Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПОРФИРИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОРФИРИЙ

ПОРФИРИЙ (Πορφύριος) (232, Тир- между 301 и 305, Рим?) - философ-неоплатоник, Лотт, у которого Порфирий учился в Афинах, его имя Малх (так же звали и его отца) воспроизвел по-гречески как Πορφύριος ("царственный", позднее Амелий называл его Βασιλεύς, "царь" Porph. V, PI. 17, 6-16; ср. заглавие Porh. V. Pyth.: Μάλχου ή Βασιλέως Πυθαγόρου βίος). В Афинах Порфирий получил образование в духе среднеплатонического объединения философии и общеобразовательных ипудий.

Ученый-эрудит, склонный к филологии и истории и влекомый к философии, Порфирий летом 263 приезжает в Рим, где входит в кружок Плотина и постепенно осваивает новые для него подходы. В частности, он не сразу вместил учение Плотина о том, что умопостигаемое не вне ума: Порфирий осваивается с этой основной для всего последующего платонизма установкой только после специальных разъяснений Амелия, написанных по поручению Плотина (там же, 18,10-19). Порфирий становится одним из самых активных членов плотиновского кружка: ему доверяют сочинения Плотина и защиту его взглядов. Он пишет по просьбе учителя опровержение ритора Диофана, доказывавшего в качестве апологии платоновского Алкивиада из "Пира", что ради научения добродетели следует допустить плотскую близость с наставником (там же, 15,6-12); отвечает Евбулу, диадоху афинской школы, по поводу его толкования некоторых платоновских вопросов (там же, 15,18-21); доказывает, что т. н. книга Зороастра подложная, сочинена недавно и выдает мнения современных гностиков за древнее учение зороастризма (там же, 16,14-18).

В 268 переживает глубокую депрессию, по совету Плотина уезжает в Сицилию и обосновывается в Лилибее. Он поддерживает отношения с Плотном до смерти последнего и получает все его записанные сочинения. Он также в переписке со своим первым наставником - Лонгином, который, находясь при дворе царицы Зенобии, приглашает его (ок. 271) приехать к нему в Финикию (там же, 19,4-34). Порфирий много путешествует, возвращается в Рим, какое-то время живет в Карфагене, ездит на Восток.

Вероятно, среди причин отъезда Порфирия в Сицилию было и его несогласие с рядом установок Плотина, в частности с его антиаристотелизмом. Поэтому в ходе самостоятельных занятий философией Порфирий комментирует ряд сочинений Аристотеля ("Категории", "Герменевтику", "Первую Аналитику", "Физику", XII кн. "Метафизики" - Simpl. Gael. 503,34. 506,13), а также пишет "Введение к Категориям" Аристотеля (или "О пяти общих понятиях", т. е. о роде, виде, отличительном, существенном и случайном признаке, - текст, оказавшийся в средние века одним из главных руководств по логике Аристотеля). Порфирий исходит из того, что школы Пла

тона и Аристотеля суть одна школа. Помимо этого он комментирует "Начала" Евклида и "Гармонику" Птолемея, что свидетельствует об его интересе к математическим дисциплинам, начиная с пифагорейцев вошедшим в поле зрения философии. Порфирий пишет также "Историю философии", доведенную до Платона включительно, из которой помимо фрагментов дошла "Жизнь Пифагора", где Порфирий подчеркивает педагогический момент и рационалистическую ориентацию в деятельности пифагорейской шкоды.

Помимо этого он испытывает настоятельную потребность опереть свое философствование на священный текст; эту тенденцию отражает аллегорическое толкование пещеры нимф, описанной в "Одиссее" (МП 102-113), решительно отличающееся от обычных школьных "Гомеровских вопросов". Порфирий первым ввел в поле зрения школьного платонизма "Халдейские оракулы" (несмотря на отсутствие у него ямвлиховской безоглядности по отношению к этому тексту): еще у Плотина (на основании III 9,1) мы можем в лучшем случае предположить знакомство с "Халдейскими оракулами", завершающими изучение платоновской философии в постямвлиховской традиции. Порфирий толкует платоновские тексты ("Кратила", "Федона", "Софиста", "государство", "Филеба", "Тимея", "Парменида"), и сама мысль издать сочинения своего учителя Плотина в виде *Эннеад" отражает эту потребность в авторитетном тексте как опоре для философствования.

Само обилие толкуемых текстов свидетельствует о том, что, хотя Порфирий и не создал своей школы, он вел активную педагогическую деятельность. Одним из его учеников был Ямвлих, в отношениях с которым проявилась специфика интеллектуалистской позиции Порфирия: он не отрицал форм народной религии, роли оракулов, традиционных форм религиозного культа, признавал божественность Пифагора, Платона, Плотина. Но ему был чужд безоглядный пафос Ямвли ха-теурга, замыкавший платоновскую школу врамки языческого политеизма и закрывывший ее диалог с христианством. Хотя для самого Порфирия этот диалог вылился в яростную полемику, выразившуюся в трактате "Против христиан", его открытость (как и Плотина, и всего плотиновского кружка) для христианских текстов была важной приметой уже ушедших тенденций платонизма предшествующего периода.

Философия Порфирия как платоника плотиновской ориентации представлена в виде ряда тезисов в сочинении "Подступы к умопостигаемому". Здесь, как и в трактате "Воздержание от животной пищи", видна этическая направленность его философии; спасение души достижимо путем отвращения от тела, очищения души, возвращения к уму (нусу) и уподобления божеству. Это возвращение обеспечено тем, что приобщение к божеству происходит не пространственно и телесно, но в "гносисе", в знании. Для "знающего" бог рядом, а для незнаюшего он, присутствуя во всем, отсутствует. Это знание бога тождественно самопознанию, поэтому восхождение к знанию своей сущности начинается с любви к себе самому. Сохраняя схему плотиновского универсума (три "целостные и совершенные ипостаси" Ума, Души и Космоса и т. п.), Порфирий приписывает, однако, демиургические функции не уму, но высшей части души. В иерархии бытия человеческая душа занимает срединное положение между богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Душа связана с телом не непосредственно, но в ряде частичных воплощений, первым из которых является "дух воображения", занимающий среднее место между чувством и умом. У Порфирия по сравнению с шотином расширена иерархия добродетелей: наряду с катартическими, политическими и теоретическими добродетелями он признает парадигматические добродетели, свидетельствующие о полной приобщенности души к уму. Порфирий оказал большое влияние на позднейший платонизм, как языческий, так и христианский (восточная традиция; Ямвлих и через него весь последующий греческий платонизм; западная традиция: Макробий, Марий Викторин, Августин, Боэций и через них - вся философия средневековья), Сот.: Opuscula selecta, гее. A. Nauck. Lipsiae, 1886 (герг. Hildesheim, 1963); Isagoge et In Categorias comnientarium, ed. A. Busse. B., 1887 (CAO 4.1); Isagoge, texte, Introd., trad. et notes par A. de Libéra, A. Ph. Segonds. P., 1997; Sententiae ad intelligibilia ducentes, ed. E. Lamberz. Lpz., 1975; De l'abstinence, 1.1: liv. l; t. 2: liv. 2-3, texte et. et trad. par I. Bounàrtigue; t. 3: liv. 4, par M. Patillon et A. Ph. Segonds. P., 1977-79; La vie de Plotin, t. 1-2, ed. L. Brisson. M.-O. Goulet-Caze, R. Goulet, et al„ préface de J. Pépin. P., 1982-1992; The Cave of the Nymphs in the Odyssey, rev. text with transi, by Seminar Classics 609, Buffalo, 1969; Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios, hrsg. v. I. During. Göteb., 1932; Introductio in Tetrabiblum Ptolemaei, ed. A. Boer, S. Wiinstock.- Catalogus codicum astrologorum Graecorum V 4. Brux., 1940, p. 187-228; Lettera ad Anebo, a cura di A. R. Sodano. Napoli, 1958; Fragmenta, ed. A. Smith. Lpz., 1993; [Porfirü?] Commenlarium in Platonis Parmenidem, ed, A. Linguiti.- Corpus dei Papiri Filosofici Greci e Latini, parte III: Commentarii. Firenze, 1995, p. 63-202; In Platonis Tiniaeum commentariorum fragmenta, éd. A. R. Sodano. Napoli, 1964; Συμμικτα ζητήματα, ed. H, Dörrie. Miinch., 1959; Gegen die Christen, hrsg. v. A. von Hamack. B., 1916; Neue Fragmente des Wens des Porphyries gegen die Christen. B., 1921; Nauiln P. Trois autres fragments du livre de Porphyre Contre les Chrétiens.- "Revue Biblique" 57, 1950; Περί αγαλμάτων, ed. l. Bidez.- BidezJ. Vie de Porphyre le philosophe néoplatonicien. Lpz,, 1913 (герг. Hildesheim, 1964), p, 1-23. Рус. пер;: Жизнь Пифагора, Жизнь Плотина, пер. М. Л. Гаспарова.- В кн.: Диоген Лаэрттий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, с. 416-426,427-440; О пещере нимф, пер, А. А. Тахо-Годи.- В кн.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 2. М., 1988, с. 383-394; О воздержании от мясной пищи, пер. В. Б. Черниговского.- "Человек", 1994, № 1-6.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1. М., 1988, с. 15-120; Porphyre. Huit Exposes suivis de Discussions. Vandoeuvres-Gen., 1966 (Entretiens sur l'Antiquité Classique, XII); Theiler W. Porphyrios und Augustin.- Forschungen zum Neoplatonismus. В., 1966, S. 160-248; HadotP. Porphyre et Victorinus, vol. 1-2, P., 1968; Barnes T. D. Porphyry, Against the Christians. Date and attribution of Fragments.- "Journal of Theological Studies" 24, 1973, p, 424-442; Smith A. Porphyry's place in the neoplatonic tradition. The Hague, 1974; Smith A. Porphyrian Studies since 1913, ANRW II 36, 2, 1988, p. 717773; Dombiwwski D. A. Porphyry and fegetarianism, там же, р. 774-791; Strange S. K. Plotinus, Porphyry and the Neoplatonic Interpretation of the "Categories".- Ibid., p. 955-974; Corrigan K. Amelius, Plotinus and Porphyry on Being, Intellect and the One.- Ibid., p. 975-993; Beat^ rice P. Г. Le traité de Porphyre contre les chrétiens. L'état de la question.- "Kernos" 4,1991, p. 119-138; MadecG. Augustin et Porphyre. Ebauche d'un bilan des recherches et des conjectures.- Sophies Maietores, Mélanges Jean Pépin. P., 1992, p. 367-382.

Ю. А. Шичалин

В начало энциклопедии