Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "С" (часть 5, "СОЛ"-"СТА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СОЛ"-"СТА")

СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ . В индийской религиозно-философской традиции к идеям солипсизма близко приблизились два учения, в которых особую роль играет концепция «чистого сознания»: среди неортодоксальных учений - буддийская виджняна-вада,среди ортодоксальных - адвайта-веданта. Согласно виджняна-ваде, из всех скандх,или элементов мироздания, реальна лишь скандха виджняны (сознания), тогда как все остальные производны от нее. Поскольку виджняна сама продуцирует не только представления и идеи, но и чувственные данные, можно считать, что эмпирический мир порожден деятельностью сознания. Тем не менее виджняна-вада удерживается от крайних солипсистских выводов благодаря постулированию некоего общего «вместилища сознания» (алаявиджняна). Иначе говоря, с точки зрения буддистов-виджнянавадинов, вселенная - это не проекция моего собственного, субъективного сознания, но общая греза алаявиджняны, к которой отдельное сознание способно лишь время от времени подключаться. Согласно же представлениям адвайта-веданты, реален лишь высший Брахман,который понимается как чистое сознание (джняна),или чистое восприятие (читупалабдхи). Весь мир обязан своим существованием временнóй замутненности этого восприятия (поэтому он по сути своей определяется как авидья,или неведение), или, что то же самое, развертыванию «космической иллюзии» (майя). В некоторых направлениях адвайта-веданты существование эмпирического мира прямо сведено к его воспринимаемости (такова дришти-сришти-вада,или учение о видении, равнозначном творению, адвайтиста Пракашананды (16 - нач. 17 в.). Однако еще до формирования этого учения, в компендии, приписываемом адвайтисту Шанкаре,излагается концепция «эка-джива-вада», своеобразное представление о «единой душе» - грезящей или видящей сны, частью которых все мы и являемся (см. «Сарва-даршана-сиддханта-санграха», 12.77-78). Адвайта-веданта пытается уберечься от солипсистских импликаций благодаря представлению о вечном Брахмане, существующем до и независимо от чьего бы то ни было отдельного, субъективного сознания. Онтологические гарантии спасения и твердая уверенность в существовании этого Брахмана обеспечиваются в ней безусловной опорой на тексты откровения (шрути).

Н.В.Исаева

СОЛОВЬЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СООТВЕТСТВИЯ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

СООТНОШЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОРЕЛЬ

СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (2 ноября 1847, Шербур - 30 августа 1922, Булонь) - французский философ, теоретик анархо-синдикализма. С 1892 стал заниматься общественно-политической деятельностью, совместно с П. Лафаргом основал журнал "Le devenir social", с 1899 сотрудничал в журнале "Le mouvement socialiste". В начале своей теоретической деятельности считая себя марксистом "новой школы", испытал влияние А. Бергсона, П. Ж. Прудона, выступал с резкой критикой теории и политики 2-го Интернационала. Философия Сореля - попытка соединения идей Бергсона с идеями социализма, обоснование теории активности, деятельности. Сорель разграничивал действие и познание, считая разум, как и все в мире, относительным, а действие абсолютным, поскольку действие есть проявление иррациональной воли, противостоящей бездеятельному интеллекту. Наиболее известной работой Сореля является "Размышление о насилии" (Réflexions sur la violence. P., 1906; рус. пер. M., 1907), в которой подчеркивалась необходимость социальной катастрофы и насилия. При этом насилие трактовалось не как принуждение, которое свойственно неприемлемым для Сореля власти, государству, политике. Он отвергал любое участие в политике, ибо оно наносит вред социализму Основная задача пролетариата - предельно обострить противоречия в обществе. Нужны не реформы, а тактика "прямыхдействий", мгновенный взрыв угнетенной массы. Насилие, коль оно не связано с государством, политикой, является положительным явлением, ибо ведет к разрушению старого. Переход к социализму - катастрофа, в которой обнаруживается волевой порыв масс, высвобождение их творческой энергии. Люди должны объединиться, ибо борьба против жизни, представляющей собой одни страдания, в одиночку бессмысленна. Силой, способствующей объединению людей, направляющей их в сторону действия, является миф. Насилие у Сореля - тоже миф, мобилизующий массы к действиям. В противовес теоретикам 2-го Интернационала Сорель провозглашал этику неприспособления. Социализм предстает как моральная проблема, в основе которой лежит пафос отрицания. Главное - революционизировать сознание рабочих. По мере развития социалистической этики в сознании масс происходит каждодневное осуществление социализма. В конце жизни Сорель увлекся ненадолго идеями национализма, от которых потом отказался. Его воспевание насилия, социальной катастрофы, презрение к демократии были впоследствии использованы идеологами крайнего радикализма, как правого, так и левого толка.

