Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "С" (часть 4, "СКЛ"-"СОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СКЛ"-"СОЛ")

СКЛАДКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКОВОРОДА

СКОВОРОДА Григорий Саввич [22 ноября (3 декабря) 1722, с. Чернухи Полтавской губ. - 29 октября (9 ноября) 1794, с. Пан-Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.] - украинский философ, поэт, педагог. В 1734-53 учился в Киево-Могилянской академии, где слушал лекции М. Козачинского, Г. Конисского, С. Тодорского. В 1751, 1759-69 преподавал в коллегиумах Переяславля и Харькова. С, 1769 вел жизнь странствующего философа ("старчика"). Сочинения Сковороды распространялись в рукописных копиях. В отличие от схоластизированного аристотелизма киевских профессоров, философия Сковороды - персоналистически истолкованный платонизм. В центре ее - учение о трех "мирах" ("макрокосм" - Вселенная; "микрокосм" - человек и социум; "мир символов" - Библия, мифология, фольклор, философские сентенции) и двух вечных "натурах". Задача человека - сквозь видимую "натуру" (материя, плоть, буква) прозреть "натуру" невидимую - "безначальное единоначало", софийную основу каждого из трех "миров": иерархию форм-эйдосов-архетипов; парадигму общественного устроения (совокупность "сродностей"), духовный смысл сакрального текста. Путь - самопознание, постижение и реализация своего "внутреннего человека", "сродности" (софийная предрасположенность к определенной форме общественно значимого труда, мастерству). Результатом является счастье, понимаемое как самодостаточность (автаркия), душевный покой и бесстрастие. Специфика "сродного труда" философа - свободное размышление о первоначалах, аллегорическая (в духе Филона, Климента Александрийского и Оригена) интерпретация мира символов, исполнение заповедей и педагогической ("сократической") функции воспитания людей в добродетели. Идеи и образы Сковороды получили разработку у П. Д. Юркевича, Н. В. Гоголя, В. Ф. Эрна, П. А. Флоренского, А. Белого и др.

Соч.: Повне зЮрання TBOpiB, т. 1-2. К., 1973; Соч., т. 1-2. М., 1973. Лит.: Эрн В. Ф. Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912 ("Волшебная гора", 1998, № 7, с. 26-157); ЧижевськичД. l, Ф|лософ1я Г. С. Сковороды. Варшава, 1934; Лощиц Ю. М. Сковорода. М., 1972; УшкаловЛ. В , Марченко О. В. Нариси з фиософи Григорш Сковороди. Харьив, 1993.

О. В. Марченко

СКОТИЗМ

СКОТИЗМ - средневековая философская школа, объединяющая учеников и последователей Дунса Скота. Главные ее представители - одни из ближайших учеников Дунса Скота Антуану Андре (Antonius Andreas) (ум. ок. 1320), Франсуа Мейронн (ум. после 1328), Вильем Алнвик (ум. 1332). К этой школе относятся также Иоанн из Рипы, Петр из Кандии (впоследствии папа Александру), Жан Бассоль (ум. 1333), Роберт Коутон, Джон из Рединга, Франциск из Маршии, Уолтер Чаттон (преподавал в Оксфорде 1320-30), Уолтер Бёрлей (ок. 1275 - после 1344), Гийом Воруйон (ум. в 1464). Будучи францисканской школой, скотизм противостоял в 14-15 вв. томизму, официальной доктрине доминиканского ордена. Отличительной его чертой является принятие двух фундаментальных положений' Дунса Скота: об однозначности бытия и о формальном различии, а также введение для решения проблемы индивидуаи, ии наряду с родом и Видовыми различиями особого индивидуализирующего принципа - "этости". Скотисты широко обсуждают способ бытия божественных идей, проблему онтологического статуса объектов, образуемых интеллектом в процессе познания.

Одним из наиболее значительных представителей этой школы был Франсуа Мейронн, прозванный "вождем скотистов". Отождествляя бытие с сущностью, Франсуа дает новое толкование учению Дунса Скота о внутренних модусах бытия, которое допускает утверждение, что сущность Бога как таковая непосредственно не включает существования, т. е. Бог существует не в силу самой своей сущности, но что его существование - это модус его сущности, а не сама сущность как таковая. Он отходит от Дунса Скота в вопросе о статусе Божественных идей: отказываясь видеть в идеях просто объекты божественного познания, он наделяет их большей реальностью, чем-то вроде "бытия сущности" Генриха Гентского. Вопрос о степени реальности Божественных идей рассматривается также у Вильема из Алнвика и Иоанна из Рипы.

Широко обсуждаемой в скотизме была также проблема божественного предзнания будущих случайных событий. Доктрина Дунса Скота о свободе воли Бога - одно из главных оснований скотистской критики томизма. Интересная разработка этой темы представлена у оксфордского магистра Роберта Коутона: в аристотелевско-аверроистской традиции он высказывает мысль, чтобудущие случайные события, поскольку они не являются необходимыми, не могут стать объектами истинного и необходимого знания; христианские же теологи утверждают, что Бог предзнает все будущие события, даже случайные. Возможность такого предзнания можно объяснить либо бесконечностью Божественного знания, либо бесконечностью Божественного могущества (Бог знает свое "предопределяющее решение"), Поскольку принцип формального различия стал в скотизме основным инструментом теоретического анализа, это привело ко множеству формальных дистинкций и в конечном счете к чрезвычайному усложнению языка.

В. П. Гайденко

СКРЫТОЕ

СКРЫТОЕ (араб. батин) - термин арабо-мусульманской философии, употребляется в паре с "явное" (захир).

А. В. Смирнов

СКУЛЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛЕД МНЕСИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СЛОВА И ВЕЩИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛУЧАЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЕНОВЕХОВСТВО

СМЕНОВЕХОВСТВО - идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в 1921, куда вошли статьи Ю. В. Ключникова, Н. В. Устрялова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобрищева-Пушкина, С. С. Чахотина, Ю. Н. Потехина. Идеи сменовеховства пропагандировали издававшийся в Париже журн. "Смена вех" (1921-22), берлинская газ. "Накануне", в России- журн. "Новая Россия" (с авг. 1922 - "Россия", среди его авторов И. Лежнев, С. Андриянов, В. Богораз-Тан, Н. Ашешев и др.). Представители сменовеховства пытались в свете новых политических реалий изменить позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России, включая отказ от вооруженной борьбы с новой властью, осознание необходимости сотрудничества с нею. Ведущим для сменовеховства был тезис о "великой и единой России". Историческую миссию большевизма сменовеховцы видели в восстановлении России и преобразовании ее в могучее государство. Они исходили из мистической связи между территорией государства и культурой: "физически" мощное государство обладает и великой культурой. Виднейшим представителем сменовеховства Устряловым была разработана идеология национал-большевизма - использование большевизма в национальных целях. Эту идеологию П. Б. Струве назвал "гибридной формой идеологии, порожденной революцией" (ст. "Россия"). Евразиец П. Н. Савицкий объявил о своем единомыслии с Устряловым ("Еще о национал-большевизме". Письмо П. Струве, 1921) и заявил, что он также связывает "будущее России с будущим Советской власти, именующей себя властью коммунистической" {Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997, с. 273). Советская власть какое-то время лояльно относилась к движению сменовеховства, разрешая деятельность печатных органов, чтение лекций, ведение дискуссий, поскольку решением XII партийной конференцией был взят курс на использование всего ценного, что могли дать участники движения, в хозяйственной и культурной жизни страны. Некоторые лидеры движения получили высокие государственные посты, однако судьба большинства сменовеховцев оказалась трагической.

Лит.: Мануйлов В. И. Две парадигмы: опыт современного прочтения "Смены вех".- "Полис", 1991, № 3.

В. В. Ванчугов

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЕРТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЕХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМИРНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМИТ

СМИТ (Smith) Адам (5 июня 1723, Киркелди, Шотландия - 17 июля 1790, Эдинбург) - английский философ и экономист. Учился в университетах Глазго и Оксфорда. В 1751-63 преподавал в университете Глазго нравственную философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в том числе и политэкономия. В 1764-66 был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами Д'Аламбером, Гельвецием и др. Смит опубликовал "Теорию нравственных чувств..." (The Theory of Moral Sentiments. L., 1759, v. 1-2, рус, пер. СПб., 1895. М., 1997), в 1776 - основной экономический труд "Исследование о природе и причинах богатства народов" (An Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, v. 1-2. L., 1950, рус. пер.: "Исследование свойства и причин богатства народов", т. 1-4. СПб., 1802-06; нов. изд. с правильным названием. М., 1962), где разработана трудовая теория стоимости.

Этика Смита представляет собой развитие и завершение того направления, которое рассматривало нравственное чувство как основу морали и которое представляли Шефтсбери, Хатчесон и Юм. Смит выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии - способности "... разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей" ("Теория нравственных чувств". СПб., 1895, с. 18). К нравственной сфере он относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого "... воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего свидетеля" (там же, с. 171) и есть суд совести, которой Смит отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, он в то же время выводит мораль из естественных свойств человека, из его неизменной "природы". В основе "общих правил" морали лежат наши "естественные чувства"; разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы.

Соч.: Essays on philosophical subjects. L., 1872.

Лит.: Яковенко В. И. А. Смит, его жизнь и научная деятельность. СПб., 1894; Йодль Ф. История этики в новой философии, т. 1. М., 1896; Мееровский Б. Адам Смит как философ-моралист. - В кн.: Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

Α. Ο.

СМРИТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЫСЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЫСЛ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЫСЛ (В ЛОГИКЕ)

СМЫСЛ - см. Именования теория.

"СМЫСЛ ЖИЗНИ"

"СМЫСЛ ЖИЗНИ" -главное сочинение Ε. Η. Трубецкого, поводом к написанию которого послужило мучительное переживание бессмыслицы мировой войны и революции. Впервые издано в Москве в 1918. Трубецкой утверждает, что все суждения о "смысле-истине" антиномичны. "Смысл-истина" и трансцендентна, сверхиндивидуальна, сверхвременна, безусловна, и имманентна; она есть содержание индивидуального сознания. Отсюда делается вывод, что либо истина есть акт безусловного сознания, либо истины вовсе нет. "Безусловное сознание" есть подлинно сущее и действенное. Субъект может постичь истину лишь посредством приобщения к "безусловному сознанию". "Абсолютное сознание" не есть отвлеченная мысль, это духовно-чувственное созерцание или видение, т. е. оно конкретно, это "мировое око". Вера в смысл жизни связана с верой в человека как носителя этого смысла. Человек обладает царственным достоинством - достоинством обладателя "смысла истины", "безусловного сознания". Но здесь возникает вечная коллизия между целями государства и достоинством человека. Государству зачастую нужны недостойные люди. Оно стремится стать "смертным богом" для человека, что ведет к "утрате человека" и культуры. Биологизм проник в философию, согласно ему зверь есть конечная сущность человека. Мировая война обнажила звериный образ человека, и люди ужаснулись ему. Однако сам факт отвращения и ужаса свидетельствует о чуждости звериного образа подлинной природе человека, который создан по обра

зу и подобию Божию. Спасение - только в подъеме к безусловному всеединому сознанию, о котором свидетельствует совесть. В христианстве заключена не скорбь мира, покинутого Богом, но радость воскресения, в которую превращается крестная мука. Адский вихрь всеобщего разрушения, охвативший Россию, есть следствие "крайнего практического безбожия", ведущего к разъединению частей целого и столкновению их друг с другом. Гонения на Церковь обнаруживают адский характер действующих сил. Национального инстинкта оказалось недостаточно, он оказался побежден интернационализмом, чуждым интересам России. Надежда коренится лишь в связи с Безусловным.

Совр. изд.: М., 1994; "Смысл жизни". Антология, общ. ред. и составление Н. К. Гаврюшина. М., 1994; Трубецкой E. ff. Избранное. М„ 1995.

С. М. Половинкин

СМЫСЛ ЖИЗНИ

СМЫСЛ ЖИЗНИ - см. Смысл.

СМЫСЛ ИСТОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. ОПЫТ ОПРАВДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЭТС

СМЭТС (Smuts) Ян Христиан (24 мая 1870, Бовенплатс, Капская провинция - 11 сентября 1950, Ирене, близ г. Претория) - философ, южноафриканский политический деятель, принимавший участие в разработке устава Лиги Наций, британский фельдмаршал. В 1919-1924 и 1939-1948 - премьерминистр ЮАС.

Философская концепция Смэтса возникла в полемике с дарвинизмом и основывалась на методологическом принципе холизма. Смэтс понимает целое как центральное понятие философии, "последнюю реальность универсума", выраженную формулой "целое больше, чем сумма его частей". Целое объединяет в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. В основе эволюционных процессов лежит активность нематериальных и непознаваемых "целостностей". "Мы верим в эволюцию, но это больше не механическая эволюция прошлого или позапрошлого поколения, а творческая эволюция", - писал Смэтс. В ходе эволюции формы материи обновляются и преобразуются, приобретая новые качества и порождая новые объекты. Закон сохранения материи при этом не действует, внутренне активная материя "исчезает", сводится к энергии: "...сама материя - не что иное, как концентрированная, структурная...". Высшей конкретной формой органической целостности является человеческая личность и именно в целостности заключен, по Смэтсу, источник моральных ценностей людей. Принцип целостности как органическая мировая субстанция нерасчленим и недоступен для научного изучения, в отличие от другой составляющей любого явления - механической структурности, являющейся предметом изучения науки.

Соч.: Holism and Evolution. N. Y, 1926; Plants for a Better World. L., 1942.

Φ. Η. Блюхер

СНЯТИЕ

СНЯТИЕ (нем. das Aufheben) - понятие философской системы Гегеля. Ее смысл раскрывается в контексте концепции развития, первый этап которого обосновывается тезисом, который затем снимается в антитезисе; такое снятие не означает абсолютного упразднения - последующая ступень развития вбирает в себя то позитивное, что содержалось в тезисе. Затем снимается и антитезис, позитивные элементы которого также сохраняются на более высокой ступени - в синтезе обеих предшествующих ступеней тезиса и антитезиса, так что снятие на этой последней ступени выступает как отрицание отрицания. Т. о., снятие является одновременно как сохранением, так и упразднением: "...оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец" (Гегель. Соч., т. 5, с. 99).

Т.Б.Длугач

СОБОРНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОБСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОБЫТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕРШЕНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОГЛАСИЕ

СОГЛАСИЕ - специфическая форма взаимодействий предметов и процессов, отражающая стихийное и сознательное соединение противоположностей, их соотнесение друг с другом/достижение гармонии, симметрии и пропорциональности частей целого в определенных соотношениях. В более узком смысле согласие - это принятие противоположностями друг друга в тех или иных свойствах и взаимодействиях. На праксиологическом уровне согласие понимается как единомыслие, одинаковые с кем-либо мысли и чувства, намерения и убеждения как духовное, психологическое состояние тех, кто не только соглашается на общее дело, но и принимает в его осуществлении практическое участие. Различаются согласие - намерение, согласие - волеизъявление и согласие - действие с его результатом. Различаются также событийное согласие и процессуальное согласие; первое возникает и достигается в конкретной, дискретной ситуации, а второе характеризуется длительностью и протяженностью во времени, разделенностью на разные этапы, соединенные между собой и поэтому выступающие как звенья в общей цепи процессов соединения противоположностей. Согласие основывается на презумпции доверия, равнозначности, равноценности другой стороны, трактуемой не в качестве объекта, а в Качестве наделенного автономным статусом субъекта. Субъект-объектному принципу принуждения и насилия философия согласия противопоставляет субъект-субъектный, диалоговый принцип. Продуктивнее понимать согласие не как априорно заданное единодушие, а как процедуру взаимного открытия сторонами все новых и новых смыслов кооперации и сотрудничества, совместного ответа на внешние вызовы. Согласие можно считать своеобразной философемой, подлежащей конкретизации применительно к различным сферам (уровням) бытия.

Идея согласия, осмысленная как разумное человеческое соглашение, легла воснову договорной концепции образования и функционирования общества и государства (см. Т. Гоббс, Дж. Локк.Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, П. Гольбах, И. Кант, Договор общественный). Гоббс рассматривал общество как "согласие большинства" населения, а государство характеризовал как "средство общего согласия", более того как воплощенное "единство общества", которое "больше, чем согласие и единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице путем соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим" (Соч. М-, 1989, т. 1, с. 159). Эта идея получила развитие в североамериканской политической философии и социологии 19-20 вв. Р. Э. Парк, Л. Вирт, Т. М. Ньюком с различными оттенками в определениях рассматривали согласие в качестве исходной категории и главной задачи социологии, призванной определить в какой степени и каким образом групповая жизнь и личные качества индивидов могут укрепить "американское согласие". Дж. Роулз характеризует свою теорию справедливости как теорию полного согласия.

Понятия согласия, согласованности стали важными элементами общественно-политического дискурса при описании гражданских обществ и правовых государств, демократическая жизнь которых основывается на "конституционном согласии", сочетании единства цивилизационвых рамок общественного поведения и многообразия мировоззренческих и культурных приоритетов.

М. Г. Алиев

СОЗЕРЦАНИЕ

СОЗЕРЦАНИЕ - чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его пони

мания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках - лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания "по истине". Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывал созерцанию неосознаваемое интеллектуальное содержание и считал его "первичным" представлением, а понятие -- "вторичным". В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания - эмпирическое (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое", предметом которого является сущность ("эйдос"). В трактовке эйдетического созерцания 1уссерль продолжил линию Платона. См. также ст. Интуиция.

В. П. Филатов

СОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СОКРАТИКИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - см. Майеапша.

СОЛИПСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница