Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Б" (часть 5, "БОС"-"БУГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 5, "БОС"-"БУГ")

БОССЮЭ

БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27 сентября 1627, Дижон-12апреля 1704, Париж)-французский философ, писатель; епископ. Изучал теологию в наваррском колледже в Париже; в 1652 принял сан священника; в течение 10 лет был наставником наследника престола. Наибольшее влияние на взгляды Боссюэ оказал Августин. В "Рассуждении о всемирной истории" (Discours sur l'Histoire universelle, 1681) развил христианскую философию истории в духе провиденциализма: Бог непосредственно управляет ходом мировой истории, определяя судьбы народов и государств, "держит... бразды правления над всеми царствами; Он держит все сердца в Своей руке: то Он умеряет страсти, то отпускает узду, и тем самым Он движет весь человеческий род" (Oeuvres. Р., 1979, р. 1025). Обзор истории человечества Боссюэ довел до времени Карла Великого, выделив 12 эпох. В сочинении "Политика, извлеченная из Священного Писания" (Politique tirée des propres paroles de l'Écriture sainte, 1709) Боссюэ стремился доказать, что из библейских текстов вытекает учение о превосходстве мо

нархии над другими формами правления. Королевская власть, по Боссюэ, исходит от Бога. В трактате "О познании Бога и о самопознании" (De la connaissance de Dieu et de soi-même, 1722) Боссюэ утверждал, что углубленное самопознание с необходимостью возвышает человека до познания Бога. О бытии Бога свидетельствует способность души познавать вечные истины, которые суть не что иное, как сам Бог. Кроме того, несовершенство человеческого разума говорит о наличии верховного Разума как его причины, ибо немыслящие тела не в состоянии произвести мысль. Боссюэ оказал заметное влияние на последующее развитие католической философии; взгляды его резко критиковал Вольтер.

Соч.: Oeuvres complètes, v. 1-31. P., 1862-66; Oeuvres. P., 1979. Лит.: ДансонГ. История французской литературы, т. 1. М-, 1986; RebelliauA. Bossuet. Р., 1900; Dimier L. Bossuet. P., 1916; Goyet T, L'humanisme de Bossuet, t. 1-2. P., 1965; CatvetJ. Bossuet. P., 1968; Le Brun J. La spiritualité de Bossuet. P., 1972.

A. A. Кротов

БОТКИН

БОТКИН Василий Петрович [27 декабря 1811 (8 января 1812), Москва-10 (22) октября 1869, Петербург-русский публицист, литературный критик, искусствовед. Один из идеологов умеренного западничества и дворянского либерализма. Представитель "эстетической критики" (наряду с Анненковым и Дружининым), теории "искусства для искусства" (которую называл "теорией свободного творчества"). Во 2-й пол. 1830-х гг. участник кружка Станкевича-Белинского; первоначально критиковал отрыв искусства от общественной жизни, отчуждение художника от народа; в дальнейшем в его мировоззрении возобладали романтические мотивы; критиковал гоголевское направление в литературе, "натуральную школу". Испытал влияние философии и эстетики Гегели. С 1840-х гг. стал симпатизировать левогегельянцам, их ориентации на сферу практического действия и идею отрицания. Увлекается естествознанием, частично воспринимает позитивистские идеи Конта; в его философско-исторических взглядах появляются мотивы в духе "экономического материализма". Вместе с тем продолжал считать "совершенно законными" "мистические стремления" человека, ратовал против "порабощения человека точными законами науки". С романтических позиций критиковал "европейскую цивилизацию" и ее либеральных идеологов. В 1860-е гг. Боткин обличал русских революционеров и одобрительно отзывался о репрессивной политике царизма.

Соч.; Соч., т. 1-3. СПб., 1890-93; Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984.

Лит.: Егоров Б. Ф. В. П. Боткин-литератор и критик.-"Ученые записки Тартуского университета", 1963, в. 139, с. 20-81; 1965, в. 167, с. 81-122; Пруцков H. И. "Эстетическая критика" (Боткин, Дружинин, Анненков).-В кн.: История русской критики. М.-Л., 1958, с, 444-69.

В. Ф. Пустарнаков

БОХЕНЬСКИЙ

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (30 августа 1902, Чушув, Польша-1995, Фрибург, Швейцария) швейцарский философ-неотомист польского происхождения, доминиканец. В 1920-26 изучал философию и право во Львовском и Познаньском университетах, в 1928-31 - философию в Фрибурге (Швейцария), в 1931-35-теологию в папском университете "Ангеликум" в Риме. В 1935-46 преподавал в "Ангеликум", а также в Ягеллонском университете в Кракове. Во время 2-й мировой войны служил в польской армии в Великобритании и Италии, После войны был профессором, деканом философского фагультста, ректором Фрибургского университета; преподавал в ряде университетов США.

Бохеньский-один из основателей (наряду с Г. Веттером) советологии, учредитель и многолетний редактор журнала "Studies in Soviet Thought" и серии "Sovietica". B 1957-72 был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибургском университете. Бохеньский- автор ряда фундаментальных работ по истории философии, логике и истории логики, философии религии. По своей философской ориентации Бохеньский рационалист, считающий, однако, что при исследовании фундаментальных проблем философского характера человеческая мысль неизбежно наталкивается на границы, которые она не в состоянии преодолеть. Поэтому религия включена в контекст исследований философа или ученого, предопределяя исходную установку рассмотрения проблемы. В своих работах осуществлял "ассимиляцию" неотомизма, дополняя его отдельными положениями феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии. В историко-фияософских работах рассматривает становление философии 20 в. как продолжение процесса преодоления философской парадигматики нового времени. Следуя традициям томизма, Бохеньский негативно характеризует этот период: целостную концепцию бытия сменил механицизм, а понимание человека как носителя божественного начала-субъективизм. Главными характеристиками современного европейского знания Бохеньский считал антипозитивистскую ориентацию, реализм (признание способности человека постигать мир), плюрализм и персонализм.

Сот.: Europäische Philosophie der Gegenwart. Bern, 1947; Der sowjetnissische dialektische Materialismus (Diainat), 1950; Formale Logik. Freiburg-Münch., 1956; Handbuch des Weltkommunismus. Münch., 1958; Wege-zum philosophischen Denken. Freiburg, 1959; Über den Sinn des Lebens und über die Philosophe: Aufsätze, Freiburg, 1987; Logika i filozofia. Warsz., 1993; СТЬ суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. М., 1993.

Φ. Овсиенко

БОЧВАР

БОЧВАР Дмитрий Анатольевич (7 августа 1903-9 октября 1990)-логик, квантовый химик, создатель (наряду с Э. Постам и Я. Дукасевичем} нового направления исследований в логике -многозначных логик; окончил Московское Высшее Техническое училище (1924), стажировался (по химии) в Германии, где слушал лекции Д. Гильберта, которые пробудили в нем интерес к логике; с 1950- доктор химических наук (докторская диссертация по квантовой химии), профессор, заведующий сектором квантовой химии Института элементоорганических соединений АН СССР; с 1952-старший научный сотрудник ВИНИТИ (по совместительству), ас 1965-там же заведующий отделом семиотики и сектором математической логики.

Построенная Бочваром в 1938 г. трехзначная логика В " была применена им для анализа парадоксов Б. Рассела и Г. Вейля. Третьим истинностным значением (отличным от истины и лжи) в В " является "бессмыслица". Анализ логических и семантических парадоксов в смысле Бочвара состоит в доказательстве бессмысленности парадоксальных высказываний.

Важной методологической идеей, предложенной Б. в связи с анализом парадоксов, была идея различения внутренних и внешних логических связок и построение двух уровней логического языка-внутреннего языка, в котором выражаются некоторые факты, но нет средств их доказательства, и внешнего языка, в котором доказываются утверждения о фактах, представленных формулами внутреннего языка. В соответствии с этой идеей парадоксальная формула принадлежит внутреннему языку, а утверждение о ее бессмысленности - внешнему.

Бочвар опубликовал цикл работ по теории логических парадоксов. Средствами расширенного исчисления предикатов Ко он охарактеризовал ограничения, которые следует наложить на аксиомы свертывания, которые являются "источником" парадоксов.

Бочвар исследовал также парадоксы логические, основанные на множествах определений предикатов, каждое из которых непротиворечиво в отдельности. Он также ввел в рассмотрение операторы логической аппроксимации для изучения структур аксиом свертывания (как "источников" парадоксов).

Идеи, развитые Бочваром, активно применялись в работах по проблемам философской логики, рассматривающих природу парадоксов, в исследованиях по логическому анализу естественного языка, а также в теории автоматизированных правдоподобных рассуждений, основанных на многозначных логиках.

Соч.: Об одном трехзначном исчислении и его применении к анализу парадоксов классического расширенного функционального исчисления.-"Математический сб.", 1938, т. 4, вып. 2; К вопросу о непротиворечивости одного трехзначного исчисления.-Там же. 1943, т. 12, вып. 3; К вопросу о парадоксах математической логики и теории множеств.-Там же, 1944, т. 15, вып. 3; Некоторые доги" ческие теоремы о нормальных множествах и предикатах.-Там же, 1945, т. 16, вып. 3; К вопросу о парадоксах и к проблеме расширенного исчисления предикатов.-Там же, 1957, т. 42, вып. 1; Об антиномиях, основанных на группах определений предикатов, каждое из которых непротиворечиво в отдельности.-Там же, I960, т. 52, вып. 1; Меры ядер аксим свертывания.-"ДАН", 1969, т. 185, № 6; Бочвар Д. А., Фуксин ?. И. Об операторах логической аппроксимации.- В кн.: Тр. математического института им. В. А. Стеклова, 1973,т. 133.

Лит.: Дмитрий Анатольевич Бочвар. Семиотика и информатика. М., 1993; Finn V. К., Grigolia S. Nonsense logics and their algebraic properties,-"Theoria", 1993, v. LIX, Pt. 1-3.

В. К. Финн

БОШКОВИЧ

БОШКОВИЧ (Boäkovic) Руджер Иосип (18 мая 1711, Рагуза, иыне Дубровник, Хорватия-13 февраля 1787, Милан)-хорватский философ, физик, математик, астроном, дипломат; почетный член Петербургской Академии наук (1760). В главном сочинении "Теория натуральной философии, приведенная к единому закону сил, существующих в природе" (Philosophiae naturalis theoria reducta ad unicam legem virium in natura existentium, 1758), опираясь на идеи Лейбница о монадах и учение Ньютона о силах, развивает учение о динамическом атомизме. Из теории Лейбница заимствует представление о первичных элементах как простых и совершенно непротяженных, а из концепции Ньютона-представление о притяжении и отталкивании как взаимодействующих силах. Первичной основой всех тел, по мнению Бошковича, является существование своеобразного центра сил. Силы, центром которых являются первичные элементы, трактуются как стремление любых двух точек взаимно сблизиться или разойтись. Эти силы изменяются так, что на сравнительно больших расстояниях атомы и тела притягиваются друг к другу, а на малых расстояниях существует только одно отталкивание, которое не дает атомам сливаться друг с другом. Идеи Бошковича о динамическом атомизме и центрах сил, не встретившие поддержки среди современников, предвосхитили достижения науки 19-20 вв.; они получили высокую оценку в работах Д. И. Менделеева и В. И. Вернадского.

Соч.: О zakonu konbinuiteta i njegovim posledicama u odnosu na snovne elemete materije i njihove sile. В., 1975. Лит.: Годыцкий-Цвирко Л. M. Научные идеи Р. И. Бошковича. М., 1959; SupetcJ. Ruder Boskovié: Vizionar u prijelornima filozofije, znonosti i druStva. Z., 1989.

M. А. Кузнецов

БОЭТ

БОЭТ (Βοηθός) Сидонский (2 в. до н.э.) - греческий философ, один из последних представителей Ранней Стой; считался учеником Диогена Вавилонского. Занимался в основном физикой: «О природе», «О судьбе» (Diog. L. VII 148-149), метеорологический комментарий к поэме Арата в 4 книгах (Gemin. Intr. in Phaen. p. 61 А). Испытал заметное влияние перипатетической школы (что не всегда позволяет отличать его от одноименного перипатетика), в частности, не считал мир живым существом (Diog. L. VII 143), представляя божество как нечто запредельное миру (ibid. 148), и отвергал школьную догму о «воспламенении» мира: до «воспламенения» творческий логос оставался бы бездеятельным, что невозможно (Philo Al. De aetern. mundi 16 sq.). В гносеологии разделял «критерий истины» на составные части - ум, ощущение, влечение и знание (Diog. L. VII 54). Вероятно, занимался мантикой (Cic. De div. I 13; II 47). В позиции Боэта, т.о., уже отчетливо намечается синкретическая тенденция, столь характерная впоследствии для Средней Стои.

Фрагменты.:

SVF III, 1-11.

Литература:

Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;

Moraux Р. Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. 1. В. - N.Y., 1973. S. 143, 172 f.

А.А.Столяров

БОЭТ СИДОНСКИЙ

I.

БОЭТ (Βοηθός) Сидонский (2 в. до н. э.) - греческий философ, один из последних представителей Ранней Стой; считался учеником Диогена Вавилонского. Занимался в основном физикой: "О природе", "О судьбе" (Diog. L. VII 148-149), метеорологический комментарий к поэме Арата в 4 книгах (Geniin. Intr. m Phaen. p. 61 А). Испытал заметное влияние перипатетической школы (что не всегда позволяет отличать его от одноименного перипатетика), в частности, не считал мир живым существом (Diog. L. VII 143), представляя божество как нечто запредельное миру (ibid. 148), и отвергал школьную догму о "воспламенении" мира; до "воспламенения" творческий логос оставался бы бездеятельным, что невозможно (Philo Al. De aetem. mundi 16 sq.). В гносеологии разделял "критерий истины" на составные части-ум, ощущение, влечение и знание (Diog. L. VII 54). Вероятно, занимался мантикой (Cic. De div. I 13; II 47). В позиции Боэта, т. о., уже отчетливо намечается синкретическая тенденция, столь характерная впоследствии для Средней Стой. Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. l. B.-N.Y., 1973. S. 143, 172 f.

А. А. Столяров

II.

БОЭТ (Βοηθός ο' Σιδώνιος) Сидонский (1 в. до н. э.)- греческий философ-перипатетик. Упоминается Симпликием как автор комментария на "Категории". В отличие от Андроника Родосского Боэт более консервативен и менее проникнут симпатиями к древнеакадемической и стоической традициям; был известен как критик стоицизма.

Лит.: Moraux Р. Der Aristotelisinus bei den Griechen, Bd. l. B., 1973. S. 143-172; Huby P. An excerpt from Boethus ofSidon's commentary n the Categories?-"Classical Quarterly", 1981, 31, p. 398-409.

М. А. Солопова

БОЭЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЭЦИЙ ДАКИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАЙТМЕН

БРАЙТМЕН (Brightman) Эдгар Шеффилд (20 сентября 1884, Хомбрук- 25 февраля 1953) - американский философ, представитель персонализма. Доктор философии (1912), доктор права (1929), доктор теологии (1942). В 1906-08 ассистент преподавателя философии в университете Брауна, в 1912-17 профессор философии, психологии, религии в университете Веслеян в Небраске. С 1919 профессор Бостонского университета, в 1925-51 лектор Гарвардского и Бостонского университетов. Президент Американской философской ассоциации (1936) и Американского теологического общества (1933-34).

В религиозно-философской концепции Брайтмена личность рассматривается как самогворческое начало, благодаря ей мир приобретает содержательность, связность и познаваемость. В отличие от своего учителя Б. П. Боуна (1847-1910), в основе персонализма которого лежат религиозно-космологические принципы, Брайтмен строит философию, опираясь на теорию ценностей, философию жизни, проблему соотношения религиозной этики и природных инстинктов человека. Мир личностей, являясь местопребыванием всех ценностей, выступает, по Брайтмену, эмпирической реальностью "личности личностей" - Бога (и в определенной мере его ограничением). В практической жизни свобода личности ограничена и только в стремлении к божественной цели и совершенству достигает своей полноты.

Соч.: A Philosophy of Ideals. N.Y., 1928; The Problem of God. N.Y., 1930; Moral Laws. N.Y., 1933; Penonality and Religion. N.Y., 1934; A Philosophy of Religion. N.Y., 1940; The Spiritual Life. N.Y, 1942. Лет.: Contemporary Idealism in America. Ed. by C. Barrett. N.Y, 1932. H. С. Юлина

"БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ"

«БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ», «Чистые братья» (араб. Ихван aс̣-с̣афа’) - группа арабо-мусульманских мыслителей, образовавших в г. Басра (Ирак) в 10 в. близкое к исмаилизму тайное научно-философское общество, от имени которого была написана своего рода энциклопедия из 51 трактата, суммированных в отдельном, 52 трактате (количество и имена авторов остаются невыясненными). Энциклопедия «Братьев чистоты» предназначалась для тех их последователей, которые, поднявшись со ступени слепого доверия религиозной традиции, вступили на путь к высшему, эзотерическому знанию, стоящему над различиями между богооткровенньши религиями. Свою задачу «Братья чистоты» видели в том, чтобы с помощью философии очистить позитивный божественный закон (шари̒а) от «запятнавших его новшеств и ошибок». Саму философию «Братья чистоты» восприняли эклектически, сочетая в своей системе аристотелизм, неоплатонизм, неопифагореизм и герметизм.

Трактаты «Братьев чистоты» охватывают все современные им науки. Вначале излагается математика (свойства чисел, геометрия, астрономия), география, музыка; затем логика и физика и, наконец, теология, окрашенная эзотеризмом и мистицизмом. Специфическим элементом философских построений «Братьев чистоты», отличающим их от представителей арабоязычного перипатетизма, является широкое использование пифагорейских идей, особенно символики чисел, вследствие чего их систему исследователи нередко квалифицируют как мусульманский неопифагореизм.

В логике, физике и метафизике «Братья чистоты» следуют во многом Аристотелю, онтологию которого они дополняют неоплатонической концепцией эманации (схема которой у «Братьев чистоты» отлична от восточно-перипатетической): из Единого (Творца, Бога) проистекает деятельный разум, затем универсальная душа, затем первоматерия. Эти четыре сущности образуют высшую ступень иерархии бытия. Среднюю ступень составляют «природа» и абсолютное тело («универсальная», или «вторая», материя), способное принимать три измерения. Низшую ступень представляют небесные сферы с семью светилами, четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь) и состоящие из них «порождения» - минералы, растения и животные. Мир в целом «Братья чистоты» рассматривают как макроантропос, подробно иллюстрируя параллелизм между строением Вселенной и человеческим телом. В стремлении согласовать религию и философию «Братья чистоты» рационализируют позитивную религию, освобождая ее от антропоморфистских представлений и усматривая во многих концепциях лишь символы и сказания, обращенные к непосвященной, «широкой публике». Так, воскресение следует относить не к телу, а к душе; воскресение последней в свою очередь есть ее окончательное разлучение с телом. Вера в Ад иррациональна, а следовательно, недоступна мудрецу: грешные души находят свой Ад в мире дольнем, в своем собственном теле. Точно также день Большого Воскресения, или Последний День, есть не что иное, как разлучение универсальной души с этим миром и ее возвращение к Богу. Такое возвращение представляет собой цель всякого сущего. Согласно этике «Братьев чистоты», человек в своей сущности добр. Действуя в соответствии со своей природой, он творит благое. Наивысшая из добродетелей - любовь, вдохновляющая на соединение с Богом.

Трактаты «Братьев чистоты» оказали большое влияние на последующую арабо-мусульманскую мысль. Особой популярностью они пользовались среди приверженцев исмаилизма.

Литература:

Закуев А.К.Философия «Братьев чистоты». Баку, 1961;

Netton I.R. Muslim Neoplatonists. An Introduction to the Thought of the Brethren of Purity. L., 1982.

Т.Ибрагим

БРАУЭР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАХМАН

БРАХМАН (санскр. brahman, первоначально-молитва)-одно из системообразующих понятий индийской мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов, структурировавшее мифологические (Брахман персонифицируемый в виде божества Брахмы), ритуалистические и мистические парадигмы всей "ортодоксальной" религиозной традиции Индии, начиная с Брахман, Араньяк и Упанишад (см. Веды). Брахман, отождествляемый (согласно этим текстам) с Амманом как духовным ядром индивида, "обеспечивает" панентеистическую картину мира в индуизме, а в философских школах веданты претворяется в Абсолют как универсальное мировое сознание, онтологически трансцендентное и одновременно имманентное миру. Показательно, что парадигма Брахмана как общеиндийская "универсалия мысли" воспроизводится и в махаянском буддизме, который оппонировал ей на доктринальном уровне (ср. шушмта, татхата - <гаковость", татхагатагарбха-"зародыш" вселенского Будды).

В. К. Шохин

"БРАХМА-СУТРА-БХАШЬЯ"

«БРАХМА-СУТРА-БХАШЬЯ» - основное сочинение Шанкары, его комментарий на один из теоретических источников веданты - «Брахма-сутры». в ст. «Брахма-сутры» и Адвайта-веданта.

"БРАХМА-СУТРЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЕДА

БРЕДА (Breda) Герман Лео ван (28 февраля 1911, Лир, Бельгия-3 марта 1974, Лувен)-францисканский монах, обучался в Католическом университете Лувена. Близкий друг семьи Гуссерля. Осенью 1938 спас рукописи Гуссерля, перевезя материалы в Бельгию. Основал при университете Лувен Архив Гуссерля, сделав его центром международных исследований в области феноменологической философии; был первым директором Архива.

Соч.: (Hrsg.) Problèmes actuels de la phénoménologie. 1952; (Hrsg.) Husserl et la pensée moderne. 1959; (Hrsg.) Husserl 1859-1959. Receuil commémoratif, La Haye, 1959 (библиография соч. Гуссерля- с. 289-306).

И. А. Михайлов

БРЕНТАНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРИДЖМЕН

БРИДЖМЕН (Bridgman) Перси Уильяме (21 апреля 1882 Кембридж, США-20 августа 1961, Рандолф, Нью-Хэмпшир)-американский физик и философ науки, теоретик операционализма; лауреат Нобелевской премии по физике (1946). Окончил Гарвардский университет (1904), с 1908 преподаватель в нем, с 1919-профессор. В 1926-35- профессор математики и философии природы в университете Хиттинса, в 1950-54-вновь в Гарвардском университете. Член американской Академии искусств и наук, Американского философского общества, а также др. научных обществ.

Бриджмен был экспериментатором в области физики и техники высоких давлений. Широкую известность приобрела его книга "Анализ размерностей" (Dimensional Analysis. New Haven, 1922; рус. пер.: М., 1934). Занимался осмыслением логической структуры, языка и природы физической науки, а также философскими вопросами. Как и неопозитивисты, Бриджмен сосредоточил свое внимание на анализе понятийной структуры физики и поиске эмпирических оснований для теоретических конструктов. В духе инструментализма Бриджмен отождествлял значение понятия с набором операций, при этом определял операционалистский метод как совокупность поэтапных действий-практических и мыслительных экспериментов - по определению значений. Он предполагал, что язык науки должен содержать высказывания, все понятия которого имеют референты. В книге "Способ существования вещей" (The Way Things Are. N.Y., 1959), посвященной общегносеологическим вопросам, Бриджмен определяет философские теории как вербальные эксперименты, свидетельствующие о возможностях мышления и фантазии человека, а также о социальной потребности в таких экспериментах, а не о природе мира.

На операционализм Бриджмена опирался Дж. Дьюи в обосновании своей версии инструментализма. Высокую оценку его теория получила у представителей Венского кружка (Г. Фейгл), а также оказала влияние на исследования в области социологии и психологии (прежде всего бихевиоризм Б. Ф. Скиннера). Развиваемые в книге "Интеллектуальный индивид и общество" (The Intelligent Individual and Society. N.Y.,. 1938) идеи интеллектуальной свободы и ответственности вызвали широкий резонанс среди американской интеллигенции.

Соч.: The Logic of Modem Physics. N.Y., 1927; The Physics of High Pressure. N.Y., 1937; The Nature of Thermodynamics. Cambr. Mass., 1941; The Nature of Some our Physical Concepts. N.Y., 1952; Reflections of a Physicis. N.Y., 1950; A Sophisticate's Primer of Relativity. L., 1962.

Лит.: Печенки" А. А. Операционалистская трактовка логики науки у Перси Бриджмена.-В кн.: Концепции науки в буржуазной философии и социологии. Вторая половина XIX-XX в. М., 1974.

Η. С. Юлина

БРИЛЛИАНТОВ

БРИЛЛИАНТОВ Александр Иванович (1867, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.-1933) -русский православный богослов. В 1887 поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата и оставлен стипендиатом по кафедре истории и разбора западных исповеданий. С 1893 преподаватель истории и обличения русского религиозного раскола и сектантства и обличительного богословия в Тульской духовной семинарии. Магистерское сочинение "Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены" (1898), заслужившее высокую научную оценку, сохраняет значение до настоящего времени. С 1900 доцент, с 1903 профессор Петербургской духовной академии по кафедре общей церковной истории. В 1913 опубликовал сочинение "К истории арианского спора до первого вселенского собора". Был редактором издания "Лекций по истории древней Церкви" В. В. Болотова.

Соч.: Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному. СПб., 1898; К вопросу о философии Эригены. СПб., 1899; К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Болотова как церковного историка. СПб., 1901; Профессор 'В. В. Болотов. Биографический очерк. "Христианское чтение", 1910.

В. В. Ванчугов

БРОДЕЛЬ

БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан (4 августа 1902, Люневиль, Мёз - 28 ноября 1985, Париж) - французский историк, социальный мыслитель, один из основателей новой парадигмы современной исторической науки. Закончил Сорбонну (1923). Участвовал во 2-й мировой войне, в 1940-45 был в плену. В 1947 защитил диссертацию. В 1946 стал одним из основателей журнала "Анналы". С 1949 возглавлял кафедру современной цивилизации в Коллеж де Франс. С 1962 администратор Дома наук о человеке.

Предложил новую методологию синтеза социальных наук, выделив структуры социального времени. Критикуя традиционную историографию, основанную на описании исторических событий, измеряемых короткими хронологическими единицами, Бродель вводит понятие "времени больших длительностей" (la longue durée). Именно с помощью этого понятия историческое исследование может сделать своим предметом демографические процессы, изменения экономических и социальных конъюнктур, цикличные колебания производства, обмена и потребления. Субъектом истории при подобном подходе оказываются не отдельные исторические индивиды, а медленно изменяющиеся во времени структуры - "системы достаточно устойчивых отношений между социальной реальностью и массами". Выделение нового измерения истории и специфического исторического субъекта в виде структур позволило Броделю создать оригинальную модель исторического исследования, широко используемую историками во 2-й пол. 20 в. Сначала рассматриваются географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни, или, как называет их Бродель, "структуры повседневности". Затем анализируются собственно экономические структуры общества, связанные со сферой обмена (рынки и ярмарки, биржи и кредиты, торговля и промышленность) и возникающие на их основе социальные структуры, начиная с простейших торговых иерархий и заканчивая, если того требует предмет исследования, государством. Наконец, в последней части исследования показывается, как в результате взаимодействия выявленных ранее структур возникает собственно предмет исследования, будь то мир экономики современного капитализма ("Материальная цивилизация, экономика и капитализм", 1992) или современная Франция ("Что такое Франция?", 1997).

Соч.: La Méditerranée et le monde méditerranéen à l'époque de Philippe II. P., 1949; Что такое Франция? M., 1997; Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1992.

Ф. Н. Блюхер

БРОДСКИЙ

БРОДСКИЙ Иосиф Нусимович (19 ноября 1924, Харьков - 7 декабря 1994, Санкт-Петербург) - русский логик, специалист в области методологических проблем научного знания. Окончил философский факультет Ленинградского университета (1948), где на кафедре логики работал с 1954 по 1994. В 1974 защитил докторскую диссертацию: "Философские и логические аспекты отрицательных высказываний", профессор (1981). Стоял у истоков становления символической логики в России. Его научные труды посвящены проблемам паранепротиворечивой логики и понимания смысла отрицательных высказываний в структуре мыслительной деятельности; созданию модальных исчислений выполнимых, отбрасываемых и невыполнимых формул; построению логических исчислений с модальным оператором "правдоподобно"; представлению силлогистики в форме относительных модальностей; Исследованию процедуры индексации формул при построении логического вывода и выработке критериев логической релевантности; изучению формально-логических приемов восстановления энтимемы и др. Большую ценность имеют его статьи по теории аргументации, научного и технического творчества, а также учебные пособия по логике. Бродский по праву считается одним из основателей современной петербургской логической школы.

