Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БХАВА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БХАВА

БХАВА (санскр. bhâva, от корня bhu-быть, становиться) - 1. Понятие индийской философии с широким спектром значений - "становление", "действие", "состояние", "существование", "бытие" в противоположность "небытию" (абхава). Анализ языка вывел грамматистов к проблемам понимания бытия гораздо раньше, чем к этому пришли философы. В "Нирукте" ("Этимологии") Яскн (5 в. до н. э.) противопоставляются бхава и саттва (sattva) как значения соответственно глаголов и имен, где первое выражает "становление", "процесс", "бытие в ходе его реализации", "некое длящееся или постоянно воспроизводящееся состояние", а второе - "свершенное бытие", "сущее", "законченную вещь".

Значительное влияние на лингво-философскую традицию оказала концепция шести модификаций (vikàra) бхавы некоего Варшьяяни, цитируемого Яской: "рождение", "существование", "изменение", "рост", "деградация", "разрушение". Последующие грамматисты и философы по-разному понимали соотношение бхавы и модификаций. Согласно одним, бхава есть процесс, а модификации - разные его формы, согласно другим, модификации бхавы суть разные состояния одного и того же неизменного, статичного бытия. Третьи сводили шесть модификаций к двум - становлению и разрушению, или свертыванию и развертыванию (санкхья), четвертые считали их иллюзорными (адвайта).

Динамический аспект бхавы подчеркнут не только в грамматике, но и в буддизме, где это изменчивый и зависимый элемент бытия, синоним дхармы (в этом смысле бхаву переводят как "феномен"), содержащий, однако, некую собственную летучую сущность, отсюда его употребление в смысле "собственной природы" (свабхава).

Ни буддисты, ни грамматисты не проводят разграничения между бытием вещей и процессов и бытием как таковым. Концепция абсолютного бытия (сад") формулируется в школах монистического толка (адвайта). В вайшешике и ньяе бхава (синоним сатта) выступает как свойство "быть", "существовать", которое охватывает все категории наличных вещей.

В. Г. Лысенко

2. В санкхье термин "бхавы" маркирует две классификации диспозиций сознания. Первая включает, по "Санкхьякарике". Snap; знание-незнание, добродетель-не добродетель, индифферентность - страстность, "сверхспособности" - бессилие, локализуемые в буддхи (ст. 23). Другая классификация обобщает 50 бхав (ст. 46): 5 разновидностей заблуждения (випарьяя), 28 неспособностей (ашакги), 9 удовлетворенностей достигнутым (тушти) и 8 достижений (сиддхи). Неспособности складываются из дефектов 11 индрий (включая манас) и 17 аберраций способности суждения, а все четыре класса вместе именуются "ментальным миропроявлением" (пратьяя-сарга). Многообразие бхав обусловливается порциями гун. Бхавы неотделимы от тонкого тела (сукшма-шарцра) и преобладание в менталитете индивида тех или иных бхав определяет дальнейшее продвижение индивида ^вверх или вниз) по лестнице перевоплощений. Лишь одна из них-знание (соответствующее и "достижениям") - ведет к "освобождению" (ст. 53).

В. К. Шохин

3. Психические состояния. Впервые упоминаются в Натьяшастре ("Наука театра", компендиум, сформировавшийся ко 2-3 вв. н. э.), где имеют статус основополагающего понятия в концепции расы (Натьяшастра, гл. 6-7). В трактате описываются 49 разновидностей бхав: 33 из них носят название вьябхичари (vyabhicàri) и интерпретируются как преходящие или неустойчивые психологические состояния. Их примерами служат слабость (glàni), опасение (sankâ), стьщ (vridà), безразличие (nirveda), опьянение (mada), зависть (asuyä), радость (harsa) и т. д. Следующие восемь именуются саттвика (sâttvika). К ним относятся оцепенение (stambha), слезы (ааго), поднятие волосков на теле (romança), изменение цвета лица (vaivarnya), изменение голоса (svarasàda), обморок (pralaya), появление пота (sveda) и дрожь (vepathu). Наиболее важными считаются еще восемь разновидностей бхав, т. н. стхайи (sthâyi), которые рассматриваются как постоянные или устойчивые психологические состояния, непосредственно связанные с расами и при определенных условиях в них переходящие. Это стхайи-бхавы наслаждения (rati), смеха (basa), скорби (Soka), гнева (krodha), мужества (utsaha), страха (bhaya), отвращения (jugupsà) и удивления (vismaya).

Н. Р. Лидова

В начало энциклопедии