Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАА"-"ЧЖО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАА"-"ЧЖО")

ЧААДАЕВ

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич [27 мая (8 июня) 1794, Москва - 14(26) апреля 1856, там же] - русский философ и публицист.

В 1808-11 учился в Московском университете. После окончания университета служил в гвардейских частях, участвовал в Отечественной войне 1812. В 1821 вышел в отставку и вступил в Северное общество (ранее, с 1819, состоял в Союзе благоденствия). В 1828-31 Чаадаев пишет свое главное философское произведение "Письма о философии истории" (на франц. яз.) (Философические письма"), В сентябре 1836 в № 15 журнала "Телескоп" Н. И. Надеждин опубликовал первое "Философическое письмо", в котором в историософском аспекте рассматривалась тема России и высказывалось положение об отрицательной роли России в мировой истории. Публикация статьи вызвала огромный общественный и политический резонанс. Со стороны правительства последовала серия репрессивных мер, Надеждин был сослан в Усть-Сысольск, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и в течение полутора лет находился под медико-полицейским надзором. Публикация первого "Философического письма" и споры о нем явились одним из стимулов развертывания дискуссии западничества и славянофильства.

В главном философском сочинении Чаадаева прослеживается влияние французской католической и немецкой классической философии. Центральное звено его религиозной философии - учение о Боге, стоящем вне мира, но творчески на него воздействующем. Религиозно-философская система Чаадаева в онтологическом и гносеологическом аспектах включала также рассуждения о чертах сходства и различия между духовным и материальным порядками бытия; о мировом сознании, об отражении объективного разума в субъективном; о свободе и подчиненности человеческого разума; о принципиальной неспособности человеческого разума вне откровения постигнуть духовный порядок бытия. Провиденциальный смысл истории, по Чаадаеву, - установление на земле совершенного строя жизни - Царства Божия. Адекватно, т. е. в форме христианской социальности, этот замысел отражен только в католичестве. Православная Россия находится вне зоны прогрессивного исторического творчества.

В дальнейшем Чаадаев пришел к более оптимистическому воззрению на исторические возможности России. Как страна, позднее других вступившая на историческую сцену, Россия может не только воспользоваться плодами культурных достижений просвещенных наций, но и обладает по сравнению с ними тем преимуществом, что может сразу выбрать прогрессивные формы жизнеустройства и отвергнуть регрессивные. Основная религиозно-этическая идея системы Чаадаева - положение о пути нравственного совершенствования как об отказе от обособленного, личностного бытия для достижения слияния с общим мировым сознанием. Целый ряд идей философской системы Чаадаева впоследствии развил Вл. С. Соловьев.

Соч.: Соч. М., 1989; Статьи и письма. М., 1989; Поли. собр. соч. и избр. письма, т. 1-2. М., 1991.

Лит.: Лазарев В. В. Чаадаев. М., 1986; Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. П. Я. Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989; Тарасов Б. Н. Чаадаев. М., 1990.

С. И. Бажов

ЧАКРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАНДРАКИРТИ

ЧАНДРАКИРТИ (санскр. Candia-larti - Славящий луну) - буддийский мыслитель 7 в. из Южной Индии, мадхышик, настоятель университета-монастыря Наланды. Автор религиозно-философских трактатов, большинство из которых являются комментариями на труды Нагарджуны и Арьядэвы, в т. ч. и знаменитая "Прасаннапада". Чандракирти известен как непревзойденный мастер философского диспута, который, логически опровергая доводы оппонентов, как правило, сводил их к абсурду (прасанга). Этот метод применялся и применяется буддистами всегда, но именно Чандракирти сделал его искусством, отстаивая его строгие критерии в полемике со своим предшественником Бхававчвекой. Заметный вклад Чандракирти внес и в мадхьямиковское учение о двух истинах. По его мнению, высшая истина (парамартха) святых есть молчание, и она невыразима в отличие от условной истины (самврити), которая покрывает все вокруг мутными слоями; задача последних - сокрыть, во-первых, подлинную природу (таттва) всего воспринимаемого, во-вторых, его взаимозависимость. Ему же принадлежит типология уровней условной истины, которая признается средством обретения абсолютной истины. Труды Чандракирти - обязательный предмет обучения тибетских монахов до сего дня.

Лит.: Frauwallner E. Die Philosophie des Buddhismus. B., 1956; Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Madhyamika System. L., 1980; Huntington C. W. with Geshe Namgyal Wangchen. The Emptiness of Emptiness. An Introduction to Early Indian Madhyamika. Delhi, 1992.

В. П. Андросов

ЧАНДРАМАТИ

ЧАНДРАМАТИ (санскр. Candramati, др. имя - Maticandra) (ок. 5-6 вв.) - индийский философ, последователь вайшешики. Автор трактата "Дашападартхашастра" ("Наука о десяти категориях"), в котором содержится учение, отличающееся от классической вайшешики, известной "Пкдартха-дхарма-санграхе" ("Собрание характеристик категорий") Прашастапады. К шести категориям (падартха) - субстанции (дравья), качеству (гуна), движению (карма), общему (саманья), особенному (вишеша) и присущности (самавая) - Чандрамати добавляет потенциальность (шакти), непотенциальность (ашакти), специфическую универсалию (саманья вишеша) и, предвосхищая синкретическую ньяя-вайшешику, небытие (абхава). В отличие от Прашастапады Чандрамати не Упоминает бога Ишвару и вообще не касается ни сотериологии, ни проблем сверхчувственного (йога, йогическое познание), сосредоточиваясь исключительно на вопросах космологии и логики. Сочинение Чандрамати сохранилось только в переводе на китайский язык, который был осуществлен в 7 в. китайским паломником Хуань Цянем.

Соч.: The Wsesika Philosophy according to Dasapadдrthasдstra, Chinese Text and Translation with Introduction, transi, and notes by H. Ui. L., 1917.

В. Г. Лысенко

ЧАНЬ СЮЭ

ЧАНЬ СЮЭ (кит. - "учение дхьяны") - одно из трех наряду с Тяньтай школой и Хуаянь школой основных течений в китайском буддизме, формирование которого началось в позднеханьский период и эпоху Вэй-Цзинь (3-5 вв.), а расцвет пришелся на время династии Тан (8 в.). Первоначальным стимулом к распространению чань сюэ послужил выполненный Аныцигао (2 в.) перевод на китайский язык махаянской "Маханапанасмртхи-сутры" (Да ань бо шоу и цзин). В последующие века, до эпохи Южных и Северных Династий (Наньбэйчао, 420-589), было переведено не менее пятидесяти аналогичных сочинений, трактующих принципы созерцательной жизни (санскр. дхьяна, кит. чань, откуда и название самого учения и практики). Последователи Аныиигао упражнялись в безмолвном и неподвижном сосредоточении на каком-либо мыслимом предмете, что получило название "концентрации сердца на одном [объекте]", однако впоследствии упор стали делать на максимальном очищении сознания от любых образов. В эпоху Суй (581-618) произошло сближение чань сюэ с другими школами, также выдвигавшими на первый план созерцательные практики, в частности "утверждение ума и двойное совершенствование". В эпоху Тан наметилась тенденция к компромиссу чань сюэ с конфуцианством, что выразилось в формуле: "чань и учение конфуцианцев дополняют друг друга". Возможно, это сыграло свою роль в необычайном распространении учения в 8 в., когда чань сюэ практически вытеснило в интеллектуальной среде как философский даосизм Лао-цзы и Чжуан-цзы, так и его практические приложения, известные как "учение о сокровенном" (стань сюэ) или "даосская алхимия" (дань). При этом полагают, что чань сюэ многое заимствовало из этих источников при создании собственной теоретической системы, в свою очередь оказавшей серьезное влияние на сунское и минское "неоконфуцианство", особенно на неоконфуцианскую теорию "ли-принципа" (ли сюэ). В частности, влияние идей чань сюэ усматривали в учении Ван Янмина о "достижении полного благосмыслия" (чжи лян чжи). В более узком смысле под чань сюэ понимают учение патриархов школы чанъ-буддизма (япон. Дзэн-буддизм) как особого института в истории китайского и японского буддизма (см. Чань школа).

