Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАР"-"ПЕТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАР"-"ПЕТ")

ПАРТИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАСКАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ

ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ (Päschasius Radbertus) (786, ок. Суассона - ок. 860, Корби) - христианский экзегет, богослов. С 812 в монастыре Корби, многие годы был там наставником, в 843-851 - аббатом. Большинство его сочинений написано для образования монахов Корби и Корвея. Пасхазий составил биографии аббатов Корби Адаларда и Валы. Мариологические работы: "Об Успении св. Девы Марии", "О девственном лоне" (De partu Virginis, 846). Работа всей его жизни - ученый "Комментарий на Евангелие от Матфея". Трактат "О теле и крови Господних" (De corpore et sanguine Domini, 831) - первое формальное исследование пресуществления в таинстве евхаристии (переработан в 844) - вызвал долгую дискуссию. Пасхазий признает символическое содержание евхаристии, но отвергает понимание мессы как только символа и заявляет о тождестве евхаристического и исторического тел Христа (non alia plane саго, quam quae nata est de Maria et passa m cruce et resurrexit de sepulchre). Его понимание евхаристии стало официальной доктриной Церкви. Герберт, впоследствии папа Сильвестр II (ум. 1003), в работе "De corpore et sanguine Domini" признал учение Пасхазия совершенно правильным, тогда как Беренгар Турский, осужденный Церковью, предпочел интерпретацию Ратрамна.

Сот.: MPL, 1.120; Monumenta Gennaniae Historica, Poetae latini III, p. 38-53; Expositio in Matheo, ed. B. Paulus.- Corpus Christianorum Continuatio Mediaevalis, 56-56AB, 1984; De partu virginis. De assumptione sanctae Mariae Virginis, ed. E. A. Matter, A. Ripberger.- Ibid., 56C, 1985.

Лит.: Pettier H. Pascase Radbert, 1938; GKovw C. La dottrina in Paschasi Radberto e Ratrammo, monaci di Corbia, 1945; Garn D. Corbie in the Carolingian Renaissance. Thorbecke, 1990; CabanissF. Charlemagne's Cousins. Contemporary Lives ofAdalard and ela. N. Y, 1967.

В. В. Петров

ПАТЕРНАЛИЗМ

ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. patemitas - отцовство) - система, принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме воспитания и контроля отца над детьми в патриархальной семье. Возведенный в масштаб государства, патернализм известен в древних интерпретациях царя как пастыря, а народа как стада, паствы. Царь-пастырь собирает воедино, оберегает и ведет народ-паству; благодаря его неустанным заботам он питается и воспроизводится. Но главная задача пастыря состоит в том, чтобы обеспечить безопасность и сохранность паствы: его неусыпный контроль простирается как на всю паству в целом, так и на каждого из нее в отдельности. Но за патерналистским попечительством и защитой стоит и тотальная власть: паства не может жить без опеки, неспособна к самостоятельному существованию. Т. о., как практика государственного управления патернализм применяется к граждански несамостоятельным народам. Гражданская несамостоятельность неизбежно выливается в пассивное подчинение, имеющее своей целью лишь обретение защиты, доступ к получению средств существования и т. д. В системе патернализма "отцовское" начало власти проявляет себя как всеподавляющий, деспотический контроль, исключающий всякую гражданскую самостоятельность, а "сыновье" начало властных отношений по сути дела означает стремление к иждивенчеству. Патернализм рассматривает взрослых людей как детей, требующих защиты и опеки.

Классический критический разбор патернализма дал Дж. Локк в своей полемике против книги Р. Филмера "Патриарх" (1680). Филмер - величайший поборник абсолютной власти, апеллировал к отцовству как главному аргументу в доказательстве естественности и всеохватности абсолютной монархической власти. По Филмеру, отцовская власть "есть божественное, неизменное право верховной власти, благодаря которому отец или монарх обладает абсолютной, деспотической, неограни

ченной и не поддающейся ограничению властью над жизнью, свободой и имуществом своих детей или подданных" (ЛоккДж. Соч. в 3 т., т. 3. M., 1988, с, 146). Локк аргументирование доказал, что сам факт рождения детей не делает их рабами отцов. Ребенок имеет право требовать от отца лишь содержания и обучения, но он не имеет права требовать от него правления или власти. Он может наследовать собственность отца для своего собственного блага, но не может требовать власти над др. людьми, которая была у его отца.

В русской политической мысли славянофилы отстаивали тезис о негосударственной природе русского народа и конструировали отношение царя к народу как отношение отца к детям: царь - отец, однако его власть не внешняя сила победителя над побежденными, а всеобъединяющая сила, в основе которой - органическая, живая связь народа с царем. В целом политике государственного патернализма присущ авторитарный характер, она сдерживает развитие гражданского общества и усугубляет материальную зависимость, политическую инертность и духовную несамостоятельность народа. Анализ патернализма играет большую роль в биоэтике при изучении отношений "врач - пациент".

А. В. Попов

ПАТНЭМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТОЧКА

ПАТОЧКА (Patocka) Ян (1 июня 1907, Турнов, Восточная Богемия -13 марта 1977, Прага) - чешский философ. С 1925 учился в Карловом университете в Праге. В 1929-30 в Париже, знакомится с идеями Э. Жильсона, слушает лекции Э. Туссерля. К этому времени относится его первое сочинение - "Французская философия". В 1931-34 учится в Германии, сначала в Берлине (семинары И. Гартмана), затем во Фрейбурге (семинар M Хайдеггера о Гегеле и понятии науки и др.). В 1934 в Праге по образцу уже широко известного лингвистического кружка организовывается центр феноменологических исследований {Л. Ландгребе, М. Брод, Д. Чижевский и др.; устанавливаются связи с феноменологами др. стран). От имени кружка Паточка приглашает в Прагу Гуссерля, лекции которого в ноябре 1935, как и более ранние в Вене в мае 1935, становятся основой для работы "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология". Тема жизненного мира - в центре работы Паточки "Естественный мир как философская проблема" (1936). Преодоление духовного кризиса эпохи связывается им с устранением разрыва между "естественным (наивным) миром" и "миром науки" и осознанием единства культур европейских народов, причем важную культурную миссию Чехии Паточка видит в посредничестве между восточно- и западноевропейскими культурами. После 2-й мировой войны активно участвует в обновлении системы университетского образования. В статье "Масарик вчера и сегодня" заявляет, что метафизика - это "событие, акт нашей жизни и нашего свободного человеческого бытия". Издает педагогические и философские труды Каменского. В 1968-71 профессор философии в Карловом университете Праги. Один из авторов "Хартии 77".

