Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БЕЛИНСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЕЛИНСКИЙ

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич [30 мая <11 июня), 1811, Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия26 мая (7 июня), 1848, Петербург-русский социальный мыслитель, литературный критик и публицист. В 1829-32 учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. В 1833 сблизился со Станкевичем и участниками его философского кружка, познакомившими его с немецкой философией. В 1834-36 стал ведущим критиком в изданиях Надеждина "Телескоп" и "Молва", где опубликовал принесшие ему известность "Литературные мечтания" (1834) и др. произведения. Позднее, переехав из Москвы в Петербург, сотрудничал в "Отечественных записках" (1839-46) и "Современнике" (с 1846). В статьях и обзорах дал оригинальный анализ творчества и эстетических взглядов современных ему писателей - Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского и др., отстаивал принципы реализма, "натуральной школы". Философские воззрения Белинского претерпели сложную эволюцию: от увлечения немецкой идеалистической философией, и особенно Гегелем в период "примирения с действительностью" (1837-39), он перешел на позиции отрицания "неразумной действительности"; критически осмыслив гегелевскую теорию, Белинский становится сторонником материалистического мировоззрения. Особый интерес представляют его социально-философские взгляды, учение о человеке, обществе и истории, изложенные в работах 40-х гг. В них он рассматривал общество как живой социальный организм ("идеальную личность"), трактуя его историю в качестве необходимого и закономерного процесса. Отправным пунктом размышлений Белинского о человеке и обществе было неприятие панлогизма Гегеля, в системе которого субъект "не сам себе цель, но средство для мгновенного выражения общего, а это общее является у него в отношении к субъекту Молохом..." (Поли. собр. соч., т. 12, с. 22). Человек, по его словам, зависит от общества и в образе мыслей, и в образе своего действия; зло скрывается прежде всего в обществе, а не в человеке. Белинский исходил из того, что индивид в наибольшей степени проявляет активность в той области социальной жизни, где чувствует себя человеком, утверждает себя как личность. Поэтому он не может примириться с жизнью, которая лишает его средств к развитию, и в первую очередь стремится создать условия, позволяющие ему реализовывать свои способности. Мыслитель приходил к выводу, что нормальное становление личности и проявление ее творческого потенциала возможно лишь в обществе, где утвердились принципы социальной справедливости; будущее России и всего человечества он связывал с социализмом. Влияние Белинского на развитие русской социальной и философской мысли подчеркивали. Чернышевский, Плеханов, Ленин, Бердяев, Зеньковский и др. Соч.: Полн. собр. соч. в 13 т. М., 1958-59. Лит.: Плеханов Г. В. Белинский и разумная действительность.-Он же. Избр. филос. произв. в 5 т. М., 1958, т. 4, с. 417-467; Кирпотин В. Я. Достоевский и Белинский. М., I960; Поляков М. Я. Виссарион Белинский. Личность-идеи-эпоха. М., 1960; Нечаева В. С. В.Г.Белинский. Жизнь и творчество. 1836-1841. М„ 1961; Она же. В. Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1842-1848. М., 1967; Григорян М, М. Белинский и проблема действительности в философии Гегеля.-В кн.: Гегель и философия в России. М., 1974; Филатова Е. М. Белинский. М., 1976; Соболев П. В. Эстетика Белинского. М., 1978.

П. П. Апрышко

В начало энциклопедии