Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БОЭЦИЙ ДАКИЙСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОЭЦИЙ ДАКИЙСКИЙ

БОЭЦИЙ (Boetius) Дакийский, Датский (1-я пол. 13 в., Дания - ум, до 1284) - средневековый логик, магистр искусств (философии) Парижского университета. Автор сочинений "О способах обозначения" (De modis significandi), "О вечности мира" (De aeternitati mundi) и др., комментарии ("Вопросы", "Quaestiones") к аристотелевским "Герменевтике", "Аналитикам", "Топике", "О возникновении и уничтожении", "О сне и бодрствовании", возможно также к "Физике". В онтологической логике Боэция всеобщее (универсальное) погружено в конкретное (частное) как его истина, в которой Боэций видит не соответствие понятию, а излучение сущностной силы (энергии) вещи. Познание истины вещей, созерцание начал бытия, высшее (умное) блаженство и исполнение человеческого предназначения по-аристотелевски сливаются у Боэция в одно; философия, сладостное познание истины, и добродетельная практика-это "лучшее возможное для человека состояние, подготовляющее его к блаженству будущей жизни". Все, что не ведет к наибольшему благу, есть тем самым грех. "Все люди отдалены сегодня беспорядочным вожделением от своего высшего блага, за исключением редчайших достойных мужей".

Знание широко понятого естества строго отграничивается от веры в чудо. В своих сферах наука и вера автономны и правы; "закон веры не вынуждает христианина разрушать принципы философии". Опережая Канта, Боэций выстраивает два ряда одинаково убедительных доводов в пользу невечности ("новизны") и вечности мира. Естественный разум не может выйти из этого тупика, чем пользуются всевозможные путаники. Вера не противоречит разуму и не удваивает истину, когда вводит недоступное для разума сверхприродное измерение "божественного творчества". Непостижимый догмат о начале мира должен быть принят поступком доверия. Подчеркивая свое расхождение с Аверроэсом (Ибн Рушдом), Боэций требует от всякого человека признать над собой закон (lex) божественной воли, чья "форма для разума в принципе непрояснима". Разум, которому должна быть предоставлена неограниченная свобода исследования, постигает вечность мира и человека, сплошную закономерность природы, невозможность личного бессмертия и наслаждается в этом мире познанием истины и деланием добра. Вера открывает тварность мира, историчность человека, возможность чуда, бессмертие души и богообвдение как высшее блаженство. Истины разума и веры, различные до противоположности, полноправны и взаимно дополнительны (simul slant).

Осуждение тезисов Боэция и Сигера Брабачтского в 1277 епископом Парижа Этьеном Тампьс за "аверроизм" (по сути последовательный аристотелизм) и учение о двойственной истине, после чего Боэций уехал в Италию искать защиты у папы и по-видимому вступил там в орден доминиканцев, признается теперь недоразумением. Оно было защитной реакцией церковного истеблишмента на угрозу своей мирской власти: поскольку в сфере религии оставлялось только сверхприродное (чудо), гражданское общество могло самостоятельно устраиваться по своей правде согласно нормам аристотелевской "Политики",

а церковь призывалась ограничиться проповедью и духовничеством в опоре на моральный авторитет при добровольной нищете и полном безвластии, чего вскоре потребовали Дайте и Марсилий Падуанский.

Соч.: Opera, ed. J. Pinborg et H. Roos adjuvante S. S. Jensen, Hauniae, 1969-; De summo bono, sive De vita philosophi; De soniniis.-Greeme"n M. Mittelalterliches Geistesleben, Bd. U. Münch., 1936, S. 200-224; в рус. пер.: О высшем благе, илиО жизни философа; О вечности мира.-"ВФ", 1994, 5, с. 122-142.

Лит.: Steenberghen F. van. Boèce de Dacie.-ДйЯ; La philosophie au XI siècle. Louvain-P., 1966, p. 402-411; Wilpert P. Boetius von Dacien. Die Autonomie des Philosophen. In: Miscellanea Medievalia, 3, В., 1964; SchrôdtwH. Boetius von Dacia und die Autonomie des Wissens: Ein Fund und seine Bedeutung.-"Theologie und Philosophie", 1972, 47.

В. В. Бибихин

В начало энциклопедии