Соч.: Социальные очерки современной экономики. М., 1908; La ruine du monde antique. P., 1902; La décomposition du Marxisme. P., 1908; Les illusions du progrès. P., 1908; D'Aristote à Marx (L'ancienne et la nouvelle métaphysique). P., 1935.

M. A. Хевеши

СОРОКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОСИГЕН

СОСИГЕН (Σωσιγένης) (2-я пол. 2 в.) - греческий философперипатетик, учтель Александра Афродчсийского. Автор трактатов по логике, оптике (не менее 8 кн.) и астрономии (не сохранились). О Сосигене упоминают в своих сочинениях Александр.Дексипп, Аммоний, Прокл, Симпликий.

Лит.: Moraux Р. Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. 2. В., 1984; Martin Th. Questions connexes sur deux Sosigènes, L'un astronome et l'autre peripatéticien.- "Annales de la Faculté des Lettres de Bordeaux", 1879,1, p. 174-87.

Μ.Α. Солопова

СОСТОЯНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОТЕРИОЛОГИЯ

СОТЕРИОЛОГИЯ - см. Спасение.

СОТИОН

СОТИОН (Σωτίων) из Александрии (кон. 3 в. - нач. 2 в. до н. э.) - греческий философ-перипатетик, автор "Преемств философов" (Διαδοχαί των φιλοσόφων) (составлены между 200 и 170). "Преемства" как жанр античного историко-философского сочинения представляли собой биографические очерки о разных философах, организованных по хронологическому и школьному принципам с установлением в рамках школы отношения преемственности "учитель - ученик". В такого рода историях не было четкого разграничения между биографией и доксографией. Сочинение Сотиона имело решающее значение для разделения отдельных философов по школам и оказало значительное влияние на античную историю философии, - эпитоме "Преемств" составляли Филометор и Гераклид Лемб, материал Сотиона использовали в своих историях Филодем из Гадары "Диоген Лаэртий.

Фрагм.: WehrliF. (hrsg.). Die Schule des Aristoteles, Supplementband 2. Basel-Stuttg., 1978.

Лет.: Aronad'io F. "Elenehos" 11.2, 1990, p. 203-55; MejerJ. Diogenes Laertius and his Hellenistic Background. Wiesbaden, 1978, p. 61-74.

M. А. Сшопова

СОТИРИХ

СОТИРИХ Пантевген (Σοτήριχος Παντευγένος) (сер. 12 в.) - византийский богослов. Вслед за Никифором Васимки выступил с рационалистической критикой учения о том, что в жертвенном акте Голгофы Христос одновременно был и жертвой, и жертвоприносителем, и тем, кому жертва приносится, усматривая в этом рассечение единой второй ипостаси на две: приносящую и приемлющую. Обвинив противников в несторианстве, он предложил понимать акт примирения божества с людьми как двухступенчатую юридическую процедуру обмена. На первой ступени "Бог-Слово положил начало, восприняв нашу сущность, а взамен даровал нам оставление грехов" (Mai A. Opicilegium Romanum, X. Romae, 1844, p. 8), но т. о. было достигнуто примирение лишь с Богом-Сыном, а "когда нам должно было возблагодарить и Отца за усыновление, а у нас не было ничего чистого..., то сам Богочеловек Слово пролил свою кровь" (там же), так что крестная жертва была принесена только первому лицу Троицы. Из этого вытекало, что и жертва евхаристии (которую Сотирих предлагал понимать не мистически, как вечно длящуюся голгофскую жертву, но лишь как "воспоминание" о ней) приносится только Отцу. На соборе 1157 взгляды Сотириха были осуждены, и он от них отрекся. Юридический рационализм Сотириха представляет известную аналогию мировоззренческому стилю современной ему западной схоластики; крут занимавших его проблем типичен для византийского богословия 12 в. от Евстратия Никейского до собора 1166. Гл. оппонентом Сотириха был Николай Мефонский. Соч.: MPG, 1.140, col. 140-148.

Лит.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891, с. 223-225; Павел (Черемухин) иеромонах. Константинопольский собор 1157 и Николай, епископ Мефонский.- "Богословские труды", 1960, сб. 1, с. 85-109; История Византии, т. 2. M., 1967, с. 366-367. См. также лит. к ст. Николай Мефонский.

С. С. Авершцев

СОФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СОФИСТ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФИСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФИЯ

СОФИЯ - см. Софтлогия.

СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ

СОЦИАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ - учение о социализме как системе'этических ценностей и нравственном идеале. Философское обоснование получило в Марбургской школе неокантианства, прежде всаго.уД Нвторпа, исходившего из того, что человек как деятельное существо подчинен идее долженствования, а человеческая деятельность есть практическое воплощение регулятивной идеи. В процессе достижения идеальной цели происходит единение всех разумных людей в обществе. При социализме каждый индивид выступает как самоцель, происходит "общение нравственных лиц". При такой трактовке социализма первостепенное значение приобретает само движение к цели, руководство регулятивной идеей. Эти неокантианские идеи в кон. 19 в. распространились среди теоретиков 2-го Интернационала и выразились в стремлении соединить социально-экономическое учение К. Маркса с этикой И. Канта (Э. Бернштейи, К. Форлендер, М. И. Туган-Барановский и др.), в трактовке социализма как этического мировоззрения. Вскоре, однако, стремление этического социализма дополнить марксизм кантианством сменилось противостоянием марксизму, который отождествлялся с фатализмом, не предполагающим ни свободы человека, ни его нравственной ответственности. Идеалы этического социализма выступали как автономные регулятивы, коренящиеся в душе каждого человека, поэтому нравственная эволюция человека по определению вела к социализму. Этический социализм исходил из идеи эволюционного развития общества, не признавал теории "крушения капитализма", основывался на необходимости политики реформ. На протяжении всего 20 в. этический социализм был идейной основой европейской социал-демократии (Австрии, Германии, Франции и др.).

М. А. Хевеши

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - см. Действие социальное.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - свободно организованные, продолжительные камлании в поддержку групповых или социально-значимых целей, добивающиеся осуществления или предотвращения перемен в общественной структуре или в ценностях. Хотя социальные движения отличаются по своим характеристикам, они являются результатом в большей или меньшей степени спонтанных объединений различных слоев населения, разделяющих общие взгляды на общество. Социальные движения переплетаются с политическими движениями, иногда здесь трудно провести какую-либо разграничительную линию. Политические лидеры нередко используют их для решения политических, национальных и государственных задач. Социальные движения могут иметь как местный, локально-региональный, так и более широкий - общенациональный или международный масштаб. Наибольшей степени развитости социальные движения достигли лишь в последние столетия. В Средние века и Новое время они были в основном движениями, возникавшими на религиозной почве. В эпоху феодализма крестьянские движения были обусловлены социальным неравенством и эксплуатацией крестьянства правящим классом феодалов. В 19-20 вв. заметной общественной силой стало рабочее движение, интересы которого на политической арене представляли социал-демократические организации и политические партии. Наиболее заметным социальным движением стало в последние десятилетия движение в защиту окружающей среды, или "зеленых" ("зеленые", напр., вошли в правящую коалицию в ФРГ). Это движение приобрело международный размах. Весьма заметным было и остается пацифистское, антивоенное движение. После 2-й мировой войны возникло и развивалось движение в защиту прав человека.

В большинстве случаев социальное движение формируется для того, чтобы изменить существующие порядки, чтобы показать, как люди могут воздействовать на общество с целью его изменения в соответствии с их убеждениями. Одна из важных особенностей социального движения - отсутствие организационных структур, формальных лидеров, рыхлость и нередко направленность на достижение весьма отдаленных целей.

Неформальное членство в социальном движении связано с личной верой участников в цели движения и возможность их достижения, с некритическим отношением к идеологическим установкам движения.

Продолжительность существования социальных движений значительно варьируется. Внутри Них можно выделить различные слои - руководящий (лидеры, обладающие харизмой), идеологический (интеллектуалы, пытающиеся создать особую идеологию), организационный (люди, управляющие организационно-практической деятельностью). Под воздействием социальных движений происходят заметные сдвиги в обществе тогда, когда удается убедить общество принять ценностные установки приверженцев того или иного движений.

В. П. Любин

СОЦИАЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИУМ

СОЦИУМ - см. Общество.

СПАСЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП (Σπεύσιππος) (ок. 407 до н. э., Афины - 339, там же) -древнегреческий философ-платоник. Сын сестры Платона Погоны, его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие среди его сочинений (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4-5, часть из них - диалоги; к этому следует прибавить трактат "О пифагорейских числах") - "Об удовольствии", "О философии", "О богах", "О душе", "О подобном", "Энкомий Платону". Спевсипп заменил платоновские идеи числами (fr. 42 Lang), которые понимал как самостоятельные субстанции, отделенные от чувственных вещей, но при этом толковал их не как "идеальные числа" Платона, а как математические числа. Начало (архе) всех чисел - единое, которое Спевсипп отличал от блага и бога (fr. 34); это начало - выше бытия, причиной которого является диада (fr. 35); числа наряду с другими математическими объектами суть первые из существующих предметов, рождение которых от единого и некоего принципа множественности Спевсипп понимал не буквально, а в качестве мысленного образа. Демиурга платоновского "Тимея" он считал богом и умом (нусом) и отождествлял парадигму с декадой. Для каждой ступени реальности Спевсипп признавал свою материю. В сочинении "О подобном" на материале биологии и ботаники он проводил логическое различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, он, в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла и свободу от душевного смятения (άοχλησία, άλυπία). Влияние Спевсиппа, по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя оно проявлялось и позднее - в неопифагореизме.

Фрагм.: Speusippus, Fragmenta, ed. P. L. F. Lang.- De Speusippi Acadenüci seriptis. Bonn, 1911, герь Fr./M., 1964; Frammenti, a cura di I. Parente. Napoli, 1980.

Лит.: Merlan Ph. Zur Biographie des Speusippos.- "Philologus", 1959, 103, Heft 3/4, S. 198-214; TarrantH. A. S. Speusippus ontological classification.- "Phronesis", 1974, v. 19, ¹2, p. 130-45; DillonJ. The middle Platonists. L., 1977, 2 d. 1996, p. 11-22; Halflvassen J. Speusipp und die Unendlichkeit des Einen: ein neues Speusipp-Testimonium bei Proklos und seine Bedeutung.- "Archiv für Geschichte der Philosophie", LXXIV, 1992, 43-73.

Ю. А. Шичалин

СПЕКТОРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕКУЛЯТИВНОЕ ЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕНСЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕРАНСКИЙ

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович [1(12) января 1772, с. Черкутино Владимир, губ. - 11(23) февраля 1839, Петербург] - государственный деятель, политический мыслитель. Из духовного сословия. Закончил Петербургскую духовную семинарию, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. В 1797 - титулярный советник в канцелярии генерального прокурора. В силу выдающихся способностей быстро продвигался по службе, в 1803 - директор департамента (экспедиция госуд. благоустройства) министерства внутренних дел, привлечен к работе над проектами реформ "Негласного комитета" при Александре I. В 1808 - товарищ министра юстиции, а с 1810 - государственный секретарь. В эти годы пользовался особым доверием Александра I, возглавлял работу над конституционными проектами, что вызвало негативную реакцию консервативно настроенного дворянства (главным его оппонентом был Η. Μ. Карамзин). В 1812 уволен и выслан сначала в Нижний Новгород, а затем - в Пензу. С 1816 - губернатор Пензы, с 1819 - генерал-губернатор Сибири. В 1821 возвращен в Петербург, возглавил работу по составлению "Полного собрания законов Российской империи" в 45 т. (1832). Член Верховного суда над декабристами. В 1835-37 читал курс юридических наук наследнику вел. кн. Александру (будущему Александру II). С 1838 - председатель департамента законов Гос. совета, До ссылки Сперанский - убежденный конституционалист. В готовившихся по указу Александра I проектах преобразований проводил идеи подчинения самодержавной власти закону, разделения властей, выдвигал предложения по реформе госуд. аппарата. Верховная вдасть должна быть ограничена представительной Гос. думой. "План государственного преобразования" (1809) - самый последовательный реформаторский документ, выражавший предлиберальные тенденции русского политического сознания. Проекты преобразований Сперанский выстраивал в рамках раннебуржуазных теорий, оперируя понятиями "естественное право" и "общественный договор", где четко про слеживается его деистическая позиция. В то же время признавал общественный договор недостаточным гарантом соблюдения прав и обосновывал необходимость введения конституции. Понимал, что в перспективе необходимо будет решать проблему гражданских прав. Сторонник частной собственности. Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-хгг. увлекся мистицизмом, что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Ежедневно, по его признанию, вместо утренней молитвы, переводил мистическое сочинение, приписываемое Фоме Кемпийскому "О подражании Христу". В Пензенской ссылке углубленно изучал мистическое Богословие. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании "Священного Союза" Александр I.

Соч.: В память графа М. М. Сперанского, 1772-1872. СПб., 1872; План государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов). М., 1905; Проекты и записки. М.-Л., 1961. Лит.: КорфМ. Жизнь гр. Сперанского. СПб., 1861, т. 1-2; ЧиСтович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой пол. текущего столетия. СПб., 1894; Довнар-Запольский М. В. Политические идеалы М. М. Сперанского. М., 1905; Завитневич В. 3. Сперанский и Карамзин как представители двух политич. течений в царствование имп. Александра I. Киев, 1907; Катетов И. Сперанский как религиозный мыслитель. Казань, 1889; Предтеченский А. В. Очерки общественно-полит, истории России в первой четверти XIX в. М.,1957. Архивы: РГИА, ф. 1251, PO PH Б, φ. 731.

И. Ф. Худушина

СПИНОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается как "воздаиие должного" или "отход от ложного (батил) в пользу истинного (хакк)" при близости понятий должного и истинного (см: Истина). Справедливость как наделение различных противоборствующих сторон причитающейся им долей выражается терминами "иксат" и "инсаф". Более общим и в то же время преобладающим является понимание справедливости как "'адл" или "'адала", включающее смыслы "уравненности" и "усредненности". Противоположностью выступает "несправедливость" (джавр, зудм).

В исламском вероучении Бог понимается как "справедливый" Садл). Справедливость трактуется как наказание грешников, которое Бог вправе осуществить, если решает не прощать их: в этом смысле справедливость оказывается противопоставленной "милости". В применении к человеку "справедливость" ('адала) является важнейшим понятием исламской этики, имеющим и социально-психологическое ("справедливый" означает "уважаемый"), и научное (в традиционный науках, в частности хадисоведении, "несправедливость" передатчика лишает хадис достоверности), и юридическое значение (только "справедливые" люди могут выступать свидетелями на суде). Она определяется в большинстве случаев как преобладание "добрых" поступков (хасана) над "малыми" грехами (сага'ир) при условии несовершения "великих" грехов (каба'ир). Справедливость правителя является искомой ценностью, но не условием и не императивом в суннитских политических учениях {ал-Мавардй, ал-Фарра' и др.), поскольку уступает безусловному требованию подчиняться любому законному правителю, даже несправедливому. В шиизме представление об абсолютном совершенстве правителя (имама) снимает вопрос о его возможной несправедливости. В ранней исламской мысли (рафидиты, мурджииты, мутазилиты) признавалась возможность выступления против несправедливого правителя либо словом, либо делом ("мечом"), иногда с условием полной уверенности в своей правоте и успехе.

В философии античное, прежде всего аристотелевское, понимание справедливости излагалось авторами трактатов об исправлении нравов (^.Добродетель, Совершенство). Справедливость понимается ими как "равенство" или "равная мера" в отношениях между людьми и устройстве космоса. Тесно связанное с этим понимание "умеренности" (и'тидал) как наилучшего состояния проявляется в натурфилософии в обсуждении качеств "смесей" первоэлементов или свойств климатов. В каламе было предложено своеобразное "уравнительное" понимание справедливости как равенства людей в необходимом для них руководстве со стороны Бога и ниспослании удачи, что было явно направлено против тезиса исламского вероучения об избирательном и волюнтаристском отношении Бога к верующим. Другие мугакаллимы толковали справедливость как действия, совпадающие с приказаниями Закона, а несправедливость - как совпадающие с его запретами. Джабариты (см. Предопределение) признавали "справедливым" только Бога, но не людей, поскольку только Бог является для них истинным действователем.

А. В. Смирнов

СПХОТА

СПХОТА (санскр. spho.ta- вспышка, от корня sphut- взрываться, раскрываться) - в индийской философии языка вечный и неделимый архетип звука и смысла. Возникнув как психологическое понятие для объяснения феномена понимания смысла слов, спхота постепенно приобретает черты метафизической концепции.

Одно из первых упоминаний спхоты содержит "Махабхашья" ("Великий комментарий") грамматиста Патанджали. Относительно его трактовки спхоты мнения современных ученых разошлись. Одни считают, что грамматист имеет в виду только фундаментальный звуковой инвариант, гл. о. фонему (варна) в противоположность индивидуальным вариациям (дхвани), другие приписывают ему концепцию спхоты как ментальной формы слова (П. Фильоза).

Бхартрчхари упоминает несколько концепций спхоты. Первая из них состоит в том, что спхота порождается соединением и разъединением органов артикуляции. Спхота исчезает, но порожденные ею звуки как бы по цепочке, но все слабее и слабее, отражают ее. Согласно второй точке зрения, спхота имеет длительность. Сторонники третьей точки зрения утверждают, что хотя спхота и звуки, подобно огню и свету, производятся одновременно, на расстоянии воспринимаются только последние, подобно тому как издалека можно видеть свет, не видя его источника. Есть и четвертая точка зрения, согласно которой спхота представляет собой универсалию (джати), которая манифестируется индивидуальными звуками. В интерпретации самого Бхартрихари спхота лишена внутренних членений (abhinna), вечна (nitya) и не имеет временной длительности, но поскольку ее "проявляют", т. е. делают воспринимаемой, базовые (prakrta) и вариативные (vaikâri) звуки, то в процессе восприятия ей ошибочно приписываются длительность первых и вариативность вторых. Большинство индийских комментаторов и западных исследователей считают, что с помощью спхоты Бхартрихари объясняет сигнификативную функцию языка (исключение составляет позиция Джоши, который связывает спхоту с различающей функцией языка).

Согласно концепции последователей Бхартрихари, спхота выступает свернутой вечной сущностью слова, которая проявляется фонемами в момент его произнесения. Именно благодаря спхоте при произнесении определенных звуков в сознании слушателя, подобно "вспышке", высвечивается смысл сказанного. Сторонники доктрины спхоты, особенно Мандана Мишра, доказывают ее необходимость мимансакам и найяикам, считавшим, что для понимания смысла слов вполне достаточно одних фонем. См. также ст. Философия языка в Индии, Шабда.

В. Г. Лысенко

СРАВНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНИЙ КЛАСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница