Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АВИ"-"АЙЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АВИ"-"АЙЕ")

АВИДЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИЦЕБРОН

АВИЦЕБРОН - см. Ибн Гебчроль.

АВИЦЕННА

АВИЦЕННА - см. Ибн Сина.

АВЛ ГЕЛЛИЙ

АВЛ ГЕЛЛИЙ (Aulus Geffius, Agellius - искаженная форма, преобладающая в Средние века) (ок. 125/128?-после 177?)-автор сочинения "Аттические ночи". Ученик представителя Афинской школы платонизма Кальчена (Кольвизия) Тавра; во время пребывания в Афинах посещал также философа Перегрина Протея (ум. 165), обретавшегося в пригороде Афин, и Герода Аттика (ум. 177) на его даче в Кефисии; в Риме, где он жил в юности, был дружен с Фаворчном. Все сведения о его жизни черпаются из его сочинения. Будучи обеспечен и получив обычное дня Своего круга приличное образование (в 146 слушал грамматика Сульпиция Аполлинария, оказавшего большое влияние на его развитие, затем ритора Тита Кастриция), он пренебрег карьерой (хотя однажды избирался судьей) и занимался приумножением доставшегося ему в наследство состояния, воспитанием детей, самообразованием и отчасти научной деятельностью, связанной с библиографическими и антикварными разысканиями. "Аттические ночи" названы так потому, что ученые труды по их составлению, ведшиеся при свете лампы длинными зимними ночами (Praef. 4), были начаты в Аттике; состоят из 20 кн. (они писались в 146, опираются на общие источники с датируемой 158 "Апологией" Апулея, в частности на Фаворина, и были опубликованы после 177, год смерти Герода Аттика), посвященных грамматике, литературной критике, биографиям знаменитых историков, писателей, заметок по римскому праву, описанию чудесных явлений, естествознанию, отдельным наукам-медицине, арифметике, геометрии, оптике и т. п. Текст представляет собой лишенные плана заметки (commentarii) -собрание эксцерптов, фрагментов и исторических анекдотов, в т. ч. о современниках Авла Геллия, частью основанные на личных впечатлениях. Ок. 130 глав посвящены философским вопросам и рассказам о философах. Авл Геллий цитирует Варрона, Нигидия Фигула, Плутарха из Херонеи, вспоминает о Городе Аттике, Тавре (его занятиях, комментарии к "Федону"-У11 14,15, неких других комментариях - I 26, 3) и Фаворине (в частности, цитирует его "Пирроновские тропы" --XI 5, 5).

Помимо этого из Фаворина он приводит анекдоты о Писистрате, Пифагоре, Протагоре, Платоне, Аристотеле, имеющие параллели у Диогена Лаэртия.

Соч.: Noctes Atticae, rec. brevique adnotatione instruxit P. K. Marshall, vol. I (libri 1-Х)-II (libri XI-XX). Oxf, 1968; Les Nuits Attiques, livres I-IV, texte et. et trad. R. Marache. P., 1967; livres V-X.- Ibid., 1978. Livres XI-XV-Ibid.. 1989.

Лит.: Serthold H. Aulus Gellius. Aufgliederung und Auswahl seiner Themen. Lpz., 1959 (Diss.); Gassner J. Philosophie und Moral bei Gellius. Innsbruck, 1972, p. 197-235; Holfold-Strevens L. A. Towards a chronology ot'Aulus Gellius.-"Latomus", 36, 1977, p. 93-109; Goulet R. Aulu-Gelle, Dictionaire des philosophes antiques, ed. R. Goulet, vol. l. P., 1989, p. 675-687.

Ю. А. Шичалин

АВРЕЛИЙ АНТОНИН, МАРК

АВРЕЛИЙ АНТОНИН, МАРК - см. Марк Аврелий Антонин.

АВТАРКИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМИЯ И ГЕТЕРОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРИТАРИЗМ

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctor- создатель, основатель и auctoritas- власть)- понятие, возникшее в 19 в., буквально означает самовластное правление. Среди политических режимов (см. Режим политический) авторитарный занимает промежуточное положение между крайне правыми, деспотическими, тоталитарными и умеренно демократическими. Конкретные авторитарные режимы могут быть ближе или к правому, или к левому политическому флангу и принимать или либерально-демократический облик (правление де Голля во Франции), илиправо-консервативный, реакционный, и деспотический (правление Перона в Аргентине, Салазара в Португалии и др.). Основные черты авторитаризма: концентрация и централизация личной власти, командное управление; снижение роли представительных институтов; сведение к минимуму оппозиции, автономии политических и общественных организаций (партий, союзов и т. п.); ограничение в целом ассоциативной жизни общества; сокращение самоуправления; иерархический тип руководства во всех областях жизни общества (см. Иерархия); требование безусловного повиновения; акцент на принуждении.

Авторитарная идеология-специфическая форма идеологии порядка, ведущая начало от идеологии реставрации начала 19 в. (Ж.де Местр, Л. де Бональд, Р. де ла Тур дю Пин) с ее романтическим культом исторического прошлого, национальных героев, с развитой политической мифологией (см. Мифология), с акцентом на определяющей роли власти, государства и повиновения (идея Бональда - причинный характер власти короля, дворянство как средство ее осуществления и общество подданных как следствие).

К теоретикам авторитаризма нередко относят Т. Гоббса, идеолога сильной государственной власти, способной навести порядок и обуздать анархию неограниченной свободы. Среди других видных теоретиков авторитарного типа правления известны: X. Д. Кортес (1809-53), противник либерализма и социализма, сторонник религиозно-абсолютистской модели; Ф. Ю. Шаль (1801-61)-теоретик монархического варианта авторитаризма; Г. Трейчке (1834-96) - идеолог и теоретик имперского правления Бисмарка. Исторические формы авторитаризма сменялись от реакционных к консервативным и бонапартистским, затем к либеральным, позже они пополнились националистическим, профашистским (напр., Ш. Моррас) и фашистским вариантами (режим Франко в Испании, военные хунты в разных странах и др.). Во 2-й пол. 20 в. кризисы отдельных национальных государств вызвали к жизни новые авторитарные режимы (Аденауэр в Германии, де Голль во Франции, "железная леди" М. Тэтчер в Англии и др.).

Лит.: Maisire J. de. Considérations sur la France. Neuchâtel, 1796; Treilschke H. Vorlesungen über Politik. 2 Bde. В., 1897; Adorno T. W., Frenkel-Braunswik E; Levinson D. J., Sanford R. N. The autoritarian Personality. N. Y., 1950; Lipset S. M. Political Man. N. Y., 1960; L'autorismo e la società contemporanea. Roma, 1969; Clevages, Ideologies and Party Systems. Helsinki, 1964; Almond G. A., fowell G. £. Comparative Politics. Boston, 1966; Autoritarian Politics in modern Society. N. Y., 1970.

И. И. Кравченко

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - понятие, предложенное Э. Фроммом для неофрейдистского истолкования "человека толпы", представителя "массового общества", которого отличают такие черты, как консерватизм, жажда власти, ненависть к представителям других этнических групп, конформизм, догматическо-примитивные стереотипы мышления. Согласно Фромму, человек авторитарного склада испытывает фрустрацию, беспокойство и разочарование от обременительной свободы и чувства одиночества, что обостряет в нем жажду власти, ведет к идентификации себя с авторитетом группы. Последний замещает у авторитарной личности утраченный в современном обществе авторитет отца.

Неомарксистские теоретики франкфуртского Института социальных исследований (М. Хоркхаймер, Г. Адорно и др.) в 30-40-е гг. провели исследования авторитета и семьи и также связали возникновение авторитарной личности с распадом семьи. В 1950 Адорно совместно с Э. Френкель-Брюнсвик, Д. Левинсоном и Р. Санфордом издал книгу "Авторитарная личность", где на основе большого эмпирического материала были выявлены авторитарно-фашистские ценностные установки личности (некритичность и шаблонность мышления, презрение к бедным, ксенофобия, антисемитизм). Они разработали социальнопсихологическую трактовку авторитарной личности, объединив типичные для нее черты: отождествление лидера с государством, вождизм (фюрерство), культ власти и повиновения, боязнь свободы и ответственности, гетерофобию, антиинтеллектуальное плебейство, догматизм и др. В ходе исследований были выделены различные типы авторитарной личности: конвенциональный, садистскомазохистский, причудливый, меланхолический, манипулятивный. Проблемами авторитарной личности занимался также Э. Эриксон. Дальнейшее развитие понятие "авторитарная личность" получило в рамках критической литературы относительно указанного исследования Адорно (К. Рогман, Г. Маркузе). Концепция авторитарной личности - социально-психологический вариант объяснения фашизма и догматизма. Она ценна для понимания проблем, типичных для современных посткоммуиистических режимов и для политической жизни общества любого типа или для ее имитации (в СССР).

И. И. Кравченко

АВТОРИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАМА-АНУСАРА

АГАМА-АНУСАРА - см. Йогачара.

АГАПЕ

АГАΠΕ (греч. ?γάπη-λюбовь от ?γαπάω-οринимать ласково, оказывать любовь, довольствоваться; лат. эквивалент- diligere) -термин, обозначающий в Священном писании и патриотической литературе понятие христианской любви (милосердия). Одно из четырех греческих слов, которым соответствует в современном русском языке слово "любовь" и соответствующие слова в других европейских языках,-наряду с "филией" (φίλια-любовь-дружба), "эросом" (ϊρως-страстная любовь, любовь-влечение, вожделение) и "сторгэ" (στοργή-любовь-привязанность, в частности родительская). В классических греческих текстах слово малоупотребительно (однокоренное слово άγάπησις, встречается в одном из приписываемых Платону диалогов, один раз у Плутарха, а также у некоторых более поздних авторов).

Начинает широко употребляться лишь в библейских текстах-при греческих переводах текстов Ветхого Завета (Иерем. 2:2; 2 Цар. 13:15; Еккл. 9:6; Песн. 2:4,5,7), в Евангелиях (напр., Мф. 22:37-39) и апостольских посланиях (напр., Рим. 13:10; 2 Ин. 4:7). Агапе-это любовь к Богу, т. е. любовь*благоговение и любовь к ближнему, т. е. любовь-забота. Это - любовь-самоотречение, самопожертвование (Иоан. 15:13, Рим. 5:7; 1 Ин. 3:16; Галат. 2:20), одна из трех христианских добродетелей (наряду с верой и надеждой). Также и любовь к врагам обозначается словом "агапе" или родственными ему. Этим же словом обозначались братские трапезы первых христиан. Современная актуализация проблемы "агапе" берет начало в 30-х гг. 20 в.-с книги А. Нюгрена "Агапе и Эрос" (NygrenA. Agape und Eros. 1930), содержащей анализ этих двух типов любви. "Агапе" стало темой протестантской теологии 20 в.: М. К. Д'Арси (М. С. D'Arcy), К. Барт, Д. Джилеман (G. Gilleman), Р. Нибур, П. Рамсей (Р. Raftisey) и др.

Лит.: Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение (1907). Переиэа.; М., 1996, с. 356-544; Eros, Agape and Philia: Readings in the Psychology of Love, ed. A. Soble. N. У., 1994; Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven L-Yale, 1972.

P. Г. Апресян

АГАССИ

АГАССИ (Agassi) Джозеф (род. 1927, Иерусалим)-израильский философ и историк науки; ученик Поппера, близок к критическому рационализму. Профессор Тель-Авивского университета, преподает философию в .университетах США и Канады. Позицию Агасси отличает своеобразный антропологизм и широта аргументации-от социальных логико-методологических разработок до религиозной тематики. Рассматривая в таком широком контексте традиционные для философии науки проблемы, он выявляет в них историко-культурное содержание. Центральную для попперовской концепции проблему демаркации между наукой и метафизикой он дополняет вопросом о демаркации между наукой и технологией, представляя возникающие между ними коллизии как источник их самостоятельного развития. Агасси, полагая, что новая эпистемология должна быть более социальной, чем психологической, в работах "Эволюция науки" (1975) и "К рациональной философской антропологии" (1977) развивает идеи институционального индивидуализма и рациональной философской антропологии.

Соч.: Наука в движении.-В юн.: Структура и развитие науки. М., 1978; Faraday as a Natural Philosopher. Chi.-L., 1971.

Б. И. Пружинин

АГАЦЦИ

АГАЦЦИ (Agazzi) Эвандро (род. 2 октября 1934, Бергамо, Италия)-итальянский философ и логик. Работал в Пизанском, Миланском и Генуэзском университетах; в настоящее время профессор Фрейбургского университета (Швейцария). Активно участвует в работе международных философских организаций: был генеральным секретарем (с 1978) и президентом (1988-93) Международной федерации философских обществ. Член международного редакционного совета журнала "Вопросы философии" (с 1993). Агацци-сторонник научного реализма. В развиваемой им концепции научной объективности он утверждает интерсубъективный характер научного знания и принципиальную способность каждого субъекта проверять высказывания, конструируемые другими субъектами. В рамках такого подхода исследуются процедуры образования научных объектов, при этом используются операциональные предикаты (которые определяются и измеряются с помощью эмпирических операций). Агацци исходит из концепции нелинейности научного прогресса, считая равно односторонними как модель научного прогресса логического эмпиризма, так и исторический подход к методологии науки (Т. Куна, И. Лакатоса и др.). Он отвергает радикальные варианты концепции "теоретической нагруженности" предикатов наблюдения. Значение операциональных понятий состоит из двух компонент - референци альиого и контекстуального значения, при этом только второй компонент является "теоретически нагруженным", а первый образует "неизменное ядро" значения понятий и Дает возможность сравнения теорий. Если в процессе перехода от одной теории к другой предикаты не изменяются, то такие теории оказываются сравнимыми (а иногда даже совместимыми). Если операциональные предикаты различны, то соответственно теории несоизмеримы, т. к. они относятся к разным объектам (и в этом случае научный прогресс состоит в накоплении не связанных между собой научных истин). В противовес попперовской концепции правдоподобности, а также концепции частичной истины Агацци полагает, что каждая истина ограничена областью объектов, к которым она относится, и только в этих пределах она является подлинной истиной.

Соч.; Inuoduzione al probletti dell'asslomatic. Milano, 1961; Subjectivity, Objectivity and Ontological Commitment in the Empirical Sciences,-Historical and Philosophical Dimensions of Logic, Methodology and Philosophy of Science. Dordrecht-Boston, 1977; Systems Theory and the Problem of Reductionism,-"Erkenntnis", 1979, v. 12, ¹ 3; Commensurability, Incommensurability and Cumulativity in Scientific Knowledge.- "Erkenntnis", 1985, v. 22, № 1-3; Реализм в науке и историческая природа научного познания.-"ВФ", 1980, № 6.

В. H. Садовский

АГНОСТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГРИКОЛА

АГРИКОЛА (Agricola) Гюйсман; голл.: Хёйсман (Huysman) Родольф (23 августа 1443 или 1444, Бафло- 27 октября 1485, Гейдельберг) - один из основателей гуманистического движения в Германии. В его воззрениях прослеживается влияние идей итальянского Возрождения, прежде всего гуманизма Флорентийской академии и Феррарской школы, религиозно-моральной концепции Девентерской школы "нового благочестия", а также схоластической традиции Парижского университета. Большое внимание уделял изучению древних языков и переводу на классическую латынь античных и раннехристианских текстов. Рассматривал философию в качестве свода гуманистического знания, включая в ее состав физику, этику и логику; подчеркивая первостепенную роль познания свойств телесного мира, основной задачей философии считал не столько подтверждение постулатов богословия, сколько обнаружение "правильного пути жизненного поведения". В работах "Три книги о диалектическом методе определения" (De inventione dialectica libri III, 1480) и "О построении изучения" (De formando studio, 1484) стремился к антисхоластической трактовке логики, диалектики и риторики, чьи задачи он усматривал в установлении правильного метода познания и определения вещей, основанного на здравом человеческом рассудке, верных способов выражения мыслей, рассуждения и ведения спора, а также самовыражения личностью своего индивидуального внутреннего мировосприятия. В связи с этим Агрикола придавал большое значение не только языку и логике, но и владению навыками поэтического и художественного творчества. Оказал большое влияние на поздних представителей гуманизма, в т. ч. Эразма Роттердамского, а также на Ф. Меланхтона.

Соч.: Opera omnia, vol. I-II; Colonia, 1539; Allen P. S. The letters of Rudolf Agricola.-"English Historical. Revue", 1906, vol. XXI; In laudem philosophiae et... "Archiv für die Geschichte der Philosophie". (B.), 1922, Bd. 34.

Лт .: Гейгер Л История немецкого гуманизма. СПб., 1899; Немилое А. Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979; Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981; Ihm G. Der Humanist Rudolf Agricola, sein Leben und seine Schriften, Lfg 1-2. Padeborn, 1893; feilten H. E. f. V. van der. Rudolphus Agricola... Leiden, 1911; Faust A. Die Dialektik Rudolf Agricolas.-"Archiv für die Geschichte der Philosophie", Bd. 34, 1922, S. 118-135; Ruppfich Я. Die Frühzeit des Humanismus und der Renaissance in Deutschland. Lpz., 1938; Spits: L. W. The religious Renaissance of the German humanists. Cambr., 1963; Entner H. Frühhumanismus und Schultradition in Leben und Werk des Wanderpoeten... Literarhistorische Studie mit einem. Anhang unbekannter Texte. B., 1968; Rupprich H. Vom späten Mittelalter bis zum Barock. Das ausgehende Mittelalter, Humanismus und Renaissance (1370-1520), Bd. l. Münch., 1970.

В. А. Жучков

АГРИППА

АГРИППА (Άγρίππα) (l в. до н. э.-1 в. н. э.)-античный философ-скептик (последователь Пиррона), которому традиционно приписывают пять скептических "тропов" воздержания от вынесения суждений: 1-й говорит о разногласиях между людьми, 2-й - о регрессе в бесконечность (положения, с помощью которых строится доказательство. сами должны быть доказаны), 3-й-об относительности истины, 4-й-о гипотетическом характере знания, 5-й-о круге в доказательстве.

Эти тропы традиционно приписывают Агриппе вслед за Диогеном Лаэртием (К 79-88), но тот же Диоген не упоминает Агриппы в своем списке философов школы Пиррона, зато говорит о книге "Агриппа" некоего Апеллеса. Секст Эмпирик подробно описывает 5 скептических тропов, но об Агриппе не упоминает, приписывая их "младшим скептикам". Все это является основанием для сомнения в историческом существовании скептика Агриппы.

Лит.: Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I 164-177.-Соч. в 2 т., т. 2. 1976, с. 239-242. См. также лит. к ст. Скептицизм.

М. А. Солопова

АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ

АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ Генрих Корнелий (Agrippa von Nettesheim Henricus Cornelius) (14 сентября 1486, Кельн -18 февраля 1535, Гренобль)-натурфилософ, богослов, гуманист эпохи Возрождения. Начальное образование получил в Кельне, завершил его в Париже ок. 1506. Состоял секретарем императора Максимилиана, в 1510 был послан с дипломатической миссией в Англию, где познакомился с Джоном Колетом и его евангельскими штудиями. В 1511-18 в Италии на службе у маркиза Монферратского и герцога Савойского. Затем практиковал врачом в Кельне, Женеве, Лионе, пока не получил приглашение от Маргариты, правительницы Нидерландов, на должность императорского историографа. После ее смерти (1530) посажен в Брюсселе в тюрьму за долги. Найдя покровителя в лице архиепископа Кельнского Германа Вида, жил в Кельне и Бонне. Однако его отношения с двором императора Карла V не сложились, и философ должен был уехать во Францию. Но и здесь его ждали преследования и арест; освобожденный ходатайством друзей, Агриппа поселился в Гренобле.

Свой главный труд-трактат "О сокровенной философии" (De occulta philosophia libri III)-Агриппа долго держал под спудом, решившись опубликовать его лишь в 1531. Он посвящен защите магии как искусства. Знание, выступающее у Агриппы прежде всего как результат самопознания человека, есть именно та сила, которая подчиняет человеку любую сущность. В работе "О недостоверности и тщете всех наук и искусств" (De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium, 1531) Агриппа под влиянием христианского гуманизма Пика делла Мирандолы и Эразма Роттердамского призывал вернуться к простоте изначального учения христианской церкви и подвергал критике претензии тогдашней учености на установление каких-либо обоснованных разумом или опытом положений в качестве незыблемых, абсолютных истин.

Соч.: Opera omnia, s. l, 1600-1605; Оккультная философия. M., 1991; О сокровенной философии.-В кн.: Чаша Гермеса. М., 1996, с. 262-272.

Лит.: Брюсов В. Я. Огненный ангел, М., 1993; Orsier J. Henri Comelis Agrippa. P., 1911; NwertCh. G. Agrippa and the crisis of Renaissance thought. Urbana, 1965.

О. Ф. Кудрявцев

АДАМ КАДМОН

АДАМ КАДМОН (предвечный человек) - в каббале первое явление Божества, универсальный архетип всего сущего. К предыстории этой концепции относятся гностические и иудеохристианские представления о человеке, талмудическая экзегеза, где "образ Божий", по которому был создан библейский Адам, предстает в виде гипостазированной сущности, а сам Адам приобретает черты божественного существа. Антропоморфные теофании Иезекииля и Даниила находят продолжение у визионеров Меркавы, созерцающих Бога в облике светоносного человека космических размеров (трактат "Шиур Кома", 1 в. н. э.). Адам Кадмон - всеединство, первичный эскиз, конспект всей эманации, содержащий в нерасчлененной цельности всю полноту миров, времен и душ. Теософская катастрофа (прообраз грехопадения Адама) приводит к раздроблению всеединства, рассеянию искр (душ), заключенных в Адаме Кадмоне; собирание искр составляет суть последующего мирового процесса, завершение которого связано с эсхатологическим восстановлением тела Адама Кадмона (отсюда сближение его и Мессии в роли всеобщей души). В каббале (с 13 в.) Сефирот-члены тела Адама Кадмона. В учении Лурии Адам Кадмон - начало эманации, конфигурация первичного луча света, исходящего от Эйн Софа в Пустоту; последующие этапы эманации образуются светом, исходящим из глаз, ноздрей, ушей и рта Адама Кадмона (см. также Олам, Сефирот). Лит. см. к ст. Каббала.

М. Шнейдер

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptio-приспособление)-процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается приспособленность системы (т. е. поддержание ее основных параметров) при изменении условий внешней и внутренней среды, напр., таких, как температура, давление, содержание кислорода. Нередко адаптацией (адаптированностью) называют и результат такого процесса-наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. Понятие адаптации первоначально применялось к биологическим системам-прежде всего к отдельному организму (или его органам и др. подсистемам), а затем - к популяции организмов.

Адаптация на уровне биологических структур, функций и поведенческих решений представляет собой одно из самых ярких проявлений органической целесообразности. В силу этого вопрос о природе источников и механизмов адаптации-адаптациогенезе-один из центральных в полемике между различными концепциями биологической эволюции. Понятия адаптации и дезаптации широко используются и в психологии (напр., в концепции Ж. Пиаже) при анализе взаимоотношений индивида (личности) с окружением.

С появлением кибернетики, в которой в качестве механизма адаптации рассматривается отрицательная обратная связь, обеспечивающая целесообразное реагирование сложной иерархичной самоуправляющейся системы на изменяющиеся условия среды, понятие адаптации стало широко применяться в социальных и технических науках. Однако при объяснении сложных систем это понятие имеет ограниченные возможности, поскольку отражает главным образом реактивные характеристики таких систем, исключая из рассмотрения, напр., поисковую активность.

Б. Г. Юдин

АДВАЙТА-ВЕДАНТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДЕЛАРД

АДЕЛАРД Батский (Adelard de Bath) (кон. 11 в., Бат, Англия-сер. 12 в., Англия)-ученый-философ. Изучал натурфилософию в Type, логику в Лане, много путешествовал по Испании, Греции, Малой Азии, Ближнему Востоку. Перевел Евклида, в теоретической и прикладной математике и астрономии шел за передовой в то время арабской наукой. Подобно представителям современной ему Шартрской школы придерживался демокритовского атомизма ("Естественные вопросы"); с шартрским гуманизмом его сближает и стихотворно-прозаическая форма трактата "О тождестве и различии", синтез платонических идей с аристотелевской "филокосмией". Мир идей уживается с миром конкретных индивидов, поскольку в одном и том же Сократе совпадают единичная личность, вид "человек" и род "живое существо", различающиеся лишь с изменением направленности взгляда (respectus). Учеником Аделарда считают Иоанна Солсберайского.

Соч.: De eodein et divefto, ed. H. WUlner.-"Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters", Bd. IV, Heft l. Münster, 1903; Quaestiones naturales, ed. M. Müller.-Ibid., bd. XXXI, 1934.

Лит.: BliemeKlieäer F. Adelard von Bath. Munch., 1935; Dijkster-huis E. /. Die Mechanisierung des Weltbildes. Hdib., 1956.

В. В. Бибихин

АДЖАТИ-ВАДА

АДЖАТИ-ВАДА - см. Мадхьямтса.

АДЖИВИКА

АДЖИВИКА (от санскр. SJiva-образ жизни, способ существования, профессия)-в широком смысле общее обозначение тех древнеиндийских бродячих отшельников, которые зарабатывали на жизнь демонстрацией своей асоциальности; в узком-название одной из аскетических общин, основанных Маккхали Госалой (Маскарином Гошалипутрой), бывшим, по преданию, временным сподвижником джайна Махавиры. К адживикам причисляют также Пурана Кассапу и Пакудха Каччану. Наибольшее влияние община адживика достигла при царе Ашоке и его последователях в 3-2 вв. до н. э., о чем свидетельствуют знаменитые эдикты Ашоки. В Северной Индии адживика слилась в дальнейшем с джайнизмом и сектами вишнуизма, в Южной Индии продолжала существовать вплоть до 14-15 вв. Имеются свидетельства о каноне адживики, который, однако, не сохранился, поэтому главными источниками сведений об учителях адживики являются буддийские и джайнские тексты (где их образы доведены подчас до гротеска), а также эпиграфика.

Отвергая обрядовое благочестие, предписанное Ведами, адживика в отличие от столь же антиведийски настроенных буддизма и джайнизма отрицала также и моральную силу кармы. Человеческие действия, по адживике, морально нейтральны: сами по себе они не являются ни благими, ни неблагими. Участью человека независимо от морального характера его деяний и личных качеств управляет внешняя сила нияти -судьбы, безличного рока. В такой интерпретации карма остается только механизмом перерождения (сансары), которое уже само по себе очищает души. Спиралевидная духовная эволюция души по истечении периода в 8.400000000 махакальп автоматически венчается освобождением (нирвана). Сторонники адживики верили, что посвящение в их орден является свидетельством последнего перевоплощения перед нирваной и всеми силами стремились приблизить желанный конец. Отсюда их постоянные изнурительные посты и частая смерть от голода и истощения.

В классификациях душ (7 типов), в космографии и в области логики адживика близка диайнизму (некоторые средневековые индийские авторы и вслед за ними ряд современных ученых считают адживику одной из сект джайнизма). Сторонники адживики пользовались популярностью как предсказатели будущего при дворах раджей.

Лит.: Шохин В. К. Первые философы Индии. М-, 1997; Basham A. L. History and Doctrines of the AJivikas. A Vanished Indian Religion. L., 1951; Barua B. A History of Prebuddhistic Indian Philosophy. Delhi etc., 1970.

В. Г. Лысенко

АДЖИТА КЕСАКАМБАЛИ

АДЖИТА КЕСАКАМБАЛИ (пали Ajita Kesakambali" Непобедимый с хитоном из волоса-индийский философ-материалист 6-5 вв. до н. э., один из старших мыслителей группы шести "диссидентствующих" учителей, воззрения которых излагаются в "Самана-пхала-сутте" Палийского канона (Дигха-никая I. 55). Единственным источником достоверных знаний о мире Аджита считает чувственный опыт, иронизируя над любым внечувственным "умозрением". Любое живое существо (в т. ч. и человек) - комбинация четырех материальных элементов (земли, воды, огня, ветра) и пространства, в которые возвращаются компоненты индивида после смерти. Индивид "разрушается" до конца, единственное реальное жертвоприношение-кремация. Нематериальные начала и другой мир отрицаются наряду с результативностью действий, а потому отрицаются также и нормы религии и морали. Рассуждающие о пользе добродетели-пустословы. Воззрения, близкие взглядам Ацжиты, были в шраманский период достаточно влиятельны, и буддистам приходилось с ними полемизировать.

В. К. Шохин

АДИΑΦΟΡΑ

АДИΑΦΟΡΑ (греч. ἀδιάφορα: ἀ - отрицательная частица и διαφέρω - «различаю», лат. indifferentia, media, inteijecta) - термин античной этики, означающий «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что «между ними» («ни то ни другое»), восходящее к Платону (Gorg. 467 с; Diog. L. HI 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ - Sext. Adv. Math. XI 3-4) и кинической (Diog. L. VI 105) традициях; к концу 4 в. до н.э. оно стало нормой. В этике Ранней Стой понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим «природные», но «не зависящие от нас», «внешние» вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь адиафора делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т.п.), «непредпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т.п.) (Diog. L. VII 102 сл.; Sext. Adv. Math. XI 59 сл.). Членение «безразличного» свидетельствовало о недостаточно строгом формализме этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал «безразличное» абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (Diog. L. VII 160). Для Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение «предпочитаемого» как разновидности блага в сферу целеполагания. Понятие адиафоры использовалось немецкими протестантами в учении о «средних вещах». Строгий этический формализм (Кант) не признает за адиафорой функционального значения.

Литература:

Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;

Rieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933;

Reesor M.E. The «Indifferents» in the Old and Middle Stoa. - «Transactions and Proceedings of the American Philological Association», 1951, p. 102-110.

А.А.Столяров

АДИАФОРА

АДИАФОРА (греч. αδιάφορα: ά-отрицательная частица и διαφέρω-"различаю", лат. indifTerentia, media, interjecta) -термин античной этики, означающий "морально-безразличное", то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что "между ними" ("ни то ни другое"), восходящее к Платону (Gorg. 467 с; Diog. L. III 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ-Sext. Adv. Math. XI 3-4) и кинической (Diog. L. VI 105) традициях; к концу 4 в. до н. э. оно стало нормой. В этике Ранней Стой понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим "природные", но "не зависящие от нас", "внешние" вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь адиафора делится (по принципу соответствия "природе") на "предпочитаемое" (здоровье, сила, богатство и т. п.), "непредпочитаемое" (отсутствие первого) и "безразличное" в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т. п.) (Diog. L. VII 102 ел.; Sext. Adv. Math. XI 59 ел.). Членение "безразличного" свидетельствовало о недостаточно строгом формализме этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал "безразличное" абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (Diog. L. VII 160). Для Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение "предпочитаемого" как разновидности блага в сферу целеполагания. Понятие адиафоры использовалось немецкими протестантами в учении о "средних вещах". Строгий этический формализм (Кант) не признает за адиафорой функционального значения.

Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Kiéth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933; ReesorM. E. The "Indifférents" in the Old and Middle Stoa.-"Transactions and Proceedings of the American Philological Association", 1951, p. 102-110.

А. А. Столяров

АДЛЕР АЛЬФРЕД

АДЛЕР (Adler) Альфред (7 февраля 1870, Вена-28 мая 1937, Абердин, Шотландия) - австрийский психолог, психиатр, доцент Педагогического института в Вене. В 1920 примкнул к кружку 3. Фрейда, позднее модифицировал фрейдизм и стал одним из основателей неофрейдизма. Создатель Международной ассоциации индивидуальной психологии (1924). Его исследования по индивидуальной психологии основывались на анализе форм выражений духовной жизни человека, которые по своей сути являются общественными. Все психические расстройства Адлер связывал с нарушениями общественных контактов, усиление которых позволяет найти пути лечения неврозов, психозов и разнообразных форм отклоняющегося поведения. Истоком психических болезней является, по Адлеру, неосознанное стремление к превосходству, движимое чувством неполноценности. "Стиль жизни" человека представляет собой систему целенаправленных стремлений, которые складываются в детстве и сохраняются на протяжении всей жизни, выражаясь в потребности к самоутверждению. Компенсация чувства неполноценности-движущая сила индивидуальной психологии. Выступил с критикой преувеличения Фрейдом роли сексуальных влечений и бессознательного в детерминации поведения человека. Адлер вынужден был эмигрировать в США, где работал преподавателем в Колумбийском университете (НьюЙорк).

Соч.: Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Munch.. 1912; Menschenkenntnis. Lpz., 1927; Индивидуально-психологическое лечение неврозов. M., 1913.

Лит.: OrglerH. A. Adler. Man and his work. L., 1963; Rom P. Adler und die wissenschaftliche Menschenkenntnis. Fr./M., 1966.

А. П. Огурцов

АДЛЕР МАКС

АДЛЕР (Adler) Макс (15 января 1873, Вена-28 июня 1937, Вена) -австрийский философ, теоретик австромарксизма. Изучал право в Венском университете, совместно с Р. Гильфердингом основал издание работ "Marx Studien", профессор Венского университета, примыкал к левому крылу СДПА, выступал с критикой Бернштейна, Реннера, а также большевизма. Адлер считал себя марксистом, хотя его философские взгляды были близки неокантианству. Исторический материализм в его представлении предполагает отказ от спиритуализма гегелевской философии. В работе "Маркс как мыслитель" (Marx als Denker. W., 1921; рус. пер.: Л.-M., 1924) он оценивал понимание истории у К. Маркса как возвращение к эмпирическому познанию социального мира. Классическую немецкую философию Адлер трактовал как "философию социализма", а философию И. Канта -как начало формирования "общественного сознания". При этом общественное сознание не является производным от бытия, оно способно к саморазвитию. Особенность концепции Адлера состоит в попытке объединить кантианство и марксизм. Это объединение предполагало не только восполнение марксизма этикой Канта, но и логико-методологическое обоснование марксистской социологии его критицизмом. По мнению Адлера, политические идеи Канта-гражданское общество, союз народов, вечный мир-созвучны идеалам социализма. Адлер ввел в научный оборот понятие "социальное априори", которым хотел подчеркнуть общественно-бытийственный характер мышления индивида. В работе "Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung" (Bd. 1-2. В., 1921; рус. пер.: Марксизм как пролетарское мировоззрение. П., 1923) Адлер рассматривал социальное как особую форму восприятия, а производственные отношения как явление духовной жизни, пытался ввести в марксизм кантовское соотношение необходимости и долженствования.

