Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОВ"-"ПОТ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОГОДИН Михаил Петрович [11(23) ноября 1800, Москва - 8(20) декабря 1875, там же] - русский историк, писатель, издатель, общественный деятель. Внук крепостного, Погодин поднялся до уровня действительного члена Академии наук (1841) и непременного члена многих научных обществ. Историософские взгляды Погодина сформировались под влиянием трудов Шлецера и приложения к русской истории шеллингианских идей. В истории видел органическое развитие особых "начал", воплощенных в каждом народе по Промыслу Божьему. Погодин одним из первых в русской историософии сформулировал мысль о принадлежности России и стран Западной Европы к единой цивилизации и в то же время о различии их исторических путей, обусловленных саморазвитием заложенных в них "начал". В этой связи большое внимание уделял истокам исторического процесса, которые во многом предопределяют последующее развитие. Если Европа является наследницей Западной Римской империи, то Россия - наследницей Византии. Идеалом первой является республика, т. е. власть всех, идеалом России - самодержавие, опирающееся на доверие народа. При всем их различии они дополняют друг друга. В интерпретации российской истории склонялся к "норманнской теории", усматривая в летописном свидетельстве о добровольном призвании варяжских князей начало самодержавия, которое является важнейшим субъектом истории России. Погодин вошел в историю русской общественной мысли как сторонник идеологии официальной народности, представленной триединой формулой "православие-самодержавие-народность", что не умаляет его заслуг как одного из основоположников исторической науки. Соч.: Исторические афоризмы. М-, 1836; Историко-критические отрывки. М., 1846; Исследования, замечания и лекции о русской истории, т. 1-7. М., 1846-57. Лит.: Барсуков!!. Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1-22. СПб., 1S88-1910; МшюковП. Н. Етавные течения русской исторической мысли. СПб., 1913. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская |
ПОДОБИЕ - 1) в обычном словоупотреблении - то же, что сходство, аналогия, родственность и т. п.; 2) в науке - понятие, характеризующее одинаковость формы объектов, независимо от их размеров. Подобны, напр., фотоотпечатки одного негатива, сделанные в разных увеличениях. Отношение подобия рефлексивно, симметрично и транзитивно, т. е. является отношением типа равенства. Частным случаем подобия объектов является их полное совпадение - тождество. Преобразование какого-либо объекта в объект, ему подобный, наз. преобразованием подобия. Напр., построение модели во ображаемого (проектируемого) объекта и переход от этой модели к промышленной реализации замысла (к реальному объекту) является серией преобразований подобия. Обобщение элементарных представлений о подобии дает теория подобия - учение об условиях подобия (явлений) и о методах их математического описания. В этой теории понятие подобия обобщается и на объекты без жесткой формы (напр., жидкости и газы) и связывается с разысканием на основе сравнения изучаемых явлений переходных масштабов, отражающих существенные для данной абстракции подобия параметры сравниваемых явлений, и условий обоснованного перехода от модели к реальности и наоборот. Идея подобия лежит в основе моделирования. М. М. Новосёлов 3) Термин платонически ориентированной философии и теологии (греч. όμοίωσις), означающий сообразность низшего высшему, причастность форме высшего. В этой системе понятий подобие соотносится с единым, а "неподобное" - с иным; подобие - это принятие своего места в иерархии и единение через связь с верховным первоначалом иерархии, а "неподобное" - узурпация чужого места, выпадение из гармонии. Подобие отождествляется для вещи с благом, отсутствие подобия - со злом, несовершенством. На этом фоне рассматривался и библейский текст, согласно которому Бог сотворил человека по своему образу и подобию (Быт. 1,2 в). Христианская теология, начиная с Оригена, различает образ божий как неотъемлемое, хотя и ежечасно оскверняемое достояние, и подобие божие, которое утрачено человеком в состоянии ipexa и поставлено перед ним как идеал и цель его усилий: низшая природа человека должна до конца принять форму, налагаемую на нее "умом" человека, а "ум" - форму, налагаемую Богом. С. С. Аееринцев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОЛЕВОЙ Николай Алексеевич [22 июня (Зиюля) 1796, Иркутск - 22 февраля (6 марта) 1846, Петербург] - историк, публицист, издатель. Вольнослушатель Моск. ун-та. В 1825-34 издавал "Моск. телеграф", в котором сотрудничали А Пушкин, П. Вяземский, Е. Баратынский, Н. Языков. "Моск. телеграф" оказал немалое воздействие на демократизацию литературно-общественного сознания, что было отмечено Белинским и Чернышевским. Однако антидворянская направленность журнала оттолкнула от него Пушкина. Журнал пропагандировал принципы франц. романтизма и его эклектическую философию (Кузен, Вильмен). Положительно восприняв элементы гегелевской диалектики, он рассматривал человека в его противоречивом развитии как "борьбу духа и вещества". В романтической прозе Полевого, индивидуалистической по сюжету, выбор героя соотносился с высокими этическими требованиями. Полевой - романтик-просветитель, содействовал духовному подъему русского общества и пробуждению в нем национального самосознания. Он - автор "Истории русского народа" в 6 т., формально направленной против "Истории" Карамзина и против государственной школы в рус. историографии. "Истории Государей" он противопоставил "историю народа", рассматривая дух народа как движущую силу истории. В "Истории русского народа" продолжен поиск специфических закономерностей русской истории. Перспективы национального развития связывал с союзом самодержавия и всех сословий, подчеркивая при этом прогрессивную роль купечества. Следуя Гизо, проводил аналогию между русским купечеством и буржуазией европейских стран. Эклектичность историко-философской позиции Полевого обусловлена использованием различных источников: трудов русских историков Татищева и Щербатова, франц. историков эпохи Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо) и романтиков (Б. Нибур). Полевой выделял в европ. историографии три типа философско-исторического подхода: поэтический, илимифологический (в древнем мире), героический (в Средние века) и морализаторский (в Новое время). Недостатком каждого была односторонность, что не давало общего представления об истории народов. Полевой выдвинул в качестве основного исторического метода - принцип объективности, беспристрастности. Историк служит только истине. Критически отзывался об учении Сен-Симона и социалистическом утопизме. Сотрудничая с 1837 в реакционных изданиях, выступал апологетом теории официальной народности. В литературно-критических статьях пытался применять принципы научной эстетики в сочетании с историческим подходом. Он выстраивал эстетическую теорию на противопоставлении классицизма и романтизма. Уход классицизма он связывал с крушением феодализма, а новое искусство - романтизм - объявлялось вневременным, т. к. именно это искусство отражало "неизменные законы духа человеческого". Соч.: История русского народа вот. СПб., 1829-1833. Лит.: Белинский В. Г. Н. А. Полевой.- Собр. соч. в 9 т. М., 1955, т. 9; Соболе" П. В. Очерки русской эстетики перв. полов. XIX в. Л., 1975, т. 2. . Архивы: ОР РГБ, φ. 178. И. Ф. Худу шина |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОЛИЦЕНТРИЗМ - понятие, характеризующее множественную политическую структуру современного мира, субъекты которого предстают в качестве суверенных государственно-организованных центров силы и развития. Понятие "полицентризм" используется для квалификации определенных типов международных отношений. Современное многообразие типологий международных систем связано, как правило, с определением количества великих держав или сверхдержав и распределением силы (мощи, влияния) между ними. Эти понятия из словаря политического реализма стали основой большинства определений систем такого рода - биполярных, полицентричных, равновесных и имперских. Если к доминирующим двум государствам биполярной системы присоединяются сопоставимые с ними по мощи новые страны-челленджеры, то система трансформируется в полицентричную. К таковой же принадлежат равновесные системы (или системы баланса сил), где несколько государств сохраняют примерно равное влияние на ход международных событий. И только в международной системе имперского типа господствует единственная держава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью. На основе такого подхода М. Каплан построил свою типологию международных систем, теоретически возможных в современном мире: система единичного вето, система баланса сил, гибкая или жесткая биполярная система, универсальная и иерархическая системы, где только две последние не связаны с принципом полицентризма. Современная система международных отношений в своих основах отражает состояние перехода от биполярности к полицентризму. В ней одновременно сосуществуют и развиваются три тенденции: 1) устремленная к биполярно-конфронтационной модели, в которой место бывшего СССР может занять социалистический Китай; 2) ведущая к закреплению однополюсно-авторитарной модели, когда мироустройство выверяется США, исходя из собственных национальных интересов и соображений; 3) ориентированная на формирование многополярного, или полицентричного, мира, межгосударственные отношения в котором должны регулироваться духом и буквой международного права и главную роль в которых будет играть баланс интересов ведущих государств - центров политического, экономического, культурного и военного влияния. Эта последняя модель представляется наиболее органичной и благодетельной для человечества, преобразующего основы своего жизнеустройства, но ее реализация столь же сложна, сколь и желанна. М. А. Мунтян |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОМПОНАЦЦИ (Pomponazzi) Пьетро (16 сентября 1462, Мантуя -18 мая 1525, Болонья) - итальянский философ-перипатетик эпохи Возрождения. Происходил из знатной патрицианской семьи Мантуи, образование получил в Падуанском университете, там же вначале и преподавал, а с 1512 - в университете Болоньи. Имел многочисленных учеников и почитателей, его лекции пользовались большим успехом. Основой своих лекционных курсов он делал разбор мнений Аристотеля. Стиль философствования Помпонацци - постоянные вопросы и ответы, доводы и опровержения, сомнения и возражения - напоминает труды схоластов томистской школы. Вместе с тем Помпонацци обнаружил хорошее знание античных философских школ, а также сочинений ренессансных неоплатоников. В 1516 в Болонье он опубликовал "Трактат о бессмертии души" (De immortalitй animae), в котором вопрос, вынесенный в заглавие, рассматривался сугубо "в природных границах", вне связи с данными Откровения. Признание смерг ности души вызвало негодование строгих ревнителей католической ортодоксии, сочинение было публично предано сожжению венецианским патриархом. В "Апологии" (1517) и "Защитной речи" (1519) Помпонацци продолжал отстаивать свое право толковать мысли Аристотеля независимо от положений христианского вероучения. В 1520 составил трактат "О причинах естественных явлений, или О чародействе" (De naturalium effectuum causis, sive De incantatioiьbus, изд. 1556), в котором давал натуралистическое объяснение необычных и таинственных явлений. В том же 1520 он завершил свое главное произведение, "О фатуме, свободе воли и предопределении" (De fata, libero arbitrio et de praedestinatione, изд. 1567). Сот.: Tractates acuratissimi, itilissimi et mere peripatetici, Nfenezia, 1525; в рус. пер.: Трактаты "О бессмертии души", "О причинах естественных явлений, или О чародействе". М., 1990. Лит.: NardiB. Studi su Pietro Pomponazzi. Firenze, 1965. О. Ф. Кудрявцев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОПУЛИЗМ (от лат. populus - народ)- отношение к народу как к некоему целостному социально-этическому носителю особых и неизменных позитивных ценностей. Популизм не учение, не последовательная и систематизированная теория, а определенный политический и идеологический синдром, обусловленный политическими интересами: поиском поддержки, легитимации, электоральной и партийной опоры. Поэтому популизм нередко окрашен риторической лестью, стремлением угодить и благоприятно расположить массовое сознание и общественное мнение к той или иной политике, власти, ее лидерам и т. д. Популизм обычно оформляется характерной фразеологией ("народ - творец истории", "героический народ", "народ - созидатель, строитель" и т. п., "рабочий-гегемон" и пр.). Политические и идеологические документы соответственно аргументируются волей народа, от имени народа и во имя народа. Популизм - превращенная форма действительного социального творчества, естественного осмысленного патриотизма, реальных забот об общем благе как высшей цели политики. Популизм противоположен действительному реалистическому и критическому национальному самосознанию, становлению которого он серьезно мешает. Расцвет популизма приходится, как правило, на исторические этапы особенных общественных, экономических и политических трудностей и кризисов или на периоды явно ложной и антинародной политики (Германия в период господства нацизма). Генетически популизм родствен народничеству и почвенничеству, но в современной форме крайне далек от их просветительства, жертвенности и политических целей пробуждения народа и развития народной жизни. Истоки популизма прослеживаются в глубине истории: в римских лозунгах "хлеба и зрелищ", в идеях народовластия и народоправия, в революционных экспроприациях и т. п. Смысловой основой популизма служит многозначность самого понятия "народ", возможность либо отождествлять его с сообществом в целом, либо рассматривать как часть социума и противопоставлять другой части - обществу, считать его единым или признавать, что он расслоен, как это признавали уже в Древнем Риме, различая populus и plebs (народ и плебеев), а значит, выделять в каких-либо целях отдельные его слои ("простой народ", трудовой и т. д.). Распространение популизма - это также показатель уровня политической зрелости страны и ее политических сил. Лит.: LowenthalR. The Points of the Compass.- Political Change in Underdevelopped Countries, ed. by Kautske J. Η. Ν. Υ, Γ962; Pollack N. The populist thought. Cambr. (Mass.), \\%l; FaHers L. Populism and Nationalism.- "Comparative studies in Society and History", 1964, ¹ 4; Populisim, Meanings and National Characteristis, ed. by G. Jonescu, E. Gellner. L, 1970; VenturiF. Il populisme russo. Torino, 1972. И. И. Кравченко |
ПОРЕЦКИЙ Платон Сергеевич (3 октября 1846, Елисаветград Херсонской губернии - 10 августа 1907, Жоведь, Черниговской губернии) - астроном, математик и логик. Окончил Харьковский университет (1870); после сдачи магистерского экзамена (1874) некоторое время работал в Пулкове и Астрахани. В 1876 избирается астрономом-наблюдателем Казанского университета, а с 1886 - доктор астрономии и приватдоцент этого университета. Порецкий - автор первых российских работ по математической логике; он же первым в России начал читать лекции по математической логике, которую определял как логику по предмету и математику по методу. Согласно Порецкому, логика решает три основные задачи: задачу дедукции, т. е. разыскания всех следствий из данных посылок; задачу индукции, т. е. разыскания всех гипотез (причин) данных следствий и задачу отождествления, т. е. разрешения вопроса об эквивалентности любых двух данных суждений. С целью решения этой триединой задачи Порецкий существенно дополнил и обобщил известные к тому времени методы Дж. Буля, Ст. Джевонса, Э. Шредера и Дж. Венна. По свидетельству самого Порецкого, его работы в области логики представляют собой первый опыт построения полной и законченной "теории качественных форм", в которой уравнения логики трактуются в их собственно логическом (а не в алгебраическом) смысле на основе самых общих формул и алгоритмов преобразований суждений. Соч.: Изложение основных начал математической логики в возможно более наглядной и общедоступной форме.- В кн.: Протокол 3-го заседания секции физико-математических наук Общества естествоиспытателей природы при Казанском университете... Казань, 1881; О способах решения логических равенств и об обратном способе математической логики.- В кн.: Собрание протоколов заседаний секции физико-математических наук при Казанском университете, т. 2. Казань, 1884; Решение общей задачи теории вероятностей при помощи математической логики.- Там же, т. 5, 1887; По поводу брошюры Г. Волкова "Логическое исчисление". Казань, 1889; Закон корней в логике.- "Научное обозрение". М., 1896, № 19; Из области математической логики. М., 1902; Poretsky P. Sept lois fondamentales de la théorie de égalités logiques.- Известия Физико-математического общества при императорском Казанском университете, 2 серия, 1898, τ. 8, ¹ 2-4; Quelques lois ulteuieures de la théorie des égalités logiques.- Ibid, τ. 11, ¹ 2, 1900-1901; Théorie des non-égalités logiques.- Ibid, 1903, τ. 13, Ν" 3-4; Appendice. Sur mon nouvel travail "Théorie des nonégalités logiques".- Ibid, 1904, τ. 14, ¹ 2; Théorie conjointe des égalités et des non-égalités logiques.- Ibid, 1908, τ. 16, ¹ 1-2; Exposé élémentaire de la théorie des égalités logiques à deux termes a et é. Revue de Métaphysique et de Morale, 1900, t. 8. Лит.: Дубяго Д. И. Памяти Платона Сергеевича Порепкого. (Некролог.) С предисловием И. Слешинского, Одесса, 1909; КутюраД. Алгебра логики. Одесса, 1909, с. 67-80; Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М., 1967, с. 362-407. M. M. Новосёлов |
ПОРОЧНЫЙ КРУГ - см. Логические ошибки. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОТАМОН (Ποταμών) Александрийский (2-я пол. 1 в до н. э. - нач. 1 в. н. э.) - греческий философ, создатель эклектического учения ("школы"), сочетавшего разнородные элементы, гл. о. стоические и перипатетические, и изложенного В сочинении "Основы" (Στοιχείωσις). Критериями истины Потамон считал "ведущее начало" и "четкое представление" (последнее, видимо, тождественно "постигающему представлению" стоиков). Четырьмя "началами" признавал вещество, деятельное начало, качество и место, соответственно "категориям": "из чего", "благодаря чему", "как" и "где". Конечную цель трактовал в перипатетическом духе как совершенство в добродетелях, не исключающее обладания телесными благами (.Diog. L. 1,21). Написал комментарий к "Государству" Платона (Suid. s. v. Ποταμών). А. А. Столяров |