Соч.; Ausgewählte Schriften in 5 Bänden. Wen, 1987-92; Francouska filosofie.- "Ceska mysl" 24,1928; Uvod do Husserlovy fenomenologie.- "Filosoficky casopis", ¹ 13. Prag., 1965; Europa nach Europa. Prag., 1975. Лит.: Studien zur Philosophie von Jan Patoeka.- "Phänomenologische Forschungen", Bd. 17. Freiburg-Munch., 1985.

И. А. Михайлов

ПАТРИСТИКА

ПАТРИСТИКА (от греч. πατήρ, или лат. pater, "отец") - термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1-8 в. - т. н. отцов Церкви. К кон. 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного "отца": древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен 4-й - одобрение церкви). Хотя этим критериям соответствовали не все крупные христианские авторы; поэтому с современной точки зрения составной частью патристики являются и те учения, которые христианская традиция не считает вполне ортодоксальными, а "отцом" может быть назван почти всякий автор первых веков христианства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. В широком смысле патристика-это докгринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия. Диаметрально противоположные взгляды на содержание культурной конвергенции ("эллинизация" христианства - Гарнак, "христианизация" эллинизма - Жильсон, Квестен) сходятся в одном: религиозный элемент в патристике заметно превалирует над рационально-рефлексивным. Особенностью патристики как историко-философского феномена (во многом разделяемой со схоластикой) является декларативный отказ от свободного философского поиска. В отличие от античной философии патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании и является корпоративным достоянием всего христианского сообщества. Христианская традиция считает патристику единым учением, раскрытым различными авторами с различной глубиной: монотеистическая религия как тотальное духовное явление требует от философствующих адептов почти абсолютного теоретического конформизма. Авторитет, основополагающая константа патристики, иерархически структурируется (в порядке убывания): Откровение (абсолютный авторитет) - господствующая церковная норма (корпоративный авторитет) - личный авторитет отдельного "отца". В истории европейской мысли патристика является первым внутренне цельным и исторически длительным типом рефлексии, в большинстве отношений соответствующим гипотетическому понятию религиозной философии, которая по основным интуициям и посылкам тождественна религии, по объекту рефлексии - теологии, а по рациональным методам - "чистой" философии. На протяжении более десяти веков христианская теология была в Европе единственно признанным (и исторически возможным) стилем философствования, основной характеристикой которого являлось подчеркнуто подчиненное положение разума по отношению к авторитету.

ПАТРИЦИ

ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Кресе вДалмации - февраль 1597, Рим) - итальянский натурфилософплатоник эпохи Возрождения. Происходил из знатной хорватской семьи. С детства много путешествовал, изучал в Падуе и Ингольштадте богословие и медицину, занимался книготорговым делом, издавая в т. ч. описания неведомых стран. С 1570 - придворный философ герцога Феррарского и профессор платонической философии, позже перебрался в Рим, где ему покровительствовал пала Климент VII, его бывший ученик. Литературное наследие разнопланово: комментарии к лирике Петрарки, переводы сочинений Прокла и Иоанна Филопона, трактаты и диалоги о политике, поэтике, истории, военном искусстве, а также собственно философские труды "Перипатетические дискуссии" (1572 и 1581), "Новая философия Вселенной" (Nova de univeisis philosophia, 1591) и неоконченный диалог "Любовная философия". Подобно своему современнику Пьеру деля Раме, Патрици выступил против безоговорочного признания авторитета Аристотеля в философии. Доказывая нерасторжимую связь всех вещей, он приходил к пантеистическому выводу о тождестве Бога (в качестве Всеединого) и мира. Соответственно, догмату о творении мира во времени "из ничего" Патрици предпочел неоплатоническую теорию эманации, объяснявшую и бесконечность мира, и его одушевленность в целом и во всех частях. В развиваемой Патрици метафизике света свет выступает как эманация, он все поддерживает, соединяет и различает. Всеединство Вселенной, первоначало, единое, благо, Бог тождественны; Бог повсюду и нигде. Бесконечная Вселенная включает в себя бестелесный божественный свет, переходящий в свет физического мира, все тела которого состоят из пространства, света, тепла и потока. Поток тождествен непрерывно изменчивой и движущейся материи, которая есть причина формы. Мир - откровение вечного божественного духа. В основе этики Патрици лежит учение о "филавтии", любви к самому себе, свойственной, как доказывал философ, всем сущностям и даже самому Богу.

Соч.: De rerum natura. Ferrara, 1587; L'amorosa filosofia. Firenze, 1963; в рус. пер.; Любовная философия.- В кн.: Эстетика Ренессанса, т. I. М., 1981,с.377-413; Поэтика. Декада спора.-Там же, т. U.M., 1981, с. 123-171.

Лит.: Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Brickman В. An introduction to Francesco Patrizi's "Nova de universis philisophia". N.Y, 1941.

О. Ф. Кудрявцев

ПАУЛЬСЕН

ПАУЛЬСЕН (Pauken) Фридрих (16 июля 1846, Лангенхорн - 14 августа 1908, Берлин) - немецкий философ, автор работ по истории философии, этике и педагогике. Профессор Берлинского университета (с 1878). Определяя смысл и задачи философии, выступал против позитивистского отрицания ее и сведения к гносеологии. Вслед за Лотце, Э. Гартманом, В. Вундтом он пытался возродить философию как метафизику, как общую теорию действительности, как "постоянно повторяющуюся попытку достигнуть цельного единства представлений и мыслей о форме и связи, о смысле и значении всех вещей" (Введение в философию. М., 1908, с. 3). Философия должна решать онтологические и космологические проблемы, т. е. проблемы о природе действительности как таковой и о взаимной связи всех вещей. Истолковывая философию как всеобъемлющую и универсальную систему знаний о мире, он превращал ее в науку наук. "... Все науки - принадлежат философии" (там же, с. 19), они входят в нее как ее необходимые звенья; стремление к универсальному познанию единой действительности объединяет философию и религию. Свою философию он определял как "идеалистический пантеизм" (там же, с. 242), суть которого заключается в истолковании действительности как обнаружения "единой духовной Всежизни". Примыкая к Шопенгауэру и Фехнеру, он видел основу духовного в воле, которая есть первоначальный и постоянный фактор душевной жизни.

В этике Паульсен выдвигает концепцию энергетизма, противопоставляя ее гедонизму. Для энергетизма высшее благо - сама жизненная деятельность, претворяющая цели в жизнь. Сущность счастья не в удовольствиях, а в самом процессе деятельности. Цель этики в определении совершенного жизненного утверждения человека как "члена высшего целого - человечества" (Основы этики. М., 1900, с. 276). Соч.: Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Kantischen Erkenntnistheorie. Lpz., 1875; I. Kant, Sein Leben und seine Lehre. Stuttg., 1898, в рус. пер.: Педагогика. М., 1913 Лит.: Speck J. F. Pauken. B., 1929

А. П. Огурцов

ПАФОС

ПАФОС - в широкомсмысле взволнованное, приподнятое состояние человеческого духа, связанное с переживанием высокого предмета. Аристотель относит пафос к числу необходимых элементов трагедии, определяя его в качестве действия, причиняющего гибель или боль. Пафос, или душевное переживание, противостоит в античной эстетике этосу, или устойчивому характеру. В Новое время категория пафоса связывается прежде всего с понятием возвышенного: изображение глубокого и сильного страдания, по мысли Ф. Шиллера, должно быть дополнено картиной сопротивления ему, в ходе которого обнаруживается самостоятельность и свобода человеческого духа. Гегель усматривает в пафосе разумное содержание, для него это "субстанциальные" силы мира, ставшие внутренним движением души, центром, определяющим собой все человеческие чувства и поступки. Театральный пафос делится им на субъективный и объективный: первый связан со страданием, подавленностью и пассивностью, переживаемыми публикой, тогда как второй относится к "субстанциальному" развитию театрального действия. В 20 в. оригинальную теорию пафоса строит С. Эйзенштейн на основе своих кинематографических экспериментов. Пафос, или экспрессивность, определяется им, в частности, как "скачки из взрыва в взрыв", как своеобразная логика нарастающих и друг друга умножающих повторов. Эйзенштейновский пафос - это теория "захвата глубины" кинокадра, это особая техника актерской игры, прочерчивающей единые графические линии на всем протяжении фильма, это разновидности монтажа, влияющего на характер восприятия картины, короче, это такая теория (и практика), которая озабочена технологией экстаза как отдельной формы восприятия. В качестве категории восприятия пафос меняется с каждой эпохой: патетическое (преувеличенное и искусственное) узнается как таковое лишь по прошествии лет.

Е. В. Петровская

ПАЦИФИЗМ

ПАЦИФИЗМ (от лат. pacifer-примиряющий, приносящий мир; pax, pacis - мир) - доктрина, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия. Как жизненная позиция пацифизм предполагает отказ от какого-либо участия в любых войнах. Так понимаемый пацифизм, укорененный в христианском учении, был присущ христианам первых веков, средневековым еретическим движениям (напр., вельдензиан, чешских братьев), а также протестантским, т. н. миротворческим, церквам (меннонитам и амишам, квакерам, духоборам) в их стремлении к непосредственному практическому утверждению в жизни закона Христа. Наряду с христианским выделяют рационалистический пацифизм (напр., Б. Рассел) и мистический пацифизм (напр., О. Хаксли). Как практическая позиция пацифизм может принимать, как это выявил Дж. Йодер, многообразные по своему нормативному содержанию формы, среди которых выделяются две базовые. 1). Пассивный пацифизм - духовное и идейное противостояние войне и силе. В своих ранних формах такой пацифизм заключался в позиции непротивленчества вообще в соответствии с Иисусовыми заповедями (Мф. 5:9, 39). 2). Пацифизм активного ненасильственного сопротивления. Современный пацифизм, получивший особенное развитие после 1-й мировой войны и обогащенный опытом кампаний ненасильственной борьбы, которые проводили М. Ганди и М. Л. Кинг, настаивает на необходимости активного сопротивления, но без использования уничтожающей силы (см. Ненасилие). Посредством "гражданской обороны" ("civilian-based defence", n Дж. Шарпу) создаются такие условия, при которых агрессор не в состоянии реализовать свои цели. В отличие от христианского пацифизма философия активного ненасильственного сопротивления необязательно покоится на религиозных и этических принципах.

Лит.: Нибур Райнхольд. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма.- В кн.: Нибур Ричард, Нибур Райнхольд. Христос и культура. Избр. труды. М., 1996, с. 514-32; SharpG. The Politics ofNonviolent Action. I-II1. Boston, 1973; YoderJ. H. Nevertheless: Varieties of Religious Pacifism. Scottdale, PA, 1992.

P. Г. Апресян

ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕАНО

ПЕАНО (Реапо) Джузеппе (27 августа 1857, Кунео - 20 апреля 1932, Турин) - итальянский математик и логик, профессор математики Туринского университета (1890-1930) и Военной академии (1887-1901). В круг его научных интересов входят теория дифференциальных уравнений, теория множеств, и функций, в частности ему принадлежат уточнение понятия меры множества, пример непрерывной Жордановой кривой, проходящей через каждую точку данного квадрата (кривая Пеано), анализ общего понятия функции, определение функции множества. Пеано внес заметный вклад в развитие дедуктивно-аксиоматического метода. В линейной алгебре он первым дал аксиоматическое определение "-мерного линейного пространства (1888), в арифметике сформулировал систему аксиом (аксиомы Пеано, 1891), отталкиваясь от системы Дедекинда (1888), осуществил аксиоматическое построение Евклидовой геометрии (1889). Пеано - один из создателей современной математической логики. Его логическая теория занимает промежуточное положение между алгебраическими системами Ч. Пирса и Э. Шредера, с одной стороны, и функциональным подходом Г. Фреге и П. Рассела, с другой. Пеано принадлежит одна из первых дедуктивных систем логик" высказываний (1891). Пеано ввел различие между принадлежностью индивида к классу "е " и включением класса в класс "с", а также между индивидом и одночленным классом. Разработал оригинальную логическую символику, которая впоследствии стала общеупотребительной. Принадлежащий ему "Формуляр математики" (Formulaire de Mathйmatiques), в написании которого принимали участие его ученики, - подлинная энциклопедия, включающая математическую логику и основные разделы математики. Пеано известен также как создатель международного языка, был президентом Академии международных искусственных языков.

Соч.: Calcolo geometrico secondo l'Ausdehnungslehre di Grassmann, preceduto dalle operazioni dйlia logica dedutiva. Torino, 1888; Arithmeticas prinepia, novo inethodo exposita. Torino, 1889; Formulaire de Mathématiques, v. 1-5. Torino, 1895-1905.

3:А.Кузичева

ПЕГИ

ПЕГИ (Péguy) Шарль (7 января 1873, Орлеан - 5 сентября 1914, Вийеруа) - французский философ, поэт, публицист. Образование получил в Высшей нормальной школе и в Сорбонне. Убит в чине лейтенанта в битве на Марне. Считал себя учеником Бергсона, испытал влияние Паскаля, Леруа, Ламенне. В начале своей литературной и философской деятельности находился под воздействием социалистических идей; в 1900 основал журнал "Cahiers de la Quinzaine" (Двухнедельные тетради), в котором сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан, Д. Галеви и др. Пеги называют бергсонианцем христианства: он воспринял бергсоновское учение о длительности и тезис о духовном начале мира, идеи о непосредственной интуиции и истине, памяти и времени. Особое -значение он придавал понятию "длительность", опираясь на которое обосновывал необходимость временного воплощения бесконечного духа, "человеческого присутствия Христа". К социалистическим идеям шел от утопизма Фурье; его идеалом было гармоническое общество, где существует истинный культ труда, где все трудятся в святости и радости; историческое движение сродни воплощению замысла художника, поэтому историк в своем познании должен опираться на искусство, "ученый и художник должны объединиться". При этом Пеги был сторонником "внутренней революции", понимая ее как моральное, интеллектуальное, религиозное совершенствование каждого от

дельного человека, ведущее к коренному преобразованию человеческого общества в целом. Многие идеи Пеги легли в основу французского персонализма.

Соч.: Oeuvres complиtes, t. 1-20. P., 1916-55; Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne. P., 1914; Notes politiques et sociales. P., 1957.

И. С. Вдовина

ПЕЙН

ПЕЙН (Paine) Томас (29 января 1737, Тетфорд, Великобритания - 8 июня 1809, Нью-Йорк) - англо-американский философ и писатель эпохи Просвещения, участник борьбы североамериканских колоний за независимость и Французской революции 18 в. Родился в бедной семье ремесленника, получил лишь начальное образование и с 13 лет помогал отцу, став сборщиком акцизного налога на табак и алкогольные напитки. В 1772 он потерял работу, т. к. публично выступил за увеличение окладов. Оказавшись в очень трудном финансовом положении, он воспользовался советом Б. Франклина в Лондоне переехать в Америку. В 1774 прибью в Филадельфию и получил место помощника редактора газеты. В эти годы стали выходить его статьи по различным проблемам жизни в североамериканских колониях. Именно Пейн первым опубликовал идею о необходимости бороться за независимость колоний от Англии. Его знаменитый памфлет "Здравый смысл", опубликованный 10 января 1776, открыл дорогу к принятию 4 июля 1776 Декларации независимости США. Огромную роль в поддержании боевого духа участников войны за независимость сыграли 16 статей Пейна под общим названием "Американский кризис". Они были высоко оценены генералом Вашингтоном. Кроме того, Пейн стал организатором бескорыстной материальной поддержки солдат молодой американской армии, что способствовало победе американской революции. За заслуги в войне за независимость колоний Пейну была подарена ферма в Нью-Рочелле. В 1787 он вновь приезжает в Европу, где его особенно привлекают события во Франции.

В 1791 Пейн выпускает в Лондоне 1-ю часть работы "Права человека" (которая выдержала 8 изд. только в 1791), а позднее издает и 2-ю часть этой работы. Поскольку книга содержала резкую критику социальных условий в европейском обществе и выдвигала революционные планы по введению народного образования, искоренению нищеты и безработицы, ее немедленно запретили, а предложения Пейна были названы "кровавой революцией". Сам Пейн смог избежать ареста, перебравшись во Францию, где его избрали депутатом Национального Конвента. Он горячо поддержал свержение монархии во Франции, но после безуспешной попытки спасти королю жизнь был заключен революционными властями Парижа в тюрьму.

В 1794-96 Пейн публикует антирелигиозный трактат "Век разума", а в 1797 работу "Аграрная справедливость". Обе работы только увеличили круг недоброжелателей Пейна. В 1802 он возвращается в США, где к этому времени успели забыть о его заслугах. Он скончался в Нью-Йорке в 1809 и был похоронен на своей ферме в Нью-Рочелле.

Философское мировоззрение Пейна наиболее полно отражено в труде "Век разума", признанном своеобразной "библией американского Просвещения". Как и большинство просветителей, Пейн был сторонником деизма, но в его философии бог из сверхъестественного существа превратился в моральный идеал, олицетворение этических ценностей. "Я не верю в религии, - писал Пейн, - исповедуемые еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской церквями... Мой собственный ум - моя церковь" (Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959, с. 247/ Высшим смыслом "религиозности" Пейн считал "практическое подражание нравственной благости бога" (там же, с. 287), что с необходимостью приведет к возрождению "чистого деизма".

Соч.: The Complete Writings of Thomas Paine, v. 1-2. N. Y, 1945; Избр. соч. M., 1959; Американские просветители, Избр. произведения, т. 2. М„ 1969.

Лит.: Гольденберг Н. М.Т. Пейн. М., 1969; Aldridge A. D. Man of Reason. Phil.-N.Y., 1959.

В. Ф. Коровин

ПЕЛАГИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕЛАГИЙ

ПЕЛАГИЙ (Pelagius) (ок. 360, Бретань или Ирландияпосле 410) - знаменитый латинский ересиарх. О его жизни известно немного. Между 375 и 380 прибыл в Рим, где снискал известность монаха-аскета, моралиста, превосходного логика и полемиста. Примерно с 400 в Риме начинает распространяться его учение, отрицающее наследственный характер первородного греха и подчеркивающее значение нравственных усилий человека в достижении праведности и преодолении греха. В 411 Пелагий вместе со своим учеником Целестием отправился в Африку Вскоре, оставив Целестия в Карфагене, он переправился в Палестину, где был благосклонно принят Иоанном Иерусалимским и заслужил доверие палестинских епископов. В 415 Иероним Стридонский, противник Иоанна, и африканский пресвитер Павел Орозий выдвинули против Пелагия обвинения в ереси, главным из которых было следующее: ложно утверждение, чточеловек может стать безгрешным только по собственной воле. Ответ Пелагия, признавшего божественную благодать, был признан удовлетворительным, но право окончательного решения предоставлялось Риму. Между тем в Африке против Целестия, открыто проповедовавшего взгляды учителя, резко выступил Сгусти", по инициативе которого Карфагенский собор в 412 отлучил его от Церкви. Целестий отправился в Эфес, где получил место пресвитера. Однако новый Карфагенский собор (416) осудил взгляды самого Пелагия, получив одобрение папы Иннокентия I, а эдикт императора Гонория (418) подтвердил его решения: Пелагий и Целестий были отлучены от Церкви.

Несколько священников во главе с Юлианом Экланским выступили в защиту идей Пелагия против Августина: Юлиан усматривал в учении Августина о предопределении и благодати скрытое манихейство, О самом Пелагии, оставшемся на Востоке, с этого периода ничего более не известно. Вселенский собор в Эфесе (431) еще раз осудил пелагианство (теперь уже в лице Юлиана).

Пелагием были написаны трактат "О Троице", комментарий к Посланиям апостола Павла, ряд писем, среди которых известное послание к Деметриаде, 4 книги "О свободе воли" и др. сочинения. Взгляды его легли основу пелагианства.

Соч.: Послание к Деметриаде.- В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987, с. 594-635. Лит.: PlinvalG. de. Pelage. Ses écrits, sa vie et sa reforme. Lausanne, 1943. О. В. Голова

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА - гносеологическое представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств тел материального мира, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия своим прообразам. Это представление, идущее еще от античной философии и встречающееся в средневековой схоластике, наиболее прозрачно и обстоятельно было изложено в Новое время Дж. Локком. Согласно Локку, существуют первичные, или первоначальные, качества тел - это протяженность, форма, плотность, подвижность. Они совершенно неотделимы от тел, В каком бы состоянии те ни были, и вполне адекватно воспринимаются, т. е. возникающие в уме идеи этих качеств сходны с самими качествами тел. Но в телах есть и такие недоступные человеческому восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают в уме идеи, не схожие с породившими их агентами. Цвет, звук, вкус, запах, тепло как таковые, т. е. в том чувственном виде, вкаком они воспринимаются человеком, не существуют в самих телах. И если о них говорят как о качествах тел, то это - вторичные качества, производные от первичных, являющихся единственно объективными.

Представление о первичных и вторичных качествах, вызвавшее так много споров, ознаменовало собою, во-первых, возвышение теории познания, признающей такое различение, над точкой зрения наивного реализма; во-вторых, создание гносеологической концепции в эвристическом отношении очень ценной для математизированного естествознания, т. к. она оправдывала и поощряла его притязания. Не случайно этого представления придерживались 1алилей и Бойль, понимавшие, что в основу объективного, научного исследования предметов и явлений природы должны быть положены те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым их применить не представляется возможным, следует попытаться редуцировать к первьм. Последующие успехи, достигнутые в оптике и акустике, вполне оправдали такой подход. Вместе с тем представление о первичных и вторичных качествах было одной из предпосылок того усиленного внимания, которое, особенно после появления критической философии Канта, стали уделять субъективным компонентам человеческого познания многие теоретико-познавательные концепции.

А. Л. Субботин

"ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ"

"ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ" (Р.Декарт)- см. "Начала философия" (Р. Декарт).

"ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ"

"НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ", "Первоосновы теологии" (Σιοιχείωσις θεολογική) - сочинение Прокла (5 в.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма. Вероятно, одно из самых поздних сочинений Прокла (написано после "Платоновской теологии"), который нигде не ссылается на него, тогда как последующие платоники (Псевдо-Дионисий, Дамаский) явно знают текст "Начал теологии". Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них посвящены категориям неоплатонической философии, выступающим в виде оппозиции (единое- многое, производящее-производимое, выступление- возвращение, самодовлеющее-несамодовлеющее, самодвижное-движимое иным, вечность-время, целое-часть, предел-беспредельное). Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (умдуша-тело), истекающего из сверхбытийного начала - Единого (параграф 20: "Выше всех тел - сущность души, выше всех душ - мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций - единое"). Остальные 99 параграфов характеризуют функционирование этих оппозиций при конструировании сферы сверхбытийных генад-богов, сферы ума (нуса) и души. "Начала теологии" не касаются проблем физики и этики. Повлияли на сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, а через них - на всю средневековую философию (разумеется, и Псевдо-Дионисий, и другие христианские авторы не принимали прокловской концепции генаа-богов). Кроме того, в Средние века была чрезвычайно популярна "Книга о причинах" - латинская компиляция, составленная на основе арабского переложения "Начал". В 12 в. были переведены с греческого языка на латинский Вильемом Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквинский, хорошо знакомый и с "Книгой о причинах". Большое количество рукописей "Начал теологии" относится к 15-16 вв.; в знаменитых тезисах Пико делла Мирандолы 55 тезисов - заимствования из них. В 1587 Патрици делает новый латинский перевод. 1-е издание греческого текста "Начал теологии" Эмиля Портуса - в 1618; греческое издание Ф. Крейцера в 1822 и 1855. Лучшее издание с комментарием и английским переводом Э. Р. Доддса (1933,1963).

Изд. текста и переводы: Proclus. The Elements of Theology, a rev. text with transi., introd. and comm. by Е. R. Dodds. Oxf., 1963; Elements de Theologie, trad., intr. et notes par J. Trouillard. P., 1965; Elementati (heologica, tr. Guillemo de Morbecca, hrsg. v. H. Boese. Leuven, 1987; Elements of theology, transi, by Th. Taylor. L, 1999; Первоосновы теологии, пер. и KOMM. А. Ф. Лосева. Тбилиси, 1972 (переизд. М., 1993), Лит.: Lowry ]. M. Р. The logical principles of Proclus' Στοιχείωσις θεολογική as systematic ground of the cosmos. Amst., 1980; Hcttaway R. The anatomy of the neoplatonists metaphysical Proof- The structure of Being. A neoplatonic approach, ed. R. Baine Harris. Norfolk, 1982, р. 122-136; Boese H. Wilhelm von Moerbecke als Übersetzer der Stoicheiosis theologike des Proklos. Hdib., 1985. См. также лит. к ст. Прокл.

Ю. А. Шичалин

ПЕРЕЖИВАНИЕ

ПЕРЕЖИВАНИЕ (Erleben) - непосредственное внутреннее схватывание явления. Переживание как процесс (Erleben) следует отличать от его содержания, пережитого (Erlebten) - и от предмета переживания. Переживание, ставшее предметом рефлексии (Erlebnis) отделено во времени от сиюминутного переживания-процесса (Erleben). Все переживания, на которые может быть направлено наше внимание, связаны между собой в непрерывном потоке переживаний (Eriebnisstrom). Поток переживаний имеет абсолютный характер (Гуссерль), ибо невозможно помыслить ни одно переживание вне его. Предмет переживания может и не обладать реальным существованием (как, напр., предмет сновидения). Вместе с тем акт переживания (Erleben); его содержание (Erlebnis) и предмет, к которому переживание отнесено (Erlebte) образуют живую целостность. Осознанное переживание всегда является ингеиционалышм, его исчерпывающее описание предполагает как выявление различных модусов его интенциональной направленности, так и различных способов данности коррелятов переживания (Erlebnis). "Переживать" - значит позволить воздействовать на себя чему-либо, прожить или испытать нечто. "Erlebnis" может означать как содержание (то, чтопереживается), так и "осознание" содержаний сознания. Переживание как пережитое (Erlebnis) характеризуется следующими чертами: своим содержанием; непосредственостью самого акта переживания (Erleben), который понятийно не опосредован; связанностью пережитого с переживающим субъектом; значимостью пережитого для жизненной взаимосвязи субъекта в целом. Переживание, или пережитое (Erlebnis), стало одной из важных категорий философии 19-20 вв. (В. Дильтей, О. Больнов, Н. Аббаньяно) благодаря заключенной в ней непосредственности, каковой субъекту открывается его собственная жизнь, и была использована в полемике как с претензией на абсолютность гегелевской спекуляции, так и с естественнонаучными и материалистическими интерпретациями проявлений человеческой жизни.

Лит.: Brentano Fr. Deskriptive Psychologie. Hamb., 1982; Dilthey W. Ideen zur einer beschreibenden und zergliedernden Psychologie.- Dilthey W. Gesammelte Schriften. Gott., 1982, Bd. V; Husserl E. Logische Untersuchungen. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Halle, 1901.

И. А. Михаилов

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - базисный уровень эстетического сознания человека, исходное и конечное звено всех видов полноценной эстетической деятельности. Оно не тождественно ни реальным жизненным, ни элементарным эстетическим чувствам (удовольствие - неудовольствие, приятное и др.). Это - чувства высшего уровня, одухотворенные, культивированные в процессе общественно-исторического развития. Огромную роль в их становлении сыграл (и продолжает играть) эстетический опыт искусства.

Эстетическое переживание имеет сложное внутреннее строение. Соотнесенность с определенными объектами - реальными или идеальными - составляет его предметно-смысловой аспект. Содержательное наполнение эта сфера получает через представления и (или) знаки, создаваемые творческой силой воображения. Одновременно оно содержит в себе оценочное отношение к объектам. Ценностный (аксиологический) аспект связывает его с эстетическими нормами, художественным вкусом и эстетическим идеалом.

Эстетическое переживание есть форма культурного освоения как предметов природного и социального мира, так и стихии вызываемых ими жизненных чувств. Основным способом собственно эстетического овладения ими является неутилитарное, "умное" их переживание сразу в двух измерениях: целостности и внутренней противоречивости. Диалектикой единства и многообразия, созвучий и контрастов проникнуты все виды эстетического переживания (чувства красоты - безобразия, возвышенного - низменного, трагического, комического и др.). Оно вбирает в себя и переплавляет в новое качество другие человеческие чувства и эмоции - познавательные, нравственные и т. д.

В. П. Крутое

ПЕРЕСВЕТОВ

ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович (сер. 16 в.) - русский мыслитель-публицист. Выходец из Западной (Литовской) Руси, ок. 1539 приехал в Москву. Основные сочинения - "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете салтане", "Первое предсказание философов и докторов", "Малая челобитная", "Второе предсказание философов и докторов", "Сказание о царе Константине" и "Большая челобитная" - были написаны в кон. 40-х гг. 16 в. и переданы Ивану IV. В них предлагались проекты государственных и социальных преобразований. Пересветов обосновывал необходимость "грозной" и высокопросвещенной царской власти, опирающейся на храбрых "воинников" и мудрых наставников, способных обуздать расточительность самоуправства "вельмож" и паразитизм "ленивых богатых". Доказывал, что личная свобода граждан - основа благополучия государства, ибо свобода порождает храбрость, отвагу и инициативу, а холопство и рабство убивают их. Закабаление объявлял порождением дьявола, источником нравственного зла и причиной оскудения государства. "Правду" (справедливость) предпочитал вере: "Бог не веру любит - правду". Он безразлично относился к обрядовой стороне православия и межконфессиональным схоластическим спорам, объявил "мудрость" одной из важнейших добродетелей человека. Как и многие гуманисты, полагал, что мудрость требует активного вмешательства в жизнь общества, а обладание ею считал неотъемлемым качеством идеального монарха.

Соч.: Соч. И. С. Пересветова, подг. текста А. А. Зимина. М.-Л., 1956. Лит.:3;<л<"нАЛ.И.С.Пересветовиегоеовременники.М., 1958; Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 2, 2-я пол. 14-16 вв. Л„ 1989.

А. И. Макаров

ПЕРИОДИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРСЕЙ

ПЕРСЕЙ (Περσαίος) из Кития (ок. 300 - ок. 243 до н. э.) - греческий философ-стоик, ученик и воспитанник Зенона Китайского (по одной из версий, был его рабом). Долгое время жил при дворе Антигона Гоната и был назначен комендантом Коринфа (где, возможно, погиб). От его сочинений, посвященных преимущественно политике, этике и теологии ("О царской власти", "Спартанское государственное устройство", комментарий на "Законы" Платона, "Беседы", "Застольные рассуждения", "Этические чтения", "О богах" и др. - всего 14 названий) сохранились незначительные фрагменты, которые не позволяют судить об особенностях позиции Персея по основным вопросам. Считал, видимо, что традиционные боги возникли в результате обожествления полезных для человечества вещей или их изобретателей (SVF 1448). Фрагм.: SVF 1435-462; Столяров. Фрагменты I, с. 151-159. Лит.: см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

ПЕРСОНАЖ ФИЛОСОФСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРСОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА - система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной - наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира, видимых с фиксированной точки зрения. Собственно, перспектива и определяется некая «точка зрения», или позиция наблюдателя, организующего вокруг себя мир по жестким законам геометрических проекций. Не случайно перспектива, разработанная в живописи Нового времени как сознательный прием, постепенно трансформируется в простую начертательную геометрию. Расцвет перспективы совпадает со становлением ренессансной картины мира. Характерная для науки Нового времени оппозиция познающего субъекта и познаваемого объекта находит свое художественное отражение в науке перспективы, разрабатываемой итальянскими художниками кватроченто. Последовательная теория перспективы создается усилиями таких живописцев, как Ф.Брунеллески, Мазаччо, Л.Б.Альберта, Пьеро делла Франческа и Паоло Уччелло. Большинство из них - настоящие теоретики нового способа построения картины. Так, Альберта в трактате «О живописи» призывает использовать «costruzione legittima», или перспективу, известную художникам по крайней мере из работ Брунеллески. Брунеллески прославился своим оптическим приспособлением, выявлявшим принцип перспективы в чистом виде (панно, которое следовало рассматривать с помощью зеркала через маленькую дырочку, проделанную на месте центральной точки схода). Позднее Леонардо да Винчи, озабоченный воздушной перспективы (сфумато), покажет, что именно такой взгляд - не только фиксированный, но и лишенный бинокулярности - и позволяет соотносить реальность с ее перспективным отображением, ибо невооруженный глаз привносит в видение множество различных деформаций. Метод «смягченной» перспективы, или то, что определяют как двухфокусную композицию, развивает Уччелло и практикует Пьеро делла Франческа вопреки его собственным теоретическим взглядам. Североевропейская живопись, в свою очередь внимательная к воздушной перспективе, создаваемой за счет изменения тонов и ясности очертаний, продолжает эту линию (братья ван Эйк, позднее - Мемлинг, Босх, Патинир, Брейгель). Промежуточную позицию занимает А.Дюрер. Будучи автором «Наставления к промерам», где воспроизведены приборы, позволяющие добиться проекции предмета в т. ч. и без участия в ней глаза, в своей живописной практике Дюрер избегал прямого «иллюзионизма». Элементы перспективы были известны и намного раньше: уже Древняя Греция демонстрирует тенденцию к унификации пространства посредством перспективы (первое упоминание правил перспективы содержится в «Оптике» Евклида; перспективные принципы приметны во фресках «второго помпеянского стиля» и т.д.). В Средние века интерес к перспективе пропадает, на смену ей приходит так называемая обратная перспектива, связанная с религиозно-символическим восприятием реальности как множественной (обратная перспектива и синтезирует не одну, но несколько точек зрения). Классическая, или «альбертиевская», перспектива угасает в эпоху романтизма; последним художником, неукоснительно использовавшим этот принцип, был Эжен Делакруа. Однако на протяжении всей истории перспективы как живописного метода и образа мира, воплощенного в картине, наблюдались различные отступления от нее: живописцы постоянно нарушали единственность точки зрения, горизонта и масштаба. Линейная перспектива находилась в противоречии с перспективой «проживаемой», по выражению Мерло-Понти. А поскольку «...перспективная картина мира не есть факт восприятия...» (П.Флоренский), но всего лишь производное от антропоцентрической познавательной модели, то вместе с изменением последней плюрализуется и сам «взгляд» на мир.

Е.В.Петровская

ПЕРСПЕКТИВИЗМ

ПЕРСПЕКТИВИЗМ - понятие, выдвинутое Ф. Ницше уже в ранних произведениях "Рождение трагедии из духа музыки" и получившее законченное выражение в таких работах, как "Человеческое слишком человеческое", "Генеалогия морали", "Веселая наука", "По ту сторону добра и зла" и особенно в "Воле к власти". Уже оппозиция между аполлоническим и дионисийским интерпретировалась им перспективистски, а в дальнейшем в связи с формулировкой учения о воли к власти понятие перспективности, перспективного зрения или точки зрения становилось для него все более важным. Это понятие позволяет объяснить образы и ценности современного мира, его состав, иерархии, силы, которые в нем действуют, исходя из того, что этот мир обезбожен (эпоха нигилизма после "смерти Бога"): "Мир для нас скорее еще раз сделался "бесконечным", поскольку мы не можем ему отказать в возможности заключать в себе бесконечные толкования". Уникальная и единственная перспектива, перспектива мира с точки зрения Бога, распалась, став лишь фикцией, иллюзией единства бытия. Открывшийся хаос, однако, - лишь иной вид перспективности бытия.

Глаз видит взглядом, "из своего угла", как говорит Ницше. Всякая перспективная точка зрения претендует на захват зримого, т. е. обладает волей к власти. Если в наличии одна перспектива, то рядом с ней и в ней самой со-существуют множество других перспективных углов, т. е. потенциальных точек зрения. Точка зрения появляется в результате действия пластических сил, которые выводят глаз из инертного дрейфа вдоль поверхности мира к взгляду как активно избирательному, волевому движению в зрительном поле. Мир, понимаемый перспективно, должен быть описан с точки зрения пафоса дистанции, которая не является интервалом или расстоянием, но зависит от того, насколько точно воля к власти направлена на мир и объекты, с какой патетической силой она себя в них утверждает, пытаясь ими завладеть. Дистанция не дана, а завоевывается в борьбе с другими. Нельзя выявить сущностное ядро вещи, ибо оно-то и есть точка зрения, сформировавшаяся вокруг этого ядра и ставшая самой вещью. Вещь - это форма, содержащая в себе точку зрения на мир. Перспективное поле зрения включает в себя множество углов-точек зрения, которые постоянно смещаются по отношению друг к другу, преобразуя предмет захвата в зависимости от тех пластических сил, что действуют в отдельной точке зрения. "Субъект" для Ницше не представляет собой кантианское трансцендентальное единство Я, но является множественным. Его сфера действия то расширяется, то сужается, он смещается в собственной сфере и то господствует над внешними ему позициями и точками зрения, то подчиняется им, ослабляя свое присутствие в мире (вплоть до исчезновения, полной утраты воли к власти). Человека сменяет сверхчеловек как новая точка зрения по отношению к человеку. См. лит. к ст. Ницше.

В. А. Недорога

ПЕРЦЕПЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕСТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТР АЛИАКО

См. Петр д'Альи.

ПЕТР АУРЕОЛИ

ПЁТР АУРЕОЛИ, или Пьер Ориоль (Petrus Aureoli, Aurcolus; Pierre Auriol, Oriole) (ок. 1280, Керси-Гурдон, Гюйенн - январь 1322, Экс-ан-Прованс или Авиньон) - французский философ и теолог; "красноречивый доктор" (doctor facundus). Францисканский провинциал в Аквитании (кон. 1320) и архиепископ Экс-ан-Прованса (с 1321). Возможно, ученикДунса Ската, многие идеи которого он развивал.

Понятие Пётр Ауреоли рассматривал не просто как средство познания, но и как непосредственный объект познания. Общие понятия (универсалии), соответствуя некой физической реальности, относятся, однако, исключительно к области мышления и обладают не реальным, но лишь интенциональным бытием. Принцип чндивидуацич представляется излишним, ибо все действительное уже и так индивидуально. Признавая проведенное Дунсом Скотом различение интуитивного и абстрактного познания, Пётр Ауреоли считал возможным интуитивное знание об актуально не присутствующей вещи; в случае же божественного вмешательства оно вообще может быть отделено от познаваемого объекта, сохраняясь Богом даже в случае уничтожения Им этого объекта. Решающую роль в размежевании интуитивного и абстрактного познания играет различие не объектов, но самих способов познания. Обсуждая проблему предопределения, Пётр Ауреоли утверждал, что Бог видит будущие события лишь как еще не реализованные возможности.

Соч.: Compendium bibliorum, seu Compendium sensus litteralis totius Sacrae Scripturae, reed. Quarrachi, 1896; Saint-Bonaventure, 1952-56; Scriptum super primum Sententiarum. Rome, 1516 (Crit. ed. E. M. Buytaert. N.Y.-St. Bonaventure, 1953-56).

Лит.: Dreiling R. Der Konzeptualismus in der Universalienlehre des Franziskanerbischofs Petrus Aureoli (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. 11, Heft. 6). Münster, 1913; Vignaux P. Justification et prédestination au XIVe siècle. Duns Scot, Pierre Auriol, Guillaume d'Occam et Grégoire de Rimini. P., 1934.

А. М. Шишков

ПЁТР Д’АЛЬИ

ПЁТР Д’АЛЬИ , или Пётр Алиако (Petrus de Alliaco, Pierre d’Ailly) (1350, Компьен - 9 августа 1420, Авиньон) - французский мыслитель-эрудит, чье творчество охватывает сферы теологии (комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского), философии («О душе»), научных и политических теорий, канонического права, а также мистики, логики, астрономии и географии. Профессор теологии (с 1381) и канцлер (с 1389) Парижского университета; учитель Ж.Жерсона. Архиепископ Камбре (с 1397).

Проблему достоверности познания решал в духе Оккама и Жана из Мирекура. Оккамовских же воззрений он придерживался и в области этики. Подобно Николаю из Отрекура, Пётр д’Альи отрицал реальное соответствие между вещами и большим числом употребляемых понятий. Им был установлен факт вращения Земли вокруг своей оси; внесен вклад в открытие Америки (в его «Образе мира», служившем непререкаемым авторитетом для X.Колумба, утверждается, что восточного края земли можно легко достичь, плывя на Запад) и предсказан приход Антихриста в 1789.

Сочинения:

Quaestiones super Sententias. Strasbourg, 1490 (Francfort, 1960);

Tracratus et sermones. Strasbourg, 1490 (Francfort, 1971);

Imago mundi, texte lat. & trad. fran. E.Buron, t. 1-3. P., 1930;

Conceptus et insolubilia. Dordrecht, 1980.

Литература:

Candillac M.P. de. Usage et valeur des arguments probables chez Pierre d’Ailly. - «Archives d’histoire doctrinale et littéraire», vol. 8 (1933), p. 43-91;

Meiler В. Studien zur Erkenntnislehre des Peter von Ailly. Fribourg, 1954;

Oakley F. The political thought of Pierre d’Ailly. New Haven, 1964.

Α.Μ.Шишков

ПЁТР Д'АЛЬИ

ПЁТР Д'АЛЬИ, или Пётр Алиако (Petrus de Alliaco, Pierre d'Ailly) (1350, Компьен - 9 августа 1420, Авиньон) - французский мыслитель-эрудит, чье творчество охватывает сферы теологии (комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского), философии ("О душе"), научных и политических теорий, канонического права, а также мистики, логики, астрономии и географии. Профессор теологии (с 1381) и канцлер (с 1389) Парижского университета; учитель Ж. Жерсона. Архиепископ Камбре (с 1397).

Проблему достоверности познания решал в духе Оккама и Жана из Мирекури. Оккамовских же воззрений он придерживался и в области этики. Подобно Николаю из Отрекура, Пётр д'Альи отрицал реальное соответствие между вещами и большим числом употребляемых понятий. Им был установлен факт вращения Земли вокруг своей оси; внесен вклад в открытие Америки (в его "Образе мира", служившем непререкаемым авторитетом для X. Колумба, утверждается, что восточного края земли можно легко достичь, плывя на Запад) и предсказан приход Антихриста в 1789.

Соч.: Quaestiones super Sententias. Strasbourg, 1490 (Francfort, 1960); Tracratus et sermones. Strasbourg, 1490 (Francfort, 1971); Imago mundi, texte lat. & trad. fran. E. Buron, t. 1-3. P., 1930; Conceptus et insolubilia. Dordrecht, 1980.

Лит.: Gandillac M. P. de. Usage et valeur des arguments probables chez Pierre d'Ailly. - "Archives d'histoire doctrinale et littéraire", vol. 8 (1933), p. 43-91; Meller B. Studien zur Erkenntnislehre des Peter von Ailly. Fribourg, 1954; Oakley F. The political thought of Pierre d'Ailly. New Haven, 1964.

A. M. Шишков

Предыдущая страница Следующая страница