Соч.: Kausalität und Theologie in der Wissenschaft. W., 1904; Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik? W., 1925; Soziologie des Marxismus. W, 1964; Studien zur Geistesgeschichte des Sozialismus, 6Aufg. B.-Bonn-Bad Gödesbeig, 1974.

M. А. Хевеши

АДОРНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ

АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ ("Αδραστος ό Άφροδισιεύς) (1-я пол. 2 в.) - греческий философ-перипатетик. Возможно, автор частично сохранившегося комментария на "Никомахову этику" (кн. 2-5 и кн. 7, издан в CAG как текст анонимного автора). Предположение об авторстве Адраста, высказанное Кении (КеппуА. The Aristotelian Ethics. Oxf., 1978, p. 37), в целом поддерживается большинством ученых. Адрасту также принадлежали комментарии на логические и физические сочинения Аристотеля, на "Этику" Теофраста и на "Тимея" Платона. Помимо комментариев у Адраста были сочинения по математике и астрономии, пространные выдержки из которых имеются у Теона из Смирны, а также трактат "О порядке сочинений Аристотеля", на который не раз ссылается Симпликий (Simpl. In Cat. 15.36-16.4. 12, 18.16; in Phys. 4.11, 6.5). См. также Перипатетическая шкода и Аристотеля комментаторы.

Соч.: Anonymi m Aristotelis Ethica Nicomachea coinmentarii.- Eustratii et Michaelis et anonyma in ettiiea Nicomachea commentaria, éd. G. Heytout ("CAO 20). В., 1892, p. 122-255, 407-460. Лит.: Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. 2. В., 1984, S. 294-332; Merckm H. P. F. The Greek commentators on Aristotle's Ethics. -^Soralyt S.. (éd.), Aristotle transformed: the ancient coinraentatois and their influence. L., 1990, p. 199-231.

M. А. Солоюва

АДРИШТА

АДРИШТА (санскр. adṛṣṭa - невидимое, ненаблюдаемое, невоспринимаемое) - понятие индийской философии, гл.о. школы вайшешика, обозначающее причины природных и морально-психологических явлений, необъяснимых в свете наблюдаемых факторов (дришта). В «Вайшешика-сутрах» адришта отождествляется с невидимой причиной природных явлений (магнетизма, движения вверх пламени огня, горизонтального движения ветра, циркуляции воды в растениях и т.п.). У Прашастапады она становится синонимом дхармы и адхармы (добродетели и порока) - качеств души (Аммана), обусловливающих ее перерождение (сансара), и в этом смысле выступает механизмом закона кармы - морального воздаяния. В начале космического цикла (сарга) адришты душ, населяющих вселенную, служат своеобразными «хранителями информации», проносящими через космическую ночь (пралая) тот образ мира, который нужно создать богу Ишваре, чтобы все существа смогли снова вкусить опыт страдания и поисков освобождения от него. Несмотря на отождествление адришты с дхармой и адхармой, Прашастапада различает контексты их употребления: если последние упоминаются им в роли причинных факторов общего процесса «нормальной» жизнедеятельности (дыхания и т.п.), а также морально окрашенной умственной и психической активности (желание, нежелание, удовольствие и т.п.), то адришта - в тех случаях, когда речь идет о физических и психических явлениях (например, магнетизме, сновидениях), которые могли казаться вайшешикам «странными». Согласно В.Хальбфассу, концепция адришты не просто дополняет, но и потенциально заменяет физическую причинность на морально-религиозную.

В.Г.Лысенко

АДРИЩТА

АДРИЩТА (санскр. adffta-невидимое, ненаблюдаемое, невоспринимаемое) - понятие индийской философии, гл. о. школы вайшешика, обозначающее причины природных и морально-психологических явлений,, необъяснимых в свете наблюдаемых факторов (дрищта). В "Вайшешикасутрах" адришта отождествляется с невидимой причиной природных явлений (магнетизма, движения вверх пламени огня, горизонтального движения ветра, циркуляции воды в растениях и т. п.). У Прашастапады она становится синонимом йгв^ииы и адхармы (добродетели и порока)- качеств души (Антона), обусловливающих ее перерождение (сенсора), и в этом смысле выступает механизмом закона кд^мы-морального воздаяния. В начале космического цикла (сарга) адришты душ, населяющих вселенную, служат своеобразными "хранителями информации", проносящими через космическую ночь (прелая) тот образ мира, который нужно создать богу Ишеаре, чтобы все существа смогли снова вкусить опыт страдания и поисков освобождения от него. Несмотря на отождествление адришты с дхармой и адхармой, Прашастапада различает контексты их употребления: если последние упоминаются им в роли причинных факторов общего процесса "нормальной" жизнедеятельности (дыхания и т. п.), а также морально окрашенной умственной и психической активности (желание, нежелание, удовольствие и т. п.), то адришта - в тех случаях, когда речь идет о физических и психических явлениях (например, магнетизме, сновидениях), которые могли казаться вайшещикам "странными". Согласно В. Хальбфассу, концепция адришты не просто дополняет, но и потенциально заменяет физическую причинность на морально-религиозную.

В. Г. Лысенко

АДХАРМА

АДХАРМА (санскр. асшаппа-не-дхарма)-в индийской мысли понятие, противоположное дхарме. Адхарма наряду с дхармой упоминается уже в "Чхандогья-" и "Катха-упанишаде", В палийских текстах адхарма (адхамма)-устойчивая оппозиция дхармы (дхаммы), отсутствие добродетели и зло, равнозначное беззаконному желанию и обеспечивающее будущее рождение в аду (Тхерагатха 304 и ел.). В специально посвященной ей "Адхамма-сутте" перечисляются 10 разновидностей адхармы: неправильные взгляды, размышление, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание, сосредоточение, знание и даже "освобождение". Прашастапада различает 3 причины адхармы: совершение предосудительных действий, несовершение предписанных, пренебрежение обязанностями (Падартхадхармасанграха VI. 134). Но если у вайщешиков адхарма - свойство самого Атмана, то у санкхьяиков - "внутреннего инструментария" (антахкарана). Потому поведение индивида в определенном смысле предопределяется тем" какая диспозиция сознания преобладает в его менталитете-добродетельная или недобродетельная. У найяиков адхарма, как и дхар* ма,-следствие активности (правритти), причина пребывания в сансаре.

