Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПЕРЦЕПЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕРЦЕПЦИЯ

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio - представление, восприятие, от percipio - ощущаю, воспринимаю) - в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин "перцепция" для обозначения смутного и бессознательного восприятия ("впечатления") в противоположность ясному его осознанию - апперцепции.

ΠΕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Фридрих (12 января 1749, Цюрих - 17 февраля 1827 Бругг, кантон Ааргау) - швейцарский педагог. Изучал теологию и право в Цюрихе. Под влиянием физиократов занялся сельским хозяйством, для чего приобрел собственное имение. Эта деятельность оказалась неудачной. Вдохновленный идеями Руссо и Лафатера, Песталоцци занялся практической педагогикой, преобразовав для этой цели свое имение в пансион для бедных детей. Пансион закрылся в 1780 из-за недостаточности финансирования. В 1800 Песталоцци использовал начальную школу в Бургдорфе для применения своих идей. После того, как это заведение посетили члены правительства, ему был придан статус государственного. Этому способствовал и благоприятный отзыв Гербарта, пришедшего в восторг после посещения школы. В 1804 Песталоцци вместе со своими учениками переехал в Иверден. Именно этот период его деятельности (1805-25) принес ему известность во всей Европе. Со временем набор учеников стал осуществляться все больше из высших сословий, из-за чего Песталоцци закрыл учреждение и вернулся в свое имение.

Из многочисленных трудов Песталоцци (в т. ч. о Французской революции) наиболее известным стал роман "Лингард и Гертруда" (Lienhard und Gertrud, 1781), написанный в духе Руссо. Свои педагогические идеи он излагал также в трудах "Письмо к другу о пребывании в Станце", "Как Гертруда учит своих детей" и др. Разработанная Песталоцци педагогическая концепция исходила из того, что воспитание и образование должны начинаться с первых дней жизни ("Час рождения ребенка является первым часом его обучения"); обучение должно строиться и развиваться "сообразно природе"; его необходимо начинать с выделения простейших элементов, выражающих наиболее фундаментальные свойства; таковыми являются число, форма, слово, а элементарными формами этих элементов соответственно являются единица, прямая и звук; обучение должно носить развивающий характер, возбуждать ум детей к активной деятельности; оно должно быть наглядным, Необходимо гармоничное развитие умственных, физических и нравственных сил человека (головы, сердца и руки), - Песталоцци одним из первых попытался воплотить идеи воспитания физическим трудом на практике. Важной новацией стала также практика взаимного обучения.

Целью Песталоцци была не только реформа школы, но и народного образования в целом. Основой нравственного общества он считал деревенское поселение с его семейными связями, образующее замкнутый круг: инстинктивная любовь младенца к своей "естественной воспитательнице" (матери) впоследствии переносится сначала на отца, сестер и братьев, а затем на учителя и школьных товарищей, охватывая в конечном счете весь народ и все человечество.

Идеи Песталоцци оказали громадное влияние на последующее развитие педагогики. Возник новый тип школьной сис

темы - независимой от церкви народной школы. В Германии (в первую очередь в Пруссии) возникло множество кружков последователей Песталоцци, стимулировавших практическую реализацию его идей.

Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. v. A. Bushenau, E. Spranger u. a., Bd. l- 25. B.-Lpz.-Z., 1927; Sämtliche Briefe, Bd. 1-3. Z., 1946; Ausgewählte \\erke, hrsg. v. 0. Boldeman, Bd. 1-3. В., 1962-64; рус. пер.: Избранные сочинения, т. 1-3. M., 1961-65.

И. А. Михайлов

В начало энциклопедии