Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (Διονύσιος Αρεοπαγίτης, т. е. член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах) - христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Его трактаты и послания от имени образованного афинянина 1 в., обращенного в христианство проповедью апостола Павла и упоминаемого в новозаветных "Деяниях апостолов" (17, 34). Первое известие о сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита связано с религиозным собеседованием между православными и монофиситами в Константинополе в 533. Фразеология и стилистика сочинений, бытовые реалии, упоминаемые в контексте символических истолкований, наконец, следы прямого использования текстов Прокла, выявленные в конце 19 в. Г. Кохом и И. Штигльмайром,- все это в совокупности не позволяет датировать "Corpus Areopagiticum" ("Ареопагитики"), как его принято называть в науке, ранее 2-й пол. 5 в.; некоторые дополнительные данные указывают на сирийскую среду. Грузинский исследователь Ш. И. Нуцубидзе и (независимо от него) бельгийский специалист Э. Хонигман предложили идентифицировать автора трактатов с монофиситским церковным деятелем и мыслителем Петром Ивером, уроженцем Иверии (восточной Грузии), епископом Маюмы (близ Газы); высказывались и другие гипотезы (авторство Севера Антиохийского, круг Иоанна Скифопольского и т. п.), ни одна из которых, однако, не приобрела общего признания.

"Ареопагитический корпус" включает 4 трактата ("О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О божественных именах", "Таинственное богословие") и 10 посланий; развиваемая в них доктрина - высшая точка христианского неоплатонизма. Усвоив и развив неоплатонические представления о безусловной неопределимости и неописуемости Бога (апофатическая теология - тема "Таинственного богословия") и об условной возможности восходить к Богопознанию по иерархической лестнице аналогий (катафатишская теология - тема "О божественных именах"), автор связал онтологию неоплатонизма (и порожденное ею учение о символе) с социальной проблематикой; доктрина о "церковной иерархии" непосредственно подстраивается к доктрине о "небесной иерархии". При этом в отличие от мистического историзма Августина (Церковь как "град божий") образ Церкви как идеального человеческого сообщества, находящегося в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен: это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов, отражение чистого света в чистых зеркалах, передающих луч друг другу, стройный распорядок церковных "таинств" (описываемых как "посвящения" при помощи лексики античных языческих мистерий); какой-либо драматизм и противоречия полностью отсутствуют. Символизм в истолковании всего сущего, эстетически переживаемая картина мира как иерархии света оказали всеобъемлющее влияние на всю средневековую эстетику (в т. ч. на теорию света и символа у Сугера, воплощенную в художественной практике готического искусства, поэзию Данте - "Рай" и др.).

Учение Псевдо-Дионисия Ареопагита получило официальное признание в византийском православии первоначально благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. Его влияние испытали Иоанн Дамаскин, Григорий Палама и противник Паламы Варлаам Калабрийский, позднее Максим Грек и другие древнерусские мыслители. На Западе "Ареопагитический корпус" стал известен с 9 в.; к нему писали комментарии многие мыслители средних веков и Возрождения, в т. ч. Фома Аквинский и М. Фичино, сильное влияние его идей испытали Иоанн Скот Эриугена и Николай Кузанский.

Соч.: MPG, t. 3; La hiérarchie céleste. P., 1970; в рус. пер.: О божественных именах. Буэнос-Айрес, 1957; О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994; О небесной иерархии. СПб., 1997; Послание Титу-иерарху,- В кн.: Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Л., 1987, с. 179-199; Послание 1. Гаю Монаху. Послание 5. Дорофею диакону- В кн.: Историко-философский ежегодник-90. М., 1991, с. 226.

Лит.: Скворцов К. И. Исследование вопроса об авторе сочинений, известных с именем св. Дионисия Ареопагита. К., 1871; НуцубидзеШ. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942; Он же. Петр Ивер и проблемы ареопагитики. Тбилиси, 1957; Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1955; Данб/wa С. И. К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита.- В сб.: Византийский временник, т. 8. М.-Л., 1956; Roques R. L'univers dionysien. P., 1954, PépinJ. univers dionysien et univers augustinien. Aspects de la dialectique. P., 1956; Vanneste S. Le Mystère de Dieu. Essai sur la structure rationelle de la doctrine mystique du PseudoDenys L'Aréopagite. Bruges, 1959; Goltz H. HIERA MESITEIA. Zur Theorie der hierarchischen Sozietät im Corpus Areopagiticum. Erlangen, 1974 ("Oikonomia", Bd 4).

С. С. Аверинцев

В начало энциклопедии