Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Б" (часть 6, "БУД"-"БЮХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 6, "БУД"-"БЮХ")

БУДДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДХАГХОСА

БУДДХАГХОСА, Будпхагхоша (пали Buddhaghosa) (ок. 5 в.)-буддийский философ, главный систематизатор комментаторской литературы школы махавихара в традиции тхеравады. Выходец из брахманского рода Магадхи (Индия), Будхагхоса перешел в буддизм и на долгое время обосновался на Цейлоне (Анурадхапура), покинув его после иноземного вторжения. По некоторым данным, умер в Мьянме. Его главный труд "Висуддхимагга" ("Путь очищения") создан на пали и считается до сих пор классическим путеводителем по теории и практике тхеравады. Перевел на пали и откомментировал основные тексты Сутта-питаки и Виная-питаки (см. Трипитака).

Основной заслугой Буддхагхосы является создание всеохватывающей системы духовного самосовершенствования, учитывающей разные психологические, моральные и духовные качества индивидов. Классифицировал типы личности по их способности к усвоению буддийских истин (интеллектуальный, чувственный, холерический и обывательский), определив для каждого соответствующие объекты и методы медитации. Подчеркивал превосходство "активных" методов медитации, объединенных категорией "випассана" и связанных с "прозрением" буддийских истин, перед классической системой дхьякы (пали джхаиа), связаннойс постепенным "погашением!" сознания. Труды Буддхагхосы комментировали Буддхадатта, Дхаммапала, Упасена и Маханама.

Соч.: Visuddhimagga. L., 1920-21; англ. пер.: The Path of Purity, by Pe Maung Τω. L, 1922-23.

В. Г. Лысенко

БУДДХИ

БУДДХИ (санскр. buddhi - пробуждение) - в космологии санкхъи первый эманат Пракрити (он же Махат-"Великий") и высшее гуннос (см. Гуны) ментальное начало, соответствующее приблизительно способности суждения. В "Санкья-карике" и у ее комментаторов бупдхи определяется как "решение" (адхьявасайя), которое можно понимать и как познавательное определение (типа: "Это - горшок", "Это-ткань"), и как практическое (типа: "Я предназначен для того", "Я должен сделать это"), а также как субстрат 8 диспозиций сознания: добродетель, знание, бесстрастие и сверхспособности с их противоположностями - недобродетелью, незнанием, пристрастием и бессилием (ст. 23). Буддхи возглавляет иерархию всех индрий и ментальных начал (ст. 36). По Вачаспати Митре, подобно тому как надзиратели деревни передают собранный налог далее по инстанциям, индрий передают свое отражение объектов манасу, тот-аханкаре, а тот-буддхи. Но функции буддхи этим не ограничиваются: как начало, наиболее приближенное к Пуруше (как министр-к царю), буддхи осуществляет реально все "вкушение" опыта Пурушей и одновременно различает "тонкую границу" между ним и Пракрити (ст. 37). Деятельность всесильного "министра" оставляет, т. о., самого царя в роли пассивной санкционирующей инстанции при решении всех его задач. Эти сложные взаимоотношения поставили перед санкхьяиками проблему определения "сотрудничества" Пуруши и буддхи, которая решается через модели их отражения друг в друге, при котором одно начало принимает видимость другого. Проблема различения Атмана и буддхи решалась и ведантистами, притом близко к тому, что предлагали санкхьяики. По "Упадешасахасри" Шанкары, сама идея "Я-созерцатель" не могла бы осуществиться без отражения Атмана в буддхи (II. 18.89), а в "Брахма-сугра-бхашье" качествами буддхи названы желание, ненависть, радость, страдание, которые образуют свойства души (джчва), когда Атман находится в сансарном состоянии; по ассоциации с буддхи Атману приписывается и непричастный ему атомарный размер (II.3.29 и т, д.).

В. К. Шохин

БУЛГАКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУЛЕВА АЛГЕБРА

БУЛЕВА АЛГЕБРА - см. Алгебра логики.

БУЛЬ

БУЛЬ (Boole) Джордж (2.XI.1815, Линкольн-8 октября 1864, Боллингтемпль, близ г. Корка, Ирландия)-англ. математик и логик, основоположник алгебры логики. Математикой овладел путем самообразования. В 1849-64 профессор математики в Куинс-колледже (Корк). В математическом анализе шел самостоятельным путем, но его осн. достижения относятся к логике. В соч. "Математич. анализ логики" (L, 1847) изложил основы исторически первой алгебро-логич. системы и выразил в ней ассерторическую силлогистику. В своем главном сочинении - "Исследование законов мысли" (L., 1854) детально развил алгебраич. построение логики, применив его к силлогистике и теории вероятностей, а также связав с психолого-эпистемологическими вопросами. Исходя из аналогии между математическими и логическими операциями, Буль ввел "логическое умножение" (пересечение классов, соответственно конъюнкцию высказываний), "логическое сложение" (некое приближение к строгой дизъюнкции, соответственно объединению классов с исключением их общей части). Введение универсального класса (т. н. "универсума рассуждения") и "логического вычитания" для классов позволило выражать отрицание (соответственно, дополнение класса до универсального), чтодало полную систему операций логики классов (соответственно логики высказывании) и отвечающие ей законы. Представляя высказывания в виде равенств, Буль для формализации дедукции развил методику решения логических уравнений. Не будучи непосредственно булевой алгеброй, система Буля исторически явилась ее истоком (работы Джевонса).

Соч.: Collected Logical Works, ν. 1, II. The Open Court: La SaUe (111.), 1952.

Лит.: BroadbenI Τ.Α. A. Georg Boole, in Dictionary of Sei, Biography, v. II, 1970; Unnl. Boole's logical system.-"Mind", 1876, v. l, N 4; Kneale W.&M. The Development of Logic. Oxf., 1978; ДьярЛ. Английские реформаторы логики в 19 в., пер. с франц. СПб., 1897; Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. Л.-М., 1967.

Б. В. Бирюков

БУЛЬТМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

"БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА"

«БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» - Der Bourgeois, работа В.Зомбарта (нем. изд. Mьnch. - Lpz., 1913; рус. изд. 1924; 1994). В книге исследуется существо «капиталистического духа» и его носителя - «буржуа», причем само понятие «капитализм» получает расширительное толкование. Капиталистический дух слагается из предпринимательского духа и мещанского духа. «Из страсти к наживе и предпринимательского духа, из мещанства и отчетности строится сложная психика буржуа, и эти составные части могут сами опять-таки являться в многочисленных оттенках и находиться у одного и того же лица в совершенно различных пропорциях смешения» (Зомбарт В. Буржуа. М., 1994, с. 118).

Предпринимательский дух - совокупность всех душевных качеств, необходимых для осуществления предприятия любого рода. Предприятие в широком смысле предполагает существование плана, для осуществления которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, осуществляемое под руководством единой воли. Предприятие, понимаемое т.о., не ограничено хозяйственной сферой, а, напротив, охватывает все виды человеческой деятельности. В истории Европы выделяются четыре формы предприятия: военный поход, землевладение, государство, церковь. Вне связи с капитализмом как таковым известны три типа предпринимателя - завоеватель, организатор, торговец. Если предприниматель хочет добиться успеха, то он должен сочетать в себе все три типа. Собственно капиталистический предприниматель реализуется помимо указанных трех типов деятельности еще в качестве спекулянта и ремесленника.

Комплекс мещанских добродетелей образуется из воззрений и принципов индивида, которые вместе составляют хорошего гражданина и добропорядочного отца семейства, солидного и «осмотрительного» делового человека. В каждом капиталистическом предпринимателе сидит «мещанин». Это проявляется в «святой хозяйственности», т.е. в рациональном экономном ведении хозяйства, в следовании нормам деловой морали и т.д. Зомбарт особо выделяет отчетность как особо близкое сердцу предпринимателя мещанского типа занятие, состоящее в каждодневном, последовательном разложении мира на числа и составлении из них искусной системы прихода и расхода.

По Зомбарту, исторически и логически капитализм возникает из пересечения и слияния двух встречных потоков - героического предпринимательского духа, соединившегося с жаждой золота и денег, и духа мещанского торгашества, духа экономии, сбережения и счета. В капиталистическом предприятии изначально раздвоенный капиталистический дух обретает единство. Со временем героическое начало ослабевает и исчезает, предпринимательство все более окрашивается в мещанские цвета. Зомбарт полагал, что капитализм 20 в. ведет к сдвигу в отношении человека к личным ценностям, от предпринимателя - к предприятию. Формируется новое разделение: дело отделяется от деятеля.

В.М.Быченков

БУРЖУАЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУРИДАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУТРУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУХАРЕВ

БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве архимандрит Феодор) (1824, с. Федоровское Тверской губ.-2 (14) апреля 1871, Переславль-Залесский] - русский богослов, религиозный писатель, критик. В 1846 закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска был пострижен в монахи и рукоположен во священника. Преподавал в этой же академии. С 1853 архимандрит. Через священника Ф. Голубинского познакомился с немецкой философией и теософией. Испытал влияние Белинского, философские идеи которого переводил "на иное основание", т. е. воспринимал через Христа. Книга Бухарева "О православии в отношении к современности" (СПб., 1860) послужила поводом для обвинения его в уклонении от руководства церкви и гегельянстве. Бухареву пришлось оставить пост цензора духовных книг (занимал с 1858), а после запрещения Синодом многолетнего труда "Исследование Апокалипсиса" (1862; издан в Сергиеве Посаде в 1916) сложить с себя сан и монашеские обеты. До самой смерти семья его жила в крайней бедности. В центре системы Бухарева-представление об искупительной любви Христа, принявшего на себя через вочеловечение и страдания все грехи рода человеческого как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Он настаивает на том, что главное в христианстве-жертва Христа во имя мира и человека, а не жертва человека и мира во имя Бога. Рассуждая о тайне Боговоплошенил, Бухарев пытается приложить к ней философские приемы исследования. По его мнению, человеческий ум, философия, науки, искусства должны быть "возвращены" Христу: в этом смысле мир, современность должны стать воплощением духа Христова. Богословской позицией Бухарева объясняется и его интерес к светской культуре: он посвящает статьи разбору романов Н. Г. Чернышевского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, полотна А. А. Иванова "Явление Христа народу", светских и духовных журналов. По оценке Г. В. Флоровского, основным в мировоззрении Бухарева было "очень яркое переживание совершившегося спасения", ощущение возможности скорого преодоления греха, что влекло за собой "несдержанный оптимизм, радость примирения" (Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 348). Оправдание Бухарсвым мира и светского творчества, идея воцерковления жизни оказали влияние на религиозно-философскую мысль России начала 20 в. (Розанов, Бердяев, Флоренский).

Соч.: Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 г. СПб., 1860; О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской. М., 1865; О духовных потребностях жизни. М., 1991. Лит.: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra... Антология. СПб.. 1997; Знаменский Д. В. 'Boroumscw полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни. Казань, 1902.

А. П. Козырев

БУХАРИН

БУХАРИН Николай Иванович [27 сентября (9 октября) 1888 - Москва, 15 марта 1938] - русский философ, политический деятель, экономист. Учился в Московском университете на экономическом отделении юридического факультета. Был активным членом большевистской партии, занимая в ней лидирующие позиции (член Политбюро ЦК партии в 1924-29). В 1929 избран академиком АН СССР, в 1934-36 возглавлял Институт истории естественных наук и техники, инициатор создания журнала "Сорена" ("Социалистическая реконструкция и наука"). В 1937 арестован, в 1938 расстрелян, в 1977 реабилитирован. Оценка философского творчества Бухарина неоднозначна. Так, Д. Лукач, А. Грамши рассматривают его социально-философскую концепцию как выражение экономического детерминизма марксистского толка; другие (С. Коэн, А. Майер) характеризуют ее как теоретическую новацию большевизма. В своей наиболее известной социально-философской работе, посвященной анализу исторического материализма, Бухарин рассматривал его не как идеологию партии, но как научную теорию, продуцирующую социальное знание на уровне мировых традиций ("Теория исторического материализма". М., 1921). Бухарина считают (напр., И. Сталин) создателем "нэповской философии", основаннной на его "теории равновесия". В последней некоторые исследователи его жизни и творчества видят инструмент социального анализа современности и метод решения проблем модернизации стран третьего мира. В своем последнем труде, написанном на Лубянке,-"Философские арабески (диалектические очерки)" Бухарин развивает ряд новых тем (практика и способы освоения действительности, техника и технология, критика расовой идеологии фашизма и др.), оставаясь приверженцем ленинизма.

Соч.; Теория исторического материализма. М., 1921; Дарвинизм и марксизм. М-, 1932; Иэбр. произв. М., 1990; Философские арабески (диалектические очерки).-"ВФ", 1993, № 6.

Лит.: Бухарин И. И. Человек, политик, ученый. М.. 1989; Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М., 1992; Haynes M. Nikolai Bukharin and the transition from capitalism to socialism. L., 1985.

E. Л. Петренко

БУХДАЛЬ

БУХДАЛЬ (Bucgdahl) Герд (род. 1914)-английский философ и историк науки. Родился в Германии, в 1933 эмигрировал в Великобританию. В 1947-58 работал в Мельбурнском университете, с 1958 (до ухода на пенсию) - в Кембриджском университете и в Центре по истории и философии науки. На протяжении всей научной деятельности Буздаль стремился соединить исследования по философии науки и истории науки. Он выступил одним из предшественников исторической школы в методологии науки. По мнению Бухдаля, взаимосвязь философии и истории науки основана на порочном круге: понимание истории науки предполагает наличие философски обоснованной методологии науки, в то время как последняя в свою очередь должна опираться на историю науки. Выход из этой парадоксальной ситуации состоит в предварительном формулировании некоторой методологической схемы (которая в какой-то мере основана на историконаучных данных) и в последующем уточнении и развитии этой схемы на основе более детальной историко-научной информации. Бувдаль разработал структуру такой методологической схемы: 1) эмпирический базис, в рамках которого с помощью индуктивных процедур обрабатываются научные данные и формулируются законы; 2) концептуальный аппарат науки, ее базисные идеи; 3) формальный и дедуктивный аппарат теории, с помощью которого множество отдельных данных и эмпирических законов трансформируются в научную теорию.

Сот.: Science and Methaphysics.-The Nature of Methaphysics. L., 1957; The Image of Newton and Locke in the Age of Reason. L., 1963; Methaphysics and the Philosophy of Science. L., 1969.

В. Н. Садовский

БХАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БХАВАВИВЕКА

БХАВАВИВЕКА (санскр. Bhàva-viveka - Аналитик бытия) (6 в.) - буддийский мыслитель из Южной Индии, основоположник сватантрика-мадхьямики. Полемизируя с философами хинаяны, йогачары, санкхьи, вайшешики, веданты и мимансы, он излагал их взгляды систематически, за что его называют первым историком индийской философии. Он также оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу в школе мадхьямиков. Хотя Бхававивека тоже отрицал возможность независимого возникновения сущностей (нихсвабхава), для него пустотность (шуньята) не есть небытие вещи, а есть лишь обозначение того, что природа лишена сущности. В "Мадхьямика-хридая-кариках" (строфы о сущности мадхьямики) он утверждал, что познание имеет особенный внешний объект (свалакшана), напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле (парамартха); появление же в сознании любого психофизического феномена есть появление его значения. В полемике он прибегал к позитивным докгринальным доводам (сватантра), в которых опирался на логику Дигнаги. Бхававивека признавал два способа достоверного познания: непосредственное восприятие, схватывающее особенное в объекте, и вывод, схватывающий общее в нем. Первый способ он подразделял на чувственное, умственное и провидческое (йогаческое) восприятие, а также самовосприятие. Любое непосредственное восприятие, неомраченное деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность.

Лит,; Wtlteser Af. Prajafta-pradipa, a Commentary on the Mâdhyamaka Sutra. Calcutta, 1914; Frauwallner E. Die Philosophie des Buddhismus, 1956; Uda Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980.

β. Π. Андросов

БХАВА-ЧАКРА

БХАВА-ЧАКРА - см. Пратшпья-самутпада.

"БХАГАВАДГИТА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

БХАРТРИХАРИ

БХАРТРИХАРИ (санскр. Bhartrhari) (5 в.) - индийский философ и грамматист, автор метрического трактата "Дакьяпадия" ("О предложении и слове"), отождествляемый преданием с Бхартрихари -поэтом, автором цикла назидательных поэм "Шатака-траям" ("Три сотни") о любви, праведном поведении и отрешении. В историю индийской мысли Бхартрихари вошел как великий грамматист и автор системы лингвистического недуализма (шабда-адвайта). Все, что известно о его жизни, складывается из нескольких легенд. Выходец из семьи брахмана (согласно одной из легенд, его мать была шудрянкой), он некоторое время жил при дворе царя Валабхи (совр. Вала, Гуджарат) Майтраки, где прославился утонченным вкусом к чувственным удовольствиям. Испытывая тем не менее сильную тягу к духовной жизни, он многократно пытался отказаться от мирских утех, но не мог справиться со своей чувственностью. После долгой борьбы с собой, Бхартрихари стал, наконец, йогом и провел остаток жизни в пещере под Удджайном. Легенды также сообщают, что он некоторое время метался между буддизмом и брахманизмом, пока не сделал окончательный выбор в пользу последнего.

Бхартрихари создал также комментарий к "Махабхашье" грамматиста Патанджали-"Махабхашья дипика" ("Свет Великого Комментария"). Авторство Бхартрихари в отношении "Вритги" -комментария к первой части "Вакьяпадии" - оспаривается некоторыми современными учеными. В. Г. Лысенко

БХАСАРВАДЖНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БХАСКАРА

БХАСКАРА (Bhàskara) (8 в.) - представитель школы веданта, сторонник доктрины бхеда-абхеда (тожцества-иразличия). Его основное произведение - Комментарий на "Брахма-сутры"-явилось одним из первых полемических выступлений против адвайта-веданты и во многом предвосхитило критическую аргументацию вишнуитского направления веданты (Рамануджа, Валлабха, Мадхва и др.). Согласно Бхаскаре, Брахман, составляющий "материальную" и "действующую" причину мира, реально развертывается в мир благодаря своим внутренним потенциям (шакти): посредством "бхогья-шакти" он превращается в объекты, а посредством "бхокгри-шакти" - в отдельные души. Вместе с тем Брахман не исчерпывается этой трансформацией, его сущность остается трансцендентной миру и не затронутой изменениями. В своей трансцендентной ипостаси это "лишенный формы" Брахман; вместе с тем он вечен, всеведущ и всемогущ, т. к. это основные, неотъемлемые качества, составляющие его природу. Душа по своей сущности тождественна Брахману, однако, в отличие от адвайты, она рассматривается лишь как его часть, является действующим и познающим субъектом и атомарна по размеру. Состояние перерождения и связанные с этим страдания обусловлены неведением (авидьей) - заблуждением самой души, из-за которого она не может вернуться к Брахману. Бхаскара активно выступал против отождествления авидьи с майей, считая концепцию майи у Шанкары близкой по духу буддийским воззрениям. В системе Бхаскары различаются два вида знания: "джняна"- объектное знание, возникающее в результате активности органов чувств, и "чайтанья" - вечное самосознание, направленное на Amмая. В отличие от адвайты и санкхьи, достижение высшего знания здесь не считается тождественным освобождению, а объектное знание рассматривается не как искаженная, неполная форма высшего знания, но как совершенно иной способ познания. По Бхаскаре, для достижения освобождения, т. е. реализации тождества души с Брахманом, необходима страстная привязанность (para) души к Богу, находящая выражение в ритуальном почитании (самадхарана) и преданности (бхакти), причем, в отличие от позднейших ведантистов вишнуитского направления, Бхаскара трактует бхакти не как любовь, но как постоянную медитацию (дхьяна) на трансцендентную сущность Брахмана. Считая ведийские предписания обязательными для человека, Бхаскара выступал против представления Шанкары о том, что они составляют лишь одно из предварительных условий освобождения, а также против концепции "освобождения при жизни" (дживанмукти).

Соч.: Brahmasutra with a Conmientaty by Bhaskaiacharya, ed. by

VindhyeSvari Prasàda Dvivedin. Benares, 1915.

Лит.: Dasgupta S. A History of Indian Philosophy, v. 3. Cambr., 1925; Ruping K. Studien zur Frühgeschichte der Vedanta-Philosophie, Tl. l. Philologische Untersuchungen zu den Brahmasütra-Kommentaren des Saokara und des Bhàskara. Wiesbaden, 1977.

H. В. Исаева

БХАТТАЧАРЬЯ

БХАТТАЧАРЬЯ (Bhattachandryya) Кришначандра (12 мая 1875, Серампур - 11 декабря 1949, Калькутта)- индийский философ и историк философии, создатель синкретической системы, включающей элементы веданты и некоторых других даршан, а также философии И. Канта, неокантианства и неопозитивизма. Исходил из всдантистского положения о врожденной убежденности человека в существовании Абсолюта как неунифицированной тройственности (Реальности, Ценности, Истины). В онтологические построения ввел категорию "духовное сознание", понимая под ней саму Реальность. В трактовке сущности метафизики в значительной мере опирался на неопозитивистское понятие факта как теоретико-познавательной ценности, признавая только перцепцию парадигмой знания. Отвергал кантовский агностицизм, одновременно стремясь избежать элементов субъективизма, свойственных неокантианству и неопозитивизму. Как историк философии представил оригинальные трактовки основоположений веданты и санкхьи. Соч.: Studies in Philosophy, v. 1-2. Calcutta, 1956-58. Лит.; Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985. О. В. Мезенцева

БХЕДА-АБХЕДА

БХЕДА-АБХЕДА (санскр. bhedàbheda, букв.- [учение о] тождестве и различии) -философское направление веданты, согласно которому Брахман одновременно существует в двух аспектах: как трансцендентный миру, абсолютно отличный от него, и как имманентный миру и душам, составляющий с ними неразрывное единство. Истоки доктрины прослеживаются еще в гимне "Пуруша-сукта" из "Ригведы", ее историческое развитие обыкновенно разделяют на три периода. К первому причисляют предшественников Шанкары, идеи которых дошли только в передаче более поздних мыслителей и еще не были сформулированы с достаточной степенью четкости. Это Ашмаратхья и Ауяоломини, упоминаемые Бадараяной, а также Бхартрипрапанча (ок. 5 в.), впервые подробно развивший сравнение Брахмана и мира с океаном и его волнами. В дальнейшем развитие доктрины отражает общую историческую эволюцию веданты: от акцента на тождество (абхеда) - к признанию все большей реальности различия (бхеда). Второй период связан с именем Бхаскары, младшего современника Шанкары и толкователя "Брахма-сутр", положившего начало вишнуитскому направлению веданты. С точки зрения Бхаскары, Брахман-причина реально эманирует в мир, являющийся его следствием. Эта ранняя бхеда-абхеда еще достаточно близка к представлениям адвайты: несмотря на полемику с Шанкарой, Бхаскара полагал, чтоБрахман наделен нераздельной сущностью (эки-бхава), а его растворение в мире обусловлено упадхи, или "привходящими ограничениями". Отстаивая абсолютную значимость Брахмана, "наделенного свойствами" (сагуна), он считал, чтов своем высшем проявлении этот Брахман лишен формы, не затрагивается мирским многообразием и не имеет частей и только в такой своей ипостаси может быть объектом поклонения. Следующий крупный представитель бхедаабхеды, Ядава (нач. 9 в.), утверждал, что посредством "энергии эманации" (паринама-шакти) Брахман реально развертывается в персонифицированного Бога - Ишвару, души (чит) и неодушевленную природу (ачит). Равноправность аспектов тождества и различия в учении Ядавы и признание относительной реальности души сближают его идеи со школой Рамануджи. Если учения Бхаскары и Ядавы оказались медиатором между адвайтой и вишчшта-адвайтой, то третий период развития доктрины сыграл роль своеобразного мостика уже между вишишта-адвайтой и двайтой Мадхвы. Его 'представитель Нимбарка (11 в.) вводит изменчивость в самую сердцевину представления о Брахмане; в своем варианте бхеда-абхеды, более известном как дваита-адваита (двойственность-и-иедвойственность), он разделяет статический, или тождественный аспект Брахмана (абхеда) и его динамический, или различительный аспект (бхеда), который проявляется в виде силы, энергии (шакти). Представление Нимбарки об отдельном реальном существовании дживы, получающей свою форму от Брахмана и прямо зависящей от него, прямо подводит к основным положениям школы двайта.

Лит.: Hopkins Т. /. The Hindu Religious Tradition. Encino, 1971; Mahadevan T. M. P. Outlines of Hinduism. Bombay, 1971; Tripalhi M. S. A Sketch of the Vedanta Philosophy. New Delhi, 1982. H. В. Исаева

БХРАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БХУТЫ

БХУТЫ (санскр. bhûta-элемент)-в индийских философских системах элементы, стихии, составляющие материальную основу космоса. Традиционный список бхут включает пять "великих элементов" (махабхут) в порядке, соответствующем последовательности их космогенеза: акаша (эфир, пространство) - носитель звука, коррелирующий с органом слуха, ветер, коррелирующий с осязанием, огонь - с зрением, вода - с вкусом и земля - с обонянием. В санкхье бхуты, считающиеся "грубыми" материальными элементами, берут свое начало в соответствующих "тонких элементах" (танматры). Их генезис определяется следующей схемой: каждый последующий элемент, "наследуя" качества предыдущих, прибавляет к ним свое специфическое качество. Напр., ветер, возникая из акаши, "наследует" ее качество звука и прибавляет свое качество тактильности, затем огонь, уже обладающий звуком и тактильностью, становится также и видимым, в воде ко всему уже ранее имевшемуся прибавляется и вкус, в земле - осязание.

Вайшешики перечисляют бхуты в противоположном порядке, по принципу "от грубого к тонкому": земля, вода, огонь, ветер и акаша, хотя схема распределения основных чувственных качеств остается той же. Особенностью вайшешики является наделение первых четырех бхут атомистической структурой, в то время как акаша трактуется как всепроникающая субстанция. Прашастапада уточняет, что разнообразный цвет и вкус земли может меняться под воздействием огня. На ощупь она бывает твердой, мягкой и даже текучей (в результате примесей атомов воды, как, напр., растительное масло). Вода обладает белым цветом, сладким вкусом, вязкостью и прохладной температурой (в форме льда), огонь-бель™ и сияющим цветом, может быть твердым (напр., золото, в которое намешены атомы земли) и текучим (расплавленное золото). Поскольку в ранней вайшешике чувственная воспринимаемость бхут отождествляется только со зрением, "Вайшешика-сутры" доказывают существование ветра с помощью логического вывода, ссылаясь на такие косвенные признаки его присутствия, как шелест листьев, колыхание травы и т. п. Однако более поздние авторы, напр. Вьомашива, считают такое доказательство излишним, полагая, что сама осязаемость ветра является вполне достаточным доводом в пользу его существования.

В. Г. Лысенко

БЫТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"БЫТИЕ И ВРЕМЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"БЫТИЕ И НИЧТО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЫТИЕ К СМЕРТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЫТИЕ-В-МИРЕ

БЫТИЕ-В-МИРЕ (In-der-Welt-Sein) - первый экзистенциал, который анализирует Хайдеггер в "Бытии и времени" (раздел "Экзистенциальная аналитика", § 12, слл.). Необходимо начать с предельно общего сознания того, как мир являет себя человеку, с того, что человек находит себя в мире. "Мир" в этом смысле являет себя в самой первой, размытой и неопределенной форме как место, в котором человек "находится". "Бытие-в-мире" более изначально, нежели всякое познание, т. е. онтология предшествует теории познания: мы должны изначально обладать способностью "иметь" вещи, "относиться" к ним, прежде чем эта способность реализовывалась бы в различных типах отношений (теоретически-познавательном, эстетическом и др.). Первичным модусом отношения человека к миру является то, как мы его используем, каким образом мир находится в нашем распоряжении,-"подручность" (Zuhandenheit). Изначально для нас обращение (Umgang) с "встречающимся в окружающем мире сущим" (Бытие и время, § 15). Мы обнаруживаем себя в мире в качестве опрерирующих чем-то, что дано нам не как отделенный от нас "предмет" или "вещь", а как "инструмент" (Zeug), "средство". "Средство" (напр., молоток) может быть тематизировано и как вещь, но не в тот момент, когда я им пользуюсь.

Вторым модусом восприятия мира и его элементов является "наличность" (Vorhandenheit): происходит "объективация" мира, я воспринимаю мир и его элементы как объекты, изолированные , от меня не зависящие, со мной не связанные - мир воспринимается как "наличное". Это отношение к миру является производным (прежде чем "объективировать" какую-либо вещь, я ею пользуюсь).

Экзистенциал "бытия-в-мире" по-иному характеризует не только "вещи" мира, но и пространство: человеческое сущее (Dasein) не находится "во" внешнем по отношению к нему пространству. Исчисляемой тремя измерениями пространственной "наличности" Хайдеггер противопоставляет "близость" подручного повседневного обращения.

В своем "бытии-в-мире" человек (Dasein) существует не один, но всегда с другими; другие не "наличны" и не "сподручны", им присущ особый модус бытия - "со-бытие" (Mit-sein или Mit-dasein). Именно потому, что повседневное бытие человека не является существованием самостоятельного, независимого "Я", свободно владеющего своими внутримировыми актами, оно может быть потеряно в безличности "людей", и найти себя-его задача.

И. А. Михайлов

БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЭКОН РОДЖЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЭКОН ФРЭНСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЭР

БЭР (Ваег) Карл Эрнст (Карл Максимович) (29 февраля 1792, Пип, Эстония-28 ноября 1876, Дерпт, ныне Тарту, Эстония)-натуралист и философ. Окончил медицинский факультет университета в Дерпте (1814), в 1817-34 преподавал в Кенигсберге, с 1832-профессор. В 1819-25 разработал основы естественной системы животных и высказал мысли об их эволюции (работы изданы лишь в 1959). "История развития животных" Бэра (т. 1-2, 1828-36) заложила новые основы эмбриологии. В 1834-67 работал в Петербурге (член Петербургской АН с 1826), стал биогеографом, антропологом и провозвестником экологии. Писал по-немецки. Один из основателей Русского географического общества (1848).

Бэр открыл, что черты типа появляются в зародыше раньше черт класса, последние же-раньше черт отряда и т. д. (закон Бэра). Развил теорию типов Ж. Кювье, в которой учел общность не только плана строения, но и развития зародыша. Систему животных строил на понятии ядра и периферии (четких и нечетких форм) каждого таксона, опирался при этом не на признаки, а на общее строение ("суть вещей", по К. Линнею). Подобно Ч. Дарвину, видел в изменчивости материал для эволюции, но отрицал эволюционную роль конкуренции: полевые данные убедили Бэра (как показала Майе Вальт), чтоизбыточность размножения нужна для устойчивости сообществ и не влечет за собой преимущественного выживания отдельных вариантов. Основным же фактом эволюции Бэр считал "идущую вперед победу духа над материей", сближаясь с толкованием прогресса у Ламарка (упоминать которого Бэр избегал). Сформулировал "закон бережливости" природы: однажды попав в живое вещество, атом остается в жизненном цикле миллионы лет. Бэр глубоко исследовал феномен целесообразности, предложив различать добротное, долговечное (dauerhaft), устремленное к цели (zielstrebig) и соответствующее цели, целесообразное (zweckmässig).

Соч.: Какой взгляд на живую природу правильный.- В кн.: Записки Русского энтомологического общества. СПб., 1861, вып. 1; Избр. работы (Прим. Ю. А. Филипченко). Л., 1924; История развития животных, т. 1-2. Л., 1950-53; Неизданные рукописи.-В кн.: Анналы биологии, т. 1. М., 1959; Переписка Карла Бэра по проблемам географии. Л., 1970; Entwicklung und Zielstrebigkeit in der Natur. Stuttg., 1983.

Лит.; Райков Б. Е. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 2. М.-Л-, 1951; Он же. Карл Бэр. М.-Л., 1961; Валып (Реммель) М. Имманентная телеология и телеология всеобщей взаимной полезности в трудах Ч.Дарвина и К. Э. фон Бэра.-В кн.: Ученые записки Тартуского государственного университета. 1974, вып. 324; Она же. Экологические исследования К. Бэра и концепция борьбы за существование.-В кн.: Петербургская Академия наук и Эстония. Таллинн, 1978; Варламов В. Ф. Карл Бэр - испытатель природы. М., 1988; Воейков В. Д. Витализм и биология: на пороге третьего тысячелетия.-"Знание-сила", 1996, № 4.

Ю. S. Чайковский

БЮРОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮФФОН

БЮФФОН (Buffon) Жорж Луи Леклерк (7 сентября 1707, Монбар, Франция -16 апреля 1788, Париж) - французский натуралист, один из основоположников учения о развитии природы. Окончил коллеж в Дижоне, с 1739-директор Ботанического сада в Париже, с 1753 - член Академии наук. Главное сочинение - "Естественная история" (Histoire naturelle, générale et particulière, ν. 1-36,1749-88; рус. пер. "Всеобщая и частная естественная история", ч. 1-10, 1789-1808), в котором Бюффон развивает натурфилософские идеи о единстве органического мира, об изменчивости видов под влиянием условий среды, о геологическом развитии Земли и ее поверхности. Выдвинул гипотезу об "органических молекулах", образующих тело всякого организма. Все эти идеи имели значение для развития науки и философии.

Лит.: Канаев И. И. Жорж Луи Леклерк де Бюффон. М.-Л., 1966; Caillant Y. Buffon: Biographie imaginaireet réelle. P., 1977.

M. A. Кузнецов

БЮХНЕР

БЮХНЕР (Büchner) Людвиг (29 сентября 1824, Дармштадт - 1 мая 1899, там же) - немецкий философ и врач, естествоиспытатель, представитель натуралистического материализма. Первоначально находился под сильным влиянием философии Фейербаха. Другим источником его философских взглядов были идеи Кабаниса. Исходным является понятие материи, тождественной веществу и обладающей рядом свойств, или сил, среди которых наиболее важное -движение. Утверждая, что мысль, сознание (понимаемое как зеркало природы) является продуктом высокоорганизованной материи-мозга, рассматривал духовное лишь как совокупность функций мозга (см. Сила и материя. СПб., 1907, с. 178). Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочетались с идеями о непознаваемости материи самой по себе. Защищал идеи социального дарвинизма, провозглашал борьбу за существование (капиталистическую конкуренцию) основой социального развития. Идеи Бюхнера оказали влияние на классификацию Ф. Энгельсом форм движения материи, на борьбу со спиритуализмом в европейской философии.

Соч.: Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных. СПб., 1902; Даврвинизм и социализм. СПб., 1923.

Лит.: История философии, т. 3. М., 1959; Бакрадзе К. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, I960, с. 26-56.

А. П. Огурцов

Предыдущая страница Следующая страница