Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МАХ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАХ

MAX (Mach) Эрнст (18 февраля 1838, Турас, Австро-Венгрия - 19 февраля 1916, Хар, близ Мюнхена) - австрийский физик и философ. Окончил Венский университет (1860). Профессор физики и математики университетов в Граце, Праге, Вене. Физические исследования Маха посвящены проблемам экспериментальной и теоретической механики, акустики и оптики. Отказавшись от представлений об абсолютном пространстве, времени и движении классической механики, предпринял попытку построить эту науку на основе постулата, согласно которому движения тел могут быть определены лишь относительно других тел ("принцип относительности Маха"). Этот постулат сыграл важную роль в становлении теории относительности А. Эйнштейна. Мах интересовался вопросами физиологии слуха и зрения, а также механизмами вестибулярного аппарата, что было во многом связано с его философскими интересами - попытками разработать теорию познавательного процесса на основе достижений физиологии органов чувств и психологии. В соответствии со своими позитивистскими установками Мах считал, что совокупность его представлений о познавательном процессе может быть охарактеризована не как философская концепция, а скорее как результат специализированных научно-методических исследований научной деятельности, которые призваны сделать научные исследования более эффективными. Размежевание "позитивной" науки от философии (которая, по его мнению, по природе своей наукой не является и представляет собою совокупность искусственных систем и способов рассуждения, не представляющих научной ценности) и "очищение" научного мышления от "метафизических" (т. е. философских и тем самым ненаучных) предпосылок и включений Мах считал важнейшим условием прогресса подлинного знания. Мах считал, что в конечном счете процесс познания начинается с ощущений, и потому весь состав знания может и должен быть редуцирован к "чувственному опыту". Никаких "скачков" в познавательном процессе быть не должно (это запрещено "законом экономии мышления", который связан с "принципом непрерывности опыта", провозглашенным еще "первым позитивизмом"). Поэтому понятие следует трактовать как "общее представление", и принципиальной разницы между чувственным и рациональным знанием не существует. Понимание механизмов познания может быть достигнуто прежде всего обращением к самоочевидному содержанию и развитию собственного опыта, а также путем исследования реальной познавательной деятельности других людей. Материал для таких исследований поставляет биология, история науки и психология (в частности, изучение развития детской психики).

Познавательный опыт, согласно Маху, составляет лишь часть целостного жизненного опыта. На первоначальном уровне формирования опыта единство опыта очевидно: здесь еще нет четкого различения "внутреннего" и "внешнего", "субъекта" и "объективного мира" (об этом свидетельствуют как данные детской психологии, так и "критический анализ опыта", в ходе которого осуществляется редукция его "вторичных" образований к чувственной первооснове). Разделение "нейтрального" изначального опыта на "субъективное" и "объективное" возникает как вторичный эффект в процессе развития жизненного опыта. Оно практически полезно; но онтологическое противопоставление субъекта и объекта, превращение их в две самостоятельных реальности, "мир внешний" и "мир внутренний", является "метафизической" ошибкой. Следствием такой ошибки Мах считал, в частности, атомистическую концепцию в физике, поскольку она признает в качестве подлинной реальности такие "сущности", которые не могут быть редуцируемы к ощущениям. Поэтому, по мнению Маха, "атом" (как и кантовская "вещь-в-себе") - "мнимое понятие". Развитие познания, как и всего жизненного опыта, кумулятивно и вместе с тем предпосылочно ("апперцептивно" и "ретенционно"). Иначе говоря, любое знание исторично: новое "наслаивается" на прежнее, но при этом его характер во многом определяется предыдущими этапами. Убедительным примером является история понятий механики. Любое знание и всякое понятие, т. о., есть синтез: сознание "склеивает" моменты опыта, присоединяя последующее к предыдущему. В результате поток опыта преобразуется в совокупность предметов, которые суть "комплексы ощущений". Простейший (и важнейший) вид синтеза - приписывание комплексу ощущений имени. Имя - удобный ("экономичный") "акустический признак" предмета; благодаря ему предмет сохраняется в памяти. Хотя в дальнейшем к комплексу ощущений присоединяются другие признаки, имя предмета остается неизменным, и потому в знании имя оказывается "ядром" предметного единства. Однако "изначальный" мир при этом сразу и "бессубъектен", и "беспредметен", и "непонятен". О нем в принципе не может быть "воспоминания", поскольку продвижение к истокам, последовательное снятие следов синтеза, заканчивается там, где начинается первый шаг синтеза. Здесь исчезают и Я, и "мир", растворяясь в "потоке опыта".

Концепция Маха получила название "махизм" и стала ядром "физического идеализма". См. также ст. Эмпириокритицизм и Р. Авенариус.

Соч.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому М., 1908; Популярно-научные очерки. СПб., 1909; Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1908; Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909; Механика. Историко-критический опыт ее развития. СПб., 1909.

А. Ф. Зотов

В начало энциклопедии