Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОВ"-"ПОТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОВ"-"ПОТ")

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОГОДИН

ПОГОДИН Михаил Петрович [11(23) ноября 1800, Москва - 8(20) декабря 1875, там же] - русский историк, писатель, издатель, общественный деятель. Внук крепостного, Погодин поднялся до уровня действительного члена Академии наук (1841) и непременного члена многих научных обществ. Историософские взгляды Погодина сформировались под влиянием трудов Шлецера и приложения к русской истории шеллингианских идей. В истории видел органическое развитие особых "начал", воплощенных в каждом народе по Промыслу Божьему. Погодин одним из первых в русской историософии сформулировал мысль о принадлежности России и стран Западной Европы к единой цивилизации и в то же время о различии их исторических путей, обусловленных саморазвитием заложенных в них "начал". В этой связи большое внимание уделял истокам исторического процесса, которые во многом предопределяют последующее развитие. Если Европа является наследницей Западной Римской империи, то Россия - наследницей Византии. Идеалом первой является республика, т. е. власть всех, идеалом России - самодержавие, опирающееся на доверие народа. При всем их различии они дополняют друг друга. В интерпретации российской истории склонялся к "норманнской теории", усматривая в летописном свидетельстве о добровольном призвании варяжских князей начало самодержавия, которое является важнейшим субъектом истории России. Погодин вошел в историю русской общественной мысли как сторонник идеологии официальной народности, представленной триединой формулой "православие-самодержавие-народность", что не умаляет его заслуг как одного из основоположников исторической науки. Соч.: Исторические афоризмы. М-, 1836; Историко-критические отрывки. М., 1846; Исследования, замечания и лекции о русской истории, т. 1-7. М., 1846-57.

Лит.: Барсуков!!. Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1-22. СПб., 1S88-1910; МшюковП. Н. Етавные течения русской исторической мысли. СПб., 1913.

Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская

ПОДОБИЕ

ПОДОБИЕ - 1) в обычном словоупотреблении - то же, что сходство, аналогия, родственность и т. п.; 2) в науке - понятие, характеризующее одинаковость формы объектов, независимо от их размеров. Подобны, напр., фотоотпечатки одного негатива, сделанные в разных увеличениях. Отношение подобия рефлексивно, симметрично и транзитивно, т. е. является отношением типа равенства. Частным случаем подобия объектов является их полное совпадение - тождество. Преобразование какого-либо объекта в объект, ему подобный, наз. преобразованием подобия. Напр., построение модели во

ображаемого (проектируемого) объекта и переход от этой модели к промышленной реализации замысла (к реальному объекту) является серией преобразований подобия. Обобщение элементарных представлений о подобии дает теория подобия - учение об условиях подобия (явлений) и о методах их математического описания. В этой теории понятие подобия обобщается и на объекты без жесткой формы (напр., жидкости и газы) и связывается с разысканием на основе сравнения изучаемых явлений переходных масштабов, отражающих существенные для данной абстракции подобия параметры сравниваемых явлений, и условий обоснованного перехода от модели к реальности и наоборот. Идея подобия лежит в основе моделирования.

М. М. Новосёлов

3) Термин платонически ориентированной философии и теологии (греч. όμοίωσις), означающий сообразность низшего высшему, причастность форме высшего. В этой системе понятий подобие соотносится с единым, а "неподобное" - с иным; подобие - это принятие своего места в иерархии и единение через связь с верховным первоначалом иерархии, а "неподобное" - узурпация чужого места, выпадение из гармонии. Подобие отождествляется для вещи с благом, отсутствие подобия - со злом, несовершенством. На этом фоне рассматривался и библейский текст, согласно которому Бог сотворил человека по своему образу и подобию (Быт. 1,2 в). Христианская теология, начиная с Оригена, различает образ божий как неотъемлемое, хотя и ежечасно оскверняемое достояние, и подобие божие, которое утрачено человеком в состоянии ipexa и поставлено перед ним как идеал и цель его усилий: низшая природа человека должна до конца принять форму, налагаемую на нее "умом" человека, а "ум" - форму, налагаемую Богом.

С. С. Аееринцев

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЗИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЗИТИВИЗМ В РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ОЧЕРКИ ПО ПСИХОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОКАЯНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОКЛОНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛАНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЕВОЙ

ПОЛЕВОЙ Николай Алексеевич [22 июня (Зиюля) 1796, Иркутск - 22 февраля (6 марта) 1846, Петербург] - историк, публицист, издатель. Вольнослушатель Моск. ун-та. В 1825-34 издавал "Моск. телеграф", в котором сотрудничали А Пушкин, П. Вяземский, Е. Баратынский, Н. Языков. "Моск. телеграф" оказал немалое воздействие на демократизацию литературно-общественного сознания, что было отмечено Белинским и Чернышевским. Однако антидворянская направленность журнала оттолкнула от него Пушкина. Журнал пропагандировал принципы франц. романтизма и его эклектическую философию (Кузен, Вильмен). Положительно восприняв элементы гегелевской диалектики, он рассматривал человека в его противоречивом развитии как "борьбу духа и вещества". В романтической прозе Полевого, индивидуалистической по сюжету, выбор героя соотносился с высокими этическими требованиями. Полевой - романтик-просветитель, содействовал духовному подъему русского общества и пробуждению в нем национального самосознания. Он - автор "Истории русского народа" в 6 т., формально направленной против "Истории" Карамзина и против государственной школы в рус. историографии. "Истории Государей" он противопоставил "историю народа", рассматривая дух народа как движущую силу истории. В "Истории русского народа" продолжен поиск специфических закономерностей русской истории. Перспективы национального развития связывал с союзом самодержавия и всех сословий, подчеркивая при этом прогрессивную роль купечества. Следуя Гизо, проводил аналогию между русским купечеством и буржуазией европейских стран. Эклектичность историко-философской позиции Полевого обусловлена использованием различных источников: трудов русских историков Татищева и Щербатова, франц. историков эпохи Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо) и романтиков (Б. Нибур). Полевой выделял в европ. историографии три типа философско-исторического подхода: поэтический, илимифологический (в древнем мире), героический (в Средние века) и морализаторский (в Новое время). Недостатком каждого была односторонность, что не давало общего представления об истории народов. Полевой выдвинул в качестве основного исторического метода - принцип объективности, беспристрастности. Историк служит только истине. Критически отзывался об учении Сен-Симона и социалистическом утопизме. Сотрудничая с 1837 в реакционных изданиях, выступал апологетом теории официальной народности. В литературно-критических статьях пытался применять принципы научной эстетики в сочетании с историческим подходом. Он выстраивал эстетическую теорию на противопоставлении классицизма и романтизма. Уход классицизма он связывал с крушением феодализма, а новое искусство - романтизм - объявлялось вневременным, т. к. именно это искусство отражало "неизменные законы духа человеческого". Соч.: История русского народа вот. СПб., 1829-1833. Лит.: Белинский В. Г. Н. А. Полевой.- Собр. соч. в 9 т. М., 1955, т. 9; Соболе" П. В. Очерки русской эстетики перв. полов. XIX в. Л., 1975, т. 2. . Архивы: ОР РГБ, φ. 178.

И. Ф. Худу шина

"ПОЛИТИКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИЦЕНТРИЗМ

ПОЛИЦЕНТРИЗМ - понятие, характеризующее множественную политическую структуру современного мира, субъекты которого предстают в качестве суверенных государственно-организованных центров силы и развития. Понятие "полицентризм" используется для квалификации определенных типов международных отношений. Современное многообразие типологий международных систем связано, как правило, с определением количества великих держав или сверхдержав и распределением силы (мощи, влияния) между ними. Эти понятия из словаря политического реализма стали основой большинства определений систем такого рода - биполярных, полицентричных, равновесных и имперских. Если к доминирующим двум государствам биполярной системы присоединяются сопоставимые с ними по мощи новые страны-челленджеры, то система трансформируется в полицентричную. К таковой же принадлежат равновесные системы (или системы баланса сил), где несколько государств сохраняют примерно равное влияние на ход международных событий. И только в международной системе имперского типа господствует единственная держава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью. На основе такого подхода М. Каплан построил свою типологию международных систем, теоретически возможных в современном мире: система единичного вето, система баланса сил, гибкая или жесткая биполярная система, универсальная и иерархическая системы, где только две последние не связаны с принципом полицентризма.

Современная система международных отношений в своих основах отражает состояние перехода от биполярности к полицентризму. В ней одновременно сосуществуют и развиваются три тенденции: 1) устремленная к биполярно-конфронтационной модели, в которой место бывшего СССР может занять социалистический Китай; 2) ведущая к закреплению однополюсно-авторитарной модели, когда мироустройство выверяется США, исходя из собственных национальных интересов и соображений; 3) ориентированная на формирование многополярного, или полицентричного, мира, межгосударственные отношения в котором должны регулироваться духом и буквой международного права и главную роль в которых будет играть баланс интересов ведущих государств - центров политического, экономического, культурного и военного влияния. Эта последняя модель представляется наиболее органичной и благодетельной для человечества, преобразующего основы своего жизнеустройства, но ее реализация столь же сложна, сколь и желанна.

М. А. Мунтян

ПОЛЬЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОМПОНАЦЦИ

ПОМПОНАЦЦИ (Pomponazzi) Пьетро (16 сентября 1462, Мантуя -18 мая 1525, Болонья) - итальянский философ-перипатетик эпохи Возрождения. Происходил из знатной патрицианской семьи Мантуи, образование получил в Падуанском университете, там же вначале и преподавал, а с 1512 - в университете Болоньи. Имел многочисленных учеников и почитателей, его лекции пользовались большим успехом. Основой своих лекционных курсов он делал разбор мнений Аристотеля. Стиль философствования Помпонацци - постоянные вопросы и ответы, доводы и опровержения, сомнения и возражения - напоминает труды схоластов томистской школы. Вместе с тем Помпонацци обнаружил хорошее знание античных философских школ, а также сочинений ренессансных неоплатоников. В 1516 в Болонье он опубликовал "Трактат о бессмертии души" (De immortalitй animae), в котором вопрос, вынесенный в заглавие, рассматривался сугубо "в природных границах", вне связи с данными Откровения. Признание смерг ности души вызвало негодование строгих ревнителей католической ортодоксии, сочинение было публично предано сожжению венецианским патриархом. В "Апологии" (1517) и "Защитной речи" (1519) Помпонацци продолжал отстаивать свое право толковать мысли Аристотеля независимо от положений христианского вероучения. В 1520 составил трактат "О причинах естественных явлений, или О чародействе" (De naturalium effectuum causis, sive De incantatioiьbus, изд. 1556), в котором давал натуралистическое объяснение необычных и таинственных явлений. В том же 1520 он завершил свое главное произведение, "О фатуме, свободе воли и предопределении" (De fata, libero arbitrio et de praedestinatione, изд. 1567).

Сот.: Tractates acuratissimi, itilissimi et mere peripatetici, Nfenezia, 1525; в рус. пер.: Трактаты "О бессмертии души", "О причинах естественных явлений, или О чародействе". М., 1990. Лит.: NardiB. Studi su Pietro Pomponazzi. Firenze, 1965.

О. Ф. Кудрявцев

ПОНИМАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОНЯТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОПОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОПУЛИЗМ

ПОПУЛИЗМ (от лат. populus - народ)- отношение к народу как к некоему целостному социально-этическому носителю особых и неизменных позитивных ценностей. Популизм не учение, не последовательная и систематизированная теория, а определенный политический и идеологический синдром, обусловленный политическими интересами: поиском поддержки, легитимации, электоральной и партийной опоры. Поэтому популизм нередко окрашен риторической лестью, стремлением угодить и благоприятно расположить массовое сознание и общественное мнение к той или иной политике, власти, ее лидерам и т. д. Популизм обычно оформляется характерной фразеологией ("народ - творец истории", "героический народ", "народ - созидатель, строитель" и т. п., "рабочий-гегемон" и пр.). Политические и идеологические документы соответственно аргументируются волей народа, от имени народа и во имя народа. Популизм - превращенная форма действительного социального творчества, естественного осмысленного патриотизма, реальных забот об общем благе как высшей цели политики. Популизм противоположен действительному реалистическому и критическому национальному самосознанию, становлению которого он серьезно мешает. Расцвет популизма приходится, как правило, на исторические этапы особенных общественных, экономических и политических трудностей и кризисов или на периоды явно ложной и антинародной политики (Германия в период господства нацизма).

Генетически популизм родствен народничеству и почвенничеству, но в современной форме крайне далек от их просветительства, жертвенности и политических целей пробуждения народа и развития народной жизни. Истоки популизма прослеживаются в глубине истории: в римских лозунгах "хлеба и зрелищ", в идеях народовластия и народоправия, в революционных экспроприациях и т. п. Смысловой основой популизма служит многозначность самого понятия "народ", возможность либо отождествлять его с сообществом в целом, либо рассматривать как часть социума и противопоставлять другой части - обществу, считать его единым или признавать, что он расслоен, как это признавали уже в Древнем Риме, различая populus и plebs (народ и плебеев), а значит, выделять в каких-либо целях отдельные его слои ("простой народ", трудовой и т. д.).

Распространение популизма - это также показатель уровня политической зрелости страны и ее политических сил.

Лит.: LowenthalR. The Points of the Compass.- Political Change in Underdevelopped Countries, ed. by Kautske J. Η. Ν. Υ, Γ962; Pollack N. The populist thought. Cambr. (Mass.), \\%l; FaHers L. Populism and Nationalism.- "Comparative studies in Society and History", 1964, ¹ 4; Populisim, Meanings and National Characteristis, ed. by G. Jonescu, E. Gellner. L, 1970; VenturiF. Il populisme russo. Torino, 1972.

И. И. Кравченко

ПОРЕЦКИЙ

ПОРЕЦКИЙ Платон Сергеевич (3 октября 1846, Елисаветград Херсонской губернии - 10 августа 1907, Жоведь, Черниговской губернии) - астроном, математик и логик. Окончил Харьковский университет (1870); после сдачи магистерского экзамена (1874) некоторое время работал в Пулкове и Астрахани. В 1876 избирается астрономом-наблюдателем Казанского университета, а с 1886 - доктор астрономии и приватдоцент этого университета. Порецкий - автор первых российских работ по математической логике; он же первым в России начал читать лекции по математической логике, которую определял как логику по предмету и математику по методу. Согласно Порецкому, логика решает три основные задачи: задачу дедукции, т. е. разыскания всех следствий из данных посылок; задачу индукции, т. е. разыскания всех гипотез (причин) данных следствий и задачу отождествления, т. е. разрешения вопроса об эквивалентности любых двух данных суждений. С целью решения этой триединой задачи Порецкий существенно дополнил и обобщил известные к тому времени методы Дж. Буля, Ст. Джевонса, Э. Шредера и Дж. Венна. По свидетельству самого Порецкого, его работы в области логики представляют собой первый опыт построения полной и законченной "теории качественных форм", в которой уравнения логики трактуются в их собственно логическом (а не в алгебраическом) смысле на основе самых общих формул и алгоритмов преобразований суждений.

Соч.: Изложение основных начал математической логики в возможно более наглядной и общедоступной форме.- В кн.: Протокол 3-го заседания секции физико-математических наук Общества естествоиспытателей природы при Казанском университете... Казань, 1881; О способах решения логических равенств и об обратном способе математической логики.- В кн.: Собрание протоколов заседаний секции физико-математических наук при Казанском университете, т. 2. Казань, 1884; Решение общей задачи теории вероятностей при помощи математической логики.- Там же, т. 5, 1887; По поводу брошюры Г. Волкова "Логическое исчисление". Казань, 1889; Закон корней в логике.- "Научное обозрение". М., 1896, № 19; Из области математической логики. М., 1902; Poretsky P. Sept lois fondamentales de la théorie de égalités logiques.- Известия Физико-математического общества при императорском Казанском университете, 2 серия, 1898, τ. 8, ¹ 2-4; Quelques lois ulteuieures de la théorie des égalités logiques.- Ibid, τ. 11, ¹ 2, 1900-1901; Théorie des non-égalités logiques.- Ibid, 1903, τ. 13, Ν" 3-4; Appendice. Sur mon nouvel travail "Théorie des nonégalités logiques".- Ibid, 1904, τ. 14, ¹ 2; Théorie conjointe des égalités et des non-égalités logiques.- Ibid, 1908, τ. 16, ¹ 1-2; Exposé élémentaire de la théorie des égalités logiques à deux termes a et é. Revue de Métaphysique et de Morale, 1900, t. 8.

Лит.: Дубяго Д. И. Памяти Платона Сергеевича Порепкого. (Некролог.) С предисловием И. Слешинского, Одесса, 1909; КутюраД. Алгебра логики. Одесса, 1909, с. 67-80; Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М., 1967, с. 362-407.

M. M. Новосёлов

ПОРОЧНЫЙ КРУГ

ПОРОЧНЫЙ КРУГ - см. Логические ошибки.

ПОРФИРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСИДОНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТ ЭМИЛЬ ЛЕОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТМОДЕРН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТМОДЕРН, ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТАМОН

ПОТАМОН (Ποταμών) Александрийский (2-я пол. 1 в до н. э. - нач. 1 в. н. э.) - греческий философ, создатель эклектического учения ("школы"), сочетавшего разнородные элементы, гл. о. стоические и перипатетические, и изложенного В сочинении "Основы" (Στοιχείωσις). Критериями истины Потамон считал "ведущее начало" и "четкое представление" (последнее, видимо, тождественно "постигающему представлению" стоиков). Четырьмя "началами" признавал вещество, деятельное начало, качество и место, соответственно "категориям": "из чего", "благодаря чему", "как" и "где". Конечную цель трактовал в перипатетическом духе как совершенство в добродетелях, не исключающее обладания телесными благами (.Diog. L. 1,21). Написал комментарий к "Государству" Платона (Suid. s. v. Ποταμών).

А. А. Столяров

Предыдущая страница Следующая страница