Приглашаем посетить сайт
СПАСЕНИЕ
СПАСЕНИЕ (греч. σωτηρία, лат. salus) - в религиозном мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла - как морального ("порабощенности греху"), так и физического (смерти и страдания), - полным преодолением отчуждения и несвободы. Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога.
Противопоставленность грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным Богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души и круговорот материального бытия) спасению, в котором это грехопадение снимается, определяет внутренний строй теизма (иудаизма и особенно христианства, в гораздо меньшей степени ислама), а также восточных вероучений типа зороастризма, манихейства, буддизма и т. п. Все эти религии (к которым принадлежит и гностицизм) иногда называют "религиями спасения" (нем. Erlösungsreligionen) в отличие от язычества, где идея спасения присутствует лишь в зачаточном виде. С первобытных времен человек постоянно обращается к своим духам, демонам, богам и героям с просьбой о помощи в какой-либо конкретной ситуации об избавлении да нужды Удерживая ветхозаветное понимание спасения, христианство спиритуализирует его, хотя и здесь оно мыслится как духовно-телесное, поскольку включает в себя воскресение и просветление тела. Спасение - это не просто спасение от погибели, от смерти и греха, но и спасение для "обновления жизни", "жизни во Христе", для свободы (от закона и от греха); спасение - это "оправдание", "святость", "мудрость", это вера, надежда, любовь и многообразные "духовные дары" (ср. Рим 6:8; Кол 3:12-14; Εφ, 2:4-8). Спасение должно завершиться в эсхатологической перспективе загробного суда и загробной жизни; "жизнь во Христе" требует для своего абсолютного завершения "вечной жизни". Вопрос о том, как соотносятся здесь милость Бога и усилие человека, вызвал в христианской теологии многовековые споры о предопределении, благодати Α свободе воли.
В корне отличное понимание спасения развивается в буддизме, манихействе, гностицизме. И здесь оно понимается не ситуативно, а абсолютизирование, при этом из идеи спасения элиминируется все телесное и позитивное; спасение есть освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, "угасание" (см. Мокша, Нирвана). Таков спасение может быть уделом отрешенного духа, но не тела, воспринимаемого как помеха к спасению (см. "Дхаммапада", ст. 202; рус. пер. М., 1960, с. 93). Для этого типа учений о спасении характерно представление, согласно которому человек путем самоуглубления и отрешения сам "спасает" себя, а не получает свое спасение из рук божественного спасителя (буддизм хинаяны требует от каждого быть для себя "светильником", тогда как буддизм махаяны окружает верующего пантеоном спасающих его бодхисатв). Христианский гностицизм играет с амбивалентным образом т. н. спасенного спасителя (ср. Sey schlag K. Herkunft und Eigenart der Papiasfragmente.- "Studia patristica", 1961, Bd 4. S. 268-80); тенденции, клонящиеся к присвоению самому аскету роли спасителя, выступают в христианстве и позднее (напр., ересь т. н. "равных Христу" в палестинском монашестве 5 в.). Кризис христианской традиции в новоевропейской культуре стимулирует рецепции буддийско-гностической идеи спасения - преодоление воли в этике А Шопенгауэра, рецепты "самоспасения" в теософии и антропософии и т. п.
Наиболее радикальной противоположностью теистической идее спасения в новоевропейскую эпоху выступает социальная и техническая утопия, ставящая на место подаренного Богом трансцендентного сущего посюстороннее будущее, создаваемое самими людьми, которые планируют при этом и собственную сущность. Утопический социализм (напр., в анфантеновском варианте) и тем более буржуазная утопия нередко перенимают внешние Черты религиозного сальвационизма. В особенности это относится к крайне реакционным утопиям фашизма, в центре которых стоит образ "вождя", окруженный псевдомистическим ореолом носителя эсхатологического спасения (ср. R. Guardini. Der Heilbringer in Mythos, Offenbarung und Politik. Stuttg., 1946).
Лит.: Тлубоковский H. H. Искупление и искупитель по Евр. II. П., 1917; Lietzmann H. Der Wîltheiland. Bonn, 1909; Otto R. Wstliche Mystik. Vergleich und Unterscheidung zur Wesensdeutung, 2 Aufl. Gotha, 1929; Staerk W. Soter, [Bd] l. Gütersloh, 1933; Idem. Die Erlösererwartung in den östlichen Regionen. Stuttg., 1938; Löwith K. VSfeltgeschichte und Heilsgeschehen, 3 Aufl. Z., 1957.
С. С. Аверинцев