Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПОСИДОНИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОСИДОНИЙ

ПОСИДОНИЙ (Ποσειδώνιος) из Апамеи (UK. 135 до н. э., Апамея, Сирия - ок. 50 до н. э., Родос ?) - ученик Данэтия, крупнейший представитель Средней Стой и наиболее универсальный представитель стоицизма наряду с Хрисиптм. В ранней молодости учился в Афинах у Панэтия. Впоследствии переехал на Родос и открыл свою школу, популярную у молодых римлян (Посидония посещали Цицерон и Помпеи).

По названиям известны: 1. (физика) "Физическое рассуждение", "О космосе", "Основы метеорологаки", "О небесных явлениях", "О судьбе"; 2. (теология, мантика) "О героях и демонах", "О гадании"; 3. (психология) "О душе", "О страстях"; 4. (логика) "О критерии", "Об исследовании вообще против Гермагора", "Введение о.слоге", "О связках"; 5. (этика) "Этическое рассуждение", "О гневе", "О добродетелях", "О надлежащем"; 6. (точные науки и естествознание) "Против Зенона Сидонского", "О величине солнца", "О высказываниях Гомера и Арата о математике", "Об океане", "Перилл"; 7. (история и этнография) "История после Полибия в 52 кн.", "История Помпея", "Тактика"; 8. протрептики и 9. письма. Кроме того, ему приписываются сочинения "О пустоте", "О птицегадании", "Письма к Туберону", "История Марцелла" и комментарии на платоновские "Тимей", "Федр" и "Парменид". Большую часть фрагментов (всего свыше 300 в издании Edelstein - Kidd) нельзя с уверенностью отнести к тому или иному сочинению; применительно к Посидонию особенно остро стоит проблема аутентичности текстов: конечная картина его учения зависит от их подбора.

Разделяя методологические посылки Панэтчя, Посидоний стремился черпать истину везде - у Аристотеля (проблема причин), у Платона (психология), у киников (этика), у Пифагора. Логика низводится им на уровень общей пропедевтики. методы логики и точных наук - лишь средство для построения и проверки любой теории. Посидоний (как и Дионисии из Кирены) считал достоверным знание, полученное аналитическим путем, а конечным критерием - "здравый", или "верный", логос (42 Edelstein-Kidd): к его сфере относятся математические понятия и те "общие представления", которые нельзя вывести из опыта. Доказательность силлогизма основана на формальной корректности (т. e. сводимости к одной из простейших логических аксиом) (191). Логика и точные науки не занимаются исследованием сущего и в строгом смысле не являются частью философии (28). Чтобы знать сущее, надо знать его причины: поэтому "этиология" приобретает особую важность, а теория познания становится органической частью учения о первопричинах (90) в перипатетическом духе.

Физические воззрения Посидония достаточно традиционны (хотя границы физики он сильно расширил за счет прикладных дисциплин - геологии, ботаники, зоологии, географии и этнографии): космос - "система из неба, земли и того, что на них находится" (14), образующаяся из четырех "элементов", разумное живое существо, шарообразное, окруженное пустотой извне (6; 8). Бог - "мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему" (100; 121), Зевс и Логос (5). Посидоний вернулся и к ортодоксальной догме "воспламенения" (23), отвергнутой Панэтиеяг, признавал бессмертие душ (до "воспламенения" -108; 110). Вместе б тем, возможно, впервые в истории стоической догматики он предложил понимать "начала" как умопостигаемые принципы организации сущего, выделяемые лишь "мысленно" (έπινοίοι μόνον- 92). Распространенное в 1-й пол. 20 в. мнение, что Посидоний использовал платоновское учение об идеях и пифагорейскую числовую мистику, не находит убедительного подтверждения в аутентичных текстах. Так же обстоит дело и с мнимой абсолютизацией мировой симпатии космической', эта концепция лишь косвенно присутствует в естественнонаучных изысканиях Посидония и в традиционном учении о промысле, судьбе и мантике (включая астрологию, которой он увлекался, вероятно, больше, чем кто-либо из стоиков).

В антропологии и психологии-Посидоний принял новации учителя, "отошел от Хрисиппа и следовал скорее Аристотелю и Платону" (144), отвергнув и Хрисиппову схему (страсть = суждение), и Зенонову (страсть = эпифеномен суждения). В алогической способности души Посидоний выделил две разновидности: "пылкую" (θυμοειδές) и "вожделеющую" (έπιθυμητικόν), из которых происходят страсти (34). Низшая ступень (φύσις) обладает "вожделеющей" способностью; одушевленные существа (ступень ψυχή) пользуются еще и "пылкой". Состоящее из этих двух способностей "алогическое" начало, гармонически объединяясь с разумным (λογιστική αρχή), образует человеческую душу (33). В определении души использовалось, возможно, пифагорейское понимание души как гармонии (141 а).

По мысли Посидония, построение этики (определение цели и блага, аксиология и др.) зависит от правильного понимания способностей души (150 ab): низшая означает стремление к наслаждению, вторая - к господству и обладанию, третья, разумная, - к нравственной красоте (160). "Первичны" все способности души: τρία οίκειώσεις - к наслаждению, к обладанию и к нравственно-прекрасному (158; 160; 168). Главная задача этики - нравственное воспитание, подчинение аффективного начала (τα παθητικόν της ψυχής) требованиям разума (31). Конечная цель: жить, созерцая истину и стремясь ничего не совершать по велению неразумной части души (С/. Al. Strom. II 21,129).

Место "мудреца" занимает "продвигающийся", для которого воспитание тождественно обретению четырех традиционных добродетелей с предпочтением "величия души" (170; 180). Подобно Панэтию и Гекатону, Посидоний расширил сферу блага за счет "первичного по природе" (и даже просто "внешних" благ- 171; 173). К теории "обязанностей" Посидоний, возможно, добавил раздел о соотношении прекрасного и полезного, в частности о "надлежащем по обстоятельствам" (41 а, с). Особое значение приобрела паренетическая часть этики, в которой Посвдоний выделял описание добродетелей и пороков с их причинами, т. н. "этологию". Идеал нравственного совершенства изображен в культурно-исторической утопии, восходящей к "Государству" Платона и представлениям о "золотом веке": задача философии - вернуть человечество в состояние исходной чистоты (Sen. Ep. 90=284). Во вспомогательных занятиях историей и этнографией Посидоний, вслед за Полибием и Панэтием, ставил в центр историческую миссию Рима, связывая с ней надежды на нравственное возрождение человечества.

Универсализм Посидония был одной из главных причин его влияния: печать посидонианства лежит на всей "римской философии" 1 в. до - 1 в. н. э., особенно это заметно у Цицерона и Сенеки. Однако характерный для 1-й пол. 20 в. взгляд на Посидония как на идейного предтечу неоплатонизма в настоящее время находит мало сторонников. В отличие от ближайших учеников Зенона, Хрисиппа или Панэтия ученики Посидония (Ясон, Фаний, Асклепиодот, Леонид Родосский) оказались третьестепенными фигурами.

Фрагм.: Posidonius. The fragments, ed. by L. Edelstein and I. G. Kidd, vol. 1-2. Leiden-Cambr., 1972-88; 2 ed. Cambr., 1989; Poseidonios, Die Fragmente, hrsg. von W. Theiler, Bd. 1-2. B.-N. Y, 1982.

Лит.: Jaeger W. Nemesios von Emesa. Quellenuntersuchungen zum Neuplatonismus und seinen Anfängen bei Poseidonios. B., 1914; Reinhard K. Poseidonios, Münch., 1921; Heinemann I. Poseidonios' metaphysische Schriften, Bd. 1-2. Breslau, 1921-28; Edelstem L. The philosophical system of Posidonius.- "American Journal of Philology", 57, 1936; Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The Basis of stoic physics. Amst., 1961; Laffranque M. Poseidonios d'Apamée. P., 1964; Kidd I. G. Posidonian Methodology and the Self-Suffieiency of Virtue.- Aspects de la Philosophie Hellénistique. Neuf Exposés suivis de Discussions. Entretiens préparés et présidés par H. Flashar et 0. Gigon. Vandoeuvres-Gen., 1986, p. 1-28; Lassem F. Abrégé inédit duCommentaire de Posidonios au "Tîmée" de Platon.- Protagora, Antifonte, Posidonio, Aristotele. Saggi su frammenti inediti e nuove testimonianze da papiri. Firenze, 1986, p. 71-127; Levy С. De Chrysippe a Posidonius: variations stoiciennes sur le thème de la divination.- Oracles et prophéties dans l'antiquité. Actes du colloque de Strasbourg 15-17 juin 1995, ed. J.-G. Heintz. P., 1997, p. 321-343; WhitlakerJ. Varia Posidoniana.- "Échos du Monde classique. Classical Views" 41, 1997, p. 305-315.

А. А. Столяров

В начало энциклопедии