Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МАРКУЗЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАРКУЗЕ

МАРКУЗЕ (Marcûse) Герберт (19 июля 1898, Берлин29 июля 1979, Штарнберг) - немецко-американский философ и социолог, один из представителей Франкфуртской школы первого поколения. Изучал философию во Фрейбургском университете у Гуссерля и Хайдеггера; в 1932 под руководством Хайдеггера подготовил к защите труд о Гегеле; работа вышла в свет под заголовком "Онтология Гегеля и теория историчности" ("Hegels Ontotogie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit". Fr./M., 1932), но политические разногласия с Хайдеггером не позволили ее защитить. В 1933 - эмиграция из Германии; с 1934 - сотрудник Института социальных исследований в Нью-Йорке; в 1954-64 - профессор философии и политологии в Бостоне, с 1965 - профессор политических наук в университете Сан-Диего (Калифорния); в 60-е - нач. 70-х гг. принимал деятельное участие в антиавторитарном студенческом движении, став важнейшим идеологом "молодежной революции".

Первой радикальной формулировкой философского мировоззрения Маркузе стала работа "Разум и революция: Гегель и возникновение социальной теории" (Reason and revolution: Hegel and the Rise of Social Theory. N. Y, 1941). Маркузе не считает, что связь между западноевропейской рациональностью и современным капитализмом носит однозначный и неизбежный характер (как то полагали в "Диалектике Просвещения" Адорно и Хоркхаймер). В западном разуме имеет место и иное, эстетическое, измерение - способность творческой фантазии, благодаря которой этот разум в состоянии преодолеть сам себя. Уже в этой работе последовательно ведется критика свойственного догматическому марксизму инструменталистского понятия диалектики. Продемонстрировать освободительный потенциал гегелевской и марксовой диалектической философии истории Маркузе пытается сначала на основе экзистенциальной аналитики Хайдеггера, а затем - опираясь на идеи Фрейда в работе "Эрос и цивилизация" (Eros and civilisation. Boston, 1955, рус. пер. 1995). Кризисные явления позднекапиталистического общества вызваны не экономико-технологическими, а культурно-антропологическими причинами. Тоталитаризм 20 столетия представляет собой не только и не столько политический феномен, сколько свидетельство "катастрофы человеческой сущности". Отсюда необходимость "тотальной революции" - полного пересмотра отношения человека к миру и самому себе. Эти мотивы находят дальнейшую разработку в нашумевшей книге Маркузе "Одномерный человек" (One-dimensional man. Boston, 1964, рус. пер. 1994), а также в "Эссе об освобождении" (Essay on liberation. Boston, 1968) и сборнике "Контрреволюция и восстание" (Counterrevolution and revolt. Boston, 1972). Он усматривает глубинную связь между современными отношениями господства и современной культурой. Этот тип культуры, в свою очередь, тесно связан с репрессией человеческой чувственности, с социальной практикой подавления присущих человеку влечений. Т. о., наличные общественные отношения укоренены, в конечном итоге, в (исторически и социально) определенном способе переживании мира. Поэтому изменение этих отношений требует прежде всего изменения способа человеческого самопереживания и мировидения. Подлинная революция должна быть нацелена не столько на изменение внешних (политических и экономических) отношений господства, сколько на радикальную трансформацию сознания в структурах которого данные отношения закреплены. Революция начинается с "великого отказа" - противостояния современной репрессивной культуре; разрывая оковы этой культуры, революция взрывает основы существующего социального порядка Соч.: Die Permanenz der Kunst: Wider eine bestimmte marxistische Ästhetik. Münch.. 1977.

Лит.: Баталов Э. Я. Философия бунта. М., 1973; Штеигервальд Р. Третий путь Маркузе. М., 1971; Schoolman М. The imaginary Witness. The Critical Theory of Herben Marcûse. L, 1980; Wggershaus R. Die Frankfurter Schule. Geschichte - theoretische Entwicklung - politische Bedeutung. Münch., 1986.

В начало энциклопедии