В. К. Шохин

АЗБУКОВНИКИ

АЗБУКОВНИКИ - памятники древнерусской лексикографии; анонимные рукописные словари-справочники, составленные в алфавитном порядке. Как особый словарный тип оформились в кон. 16-нач. 17 в. Азбуковникам предшествовали словари-ономастиконы, словари-символики, славяно-русские словари и словари-разговорники. Постепенно из толковых словарей иностранных слов превратились в обширные глоссарии энциклопедического характера с разнообразными приложениями. Кратко или пространно в Азбуковниках объясняются понятия Бога, мира, космоса, материи, логоса. Мессии, человека и др, Сообщаются сведения о философах древности (Сократе. Платоне, Аристотеле, Демокрите, стоиках, эпикурейцах), даются интерпретации учения о стихиях, о Софии Премудрости Божией, о небесной иерархии, согласно Дионисию Ареопагиту, приводятся дефиниции философии по Иоанну Дамаскину. Логика трактуется как "диалектика, росказ, беседование или истинных и ложных разсуждение" (Рук, РНБ, Солов., № 20/20, л. 59). Человек соотносится с макрокосмом и называется микрокосмом, по преобладанию в нем одного из трех начал именуется плотским (живущим страстями тела), душевным (субъективно переживающим свое существование), духовным (устремленным к божественному). Азбуковники сохранились во множестве редакций и списков.

Лит.: Карпов А. Азбуковники, или Алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань, 1878; Пруссак А. В. Описание азбуковников, хранящихся в рукописном отделении Императорской Публичной библиотеки. Пг., 1915; Алексеев М. П. Словари иностранных языков в русском азбуковнике 17 в. Л 1968; Громов M. S. Русский Азбуковншс генезис, структура, содержание.-"Историко-философский ежегодник. 1989". М., 1989; Кавтун Л С. Аэбуковники 16-17 вв. (старшая разновидность). Л.,1989.

M. H, Громов

АЙДУКЁВИЧ

АЙДУКЕВИЧ (Ajdukiewicz) Казимеж (12 декабря 1890, Тернополь, ныне Украина-12 апреля 1963, Варшава)- польский логик и философ, участник Львовеко-Варшавской школы. Окончил Львовский университет (1912), где учился у JE. Твардовского и Я. Лукасевича. В Гетгингенском университете (1912- 14) слушал лекции Д. Гильберта и Э. Гуссерля. Докторская диссертация (1912) посвящена каитовской философии пространства. Во время 1-й мировой войны служил в австрийской армии, был командиром артиллерийской батареи, командовал бронепоездом. После войны преподавал философию сначала в Варшавском, затем во Львовском университетах. После 2-й мировой вой. ны заведовал кафедрой философии в Позианьском университете, был ректором этого университета (1948-1952). Академик Польской академии наук с момента ее формирования. Руководил отделом логики в Институте философии и социологии Польской академии наук и был вице-президентом Международного союза истории и философии науки.

Философская позиция Айдукевича заключалась в соединении рационалистического подхода к познанию с научным эмпиризмом. При этом он пытался избежать крайностей логического эмпиризма, невыполнимость программы которого Айдукевич осознал еще в 30-х гг. Необходимую для науки взаимосвязь эмпирического и теоретического ее компонентов пытался прояснить при помощи методов логической семантики. Он разработал теорию семантических категорий (или синтаксической связности), впоследствии приведшую к построению т. н. исчислений Айдукевича- Ламбека. Айдукевич предложил семантическую концепцию языка и значения языковых выражений ("радикальный конвенционализм"), которая легла в основание его логико-методологической концепции структуры и развития научного знания. В соответствии с этой концепцией научная теория могла быть в принципе отождествлена с замкнутой в логико-семантическом отношении языковой системой.

В 40-50-е гг. взгляды Айдукевича эволюционировали от "радикального конвенционализма" к "радикальному эмпиризму", т. е. требованию устранить из методологии любые реликты априоризма. В это время Айдукевич выдвинул тезис об эмпирической интерпретируемости логики и ее законов? если в 30-е гг. он не разделял взглядов Я. Лукасевича на то, что выбор логической системы может зависеть от предметной области, к которой относятся высказывания научной дисциплины, то в 40-х гг. он уже сочувственно относился к этим идеям, хотя сам не занимался неклассическими логиками; его работы по логической семантике этих лет связаны с анализом языка, в котором действуют только эмпирические правила значения.

Айдукевичу принадлежат оригинальные результаты в теории логического вывода и теории определений, в логике вопросов и индуктивной логике, логической семантике и синтаксисе, а также ряд ценных методологических разработок (экспликация аксиоматического метода, применение различных логических систем в зависимости от специфики научных теорий и др.).

Соч.: Картина мира и понятийный аппарат.-"Философия науки", вып. 2. Гносеологические и логико-методологические проблемы. М-, 1996; О znaczeniu wyrazen. Lwow, 1931; Sprache und Sinn.- "Erkenntnis", IV, 1934, S. 100-138; Die syntaktische Konnexität.- "Studia Philosophica", I(Lwow), 1936; Zagadnienia i kierunki ßlozofli (Teoria poznania. Metatizyka). Warsz., 1949; Logika pragmatyczna. Warsz., 1975; Jezyk i poznanie (Wybor pism z lat 1920-1963). T, 1-2. Warsz., 1985.

В. Л. Васюков

АЙЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница