Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАН"-"МАХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАН"-"МАХ")

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО - синкретическая религия, возникшая в 3 в. на Ближнем Востоке. Названо по имени своего основателя Мани (216-274/276), уроженца Вавилонии, первоначально принадлежавшего к иудео-христианской секте элхасаитов. Он проповедовал свое учение в Иране, Индии, на Кавказе. Был заключен в тюрьму по приказу иранского царя Бахрама и, возможно, казнен. Уже при жизни Мани его учение начало широко распространяться, и позднее манихейская проповедь охватила огромную территорию от западной части Римской империи до Китая. Почти повсеместно манихейство подвергалось преследованиям, и лишь в Центральной Азии в 763-840 стало государственной религией уйгурского каганата. На Западе оно исчезает к 7-8 вв., но его влияние ощущается в учении таких средневековых ересей, как павликиане, богомилы, катары. В Китае манихейство просуществовало до 14 века. Мани попытался создать целостную религиозную систему на основе гностических учений, неортодоксального христианства. Существенно влияние зороастрийского дуализма. Своими предшественниками - апостолами Мани считал Будду, Заратустру и Иисуса.

Согласно манихейской доктрине, основу мироздания составляет непримиримая борьба двух начал - Света и Мрака. В результате битвы этих начал частицы Света были порабощены Мраком. Земля создана в области смешения Света и Мрака, и люди, души которых причастны Свету, должны помочь верховному богу, Отцу величия, освободить частицы Света и вновь отделить Свет от Мрака. Окончательно это произойдет в ходе конечной битвы Света и Мрака, в ходе которой материальный мир, принадлежащий Мраку, будет уничтожен. Манихеи составляли иерархически организованную церковь, в которой духовенство (избранники), практиковавшее строгую аскезу, существенно отличалось от обычных верующих. Ист.: Texte zum Manichäismus. hrsg. F.Adam. В., 1954; Кефалайа ("Главы"): Коптский манихейский трактат, пер. Е. Б. Смагиной. М 1998; Дмитриева Л. Д. Хвастванифт.-В кн.: Тюркологические исследования. М.-Л., 1963.

Лит.: Смагина Е. Б. Манихейство. - В кн.: Религии Древнего Востока. М., 1995, с. 85-103; FluegelG. Mani. Seine Lehre und seine Schriften. Lpz., 1862; KesslerK. Mani. Forschungen über die manichäische Religion. B., 1889; Cumom F.. Kugener M-A. Recherches sur le manichéisme, v. 1-3. Brux., 9¹, Alfaric P. Les écritures manichéennes, v. I- 2. P., 1918; BurkittF.C. The Religion of the Manichees. Cambr., 1925; Polotsky H.-J. Abriss des manichaischen Systems. Stuttg.. 1934; Puech H.-C. Le manichéisme. Son fondateur, sa doctrine. P.. 1949; WindengrenG. Mani und der Manichäismus. Stuttg., 1961; Klima 0. Manis Zeit und Leben. Prag, 1962; Asmussen J. P. Xuastvanift. Studies in Manichaeism. Cph., 1965; BoehligA. Die Gnosis, Bd. 3, Der Manichäismus. Z. - München, 1980; Tardieu M. Le Manichéisme. P.. 1981; Lieu S. N. Manichaeism in the Later Roman Empire and Medieval China. A Historical Survey. Manchester, 1985.

H. В. Шабуров

МАННУРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАО ЦЗЭДУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРЕШАЛЬ

МАРЕШАЛЬ (Maréchal) Пьер Сильвен (15 августа 1750, Париж- 18 января 1803, Мон-Ру)- французский философ, публицист, драматург и политический деятель. Адвокат в Париже, затем библиотекарь. Испытал влияние философии Декарта, Монтеня, Руссо. Сочетал в своих трудах атеистический материализм и уравнительный коммунизм. Его "Отрывок из нравственной поэмы о Боге" ("Fragment d'un poème morale sur Dieu", 1781) утверждал право народа на революцию и высказывал симпатии к республиканской форме правления. В философской поэме "Французский Лукреций" ("Le Lucrèce français", 1781, окончательный текст 1797, отрывки в русском переводе "Стихи против Бога" в кн.: "Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой Французской революции", ч. 1. M., 1933) выступил с критикой всех форм религии, заявляя, что человек сам создает Бога по своему образу: "Боги неба - всегда дета Земли"; материя вечна, развивается по имманентным законам и порождает неисчислимое богатство форм; высшее существо для Марешаля - человек, в котором выражается все величие природы.

В 1784 Марешаль анонимно публикует пародию на Священное Писание "Книга, уцелевшая от потопа" ("Le livre échappé au déluge"), в 1787 пишет "Альманах честных людей" ("L'Almanach des honnêtes gens"), в котором предвосхищает введенный позднее Национальным конвентом республиканский календарь, заменив имена "святых" именами "честных людей": Демокрита, Аристотеля, Декарта, Гельвеция и других мыслителей. Здесь же на равных правах присутствуют Моисей, Христос и Магомет. Новое исчисление датируется годом выхода "Альманаха" (1788) - первым годом "царства Разума". По постановлению парижского парламента "Альманах" был сожжен, Марешаль заключен в тюрьму, а затем выслан из Парижа.

В годы революции Марешаль возглавил демократический еженедельник "Парижские революции" ("Révolutions de Paris"), участвовал в движении дехристианизации. В период Директории сотрудничал с Бабефом, по поручению которого написал "Манифест равных", не принятый, однако, бабувистами. Позднее стал высказывать мысли о необходимости новой революции, уничтожении государства и частной собственности. После разгрома бабувистского движения отошел от политической деятельности. В 1798 выходит работа "Культ и законы общества безбожников" ("Culte et lois d'une société d'hommes sans Dieu"), в 1800 - "Словарь древних и новых атеистов" ("Dictionnaire des athées, anciens et modernes"), a также "Путешествие Пифагора" ("Voyages de Pythagore", ν. 1-6,1799), в котором изложены принципы утопического коммунизма, в 1801 "За и против Библии" ("Pour et contre la Bible"). В России "Путешествие..." было опубликовано без имени автора в 1804-10.

Соч.: Избр. атеистические произв. М„ 1958. Лит.: КиясовС. Е. Сильвен Марешаль. Саратов, <)У1;Лихоткин Г. И. Сильвен Марешаль и "Завещание Екатерины" (к истории одной литературной мистификации). Л., 1974; Момджян X. Н. Французское просвещение XVIII века. М., 1983; Mémoire en faveur de Dieu, parJ. de L'IsIe de Sales. P., 1802; Dameron P. Mémoire sur Naigeon et accessoirement sur Sylvain Maréchal et Delaland. P., 1857; Dommanget M. Sylvain Maréchal. L'égalitaire "L'homme sans Dieu". Sa vie, son oeuvre. P.,1980.

И. А. Андреева

МАРИАС

МАРИАС (Marias) Хулиан (1914, Вальядолид -1979) - испанский философ, ученик и сподвижник^. Ортеги-и-Гассе та. Учился на факультете философии и литературы Мадридского университета (1931-36). В 1936 получил степень лиценциата, в 1951 - степень доктора философии. Совместно с Ортегой создал Институт гуманитарных проблем (1948). С 1965 постоянный член Испанской Королевской академии языка. Читал, в ранге свободного профессора, лекции в университетах США. Основные работы: "Мигель де Унамуно" (1943), "Введение в философию" (1947), "Исторический метод поколений" (1949), "Идея метафизики" (1954), "Биография философии" (1954), "Социальная структура. Теория и метод" (1955), "Ортега. Обстоятельства и призвание" (1960), "Испанцы" (1962), "Метафизическая антропология" (1970), "ЖенщинавХХ веке" (1980).

Мариас развивает антинатуралистическое учение Ортеги о жизни человека как лежащей за всеми интерпретациями "радикальной реальности"; она не имеет природы, но несет в себе историю, биографию. Однако биографическую составляющую, предпосылкой которой является "эмпирическая структура", Мариас считает лишь одним из измерений жизни. Так возникает его вариант "философской антропологии". Философское творчество, по Мариасу, вытекает из потребности человека найти точку опоры в исторических обстоятельствах, а история философии предстает полным драматизма процессом этого поиска. Идеи о социальной структуре мира Мариас связывал с учением Ортеги о "поколениях", смена которых, вызванная изменением идей и верований, приводит к возникновению нового "образа мира" и определяет движение истории. Политическим идеалом Мариаса является "социальный либерализм".

Соч.: Antropologia metafisica. Madrid, 1970; Filosofia espaftola actual. Madrid, 1973; Historia de la filosofîa. Madrid, 1976; Introduccion a la filosofia. Madrid, 1960; La mujer en el siglo XX. Madrid, 1980; Onega. Sircunstancia y vocacion. Madrid, 1973.

Лит.: Руткевич A. M. Социальная философия мадридской школы. М., 1981.

А. Б. Зыкова

МАРИАТЕГИ

МАРИАТЕГИ (Mariategui) Xoce Карлос (14 июня 1895-16 апреля 1930) - теоретик-марксист, один из основателей Коммунистической партии Перу. До 1919 работал в газетах. В 1919-23 путешествовал по Европе, жил в Италии. Дважды был арестован. В 1928 выпустил в свет "Семь очерков истолкования перуанской действительности" ("Siete ensayos de intepretacion de la realidad решала", 1928, рус. пер. 1963) и создал организационный комитет социалистической партии Перу, которая после его смерти была переименована в Компартию Перу. Публицистическую деятельность (в частности, в журнале "Амаута") Мариатеги сочетал с исследованием теоретич. вопросов. В книге "В защиту марксизма" ("Defensa del marxismo", 1934) выступил против А. де Мана и М. Истмена, показав, в частности, несостоятельность отождествления марксистской диалектики с гегелевской. Он подверг критике теорию "этического социализма", идеи т. н. апристов, отрицавших руководящую роль пролетариата в национально-освободительном движении. В книге "Семь очерков..." он дал анализ развития классовых отношений в Перу, индейской проблемы, проблемы демократии, истории развития народного образования и др. Много внимания Мариатеги уделял защите угнетенных индейских масс, рассматривая их в контексте национально-освободительной борьбы. Значительное место в его творчестве занимают исследования по истории Перу, в частности, по проблеме первобытного коммунизма древних инков. Соч.: Obras, t. 1-3. Lima, 1950-1955. Лит.: X. К. Мариатеги - пламенный борец за торжество идей марксизма-ленинизма. М., 1966; X. К. Мариатеги и современность. М., 1985; Гавриков Ю. П. Совесть Перу. М., 1987.

М. Н. Грецкий

МАРИЙ ВИКТОРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРИН

МАРИН (Μαρίνος) из Неаполя (Сихем в Самарии) (5 в.) - философ и математик, в 485 на короткое время возглавивший Академию после Прокла, учеником которого он был. Прокл посвятил Марину толкование видения Эра из Χ кн. "Государства" Платона. Между тем, Дамаский в "Жизни Исидора" критикует его философские позиции. Марин написал комментарий к "Филебу", который сжег, так как он оказался вне школьной традиции афинского платонизма. В своем толковании "Пар.менида" он не принял концепции генад своих непосредственных предшественников Сириана и Прокла. Элиас (Proleg. 28, 29) приводит высказывание Марина: "Если бы все было математикой!". Единственное сохранившееся его сочинение "Прокл. или О счастье", написанное непосредственно после смерти Прокла, представляет собой энкомий и философскую оценку учителя.

Соч.: Marini. Vita Procli. araece et latine, rec. J. F. Boissonnade. Lipsiae, 1814.

Ю. А. Шичалин

МАРИТЁН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКИОН

МАРКИОН (род. ок. 85, Синоп, Малая Азия - ум. ок. 160) - христианский богослов, церковный деятель, создатель особой доктрины - маркионитства. Около 138 прибыл в Рим и занял видное положение в Римской церкви. Стал проповедовать свое учение, которое было признано еретическим. Около 144 порвал с большой Церковью и основал собственную маркионитскую церковь, распространившуюся по всей территории Римской империи и просуществовавшую в течение нескольких столетий. Сочинения Маркиона не сохранились, и его доктрина реконструируется на основании антимаркионитских полемических произведений церковных оппонентов (Ириней Лионский, Тертуллиан, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Ориген, Ефрем Сирин, Епифаний Кипрский, Езник Кохбаци и др.). Маркион находился под определяющим влиянием апостола Павла, из идей которого он сделал радикальные выводы. Для Маркиона Моисеев Закон и Евангелие Иисуса Христа абсолютно противоположны друг другу. Из этой противоположности он выводит наличие двух богов - Бога Ветхого Завета, творца несовершенного мира, и милостивого и благого Бога Нового Завета, посланником которого и явился Иисус Христос. Маркион утверждал, что только Павел правильно понял Христа, другие же апостолы исказили его учение на иудейский манер. Полностью отвергнув Ветхий Завет, Маркион сделал попытку составить канон христианского Священного Писания, включив в него 10 посланий Павла (кроме Пастырских) и Евангелие от Луки. А. Гарнак видел в Маркионе выдающегося христианского богослова, стремившегося порвать связь христианства с ветхозаветным наследием, продолжателя Павла и отдаленного предшественника Лютера. Другие исследователи подчеркивают гностический характер учения Маркиона.

Лит.: Harnack A. Marcion: Das Evangelium vom fremden Gott. Lpz., 1921 (2 Ausg., 1924); Blakmann E. С. Marcion and his influence. L., 1948.

H. В. Шабуров

МАРКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - см. Диалектический материализм.

МАРКУЗЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРСЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРСИЛИЙ ИНГЕНСКИЙ

МАРСИЛИЙ ИНГЕНСКИЙ (Johannes Marsilius Inguen, Marsilius de Novimagio) (1330/40, Инген, ок. Неймегена - 20 августа 1396, Гейдельберг) - философ-номиналист и естествоиспытатель, последователь Ж. Буридана и Николая Орема (комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского, работам Аристотеля, трактаты по логике). Магистр (с 1362) и ректор (1367 и 1371) Парижского университета; первый ректор Гейдельбергского университета (1386).

Придерживаясь оккамовского различения между опытным знанием и верой, считал, что абсолютное могущество Бога и сотворение мира из ничего, будучи предметом веры, не могут быть доказаны, и точно так же вера в факт телесного воскресения не зависит от нашего понимания того, как это возможно. При этом Марсилий принимал скотистское доказательство бытия Бога, исходящее из существования единственной действующей причины всего Сущего.

Вслед за Буридачом принимал теорию импетуса как некоей "запечатленной силы" (virtus impressa) в движущемся объекте и считал, что импетус (в зависимости от направления движения он может быть различных видов) не идентичен движению. но есть качество, к нему прибавляемое.

Соч.: Quaesliones super I-IV libros Sententiarum Pétri Lombardi. Francfort. 1965 (reprod.); Quaestiones super I-II libros De generatione et corruptione Aristotelis. Francfort, 1965 (reprod.); Quaestiones super III libros Analyticorum prionim Aristotelis. Francfort, 1968 (reprod.).

Лит.: Bos E. P. John Buridan and Marsile oflnghen on consequences, in: J. Pinlorg (ed.). The logic of John Buridan. 3rd European Symposium on Medieval Logic and Semantics. Cph., 1975, p. 61-69; Markowski M. Les Questions de Marsile d'Inghen sur la Métaphysique d'Aristote. - "Mediaevalia Philosophyca Polononim", 13, 1968, p. 8-32.

A. M. Шишков

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРЦИАН КАПЕЛЛА

MAPЦИАН КАПЕЛЛА (Martianus Felix Capella) (5 в.) автор сочинения "О браке Филологии и Меркурия" (De nuptiis Phüologiae et Mercurii) ключевой работы в истории образования. "De nuptiis" принадлежит к римской риторической традиции и предлагает хорошо сбалансированное изложение семи свободных искусств, традиционно необходимых для воспитания образованного человека. Состоит из девяти книг. Первые две - аллегорический роман, повествующий о бракосочетании бога Меркурия со смертной Филологией (впоследствии это соединение толковалось как союз красноречия и ученого знания, искусств тривия и квадривия). Каждая последующая книга излагает основы одного из семи свободных искусств. В повествовательной части причудливо смешаны неопифагореизм, старые римские и этрусские религиозные идеи, неоплатонические и стоические представления, заимствования из египетских культов и герметизма. Физика и космология носят платонистский характер. Олимпийский пантеон встроен в рамки астральной религии. Души людей состоят из божественного огня и обладают природной склонностью к восхождению, когда этому не препятствует тело. Награда душе дается не через веру, а за содеянное в области религии или искусств - Марциан Капелла был последним латинским выразителем "религии культуры" - спасения через пайдейю. В широкое обращение это сочинение ввели каролингские ученые, от которых до нас дошло три комментария на него.

Соч.: De Nuptiis Philologiae et Mercurii, ed. J. Willis. Lipsiae, 1993 (Bibliotheca Teubneriana).

Лит.: Martianus Capella and the Seven Liberal Arts, 2 vols., éd. W. H. Stahl. R.Johnson, E. L. Bürge (N.Y.-L., 1971-77); Schanyr D. A Philosophical and Literary Commentary on Martianus Capella's "De Nuptiis Philologiae et Mercurii". Book I. Berkeley-L.. 1986.

В. В. Петров

МАСАРИК

МАСАРИК (Masaryk) Томаш Гарриг (17 марта 1850, Чединг, Австро-Венгрия - 14 сент. 1937, Прага) - чешский философ и социолог, политический деятель. Первый президент Чехословацкой республики (1918-35). Окончил философский факультет Венского университета, доктор философии, профессор философии Пражского университета (1882-1914). С марта 1917 до начала 1918 был в России, где участвовал в формировании Чехословацкого легиона. В своих философских воззрениях придерживался (особенно в молодости) позитивистских взглядов, подчеркивая независимость наук от мировоззрения. Масарик был сторонником "реализма", или "конкретизма". Согласно Масарику, традиционная философия не может считаться осмысленной концепцией, ибо она претендует на "всезнание", тогда как собственным предметом философии является "мир отдельных вещей", вне частных наук философия существовать не может. В работе "Самоубийство как общественное массовое явление" (1881) он исходил из того, что причина самоубийства - утрата религиозной веры. Масарик участвовал в дискуссиях нач. 20 в. о марксизме ("Философские и социологические основания марксизма", 1899). В труде "Россия и Европа" (1913) Масарик критически анализирует истоки духовного, религиозного и социального кризиса в России. В Праге в 1921 на русском языке вышла его брошюра "О большевизме", где он подверг критике догматизацию марксизма большевиками.

Соч.: Grundziige einer konkreten Logik. W, 1887; Russland und Europa, B. 1-2. N. Y, 1913-18.

Лит.: Novy L. Filosofie T. G. Masaryk. Praha, 1962; T. G. Masaryk (1850-1937). v. 1-3, 1989-90.

M. А. Хевеши

МАСОНСТВО В РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО - метафорическое или символическое (как говорил о ненаучных определениях Э. Фёгелин в "Новой политической науке") обозначение общества, в котором преобладают массовые стандартизированные производственные и потребительские процессы. Действительность опровергла иллюзию интегрального общества, которое реально остается гетерогенным, и в то же время создала подлинные материальные и духовные основы для интеграции: унифицированные материальные инфраструктуры (коммуникации всех видов - транспорт, электросвязь, возможность безгранично тиражировать информацию, аудио- и видеокопии любых оригиналов и т. д.); унифицированные (сравнительно высокие) условия и формы жизни, труда, потребления, общедоступных видов досуга, культуры (кино, эстрады); доступность территориальной мобильности и т. д. Созданные т. о. элементы общего блага - общедоступные коллективные и индивидуальные товары. Одним из них стало новое измерение бытия - качество жизни со всеми ее атрибутами, не только материальными, но и духовными человеческими отношениями, душевным комфортом и т. п. Массовый характер приняли и демократизированные политические процессы участия в политической жизни страны, города, местного управления и пр.

Омассовление условий и форм жизни не могло не проявиться в усреднении культуры, в распространении ее примитивных образцов, стандартизированных и размноженных современными техническими средствами. Это обстоятельство вместе с массовым участием в политике стало одним из источников противоречивых суждений о массовом обществе - от элитарной критики омассовления, "тирании масс" (И. Бенташ, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н. А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет и др.), защиты массового общества от элитарной критики (К. Мангейм, Ханна Арендт и др.) до попыток дать позитивную оценку массовому обществу (Д. Беля, Э. Шилз и пр.).

Основной вопрос, на который еще не дали ответ ни наука, ни сама история - это вопрос об отношении гражданского и массового общества. Становится ли массовое общество новой формой расширяющегося гражданского общества? Либо оно будет поставлять новый социальный материал для совершенствования гражданского общества, которое изменилось со времен Гоббса и Локка и меняется при переходе к постиндустриальным обществам 21 в.? Ведь изначально понятие "гражданское общество" включало в себя не все общество, а только его городскую "цивильную", цивилизованную часть, т. е. наиболее подготовленную и достойную часть общества ("средние классы", "новый класс" профессионалов, "меритократия"), В этом варианте массовое общество - расширенная социальная основа, которая может совершенствовать и пополнять гражданское общество.

Лит.: Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959; Амин Г. К. Доктрина массового общества. М., 1959; Komhauver W. The Politics of mass Society. N.Y, 1965.

И. И. Кравченко

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ"

"МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ" (Philosophiae Naturalis Principia Mathematica. L., 1687; последнее издание - L., 1990; рус. пер. академика А. Н. Крылова: П., 1915-1916) - главное сочинение И. Ньютона, год публикации которого считается годом рождения новоевропейской науки. В этом труде в качестве оснований ("принципов", "начал") научного знания выдвинуты новые определения движения, материи, пространства, времени, силы. Вся система т. н. классической физики предстает как вывод всех возможных следствий из этих оснований.

Основываясь на трудах Галилея, Декарта и др., Ньютон отказывается от трактовки движения, данного еще Аристотелем, и толкует его не как процесс "возвращения" тела на свое "естественное место", а как состояние, эквивалентное по значению состоянию покоя. При этом движению придается не интегральный (от одной точки к другой), а дифференциальный (в каждой точке) смысл. Время понимается как абсолютная длительность, а пространство - как абсолютная пустота. Последнее определение, из которого следует принцип дальнодействия, вызвал ожесточенные споры Ньютона с его современниками - Рэном, Гуком, Гюйгенсом и др. Однако Ньютон, ориентирующийся не на столкновение тел, а на взаимодействие сил, не нуждался в представлении о непосредственном соприкосновении, в этом заключалось истинное содержание новой динамики. В работе дается также формулировка трех основных законов движения и раскрывается значение динамики как универсальной системы взаимодействия атомарных сил. Силе инерции придается особенно важное значение; она прирождена материи, однако сведения о ней мы получаем лишь по ее проявлениям, т. е. на основе взаимодействия различных сил. Одна из целей "Начал" - доказательство закона всемирного тяготения, величайшего открытия Ньютона. Выяснять природу тяготения (как и природу инерции) Ньютон отказывается, считая, что достаточно факта его существования, на основе расчетов которого можно объяснить "все явления небесных тел и моря". "Начала" оказали огромное воздействие на все последующее развитие теоретической науки и оставались незыблемым ее фундаментом в течение почти двух столетий вплоть до открытия А. Эйнштейна; их законы и формулировки и сейчас верны для мира макрообъектов и малых скоростей. Разработанный здесь метод принципов во многом повлиял на формирование и развитие методологии науки 17-18 вв.

Т. Б. Дпугач

МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ.

«МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии» - философско-публицистический труд В.И.Ленина (1909). Поводом для написания его послужили сб. статей В.Базарова, А.Богданова, А.Луначарского, С.Суворова и др. «Очерки по философии марксизма» (1908), а также книг П.Юшкевича, Я.Бермана и Н.Валентинова. Ленин выступает против попыток соединить марксизм с философией Э.Маха и Р.Авенариуса и подвергает критическому анализу эмпириокритицизм. Марксизм, по Ленину, имеет собственную философию - диалектический материализм со своей теорией познания, трактуемой им как теория отражения. В первых трех главах сравнивается теория познания эмпириокритицизма и диалектического материализма, в четвертой вскрывается родство эмпириокритицизма с другими идеалистическими концепциями (берклеанством, юмизмом, имманентной философией и т.д.), в пятой - его связь с «физическим идеализмом» (А.Пуанкаре, В.Оствальд, П.Дюгем и др.), в шестой дается критика эмпириокритической концепции общества, ей противопоставляется теория исторического материализма, рассматривается проблема партийности философии и общественных наук. Развивая теорию отражения, Ленин показывает, что если прежний материализм отождествлял материю с веществом, то для диалектического материализма материя есть «объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им» (Полн. собр. соч., т. 18, с. 276). Неабсолютный характер некоторых свойств, считавшихся ранее первичными, вовсе не означает, что материя исчезла: исчез лишь «тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже» (там же, с. 275). «Природа бесконечна», и диалектический материализм настаивает на относительном характере любых вех познания объекта. В данном контексте Ленин исследует смысл объективной, абсолютной и относительной истин и их связь с общественной практикой. При этом критерий практики никогда не может с абсолютной полнотой подтвердить истинность или ложность какого бы то ни было человеческого представления, но он достаточно определенен, чтобы вести борьбу со всяким идеализмом и агностицизмом. Ленин не исследует соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического уровней знания, не анализирует специально активную роль субъекта, а также роль практики в формировании сознания, характер социальной детерминации. Его задача заключалась не в показе того, как происходит познание, а в выявлении принципиальной противоположности идеалистической и материалистической позиций в гносеологии. В советский период книга «Материализм и эмпириокритицизм» считалась каноническим творением марксистской философии, преобладал догматический подход к ее изучению. Сам Ленин, со свойственным ему реализмом, отмечал, что работа будет небесполезна (независимо от полемических целей) как пособие для ознакомления с философией марксизма, а равно с философскими выводами из новейших открытий естествознания.

Литература:

Кедров Б.М. К изучению книги В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». М., 1973;

Грецкий М.Н. Наука - философия - идеология. М., 1978;

Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М, 1980;

Материализм и эмпириокритицизм в России и за рубежом. Новые материалы. М., 1990;

Althusser L. Lenine et la philosophie. P., 1969;

Actualità del materialismo dialectico. Roma, 1974.

M.H.Грецкий

"МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ОБ ОДНОЙ РЕАКЦИОННОЙ ФИЛОСОФИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛИЗМ ФРАНЦУЗСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛЬНОЕ

МАТЕРИАЛЬНОЕ (от лат. materialis - вещественный) - состоящее из материи. Первые философы понимали материю как простейший субстрат мира, а материальным называли то, что состоит из него. Однако все попытки найти этот первосубстрат не увенчались успехом. Материальным стали называть все, что существует вне и независимо от сознания субъекта. Такое определение материального называют феноменологическим. Материальное в этом смысле включает не только предметы, самостоятельно существующие в пространстве-времени, но и их части, а также признаки (свойства и отношения). Материальным называют также мир в целом, включающий и человеческое сознание, но трактуемый как не зависящий ни от какого предшествующего ему и порождающего его сознания (Бога, духа, идеи и т. д.). См. также статьи Материя и Материализм.

Г.Д.Левин

МАТЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТУРИДИ

МАТУРИДИ Абу Мансур Мухаммад Ибн Мухаммад, ал(870, Матурид - 940, Самарканд) - мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним теологической школы, ставшей одной из двух (наряду с ашаризмом) ведущих школ суннитского калама - матуридизма. Праву ханафитского толка и другим религиозным наукам ал-Матурвдй обучался в Самарканде, где впоследствии преподавал и жил вплоть до своей смерти.

Среди наиболее важных из изданных сочинений ал-Матурйдй - обширный комментарий к Корану "Та'вйлат ал-кур'ан", толкование к теологическому трактату "ал-Фикх ал-акбар" ("Большой фикх") Абу Ханйфы (основателя ханафитского толка в мусульманском праве, ум. 767) "Шарх ал-Фикх алакбар", а также "Книга о единобожии" ("Китаб ат-таухйд"), Лишь последнее признается вполне аутентичным (хотя бейрутское издание 1970 и представляет, по-видимому, одну из версий этой книги). Из не дошедших до нас трудов ал-Матуридй - трактаты по методологии права и работы в опровержение мутазилитов, каррамитов, шиитов и исмаилитов-карматов.

Если ашариты разрабатывали свое учение как серединное между мутазилизмом и традиционализмом, то ал-Матурйдй и его последователи занимали срединную позицию между ашаритской и мутазилитской. В ашаритском духе ал-Матурйдй учит о реальности и извечности субстанциальных атрибутов, об извечности Корана в отношении его "смысла" и становлении во времени в отношении словесного выражения этого смысла; о людских деяниях как сотворенных Богом, но "приобретенных" (касб) человеком. Однако в отличие от ашаритов (и мутазилитов), ал-Матурйдй признает извечность также оперативных атрибутов, присоединяя к семи субстанциальным атрибутам, выделенным ашаритами, восьмой - творение ("таквйн"). Вслед за мутазилитами ал-Матурвдй подчеркивал наличие у человека свободы выбора, отстаивал объективный и рациональный характер нравственных принципов. Для его онтологии и натурфилософии характерен отказ от финитизма (атомизма).

Лит.: Kitab al-Tawhid, ed. F. Kholeif, introd. Beirut, 1970; АууиЬА Maturidism, in: A History of Muslim Philosophy, ed. M. M. Sharif, t. 1. Wiesbaden, 1963.

Т. Ибрагим

МАУДУДИ

МАУДУДИ Абу ал-'Ала' (25 сентября 1903, Аурангабад, Индия - сентябрь 1979) - основатель и идеолог мусульманской фундаменталистской организации "Джама'ат-и исламй". Родился в семье адвоката. Получил домашнее образование. С 16 лет занимался религиозно-политической деятельностью и журналистикой. С 1932 издавал в Хайдарабаде ежемесячник "Тарджуман ал-Кур'ан", в 1941-47 "Джама'ат-и исламй". После раздела Индии переехал в Пакистан. За антиправительственную деятельность неоднократно подвергался тюремному заключению. С 1958 руководимая Маудуди "Джама'ат" становится заметной силой в пакистанской межпартийной борьбе. С 1960-х гт. влияние Маудуди и его движения получили широкое распространение в Индии, Афганистане и др. странах. Маудуди - идеолог "исламского пути развития" регрессистско-возрожденческого толка. Выступал с апологетикой ислама как "самого совершенного из вероучений, содержащего ответы на все кардинальные вопросы этики". Утверждал, что "таууйд" полностью исключает свободу воли и индивида: "Бог - единственный суверен". В государственной практике предписывал полное подчинение эмиру - пожизненному духовному и светскому главе государства с неограниченными полномочиями и богословам из числа наименее оскверненных западным влиянием (таковых не более 5%). Маудуди прямо выступал против демократии: главная цель исламского государства - осуществление заповедей Аллаха, а не воли народа. Критиковал одновременно капитализм и социализм, признавал священное право частной собственности и предлагал обеспечить социальную справедливость посредством налога в пользу бедных, мусульманского наследственного права ц запрета на ростовщичество.

Соч.: Maiidoodi A. A. Towards Understanding Islam. Delhi. 1961.

Лит.: Степанянц M. T. О некоторых сторонах идеологии и политики "Джамаат-м ислам" в Пакистане. - "Краткие сообщения Института Народов Азии", в. 71. M., 1964.

M. T. Степанянц

МАУТНЕР

МАУТНЕР (Mauthner), Фриц (22 ноября 1849, Хорице, Богемия - 29 июня 1923, Меерсбург, Германия) - австро-немецкий писатель, литературный критик и философ. По своему первоначальному образованию - журналист. Испытал влияние британского эмпиризма и номинализма, А. Шопенгауэра, феноменалистической эпистемологии Э. Маха, а также кантовского критицизма. Одним из первых среди немецкоязычных авторов стал рассматривать язык с философской точки зрения. Маутнер поддерживал осуществленную Кантом критику разума, однако упрекал немецкого философа в непонимании того, что разум и есть язык: в философии Маутнера разум (интеллект) тождественен языку Все философские проблемы для него суть языковые проблемы. При этом он опирался на естественный язык и невысоко оценивал попытки его формализации. Ранний Л. Витгенштейн в "Логико-философском трактате" полемически высказывался по поводу маутнеровской критики языка, однако в поздний период становится явным значительное влияние идей Маутнера на Витгенштейна. Э. Кассирер критиковал теорию познания Маутнера за скептицизм и доведение до предела принципов эмпиризма.

Маутнер стремился к разработке последовательно номиналистической теории познания. Он вел борьбу с реификацией общих понятий, разоблачал политическое околдовывание людей такими общими понятиями, как "народ", "раса", "дух". Язык философии для Маугнера - тот же обыденный, повседневный язык, лишь подвергшийся некоторому уточнению. Любой язык, в т. ч. язык философии и науки, метафоричен. Двусмысленности и неясности языка связаны именно с его метафоричностью и являются причиной заблуждений познания. Маутнер считал, что язык в целом более приспособен для поэзии, чем для философии и науки. Научные законы он оценивал лишь как временные индуктивные обобщения, которые с лингвистической точки зрения представляют собой реифицкрованные метафоры. Логику он сводил к психологии языка и считал, что может быть много различных логик.

Основная цель исследований Маутнера - определить природу и пределы языка. В "Словаре по философии" (Wörterbuch der Philosophie: Neue Beiträge zu einer Kritik der Sprache. Münch., 1910) дается объяснение психологического происхождения слов, а затем показывается, как в истории философии эти слова подвергались реификации. Отвергая мнение философов и логиков о том, что смысл слов объективен, Маутнер утверждал, что нет языка как такового (это лишь реифицированное общее понятие), а есть отдельные люди, использующие язык в своих целях. Язык - не какая-то универсальная сущность, а активность, социальное явление. Отсюда особое внимание Маутнера к прагматическим аспектам языка. "Критика языка" должна завершаться "молчанием". Маутнеровская философия обыденного языка не пользовалась значительным влиянием при жизни ее автора, однако интерес к ней сильно возрос в 1960-70-х гг.

Соч.: Beiträge zu einer Kritik der Sprache. Stuttg., 1901-1903; Die Sprache. Fr./M, 1906; Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, 4 Bde, 1920-1923; Ausgewählte Schriften, 6 Bde, 1949; в рус. пер.: Атеизм в эпоху Великой Французской революции. Л,-M., 1924. Лит.: WeilerG. Mauthner's Critique of Language. Cambr., 1970.

А. Ф. Грязное

МАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МАХАБХАШЬЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница