Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
НУМЕНИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НУМЕНИЙ

НУМЕНИЙ (Νουμήνιος) (2-я пол. 2 в. н. э.) - философ-платоник пифагорейской ориентации. Биографических сведений о нем практически нет. Родился в Апамее (Сирия). Часто упоминается вместе с Кронием, который, как и Нумений, толковал Гомера. Сочинения: "О благе" в 6 книгах (фрг. 1-22 Des Places: 1-я кн.- бестелесность подлинного бытия, блага и бога, в чем различные религии согласны с учением Платона; 2-я кн.- определение блага; 3-4 кн.- аллегорическое изложение блага в Ветхом Завете (фрг. 1с, 9) и Новом Завете (фрг. 10); 5-6 кн.- бытие в его отношении ко второму и третьему богу); "О расхождении академиков с Платоном" (фрг. 24-28); "О сокровенном учении Платона" (фрг. 23); "О нетленности души" (фрг. 29 и, вероятно, 30-35); Ориген упоминает названия сочинений Нумения "Удод", "О числах", "О месте" (фрг. 1с), о которых больше ничего не известно.

Показывая, что представители академического скепсиса отошли от учения Платона, Нумений развивает тенденцию, начатую в платонизме Антиохом Аскалонским, противопоставившим Древней Академии скептическую (в противоположность своему учителю Филону из Ларисы, который утверждал единство в истории самой Академии - Cic. Acad. 113-43; II 11,12,16,17) и призвавшим вернуться к учению древних (т. е. академиков и к самому Платону). Восхищение Нумения вызывают Пифагор и Сократ, подлинным наследником которых был Платон (фрг. 24). Нумений приписывает Сократу учение Ксенократа о трех богах (фрг. 24, 51-53), которое сам развивает в сочинении "О благе".

Подлинное благо нельзя представить на основе чувственных вещей, оно совпадает с бытием как таковым (то цv), к которому как к предмету высшей науки мы восходим благодаря занятиям математикой (фрг. 2). Оно - ни тело, ни материя (фрг. 4); будучи изъято из сферы времени, оно вечко, устойчиво, тождественно (фрг. 5); как подлинное бытие благо умопостигаемо (фрг. 7), и именно с ним соотносится первый бог, Сущий (о ων ветхозаветной Книги Исхода 3,14 - фрг. 13,4), чья неподвижность есть некое исходно присущее ему движение (ср. Arist. Met. L 7, 1072 а 26 - ΰρεξις ακίνητος первого двигателя), благодаря которому космос получает свой порядок, вечность своего пребывания и спасение во всех своих частях (фрг. 15). Этот высший бог есть ум - причина бытия и идей, и именно как таковой он оказывается благом (фрг. 16), а в качестве блага - единым (фрг. 19,12-13). Первый бог - царь, стоящий выше любой деятельности (фрг. 12); ему подражает второй бог - благой демиург: как первый бог есть причина бытия, так второй - становления. Второй бог - всецело созерцателен: в созерцании он создает и свой собственный вид-идею, и здешний космос - подобие тамошнего (фрг. 16). Поэтому он равно связан с умопостигаемым, к которому он обращен, и с чувственно воспринимаемым, которое он создает, сочетавшись с материей-диадой: придав ей единство и связав ее гармонией (фрг. 18,8), он сам разделяется ею, забывает об умопостигаемом, забывает о себе самом и так оказывается третьим богом, хотя по существу второй бог (мировая душа) и третий бог (одушевленный ею космос) - суть один бог (фрг. 11). Этих трех богов Нумений называет "отец-создатель-создание" или "дед-сын-внук" (фрг. 21).

Находящиеся в этом мире разумные и ощущающие (но не растительные) души - бессмертны (фрг. 4а), причем наша душа, происходящая от неделимой монады и делимой неопределенной двоицы (фрг. 39), имеет две части: разумную и неразумную; вмещая все уровни бытия, душа связана с ними в своих перевоплощениях (фрг. 41).

Толкуя гомеровский текст о пещере нимф (Одиссея XIII 109-113), Нумений излагает пифагорейскую концепцию, согласно которой души, сходящие в этот мир, пребывают в воде, поскольку она изначально одушевлена богом, и в связи с этим ссылается на Книгу Бытия 1, 2 ("И Дух Божий носился над водою"). Души опускаются в этот мир с зодиакального круга через тропик Рака и возвращаются через тропик Козерога (фрг. 34). Зодиак - центр мира, находящийся между небом и землей, где находятся судьи, определяющие души либо на небо, либо под землю в тамошние реки (фрг. 35). Поэтому странствия Одиссея, которые должны были закончиться среди народа, не знающего моря (не знакомого с веслом), символизируют душу, прошедшую череду рождений и освободившуюся от материи (фрг. 33). Противостояние лучших душ, опекаемых Афиной, худшим, неизбежно падающим в сферу рождения, Нумений усматривал в платоновском мифе об Атлантиде, в конце концов погрузившейся в воду (фрг. 37).

Нумений относится к той части средних платоников, которые считали необходимым осмыслить языческий платонизм на фоне иудео-христианского монотеизма (ср. Кельса) и восточных религий (брахманизма, митраизма, зороастризма, египетских религиозных представлений). Но Нумений обращается к Востоку не ради создания некоей синкретической философии, а ради противопоставления христианскому откровению учений, данных в откровении древнейшим народам, которые были ближе к богам (ср. Платон. Филеб 16с): именно эти учения предание донесло до Пифагора и Платона, которого, согласно Евсевию, Нумений называет "Моисеем, говорящим по-аттически" (фрг. 8,13), и чьим верным адептом он остается.

Фрагм.: Thedinga F. De Numenio philosophe platonico. Bonn, 1875; Leemans E. A. Studie over den Wijsgeer Numenius van Apamea met Uitgave der Fragmenten. Brux., 1937; Numenius, Fragments, texte et. et trad. par Éd. des Places. P., 1973.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 132-Ί34, 740; DoddsE. R. Numenius and Ammonius.- Les Sources de Plotin. Dix Exposés et Discussions. àndoeuvres-Gen., 1960, p. 1-62; Wasynk J. H. Porphyries und Numenius.- Die Philosophie des Neuplatonismus, hrsg. von С. Zintzen. Darmstadt, 1977, S. 167-207; DillonJ. The Middle Platonists. L., 1977, 2 ed., 1996, p. 361-379; Frede M. Numenius, ANRWII. 36, 2, 1987, p. 1034-1075; AlkK. Weltflucht und \\feltbejahung. Zur Frage des Dualismus bei Plutarch, Numenios, Plotin. Mainz-Stuttg., 1993.

Ю. А. Шталин НУМЕРОЛОГИЯ - см. Сян шу чжи сюз.

В начало энциклопедии