Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЦЕЛЛЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЦЕЛЛЕР

ЦЕЛЛЕР (Zeller) Эдуард (22 января 1814, Клейнботвар- март 1908, Берлин) - историк философии и протестантский теолог. Известен прежде всего как автор основополагающего и долгое время нормативного для европейской науки об античности труда "Философия греков в ее историческом развитии" (3 т. в 6 кн.), а также "Очерка истории греческой философии" (1883) - популярного сокращения первого сочинения. Закончил евангелическую гимназию в Маульбронне (1831), затем Тюбингенскую семинарию (1835) и университет (1840). Основные этапы профессиональной карьеры: приват-доцент в Тюбингене (1840), профессор теологии в Бонне (1847), профессор философии в Марбурге (1847; после того, как из-за конфликта с ортодоксальными протестантскими кругами оставил кафедру в Бонне); с 1862 - профессор философии в Гейдельберге, с 1872 - в Берлине; в 1895 вышел в отставку.

Как теолог Целлер занимался источниковедческими проблемами раннего христианства, был близок к т. н. Тюбингенской школе Ф. X. Баура-Д. Ф. Штрауса, разрабатывавшей под влиянием философии истории Гегеля методику исторической критики Евангелий и заложившей основы современных исследований в области истории Церкви. С 1842 по 1857 совместно со своим учителем и тестем Бауром - редактор и издатель "Теологического ежегодника". Наиболее значительные труды: "История христианской церкви" (1847), "Теологическая система Цвингли" (1853), "Апостольская история: содержание и происхождение" (1854), "Государство и церковь" (1873).

"Философию греков", основной историко-философский труд, Целлер создавал, опираясь на достижения своих предшественников (Шлейермахера, Ритгера, Брандиса, Гегеля) и вместе с тем критикуя их. В частности, он отмечал у Шлейермахера историзм интерпретаций и переводы Платона, но в то же время необъективный подход к Аристотелю; у Ритгера - недостаток исторического чутья; у Брандиса - масштабность замысла, детальность исполнения, но и бессистемность изложения; у Гегеля - системность, органическое понимание истории, трактовку философских взглядов атомистов, софистов, Сократа, Аристотеля и принципиальное отождествление исторического и логического. Целлер прежде всего был нацелен на исследование источников, его интерпретации всегда подкреплены обильными цитатами, его обобщения никогда не опережают фактов - все это до сих пор поддерживает его труд на должной высоте. Принятое им деление, истории античной философии на три периода - от древних ионийцев до Сократа (1-й том); Сократ, Платон и Аристотель и их последователи (2-й том); философия 3-2 вв., эклектизм, неоплатонизм (3-й том) - было воспринято историками философии и послужило базой для дальнейших разработок уже отдельных периодов (ср. "Досократики" Г. Дильса). В последующем были преодолены некоторые методологически неверные установки Целлера, в частности его несправедливая оценка постаристотелевской философии как периода "упадка" (гегелевский "антитезис" к периоду классики), и восстановлено самостоятельное значение философии эллинизма (в первую очередь стоицизма). Круг интересов Целлера как историка философии не был ограничен античностью; в частности, он был автором "Истории немецкой философии от Лейбница" (1873).

Соч.: Platonische Studien. Tub., 1969 (repr. Amst., 1969); Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwiklung. 3 Teile in 6 Bd. Lpz., 1879-1922 (3-6 Aufl.), m neuer Bearb. v. W. Nestle, 1920. Darmstadt, 1963 (reprint); Geschichte der deutschen Philosophie seit Leibnitz. Lpz., 1873; Grundriss der Geschichte der griechischen Philosophie, 9 Aufl., bearb. v. F. Lortzing. Lpz., 1908; Kleine Shriften, hrsg. v. 0. Lenze, Bd. l-III, 1911; рус. пер.: Очерк истории греческой философии, пер. С. Л. Франка. М., 1912 (переизд. М., 1996).

M. А. Солопова

В начало энциклопедии