Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГУНЫ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГУНЫ

ГУНЫ (санскр. guna) - одно из основополагающих понятий философии санкхьи, концентрирующее в себе своеобразие ее онтологии.

В древнейших версиях эпической санкхьи (Махабхарата XII. 212, 267) Гунами называются и способности восприятия (индрии), и их объекты. У Панчашикхи эти гуны как реалии индивидуального существования обусловливают три рода ментальных состояний (ведана): саттву-радость, "приятность", наслаждение, счастье, спокойствие ума; раджас- неудовлетворенность, расстройство, печаль, алчность, беспокойство; тамас - неразличение истины, ослепление, небрежность, сонливость, инертность. В список гун у АситаДэвалы включаются также три способности познания и сами указанные состояния, причем отмечается, что гуны связаны с телом и "погибают" после его разрушения. Типологическая, а возможно и генетическая близость этих гун как реалий индивидуального психологического опыта и буддийских дхарм очевидна. В зрелой доклассической санкхье (поздние слои эпической "Мокшадхармы") гуны уже соотносятся с Первоматерией мира (Пракрити) и производными от нее космическими "сутями" (таттвы) и противопоставляются духовному началу (Атман), задача которого и заключается в освобождении от обусловливаемых Гунами состояний, с которыми он себя ошибочно отождествляет. В "Бхагавадгите" (гл. XVII, XV11I) преобладает этическая интерпретация гун: нравственные и психологические различия людей объясняются преобладанием в их сознании саттвы, раджаса и тамаса.

В "Санкхья-карике" три гуны-саттва, радхас и тамас- проявляются в трех основных эмоциональных состояниях-радости, страдании и безразличии, которым на онтологическом уровне соответствуют модусы "освещения", "активности" и "препятствия". На уровне их внутренних бытийных взаимоотношений они непрерывно подавляют и в то же время опираются друг на друга, порождают и "спариваются" друг с другом (ст. 12). Объясняя возможность подобной "кооперации" взаимопротивоположных начал, Ишвара кришна сравнивает их с тремя "взаимоотрицающими" компонентами светильника (ст. 13). Есливдоклассической санкхье гуны рассматривались как свойства Первоматерии, то теперь именно гуны оказываются ноуменами, существующими в двух модусах-проявленных начал бытия и их непроявленного первоначала (см. Вьякта-авьякта). Гуны определяют остальные родовые характеристики проявленного и непроявленного-"отсутствие различения", объектность, всеобщность, бессознательность и способность к порождению чего-то другого, - оппозицию которым составляет другой ноумен, Пуруша (ст. 14). Взаимоотношения гун определяют эманацию начал мира из Первоматерии: преобладание саттвы обусловливает "проявление" мирового разума (буддхи), ее же преобладание в ахинкаре обусловливает "проявление" индрии, а преобладание в нем тамаса- танматр (ст. 25). Различными "пропорциями" в комбинации трех гун объясняется различие познавательных, перцептивных и моторных способностей индивида, их функций и объектов (ст. 27,36), множественность психоментальных диспозиций (ст. 46), статус будущего воплощения индивида: преобладание в его сознании саттвы обеспечивает ему рождение среди богов и демонов, раджаса - среди людей, тамаса-среди животных и растений (ст. 54).

Комментаторы "Санкхья-карики" иллюстрируют "пронизанность" гунами всего существования примером женщины, которая обязательно вызывает у разных людей одно из трех состояний-удовольствия, неприязни и безразличия. В комментарии Вьясы к "Йога-сутрам" (11.19) различаются четыре уровня манифестации гун: 16 "дифференцированных" элементов (5 махабхута +11 индрии), 6 "недифференцированных" (5 танматр + аханкара), "знак" (буддхи) и "не-знак" (Пракрити).

Учение санкхьи о гунах определило трактовку некоторых мировоззренческих моделей индуизма (в тримурти Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма - раджаса, Шива - тамаса) и многих мифологем и оказало заметное влияние на всю индуистскую ментальность.

В. К. Шохин

В начало энциклопедии