Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ВЕДАНТА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕДАНТА

ВЕДАНТА (санскр. vedànta, букв.-"конец Вед", т. е. их итог и завершение; по другой трактовке-учение, опирающееся на заключительные части Дед-Упанишады)- наиболее влиятельное направление индийской религиозно-философской мысли, одна из шести ортодоксальных систем (даршан). Сложилась примерно к 7-8 вв. Обычно объединяется в одну группу с мимансой, отсюда ее другое название--уттара-миманса, или поздняя миманса; в отличие от пурва-мимтсы (первой мимансы), также провозгласившей свою непосредственную связь со священными текстами, веданта учит не осмыслению ритуальных правил, но определенной целостной интерпретации откровения (шрути). Три канонических источника, или основания (прастхана-трайя), веданты - Упанишады (шруги-прастхана, т. е. основание откровения), "Бхагиадгита" (смритипрастхана - основание предания, или вторичного текста, опирающегося на Веды) и "Ирахмв-сутры" Бадараяны (т. н. основание рассуждения, или ньяя-прастхана). Окончательно оформившаяся позднее других даршан веданта включила в себя некоторые идеи других ортодоксальных систем (особенно мимансы и санкхьн), а также ряд положений и диалектических приемов буддизма (в основном через Бхартрихари, Бхаргрипрапанчи и Гаудападу). Вместе с тем именно еретическое учение буддистов (прежде всего мадхьямиков) выступало для самой веданты в качестве главной идейной оппозиции: свободомыслие еретиков, усомнившихся в авторитетности священных текстов, поставило ведантйстов - защитников ортодоксальной философской традиции - перед необходимостью строить последовательные и систематизированные учения, которые объясняли бы расхождения в речениях шрути.

Особое отношение веданты к главной части канона - Упанишадам - выразилось в выработанных ею способах усвоения этих текстов. Первый способ - шравана (слушание), толкование всех речений Упанишад как нацеленных на Брахмам; шравана достижима посредством процедуры шести "испытаний", которые способствуют уточнению смысла текстов. Второй способ--манана (размышление), т. е. применение логической аргументации для устранения кажущихся противоречий между высказываниями. Наконец, третий способ-нидидхьясана (глубокая медитация), позволяющая сосредоточить сознание адепта на Брахмане. Основным ориентиром при достижении такой "гармонизации" (саманвая) текстов шрути служили т. н. "великие речения" ("Маха-вакья"), или наиболее почитаемые афоризмы Упанишад (знаменитые "ты еси То", "этот Атман есть Брахман" и др.). Опираясь прежде всего на определение Брахмана как "еат-чит-ананда", т. е. "реальность - сознание-блаженство", а также на провозглашенный в Упанишадах тезис о единстве Атмана и Брахмана, ведантисты ставили вопрос об источнике и онтологическом статусе мира, природе высшего Брахмана и персонифицированного Бога-творца Ишвары, сущности человеческой души (йжвва), источниках достоверного познания и принципиальной познаваемости Бога и мира, а также способах достижения освобождения. Они стремились непротиворечиво представить соотношение между единым Брахманом и множественностью феноменального мира; эта задача более непосредственно выступала как необходимость объяснить переход от речений шруги о тождестве (абхеда) к речениям о различии (бхеда).

Философские направления в рамках веданты варьируют от монизма адвайты - через систему вишишта-адвайты, в которой мир и души считаются частями или атрибутами вечного Брахмана, а также через различные варианты бхеда-абхеды, до теистического дуализма двайты, где Брахман противопоставлен природе и живым существам. В адвайте Шамкары, напр., абсолютная реальность признается лишь за Брахманом, а многообразие природного мира и множественность душ объясняются иллюзорным наложением на него определений. Согласно вишишта-адвайте Рамаяуджч. Бог связан с реальным миром и душами неразрыв

ным отношением, составляя вместе с ними реальность более высокого порядка, чем реальность эмпирической вселенной. Наконец, в двайте Мадхвы Ишвара, души и неодушевленный мир одинаково реальны, однако последние две сущности всецело зависят от Бога и определяются им. В целом историческое развитие веданты шло от акцента на тождество Брахмана и мира к признанию все большей реальности различия. Веданта, преимущественно в своих теистических вариантах, составила теоретическую основу индуизма. Если адвайта скорее тяготела к шиваизму (что объясняется не столько основными теоретическими положениями школы, сколько личными пристрастиями ее основателя Шанкары), то все остальные ведантистские учения оказались включенными в вишиуитское направление. В этической и сотериологической области веданта эволюционировала от утверждения абсолютной ценности "пути знания" (джняна-марга) к признанию все большего значения "пути действия" (карма-марга), понимаемого как ритуальное почитание Бога и соблюдение обрядов, и "пути любви" (бхакти, букв.- сопричастности [Богу]), когда любовь непосредственно обращена к персонифицированному Ишваре-обычно Вишну или Кришне. Одновременно с последовательным появлением все новых школ в рамках веданты каждая из прежних продолжала развиваться независимо, основываясь на собственной учительской традиции и занимаясь разработкой и оттачиванием частных вопросов своего учения. В 19 в. была сделана попытка возродить веданту как единое учение (неоведантизм, интегральная веданта), которое смогло бы послужить опорой для подъема национального самосознания в Индии.

Лот.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М 1983; Deussen P. Das System des Vedanta, nach den Brahma-Sutras des Badarayana und dem Commentare des Cankara über dieselben als ein Compendium der Dogmatik des Brahmanismus vom Standpunkte des Cankara aus dargestellt. Lpz., 1883: Max von Milleser. Die allere Vedanta. Hdib., 1910; Ghaie V. S. Le Vedanta: étude sur les Brahmasûtras et leurs cinq commentaires. P., 1918; Incombe 0. L'Absolu selon le Vedanta. P., 1937; Devananäan P. D. The Concept of Maya. L.. 1950; Hacker P. Untersuchungen über Texte des frühen Advaita-vada, Bd I. Die Schüler Sankaras.- "Akademie der Wissenschaften und der Literatur" (Wiesbaden), 1950, N 26, S. 1907-2072; Hatbfass W. Kumarila und Sankara. Reinbek, 1983.

H. В. Исаева "ВЕДАНТА-СУТРА"-см. Брахма-сутры.

В начало энциклопедии