Γ.Α. Ткаченко

ЧАНЬ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАПЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧАРАКА-САМХИТА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАРВАКА

ЧАРВАКА (санскр. cдrvдka) - материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати. Возможно, это и имеет какие-то основания, ибо в "Артхашастре" с этим именем соотносится школа, отрицающая (в отличие от других) за Тремя Ведами статус дисциплины знания, т. к., по мнению ее представителей, учение о них "для знающего житейский обиход только оболочка" (1.2). Начальные корни чарваки - материалистические учения шраманской эпохи (см. Аджита Кесакамбали). В классический период индийской философии чарвака отождествляется с lokдyata (о причинах этой идентификации см. Локаятики). Собственные тексты чарваки до нас не дошли: надежды возлагались на трактат Джаярши "Татгвопаплавасинха" (7 в.), который оказался все же скорее скептическим, чем материалистическим. Основные источники по чарваке - посвященные ей главы компендиумов, излагавших основоположения всех систем своего времени: джайнская "Шаддаршана-самуччая" (гл. 7), ведантийские "Сарвадаршанасиддхантасанграха" (гл. 1) и "Сарвадаршанасанграха" (гл. 1). Воззрения чарваки отличались цельностью, но не сложностью. Единственный достоверный источник знания - чувственное восприятие (на умозаключение полагаться не следует). Индивид есть единство четырех материальных элементов (земля, вода, огонь, ветер), которые, соединившись особьм образом, производят сознание, подобно тому как из некоторых ингредиентов образуется алкогольный напиток (принципиальный недостаток этой аналогии в том, чтоуказанные ингредиенты уже составляются носителем разума). Из этого следует, что сознание исчезает после разрушения тела, а потому единственная цель существования - земные радости, воздаяния за дела - выдумка, религиозные обряды - эксплуатация предрассудков, а священные тексты - средство обогащения жрецов.

R К. Шохин

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАТУШКОТИКА

ЧАТУШКОТИКА (санскр. catuskotikд - четырехвершинная) - обозначение тетралеммы в индийской философии. Чатушкотика восходит к шраманскому периоду, эпохе Будды, но буддисты не были ее изобретателями (как полагали многие индологи), а лишь утилизовали ее. Так, среди брахманов и шраманов, обсуждавших границы вселенной, некоторые отвергали три трактовки, по которым она безгранична, ограничена, безгранична и ограничена одновременно, и предложили четвертую - что она ни та, ни другая (Дигха-никая 1.23-24). Философы-паравраджака, которые сформулировали набор основных мировоззренческих топиков, предлагали своим собеседникам выбор из тетралеммного решения проблем вечности мира, его бесконечности, идентичности или различия души и тела, существования рожденных сверхъестественным образом существ и существования или несуществования "совершенного" после смерти (Маджджхима-никая 1.230-233 и т. д.). Их современники, выразительно названные буддистами "скользкими угрями" (см. Амаравиккхепики), одним из которых был Санджая Белаттхипутта, предложили модель "антитетралеммы" - отрицания всех четырех возможностей решения этих проблем. Очевидное продолжение этой диалектической модели обнаруживается в знаменитом "молчании Будды" в ответ на те же вопросы. Виднейшим преемником шраманских философов и Будды был Нагарджуна, основное сочинение которого "Муламадхьямака-карика" открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей - от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого (1.1), тогда как в одной из последних глав отрицается предикация существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого по отношению к нирване (XXV.4-16). После Нагарджуны чатушкотика в ее "отрицательном" варианте стала широко применяться в полемике классических систем-даршан.

В. К. Шохин

ЧЕЛОВЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ

ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ - термин политической антропологии, означающий доминанту сознания и поведения, связанную с политикой, на которую возлагаются надежды в решении наиболее значимых проблем человеческого бытия. Хотя определение человека как существа политического принадлежит Аристотелю, современный смысл этого понятия далеко расходится с представлениями античной классики. У Аристотеля политический человек выступает как синоним общественного человека - существа, реализующего свою естественную сущность жизнью в полисе - городе-государстве. Для античного полиса характерен синкретизм общественных функций гражданина - хозяйственно-управленческой, политической, культурной. Этот синкретизм в значительной мере был унаследован средневековьем, когда представители первого сословия выступали и организаторами хозяйственной жизни, и держателями власти, и носителями функций культурной элиты. Эта целостность начала распадаться на заре европейского Нового времени. Обособление бюргерства как носителя торгово-предпринимательской активности и его тяжба с сеньорами выступали как конфликт экономического человека с человеком политическим, ревниво относящимся к сужению своих прерогатив. Этот конфликт продолжается по сей день, породив на Западе ситуацию "двух культур" (Ч. Сноу, Д. Белл). В рамках понятия производства общественного экономический человек выступает носителем производительной функции, а политический человек - перераспределительной. Антагонизм этих функций породил противоречие между демократией свободы, связанной с ничем не ограниченной гражданской самодеятельностью бюргерства, и демократией равенства, связанной с деятельностью политического человека как перераспределителя национального богатства в пользу экономически неэффективных членов общества, заинтересованных в патерналистском государстве. Соответственно сталкиваются два европейских мифа: миф саморегулирующегося рыночного общества, не нуждающегося в каких бы то ни было вмешательствах политики, и миф тотального государственно-политического регулирования, преодолевающего стихии рынка, как и все другие иррациональные стихии.

Характерно, что оба мифа апеллируют к идеалу рациональности: экономический человек обвиняет в иррациональности политического человека, а последний в свою очередь осуждает иррациональность нерегулируемой частной воли. Со времен зарождения европейской социал-демократии и кейнсианства антагонизм экономического и политического человека получил форму институционализированного конфликта, породив чередование фаз левого-правого (монетаристскокейнсианского) цикла: нахождение у власти социал-демократов олицетворяет доминанту политического человека с его перераспределительными интенциями; приход к власти правых (монетаристов) означает реванш экономического человека, Критикующего расточительность социального государства и его инфляционистские эффекты. Начиная с 70-х гг. 20 в. холодная война между двумя "мировыми лагерями" - социалистическим и капиталистическим - развертывалась как соперничество между политическим и экономическим человеком. Идеологией первого был дряхлеющий коммунизм, второго - набравший силу либерализм в обличье чикагской школы. Реванш экономического человека над политическим - волюнтаристом и перераспределигелем, нарушающим "законы рынка", мог бы казаться "окончательным", если бы не сокрушительные неудачи новейшего либерального эксперимента в России. На новом витке исторического цикла можно ожидать новой активизации политического человека, собирающего под свои знамена всех обездоленных и недовольных.

А. С. Панарин

ЧЕЛОВЕК СПОСОБНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧЕЛОВЕК-МАШИНА"

«ЧЕЛОВЕК-МАШИНА» (L’homme machine) - трактат Ж.О.Ламетри. Впервые анонимно издан в Лейдене в 1747 (во Франции он сразу же был запрещен). В 18 в. переиздавался не менее 10 раз и приобрел общеевропейскую известность.

Основные идеи трактата: 1) «Во Вселенной существует всего одна только субстанция и человек является самым совершенным ее проявлением» (Соч. М., 1976, с. 236); 2) «Все способности души настолько зависят от особой организации мозга и всего тела, что в сущности представляют собой не что иное, как результат этой организации...» (там же, с. 226); 3) «Душа является только движущим началом или чувствующей материальной частью мозга, которую... можно считать главным элементом всей нашей машины...» (там же, с. 232); 4) «Все составные части души могут быть сведены к одному только образующему их воображению» (там же, с. 210). Человеческое тело - это самозаводящаяся машина, а состояния души всегда соответствуют аналогичным состояниям тела. Человек и животные повинуются одному и тому же «естественному закону» - не делай другому того, чего не желаешь себе; однако преимущества человека - организация его мозга и воспитание. Русский перевод В.Констанца (1911), В.Левицкого (1925).

Литература:

Лит. к ст. Ламетри.

О.В.Суворов

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛПАНОВ

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович [16(28) апреля 1862, Мариуполь -13 февраля 1936, Москва] - русский философ, психолог, логик. В 1887 окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Философию и психологию изучал у Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Штумпфа. В 1890 в качестве приват-доцента начал преподавание философии в Московском университете, с 1892 в Киевском университете, где основал психологический семинарий и в 1897 стал профессором. В 1907-23 возглавлял кафедру философии Московского университета и Психологический институт(1912).

Как философа Челпанова часто относят к неокантианцам, хотя докторская диссертация "Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" (Киев, 1896-1904, ч. 1-2) свидетельствует только об активной включенности в собственно кантианскую проблематику, но не выявляет его отношения ни к баденской, ни к марбургской неокантианским школам. Как психолог Челпанов был представителем "эмпирического" направления, которое проблему параллелизма души и тела считало важнейшей и центральной. "Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, - писал Челпанов в работе "Мозг и душа" (СПб., 1900), - во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм". Важное место в философском творчестве Челпанова заняло его "Введение в философию" (Киев, 1905) с ярко выраженным гносеологизмом в установлении границ и пределов познания, т. к. оно, распространяясь на область материального, духовного и сверхопытного, все же не беспредельно. Для успешного функционирования познавательной деятельности необходимо заранее определить, "что может наш ум познать и от познания чего он должен отказаться навсегда".

Соч.: О современных философских направлениях. К., 1902; Учебник логики. К.-Одесса, 1906; Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908-1909 гг. М., 1909; Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Объективная психология в России и Америке. М., 1925; Очерки психологии. М.-Л-, 1926; Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927; Социальная психология или условные рефлексы? М.-Л., 1928.

Лит.: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891-1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916; Ждан А. Н. Г. И. Челпанов.- "Вестник МГУ". Серия 14. Психология, 1994, № 2; Умрихин В. В. "Идеогенез" и "сопиогенез" науки в творчестве Г. И. Челпанова.- "Вопросы психологии", 1994, № 1.

А. И. Абрамов

ЧЕРНОВ

ЧЕРНОВ Виктор Михайлович [19 ноября (1 декабря) 1873, Камышин - 15 апреля 1952, Нью-Йорк] - русский политический деятель; один из лидеров и теоретиков партии эсеров времени ее основания в 1902, разработал ее программу в 1904. В 1917 министр земледелия во Временном правительстве, в 1918 председатель Учредительного собрания, после его разгона - член Уфимского государственного совещания. В 1920 нелегально пересек границу, жил во Франции, Чехословакии, других странах Европы. Участвовал в движении Сопротивления, затем уехал в Америку. В своем варианте неонародничества обращался к началам новейшего философского и психологического знания (в частности, неокантианству) и разработал "на уровне социальности" центральную посылку махизма о ключевом месте человеческого опыта и способах его обработки. Опыт - начало начал не только в логике и философии, но и в теории общественного развития. Чернов считал субъекта - как его носителя - мерилом истины, а личность - решающей силой истории. Отрицал приложимость идей Маркса к крестьянской России, критически относился к решению в марксизме национального, и в первую очередь славянского, вопроса, претендовал на выработку синтетического мировоззрения. В эмиграции разрабатывал концепцию "конструктивного социализма" как прикладного социализма с ориентацией на личность и установкой на "очеловечивание человечества". "Серп" и "молот" должны третьим революционным собратом иметь "книгу" (Конструктивный социализм, ч. 1. Прага, 1925, с. 23).

Соч.: Философские и социологические этюды. М., 1907; Перед бурей. Воспоминания. Нью-Йорк, 1953. Лет.: Был ли у России выбор (Н. И. Бухарин и В. М. Чернов в социально-философских дискуссиях 20-х годов). М., 1996.

И. Е. Задорозкток

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович [12(24) июля 1828, Саратов - 17(29) октября 1889, там же] - русский философ, писатель, публицист, литературный критик. В 1846-50 учился на историко-филологическом отделении Петербургского университета, в 1851-53 преподавал литературу в Саратовской гимназии. В эти годы сформировались его республиканские и социалистические убеждения. Овладение гегелевским философским наследием привело Чернышевского к выводу, что общие принципы, выдвинутые Гегелем, отличаются широтой и мощью, применение же их самим немецким мыслителем к анализу конкретной действительности обнаруживает его непоследовательность, ограниченность и политический консерватизм. Лучшим философом столетия Чернышевский считал Л. Фейербаха и материалистически осваивал гегелевскую диалектику при посредстве фейербахианства.

Русские его предшественники - В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

Научная, литературная и политическая деятельность Чернышевского началась в 1853, когда он стал сотрудником журнала "Современник", заняв в нем ведущее положение. Чернышевский работает также над диссертацией "Эстетические отношения искусства к действительности", которую защищает в 1855. В ней обосновывались принципы материалистической эстетики, искусство ориентировалось на изучение и преобразование жизни, служение обществу. В 1855-56 публикует "Очерки гоголевского периода русской литературы", в которых наряду с литературными рассматриваются социальные и философские проблемы. Сила человека, утверждает Чернышевский, зависит от знания действительности; только действуя в соответствии с законами окружающего мира, человек способен добиваться его изменения. Развитию философского материализма посвящена его работа "Антропологический принцип в философии" и некоторые другие произведения. Со второй половины 1850-х гг. Чернышевский возглавил революционно-демократическую группу публицистов. Его влияние испытывали нелегальные организации. В условиях революционной ситуации кон. 1850-х - нач. 1860-х гг. Чернышевский выдвинул и обосновал свои взгляды о будущем России. Он полагал, что страна может миновать стадию капитализма и встать на путь развития, ведущий к социализму. В России сохранилась крестьянская община, которая, несмотря на свою архаичность, способна, по мнению Чернышевского, послужить исходным пунктом для создания отношений, исключающих частную собственность и эксплуатацию. Но эта возможность станет действительностью лишь при благоприятных внешних обстоятельствах: отставший народ минует средние ступени развития и перейдет прямо с низшей на высшую, если он будет иметь передовых соседей и испытывать их влияние. Если же Россия начнет первой, то революция, которая в ней назревает, будет демократической, но не социалистической.

В 1862-64 Чернышевский находился в заключении в Петропавловской крепости, где им был написан роман "Что делать?". В 1864 с помощью подлогов был осужден на 7 лет каторги, после отбытия которой в Нерчинском округе Восточной Сибири сослан в еще более глухое место - Вилюйск, где жил в местном остроге. Литературный труд ему был запрещен, и лишь немногие произведения, созданные в Сибири, сохранились (среди них роман "Пролог", написанный на каторге). В 1883 после переговоров правительства с народовольцами Чернышевский переведен в Астрахань (в обмен на отказ "Народной воли" от террора при коронации Александра III). По просьбе сына Чернышевскому было разрешено незадолго до кончины переехать в Саратов. Соч.: Поли. собр. соч., т. 1-16. М., 1939-53. Лит.: Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография, ч. 1-4. Саратов, 1978-94; Н. Г. Чернышевский в воспоминаниях современников. М.,1982. Архивы: РГАЛИ, ф. 1; ГДМ Чернышевского.

А. Д. Сухов

ЧЁРЧ

ЧЁРЧ (Church) Алонзо (14 июня 1903, Вашингтон -1995) - американский логик, математик, профессор Принстонского (1929-67) и Калифорнийского (с 1967) университетов. Внес значительный вклад в математическую логику, теорию алгоритмов, компьютерную математику. Развивал т. н. функциональный подход в основаниях математики, инициированный М. И. Шейнфинкелем. На основе введенного им оператора функциональной абстракции λ (ламбда-оператор) Чёрч построил исчисления ?-конверсии и ввел понятие ?-определимости: функция λ определима, если она может быть представлена как объект некоторого ?-исчисления; следовательно, эффективно вычислима. Т. о., понятие ?-определимости уточняет интуитивное понятие алгоритма. Чёрч привел первый пример (1935, опубликован в 1936) неразрешимого перечислимого множества. Доказал (1936) неразрешимость проблемы разрешения для узкого исчисления предикатов. Выдвинул (1936) т. н. тезис Чёрча: всякая эффективно вычислимая функция является общекурсивной. Чёрч известен также исследованиями в области логической семантики и модальной логики. Ему принадлежит известная "Библиография математической логики" от ее истоков до 1935 включительно. Чёрч - один из основателей журнала "Journal of Symbolic Logic" (1936) и его редактор до 1979.

Соч.: A Set of Postulates for the Foundation of Logic.- "Annal Mathemathic", 1932, sei. 2, v. 33, N 2; 1933, sei . 2, v. 34, N 4; An Insolvable Problem of Elementary Number Theory.- "American Journal Mathemathic", 1936, v. 58, N 2; The Calcul of Lambda-cjnversion. Princeton, 1951; Введение в математическую логику, т. 1. М-, I960.

3. А. Кузичева, А. С. Кузшев

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ (санскр. catvanarya-satyani) - ядро буддийской доктрины, сформулированное Буддой во время его первой проповеди под Бенаресом. Признаются всеми буддийскими школами. Четыре благородные истины - это истина о духкхе (страдании, неудовлетворенности), о возникновении (самудая), прекращении (ниродха) и пути к прекращению духкхи (восьмеричный благородный путь). Хотя духкха является очень важным буддийским понятием, все же главное "открытие" Будды связано не столько с содержанием этого понятия, сколько с его употреблением в системе четырехчленной методологической парадигмы: констатация явления, обнаружение его причины, исследование возможности устранения этой причины и методы ее устранения. Не случайно Будду сравнивают с целителем, не только обнаружившим и диагностировавшим корень всех болезней, т. е. тех аспектов и явлений человеческой жизни, которые препятствуют духовному освобождению, но и открывшим системный метод их радикального устранения, заключающийся в сочетании культуры поведения с культурой психики и культурой мудрости (см. Восьмеричный путь). В. Г. Лысенко

ЧЖАН ДУНСУНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖАН ЦЗАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖИ-СИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖОУ ДУНЬИ

ЧЖОУ ДУНЬИ (Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, ЧжоуЮань-гун) [1017, Индао (современный уезд Даосянь провинции Хунань) -14 июля 1073, Лушань провинции Цзянси] - китайский философ и литератор, основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036-71 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были братья Чэн ( Чэн Две, Чэн И). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319 - князь Даого; 1714 - "древний мудрец").

1лавные философские сочинения - "Тай цзи ту шо" ("Изъяснение "Плана Великого предела") и "Тун шу" ("Книга проникновения"), или "И тун" ("Проникновение в "Перемены""). "Тай цзи ту шо" представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме ("Плану Великого предела"), производной от аналогичной схемы даоса Чэнь 1уаня (10 в.). По "Тай цзи ту шо", все многообразие мира: силы инь ян, "пять элементов" (в трактате названы "пятью пневмами"), четыре времени года, а также добро и зло, "пять постоянств", вплоть до "тьмы дел" - исходит из "Великого предела" (тай цзи). Тот в свою очередь следует за "Беспредельным", или "Пределом отсутствия/небытия". Порождающая функция "Великого предела" реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга "движение" и "покой". Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма. Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т. е. у цзи ("Беспредельное"), проявляется в качестве "подлинности/искренности" ("он). Эта категория, совмещающая онтологический ("путь Неба") и антропологический ("путь человека") смысл, в "Тун шу" заняла центральное место. Определяющая высшее благо и "совершенномудрие" "подлинность/ искренность" в идеале требует "главенства покоя", т. е. отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи - сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики), основанную прежде всего на " Чжоу и", мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосскобуддистская проблематика.

Лит.: Бичурин Н. Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов.- "Московский телеграф", 1832, ч. 48, № 21-23, с. 3-33,157-197,285-316; Кривцов В. А. Китайский космогонический трактат XI века.- "ВФ", 1958, № 12; Еремеев В. Е. Чертеж антропокосма. М., 1993.

А. И. Кобзев

Предыдущая страница Следующая страница