1911) и "Смысл творчества" (1916). Отношение к февральской революции у него было двойственным: падение монархии он считал неизбежным, но и "вступление в великую неизвестность" послереволюционного будущего воспринималось им как чреватое хаосом, падением в "пучину насилия". Последние настроения вскоре возобладали: на первый план в его размышлениях выходит тема революции, приводящей к разрушению органической иерархии общества, "низвержению расы лучших", уничтожению культурной традиции ("Философия неравенства", 1923 и др.). Неприятие Октябрьской революции и большевизма не мешало Бердяеву проявлять исключительную активность: он выступал с публичными лекциями, преподавал в университете, организовал Вольную академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. В 1922 за антиреволюционную деятельность был выслан за границу. Европейскую известность принесла ему работа "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (Берлин, 1924). Осмысление трагического опыта русских революций и тенденций европейского развития привело Бердяева к мысли о завершении "безрелигиозной", "гуманистической эпохи" и о вступлении человечества в "сакральную" эпоху "нового средневековья", характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей. В идейной борьбе 20 в., по его мнению, любая значимая идея неизбежно приобретает религиозный смысл. Это касается и коммунизма: "коммунистический интернационал есть уже явление нового средневековья". С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала "Путь" - ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья, где публиковали свои статьи и видные представители европейской религиозной философии (Ж. Маритен, П. Тиллих и др.). В эмиграции Бердяев стал активным участником европейского философского процесса, поддерживая отношения со многими западными мыслителями: Э. Мунье, Г. Марселем, К. Бартом и др. Своими наиболее значительными трудами эмигрантского периода мыслитель считает "Философию свободного духа" (ч. 1 и 2, 1927-28), "О назначении человека" (1931), "О рабстве и свободе человека" (1939), "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Уже после смерти философа увидели свет его книги: "Самопознание. Опыт философской автобиографии" (1949), "Царство Духа и царство Кесаря" (1949), "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого" (1952) и др. В 1947 Бердяеву было присуждено звание доктора теологии honoris causa Кембриджского ун-та.

Своеобразие религиозной философии Бердяев видел в том, что она не сводится к системе понятий и представляет собой не столько "знание-дискурс", сколько "знание-созерцание", говорящее на языке символов и мифов. Из символов его собственной философии ключевая роль принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье "царство" онтологически противостоит "царству природы", объективация-мир жесткой необходимости, обусловливающий драматизм судьбы человека, не способного на путях истории и культуры выйти из пределов "царства природы", трансцендирование - творческий прорыв, преодоление, хотя бы лишь на миг, оков природно-исторического бытия, экзистенциальное время-духовный опыт личной и историко-социальной жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его даже в эсхатологической перспективе. При этом именно свобода определяет содержание "царства" духа, противостоит "царству" объективации. Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, для Бердяева фактически исчерпывает "позитивный" аспект человеческого бытия. И в этом отношении оно не знает границ, ибо возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в религиозно-духовном и моральном опыте личности, в ее исторической и общественной активности. Специфика персонализма мыслителя заключается в том, что он придал свободе метафизический и онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и человеческого бытия и даже независимость от бытия божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она не от Бога. Существует "первичная", "несотворенная" свобода, над которой Бог "не властен", которая "коренится в Ничто извечно". Эта же свобода порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианской мистерии. Иррациональная, "темная" свобода "изнутри" преображается Божественной любовью, жертвой Христа. С проблемой свободы связаны и бого-человеческие отношения: свобода человека имеет абсолютное значение, ее судьбы в истории - это не только человеческая, но и божественная трагедия. В неспособности воспринять глубочайший трагизм христианства философ был склонен усматривать коренной недостаток "традиционных" теологических систем, постоянно указывая на их чрезмерный рационализм и оптимизм. Наиболее близкими себе религиозными мыслителями прошлого он считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и особенно Бёме. Основное же направление европейской метафизики, восходящей к Платону, находится, по его мнению, в русле онтологического монизма, поскольку утверждает фундаментальную первичность бытия (в его различных формах) и поэтому враждебно идее человеческой свободы и соответственно персонализму. "Нужно выбирать между двумя философиями-философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием... Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности" ("О рабстве и свободе человека". Париж, 1939, с. 65). С этой позицией было связано критическое отношение Бердяева к современному "онтояогизму" и, в частности, к фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Концепции же сциентистского типа всегда рассматривались им как не имеющие отношения к философскому опыту.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4. П., 1983-1991; О назначении человека. М., 1993; Философия свободного духа. М., 1994; Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995; Истина и откровение. СПб., 1996; В начале пути (письма П. Б. Струве) (1899-1905).-Лица, кн. 3, с. 119-154; Письма к А. Белому (190б-1907).-"Де Визу", 1993, № 2, с. 12-23; Письма к М. О. Гершензону.-"ВФ", 1992, № 5, с. 119-136; Письма В. Иванову (1910-1911).-"Новый мир", 1990, № 1, С. 231-232; Письма к Э. Ф. Голлербаху (1915-1919) "Минувшее", кн. 14, с. 397-413; Запись о смерти Н. А. Бердяева.- "Российский архив", кн. 1, с. 242-243.

Лит.: Полторацкий В П. Бердяев и Россия. Нью-Йорк, 1967; Н. А. Бердяев: pro et contra. Антология, кн. 1. СПб., 1994; Ильин В. И. Бердяев и судьба русской философии.-"Звезда", 1995, № 11, с. 124-144; SegundoJ.-L. Berdiaeir. Une reflexion chrétienne sur la personne. P., 1963; Stem B. Die Gesellschaftsphilosophie N. Berdjajews, Köln, 1966; Bibliographie. Etablie par T. Klépinine. P., 1978.

В. В. Сербиненко

В начало энциклопедии