Соч.: Причинность и информация.-"Вестник ЛГУ", 1962, № 17; Элементарное введение в символическую логику. Л., 1972 (2-е изд.); Дедуктивные умозаключения (в соавт. с Серебрянниковым О. Ф.). Л-, 1969; Об одном варианте исчисления отбрасываемых формул.- Неклассическая логика. М., 1970; О путях развития теоретического знания.-"Философские науки", 1971, № 6; Исчисление выполнимых формул.-Вопросы диалектики и логики. Л., 1971; Отрицательные высказывания. Л., 1973; Формальная система с неточными предикатами.-Теория логического вывода, ч. 1. M., 1979; Модальные исчисления с обратимыми правилами вывода.- "ВестникЛГУ", 1980, № 11; Технические знания и конструктивные процессы.-Творческая природа научного познания. М., 1984; Самоорганизация и развитие науки.-Самоорганизация в природе и обществе. Л., 1989; О проблемах современной логики.- "Вестник ЛГУ", 1991, сер. 6, вып. 1; Исчисление с модальным оператором "правдоподобно".-Логика и развитие научного знания. Л., 1991; Индексация формул и поиск вывода.-"Вестник СПбГу", 1992, сер. 6, вып. 4; Восстановление энтимемы в исчислении предикатов.-Современная логика: проблемы истории, теории и применения в науке, ч. 1. СПб., 1994, и др.

Б. И. Федоров

БРОНЗОВ

БРОНЗОВ Александр Александрович (1858, Белозерск Новгородской губ.-1919)-русский православный богослов. Учился в Белозерском духовном училище, в Новгородской духовной семинарии; окончил Петербургскую духовную академию (1883) по богословскому отделению. Магистерская диссертация "Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности" (1884)- богословский этико-философский трактат, в основе которого сравнительный анализ выразителей духа двух типов нравственности - греческой и римско-католической. В 1899 защитил докторскую диссертацию "Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь и нравственное мировоззрение". С 1884 преподаватель Священного Писания в Курской духовной семинарии, в 1886 перешел на кафедру греческого языка в Петербургскую духовную семинарию. С 1894 преподаватель Петербургской духовной академии, с 1897 экстраординарный профессор по кафедре нравственного богословия. Читал лекции по истории греческой литературы. Автор перевода и примечаний к "Точному изложению православной веры" Иоанна Дамаскина. Бронзову принадлежит около 950 статей, посвященных преимущественно вопросам этики.

Сот.: Краткая этимология Геродотова диалекта. СПб., 1888; Нравственное богословие в России в течение 19 столетия. СПб., 1901. Лит.: Православная богословская энциклопедия. Пг., 1901, т. 2.

В. В. Ванчугов

БРОТИН

БРОТИН (Βροτινος, также Βροντινος) из Метапонта (б в. до н. э.) - греческий философ-пифагореец, родственник (тесть либо зять) Пифагора: по одним источникам, Теано, дочь Бротина, была женой Пифагора, по другим-она жена Бротина и дочь Пифагора (Теано -популярный персонаж псевдопифагорейской эллинистической литературы, ей приписывалось множество сочинений и масса нравоучительных высказываний, которые рисовали образ иде

альной жены и матери). Бротину приписывали авторство нескольких орфических поэм-согласно Суде, "Покров" и "Сеть", Климент Александрийский упоминает "Покров" и "Физику" (Strom. I 131).

Фрагменты эллинистического псевдоэпиграфа "О разуме и рассудке" (ссылки на который как на произведение Бротина имеются у Ямвлиха, Сириана и Софония) см. в изд. Теслефа.

Свидетельства: Лебедев. Фрагменты, с. 151; Псевдоэпиграф: ThesleffH. The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. Aoo, 1965, p. 55-56.

М. А. Солопова

БРУНИ

БРУНИ (Bruni) Леонардо (1370/74, Ареццо, отсюда прозвище Аретино - 8 марта 1444, Флоренция) - итальянский гуманист и политический деятель. Образование получил во Флоренции в университете и гуманистическом кружке К. Салюта™. В 1405-15 служил секретарем в папской курии в Риме. В 1415 вернулся во Флоренцию, где с 1427 до конца жизни занимал пост канцлера Флорентийской республики, пользовался уважением сограждан как гуманист и государственный деятель. Автор многочисленных сочинений на темы морали, исторических и биографических трудов, политических и военных трактатов, а также переводов с греческого на латинский произведений Аристотеля, Платона, Плутарха, Ксенофонта, Демосфена. В сочинениях "Восхваление города Флоренции" (1403-04), "О флорентийском государстве" (1430-е гг., рус. пер. 1985), "История флорентийского народа" (Historiarum florentini populi libri XII, закончена в 1439) развивал идеи республиканизма, доказывал преимущества демократического строя Флоренции (выборность и краткосрочность магистратур, свободное обсуждение государственных дел в советах и комиссиях и др.), хотя и отмечал его эволюцию в сторону олигархии. Проблемы этики рассматривал во "Введении в моральную философию" (1421-24), "Диалогах к Петру Павлу Гистрию" (Ad Petrum Paulum Histrum Dialogus) (ок. 1405), в речи "Против лицемеров", письмах; исходил из тезиса Аристотеля, что человек - существо социальное, раскрывающее свои моральные качества в общении с другими людьми. Нравственный идеал видел в активной жизни человека на благо общества, в патриотизме. Эти идеи легли в основу гражданского гуманизма - одного из ведущих направлений в гуманистическом движении Италии 15 в.

Соч.: Humanistisch-philosophische Schriften, hrsg. von H. Baron. Lpz.-B., 1928; Prosatori latini. Mil.-Napoli, 1952; рус. пер.: В кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985; О научных и литературных занятиях.-В кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1. М., 1981; Против лицемеров.-В кн.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963. Лит.: Beck F. Studien zu Leonardo Bruni. В., 1912; Baron H. From Petrarch to Leonardo Bruni. Chi., 1968.

Л. М. Брагина

БРУННЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРУНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЭДЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЭЙСУЭЙТ

БРЭЙСУЭЙТ, Брэйтуэйт (Braithwaite) Ричард Бивен (род. 15 января 1900, Банбери, Великобритания)-английский философ. С 1953-профессор Кембриджского университета. Философские взгляды Брэйсуэйта сформировались под влиянием Д. Мура, Л. Витгенштейна, Рамсея и Дж. Кейнса. Брэйсуэйт не присоединился ни к одному из главных направлений логического позитивизма, однако считал необходимым использовать в философии науки полученные ими результаты. Он близок к позициям реализма. Брэйсуэйт трактует понятие опыта (лежащее, с его точки зрения, в основе философии науки) не в субъективном, а в объективном, естественном смысле. Он признает дихотомию эмпирического и теоретического, считая, что высказывания наблюдения лежат в фундаменте теории, а гипотезы-в ее вершине. Теоретические понятия, по Брэясуэйту, не выводятся из наблюдаемых фактов; они получают неявные определения в силу того, что входят в исходные и доказанные предложения соответствующей теории. Предсказательная сила теорий определяется количеством и качеством ее теоретических понятий, и она уменьшается по мере построения явных определений этих понятий (тезис Брэйсуэйта - Рамсея). В своих работах уделял большое внимание возможностям использования теории вероятностей и статистики в философии науки. В 1950-х гг. Брэйсуэйт наряду с H. Винером, А. Розенблютом, Д. Д. Бигелоу, Э. Нагелем и др. явился одним из пионеров исследования значения и структуры телеологического объяснения. В основе телеологического объяснения, согласно Брэйсуэйту, лежит пластичность поведения соответствующих субъектов, которая проявляется в способности изменять условия окружающей среды и дает возможность достичь цель. При таком подходе, однако, исследованию подвергается скорее телеологическое описание, чем телеологическое объяснение, предполагающее возможность построения успешных предвидений. Автор работ о Дж. Муре, Б. Расселе и др.

Соч.: The Idea of Necessary Connexion.- "Mind", 1927, v. 36, p. 467-477, 1928, v. 37, p. 62-72; Scientific Explanation. A Study of the Function of Theory, Probability and Law in Science. Cambr., 1953; Theory of Games as a Tool for the Moral Philosopher. N.Y., 1963; An Empiricist's View of the Nature of Religious Belief. Folcroft, 1970. Лит.: Хим Т. В. Современные теории познания. М., 1965, с. 505-507; Science, Belief and Behaviour. Essays in Honor of R. B. Braithwaite. Cambr., 1980.

B. H. Садовский

БРЮНСВИК

БРЮНСВИК (Brunschvicq) Леон (10 ноября 1869, Париж-18 января 1944, там же) - французский философ и методолог науки, профессор философии в лицеях Лориена (1891-93), Тура (1895), Руана (1900), профессор в Сорбонне, член Академии моральных и политических наук. Основная задача философии, по Брюнсвику,-дать критический анализ наук, преодолеть разрыв между опытом и постулатами, фактами и теорией. Брюнсвик противостоит, с одной стороны, эмпирическому позитивизму, а с другой-метафизическому рационализму. Философия рассматривается им как интегральное знание, познание познания, осуществляющееся в живой, духовной деятельности. Анализируя модальность суждений, Брюнсвик интерпретирует суждение как акт, конституирующий познание и утверждающий бытие. Тем самым он переводит метафизику в гносеологию, где центральной проблемой является осмысление внутренней, душевной жизни человека (intériorité) как единства теоретического и практического разума, как действенного и истинного идеала науки и морали. В работе "Введение в жизнь духа" (1900) Брюнсвик выдвигает в центр философии понятие духа, трактуя философию как размышление духа о самом себе, а искусство как воплощение духа в произведениях. Душа - критерий и источник всего прекрасного. Гуманность - посредствующее звено между индивидом и духом. Рационализм Брюнсвика имеет явно интеллектуалистский характер, что приводит его к противопоставлению понятия и созерцания и к абсолютизации роли понятия в познании. Эта интеллектуалистская линия отчетливо выражена в его книге "Современный идеализм" (1905) и особенно в работе "Этапы философии математики" (1912), которая посвящена взаимоотношениям философии и математики в их историческом развитии. Для него не приемлемы ни критерий логической, ни критерий эмпирической очевидности. Он называет их идолами, с которыми следует бороться. Подобно Канту, он исходит из мысли о том, что опыт без разума слеп, разум без опыта пуст, настаивая на взаимосвязи между опытом и разумом. Эта линия критика эмпиристской трактовки опыта продолжена им в книге "Человеческий опыт и причинность" (1922), где противопоставляется опыт эмпиризма опыту рационализма как человеческому опыту. Брюнсвик называет свою философию философией мышления, задача которой - постичь связь между различными мировоззрениями, раскрыть путь духовного развития человечества, найти пути объединения внутреннего (intériorité) и внешнего (extériorité), которые он видит в солидарности. Тем самым философия духа перерастает у Брюнсвика в философию истории, где вычленяются различные культуры и этапы в прогрессе сознания, свободного движения духа, освобождающего человека от субъективизма и материализма и увеличивающего содержание духовной жизни.

Соч.: La modalité du jugements. P., 1897; Introduction à la vie de l'esprit. P., 1900; L'idéalisme contemporaine. P., 1905; Les étapes de la philosophie mathématique. P., 1912; L'expérience humaine et la causalité. P., 1922; Le progrès de la conscience dans la philosophie occidentale, vols. 1-2, 1927; La raison et la religion. P., 1939.

A. П. Огурцов

БРЯНЦЕВ

БРЯНЦЕВ Андрей Михайлович (1749, Одигитриевская пустынь Вологодской губ.-26 января (7 февраля) 1821, Москва]-русский философ. Род. в семье причетника, учился в Славяно-греко-латинской академии. Московском университете, где помимо философского курса изучал точные науки, юриспруденцию. В 1787 защитил диссертацию "О критерии истины". С 1795 и до конца жизни-ординарный профессор логики и метафизики Московского университета. В 1791-95 занимал пост университетского цензора, в 1804-06 являлся директором Педагогического института. Статский советник. Из собственно философских произведений Бряицева известность получили "Слово о связи вещей во Вселенной" (1790) и "Слово о всеобщих и главных законах природы" (1799). Перевел "Начальные основания нравственной философии" Г. А. Фергюссона (1804) и (совместно с С. Е. Десницкйм) "Истолкование английских законов" У. Блэкстона (1780-82). Брянцев не создал собственной оригинальной философской системы и находился под влиянием немецкой мысли: сначала он держался системы Хр. Вольфа, затем перешел на позиции кантианства. Здесь основным источником для него являлись труды кантианца Ф. В. Д. Снелля. В целом философию Брянцева можно охарактеризовать как деизм с оттенком механицизма. "Мироздание в самой вещи есть неизмеримое тело, механически устроенное, и составлено из неисчислимых частей различной величины и твердости, которые посредством всеобщего закона взаимно сопряжены". Философ придерживался теории множества миров и бесконечного многообразия форм органической жизни, т. е. взглядов для церковного сознания того времени неприемлемых. Вольнодумство Брянцева ограничивалось рамками академических построений и на его университетской карьере не сказалось.

Соч.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины 18 в. М., 1952, т. 1, с. 363-386.

Лит.: Биографический словарь Московского университета, ч. 1, 1855.

Α. ΰ. Панибратцев

БУАЛО

БУАЛО (Boileau), Буало-Депрео, Никола (1 ноября 1636, Париж-13 марта 1711, Париж) - французский поэт, крупнейший теоретик классицизма. Учился на юридическом факультете Парижского университета. В 1677 назначен придворным историографом Людовика XIV. С 1684- член французской Академии наук. Испытал сильное воздействие рационализма Декарта. Основные положения эстетики классицизма изложены Буало в стихотворном трактате "Поэтическое искусство" (L'art poétique, 1674, рус. пер. 1957). Трактат состоит из четырех частей (или песней). В первой излагаются общие принципы; вторая посвящена лирическим жанрам (идиллия, элегия, ода, сонет, эпиграмма); в третьей анализируются трагедия, эпос и комедия; четвертая затрагивает этические проблемы художественного творчества. Основополагающее правило эстетики Буало-требование следовать разуму. "Смысл" - самое важное в художественном произведении, саму красоту Буало ставил в зависимость от разума: прекрасное - это разумное. Композиция должна быть тщательно продуманной, используемые слова-ясными и точными. Другое важное правило эстетики Буало-требование "подражать природе"; речь идет о человеческой природе, основные проявления которой, выражающиеся в различных характерах, необходимо глубоко изучать. Буало призывал следовать античному искусству, ставя его выше современного. Драматическое произведение, по его мнению, должно отвечать правилу трех единств (действия, места, времени). Подлинный поэт должен выступать в роли наставника мудрости, быть добродетельным, чуждым наживе, зависти, порочным помыслам. Влияние эстетических воззрений Буало испытали сторонники классицизма не только во Франции, но и за ее пределами (напр., И. К. Готшед в Германии, А, Поп в Англии, А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский в России).

Соч.: Oeuvres complètes. P., 1979.

Лит.: Lanson G. Boileau. P., 1892; Momet D. Nicolas Boileau. P., 1941; Bray R. Boileau. L'homme et l'oeuvre. P., 1942; Clarac P. Boileau. P., 1967.

A. A. Кротов

БУБЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУГАЕВ

БУГАЕВ Николай Васильевич (14 (26) сентября 1837, Душет Тифлисской губ.-29 мая (12 июня) 1903, Москва] - русский математик и философ. Отец Андрея Белого. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1859). Доктор физико-математических наук (1886); экстраординарный (1867) и ординарный (1869) профессор Московского университета. "Член-корреспондент императорской Академии наук (1897). Один из основателей Московского математического общества, с 1891- его президент. Член Московского психологического общества и член редколлегии журн. "Вопросы философии и психологии"; основатель Московской философско-математической школы.

Математические интересы Бугаева лежали в области теории чисел и разрывных функций. На их основе он создал оригинальное учение- аритмалогию. В центре внимания Бугаева было противопоставление аритмологии-теории разрывности как мировоззренческого принципа и аналитического миросозерцания, связанного с непрерывностью. В аритмологии он пытается найти универсальные понятия и законы, действующие во всех областях знания. В сфере собственно философии аритмология преломляется в монадологию. В учение Лейбница о монадах Бугаев вносит оригинальные положения: монады разных порядков и сложные монады. Порядок монады вносит разрывы в Лейбницев непрерывный процесс внутримонадных изменений, а двойные (диады), тройные (триады) и т. д. монады аритмологически варьируют тип соединения монад. В отличие от Лейбницевых взаимонепроницаемых монад, у Бугаева монады вступают во взаимные отношения, которые могут быть только отношениями любви. Бугаев рисует оптимистическую картину совершенствования монад, конечная цель которого, с одной стороны, поднять психическое содержание монады до психического содержания целого мира, а с другой-целый мир сделать монадою. Иерархия монад завершается Безусловным.

Соч.: О свободе воли. М., 1889; Основные начала эволюционной монадологии.-"Вопросы философии и психологии", 1893, № 17; Математика и научно-философское миросозерцание.-Там же, 1898, № 45.

Лит.: Некрасов П. А. Московская философско-математическая школа и ее основатели. М., 1904; Алексеев В. Г. Н. В. Бугаев и проблемы идеализма Московской математической школы. Юрьев, 1905; Лопатт Д. М. Философское мировоззрение И. В. Бугаева.-Он же. Философские характеристики и речи. М., 1995.

С. М. Половинкин

Предыдущая страница Следующая страница