Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГУА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГУА

ГУА (триграмма, гексаграмма)-одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм - ба гуа и 64 гексаграмм - люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов гадания на костях. Это значение гуа отражено в "Сюнь-цзы", главе 9. Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой-на тысячелистнике, построенной на получении числовых комбинаций, что широко отражено в "Цзо чжуани" (4 в. до н. э.). В итоге гуа объединили идеи геометрической символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретическая нумерологическая методология (сян шу чжи сюэ). Китайская традиция выводит происхождение гуа из мифических истоков цивилизации-деятельности первого императора (культурного героя) Фуси, который якобы использовал чудесно явленные гуа как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразных законам природы.

Целостная философская концепция гуа впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части "Чжоу н" ("Си цы чжуань", "Шо гуа чжуань"). Согласно "Си цы чжуани", "предел сокровенного в Поднебесной заключен в гуа", которые, т. о., выступают воплощением основ миропорядка. Специфику категории гуа составляет материальная выраженность в двух количественно определенных наборах графических символов- восьми триграммах и 64 гексаграммах. Первые состоят из трех, вторые - из шести черт двух видов (целой - ян и прерванной - инь) во всех возможных комбинациях. Каждой гуа присущи индивидуальное имя (восемь триграмм и их удвоения-восемь гексаграмм- одноименны), образный и понятийный комплексы, стандартные формулы как абстрактного, так и конкретного содержания. Напр., двум

парам главных гуа ' 11 соответствуют имена

Цянь и Кунь, образы Неба и Земли, понятия "творчество" и "исполнение" и т. д. Триграммы, гексаграммы и их компоненты во всех комбинаторно возможных сочетаниях образуют всеобъемлющую иерархию классификационных схем. Она в наглядных символах "распределяет по родам свойства всей тьмы вещей", т. е. охватывает любые аспекты действительности - части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные отношения и т. д., позволяя описывать всевозможные ситуации и процессы, фиксировать реальные или умозрительные соответствия между ними и т. п. Структурно и онтологически гуа представляются продуктами последовательного раздвоения (инь ян) "Единого" - "Великого предела" (тай цзи). Однако исторически гексаграммы могли возникнуть раньше триграмм. В статическом плане каждый из наборов-восемь триграмм и 64 гексаграммы-зафиксирован в двух пространственно ориентированных расположениях, приписываемых Фуси и Вэнь-вану, основателю династии Чжоу (11-Звв. до н. э.). Последнее реализовано в канонической части "Чжоу и". Последовательная смена черт гуа в расположении Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, создатель которой Г. Лейбниц истолковал это подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех времен и народов. В 1973 в Мавандуе (КНР) был обнаружен текст "Чжоу и" (2 в. до н. э.) с третьим видом расположения гексаграмм, типологически более близким к расположению Фуси. Гуа располагаются в линию, квадратом (символ Земли) и кругообразно (символ Неба), соотносясь по окружности и через центр; делятся на "мужские" и "женские"; образуют пары по двум главным принципам: "обратности" (фань), т. е. перевернутости на 180°, и "супротивности" (дуй), т. е. противоположности черт в одинаковых позициях. Эти два вида противоположности в традиционной китайской логике и методологии охватывают все контрарные и контрадикторные (мао дунь) отношения. В динамическом плане взаимопревращения гуа путем трансформации черт в противоположные отражают все фазы циклического развития космоса в основополагающей для "Чжоу и" теории "кругообразных перемен" (чжоу и).

Квадратное расположение 64 гексаграмм в порядке фуси

Расположение восьми триграмм в порядке Фуси

Расположение восьми триграмм в порядке Вэнь-вана

В эпоху Хань (3 в. до н. э.-З в. н. э.) при посредстве мистико-натурфилософских построений иньян цзя, "школы новых текстов", оракуло-апокрифической традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - прежде всего "пятью элементами" (у сип), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами ХэтуиЛо шу. В сочинении "Лес перемен" ("И линь") Цзяо Яньшоу (1 в. до н. э.) или Цуй Чжуаяя (1-2 вв.) система "Чжоу и" была усложнена до 4096 членовкорреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой другой. Ян Сюн (1 в. до н. э.- 1 в. н. э.) в "Каноне Великой тайны" ("Тай сюань цзин") предложил альтернативную систему, в которой 64 гуа заменены 81 тетраграммой (шоу-буквально "голова"). Последние состоят из всех возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако система Ян Сюна, возможно, также восходящая к древней гадательной практике, не смогла конкурировать с системой гуа, развитие которой достигло апогея в эпоху Сун (10-13 вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы нумерологической философии-учения Шао Юна и Цай Шэня (12-13 вв.). Гуа вошли в фундамент не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), литературы и искусства, всей традиционной культуры Китая.

Лит.; Карапетъячц А. М. "Ба гуа" как классификационная схема. Β сб.: 13-я научная конференция "Общество и государство в Китае", ч. 1. M., 1982; Зинин С. В. К. проблеме построения гексаграмм "И цзина".-Там же; Карапетьянц А. М. К проблеме структуры "И цзина".-В сб.: 14-я научная конференция "Общество и государство в Китае", ч. 1. М., 1983; Зинин С. В. Два принципа организации гексаграмм "И цзина".-Там же; Он же. Отражение "И цзина" в "Цзо чжуани" и концепция перемен.-В сб.: 15-я научная конференция "Общество и государство в Китае", ч. 1. М., 1984; Кобзев А. И. Учение о символах и числах в классической китайской философии. М., 1994; Щуцкии Ю. К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997; Sherril W. A.. Chu W. K. An Antology of Ching. L. etc., 1977.

А. И. Кобзев

В начало энциклопедии