Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ВЕДЫ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕДЫ

ВЕДЫ (санскр. veda-знание)-обозначение сакральной и начальной текстовой традиции индийской культуры, включающей: 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахман ("истолкование brahman'a"-значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр); Араньяк ("лесные книги", предназначенные для дополнительного и "тайного" истолкования ритуала); Упанишад-эзотерическая интерпретация реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистерию "сокровенного знания"; 3) руководства для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги ("части Вед"),-фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия. Преимущественно Веды понимаются в значении (2): указанные руководства и связанные с ними шраута-, грихья- и дхармасутры относятся к разряду текстов smrti (букв. память или предание), тогда как Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады - к наиболее авторитетной и священной группе sruti (услышанное).

Тексты Вед складывались длительно и постепенно, их изустная трансляция в различных местностях разными кланами поэтов-жрецов, а затем жреческими "школами" (sâkha) и "подшколами" (сагапа) заняла не одну историческую эпоху. Основной вектор трансляции ведийских текстов-поэтапная кодификация названными "школами" и "подшколами" текстов священных гимнов и формул, на завершающей стадии которой к ним подключались указанные классы экзегетических памятников. Самыми древними собраниями гимнов и священных формул были Ригведа - "Веда гимнов" (дошла до нас в одной редакции) и Атхарваведа-"Веда заговоров" (в двух редакциях). Позднее сформировались собрания Самаведы - "Веда напевов" (преимущественно приспособленные к особой рецитации гимны Ригведы) и Яджурведа - "Вела формул жертвоприношения" в двух основных версиях: Черная Яджурведа (четыре основные редакции) содержит, наряду с названными формулами, также и истолкования; Белая Яджурведа (две редакции)-только формулы. С Ригведой соотносятся тексты Брахман, Араньяк и Упанишад под названием "Айтарея" и "Каушитаки"; с Самаведой-"Панчавинша-" и "Джайминия-брахмана", "Араньяка-самхита" и "Джайминия-упанишад-брахмана-араньяка", "Чхандогья-" и "Кена-упанишада"; с Черной Яджурведой - Брахманы, Араньяки и Упанишады "Катха" и "Тайттирия", также "Шветашватара-", "Майтри-" и "Маханараяна-упанишада"; с Белой Яджурведой - Брахмана и Араньяка "Шатапатха" и "Брихадараньяка-" и "Иша-упанишада"; с Атхарваведой (которая получила статус Веды позднее, чем предыдущие) - "Гопатха-брахмана", а также "Мундака-", "Прашна-", "Мандукья-упанишада" и множество поздних произведений жанра Упанишад. В ряде случаев Упанишады действительно входят в состав Араньяк соответствующей Веды, как те-в состав соответствующих Брахман, в других-связь между этими текстами в рамках каждой Веды обоснована единством предания соответствующих жреческих школ, а иногда (как в случае с Упанишадами Атхарваведы) является изобретением позднейших кодификаторов. Датировка памятников, входящих в корпус Вед, за отсутствием внешних источников, крайне осложнена. Признанным считается, что: 1) собрание гимнов Ригведы было кодифицировано приблизительно к началу 1-го тыс. до н. э.; 2) Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, а также Брахманы (за исключением "Гопатхи") и Араньяки были более или менее поэтапно кодифицированы в течение 1-й пол. 1-го тыс. до н. э.; 3) Упанишады "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Айтарея", "Каушитаки", "Тайттирия", а также, возможно, "Ища" и "Кена" были оформлены до 5 в. до н. э.-периода деятельности шраманских учителей и проповеди Будды.

Мыслительный материал Вед, еще не обнаруживающий собственно теоретической рефлексии над мировоззренческими проблемами и понятиями, которые составляют признаки философии (подробнее см. Индийская философия), тем не менее содержит "среду" генерации самих этих проблем и понятий, которые стали в будущем предметом работы индийских философов. В космогонических гимнах Ригведы (преимущественно более поздних I и Χ книг-мандал) ставятся вопросы о происхождении мира из "сущего" и "не-сущего" (свот-асат), об исходном "материале" космоса и о демиурге, ответственном за его формирование, о Речи как созидательном начале мироздания, о соотношении Единого и множественности его манифестаций (1.164; X.71-72, 81-82, 90, 121, 129, 190 и др.). В Атхарваведе рассматриваются помимо названного структура микрокосма, идея космической опоры (скамбха), дыхание как микро- и макрокосмическая сила (прана), желание как космическое начало и "семя мысли" (кома), время как движущее начало сущего (кала) и Священное Слово (Брахман) (ΙΧ.2, Х.2, 7-8; ΧΙ.4, 8; ΧΙΧ.52-54 и др.). В Брахманах, экзегеза которых построена на очень замысловатых корреляциях элементов жертвоприношения, человека и мироздания, выявляются помимо названного соотносительные приоритеты слова и мысли, первоначало мира - в виде как натуральных феноменов, так и мысли, выясняется, что лежит у истоков мироздания-сущее или не-сущее; здесь же начало знаменитой идентификации ядра микрокосма с мировым первоначалом-Л"я.иаяа=Брахмана (Шатапатха-брахмана 1.4.5.8-11; VI.I.I.I; X.5.3.1-2. 6.3.1-2; XI. l.6.1 и др.). В Араньяках четко прочерчиваются корреляции органов человека, соответствующих способностей и феноменов природного мира, представление об Атмане как достигающем все большей "чистоты" сообразно с иерархией живых существ (Айтарея-араньяка 11.3.1-2; 11.4.1 и др.). Наконец, в "добуддийских" Упанишадах-древнейшей редакции индийского гносиса - в многообразных контекстах рассматриваются Атман, Брахман и Пуруша как жизнеобразующие начала мира и индивида, пять жизненных дыханий-пран, состояния сознания в бодрствовании, сне и глубоком сне, способности чувств и действий (индрт}, ум-манас и распознавание-виймскяяв (Брихадараньяка 1.3.1; III.7.16-23 и др.) и делаются наблюдения в связи с механизмом познавательного процесса (Брихадараньяка

II.4.7-9; IV.5.8-9). Знаменитые "великие речения" Упанишад "Я семь Брахман" (Брихадараньяка 1.4.10); "Тот Атман есть, поистине. Брахман" (Брихадараньяка 1V.4.5); "То еси ты" (Чхандогья VI.8-16) предназначались, по всей вероятности, для медитативной интериоризации адептом эзотерических жреческих школ переданной ему тайной истины, тогда как формула "Кто; поистине, знает того высшего Брахмана, [сам] становится Брахманом" (ср. Мундака Ш.2.9) означала "программу" инициации в мистерию тайнознания. Атман=Брахман - непостижимое единство, поскольку "нельзя познать познающего", которое определяется поэтому через отрицания: "не то, не то..." (Брихадараньяка 11.3.6). В Упанишадах впервые формулируется т. н. закон кармы, устанавливающий причинные отношения между поведением и знанием человека в настоящем и его реинкарнацией в будущем (там же, VI.2.16; III.2.14; 1V.4.5 и др.), а также учение о сансаре- круге перевоплощений индивида в результате действия "закона кармы" (Чхандогья V.10,7; Каушитаки 1.2 и др.) и об освобождении знающего в результате искоренения аффектированного сознания из круга сансары (мокша) (ср. Тайттирия 11.9 и др.). "Послебудцийские" Упанишады отражают мировоззрение санкхьи, йоги и буддизма, поздние "ведантийские" - веданты.

Лит.: Ригведа. Избр. гимны, пер., комм. и вступит, ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1972; Ригведа. Мандалы I-IV, изд. подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., 1989; Ригведа. Мандалы V-VIII, изд. подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., 1995; Атхарваведа. Избранное, пер.. комм., вступит, ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1976; Брихадараньяка-упанишада, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М., 1964; Чхандогья-упанишада, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М., 1965; Упанишады, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М., 1967; Сыркин А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад. М., 1971; Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980; Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М., 1981.

В. К. Шохин

В начало энциклопедии