Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
СЕКСТ ЭМПИРИК

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СЕКСТ ЭМПИРИК

СЕКСТ ЭМПИРИК (Σέξτος ό εμπειρικός) (2-я поя. 2 в. н. э.) - греческий философ, последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения - "Пирроновы положения" (Зкн.) и "Против ученых" (11 кн.) - являются важным источником по истории античной философии и основным - по истории пирронизма. Хотя Секст Эмпирик не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесндему, его авторитет в античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (К 116), а св. Григорий Богослов называет его и Пиррона источником "страшной и подлой болезни", заразившей церковь, симптомы которой - противоположные речи (orat. 21).

В сочинении "Пирроновы положения" (Πυρρωνείων ίΒοτυπώσεις - "Краткое изложение пирронизма", ср. название книга Энесвдема: είς ία Πυρρώνεια ϋποτύπωσις) Секст Эмпирик вводит основные понятия скептической философии ("скептическая способность", невозмутимость-дямдмжсия, эпохе, "исостения") и формулирует основные принципы построения скептической системы: "начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] - надежда на невозмутимость", "начало же систематического изложения скептицизма" - положение о равной достоверности противоположных суждений, "исостения", отсюда проистекают отказот догматизма, воздержание от суждений (эпохе) и невозмутимость (Pyrrh. I, 1-30). Далее Секст Эмпирик суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические щроаы- способы осуществления эпохе: 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агршты (I, 31-186); дает толкование основных выражений скептического словаря - "не более", <аюжвлуй", "воздерживаюсь", "ничего не определяю" (1,187-209); сравнивает скептиков с "академиками" и теми из "догматиков", у которых Секст Эмпирик усматривает отдельные скептические моменты (I, 210-241). Во II и III книгах он дает очерк пирронизма в связи с учениями "догматиков" (т. е. философов, выдвигавших положительное учение, δόγματα - "догматы"), излагая материал в традиционной последовательности школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т. п., кн. II), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т. п., кн. III, 1-167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить, кн. III, 168-279). Книги Vil-XI сочинения "Против ученых" (лат. Adversus Mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами "Пирроновых положений" - ср. названия: "Против логиков" (Adv. Math. VII-VIII), "Против физиков" (IX-X) и "Против этиков" (XI), - но излагают материал более подробно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии - здесь Секст Эмпирик приводит ценнейший доксографический материал. В поисках историко-философских корней пирронизма он обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя Тимону из Флиунта), и ищет у них элементы скептицизма (Adv. Math. VU, 48-260). Книги I-VI трактата "Против ученых" образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам - грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчивался трактат Секста Эмпирика.

Секст Эмпирик ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утрачены). Ставшее частью его имени прозвание "эмпирик" указывает на его профессиональные занятия медициной - он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача "эмпирической школы" 2 в. Менодота Никомедийского (Diog. L. IX 116, ср. Galen. De nat. facult., p. 52, 11 Kühn: Μηνόδοτος ό εμπειρικός). Совмещение скептической философии и медицинской практики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Ди огеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема - практикующие врачи "эмпирики", 1116) и наглядно демонстрирует, что скептическое эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам Секста Эмпирика, "скептик из человеколюбия (δια то φιλάνθρωπος είναι) хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность заключений] догматиков", предлагая различные по силе рассуждения-лекарства в зависимости от тяжести состояния (Pyrrh. Ill, 280).

Сочинения Секста Эмпирика в переводе на латынь получили широкое распространение во 2-й пол. 16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого времени, в частности на Монтеня.

Соч.: Sextus Empirieus, \\orks, with engl. transi, by R. G. Bury, vol. 1-4. Cambr., 1933-49; Against the Grammarians (Adv. Math. I), introd. and comm. by D. L. Blank. Oxf., 1998; в рус. пер.: Три книги Пирроновых положений, пер. Н. В. Брюловой-Шакольской (1913); Соч., общ. ред. А. Ф.Лосева, т. 1-2. М„ 1975-76.

Лит.: Heinti W. Studien zu Sextus Empirieus. Halle, 1932; Janacek К. Sextus Empirieus' Sceptical Methods. Prague, 1972; House D. K. The life f Sextus Empirieus.- "Classical Quaterly" 30, 1980, p. 227-238; ΒηιηschwigJ. Sextus Empirieus on the kriterion.- Dillon/. M., Long A. A. (eds.). The Quaestion of "Eclecticism": Studies in Later Greek Philosophy. Berkl.-Los Ang.-L., 1988, p. 145-75; Allen J. The skepticism of Sextus Empirieus, ANRWII 36, 4, 1990, p. 2582-2607; Giannantoni G. (ed.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Napoli, 1992. См. также лит. к ст. Скептицизм.

M. А. Солопова

В начало энциклопедии